III Отношение Фрейда к женщинам; любовь. Любовь: как разобраться в своих чувствах

Чарльз Дарвин: любовь как фактор естественного отбора

1809–1882

«У птиц это соперничество часто представляет более мирный характер. Все, кто интересовался этим предметом, считают, что у многих видов самцы сильно , привлекая самок своим пением. У гвианского горного дрозда, райской птицы и у некоторых других птиц самцы и самки слетаются в одно место; самцы по очереди тщательно распускают напоказ свои ярко окрашенные перья и проделывают странные телодвижения перед самками, которые остаются зрительницами, пока не выберут себе самого привлекательного партнера. Те, кому случалось близко наблюдать нравы птиц в неволе, очень хорошо знают, что они нередко обнаруживают индивидуальное предпочтение и неприязнь; так, сэр Р. Херон (R. Heron) сообщает об одном пестром павлине, который особенно привлекал всех своих пав».

Чарльз Дарвин, «Происхождение видов»

Дарвин считал, что любовь является элементом полового отбора. Эта для традиционного викторианского общества, ведь она гласила, что женщина выбирает себе партнера, а не наоборот. По мнению Дарвина, самцы борются за внимание самок всеми возможными способами. В результате в ходе эволюции у них закрепляются необходимые для победы признаки и черты характера. Например, большие рога у самцов оленей или пышный хвост у павлинов - все, что может привлечь самку. У людей примерно так же: любовь возникает, когда партнер обладает , которые делают его привлекательным кандидатом для моногамных отношений. В свою очередь, эти качества (вроде верности и доброты) появились в результате полового отбора.

Супругой Дарвина стала его кузина Эмма Веджвуд. Некоторые аспекты их личной жизни косвенно упоминались в трудах ученого. К примеру, Дарвин писал, что отношения между близкими по крови родственниками могут закончиться болезненным и слабым потомством. К этому выводу он пришел в результате личной трагедии: трое детей Дарвинов погибли в раннем возрасте.

Фридрих Энгельс: любовь как взаимное уважение

1820–1895

«Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь, в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем, они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу, что в древности бывало разве только в случаях нарушения супружеской верности. И наконец, появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи: спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нeт».

Фридрих Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

В своем opus magnum Энгельс связывает происхождение моногамного брака с появлением частной собственности, которая, в свою очередь, стала основой капиталистического государства. По мнению Энгельса, любовь, на которой строятся супружеские отношения в католическом или протестантском обществе, отличается от настоящих чувств. В этом случае она выступает как одна из пристойных причин для заключения брака - сделки о перераспределении собственности. В результате возникает очередная патриархальная семья. Будущее же - за «индивидуальной половой любовью», в основе которой подлинные чувства, страсть и свобода выбора, а не меркантильность родственников. Такая любовь предполагает равенство партнеров и взаимное уважение, что было достаточно дерзкой мыслью в эпоху начала борьбы за равные .

Фридрих Энгельс и сам придерживался философии свободы выбора. В 40-х годах XIX века он познакомился с сестрами Мэри и Лиззи Бернс. Мэри стала его гражданской партнершей: Энгельс жил с ней примерно 20 лет, а официально они поженились всего лишь за несколько часов до ее смерти. Отношения со второй сестрой Бернс развивались по схожему сценарию: 15 лет совместной жизни и регистрация брака перед смертью возлюбленной.

Зигмунд Фрейд: любовь как половое влечение

1856–1939

«Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и поэтому и любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится из них сделать культура, недостижимо; оставшиеся без применения возбуждения дают себя знать при активных половых проявлениях в виде неудовлетворенности».

Зигмунд Фрейд, «Очерки по психологии сексуальности»

Любовь, по Фрейду, похожа на психическое заболевание: психиатр изучает ее через симптомы и причины. По мнению Фрейда, в основе любых отношений и любви лежит «либидо» - бессознательное сексуальное влечение человека, которое он стремится реализовать. Все романтические чувства - всего-навсего желание половой близости. Это легло в основу теорий психоанализа и психосексуальных фаз развития личности.

Но в жизни Фрейд был менее категоричен. Со своей единственной женой Мартой Бернейс он познакомился в 1882 году. Прежде чем пожениться, влюбленные четыре года вели переписку - за это время Фрейд отправил около 900 любовных писем. По словам его биографов, письма психиатра вполне могли вписаться в сентиментальные романы. Однако некоторые исследователи считают, что Марта не была его единственной женщиной. Фрейду приписывают интрижку с сестрой своей жены Минной, которая часто сопровождала супружескую пару. Противники этих слухов считают, что нравы того времени не позволили бы психиатру так себя вести.

Эрих Фромм: любовь как работа над собой

1900–1980

«Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности - это страсти; любовь - это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении.

Любовь - это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать».

Эрих Фромм, «Искусство любить»

Немецкий социолог оспаривает распространенное мнение о том, что любовь - это просто сентиментальное чувство, увлечение, возникающее в результате счастливого стечения обстоятельств. По мнению Фромма, это псевдолюбовь, которую навязывают романтические фильмы и книги. Псевдовлюбленные не работают над своими отношениями, они в итоге становятся деструктивными и часто заканчиваются неудачей. Настоящую же любовь может познать только зрелый человек, который умеет любить. Это чувство не может появиться внезапно, потому что любовь требует длительной работы над собой.

Со своей первой женой, Фридой Рейхманн, Фромм познакомился на курсах по психоанализу брака. Несмотря на то что их отношения были плодотворными в профессиональном плане, супруги прожили вместе всего четыре года. После официального развода Фромм сразу же женился на фотокорреспонденте Хенни Гурланд. Девушка страдала от ревматического артрита и по совету врачей перебралась в Мексику, чтобы пройти курс лечения радиоактивными источниками. Ради нее Фромму пришлось пожертвовать научной карьерой, но лечение продлило жизнь Хенни только на три года. После смерти жены Фромм был очень подавлен, но все же решился на третий брак. С Аннис Фримен он прожил 27 лет - до самой смерти.

"Художественное произведение, как и греза, является продолжением и заменой былых детских игр. Каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок."
Зигмунд Фрейд

В каждом сновидении есть, по крайней мере,
одно место, в котором оно непонятно.
Зигмунд Фрейд

Едва рассеян в темноте
Туманный свет луны-лампады –
Моих фантазий и затей -
С высот небес шифоном падал.

Лучом луны желая стать,
В ночные окунусь разливы,
Чтоб незаметно рядом спать
и несказанно быть счастливой!

