Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права

Гуманитарная наука об общих и специальных закономерностях возникновения, развития и действия права и государства, их взаимосвязи, природе, общесоциальном и общечеловеческом назначении, о содержании, формах, исторических судьбах, месте и роли в… … Элементарные начала общей теории права

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Юридический словарь

Теория государства и права - (англ theory of state and law) общетеоретическая отрасль юридической науки, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; сущность, типы, формы, функции, структуру и механизм действия государства и права … Энциклопедия права

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - англ. theory, state and law; нем. Theorie vom Staat und Recht. Соц. правовая наука, являющаяся системой знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и гос. правовых явлений.… … Энциклопедия социологии

Теория государства и права - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

теория государства и права - общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и… … Большой юридический словарь

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения. становления и развития государства и… … Энциклопедия юриста

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства… … Энциклопедический словарь конституционного права

Теория государства и права - система знаний о сущности государства и права, о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно правовых явлений, выступающая методологической основой для отраслевых юридических наук. Имеет тесную связь с …

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - англ. theory, state and law; нем. Theorie vom Staat und Recht. Соц. правовая наука, являющаяся системой знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и гос. правовых явлений … Толковый словарь по социологии

Институционализма теория государства и права - М. Ориу, Г. Ренар (Франция) тесно связана с институционализмом как с широкой политико социологической концепцией, отразившей усложнение политической организации общества. В представлении институционализма высокоразвитое общество выступает как… … Теория государства и права в схемах и определениях


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Т. Н. Радько

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Москва 2009




2-е издание

УДК 340(075.8) ББК 67.0я73 Р15
Радько Т.Н.

Р15 Хрестоматия по теории государства и права / под общей ред. И. И. Лизиковой. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2009. - 720 с.

18ВЫ 978-5-392-00415-7

В хрестоматии представлены основные положения из работ известных мыслителей (философов, юристов, экономистов), относящиеся к теории государства и права или к государству и праву вообще.

Хрестоматия будет полезна аспирантам, преподавателям, студентам, выполняющим курсовые и дипломные работы по теории государства и права, а также всем, кто интересуется историей возникновения и развития важных государственно-правовых концепций.

Составитель выражает благодарность Д. Горбунову, С. Недобежкину, А. Кожевникову, Е. Кашкиной за оказанную помощь в подготовке хресто­матии.

УДК 340(075.8) ББК67.0я73

Учебное издание Радько Тимофей Николаевич ХРЕСТОМАТИЯ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Хрестоматия

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.002845.03.08 от 31.03.2008 г.

Подписано в печать 01.08.08. Формат 60 х 90 "/и-Печать офсетная. Печ. л. 45,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 5495

ООО «Проспект» 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.

Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

9785392004157


© Т.Н. Радько, 2009

© ООО « Проспект», 2009


| Предисловие

Предлагаемая хрестоматия предназначена для использования в качестве учебного пособия по теории государства и права. Ее целью является дать читателю возможность знакомиться с основными произведени­ями известных философов, политиков, юристов, реко­мендованными при изучении курса теории государства и права не в интерпретации другими авторами, а прак­тически по первоисточникам. Она несомненно будет способствовать совершенствованию учебного процес­са, поскольку расширяет познавательные возможнос­ти студентов, аспирантов, преподавателей при подго­товке к занятиям, выполнении курсовых и дипломных работ, написании научных статей и диссертаций.

Хрестоматии по теории государства и права по­явились не так давно, их издание - новая практика издателей российской юридической литературы. Од­ной из первых была хрестоматия, подготовленная про­фессором В.Н. Хропанюком («Интерстиль». М, 1998). В настоящее время она стала библиографической ред­костью.

Затем вышла более обстоятельная работа В.В. Ла­зарева и СВ. Липеня (изд-во «Юристъ». М., 2001). Она была издана в 2-х томах, в ней представлены важные положения из работ многих философов, социологов, политологов и юристов, необходимые для обстоятель­ного изучения теории государства и права.

