Григорьев методика обучения игре на скрипке. Особенности изучения штрихов в начальный период обучения игре на скрипке. Как играть на скрипке – основные штрихи

Шайхатдарова Милеуша Минахметовна

Преподаватель по классу скрипки

Первой квалификационной категории

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Методика обучения игре на музыкальном инструменте (скрипка).

Скрипичная методика развивалась исторически. В прошлом методические работы, школы и трактаты создавали такие выдающиеся скрипачи, как Франческо Джеминиани, Джузеппе Тартини и многие другие. Была широко известна школа Леопольда Моцарта, не потерявшая известной ценности и в наши дни. Отличительная черта современной методики - стремление к широкому использованию научных данных, главным образом – физиологии, психологии, общей педагогики.

Достижения нашей отечественной скрипичной школы обобщены во многих трудах крупнейших педагогов и теоретиков: Ауэра, Лесмана, Струве, Ф. и И. Ямпольских, Мостраса, Янкелевича и многих других.

Задача педагога по музыкальному инструменту, его кредо – неуклонная борьба за повышение роли искусства в его воздействии на духовное становление личности, воспитание человека.

В работе педагога по музыкальному инструменту должна быть опора на принципы общей педагогики, должно иметь место методов и связь учебного и воспитательного процессов. Воспитывающее обучение преследует задачу развития общих навыков, внимания, воли, эмоций, художественных потребностей и нравственности ученика. В осуществлении принципа «воспитывающего обучения» первостепенную роль играет именно педагог по музыкальному инструменту.

Основная задача преподавателя – это единство художественного и технического развития при ведущем значении художественного начала. При этом художественное начало должно быть связано с двигательным, слуховым и слухо-двигательными методами обучения. Именно слухо-двигательный метод представляет единство художественного и технического развития. В обучении каждого воспитанника необходим индивидуальный подход, систематичность и последовательность, нарушение которых приводит к плохим результатам.

С первых же уроков преподаватель должен воспитывать в ученике сознательное отношение ко всему, что он делает. Важнейшее условие сознательных занятий – это понимание учеником цели выполняемой работы, способы их достижений, самоконтроль.

Мозг закладывает программу о будущей музыке, а голос – инструмент наиболее близкий к мозгу. Мозговые сигналы не должны проходить через руки и все тело, поэтому развитие слуха, ритма и других

музыкальных представлений через пение наиболее просто для учащегося. При игре на инструменте задействуются сложные механизмы нейронов мозга, преобразующие, образно говоря, мысли в движения, звуки и наоборот.

Изучаемый материал должен быть обязательно привязан к практике, тогда результаты очень ощутимы - от изучения гаммы до концерта на 3 страницы. Это значит, что любой музыкальный материал перед игрой на инструменте должен быть осознан и пропет.

Педагог может контролировать развитие слуха через пение, закладывать нужную информацию о музыке: , чтение нот, постановка ритма, фразировка, нюансировка, характер и т.д.

Необходимо всегда учитывать возрастные особенности. Учащиеся младшего возраста еще не могут смотреть на музыку как на свою будущую специальность. Но с годами каждый учащийся, избравший музыку своей профессией, рано или поздно делает вывод – кем быть: педагогом или исполнителем. Это вопрос индивидуальности. Но преподавать должен уметь каждый.

Практика показывает, что далеко не каждый выдающийся исполнитель может быть хорошим педагогом, как не каждый хороший педагог бывает выдающимся виртуозом.

Методика проведения урока.

Преподаватель готовится к каждому уроку, продумывает и намечает план его построения. На урок готовится нужный материал: ноты, пособия, аудио и видеозаписи и прочее. В зависимости от ситуации возможно варьирование урока, внесение в него импровизационного начала.

Урок проводится поэтапно:

    Проверка домашнего задания.

    Работа с учеником над изучаемым материалом.

Предпочтительнее выявить центральную задачу урока, сосредоточив внимание на ней нежели чем перегружать урок замечаниями, которые задерживают развитие ученика.

Основные способы работы педагога на уроке – это показ на инструменте и словесное пояснение. Таким образом педагог показывает ученику изучаемый материал, способы работы над ним, исполнительские приемы. Педагог должен быть интересным ученику, общительным и доброжелательным человеком. Здесь очень важно единство эмоционально-художественных и рациональных методов воздействия на ученика.

Порядок прохождения на уроке изучаемого материала должен постоянно варьироваться. Оптимальный темп урока – прекрасное средство активизации деятельности ученика. А форма урока должна соответствовать задаче.

Примерные типы уроков:

    Прослушивание произведения целиком и выявление наиболее существенных недостатков исполнения, концентрация на них внимания ученика.

    Работа над художественным образом и техническими трудностями произведения.

    Проведение урока в форме образца, направляющего ученика на дальнейшую самостоятельную работу.

Эффективность урока возможна только при взаимном творческом к нему отношении, как педагога, так и ученика.

Необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика, избегая шаблонности в преподавании. Негативно сказываются на преподавании следующие действия некоторых педагогов, такие как:

Требование от ученика безоговорочного повиновения себе;

- «натаскивание» на кажущуюся ему правильной на данный момент трактовку.

На уроке должны быть четкая формулировка и программирование домашнего задания, показ способов его выполнения, регламентация времени на каждый раздел, составление расписания «рабочего дня» ученика.

Необходим график работы ученика:

Четкая регламентация сроков выполнения определенного объема программы;

Выступлений на академических концертах и экзаменах.

Методические вопросы вообще не обсуждаются с маленькими детьми (4-6 лет). Во время постановки рук с ними нужно общаться, концентрируя их внимание подходящими образами и сравнениями на ощущениях рук и корпуса.
Вместо объяснений - непосредственная физическая передача ощущений: педагог "лепит" постановку своими руками. Попросту говоря, играет руками ребенка. Очень важно с первых шагов добиться свободы тела ученика, послушности рук, "пластилиновости". Это достигается предварительными играми-упражнениями и психологической подготовкой.

Например, можно сказать ученику: "Скрипка - самый трудный музыкальный инструмент, поэтому к нему нужно относиться очень серьезно и не делать неправильных движений с самого начала. Но я тебе обязательно буду помогать, я не хочу, чтобы тебе было трудно учиться. Я буду играть твоими руками, тогда они привыкнут к правильным движениям" и т.д. Это главный смысл, уровень языка с малышами может быть еще более доступным и простым.

"Маленькие дети соображают спинным мозгом". Это выражение отражает правду о том, что двигательные ощущения - первичны, а логическое осмысление играет второстепенную роль (3-5 лет). Двигательная память развита очень сильно, все навыки прививаются чрезвычайно быстро и сразу уходят в подсознание, т.е. автоматизируются.
Поэтому на педагоге лежит огромная ответственность: если будут привиты неправильные движения - времени на исправление уйдет потом гораздо больше

Отмечается частый факт лени и недобросовестности учеников, из-за чего педагоги затрудняются и терпеливо борются с лентяями.

Список литературы.

Методическое пособие Курс лекций и практических занятий по методике обучения игре на скрипке (альте) рассчитанный на учащихся III - IV курса муз.училищ. Рецензент: заслуженный деятель искусств РТ, профессор КГК Борис Вольфович Каплун.