Здесь отстранюсь от всех тревог,
Как в сновидении по Фрейду.
Но - только утро на порог -
Сбегу: «Карету мне! Карету!»

Наталия Чистякова 2-

Дорогие друзья, мы рады приветствовать Вас на конкурсной площадке "Любовь по Фрейду"

Наша площадка позиционирует себя, как территория для молодых, начинающих, но очень талантливых поэтов, которые желают посоревноваться с другими авторами. Напоминаю, что участие в конкурсах - это не только очень интересно и позволяет узнать реальное мнение читателей о своих стихах, но и возможность донести свое творчество до гораздо большего числа потенциальных поклонников Вашего таланта. На страничках нашей площадки вы найдете конкурсы на разные темы. У каждого автора наверняка найдется что-нибудь подходящее. И все наши конкурсы объединяет одно прекрасное слово - Любовь.
Мы с огромным удовольствием выслушаем Ваши пожелания по тематике наших конкурсов. Кроме этого, если среди гостей нашей площадки есть желающие самостоятельно провести авторский конкурс, мы готовы обсудить это с ними и по согласованию предоставить страничку для проведения конкурса. Претенденты на проведение авторских конкурсов могут оставить предварительную заявку пройдя по этой ссылке:

Золотая коллекция Конкурсной площадки "Любовь по Фрейду":

Организатор площадки "Любовь по Фрейду - Андрей Ляхов /Андриан Ланкастер/

Руководитель площадки - Рита /Рита-Марго/

Дружественные площадки:
"Школа Комментатора" -
"Конкурс Самовыражение 2" -

Мы с огромной благодарностью примем помощь в виде стихобаллов от меценатов и спонсоров. Благодарность будет выражаться не только устно, но и в качестве ссылок на Ваши авторские страницы на страничках нашей площадки. Напоминаем всем участникам и гостям нашей площадки - стихобаллы расходуются исключительно на формирование призового фонда и продвижение нашей конкурсной площадки путем анонсирования. Уважаемые авторы, пишите рецензии, ведь рецензии, это существенная прибавка стихобаллов! Поддержите нас, ведь с ростом нашей популярности, будет расти посещаемость и ваших авторских страничек.
Логин нашей площадки - penobeton
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
С уважением.

Любовь и ненависть. Садизм и мазохизм. Вуайеризм и эксгибиционизм. Оказывается, это две стороны одной медали, амбивалентности, которые постоянно переходят одна в другую. В этом и заключается участь влечений, описанная Зигмундом Фрейдом в 1915 году в труде «Влечения и их судьба».

Сегодня важнее увидеть, что Фрейд изучал НЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ темы, как популярно думать сегодня, а психические процессы вообще. В этой статье описана теория, подводящая нас к пониманию амбивалентности любви, и практика, как она переходит в ненависть. Исследуя новые территории психики, ученый очень осторожно подходил к термину «Влечение», der Trieb. Для исследования он искал термины из типичные для немецкого языка начала 20 века слов. Согласно немецкому толковому словарю Duden, der Trieb означает многое, в особенности:

  • вызванный инстинктом внутренний порыв, направленный на удовлетворение сильных, как правило жизненно важных потребностей.
  • В технике это предмет для переноса силы или несущего момента, к примеру зубчатое колесо.

Почему Фрейд ассоциируется публикой с сексуальной тематикой? Эту упрощенность признавал и сам ученый, объясняя ее истоками психоанализа. Её изначальным объектом изучения были «неврозы перенесения» на сексуальной основе, прежде всего истерия.

Фрейд: «психоанализ до сих пор мог дать нам более или менее удовлетворительные сведения только относительно сексуальных влечений , потому что он мог наблюдать эту группу влечений при психоневрозах, как бы в изолированном виде»

Что такое «влечение»?

В поисках понятия, «пока еще довольно туманного, но в психологии незаменимого», Фрейд пробовал с разных точек зрения подойти к его определению понятия «влечения».

Фрейд: «Настоящее начало научной деятельности состоит в описании явлений, которые впоследствии группируются, приводятся в порядок и во взаимную связь. Но уже при описании нельзя избежать того, чтобы не прибегнуть при обработке материала к помощи некоторых отвлеченных идей, которые берутся из каких-либо иных источников, находящихся, несомненно, вне нового опыта.»

К 1915 году ученый только начинал формировать идеи на основе того (по сравнению с современностью) ограниченного опыта, который на тот момент был собран. Фрейд сам упоминает, что его попытки найти определения, истоки и закономерности влечений являются начальным предложением идей, которые (1) необходимы, чтобы сформировать теорию и ее проверить, и (2) позволяют после проверки на опыте сформулировать более точное определение. Поэтому сначала ученый пробует использовать биологическое сравнение:

  1. Влечение - это телесное раздражение ?

Если мне на руку сядет муха, я это почувствую, как раздражение или зуд кожи. Я дерну рукой (сделаю рефлекторное одноразовое движение), чтобы убрать муху как источник раздражения. Но это сравнение будет ограниченными, поскольку (1) в психических процессах раздражение происходит изнутри, а не снаружи, и (2) телесное раздражение одноразово (муха села на руку - я ее прогнал), а влечение имеет характер постоянной силы. Поэтому Фрейд переходит к второй попытке определения:

  1. Влечение - это потребность, идущая изнутри с постоянной силой

Соответственно потребность можно удовлетворить. Но поскольку потребность возникает не снаружи, а изнутри, то второй вывод Фрейда носит для меня прикладной характер:

  1. Влечение можно только удовлетворить! Убежать невозможно.

Влечение можно изменить только через переключение на другую потребность. Бегством невозможно избавиться от Влечения:

Фрейд: «Так как (Влечение) действует не извне, а изнутри организма, то против него не в силах помочь никакое бегство… (Удовлетворение) может быть достигнуто только целесообразным (адекватным) изменением источника внутреннего раздражения.»

Поскольку избавиться от влечения простыми действиями не получится, нервной системе приходится придумывать более сложные. Организмы высокого уровня пробуют различные действия для снижения раздражения, и оценивают их по принципу удовольствия. Приятные действия снижают раздражение, неприятные увеличивают. Но поскольку в обоих случаях раздражение полностью не убирается, а только регулируется, то вывод:

  1. Влечение не убрать удовольствием.

На самом деле четыре вывода имеют сугубо прикладную пользу. Подумайте, являются ли эффективными такие примеры действий человека, желающего решить внутренние вопросы?

