Имидж политика как средство манипуляции. Инструментарий имиджелогии

Ирина Шорохова, начальник отдела персонала ОАО "Проммашинструмент"
Источник:

Каждый раз знакомясь с новыми людьми, мы, прежде всего, воспринимаем их образ. Об окружающих нас людях мы судим по первому впечатлению. Установлено, что мнение о новом человеке складывается в первые 90 секунд общения.

Каждый раз знакомясь с новыми людьми, мы, прежде всего, воспринимаем их образ. Об окружающих нас людях мы судим по первому впечатлению. Установлено, что мнение о новом человеке складывается в первые 90 секунд общения. От того, как вы сможете «подать» себя, зачастую зависят перспективы вашего дальнейшее сотрудничества.

Позитив свернет горы

Есть люди, к которым с первого взгляда как-то располагаешься и готов к дальнейшему плодотворному общению с ними, а, что самое главное, порой не отдаешь себе в этом отчёт. Это значит, что информация, исходящая от нашего собеседника, поступающая к нам по всем каналам от органов чувств, положительна и воспринимается нами подсознательно. И можно сказать, что нашему партнёру по общению удалось создать свой благоприятный имидж. А если нам что-то приятно, то мы склонны быть более доброжелательными, снисходительными к таким людям и, соответственно, такому человеку легче удается склонить нас на свою сторону в том или ином вопросе. Согласитесь, что желаемого легче добиться с ухоженным, респектабельным видом или с благоприятным имиджем.

У женщин - свои секреты

Женщина, блистающая красотой и умом, представляет собой манипулятивный объект, который, иногда даже не осознавая это, с детства руководит поступками окружающих. Ведь так трудно отказать в просьбе миленькой мордашке! С возрастом, став уже взрослой, женщина совершенствует свои манипулятивные навыки и приобретают должный уровень естественности. Приведу цитату Фридриха Ницше: «Признаком рассудительности женщин является то, что они почти всюду сумели заставить кормить себя, как трутни в улье. Но нужно сообразить, что это первоначально означает и почему мужчины не дают себя кормить женщинам. Несомненно потому, что мужское тщеславие и честолюбие ещё более велико, чем женская рассудительность: ибо женщины сумели через подчинение обеспечить себе гораздо большую выгоду и даже господство. Даже воспитание детей могло быть первоначально использовано женщинами как повод, чтобы по возможности уклониться от труда. Ещё и теперь, когда они действительно деятельны, они умеют придавать этому такое умопомрачающее значение, что мужчины обыкновенно вдесятеро преувеличивают заслугу их деятельности…».

А у бродяг и политиков – свой имидж

Но манипулировать можно не только положительным имиджем. Так при прошении милостыни, скорее, подадут человеку со скромным внешним видом, и здесь ухоженность и чистота могут повредить достижению цели. Проведённые мною исследования показывают, что, обращаясь с просьбой о помощи к людям и при этом ссылаясь на детей и их нужды, успешный исход прошения гарантирован на 90%. И этим способом воздействия пользуются практически все, просящие милостыню.

Помимо таких способов манипулирования людьми с помощью своего имиджа можно отметить так называемый «отрицательный образ» или «скандальный имидж», широко применяющийся в политике и в шоу-бизнесе. Такого рода имиджем пользуются для привлечения внимания к своей персоне, в частности, к тому, что эта персона делает и говорит. И манипуляции, как правило, приносят плоды: это и материальное благополучие, и политическая значимость, и даже устранение конкурентов.

Как дополнение к уже имеющемуся образу, часто используются элементы чужого имиджа для лучшего восприятия политика и его деяний. Так, посещая шахтёров, наши государственные мужья часто надевают их каски или робы, чтобы таким образом быть «своим» и в итоге склонить людей к своей точке зрения, т. е. манипулировать ими. Значит, помимо собственного имиджа, временное «одалживание» чужого имиджа, может приводить к желаемой цели. Особенно хорошо это удавалось Остапу Бендеру.