- c татья Методика обучения игре на в вопросах и ответах. hllp // art - olimp . com // МЭЦ- Кординационный центр проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
-Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010

- «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХ1», 2006

-«Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7, составитель Руденко В.И.

Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХ1», 2006

Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХ1», 2007

Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины. СПб, «Композитор», 2004

Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М., «Классика XXI», 2006

Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной выразительности. М., «Классика ХХ1», 2006

Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Как написал Л. С. Ауэр в книге «Моя школа игры на скрипке» Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.: «Сколько бы ни подчеркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности преувеличить их. К лучшему или к худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося».

Действительно, начальное обучение игре на скрипке связано с целым комплексом проблем и ограничений. Величайшим достижением педагога является нахождение индивидуального подхода к ребенку, умение заинтересовать его музыкой и одновременно правильное (с первых же уроков) обучение работы с инструментом.

Мы не зря упомянули прежде об увлечении музыкой. Чем о правильной игре. Детям младшего возраста в соответствии с их восприятием очень важно не потерять желания учиться. Вот как пишут об этом С. Афанасенко и Л. Габышева Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.: «Ребенок, пришедший с более или менее выраженным желанием играть на скрипке, вынужден поначалу терпеливо ждать, пока это станет возможным. А до этого он мирится с очень скучной работой - воспроизведением монотонно длящихся звуков на открытых струнах и игрой, будто на балалайке. Даже несколько позже, когда ученик уже играет смычком и всеми пальцами левой руки, он по требованию учителя время от времени возвращается к подобной «музыке», мало напоминающей настоящую игру скрипачей».

В данной работе мы разберем основные особенности обучения детей, начинающих играть на скрипке, работая с методологическим материалом по этому вопросу. Отдельно посвятим главы традиционной и современной школе обучения игре на скрипке, а также остановимся на проблемах, связанных с психологическими и методологическими особенностями данного вопроса.

В заключении мы обобщим опыты исследований данного вопроса, попытаемся выявить сильные и слабые стороны каждой школы.

1. Прошлые методики преподавания игры на скрипке

М. Берлянчик Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. в своей работе «Основы воспитания начинающего скрипача» пишет: «Широкое обучение детей скрипичной игре в настоящее время, в соотнесении с достигнутым уровнем отечественного исполнительства, находится в кризисном состоянии. Среди многих и разных причин выделим то обстоятельство, что на вооружении педагогов до сих пор нет обобщающего труда по современной теории и методике начального обучения скрипача. В условиях отсутствия даже учебника по курсу методики для музыкальных вузов и училищ педагогическая практика может опираться лишь на сравнительно немногочисленные работы. Посвященные отдельным сторонам скрипичного исполнительства - интонации, звукоизвлечению, аппликатуре, штриховой технике и пр. (труды И. А. Лесмана, К. Г. Мостраса, В. Ю. Григорьева, И. М. Ямпольского, М. Б. Либермана, А. А. Ширинского и д. р.), а так же на первые опыты обобщения творческой деятельности выдающихся отечественных педагогов - Л. Ауэра, Л. Цейтлина, А. Ямпольского, Ю. Эйдлина, Ю. Янкелевича, Б. Беленького и исполнителей-педагогов Д. Ойстраха, Л. Когана, М. Ваймана, Б. Гутникова, Э. Грача. Но в этих публикациях, ставших ныне доступными для новых поколений скрипачей, вопросы начального обучения не выделены».

Действительно, можно назвать лишь три работы, посвященные непосредственной начальному обучению игре на скрипке: работа Б. А. Струве «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов» (1952), учебно-методическое пособие Т. В. Погожевой «Вопросы методики обучения игре на скрипке» (1963) и переводной труд К. Флеша «Искусство скрипичной игры», первая часть которого в русском переводе была издана в 1964 г.

Работа Струве, несмотря на многие устаревшие положения и высказывания (особенно касающиеся вопросов идеологического порядка) остается, пожалуй, чуть ли не единственной в нашей литературе попыткой привлечь внимание читателя-педагога к самостоятельным размышлениям о коренных проблемах обучения детей скрипичной игре. К сожалению, ряд прозорливых замечаний автора (например, работы над постановкой рук, звукоизвлечением, интонированием) не получили дальнейшей разработки.

Методологические позиции пособия Погожевой сегодня во многом представляются устаревшими. В частности - из-за явной «рецептурности» рекомендаций, тенденции рассматривать формирование исполнительских навыков в русле рефлекторной теории, стремления регламентировать процесс развития скрипача, распределив компоненты его мастерства по этапам-классам независимо от индивидуальных особенностей дарования детей.

Что же касается капитального труда Флеша, то в нем, как и в вышеупомянутых работах, посвященных отдельным сторонам исполнительства, теоретические и методические положения даны без учета возрастных особенностей учащегося, что не позволяет составить представление о существовании у крупнейшего зарубежного педагога цельной системы начального обучения скрипача.

Необходимо отметить, что в широкой практике методика начального обучения скрипачей в ходе исторического развития складывалась сугубо эмпирически. К настоящему времени она оказалась оторванной, с одной стороны, от научного анализа и обобщения передовой практики отечественных и зарубежных исполнительских школ, а с другой, - от достижений современной науки: методологически важных для детской скрипичной педагогики данных искусствоведения и эстетики, психологии и физиологии, теоретического и исполнительского музыкознания.

Практические наблюдения и анализ имеющейся (весьма скромной) методической литературы убеждают нас, что до сих пор остаются неясными самые существенные вопросы содержания и построения начальных этапов обучения. Между тем, хорошо известно, что именно самое начало занятий на скрипке, его целевые установки, профессиональный уровень и реальные достижения определяют судьбу скрипача на всех следующих стадиях подготовки.

Остановимся подробней на принципах работы с учениками «старой» школы.

В прошлом развитие техники скрипача шло по пути применения огромного количества упражнений для левой и правой рук (достаточно вспомнить известные сборники Генкеля, О. Шевчика и др.). Бесконечное и механическое их повторение не только притупляло музыкальное чувство, но и не приносило большой пользы техническому развитию, ибо при этом осуществляло сознательное отношение к выполнению упражнения, не было точного и достоверного объяснения сущности того или иного игрового приема.

Метод «разобщенной постановки рук» (как один из постулатов принципа «разделения задач») - упражнения для каждой руки выполнялись отдельно. Любопытно, что обоснованные возражения против этого метода выдвигались еще в тридцатые годы, например, В. Н. Римским-Корсаковым. Предвосхищая современные научные представления, он справедливо писал тогда, что отдельные механические приемы «никогда не дадут конечного итога - музыкального исполнения - и сами собой даже не объединяются в общий процесс игры, если они не будут подчинены совершенно определенной, высшей, по сравнению с ними, психофизиологической (нервной) работе» Римский-Корсаков В. Н. К вопросу о стабильном учебнике в школе для смычковых инструментов // Сов. музыка. 1934. № 10..

Не придавалось достаточного значения работе предплечья правой руки, уделялось внимание только действиям кисти, изолированной от движений всей руки, которая, будучи прижатой к корпусу, постоянно находилась в низком положении. Для того. Чтобы рука не отходила от корпуса, подкладывались различные предметы: книги, щетки, тарелки и проч.