  • Чтобы выработать уверенность в себе, идет на двухдневный семинар (см. вывод 2)
  • Чтобы отойти от развода, пускается в путешествия (см. вывод 3)
  • Чтобы забыть прошлое, идет на охоту за противоположным полом (см. вывод 4)

Четыре характеристики влечения

Влечение по Фрейду имеет четыре характеристики:

  1. Напряжение - эталон активности, двигательной силы, заключенной во влечении
  2. Цель влечения - удовлетворение через устранение напряжения.
  3. Объект влечения - это то, посредством чего можно достичь цели. Сторонний предмет, но и часть собственного тела. Объекты влечения постоянно меняются. А вот в случае Фиксации появляется тесная привязанность к Объекту. В таком случае возникает сопротивление при попытке разъединить Влечение и Объект.
  4. Источник влечения - это соматический процесс в органе тела, раздражение которого порождает в душевной жизни влечение. Химия, анатомия, которая уже не относится к области психологии.

На примере Ромео и Юлии, у обоих в правильном возрасте где-то внизу (Источник) начинается зуд (Напряжение). Он растет, и чтобы его уменьшить (Цель), персонажи находят друг в друге Объект воздыханий, и начинают даже достигать Цели, это напряжение устранить. Но оба находятся в раннем периоде развития. Происходит Фиксация; попытка внешнего отделения Влечения от Объекта приводит к сопротивлению.

Какие влечения есть?

Совсем в моем вкусе делает Фрейд предположение, что все влечения действуют качественно одинаково, и отличаются друг от друга разве что количеством.

Фрейд: «все влечения однородны и действие их зависит только от заключающейся в них величины возбуждения»

Но вывод о бесконечном количестве влечений не помогает на практике, где нужны конкретные темы для изучения. На основе своего опыта Фрейд предлагает выделить два основных влечения: самосохранение и сексуальное влечение.

Фрейд предлагает на момент написания работы, в 1915 году, остановиться на этой упрощенной, «вспомогательной конструкции» до тех пор, пока:

  • Она остается полезной
  • Замена её на другую не изменит результаты описания и классификации
  • Не появятся результаты других невротических заболеваний, к примеру шизофрении.

Можно бесконечно усложнять не только классификацию влечений, но и их формы и комбинации. К примеру:

  • Влечения могут быть частичными (Zielgehemmt). Это когда частичное удовлетворение влечения приводит к задержке и отклонении от цели.
  • Еще влечения могут переплетаться (Triebverschrankung), когда один и тот же объект служит для удовлетворения нескольких влечений.

К счастью, Фрейд отказался от усложнений в 1915 году. Также он отказался от необходимости классифицировать исключительно через психологию. Фрейд сам предлагает взять предположения из других наук, особенно из биологии. Сегодня мы можем придумать бесконечное количество влечений: биологические в еде, сне, доме; социальные в общении, признании и обмене; культурные в знаниях, музыке и религии, и т.д.

Полярности и участь влечений

Чтобы объяснить противоположности в любви и ненависти, важно выделить полярности душевной жизни, которые нами двигают. «Я», субъект, внутренний мир. Или «не-Я», объект, внешний мир. Разница между этими «реальными» полярностями каждое живое существо познает устранение раздражений . Внешние раздражения устраняются через движение мускул. Внутренние мускулами не убрать. Удовольствие - неудовольствие (Lust-Unlust). Эта «экономическая» полярность познается через изменение раздражения . Уменьшилось раздражение - удовольствие. Увеличилось - стало неприятно, неудовольствие. Противоположность «активный» - «пассивный» Фрейд описывает через действие «Я». Это «биологическая» полярность. Пассивно - это когда «Я» ПОЛУЧАЕТ раздражения из внешнего мира. Активно - когда «Я» РЕАГИРУЕТ на раздражения.

Три полярности описывают восемь методов поведения и реакции индивидуума. К примеру:

  • Меня шлепнули, и это приятно.
  • Я смотрю, и то, что вижу - отвратительно
  • Я люблю и проявляю активность, и это приятно.

Более того, судьба влечений по Фрейду заключается в том, что влечения постоянно изменяются, переходят из одной полярности в другую. Происходит постоянная смена объекта («Я» - «Не-Я») и превращении из активности в пассивность. Влечение может перейти в противоположность . К примеру, из потребности в активных действиях (мучить, разглядывать) появляется потребность в пассивном принятии (быть бучимым и разглядываемым). В этом случае меняются цели влечения . Садизм переходит в мазохизм, вуайеризм в эксгибиционизм. Или по содержанию, любовь переходит в ненависть. Влечение может обратиться против собственной персоны , и тогда происходит смена объекта без изменения целей. Мазохизм - это садизм против себя. Эксгибиционист наслаждается рассматриванием собственного тела. Влечение поддается и другим изменениям, к примеру, сублимированию (форма влечения уходит далеко от первоначальных целей), реактивному образованию (против влечения), или вытеснению. Эти преобразования остаются за пределами работы Фрейда «Влечения и их судьба».

Амбивалентности любви

Итак, вернемся к нашим баранам))). В определенный период развития влечения можно наблюдать его (пассивное) противоположное течение. Это амбивалентность , и проявляется она наиболее ярко в превращение из любви в ненависть! Чтобы не спорить, действует следующее определение по Фрейду: Любовь = отношение «Я» к источникам наслаждения. Любовь и ненависть могут встречаться одновременно по отношению к одному и тому же объекту. Что еще сложнее, любовь способна на три амбивалентности :

  1. Любить или ненавидеть - равнодушие.
  2. Любить - ненавидеть.
  3. Любить - быть любимым

Равнодушие

Как возможно столько противоположностей? В начале душевной жизни «Я» способно само удовлетворять свои влечения. Ребенок наслаждается собой. Это состояние называется Нарциссизмом, а возможность самоудовлетворения - Аутоэротичностью. В состоянии Нарциссизма проявляется первая амбивалентность любви, равнодушие . Это просто означает, что человеку не нужен окружающий мир, чтобы удовлетворять свои потребности.

Любовь и ненависть

Окружающий мир не нужен, но основное влечение самосохранения приводит к взаимодействию с ним. Некоторые внешние объекты вызывают неудовольствие, и от «Я» отделяется враждебная часть, «не-Я», связанная с внешним миром. Так появляется ненависть , отношение «Я» к чужому, вызывающему раздражение внешнему миру. Если же внешний объект вызывает удовольствие, то появляется «притяжение», приближение внешнего объекта к «Я» и их слияния. Из пассивной формы получения раздражения мы активно начинаем любить этот объект за счет притяжения.