Враги не пройдут!

Существует много различных примеров того, как имидж человека используется им не только в благостных, но и в корыстных целях. Из-за такого рода манипуляций принижается личность человека, он становится ущербным с точки зрения социальной морали и этики. Поэтому необходимо научиться распознавать попытки манипулирования вами, трезво оценивать ситуацию, не поддаваясь на ухищрения и уловки человека-манипулятора. Однако это сделать это непросто, поскольку зачастую информация, предшествующая успешной манипуляции, поступает к нам на подсознательном уровне. Остановиться в конкретной ситуации и попытаться посмотреть на неё со стороны обычному человеку, не являющемуся специалистом в области манипуляции, практически невозможно. В этом и есть отрицательная сторона манипулирования, и имидж играет в этом не последнюю роль.

Между тем умело созданный имидж человека может помочь ему в вопросах дипломатии, успешной карьеры или делового сотрудничества и во многих других случаях. И здесь использование манипулирования как использование энергии атома в мирных целях – всё зависит только от нравственных качеств человека. Но если вы хотите попасть в цель, предварительно нужно прицелиться – в этом вам поможет благоприятный, правильно созданный имидж.

«Манипуляция -- это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других» Шостром Э. Анти-Карнеги. http://lib.ru/PSIHO/SHOSTROM/antikarnegi.txt, говорил Эверетт Шостром. Поэтому мы не могли обойти стороной личность манипулятора как средства управлением людьми.

Любой субъект власти, будь то какое-либо министерство, законодательный орган, политическая партия или другая организация, какой бы сильный он не был, чаще всего держится и запоминается людям по тому человеку, который возглавляет данный политический субъект (отметим, что он может быть лидером не юридически, а лишь восприниматься таковым в массовом сознании). Именно политический лидер, если он обладает достаточной политической волей, является главным манипулятором, от которого исходят все волны, призванные подчинить сознание человека. Иногда это бывает подставная фигура, на которую работает целый штат советников и специалистов манипулятивных технологий (в том числе, PR-менеджеры, имиджмейкеры и т.д.). В таком случае «свита» прячется за мантией «короля», нашептывая ему нужные речи, а тот влияет на свою аудиторию посредством внешнего вида, тембра голоса или тем, что называется природное обаяние. Но в любом случае фигура политика является ключевой. Особенно это касается предвыборной гонки, где люди чаще всего голосуют не за какую-то партию (если только они не ее члены или рьяные приверженцы), а за человека, ее представляющую. Именно он добро улыбается нам с плакатов и фотографий, участвует в дебатах и становится жертвой черного пиара. Поэтому нам кажется важным отметить особенности имиджа политика, как особого средства манипуляции массами.

Имидж политика используется не только для того, чтобы создать благоприятное отношение к нему аудитории (что, как нам кажется, является само собой разумеющимся), а еще и для того, чтобы пробить стену недоверия у людей, чтобы исходящие от лидера и его окружения манипулятивные посылы имели большую эффективность. Конечно, есть индивиды, наделенные от природы качествами, помогающими им владеть аудиторией. Они становятся великими властителями умов. Среди них можно назвать Наполеона, Гитлера, Сталина. Однако не все, кто идет в политику, обладают нужным набором природных дарований. Тогда команде, работающей с лидером, главой организации или кандидатом, необходимо создать такой имидж, который бы искусственно создал образ человека, способного управлять людьми, «научил» своего шефа данному искусству. Это, конечно, требует огромных усилий от личности (в том случае, если мы говорим о создании качественного имиджа), индивид должен постоянно держать себя под контролем и учиться быть тем, кем его хотят видеть. В конце концов, хороший имидж становится частью жизни человека.