Такое положение правой руки при отсутствии естественного вращательного движения предплечья (так называемой пронации) обусловливало почти вертикальное ее движение и отвесное положение кисти. Результатом этого было слабое звучание в верхней части смычка.

Для выравнивания силы звука на протяжении всего смычка искусственно ослабляли звук у колодки, используя небольшое количество волоса, а в верхней части смычка играли всей его шириной.

2. Со временная школа игры на скрипке

скрипка образование методологический

Основным отличием современной преподавательской практики от опыта прошлых достижений в этой сфере является комплексный подход к обучению игре на скрипке. Здесь имеются в виду одновременное развитие в учащемся разных качеств и свойств, таких как художественное, литературное, физическое и, конечно, музыкальное развитие ребенка. В настоящий момент немыслимо просто научить ребенка просто правильно держать инструмент и извлекать из него нужные звуки.

Современная эстетика и педагогика предлагает учить ребенка чувствовать музыку, задействуя ее связь с литературой (подбор и чтение стихов, сочинение песен и т. д.), живописью (рисунок мелодии, подбор картин под определенную музыку), танцами (развитие пластических и артистических качеств ученика).

Разные скрипичные школы предлагают свои методы. Остановимся на самых интересных, на наш взгляд, программах.

Важный шаг в подготовке методологического основания изучения игре на скрипке сделал М. М. Бернянчик в своей книге «Основы воспитания начинающего скрипача» Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000., в ней он подробно изложил проблемы современной музыкальной педагогики, дал с оценку разных систем обучения, а главное, предложил свою, учитывающую различные факторы обучения: «предложенные три апологии системы начального учения скрипача - мышление, технология - творчество - и должны были привлечь внимание читателя к необходимой опоре прежде всего на последовательное развитие музыкально-инструментального мышления ребенка и его неизбывную потребность в творческой деятельности. Технология же, поглощающая ныне максимум усилий учеников и педагогов, не случайно поставлена в центр этой триады. Тем самым хотелось подчеркнуть, что, с одной стороны. Полноценное овладение ею, бесспорно, имеет основополагающее значение для становления мастерства скрипача. Но, с другой стороны, она бесплодна для него как Искусства, если не управляется мышлением и не питается живительными соками творчества».

Вот выдержки из статьи Турчаниновой Г. С Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.. «Насущные проблемы начального обучения скрипача. Комплексное развитие музыкального мышления и скрипичных навыков», в которой она представляет свои основные идеи по поводу работы с детьми, начинающими обучение игре на скрипке:

В скрипичные классы сегодня приходят дети, обладающие самым разным уровнем общих и музыкальных способностей. По этой причине их воспитание должно преследовать сразу несколько целей. Главными из них, на наш взгляд, являются: 1) пробуждение интереса к музыке и любви к избранному инструменту: 2) воспитание умения мобилизовать внимание во время занятий; 3) формирование слуховых представлений как основы музыкального мышления; 4) развитие мышечно-двигательной культуры и игровых навыков.

Музыкально-слуховые представления, как известно, возникают и развиваются не самопроизвольно, а в процессе целенаправленной музыкальной деятельности как один из необходимых ее компонентов. К таким необходимым видам деятельности, относятся, наряду с пением, подбор по слуху, сочинение, транспонирование и др. Их целесообразно использовать не только на музыкально-теоретических занятиях, но и в скрипичных классах, причем именно на ранней стадии обучения.

С первого урока ребенок всеми доступными средствами приобщается к игре на скрипке, к представлению хотя бы простейших музыкальных образов, к творческой работе. Для этого вовсе не обязательно ждать, когда ребенок научится правильно держать инструмент или овладеет нотной грамотой - можно на первых же занятиях играть щипком на открытых струнах сочиненные детьми песенки. Скрипку при этом нужно класть на стол так, чтобы ее головка располагалась справа, а подгрифок слева от ученика. Затем педагог показывает прием извлечения звука щипком. У ребят это получается без особого труда.

С первого же прикосновения к скрипке важно вслушиваться в ее звучание. У каждой струны есть свой ярко выраженный тембр, дети это сразу понимают. Четыре струны - это четыре разнохарактерных образа, осталось только их назвать. Для детей это не составляет труда: струну Соль они обычно отдают медведю, Ре - собачке, Ля - лягушке, а Ми - птичке или мышке. Затем попробуем спеть эти звуки, прислушиваясь к звучанию скрипки и собственного голоса.

После этого ребенку предлагается придумать стишок. Тут же к словам пристраивается «музыка» - ученик играет на скрипке (щипком) и одновременно поет песенку.

Если ученик не знает нотной грамоты, одновременно с сочинением и игрой песенок он начинает ее изучать. В этом случае ребенок записывает только те звуки, которые он играет и поет. Попутно выясняется, какой из звуков звучит выше (тоньше), а какой - ниже (толще). После этого ученик сам пробует записать свою песенку.

На первых уроках можно приступить и к транспонированию, которому в дальнейшем придается большое значение. Делается это так. Сначала педагог рассказывает какую-либо сказочную историю. Например, жил-был на свете зайчик, пошел гулять, по дороге запел песню (поется песня, только что придуманная ребенком, которой тут же подпевает). Затем педагог на фортепиано или на скрипке импровизирует нисходящую мелодию: «Шел-шел зайчик и пришел… К кому?» - «К медведю!» - кричит малыш. - «Правильно. Захотел и медведь спеть ту же песенку. Сыграй ее на скрипке! Где Мишкина струна? А теперь и спой! Трудно? Тогда спою я, - педагог поет соль малой октавы, - а ты спой такой же звук, только по тоньше, как бы его спел маленький мишутка». Если транспонируется песенка типа «Лягушки», то ее поют в соль мажоре (педагог подыгрывает на инструменте) .

Эффективным методом комплексного воспитания начинающего скрипача, важны фактором развития его музыкального и скрипичного мышления является раннее ознакомление с позициями, которое тесно переплетается с транспонированием. Значительную помощь в этом также оказывает детское творчество. Дети охотно продолжают сочинять песенки. Используя тетрахорды и интервалы, образующиеся при игре в позициях. Тексты песенок они либо придумывают, либо используют известные.

Предварительно, еще до начала собственно игры на скрипке, вводятся понятия полутона и тона, как самое тесное и более широкое расстояние между двумя звуками. Это происходит и во время пения, и при расстановке пальцев на грифе. Затем формируется навык группового «разбрасывания» (то есть одновременной расстановки) пальцев по звукам мажорного тетрахорда (полутом между 2-м и 3-м пальцами). «Падение» пальцев организуется так, чтобы ученик ощущал ведущую роль 4-го пальца в этом действии.

Как только ребенок научился «разбрасывать» пальцы, он начинает осваивать (без скрипки) движения в локтевом суставе (как при смене позиций). При этом дети обязательно следят за собранностью пальцев и сами мысленно производят их «разброску». Затем осваивается мажорный тетрахорд в первой позиции (на струнах Ля и Ре). Его освоению предшествует сольфеджирование и транспонирование пьес и этюдов, составленных на его основе. Таким образом, к началу игры на скрипке ребенок хорошо представляет внутренним слухом то, что он будет играть.