Настоящая хрестоматия подготовлена примерно в таком же русле, как и вышеназванные. В ней представ­лены общеизвестные авторы и их работы (Н.Н. Алексе­ев, Ю.С. Гамбаров, Г. Гроций, И.А. Ильин, Н.М. Корку- Д

нов, И. Кант, П. Сорокин, Л.И. Петражицкий, В.М. Хво­стов, Г.Ф. Шершеневич и др.). Есть положения из работ Д.И. Менделеева, М.М. Сперанского, Ф. Ницше и др., редко приводимых в изданиях такого рода.

Главное назначение любой хрестоматии - быть важным дополнением к познанию изучаемых вопро­сов, быть важным продолжением учебника для более углубленного выяснения программного материала. Трудно себе представить полноценное знание изучае­мой темы без ознакомления с авторскими работами по ней. Ни один учебник не в состоянии охватить все аспекты и нюансы рассматриваемых вопросов, по­скольку в них даются наиболее общие, устоявшиеся положения науки. Хрестоматия дает возможность сту­денту лично проштудировать то или иное произведе­ние известного ученого, относящееся к изучаемой теме, раскрыть вопросы более глубоко при ответе на семи­нарских занятиях, выполнении реферата или курсовой работы. Аспирант может использовать положения ав­торитетных мыслителей в своей диссертации для ар­гументации выдвигаемого им тезиса.

Структура хрестоматии построена таким образом, чтобы читатель мог легко найти интересующий его вопрос, касается ли он сущности государства или, например, структуры нормы права. В приводимых по­ложениях из наследия каждого мыслителя выделены соответствующие темы, обозначены его важнейшие идеи. В этом, в частности, заключается важная вспомо­гательная функция настоящей хрестоматии.

Другое ее важное назначение - помочь изучаю­щим теорию государства и права уйти от упрощенно­го, поверхностного знания теорий, взглядов, концеп­ций известнейших ученых по вопросам государства и права. Краткие цитаты, приводимые в учебниках для аргументации того или иного положения , не дают пол­ного и объективного представления об этой теории или концепции. Более того, иногда цитаты вырываются из авторского контекста и используются не совсем умес­тно. Читатель хрестоматии может избежать таких оши­бок, ознакомившись с произведением автора более глубоко.

Еще одна важная функция хрестоматии - обеспе­чение фундаментальной подготовки специалистов. Многие идеи и положения из работ, включенных в хрестоматию, выдержали проверку временем, стали базовыми для развития теории государства и права. Их знание - надежная основа и гарантия фундаменталь­ности обучения и, соответственно, фундаментальности профессиональных знаний, полученных в вузе.

И последнее, на что хотелось бы обратить внима­ние читателей хрестоматии, - ее назначение состоит также в том, чтобы выработать у студентов и аспиран­тов навыки критического осмысления изучаемого ма­териала. Сравнивая идеи, мысли, взгляды различных авторов, примеряя их к современной государственно-правовой действительности, к современным теориям, подходам и оценкам государства и права, читатель вырабатывает способность к сравнительно-критичес­кому анализу явлений, событий, фактов, так необходи­мому ему не только в процессе учебы и практической работе, но и в богатой противоречиями повседневной жизни.

МАКИАВЕЛЛИ (МАСНШШ) НИККОЛО (1469-1527)
Итальянский государственный деятель, полити­ческий мыслитель, историк, военный теоретик. В период республики Макиавелли активно зани­мался политической деятельностью, в течение 14 лет (1498-1512) бессменно занимая место секре­таря Совета десяти, ведавшего дипломатией и во­енными делами, выполнял важные дипломатичес­кие поручения.

Основные политические сочинения: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519).

| Методология юридических наук

[новая антирелигиозная традиция, признание только практической пользы религии)

Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

Изучая римскую историю, можно увидеть, какую помощь оказывала религия для начальствования вой­ском, для соглашения народа, для поддержания добрых граждан и для посрамления злых [...].

В самом деле, не было ни одного законодателя и вообще основателя в народе новых установлений, ко­торый не ссылался бы на Бога, потому что иначе уч­реждения его были бы отвергнуты, ибо только муд­рый человек может видеть множество преимуществ, не имеющих в себе достаточно очевидности, чтобы в них точно так же убедились и другие. Чтобы устра­нить это препятствие, мудрые люди ссылаются на Бога [...].

