Идёт на встречу свинопас. Пасёт своих свиней. Пунктуационный разбор

Сопоставьте предложение.На что в одежде своих знакомых обратил внимание Никита? Спишите расставляя пропущенные запятые.Причатные обороты выделите

графические.Обозначьте окончания в приячтных

Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой завязнной сздаи в большой бант 2.Девочка всё время смеялась просматривая на огромную куклу,сидящую под ёлкой.Там же лежали бумажные пакеты с подарками завёрнутые разноцветные платки.3 Аркадий Иванович надевший чёрный долгополный сюртук и коробом стоявшую накрахмаленную рубашку не знал,что ему делать.5 "А я одной рукой словарь поднимаю"-дрожащим от досады голосом проговорил Виктор.

Сопоставьте предложение.На что в одежде своих знакомых обратил внимание Никита? Спишите расставляя пропущенные запятые.Причатные обороты выделите графические.Обозначьте окончания в приячтных

Задание: выписать деепричастие и предчастный оборот Пушкин умирал...Поэт лежал в кабине,на диване,окруженный книгами своей библиотеке. Он окинул их

угасавшим взглядом. Для него каждая стоящая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. ...Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни.Выходя из дома,он всегда брал с собой какую-нибудь книгу.Заходил в книжные лавки, к Смирдину или Сленину,встречал друзей и, беседуя с ними,иногда проводил там часы.Друзья и книги... Обернувшись к книгам, Пушкин тихо промолвил: - Прощайте, друзья!...

Вариант 11 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ж..сткий диван 2) чугунная

3) быстрый скач..к

4) деш..вый товар

2. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) всё(таки), будто(бы), иссиня(чёрный)

2) тёмно(волосый), к кому(нибудь), пол(ложки)

3) зачем(то), древне(русский), чуть(чуть)

4) светло(русый), что(либо), мало(помалу)

3. На месте каких цифр пишется –НН-?

Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером, но ходить по некоше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки поблизости не было.

4. В каком предложении оба слова пишутся слитно?

1) Пожар произошел (в)следствие (не)осторожного обращения с огнем.

2) (На)сколько нам известно, (во)время войны разработка месторождения была прекращена.

3) (В)виду появления новых, еще (не)расследованных обстоятельств, заседание суда было отложено.

4) (На) встречу с писателем (ни)кто из младших курсантов не пришел.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный звук, выделена верно ?

2) Экспертная

3) мозаИчный

4) киоскЁр

6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) Переплетчик

2) Сегодня

3) Интереснее

4) Предрасположенный

7. Какое словосочетание неверно выделено из предложения?

Построенный еще до нашествия кочевников собор прекрасно сохранился.

1) Построенный собор

2) Построенный до нашествия

3) Построенный до кочевников

4) Прекрасно сохранился

8. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Частично падежи сохранились и в английском, и в испанском, и во французском языке.

2) Все предметы: математику, географию, черчение, физику в училище преподавали на испанском языке.

3) Улицы с опрятными дощатыми домиками были совершенно одинаковы.

4) Топаз одного и того же цвета как при дневном, так и при искусственном освещении.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Дождь не помеха для игры.

2) Авианосец военный корабль, служащий плавучей базой для самолетов.

3) Жизнь прожить – не поле перейти.

4) Для меня лес как дом родной.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Александру Андреевичу стало жарко () и лоб его покрылся испариной.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

11. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) Деревья стали выше и гуще.

2) На улице стали появляться редкие пешеходы.

3) Наше село было известно своими промыслами.

4) Это было так давно.

12. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильное построение).

1) О поэме А.А.Блока «Двенадцать» споры не утихают до сих пор.

2) Одним из выдающихся поэтов был А.А.Фет, воспевавших красоту природы.

3) На встречу с писателем пришли те, кто любят научную фантастику.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дореволюционный учебник по истории (1) стоявший на самой верхней полке (2) был обнаружен (3) игравшими на чердаке детьми (4) совершенно случайно.