Переход от нарциссизма к активной способности любить происходит постепенно с развитием сексуального влечения:

  1. В начале у ребенка сексуальное влечение развито к себе, что проявляется в аутоэротичном нарциссизме.
  2. На первом этапе развития сексуальности открывается стремление сожрать (fressen) или проглотить (einverleiben). Тут напрашиваются аналогии с рептильным мозгом. Эта форма любви приводит к уничтожению объекта.
  3. На более высокой ступени появляется стремление к обладанию . При этом безразлично, будет ли существовать объект или нет. Напрашивается аналогия с ревностью, в крайних случаях приводящая к уничтожению объекта.
  4. Только с развитием сексуального влечения любовь становится амбивалентностью любви.

Фрейд указывал два базовых влечения, а именно самосохранения и сексуального влечения. По отношению к предметам самосохранения мы не говорим, что мы их любим. В речи любовь используется в контексте сексуального влечения. Слово «ненависть» более часто используется в связи с неприятными ощущениями, и исходит из борьбы «Я» за самосохранение.

Фрейд: «Если любовные отношения к какому-нибудь объекту обрываются, то нередко вместо них появляется ненависть, отчего у нас получается впечатление превращения любви в ненависть. Но более широкий, чем описанный, взгляд обнаруживает, что мотивированная реальными причинами ненависть усиливается еще вследствие регрессии любви на предварительную садистическую ступень, так что ненависть получает эротический характер и создается, таким образом, нерушимость любовных отношений.»

Быть любимым и мазохизм

Третья амбивалентность, любить - быть любимым, лучше всего объяснить с помощью других противоположностей, к примеру садизм/мазохизм, эксгибиционизм/вуайеризм и переход от активного через возвратный в страдательный залог. На примере садизма, обращение против личности и переход в противоположность действуют вместе. Все начинается с активной позиции. Садизм состоит в активном насилии (Цель №1) по отношению к другому лицу или партнеру (Объект №1). Далее:

  1. Происходит обращение против себя: от внешнего лица отказываются. Садист возвращается к нарциссическому образованию, идентифицирует партнера с собой. Через оборот к собственному «Я» садист сам становится Объектом №2.
  2. Превращение в противоположность: одновременно происходит смена активной цели влечения в пассивную цель №2. В нарциссическом состоянии «Я» может само аутоэротично удовлетворить свои потребности. Активная позиция не нужна.
  3. Ищется новый объект вследствие смены цели на пассивную. Происходит снова «рост», «Я» снова расширяется, и вешние объекты начитают ассоциироваться с «Я». Начинается моторное стремление «Я» к этим объектам.

Этот круговорот превращений может идти бесконечно, так же, как и потребность не только любить, но и принимать любовь.

Так почему?

Так почему у влечений такая судьба? Что лежит в основе карусели амбивалентности? Мне, к примеру, хотелось бы избежать ненависти в любви. Это возможно? Тут самое время вспомнить, что пассивное использование себя как объекта удовлетворения собственных потребностей - признак нарциссизма, начального уровня душевного развития, типичного для ребенка. Это более ранний этап, который сохраняется на протяжении всей жизни человека. В то же время активный, более поздний этап развития связан с развитием сексуального влечения.

Фрейд: «...судьбы влечений-обращение против собственного я и превращение активности в пассивность зависят от нарциссической организации я и отмечены печатью этой фазы»

Трансакционный анализ Эрика Берна признает, что в человеке живут одновременно три личности (Ребенок, Родитель, Взрослый). Это отголосок открытий Фрейда, который утверждал, что превращение влечения происходит только частично, сохраняя в себе и элементы более позднего активного направления, так и более позднего пассивного нарциссического. Обе ступени развития влечения существуют одновременно в постоянной срединной ступени, амбивалентности.

Фрейд: «Все проявления влечений можно разложить на отдельные, разделенные на временные промежутки и одинаковые за весь период данного (любого) промежутка, толчки, относящиеся друг к другу, как, например, последовательные извержения лавы.»

Соответственно, обращение влечения от активного к пассивному (от любви к потребности быть любимым, от садизма к мазохизму, от эксгибиционизма к вуайеризму) происходит за счет возвращения влечения (или человека?) к более раннему этапу развития. От возвращения обратно в детство. При этом опыт взрослого человека сохраняется, и после резких, но коротких по времени скачков «в детство» психика возвращается обратно, но сохраняя пассивные элементы более раннего развития. Всем нам хочется туда обратно в детство, правда? Хотя, люди, достигшие определенного уровня зрелости, начинают понимать преимущество своего возраста. Слышал такую фразу: «Хочу ли я быть снова молодым? Да ни за что на свете! Денег нет, нужно куда-то гнаться, поехать не куда!». Думаю, именно в этот момент, когда уже не хочется вернуться в детство и молодость, амбивалентность приостанавливается, и нарциссическая потребность начинает удовлетворяться другими средствами.

Фрейд: «Эта судьба, может быть, соответствует попыткам отражения, которые на более высоких ступенях развития "Я" достигаются другими средствами»

За счет чего происходит обратный «рост» от пассивной фазы к активной (от мазохизма обратно к садизму, от потребности в любви к ее проявлению, от вуайеризма к эксгибиционизму). Я могу предположить две причины:

  1. Взаимодействие с окружающим миром продолжается, внешние раздражители приводят снова к неприятным ощущениям. Приходится переключаться в активную позицию и взаимодействовать с внешними объектами. Этот механизм схож с проявлением ненависти.
  2. Возможно, успешное аутоэротичное удовлетворение потребностей приводит к расширению «Я» и поиску новых источников удовольствия.

Как возможно расширить «Я»? Возможно ли сделать вывод, что круговорот влечений через противоположности зависит от уровня развития человека? И что на более высоких ступенях мы можем найти другие средства, чтобы можно было стабильно любить, не перепрыгивая на ненависть? Это тема другой работы, и Фрейда, и моей.

11.11.2016 15:59

Спор о том, что же такое любовь ведется вечно, каждый пытается найти своё определение. Давайте же и мы попробуем разобраться. Рассмотрим определения любви и сексуальности у известных и признанных психологов. Периодически перечитывайте их теории, чтобы анализировать и понимать, что происходит в вашей жизни. Проникнувшись их взглядами, вы сможете не поддаваться каким-либо провокациям и с легкостью отличите любовь от ее подделок.

Любовь по З.Фрейду

Знаменитая теория З.Фрейда заключалась в том, что любовь - это только физиология, реализация полового инстинкта. Фрейд отрицал наличие высшей духовной любви, потребность человека в близости и уединении с любимым. Механизм любви по Фрейду состоит из химических реакций в организме, гормональном напряжении, которое приносит дискомфорт и требует удовлетворения. Таким образом, Фрейд приравнял сексуальное желание к другим физическим потребностям, таким как удовлетворение жажды и голода.