Государи и республики, желающие сохранить го­сударство от порчи, должны прежде всего соблюдать в чистоте религиозные обряды и всегда поддерживать уважение к ним, потому что самый сильный признак, указывающий на упадок страны, состоит в отсутствии почтения к богослужению [...]. Вожди республики или государства должны заботиться о сохранении основа­ний своей национальной религии ; при этом условии им будет легко поддержать в своем государстве рели­гиозность и через это удержать в нем согласие и доб­рый порядок. Они должны поощрять и поддерживать все, что благоприятствует религии, хотя бы даже счи­тали все это обманом и ложью: и чем более они мудры, чем более сведущи в познании природы, тем более обязаны поступать таким образом. Оттого, что мудрые люди соблюдали все это и действовали таким образом, явилась вера в чудеса, которые почитаются во всех религиях, даже и в ложных; откуда бы ни возникла эта вера, мудрые всегда ее поддерживают, а авторитет их внушает доверие остальным.
| Возникновение государства о орава

(вОразввавие госддарстоа вследствие необходимости оказывать организованный отпор врагд]

Макиавелли Н. Рассуждения и первой дикаре Тита Ливия

[...] Все города основаны или туземцами тех мест, где они строятся, или чужеземцами. Первое бывает, когда обитатели, рассеянные на множество мелких групп, не могут жить в безопасности, потому что каж­дая группа по условиям занимаемой ею местности и по малочисленности своей не способна выдержать отдельно нападение врагов; соединиться же при при­ближении неприятеля для общей защиты им уже не­когда; притом если бы они и успели соединиться, то им пришлось бы покинуть большую часть своих жилищ и предоставить их в добычу врагу: чтобы избежать этой опасности, они по собственному ли побуждению или по решению тех, кто пользуется между ними властью, решаются жить, соединившись в каком-нибудь избран­ном месте, где удобнее жить и которое легче защи­щать [...].

Государственный аппарат: принципиальные проблемы организации и деятельнисти [советы правителю; осввОождение политики от морали]

Макиавелли Н. Государь

(...] Мы уже говорили выше, как необходимы кня­зю крепкие основы, иначе он неизбежно погибнет. Глав­ные основы всех государств, как новых, так и старых или смешанных , - это хорошие законы и сильное войско. И так как не может быть хороших законов там, где нет сильного войска, а где есть сильное войско, конечно, будут хорошие законы, то я не стану рассуж­дать о законах, а скажу о войсках.

Итак, князь не должен иметь другой цели, другой мысли, никакого дела, которое стало бы его ремеслом, кроме войны, ее учреждений и правил, ибо это - един­ственное ремесло, подобающее повелителю. В нем та­кая сила, которая не только держит у власти тех, кто родились князьями, но нередко возводит в это досто­инство частных людей. И наоборот, можно видеть, что, когда князья думали больше об утонченной жизни, чем об оружии, они лишались своих владений. Главная причина потери тобой государства - пренебрежение к военному ремеслу, а условие приобретения власти - быть мастером этого дела [...].

Вообще надо усвоить, что людей следует или лас­кать, или истреблять, так как они мстят за легкие оби­ды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбле­ние, которое наносится человеку, должно быть таково, чтобы уже не бояться его мести.

Хорошо примененными жестокостями (если толь­ко позволено сказать о дурном, что оно хорошо) можно назвать такие, которые совершаются только один раз из-за необходимости себя обезопасить, после чего в них не упорствуют, но извлекают из них всю возможную пользу для подданных. Они применены дурно, если вначале редки, а с течением времени все разрастают­ся, вместо того чтобы кончиться. Кто идет первым путем, тот с помощью Бога и людей может еще найти средство спасти свое положение [...]. Другим же удер­жаться немыслимо.