Но перейдем к тому набору качеств, которые позволяют манипулировать людьми. Чтобы их выявить, попробуем проанализировать личности «коммуникаторов от природы». Так, Э. Фромм, подробно изучавший личность Адольфа Гитлера, выделял несколько черт, которые составляли его способность к внушению, талант производить впечатление на людей и убеждать См. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. http://lib.rus.ec/b/81573/read#t135. Как отмечает А. Цуладзе, свойствами, присущие Гитлеру, обладали и вышеупомянутые Наполеон, Сталин и другие сильные лидеры См. Цуладзе А. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М.: Книжный дом "Университет", 1999. -- 144 с. - С. 6-7.. Так что наши аналогии будут достаточно полными и объективными.

1. Магнетизм, источником которого является особый взгляд . Описано много случаев, когда люди, относившиеся к Гитлеру с предубеждением, внезапно меняли свою точку зрения после его прямого взгляда. К этому мы добавим еще располагающий внешний вид, соответствующий ожиданиям электората.

Конечно, для того, чтобы производить впечатление не нужно имитировать взгляд этого диктатора. Но стоит особое внимание обратить на глаза. Политик должен без страха уметь посмотреть в глаза любому собеседнику, уметь выигрывать визуальную дуэль. Про людей с твердым и прямым взглядом говорят, что они сильны и честны. С помощью взгляда коммуникатор может заразить аудиторию определенной эмоцией. А доверие к человеку и эмоциональная составляющая, как мы уже говорили, являются краеугольным камнем манипуляции.

2. Неколебимая уверенность в своих идеях.

Уверенный в себе человек вызывает уверенность и у других. Это, конечно, не должно быть фанатичное отстаивание своих интересов, но политик должен обладать недюжинной уверенностью, чтобы сохранить свои идеалы в постоянно изменяющемся политическом пространстве, под натиском оппонентов. Если проводить аналогии с описанными выше технологиями манипуляции, то можно сказать, что фигура политика должна быть постоянным утверждением, не вызывающим сомнения. Это достигается с помощью внутренних тренингов (описание которых не входит в нашу задачу), за счет невербальных средств: жестов, позы политика, его внешнего вида.

3 . Простота слога. Гитлер никогда не утруждал слушателей тонкостями интеллектуальных или моральных суждений. Он брал факты, подтверждавшие его тезис, грубо лепил их один к другому и получал вполне убедительный текст, по крайней мере, для людей, не отягощенных критической способностью разума.

Умение высказать даже самую сложную политическую идею простым языком, понятным обычному рабочему или домохозяйке, является залогом успеха политика. Опять же, как мы отмечали выше, простота - важная составляющая манипуляционного сообщения. Конечно, политик не должен говорить только лозунгами, иногда он должен уметь вставить и одно-два «умных слова», чтобы не показаться аудитории слишком уж простоватым или даже глуповатым. Некоторые лидеры практикуют использование просторечий и сниженной лексики. В нашей стране моду на это ввел В.В. Путин, его знаменитые «путинизмы», как то «мочить в сортире», «выковырять со дна канализации», разбавляют скучные для аудитории речи и работают на создание определенного имиджа.

4. Актерский талант. Гитлер умел, например, очень точно передавать мимику и интонацию самых различных типажей.

Конечно, трудно требовать от политика таких способностей, но под этим мы понимаем умение держаться в самых непредвиденных обстоятельствах, умело скрывать свои эмоции и показывать другие, умение подстраиваться под аудиторию: на заводе быть одним, в беседе с журналистом - другим, в дебатах с оппонентом - третьим.

Впрочем, всякого политика, как публичного человека, можно назвать актером, ведь он постоянно находится на людях и должен хорошо играть свою роль, чтобы не было даже мысли заподозрить его в двуличности.

5. Совершенное владение тембром и эмоциональными оттенками своего голоса.