Любовь по В. Франклу

Взгляды Франкла сильно отличаются от теории Фрейда и очень интересны для изучения. Франкл определял любовь как переживание личности во всей его глубине и непохожести ни на что. По этой теории есть два пути утверждения оригинальности личности - активный и пассивный. При активном - человек реализует созидательные ценности, при пассивном - человеку будто всё дается даром - его просто любят, а он позволяет себя любить. Он не старается и не вкладывает никаких сил, не пытается никого завоевать, но в силу своей неповторимости является любимым и значимым. Человек любящий также обогащается, он озаряется целой чередой новых чувств и ощущений, он начинает видеть намного больше ценностей мира и людей.

Уровни личности

Каждая личность состоит из трех уровней - физического, психического и духовного. В соответствии с ними существуют три вида отношений. Физические отношения самые примитивные, характеризуются только сексуальным влечением и его удовлетворением, это общение на уровне физиологии, тут не важен ни характер, ни сама личность, любой человек противоположного пола подойдет для удовлетворения сексуального желания.

Для этого уровня характерны смены партнеров, и, как следствие, измены.На следующем уровне стоят эротические отношения, которые захватывают психологию человека - тут партнера уже интересует характер и темперамент личности. Такие отношения увлекают уже сильнее. На этом уровне человек выбирает определенный тип партнера. Измены тут тоже присутствуют, но выбор падает на человека такого же типажа, как и прежний, меняться будут лишь имена.

Любовь появляется только на третьем уровне, который является финальной и лучшей фазой эротических отношений, когда чувства проникают в личностную структуру человека. Любовь - это появление между партнерами глубоких духовных взаимоотношений, являющихся по Франклу самым высшим видом партнерства. Для каждого партнера общение друг с другом становится ключевым моментом, без этого не ощущается эмоциональной целостности, любят человека, принимая его полностью, со всеми его привычками и особенностями.Любовь позволяет видеть любимого не только в реальности - каким он является, но и каким он может стать при развитии своих способностей и качеств. Это противоречит убеждению, что любовь слепа, она очень даже зряча и дает возможность видеть больше, чем обычно.

Любовь исключает измены, потому что глубокая наполненность и увлеченность одним человеком заполняет всего человека полностью. Любовь побеждает даже смерть, при уходе любимого человека любящий может до конца жизни оставаться ему верным. Человек уходит, но сущность остается с нами, как и любовь. Потому что любовь - это не просто эмоция, живущая в нас, это наше действие по отношению к сущности любимого человека.

В верности теории Франкла я убедился на своей практике. Многие из моих пациентов на пути своего развития имели большое количество сексуальных связей, и меняли партнеров часто и не задумываясь. Это были отношения на физическом уровне и уровне сильных эротических увлечений. Но стоило человеку встретить настоящую любовь, как измены и частые смены партнеров прекращались, в них больше не было смысла. Более того, даже разлука, не является преградой для любви, находясь на большом расстоянии от любимого человека, у любящего не возникает мысли о поиске партнера “на ночь”.

Секс в настоящей любви играет роль самовыражения, он не является самоцелью. Так как любовь проявляется через наше тело, то в тех отношениях, где секс возможен - он обязательно появится, но и без него любовь может существовать. Сексуальный акт - это один из способов проявления любви, и именно любовь дает сексу достоинство и смысл, а сам секс является процессом проявления духовной близости.

Наша внешность не столь важна для любви. Любовь делает привлекательным истинные черты и черты характера, поэтому не стоит злоупотреблять косметикой, ведь наши особенности заключаются не только в достоинствах, но и в недостатках.

Но значимость любви переоценивать не стоит, у нас часто люди страдают от того, что не нашли настоящую любовь, они начинают считать себя некрасивыми, недостойными и загоняют сами себя в угол. Этого делать не стоит, и без любви можно наполнить свою жизнь множеством смыслов. Но прежде, чем отказываться от любви, проанализируйте себя, действительно отсутствие любви в вашей жизни судьба или есть место для невротического расстройства? Однако, не стоит смиряться с судьбой. Иначе не реализовав себя в чем-то созидательном, можно вовсе переоценить значение любви и направить на нее все свои силы, получив в результате чувство озлобленности.

Франкл говорил о том, что ничего нельзя достигнуть через насилие, особенно в любви. Проблему отсутствия любви не нужно решать - она решится сама, нужно лишь подготовиться и быть сильным для любви. Ведь если вдруг это огромное чувство придет к вам, вы должны будете выдержать его, получая при этом наслаждение. Ну а если у вас случилась неудачная история, вы потерпели поражение в любви, не отчаивайтесь, немного подождите, придите в себя, а потом сделайте новую попытку, если будет такой случай. Главное - не затаить злобу и не перенести ее в новые отношения.

В своем любимом деле человек проявляет свою индивидуальность и особенность, а в любви впитывает в себя оригинальность и неповторимость любимого. Причем любовь дает возможность видеть человека таким, какой он есть на самом деле, каким его задумывал Бог.Также Франкл предостерегал, что мы нигде, даже в любви не застрахованы от ошибок, мы можем спутать любовь с сильным увлечением, которое не является причиной для создания семьи. Но и любовь не всегда будет причиной образования брака, так как брак - это немного другое, это социальное устройство жизни, некий совместный договор.

По Франклу понятия безответной любви просто не существует, потому что, если человек по-настоящему любит - это делает его более глубокой и мудрой личностью, которая способна ощущать личность другого человека, что расширяет внутренние границы и дарит более полное и красочное представление жизни. В свою очередь любовь помогает любимому человеку стать таким, каким его увидел любящий. В любых обстоятельствах любовь делает людей лучше, толкает к саморазвитию и совершенствованию, благодаря переживаниям человек приобретает бесценный опыт, становится более зрелым и мудрым.

Такое опасное чувство как ревность - должно отсутствовать в любви, это глупая и не ведущая ни к чему черта. Нужно понять, что невозможно сравнивать себя с кем-то другим - мы все неповторимы. Сравнивая - мы не уважаем ни себя, ни других. Когда мы ревнуем - мы не уверены в себе и в своих способностях, для любви это недопустимо.

Франкл считал, что моногамные отношения - это высшая точка сексуального развития. Зрелый человек ощущает сексуальное влечение только, когда присутствует любовь и думает о создании отношений в том случае, если секс будет проявлением любви. Но это лишь идеальная ситуация, а варианты у каждого свои. Точку зрения Франкла можно дополнить: его идеальная система будет существовать в тех отношениях, в которых партнеры развиваются, меняются и помогают друг другу в этом.