Следующий этап - скольжение левой руки по грифу, затем осваивается перемещение руки в пятую позицию», - все это предлагается выполнять разучивать доступным для ученика языком, с помощью песен и стихов.

Ознакомившись с передвижением руки вдоль грифа. Ученик переносит в третью позицию мажорный тетрахорд. Ранее освоенный в первой позиции. При этом ему сообщается, что чем выше позиция, тем уже надо бросать пальцы. К этому времени ребенок уже знаком с понятием «интервал», знает он и конкретные интервалы - большие и малые секунды (тон, полутон), квинты, кварты. Поэтому, перемещая в третью позицию некоторые пьесы, ранее игранные в первой (например. «Петушок»), нет нужды говорить ребенку о том. Что пальцы надо ставить отдельно.

Поначалу ученик играет щипком. Одновременно, конечно, ведется работа над его правой рукой. При первой же возможности (критерии: качество звука и определенная стабилизация игровых движений) можно соединить работу рук на отдельных коротких подпевках ….

Опыт использования подобных методов убеждает в том, что раннее введение позиций в сочетании с активизацией слуха и воспитанием творческих способностей дает ряд преимуществ в развитии юного скрипача. Прежде всего, - развиваются предпосылки абстрактного мышления - формируется способность музыкально игровых обобщений. Что активизирует внутренний слух и освоение грифа. Игра в позициях и связанное с ней транспонирование заметно оживляют процесс освоения первоначальной постановки. Дети часто сами предлагают транспонировать новую пьесу в другую тональность или исполнить ее в другой позиции.

Опыт показал также, что дети, которые в первом классе не знакомились с игрой в позициях, гораздо труднее осваивают потом все виды переходов. Таким ученикам не сразу удается хороший переход даже через открытую струну, не говоря уже о правильном скольжении по грифу. А пятая позиция надолго портит настроение ученику и педагогу.

Описанные методы заметно обогащают представления начинающих скрипачей о различных тональностях и их музыкальном значении. Квинтовое соотношение струн помогает запомнить четыре мажорных диезных тональности (с тониками соль, ре, ля, ми). Затем к ним добавляются минорные - дети твердо знают параллельные тональности мажора и минора от одного до четырех знаков. Потом осваиваются до мажор и ля минор, мажорные бемольные тональности (в обратном порядке - от 1-го пальца на струне Ми - с тониками фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль) .

Именно на первом году обучения необходимо вести наиболее глубокую, разностороннюю и тщательную работу с начинающими, учитывая, с одной стороны, их возможности, с другой - перспективу формирования основных музыкально-исполнительских умений и навыков. При таком подходе обеспечивается качественное исполнение начального репертуара (пусть и не слишком сложного), создаются лучшие предпосылки для более последовательного и устойчивого овладения всеми компонентами игры на скрипке в последующие годы.

Галина Турчанинова предлагает следующую методику проведения первых, ознакомительных уроков: «На первый урок к малышам приходят все ученики класса. Они поздравляют новичков со вступлением в мир музыки. Затем проводится небольшой концерт с целью заинтересовать детей перспективой занятий на скрипке… И в дальнейшем мы стараемся широко использовать внеклассную работу для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к занятиям музыкой, расширять их образное восприятие. С этой целью регулярно проводятся собрания всего класса (что очень сплачивает ребят), которые включают в себя выступления детей, прослушивание музыки и записи, исполнение собственных сочинений, сообщения о юбилейных датах музыкантов, художников и писателей, музыкальные игры. На подобных собрания присутствуют и родители».

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к образной стороне звучания. Используется также домашняя работа. Каждый раз он получает какое-либо творческое задание: сочинить варианты стихов к мелодической подпевке, подобрать соответствующую картинку или нарисовать ее самому.

В период освоения нотной грамоты и постановки пальцев каждую струну скрипки можно «окрасить» в свой цвет: Соль будет коричневой, Ре - зеленой, Ля - красной, Ми - голубой. Запись соответствующим цветом подпевок и коротких песенок, исполняемых на разных струнах, помогает привлекать внимание ребят к тембровой стороне звучания. Этой же цели служат нотные карточки. С их помощью ребенок может составлять записи мелодии, еще не умея писать ноты. На каждой карточке тем или иным цветом нарисована одна нота. А на обороте обозначено ее название и проставлен палец. Карточки, таким образом, помогают начинающему самостоятельно проверять правильность запоминания нот и аппликатуры. И даже после овладения первоначальными основами нотной грамоты запись нот различными цветами и складывание мелодий из карточек какое-то время полезно сохранять. Так как благодаря этому стимулируется образное видение ребенка и активизируется его ориентировка в звукоряде, способствующая развитию музыкального мышления.

Владение позициями и их сменами - один из наиболее существенных компонентов техники левой руки скрипача. Выдающийся скрипичный педагог Ю. И. Янкелевич указывал, что «встречающиеся в педагогической практике случаи затрудненного развития техники… часто бывают связаны именно с дефектами в приемах смен позиций». Велико значение игры в позициях и для художественной стороны исполнения. Поскольку каждая струна скрипки обладает характерным тембром, смены позиций представляют неограниченные возможности сохранения или противопоставления тембров внутри музыкальных фраз и предложений, расширяя тем самым колористическую палитру звучания.

В старых школах, как известно, первая позиция изучалась продолжительное время. Прежде чем приступить к игре в других позициях, учащийся должен был пройти достаточно трудные этюды и пьесы (в различных тональностях, с применением разных штрихов, двойных нот, быстрых темпов) в первой позиции. Освоение второй, третьей позиции и последующих позиций. Таким образом, искусственно отрывалось от изучения приемов игры в первой позиции. Что создавало значительные трудности на пути ее естественного и гармоничного овладения основами скрипичной техники. Поэтому современная методика рекомендует начинать изучение позиций и переходов как можно раньше. Программа класса скрипки детских музыкальных школ предусматривает эту работу со второго класса. На взгляд Г. Турчаниновой, начало ознакомления с позициями должен определять не срок обучения, а наличие предпосылок, обеспечивающих успешность этой работы. К таким предпосылкам относятся: отсутствие излишних мышечных напряжений а приспособлении рук к инструменту, свобода игровых движений левой и правой рук, чистота интонирования (умение самостоятельно корректировать неточные звуки), определенная подвижность пальцев.

Первый шаг в изучении позиций, состоит в том, что ученику следует показать и разъяснить принцип игры во второй и третьей позициях. При этом он должен осознать связь перемещения левой руки вдоль грифа с сохранением группового расположения пальцев и соответствующим изменением расстояний между ними. Этой цели служат два способа:

транспонирование мелодии, исполняемой идентичной аппликатурой,

повторение мелодии в одной и той же тональности в различных позициях с изменением аппликатуры.

Заключение

Таким образом, в настоящий момент ведутся довольно успешные поиски наиболее удачной системы обучения детей игре на скрипке. Отметим основные принципы современной системы образования, суммируя вышеизложенное.

Принцип опоры обучения на развитие выраженных свойств, склонностей и способностей. Данный принцип определяет, что «вход» в систему мастерства целесообразен путем оптимизации развития специфических сторон дарования учащегося.

Принцип обучения начинающего скрипача на высоком уровне требований профессионального мастерства. Данный принцип реализуется в самых разных ипостасях - в ходе изучения музыкальных произведений и овладения средствами их исполнения, он пронизывает, в сущности, весь учебный процесс - от первых шагов до завершающих стадий.