Сюда включим тембр голоса политика и то, как он говорит: громко, тихо, как расставляет паузы, на чём делает акценты. Речь - это очень важная составляющая имиджа, ведь если политик говорит неуверенно, запинается, делает долгие паузы и издает протяжные «э-э-э…», то никто его не сможет воспринять как лидера. Приведем в пример Владимира Жириновского: его быстрая, отрывистая, резкая речь с множеством примеров не всегда может быть особо содержательной, но ее слушают все, а телевизионщики охотно вставляют в свои сюжеты. Виртуозно владеет искусством грамотно расставлять паузы В.В. Путин, при этом его речь довольно тихая, сдержанная и небыстрая, но она тоже является его визитной карточкой (а некоторые ее вовсе копируют).

6. Искренность эмоций. Данное качество Э. Фромм иллюстрирует через необыкновенные вспышки гнева фюрера, которые им умело использовались, но обладали своей манипулятивной силой только из-за того, что были не наигранными, а подлинными.

Политик должен верить в то, что он преподносит аудитории, хотя бы в тот момент, когда он с ней общается. Если же лидер и общество будут находиться на разных эмоциональных волнах, то это приведет к банальному непониманию.

7. Исключительная память. Известно, что Гитлер легко запоминал цифры и технические детали. Он мог назвать точный калибр и дальнобойность любого оружия, количество подводных лодок, которые находятся в данный момент в плавании или стоят в гавани, и множество других подробностей, имевших значение для ведения войны. Неудивительно, что его генералы бывали искренне поражены глубиной его знаний, хотя в действительности это было только свойство механической памяти. Исключительную память отмечали и те, кто общался со Сталиным: он мог в любое время позвонить на любой завод, назвать его директора по имени-отчеству и осведомиться о каком-либо не слишком значительном вопросе.

Память иногда может заменить истинные знания, выручить в непредвиденной ситуации, например, когда кто-нибудь из обычных людей на встрече задаст неожиданный или неудобный вопрос. К месту приведенные цифры или детали могут создать впечатление эрудированности человека, разбирающегося в данной теме. Недостаток данного качества может быть скомпенсировано работой штаба политика, который вовремя будет давать своему шефу необходимую информацию, которую он сможет умело использовать в ближайшее время.

8. Умение рассуждать на любую тему . Сведения о том, был ли реально Гитлер чрезвычайно начитанным человеком, который с легкостью разбирается во множестве различных тем, сильно разнятся. Однако это доказывает одно: он умел использовать те даже немногие знания, которые имел, для того, чтобы создать видимость знатока в любой теме.

Этот пункт, как и предыдущий, может быть результатом работы команды политика. Но умение «выкрутиться», не ударить в грязь лицом и не стушеваться даже при обсуждении темы, в которой лидер ничего не понимает - искусство настоящего государственного деятеля и оратора.

Имидж политика как средство политической манипуляции будет рассмотрено нами в главе 2 на примере Александра Буркова (С.86).

По мнению некоторых психологов и социологов имиджевые технологии являются технологиями манипулирования, позволяющими быстро и эффективно достигать своих целей, но являющимися НЕ экологичными в плане межличностных отношений. Порой звучит определение «манипулятивный» имидж.

В связи с этим хочу выразить свою точку зрения.

Чтобы не превращать работу по созданию имиджа с конкретным человеком в использование ЧУЖИХ масок и ролей, следует использовать исключительно экологичные технологии по раскрытию истинного потенциала человека, базирующиеся на персональном ресурсе личности. И я искренне верю, что в каждом человеке заложен гигантский ресурс, каждый человек способен усилить и развить свои задатки. И среди разнообразия внутренних ресурсов всегда найдется тот, который будет соответствовать позитивному решению ситуации данного момента жизни или осуществлению вашей цели. Следует лишь об этом задуматься и посмотреть вглубь себя.

Быть «удобными», предсказуемым, функционировать в одном знакомом образе — это, конечно, привычно и безопасно. Проще всего играть ту роль, которую от нас требуют.

Но наши потребности и устремления меняются в зависимости от различных факторов - жизненных ситуаций, возраста и др.