Любовь по А. Маслоу

Маслоу рассматривал любовь и отношения самоактуализированных людей, то есть всегда развивающихся личностей. Он считал, что мы должны изучать чувство любви, чтобы попытаться ее понять и жить с ней в гармонии, а также, чтобы осознавать чему нас может научить самоактуализированный человек в отношениях.

Любящие люди очень близки друг с другом и откровенны. Потребность в такой психологической близости толкает пару уединяться, чтобы познать друг друга. То доверие, которое появляется между людьми, позволяет им быть самими собой и расслабиться, открыться перед партнером, рассказав ему всё о себе.

Любовь самоактуализированному человеку ещё больше помогает раскрывать свои качества и таланты, он любит откровенно и искренне, спонтанно, не таясь и не прячась. При здоровом развитии отношений партнеры открывают друг в друге новые качества и черты, которые им нравятся, с увеличением этих знаний их любовь также растет. Такие люди становятся друг другу не только любимыми, но и лучшими друзьями.

Маслоу говорит, что крайне важно не столько быть любимым, сколько любить самому, испытывать это чувство внутри. Когда нас любят, а мы в ответ не можем ответить взаимностью - это лишь усложняет ситуацию. Такая любовь будет тяготить человека, если он, конечно, порядочный, и не будет пользоваться чувствами другого в своих корыстных целях. Любовь развивает и облагораживает любящего, дает шанс стать лучше ради любимого человека.

Самоактуализированный человек по Маслоу - тот, кто знает как любить и как быть любимым. Он легко выделяет любовь на фоне всех других эмоций и чувств, а секс и любовь крепко взаимосвязаны. Он получает от секса с любимым человеком наивысшее удовольствие, так как в остальных сферах все потребности удовлетворены, то оргазм и секс доставляют ему намного больше ощущений, чем среднестатистическому человеку. Но самоактуализированный человек не зацикливается на удовольствии, он спокойно относится к сексу, хотя он и испытывает от него много приятных эмоций.

Самоактуализированные личности легко и спокойно относятся к полигамности, могут обсуждать любые темы непринужденно и открыто. Но всё же в большинстве случаев эти люди моногамны, потому что их личные отношения их полностью устраивают, они удовлетворены партнером и счастливы с ним.В здоровом союзе двух людей их потребности также едины, как и они, то есть мечты и желания становятся общими. Партнеры всегда заботятся и берегут друг друга, а при болезни ухаживают друг за другом. Любящий всегда радуется за развитие любимого, никогда не пытается его чем-то унизить или ограничить.

Самоактуализированный человек ничего не требует взамен своей любви, его любовь безусловна и бескорыстна.

Любовь по Э. Фромму

Фромм определял любовь - прежде всего как действие по отношению к объекту любви. Любовь включает в себя большой интерес к жизни и развитию любимого человека.

Мы часто возмущаемся, что сложно найти того самого человека, которого можно любить. Но прежде, чем задаваться этим вопросом, нужно понять - способны ли мы любить, умеем ли? От этого и зависит, как долго мы будем искать любимого человека.Базовой любовью Фромм определял любовь к себе, что очень логично и соответствует библейским положениям - нужно любить партнера, как самого себя. Отсюда и следует, что, если человек не разобрался со своими проблемами, зациклился на своих ошибках и не может себя полюбить, то и другого человека полюбить он не в силах.

Как же научиться любить себя? Всё очень просто - развивайтесь, ведь это одно из важнейших условий любви. Вкладывайте в себя время и знания, расширяйте свой внутренний мир, тогда и полюбить другого человека вам будет проще. И не просто полюбить, а построить здоровые крепкие отношения.


Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков.
З. Фрейд

Фрейд был зол на человечество.
А. Белкин

В академической науке России психоанализ никогда не занимал существенного ни теоретического, ни практического места, а имеющиеся методологии никак не связаны с научным сообществом, отсюда непопулярность психоанализа как терапевтического метода. И. А. Задорожнюк пишет: «Статус психоанализа в России ограничен миссионерской деятельностью, что объединяет его с феминизмом. Духовные традиции русской культуры обладают институциональными особенностями, делающими непроницаемыми широкие социальные круги российского общества для феминистских идей, порождённых иным образцом эротических отношений».

А вот на Западе из всех эротических теорий ни одна не наделала столько шума в научных кругах и в общественном мнении, сколько теория австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Конец XIX века, викторианская эпоха в западной культуре любви преобладали иррационалистические концепции, акцентирующие внимание на бессознательных и иррациональных моментах в эросе. Этот вектор развития наиболее ярко проявился в психоанализе З.Фрейда и его последователей. Достаточно быстро психоанализ З.Фрейда становится доминирующей формой понимания феномена любви или, точнее, сексуальности. И на протяжении десятилетий он оставался ведущей теорией западной сексологии.

Революционную роль сыграло учение З.Фрейда о бессознательном, о его влиянии на сознание, об эротическом характере глубинных мотивов поведения. Тем самым его теория вторглась в "епархию" писателей, философов и церкви ломая устойчивое представление о единовластии разума в человеческой жизни.

Понимание его учения о любви лучше начать с объяснения З.Фрейдом природы невроза: основой невроза, является конфликт между "принципом удовольствия" и "принципом реальности", происходящий в психике человека. Когда конфликт достигает невыносимой остроты, человек от него "сбегает в болезнь", ищет в ней спасения от диктата реальности.

Как возникает этот конфликт? Каждый младенец от рождения совершенно бессознательно подчиняется в своем поведении "принципу удовольствия", купается в наслаждениях и стремится избегать неприятных ощущений. Он насквозь эротичен, не способен ни к какому самоограничению, он - совершенно безнравственный сластолюбец. Детская сексуальность связана, преимущественно, со ртом и анусом, а не с половыми органами, поскольку последние еще не достигли зрелости. (Именно учение о детской сексуальности вызвало наибольшее негодование и критику общественности: "Как можно ангельски невинное дитя представлять сладострастником?!") Со временем окружающая среда начинает неумолимо ограничивать детские "права" на удовольствия, принуждает считаться с требованиями внешнего мира. Таким образом, в противовес единовластному "принципу удовольствия" в психике начинает формироваться "принцип реальности" и вместе с ним - сфера сознания, человеческое "я". Под давлением внешней реальности человек вынужден отказываться от чисто "сексуального мышления", познавать законы реальности и приспосабливаться к ним.