Поэтому надо хорошо помнить, что, овладевая го­сударством, захватчик должен обдумать все неизбеж­ные жестокости и совершить их сразу, чтобы не при­шлось каждый день повторять их и, можно было, не прибегая к ним вновь, успокоить людей и привлечь к себе благодеяниями. Кто поступает иначе по робости или под влиянием дурного совета , тот вынужден по­стоянно держать в руке нож; никогда не может он положиться на своих подданных, они же из-за посто­янных и все новых притеснений никогда не могут чувствовать себя в безопасности. Дело в том, что обиды следует наносить разом, потому что тогда меньше чув­ствуешь их в отдельности, и поэтому они меньше оз­лобляют; напротив, благодеяния надо делать понемно­гу, чтобы они лучше запечатлелись. Но властитель - и это самое важное - должен уметь жить со своими подданными так, чтобы никакие случайные обстоятель­ства - несчастные или счастливые - не заставляли его меняться. Ведь если такая необходимость настанет в дни неудач, то зло уже будет не ко времени, а добро твое окажется бесполезным, потому что его сочтут сделанным поневоле, и не будет тебе за него никакой благодарности [...].

Но так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того, что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасе­ние. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержать­ся, необходимо научиться умению быть недобродетель­ным и пользоваться или не пользоваться этим, смотря по необходимости [...].

Всякий, я знаю, согласится, что было бы делом, достойным величайшей хвалы, если бы нашелся князь, который из всех... свойств имел бы только те, что счи­таются хорошими. Но так как нельзя ни обладать ими всеми, ни вполне проявлять их, потому что этого не допускают условия человеческой жизни, то князь дол­жен быть настолько мудр, чтобы уметь избегать бес­славия, таких пороков, которые лишали бы его госу­дарства, других же пороков , не угрожающих его гос­подству, он должен беречься, если это возможно; если же он не в силах это сделать, то может дать себе волю без особенных колебаний. Наконец, пусть он не стра­шится дурной славы тех пороков, без которых ему трудно спасти государство; ведь если вникнуть как следует во все, то найдется нечто, что кажется добро­детелью, но верность ей была бы гибелью князя; най­дется другое, что кажется пороком, но, следуя ему, князь обеспечивает себе безопасность и благополучие [...].

К вещам, которых князь должен больше всего бе­речься, относится возбуждение к себе презрения и ненависти, а щедрость ведет тебя к тому и другому. Поэтому больше мудрости в том, чтобы остаться с именем скупца, которое приносит тебе бесчестье без ненависти, чем из желания быть названным щедрым, неизбежно получить имя хищника, от которого будет и бесчестье, и ненависть.

[...] Каждый властитель должен стремиться к тому, чтобы его считали милостивым, а не жестоким. Одна­ко надо предостеречь от проявления этого милосер­дия некстати [...]. Князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать сво­их подданных в единстве и верности. Ведь, показав, в крайности, несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снис­ходительности допускает развиться беспорядкам, вызывающим убийства или грабежи ; это обычно по­трясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека. Из всех властителей новому князю меньше других можно избегнуть молвы о жестокости, так как новые государства окружены опасностями [...].

Все же князь должен быть осмотрителен в своей доверчивости и поступках, не пугаться себя самого и действовать не торопясь, с мудростью и человеколю­бием, чтобы излишняя доверчивость не привела к нео­сторожности, а слишком большая подозрительность не сделала его невыносимым.

Отсюда пошел спор, лучше ли, чтобы его любили, а не боялись, или наоборот. Отвечают, что желательно было бы и то и другое. Но так как совмещать это труд­но, то гораздо вернее внушить страх, чем быть люби­мым, если уж без чего-нибудь одного пришлось бы обойтись. Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. Пока ты им делаешь добро, они все твои, предлагают тебе свою кровь, иму­щество, жизнь, детей, все до тех пор, пока нужда дале­ка, как я уже сказал, но, как только она приближается, люди начинают бунтовать. Князь, который всецело положится на их слова, находя ненужными другие меры, погибнет. Дело в том, что дружба, приобретае­мая деньгами, а не величием и благородством души, хоть и покупается, но в действительности ее нет, и, когда настанет время, на нее невозможно рассчиты­вать; при этом люди меньше боятся обидеть человека, который внушал любовь, чем того, кто действовал стра­хом. Ведь любовь держится узами благодарности, но так как люди дурны, то эти узы рвутся при всяком выгодном для них случае. Страх же основан на боязни, которая не покидает тебя никогда.