Принцип совместно-продуктивной деятельности находит свое претворение, прежде всего в самом начальном периоде обучения, когда целостно закладывается база владения инструментом, развития музыкального мышления и творческого отношения к занятиям.

Принцип вариативности - весьма важный блок системной теории развития основ скрипично-исполнительского мастерства. Направления его реализации в практике учения скрипача, в том числе и в начальной стадии, множественны и исключительно существенны. Они прямо связаны с развитием аналитического мышления в сфере музыкально-интерпретаторского творчества и технологии скрипичной игры, с формированием обобщенных (инвариантных) инструментальных навыков-моделей, с повторением и накоплением материала и многим другим. Этот принцип нужно рассматривать в качестве альтернативы существующей в учебной практике однозначной нормативности, не допускающей отклонений и варьирования тех застывших, но якобы незыблемых эталонов, которые утвердились в представления определенного числа педагогов.

Принцип преемственности в учении начинающего скрипача столь же многозначен, как и предыдущие принципы. Он требует прежде всего выявления базового комплекса (системы свойств, навыков), который должен быть заложен в фундамент здания мастерства с самого начала. А затем с помощью разных педагогических средств этот комплекс может служить фактором достижения нового уровня последовательного развития.

Список литературы

Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.

Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

Григорьев В. Ю. Проблемы звукоизвлечения на скрипке: Принципы и методы, М. 1991.

Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.

Римский-Корсаков В. Н. К вопросу о стабильном учебнике в школе для смычковых инструментов // Сов. музыка. 1934. № 10.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Знакомство с основными причинами снижения учебно-воспитательного потенциала массовой школы. Общая характеристика методологических принципов построения модели качественного химического образования. Рассмотрение факторов, влияющих на процесс обучения.

    реферат , добавлен 14.02.2016

    Характеристика основных частей программного материала по физическому воспитанию учащихся 1-9 классов общеобразовательной школы. Рассмотрение урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. Технология обучения школьников игре в баскетбол.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2012

    Методика обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол. Формирование действий с мячом. Правила игры. Двигательная активность и её значение для детей дошкольного возраста. Методика и анализ проведения констатирующего и формирующего эксперимента.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2011

    Характеристика системы образования в Соединенных штатах Америки, Великобритании и Германии (типы школ, система обучения). Рассмотрение методики преподавания истории в школах в каждой из стран (цели и задачи, осуществление преподавания, методы обучения).

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Знакомство с основными особенностями ролевой игры в обучении диалогической речи на уроках английского языка. Общая характеристика психолого-педагогических основ обучения диалогической речи. Рассмотрение видов ролевых игр: свободные, контролируемые.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2015

    Самостоятельные работы. Система дидактических принципов. Дидактические системы. Преподавание и учение как компоненты дидактической системы. Содержание образования в современной школе. Методы и формы контроля за результатами обучения. Методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2008

    Знакомство с основными особенностями итальянских университетов, анализ требований при поступлении. Общая характеристика римского университета La Sapienza, история появления и развития. Рассмотрение этапов расчета финансовых расходов на один учебный год.

    доклад , добавлен 30.04.2015

    Кризис современного школьного образования и история формирования стандартов, их функции, роль и назначение в системе обучения. Методика преподавания функциональной линии по математическим стандартам. Анализ различных учебных пособий по математике.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2012

    Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой. Предмет, цели и задачи. Методы обучения психологии. Современные тенденции развития образования. Характеристика процесса обучения и его связь с учением.

    методичка , добавлен 14.09.2007

    Особенности физического развития старшеклассников. Основные принципы игры в Дартс. Формы и методы обучения игре учащихся старших классов. Бросок - главный элемент в Дартсею, характеристика его фаз. Разработка методики обучения технике прицельного броска.

Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

По праву считают королевой музыки. Инструмент имеет красивую утончённую форму и нежный бархатный тембр. В восточных странах, человек, который умеет хорошо играть на скрипке, приравнивается к богу. Хороший скрипач, не просто играет на скрипке, он заставляет инструмент петь.

Основным моментом игры на музыкальном инструменте является постановка. Руки музыканта должны быть мягкими, нежными, но в тоже время сильными, а пальцы упругими, цепкими: расслабленность без расхлябанности и зажатость без судорожности.

Правильный подбор инструмента

Нужно учитывать возраст и физиологические особенности начинающего музыканта. Существуют такие размеры скрипок: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Маленьким скрипачам лучше начинать с 1/16 или с 1/8, а взрослым можно подобрать удобную скрипку под себя. не должен быть большой, это вызывает трудности при постановке и игре. Все силы уходят на поддержку инструмента и как результат, – зажатые руки. При в I позиции, левая рука должна быть согнута в локте под углом 45 градусов. При подборе мостика учитывают размер скрипки и физиологию ученика. Струны нужно покупать аккордами, их структура должна быть мягкая.

Техника игры на скрипке для левой руки

Постановка:

  1. кисть находится на уровне глаз, рука немного повернута влево;
  2. 1-я фаланга большого и 2-я фаланга среднего пальцев удерживают шейку скрипки, образуя «кольцо»;
  3. разворот локтевого сустава 45 градусов;
  4. прямая линия от локтя до костяшек пальцев: кисть не проваливается и не выпирает;
  5. в игре участвуют четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец (1, 2. 3, 4), они должны быть закруглены и «смотреть» подушечками на струны;
  6. палец ставится на подушечку четким ударом, прижимая струну к грифу.

Как играть на скрипке – приёмы для левой руки

Беглость зависит от быстроты постановки и снятия пальцев на струну.

Вибрация – придание красивого звучания длинным нотам.

  • локтевая – долгое ритмичное покачивание левой руки от плеча до подушечки пальца;
  • кистевая – короткое покачивание кисти руки;
  • пальцевая – быстрое покачивание фаланга пальца.

Переходы в позиции выполняются путём плавного скольжения большого пальца по шейке скрипки.

Трель и форшлаг – быстрое обыгрывание главной ноты.

Флажолет – лёгкое прижатие струны мизинцем.

Техника игры на скрипке для правой руки

Постановка:

  1. смычок держится у колодочки подушечкой большого и 2-й фалангой среднего пальца, образующих «кольцо»; 2-ми фалангами указательного и безымянного пальцев, и подушечкой мизинца;
  2. движение смычка идет перпендикулярно струнам, между подставкой и грифом. Нужно добиваться певучего звучания без скрипа и свиста;
  3. игра всем смычком. Движение вниз от колодочки (НЧ) – рука согнута в локте и кисти, небольшой толчок указательным пальцем и рука постепенно распрямляется. Движение вверх от кончика (ВЧ) – рука от плеча до костяшек пальцев образуют почти прямую линию, небольшой толчок безымянным пальцем и рука постепенно сгибается:
  4. игра кистью – волнообразное движение кисти с помощью указательного и безымянного пальца.