14. Укажите правильное объяснение расстановки знаков препинания в предложении:

Горячее дыхание солнца, охраняющее эти места от холода, умеряется могучей влагой, обильными дождями.

1) Выделяется обособленное определение, отделяются однородные члены

2) Выделяются обращение и обособленное определение

3) Выделяется вводное слово, отделяются однородные члены

4) Отделяются однородные члены

15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Сочувствую вам, но, к сожалению, ничем не могу помочь.

2) Михаил Григорьевич отнесся к несчастью с философским спокойствием.

3) Бродячая жизнь, отсутствие всякого заработка, недоедание – одним словом неустроенный быт сразу сказался на здоровье.

4) Саня (так звали новичка) сразу всем понравился.

16. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) перенаправл…нный, застел...шь

2) скле…нное стекло, опуст...шься

3) увенч…нный, он возмуща…тся

4) независ…мый, увид…в


17. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь из похода,

1) пошел сильный дождь, и я вымок до нитки.

2) друзья всю дорогу вели оживленную беседу.

3) нас настигла сильная гроза.

4) становится тепло на душе от предстоящей встречи с родителями.

Укажите предложение,в котром нет деепричастного оборота. а)Вскоре мы ззаметили пыльный вихрь несшийся по степи нам на встречу.в)Он ещё мог бы сделав

усилие вырваться из елани обратно.с)Лось обирая осинку с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.д)Затаив дыхание сидели дети на холодном камне.е)А девочка тоже ползла по болоту не поднимая вверх высоко головы.

Альтшулер И.Г.
доцент кафедры
"Системы управления бизнес-процессами"
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ

СКАЗКА ПРО КОРОЛЯ И СОЛДАТА

Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: - Давай пойдем
И спросим у людей!

Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.

Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.
- Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?


Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!

Ты проживешь без королей? -
Солдат сказал: - Изволь!
- А ты без гвардии своей?
- Ну нет! - сказал король.

Сам факт такого спора свидетельствует о демократизме существующего строя. При тирании подобный спор был бы просто невозможен. У кого власть, тот и важней.

…Король сказал: - Давай пойдем
И спросим у людей!

Король – явно демократ. Он апеллирует к мнению народа, в общем-то полагаясь на случайность. Мало ли кто встретится, мало ли кто как ответит на вопрос. Нет и речи о том, чтобы хитрыми маневрами обеспечить себе заведомую победу в споре.

Более того, то ли по хитрости, то ли по глупости, король не формулирует критериев. Сколько людей надо опросить, кто и как будет задавать вопросы, кто и как фиксировать и интерпретировать ответы?

Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.

Очевидно, разгул демократии в этой стране приближает ее уже к полной анархии. Ведь первый же встреченный королем и солдатом человек оказывается свинопасом.

Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.

То есть – он выгуливает свиней недалеко от летнего королевского дворца. Просто свинство какое-то! Вместо того, чтобы позвать охрану и разобраться со свинопасом на ближайшие лет так 10, его еще начинают как ни в чем не бывало опрашивать.

Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?

Ничего себе приятели у короля и у солдата. Теперь представим себя на месте свинопаса (не очень приятно, но что делать!). Король и солдат с совершенно непонятной целью задают ему крайне непростой вопрос. Ответишь неправильно (точнее, не так, как они ждут) – можно запросто лишиться свободы, а то и головы. И мудрый свинопас начинает откровенно тянуть время, повторяя вопрос:

Ну что ж, - ответил свинопас, -
Скажу я, кто важней из вас:

А сам в это время соображает, что же делать. Ему-то не до демократии, ему-то главное – уцелеть, выбраться из этой передряги, спихнуть с себя ответственность, не принимать решения, не рисковать. И он делает весьма изящный ход. Предлагает вместо конкретного ответа некий критерий (кстати, весьма спорный), на основании которого король и солдат сами смогут ответить на свой вопрос. Еще один яркий пример того, как народ (пусть в лице свинопаса) оказывается мудрее, дальновиднее и осторожнее как правителей, так и армии.

Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!