Однако князь должен внушать страх таким обра­зом, чтобы если не заслужить любовь, то избежать ненависти , потому что вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным. Он всегда этого добьется, если не тронет ни имущества граждан и подданных, ни жен их. Когда придется все же пролить чью-нибудь кровь, это надо сделать, имея для того достаточное оправдание и явную причину, но больше всего надо воздерживаться от чужого имущества, по­тому что люди забудут скорее смерть отца, чем потерю наследства. Кроме того, повод отнять имущество все­гда окажется, и тот, кто начинает жить грабежом, все­гда найдет повод захватить чужое; наоборот, случаи пролить кровь гораздо реже и представляются не так скоро.

Когда же князь выступает с войсками, и под его начальством находится множество солдат, тогда, безус­ловно, необходимо не смущаться именем жестокого.

потому что без этого в войске никогда не будет ни единства, ни готовности к действию [...].

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебное пособие в удобном формате рассматривает курс учебной дисциплины "Теория государства и права". В пособии в форме схем раскрыты основные вопросы теории государства и права, характеристика правовых понятий и другие вопросы, разбираемые на семинарских занятиях, входящие в билеты на зачетах и экзаменах. Данная форма выбрана для удобства пользования и лучшего усвоения весьма абстрактного теоретического материала непростой учебной дисциплины.
Для студентов, аспирантов юридических ВУЗов, а также всех, кто интересуется юриспруденцией.

Теория государства и права. Определения.
Абсолютные права человека - права индивидуума, которые не подлежат ограничениям ни при каких обстоятельствах.

Абстрактность нормы права - признак нормы права, который характеризует ее, как правило поведения, рассчитанное на неопределенное число лиц, на неоднократное применение, устанавливающее стандарты поведения, которым должны следовать субъекты права.

Абстракция (абстрагирование) - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других частных его свойств и связей. Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Административная ответственность - один из видов юридической ответственности, заключающийся в наложении на нарушителей общеобязательных правил, действующих в сфере государственной исполнительной власти и в других сферах административных взысканий, которые влекут обременительные последствия имущественного или морального характера. Основанием административной ответственности служит, как правило, административное правонарушение (проступок). Административная ответственность устанавливается законодательством, в особых случаях - решениями местных органов власти. Административная ответственность реализуется в виде административных взысканий: предупреждения, штрафа, возмездного изъятия предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, конфискации, лишения специального права. За отдельные виды проступков предусмотрены исправительные работы и административный арест. К административной ответственности привлекают специально уполномоченные на то органы государственной исполнительной власти (должностные лица) или судьи. Между правонарушителем и государственным органом (должностным лицом), привлекающим к административной ответственности, не должно быть служебных отношений, которые характерны для дисциплинарной ответственности.

К административной ответственности могут быть привлечены как физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, так и организации.

Содержание
Теория государства и права в схемах и определениях 1
Введение 3
Теория государства. Схемы 4
Теории происхождения государства 4
Признаки государства 5
Типология государства 6
Понятие формы государства 7
Классификация форм государства 8
Виды политических режимов 9
Функции государства 10
Правовые формы осуществления функций государства 10
Механизм государства 11
Государственные органы 11
Виды государственных органов 12
Механизм российского государства 13
Правовое государство 14
Политическая система общества 14
Место государства в политической системе общества 15
Развитие представлений о праве 16
Право 17
Система нормативного регулирования 18
Право в системе социальных норм 19
Функции права 20
Источники (формы) права 20
Формы права 21
Норма права: понятие и признаки 21
Структура нормы права 22
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта 22
Система права 22
Предмет и метод правового регулирования - основания деления системы права на отрасли 23
Виды систематизации законодательства 24
Правовые системы 24
Правоприменение 25
Стадии применения норм права 25
Понятие толкования права 26
Необходимость толкования норм права 26
Толкование (уяснение) правовых норм по объему 26
Виды толкования-разъяснения правовых норм 27
Приемы толкования (уяснения) правовых норм 27
Правовые отношения 28
Предпосылки правоотношений 28
Субъекты правоотношений 29
Понятие юридических фактов 29
Юридические факты 30
Механизм правового регулирования 30
Понятие правонарушения 31
Состав правонарушения 31
Юридическая ответственность 32
Правосознание 32
Гарантии законности 33
Теория государства и права. Определения 34
А 34
Б 42
В 43
Г 47
Д 54
Е 59
Ж 60
З 60
И 63
К 67
Л 73
М 74
Н 79
О 83
П 88
Р 106
С 111
Т 120
У 123
Ф 126
Ц 129
Ч 129
Ш 130
Э 130