Как играть на скрипке – основные штрихи

  • Деташе – одна нота на смычок, плавное движение.
  • Легато – связное, плавное звучание двух и больше нот.
  • Спиккато – короткий прерывистый штрих, выполняется кистью в НЧ смычка.
  • Сотийе – дублированное спиккато.
  • Тремоло – выполняется кистью. Короткое длительное повторение одной ноты в ВЧ смычка.
  • Стаккато – острый штрих, подпрыгивание смычка в НЧ на одном месте.
  • Мартле – быстрое акцентированное проведение смычка.
  • Маркато – короткое мартле.

Технические приёмы для левой и правой руки

  • Пиццикато – щипок струны. Чаще выполняется правой, но иногда и левой рукой.
  • Двойные ноты и аккорды – несколько пальцев левой руки одновременно ставится на гриф, смычок проводится по двум струнам.

Знаменитая Кампанелла из скрипичного концерта Паганини

Завалко Екатерина Владимировна,

кандидат педагогических наук, докторант
Национального педагогического
университета им. М. П. Драгоманова, Киев
[email protected]

Проблема воспитания духовной культуры человека актуализирует вопросы поиска наиболее эффективных подходов и методов образования. Учитывая, что в последние десятилетия широко распространилось обучение игре на различных инструментах с раннего возраста, насущным требованием времени становится обновление существующих традиционных форм и методов в соответствии с возрастными особенностями детей и запросами современного общества. Такое обновление связано, прежде всего, с внедрением инновационных методов обучения игре на скрипке.
В скрипичной педагогике под методикой понимают теорию игры на скрипки и скрипичного обучения, те закономерности, способы, пути достижения целей, поставленные обществом перед скрипачом-исполнителем и педагогом, которые обусловлены современным состоянием знаний и их эффективностью .
Всѐ чаще в современной научно-педагогической литературе встречается понятие «инновация», которое по-разному толкуется исследователями. Проанализировав определение данного понятия, можно выделить ключевые аспекты, с которыми согласны большинство ученых:
- инновация – это новые внедрения в определенной системе, введение новаций или нововведения;
- не всѐ новое можно считать инновационным, а лишь то, что имеет прогрессивное содержание, развивает, совершенствует систему;
- совершенствование может происходить как за счет привнесения в систему новых связей и элементов, так и на основе оптимизации существующей структуры.
Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным, чем в массовой практике и культурной традиции, процессом становления личности, с другим взглядом и подходом к образовательному процессу . Таким образом, инновационная методика скрипичного обучения – это инновационная система взглядов и методов, объединенная единым фундаментальным замыслом, предусматривающая более эффективную реализацию процесса музыкального обучения.
Более тридцати лет во всем мире известна инновационная методика обучения игре на скрипке "Colourstrings" («Цветные струны»). Методика разработана венгерским педагогом-скрипачом Г. Зилвеем (G. Szilvey) и основывается на принципах системы музыкального воспитания Золтана Кодая. Благодаря методике «Цветные струны» многие поколения детей стали как музыкантами-профессионалами, так и любителями. Эта методика начального обучения игре на скрипке успешно используется во многих странах и, к сожалению, почти неизвестна в Украине и России.
Таким образом, целью данной статьи является анализ методики Г. Зилвея «Цветные струны» и выделение ее инновационных аспектов, которые позволяют интенсифицировать процесс начального обучения игре на скрипке.
Методика основывается на принципах музыкального воспитания З. Кодая, среди них отметим:
- любовь к музыке: каждому ребенку необходимо прививать любовь к музыке через музыкальные занятия;
- охват разных целевых аудиторий: музыкальное образование должно готовить не только будущих профессионалов, но и любителей – тех, кто будет посещать музыкальные концерты;
- овладение музыкальной грамотностью: «... слышать то, что вы видите в нотах, и видеть то, что вы слышите...»;
- раннее музыкальное развитие: музыкальное образование должно начинаться как можно раньше – «за девять месяцев до рождения матери»;
- регулярность и постепенность музыкальных занятий;
- пение – основа музыкального образования. Пение имеет глубокое влияние на ребенка: оно влияет на физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие и является самым доступным для детей музыкальным инструментом;
- принцип родного языка: обучение должно основываться на родном языке – народном фольклоре той страны, в которой живет ребенок .
Отметим, что в методике Г. Зилвея акцент смещается с процесса овладения игрой на скрипке на самого ребенка, что помогает ему удовлетворить потребности в музыкальном развитии. «Мое желание создать скрипичную методику, ориентированную на ребенка, продолжающую традиции музыкального воспитания З. Кодая: гармоничное равновесие между развитием музыкального восприятия и инструментальной техники, овладение музыкальной теорией и развитие эмоциональности ребенка, поэтому пение, слушание, игра на инструменте, нотная грамота в методике неразделимы» .
По нашему мнению, инновационным и творческим подходом в методике является ее разделение на три этапа: "Music kindergarten" ("Музыка для дошкольников") – подготовка к обучению игре на скрипке; обучение игре на скрипке на основе релятивного сольфеджио; обучение игре на скрипке на основе абсолютной системы (структуру учебно-методического материала см. в табл. 1).

Таблица 1

Структура учебно-методического материала

Раздел методики
Дидактический материал
Основное содержание
Подготовительный
"Music kindergarten"
Серия "Singing – Rhythm Rascals": цветные книжки, книжки с упражнениями и музыкальный материал на CD:
"Singing Rascals Pentatonic"
"Singing Rascals LA"
"Singing Rascals DO"
"Rhythm Rascals TA"
"Rhythm Rascals TI-TI"
Учебный материал мотивирует и подготавливает ребенка к дальнейшему овладению игрой на инструменте
Обучение игре на скрипке на основе релятивного сольфеджио Книга "А"
"Duettini"
Овладение постановкой рук, основными навыками игры на скрипке
Книга "В"
"Duettini"
"Sonatini"
"Sonata I"
"Colourful I"
Овладение базовыми ритмическими формулами и игра мелодий, основанных на пентатонике
Книга "C"
"Sonatini"
"Sonata I"
"Colourful I"
Дальнейшее совершенствование элементарных навыков игры на скрипке
Книга "D"
"Sonata IІ"
"Easy chamber music"
Игра мелодий, основанных на диатонике
Обучение игре на скрипке на основе абсолютной системы "Scales I"
"Scales II"
"Sonata IV"
Переход к абсолютной системе нотации
Книга "E"
"Sonata III"
"Sonata V"
"Easy chamber music"
"Colourful II"
Изучение основных паттернов расположения пальцев на грифе
Книга "F"
"Sonata VII"
"Duos III"
"Scales III"
"Colourful III"
"Easy chamber music"
Совершенствование скрипичной техники
"Yellow Pages I"
"Duos II"
Овладение различными ритмическими трудностями
"Yellow Pages IІ"
"Duos II"
Овладение сложными ритмами и орнаментикой
"Yellow Pages ІIІ"
"Sonata VI"
Овладение и совершенствование базовых штрихов

Так, уже на подготовительном этапе методика комплексно реализует основные идеи системы музыкального воспитания З. Кодая – в частности, основную его идею: «Музыка принадлежит всем». С помощью специально разработанного музыкального материала – "Singing Rascals" и "Rhythm Rascals" Г. Зилвей стремится создать творческую музыкальную среду в каждом доме, где растут дети. С целью повышения интереса детей к музыкальным занятиям им разработана серия музыкальных сказок, рассказов, книжек с донотной записью и записаны музыкальные произведения для домашнего прослушивания. Таким образом, доинструментальная подготовка включает пение песен, исполнение упражнений, знакомство с донотной музыкальной записью.
Значительно облегчает ребенку овладение нотной записью донотная запись, которая моделирует при помощи рисунка 1–2 характеристики музыкального звучания. В разработанных Г. Зилвеям тетрадях с донотной записью происходит постепенный переход от изображения мелодии при помощи рисунка до приближения к ее реальной нотной записи. Также в тетрадях с донотной записью дети постепенно переходят от простого раскрашивания картинок к самостоятельной записи мелодий.