Для взрослого человека, живущего в современном обществе, совершенно недопустимы те вольности, которые естественны для младенца. Однако "первичные позывы" к удовольствиям у взрослого не исчезли. Что же с ними стало? Они либо подавлены (т.е. вытеснены в бессознание, хотя и не ликвидированы), либо "окультурены", преобразованы в непрямые формы осуществления, изменены иногда почти до неузнаваемости (все равно как дерево в результате обработки становится совсем непохожим на него столом). В итоге "принцип реальности" берет верх над "принципом удовольствия", но последний не уходит в небытие. Первичные позывы сластолюбия, которые З.Фрейд обозначил собирательным термином "либидо" (лат. libido - влечение, желание, страсть), должны так или иначе - не прямо, так косвенно - получать удовлетворение. В противном случае, либидо уподобится пару в наглухо закрытом паровом котле. Грубое рассогласование между сознанием и бессознательным, между "хочу" и "нельзя" ведет к неврозу, неадекватным поведенческим реакциям.

З. Фрейд набрасывает следующий сценарий развития сексуальности человека. Первоначально, в детстве либидо не имеет соответствующего сексуального объекта (пока еще нет «примата», как говорит Фрейд, «генитальной зоны»), а «употребляется на другие несексуальные цели». Правда, в раннем детстве можно говорить о «зародышах сексуальной деятельности» (сосание груди матери). Поскольку в этот период либидо витает в состоянии напряжения, не прикреплено к объекту, оно временно может фиксироваться на любых объектах. Отсюда Фрейд делает принципиальный вывод, что предрасположение к отклоняющимся формам сексуального поведения «составляет общее первоначальное сексуальное предрасположение полового влечения человека, из которого в течение периода созревания развивается нормальное сексуальное поведение».

Самое раннее эмоциональное влечение ребенка к другим проявляется в виде "идентификации". Это - отождествление себя с кем-то, копирование кого-то любимого или, наоборот, нелюбимого, представление себя вместо кого-то отсутствующего или утраченного (например, отца, матери). "Идентификация, - замечает З.Фрейд, - между прочим, имеет своим следствием ограничение агрессии против человека, с которым идентифицируются; этого человека щадят и ему помогают".

По мнению З. Фрейда идентификация играет определенную роль в возникновении у человека "Эдипова комплекса", которому он придавал важное значение для понимания человеческого поведения. Маленький сын поначалу идентифицирует себя с отцом, видя в нем свой идеал. По отношению к любимой матери он хотел бы выполнять ту же роль, что и отец, но в таком случае само наличие отца препятствует осуществлению этого желания (у девочек соответственно все наоборот). Первоначально ребенок делает любимое лицо объектом своих еще неверно направленных сексуальных устремлений. В результате идентификация с отцом принимает враждебную окраску, отношение к отцу становится амбивалентным (двойственным): он одновременно и идеал, и соперник. "Амбивалентная установка к отцу и только нежное объектное стремление к матери является для мальчика содержанием простого позитивного "Эдипова комплекса". Разрушение "Эдипова комплекса" происходит путем "отказа" от матери как предмета любви в пользу отца, т.е. сын в конце концов "уступает" мать отцу. После этого может усилиться его идентификация либо с матерью, либо с отцом. Второй исход более желателен, так как сохраняет нежное отношение к матери и укрепляет мужество в характере мальчика. "Нежелательный" исход чаще бывает у девочек, чем у мальчиков. "Очень часто из анализа узнаешь, - писал З.Фрейд, - что после того как пришлось отказаться от отца как объекта любви, маленькая девочка развивает в себе мужественность и идентифицирует себя уже не с матерью, а с отцом, т.е. потерянным объектом".

Первая детская любовь, связанная с "Эдиповым комплексом", вытесняется из сознания в бессознание и продолжает существование в скрытом, "забытом" виде, а остаток любовных чувств проявляется уже только в нежной (а не сексуальной) форме. Нежное чувство - во всех его разнообразных проявлениях - является, по мнению З.Фрейда, преемником прежнего, вполне чувственного, влечения.

Это психоаналитическая (читай психиатрическая) версия эдиповой фазы развития ребенка, а вот что об этой фазе говорит современная психология. Первые явные проявления полового интереса у ребенка происходят в возрасте примерно 3-х лет и направлены на родителя противоположного пола. Так, например, мальчик "не по-детски" ревнует, когда папа оказывает знаки внимания маме, рвется в родительскую спальню, чтобы спать с мамой, а девочка демонстрирует папе свои наряды и умения, льнет к нему и пытается проводить с ним все время, пока он находится дома. В гармоничной семье, где есть папа и мама, которые любят не только своего ребенка, но и друг друга, происходит полноценное прохождение ребенком эдиповой фазы развития, что приводит к формированию личности наиболее полно адаптированной к реальностям взрослой половой жизни.

В неполных семьях или в семьях, где отношения между супругами лишены любви и взаимопонимания, недополучение наглядного примера, телесных и других ласк приводит к сложностям во взаимоотношениях с противоположным полом во взрослой личной жизни. В наш Клуб регулярно приходят письма с проблемами: , или полная противоположность... Есть и другие варианты взрослых проблем с пробелами в воспитании этой важной (а не важных фаз в детстве нет) эдиповой фазы:

В действительности полностью развившийся Эдипов комплекс, как он был описан Фрейдом, обнаруживает все эти тенденции: чрезмерные требования безусловной любви, ревность, собственническое отношение, ненависть вследствие отвержения, - которые характерны для невротической потребности в любви. В этих случаях Эдипов комплекс нельзя рассматривать как источник невроза, так как он сам является невротическим образованием.

З. Фрейд указывает два основных фактора, под влиянием которых развивается или нормальное сексуальное поведение, или отклоняющиеся его формы. Это, с одной стороны, пропущенные через сознание требования культуры (стыд, сострадание, отвращение, конструкции морали и авторитета и т.п.), с другой - выбор того или иного сексуального объекта (нормальное развитие идет, если таким объектом становятся гениталии субъекта противоположного пола). Так как сексуальное развитие представляет собой сложный и длительный процесс, то, как замечает З.Фрейд: «...всякий шаг на этом длинном пути развития может привести к месту фиксации (т.е. случайному, как оправданному, так и неоправданному культурой выбору сексуального объекта), всякая спайка этого запутанного сочетания может стать поводом к диссоциации полового влечения» - т.е. нарушению нормального развития. Это может быть неправильное воспитание в асоциальных, дисгармоничных семьях, неполноценное воспитание в неполных семьях, перепутывание пола в результате ошибочных акцентов и идеалов, влияние субкультуры, нарушения соматических структур и др.