Под редакцией

доктора юридических наук,

профессора,

заслуженного деятеля науки РФ В. К. Бабаева

Учебно-методическим объединением университетов РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

Рецензенты:

докт. юрид. наук, профессор М.Н. Марченко ;

отдел теории законотворчества и систематизации законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Бабаев В.К. , докт. юрид. наук, проф., академик РАЕН и ПАНИ, заслуженный деятель науки РФ: предисловие, гл. 1, 11, 18, 20, 22, 27; Баранов В.М. , докт. юрид. наук, проф., академик РАЕН и ПАНИ, заслуженный деятель науки РФ: гл. 15, 17 (совместно с Русиновым Р.К., Сальниковым В.П., Семитко А.П.), 19, 28; Витрук Н.В. , докт. юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ: гл. 29; Исаков В.Б. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 23; Карташов В.Н. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 12; Кожевников С.Н. , докт. юрид. наук, проф., заслуженный юрист РФ: гл. 8, 9, 16; Лазарев В.В. , докт. юрид. наук, проф., академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ: гл. 13, 24; Морозова Л.А. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 3, 4; Поленина С.В. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 21; Радько Т.Н. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 14; Русинов Р.К. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 17 (совместно с Барановым В.М., Сальниковым В.П., Семитко А.П.); Саидов А.Х. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 30; Сальников В.П. , докт. юрид. наук, проф., академик РАЕН и ПАНИ, заслуженный деятель науки РФ: гл. 17 (совместно с Барановым В.М., Русиновым Р.К., Семитко А.П.); Семитко А.П. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 17 (совместно с Барановым В.М., Русиновым Р.К., Сальниковым В.П.); Сырых В.М. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 7; Тихомиров Ю.А. , докт. юрид. наук, проф., член-корреспондент Международной академии сравнительного правоведения, заслуженный деятель науки РФ: гл. 6, 26; Толстик В.А. , канд. юрид. наук, доцент: гл. 2, 5; Туманов В.А. , докт. юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, председатель Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте РФ: гл. 10; Хабриева Т.Я. , докт. юрид. наук, проф.: гл. 25

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагая читателю настоящий учебник, уместно сделать несколько предварительных замечаний.

Государство и право - явления тесно связанные: Однако в России они не всегда изучались в рамках единой учебной дисциплины. В дореволюционном правоведении (до 1917 г.) разделы об обществе и государстве включались в учебные курсы как по общей теории права , так и по государственному праву . Не было полных курсов по теории государства и права в России в послереволюционный период. Работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснера, Ф. Ксенофонтова, Р. Бабуна и других авторов давали марксистско-ленинскую интерпретацию отдельных сторон государства и права, но цельного представления о них не содержали.

Прообразом современных учебников по теории государства и права можно считать учебники С.А. Голунского и М.С. Строговича «Теория государства и права» (1940) и А.И. Денисова «Теория государства и права» (1948).

В последующие годы учебники по теории государства и права выходили периодически. Постепенно менялось их содержание - появились новые темы, по-иному интерпретировались прежние положения, постепенно смягчался ярко выраженный ранее классовый характер этой науки и учебной дисциплины.

Теория права при этом разрабатывалась основательнее, нежели теория государства. Объясняется это тем, что теория права имеет глубокие исторические корни, отличается значительной степенью преемственности. Ее базовые категории и понятия, терминология и многие юридические процедуры сложились и были сформулированы еще древнеримской юриспруденцией.

Теория же советского государства, опираясь на многие ошибочные или утратившие свой смысл марксистские и особенно ленинские положения - об уничтожении частной собственности, о насильственном характере государственной власти, диктатуре пролетариата, полном уничтожении буржуазной государственной машины, об исключительности новых государственных и политических форм, об отмирании государства и т.д. - превратилась в догму и оказалась в тупиковом положении. Творческое развитие уступило место обоснованию и комментированию решений партийных съездов и пленумов.