Поскольку возражений против такого критерия от соперников не последовало, свинопас приободряется:

Ты проживешь без королей? -
Солдат сказал: - Изволь!

Интересно, почему свинопас начал опрос именно с солдата. Может быть, его он (в силу опыта) боялся больше? И почему вопрос так общо сформулирован? Речь-то ведь не о королях вообще, а о конкретном короле? Зато следующий вопрос сформулирован очень конкретно:

А ты без гвардии своей?
- Ну нет! - сказал король.

Похоже, что свинопас, взяв на себя роль третейского судьи и сформулировав критерии, все же неявно «подсуживает» солдату.

Copyright © 2008 Альтшулер И.Г.

Прочитайте 1, 2, 3, 4-е предложения из § 65.

Найдите в каждом предложении часть, из которой мы узнаём, кто говорит, кому, как и т. д.

В каких предложениях эта часть находится перед чужой речью, а в каких - после неё?

Как связаны в каждом предложении обе части: чужая речь и комментирующее высказывание?

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Сказка про короля и солдата». Какое место занимает комментирующая часть в выделенных предложениях?

В каком из них после неё делается предупредительная пауза, которая показывает, что предложение не завершено?

В каких выделенных предложениях комментирующая часть произносится с интонацией пояснения ?

Какие знаки препинания соответствуют интонации предупреждения и интонации пояснения?

Какие глаголы использует С. Маршак для обозначения речи?

      Солдат заспорил с королём:
      Кто старше, кто важней?
      Король сказал: «Давай пойдём
      И спросим у людей!»

      Вот вышли под вечер вдвоём
      С парадного крыльца
      Солдат под ручку с королём
      Из летнего дворца.
      Идёт навстречу свинопас,
      Пасёт своих свиней.
      - Скажи, приятель, кто из нас,
      По-твоему, важней?
      «Ну, что ж, - ответил свинопас, -
      Скажу я, кто важней из вас:
      Из вас двоих важнее тот,
      Кто без другого проживёт!
      Ты проживёшь без королей?»
      Солдат сказал: «Изволь!»

      - А ты без гвардии своей?
      «Ну нет!» - сказал король.

В комментирующей части большое значение для понимания чужого высказывания имеют глаголы, обозначающие речь. Их много в русском языке.

Какие из данных ниже глаголов:

  • указывают на неожиданность, внезапность высказывания;
  • определяют окраску речи на основе её сходства со звучанием каких-либо предметов;
  • обозначают «говорить быстро и много»; указывают на громкое произношение;
  • выражают согласие или несогласие с мнением собеседника?

Для каких из них значение говорения, или речи, является переносным?

Тарахтеть, возразить, трещать, согласиться, скрипеть, спорить, подтвердить, поддержать, гудеть, отбарабанить, выпалить, поддакнуть, протестовать, брякнуть, трубить, дребезжать, греметь.

Какие слова в комментирующей части обозначают речь, а какие - действия и чувства, которые сопутствуют речи?

Засмеяться, сказать, обидеться, усмехнуться, огорчиться, подмигнуть, ответить, прищуриться, ужаснуться, потребовать, порадоваться.

402. Найдите в комментирующей части слова, обозначающие:

  • адресата, того, кому говорят или пишут;
  • где, когда, почему происходит общение;
  • свойства, качества говорящего, его характеристику;
  • манеру произнесения говорящего.
  1. Сосед был не в духе и постоянно бурчал: « - - ».
  2. Миша нарочно громко сказал брату: « - - ».
  3. « - - !» - торопясь и решая на ходу сложный вопрос, брякнула секретарша.
  4. « - - », - испуганно и удивлённо прошептал эти слова всегда отчаянно смелый альпинист.
  5. Вернувшись из своей поездки, отец попросил: « - - ».
  6. Прохожий вежливо ответил, что - - -.

403. Распространите комментирующую часть предложений с чужой речью, взяв за основу данные схемы. Запишите свой вариант этой части. Сами определите порядок слов в комментирующей части и её место (до или после чужой речи).