Основной раздел методики – это обучение на основе релятивного сольфеджио. В четырех книгах – "А", "В", "С", "D" – представлен материал для овладения ребенком начальными навыками игры на скрипке, развития музыкального слуха, ритмического чувства и овладения основами ансамблевого музицирования. Одной из главных особенностей данных книг является использование цвета и визуальных презентаций. С помощью цвета активизируется процесс обучения, он делается более простым и приятным. Ритм, высота звука, интервалы, элементы музыкальной грамоты подаются визуально, в соответствии с особенностями детского восприятия.
Даже ребенок, который только начинает играть на скрипке, сразу чувствует и различает ярко выраженный тембр каждой струны. Основываясь на этой особенности, Г. Зилвей за каждой струной закрепил свой визуальный образ: струне Соль соответствует образ медведя, Ре – папы, Ля – мамы, Ми – птички. Кроме визуального образа, каждая струна имеет соответствующий цвет: соль – зеленая, ре – красная, ля – синяя и ми – желтая.

Визуальные презентации позволяют ребенку уже при первом знакомстве со скрипкой и струнами не только овладевать навыками чтения с листа, но и сделать данный процесс очень приятным и интересным. Тем самым устанавливаются первые связи между игрой, чтением с листа и попытками вслушиваться в собственную игру, что является основой всей дальнейшей работы по овладению игрой на скрипке.
Несмотря на удовольствие и доступность учебного процесса для ребенка, автор методики с первых уроков решает сложную задачу – создание фундамента качественной инструментальной техники. Так, в истории обучения игре на скрипке это первая попытка использования пиццикато левой руки на начальных уроках, а также внедрение инновационной идеи «номерного» пиццикато (пиццикато всеми пальцами левой руки). Большое внимание уделяется овладению с первых уроков игре в разных позициях, игре натуральных октавных флажолетов как в середине грифа, так и в самых высоких позициях. Отметим, что дети сначала учатся играть натуральные флажолеты и лишь затем переходят к становлению пальцев на гриф в первой позиции. Кроме свободного владения всем грифом, флажолеты позволяют настроить слух ребенка на качественное звучание: флажолеты звучат только при хорошем звукоизвлечении.
Кроме овладения навыками игры на инструменте, Г. Зилвей в своей методике придает особое значение развитию у ученика навыков чистого интонирования мелодии голосом, поэтому каждый урок содержит пение песен со словами и сольфеджирование. В пособиях используются достаточно простые мелодии; сначала это песни на одной-двух нотах, постепенно происходит переход к пентатоническим и диатоническим мелодиям.
Метод релятивной сольмизации З. Кодая, ставший основой данной методики, используется не только для овладения пением и нотной грамотой, но и для развития навыков скрипичной игры. Так, использование ключа ДО (тоники) позволяет юному исполнителю с помощью транспонирования играть песенки от любого звука и овладевать, таким образом, всем грифом уже на начальном этапе обучения.
Отметим также, что методика сочетает в себе формы индивидуального и группового обучения. С первых уроков обучения ребенок овладевает основами камерного музицирования и ансамблевой игры с помощью игры различных дуэтов, трио, квартетов и пьес для камерного оркестра. Такая разнообразная ансамблевая игра способствует социализации ребенка и проявлению его лидерских и коммуникативных качеств.
Урок по данной методике должен быть творческим и включать следующие элементы: использование цвета и визуальных презентаций, чтение с листа; овладение навыками скрипичной игры путем подражания, создание собственных мелодий и их запись; транспонирование на основе релятивной системы; импровизацию; пение.
Остановимся более подробно на содержании и музыкальном материале основных четырех книг методики «Цветные струны». Музыкальный материал «Книга А» концентрируется на овладении постановкой и знакомит ребенка с основными движениями правой и левой рук. На начальном этапе Г. Зилвей сознательно избегает проблем интонации благодаря использованию открытых струн и натуральных флажолетов.
Мелодии в этой книге построены на пентатонике, а интервалы (so-mi, la-so, la-so-mi, so-mi-do, la-so-mi-do) воспроизводятся с помощью различных комбинаций натуральных флажолетов и открытых струн. Первые страницы книги посвящены знакомству с ритмическими длительностями нот (четвертной нотой – «TA», двумя восьмыми «ТИ-ТИ», половинной нотой «ТА-А», четвертной паузой). С первых уроков используется пиццикато как левой, так и правой рукой. Игра смычком также применяется с самого начала, но рекомендуется, чтобы учитель помогал ученику в ведении смычка и сохранении правильного расположения пальцев на смычке.
Отметим, что данная книга содержит материал для ансамблевой игры. Простые дуэты на открытых струнах сосредоточены, главным образом, на ритмической стороне исполнения. Дуэты могут выполняться различными вариантами, в зависимости от потребностей ученика и его технических возможностей. Так, если ребенок уже ставит пальцы на гриф, то он может импровизировать мелодию в заданном ритме, а также сочетать открытые струны и флажолеты, пиццикато левой и правой руками.
«Книга B» помогает ребенку в овладении постановкой пальцев на гриф, которое происходит постепенно, начиная с первого пальца (нота re сответсвенно релятивной сольмизации, открытая струна – это нота do), шаг за шагом осваивается весь пентахорд (do-re-mi-fa-so) и используются все пальцы. Изучение нового звука пентахорда происходит в три шага: звук поется, воспринимается и только потом воспроизводится. Такая последовательность стимулирует ребенка исправлять интонационные ошибки, ведь, если сыгранный звук отличается от спетого, ребенок должен исправить интонацию.
Постановка пальцев на гриф также практикуется вместе с переходом к октавному флажолету и от него. Такие упражнения помогают ученику устранить избыточное давление пальца на гриф, ведь флажолеты требуют очень мягкого прикосновения. Переход вниз от октавного флажолета к пальцу в первой позиции помогает находить и запоминать правильное положение как всей руки, так и отдельного пальца.
Также в данной книге представлены упражнения для транспонирования. Ребенок учится играть мелодии на слух, играть их разной аппликатурой, в разных позициях. В заданиях для транспонирования используются короткие песни, достаточно легкие технически, которые ребенок знает наизусть. Отметим, что вначале транспонирование должно осуществляться под руководством учителя. Также важно иметь в виду, что данные упражнения не ставят целью овладеть новой позицией или расположением пальцев сознательно: они подсознательно готовят ученика к игре в любой позиции и разной аппликатурой.
Материал «Книги С» акцентирует внимание на совершенствование техники правой руки. Ученик знакомится с обозначениями направления ведения смычка и сознательным распределением смычка, начинает овладевать игрой legato. Отметим, что в предыдущих книгах автор сознательно не акцентировал внимание на распределении смычка: ученик играл в той части смычка, где ему удобно, преимущественно используя игру целым смычком с разной скоростью (когда необходимо на целый смычок сыграть четвертую и восьмую ноты). Знакомство с распределением смычка происходит с помощью специальных меток частей смычка (верхняя половина, нижняя половина, середина) и игры упражнений на открытых струнах. Также в данной книге ученик знакомится с двойными нотами, которые сначала играют на открытых струнах, что позволяет овладеть тремя положениями локтя, необходимыми для двойных нот.
«Книга D» начинается с ознакомления ребенка с новым расположением пальцев левой руки – минорным пентахордом, вводятся диатонические мажорные и минорные гаммы. Отметим, что данная книга делает еще один шаг на пути к традиционной нотации. В данной книге постепенно исчезают цвета, и в конце весь материал подается в черно-белом цвете. Именно после этой книги происходит переход от релятивной нотации к абсолютной. После инструментального материала «Цветные струны» можно переходить к традиционному учебному материалу, игре концертов, сонат и пьес.
Подытоживая анализ методики Г. Зилвея «Цветные струны», отметим ее инновационные аспекты: разделение процесса обучения игре на скрипке на три этапа (доиструментальная подготовка, игра на основе релятивной системы, игра на основе абсолютной нотации); интенсификация овладения нотной грамотой и развития музыкального слуха за счет использование цвета и визуальных образов, релятивной сольмизации; оптимизация овладения игрой на скрипке использование «номерного» пиццикато, игры натуральных флажолетов по всему грифу, транспонирования и импровизации мелодий. Данные аспекты позволяют значительно повысить эффективность начального этапа в овладении игрой на скрипке и заложить каждому ребенку прочный фундамент музыкальности. Отметим, что методика «Цветные струны» способствует развитию у каждого ребенка не только музыкальных способностей, но и концентрации внимания, памяти, координации, навыков общения, дисциплины и тем самым помогает в обучении всем другим предметам.