Понятие любви, в трактовке З.Фрейда, - это обобщение всего того, что происходит от энергии первичных позывов (либидо), т.е. это - половая любовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь. Он писал: "...Психоанализ научил нас рассматривать все эти явления как выражение одних и тех же побуждений первичных позывов..."

З. Фрейд считал, что все человеческие привязанности вытекают из одного общего источника – полового влечения, либидо. Он писал, что ядро того, что мы называем любовью, – это половая любовь, цель которой – половая близость.

...любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков.
З.Фрейд.

В основе его работ лежит связь между любовью и сексуальностью. Любовь, по Фрейду, – иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека».
Д.псх.н. профессор Е.П. Ильин «Психология любви». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Либидо это не только сексуальные инстинктивные влечения, либидо представляет собой особую энергию, которая может трансформироваться, принимать разный вид; далее, либидо - это и определенное количество энергии, разное у разных людей. «У нас, пишет Фрейд,возникает представление об определенном количестве либидо, психически представленное, как мы говорили, Я - либидо, продукция которого, увеличение или уменьшение, распределение и сдвиг, должна дать нам возможность объяснить наблюдаемые психосексуальные феномены».

Но одновременно либидо - это и неосознаваемые желания, которые стремятся реализоваться, причем есть два важных условия такой реализации. Во-первых, либидо может реализоваться, если находит свой объект (Фрейд называет его то «сексуальный объект», то «объект-либидо»). Фрейд пишет, что исследование либидо «становится доступным только тогда, когда это либидо нашло психическое применение, чтобы привязаться к сексуальным объектам, т.е. превратиться в объект-либидо... Мы видим тогда, как либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, т.е. частичному временному потуханию либидо... будучи отнятым от объектов, либидо остается витающим в состоянии напряжения и, наконец, возвращается к «Я»...».

Второе условие реализации либидо - представление его в сознании (прохождение через сознание). Именно это условие является проводником социальных требований: одни бессознательные сексуальные желания (морально и культурно оправданные) допускаются сознанием, другие - нет. В последнем случае происходит или вытеснение этих желаний, как правило, с трансформацией в область патологии (неврозы и прочее), или их сублимация, т.е. выход и применение энергии либидо в других областях (например, в творчестве - научном, художественном, духовном).

Философский анализ теории любви Фрейда:
«В работах 3. Фрейда и В. Райха феномен любви в культуре рассматривается в контексте системы запретов. Запреты в психоанализе понимаются главной формой дистанции антропного феномена любви.
В концепции 3. Фрейда к двум типам влечения, новоевропейской философии добавлен третий, основанный на запрете желания, что способствует развитию различных форм сублимации.
Исходное положение концепции 3. Фрейда о сублимации раскрывает разрыв менаду самостью и ее стремлением. Это особенное положение переживания. 3. Фрейд полагает, что исходное желание запретно и его в культуре подменяет желание разрешенное. 3. Фрейд выделяет два уровня запрета желаний: первый препятствуют животному поведению человека, а второй представлен как ограничения в рамках конкретной культуры. Возможность разрыва между истинно желаемым и получаемым в рамках культуры - новое положение в переживаниях человека.
Зафиксирована разница между позициями 3. Фрейда и В. Райха. 3. Фрейд считает, что освобождение первичных желаний приведет к высвобождению животных и запретных желаний. Это положение принимает большинство его последователей. В. Райх считает, что природа человека добра, а источником зла является слой культуры, впитанный человеком. Он подавляет биологическую природу. Так разрыв желаний принимается обоими. 3. Фрейд исключает экстаз (любовь понимается им только как снятие напряжения и в этом аспекте подобна смерти) и специфическое единение-единство (любовь как внутреннее эгоистическое и изолированное от другого переживание). Дистанция сводится к культурному запрету и исключается из субъекта».
Д.филос.н О.И. Николина «Феномен любви в бытии человека»

Фрейд с самого начала относился к любви скептически и иронично.
Психоаналитик

«Рассуждения Фрейда на тему любви и нежности не дают нам ответа на вопрос: каким образом нежность вплетается в генитальную любовь. Половой акт не предполагает подавления сексуального стремления (наоборот, он является воплощением сексуального позыва), но откуда же в таком случае возникает нежность? Кроме того, Фрейд ничего не говорит об удовлетворенной сексуальности. Если нежность присутствует в генитальной любви, значит, она порождена вовсе не подавлением сексуального стремления, а какими-то иными причинами, и эти причины, по-видимому, совсем не сексуального характера. Анализ Сатти ясно показывает нам несостоятельность фрейдисткого подхода к этой проблеме. Об этом же свидетельствуют работы Рейка, Фромма, Дефореста и других ревизионистов фрейдизма. Адлер, например, уже в 1908 году пришел к выводу, что потребность в любви не может быть производной от сексуальной потребности»

«Свою «теорию» Фрейд создавал специально, чтобы объяснить ею неврозы, вот только сделать этого, она, как раз, и не смогла. Не сделала! Эти больные посещали психоаналитика десятилетиями, даже и тогда, когда те считали результаты такого «лечения», удовлетворительными. Эта «гипотеза» привела к тому, что случаи самоубийств больных, лечившихся у психоаналитиков, (включая самого Фрейда), сделались делом обычным. Не владея гипнозом, Фрейд решил «объяснять» больному его невроз, как проблему «подсознательно» исключительно сексуальную. Для этого и изобрёл теорию и метод: «пансексуализм» и «самоанализ». В клинике нервных болезней они не прижились потому, что ими нельзя было никого вылечить. И как ни бились фанаты с «анализом» и «секс-толкованием» снов, им так и не удалось объяснить, ни одного сексуального невроза, ни одного сексуального извращения, ни одного заболевания нервной системы. Ничего. Ноль… Врачи, убедившись в непригодности метода, его выбросили, после чего он и стал куском хлеба для «психоаналитиков» – людей менее щепетильных».
Владимир Иванов «Любовь и войны полов». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

«Фрейд понимал сексуальность широко – как переживание и осуществление человеком своего либидо, т.е. сексуального влечения. Фрейд намеренно отказался от термина «эрос», настаивая на либидозном, т.е. из либидо вытекающем понимании секса. Таким образом расширялось и понятие сексуального. Либидо – это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах этого слова. Предлагая рассматривать либидо как фундаментальное основание всех человеческих устремлений, выражающихся не только в традиционно понимаемом сексуальном поведении, Фрейд усматривал своеобразное проявление либидо и в желании младенца припасть к материнской груди, и в творческом устремлении художника».