Литература

1. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. – М.: издательский дом «Классика-ХХІ», 2006. – 256 с.
2. Завалко К.В. Дитяча скрипкова педагогіка: інноваційний підхід / К.В. Завалко. Монографія. – Ч.: ЦТНІ, 2011. – 324 с.
3. Кодай З. Избранные статьи. – М., 1983.
4. Ходанович А.И. Инновационный аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3, С. 73-75.
5. Micheal Houlahan, Philip Tacka Kodaly Today: A Cognitive Approach to Elementary Music Education – Oxford University Press, USA, 2008 – 632 p.
6. Szilvay G Singing Rascals Pentatonic – Exercise Book for elementary ‘reading’ of music. Published by Tammi, 1991.
7. Szilvay G. Singing Rascals Pentatonic / Geza Szilvay, Tuulia Hyrske, Angela Ailes. – Ebenezer Baylis & Son Ltd, Worcester, 1991.
8. Szilvay G. Violin ABC Book A. – Fennica Genrman, 2001.
9. Szilvay G. Violin ABC Book C. – Fennica Genrman, 2001.
10. Szilvay G. Violin ABC Book D. – Fennica Genrman, 2001.
11. Szilvay G. Violin ABC Book В. – Fennica Genrman, 2001.
12. Szilvay G. Violin ABC Handbook for Teachers and Parents. – Fennica Genrman, 2002.

Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.

У этого факта есть несколько причин:

Снижение интереса к классической музыке,

Пассивность родителей,

Компьютерная зависимость детей.

Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.

Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.

Первая встреча педагога с учеником – важный момент. Для ребёнка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит педагог, манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о том, как он проводит свободное время. Всё это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним.

На первый урок ученик приходит без скрипки. Ему 5 или 6 лет. Он очень хочет заниматься, но представлений о занятиях и об инструменте у него нет.

Познакомившись и подобрав ему нужный по размеру инструмент, обязательно показываю ученику скрипку, даю в руки подержать и потрогать. Вместе смотрим, из чего скрипка сделана. Выясняем, что деревянная. Спрашиваю, какие деревья знает ребёнок, и рассказываю, из каких именно делается скрипочка (ёлочка и клён). Ставлю инструмент рядом с малышом и начинаю знакомить его с частями скрипки. Сам ученик принимает в этом активное участие.- Что у нас находиться на самом верху? - Голова. – А скрипочка у нас маленькая, у неё головка. – Дальше у нас с тобой идет шея, а у скрипочки? Ученик отвечает: - шейка. Так мы с ним находим туловище (корпус инструмента), талию, плечи, выясняем, откуда доносится звук – ротик.

Беру в руки скрипку и играю на ней разные по характеру песенки: например “Песенку про чибиса” М. Иорданского, “Колыбельную” И. Дунаевского, “Майскую песенку” В. Моцарта. Спрашиваю, на что похожа музыка? Всегда слышу правильный ответ: - На песню.

Показываю ученику струны: “Их всего четыре, но на них можно всё сыграть. Скрипка не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, кто умеет её слушать, понимает, о чём она поёт”.

Дальше, знакомя ученика с названием струн, стараюсь дать им образные характеристики. Например: “Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-и-и! ми -и-и! Вторая струна – звонкая, ля . У неё всегда хорошее настроение и она поёт, как кузнечик. А вот третья струна – серьёзная, деловая, ре. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре! А всё оттого, что когда ребята начинают на ней учиться играть и делают при этом много ошибок, струна ре очень сердится. Наконец, четвёртая струна, соль . Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов. Попробуй щипком все четыре струны и запомни их: ми, ля, ре, соль.

Итак, мы познакомились со скрипкой, с её четырьмя струнами. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика набором трудных иностранных названий. Лучше знакомиться с частями скрипки и смычка постепенно, по мере практической надобности.

Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой:

1. В первую очередь начинаю с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

1) “кулачки ”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.

2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.

2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.

3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе мне помогают следующие упражнения:

1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.

2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).

4. Чтобы подготовить к работе левую руку мне помогают следующие упражнения:

1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.

2) “зеркальце” : кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя.

5. Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:

1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания” , другая – “иди сюда”.

2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).

Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.

На следующем уроке добавляю новые упражнения. В каком объёме проводить эти упражнения зависит от индивидуальных способностей ученика. Я всегда стараюсь не перегружать его внимания. Даже при непродолжительном проведении упражнений ученик устаёт, и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок.

Усаживаю ученика рядом с собой за фортепиано и знакомлю его с песенкой, которую он будет разучивать. Сначала пою сама со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разбираемся с её содержанием и характером. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом. После разучивания её полезно исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом.

Закончив упражнения по развитию слуха, обязательно повторяем то, что было пройдено на уроке: название струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук. Подводя итог урока, обращаю внимание ученика на то, чему он уже научился, что получается хорошо, обязательно его похвалю. И на первом уроке задаю домашнее задание: - вспомнить всё, что делали в классе и повторить.

Если вижу радостные глаза ребёнка и его желание придти на следующий урок, значит цель достигнута и я смогла его заинтересовать и увлечь. И это для меня маленькая победа.

Список литературы

1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.

2) Мильтонян С. Вводный курс скрипичной постановки. М., 1987.

3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.

4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.

5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.