И эти обстоятельства вынуждают нас двигаться дальше.

В течение каждого дня мы вступаем в различные коммуникации, выступая в различных ролях — на работе, в семье, с друзьями и т. д.

И мы можем быть РАЗНЫМИ. Но при этом оставаться СОБОЙ!!!

А для этого нам необходимо знать свои особенности, способности и ресурсы. Другими словами — хорошо знать себя.

Знание своих различных сторон и аспектов добавляет нам устойчивости. Хороший пример — простая табуретка. Чем больше у нее ножек, тем устойчивее она стоит. И если неисправна одна ножка — остальные поддержат. А будет ли устойчивой табуретка на одной ноге, или на двух ногах?

Так и у нас, у людей: чем лучше мы знаем свои ценности, пристрастия, способности, тем более уверенно мы стоим на ногах и идем по жизни. Чем шире мы видим и используем свои ресурсы (а они, поверьте, у каждого из нас просто гигантские!), тем интереснее и полноценнее становится наша жизнь.

Приведу довольно распространенный в моей практике пример.

Молодая, образованная женщина из интеллигентной семьи, в которой «мозги» уважали значительно больше, чем внешность, построила приличную карьеру, занимает руководящую должность. Работа последние годы отнимала практически все ее силы, о личной жизни не было времени подумать. Естественно, выглядит она и ведет себя соответственно, ведь образ жизни накладывает отчетливый отпечаток: одежда, прическа по принципу «сдержанно, удобно», почти полное отсутствие макияжа, в общении — соблюдение дистанции и строгость, сосредоточенность, надежность и ответственность во взгляде. В моменты редкого отдыха принцип «лишь бы удобно» сохраняется.

На каком-то этапе она осознает, как ей хочется свою семью. Но даже не может вспомнить, когда на нее, как на женщину, обращали внимание мужчины. Смотрит на себя в зеркало и понимает, что надо что-то менять. Будучи барышней деятельной, решает срочно измениться. Идет в магазин, покупает себе модные, яркие и сексуальные наряды как у звезды из глянцевого журнала, на которую ну просто все мужчины неотрывно смотрят. Делает в салоне прическу как у той самой звезды из журнала. Облачается в новые наряды, добавляет макияж... и понимает, что что-то не то. Как то неловко ей за себя, и будто вообще в зеркале не она, хоть и выглядит все очень даже модно и сексуально.

Но что-то останавливает ее выйти из дома в этом образе.

Вы знаете, что довольно часто происходит дальше? Девушка возвращается к своим сереньким и удобным вещичкам, еще больше убедив себя, что внешняя привлекательность — не ее конек.

К сожалению, подобные истории случаются и при участии и «помощи» подружек, и даже некоторых стилистов.

Хорошо, если такая девушка попадает к специалисту по имиджу, который сможет объяснит ей и помочь разглядеть и реализовать лично ее, персональный вариант женственности и привлекательности. С учетом ее интеллекта, социального статуса, воспитания, эстетических пристрастий и природных внешних данных. Такой вариант женственности, который психологически будет ей комфортен и добавит уверенности и сил. Такой образ, который будет приятен и ей самой, и окружающим.

И будет транслировать ее искренние потребности, но в той форме, которая приемлема окружающими. И будет помогать эффективному решению задачи.

Но сделать это возможно лишь при условии следованию принципу «Быть, а не казаться».

Грамотное использование имиджевых технологий в работе с частными клиентами позволяет выстроить эффективные взаимодействия между внутренним миром человека и социумом.

Познание, раскрытие и осознанное применение внутреннего ресурса человека, транслируемые окружающим через внешний облик, вербально и невербально с целью комфортного и эффективного решения своих жизненных задач, но и с учетом восприятия окружающих...

Ну, скажите, это манипуляция?

Тата Абрамович

«Первое впечатление о человеке создает его визуальный образ, который влияет на общение в дальнейшем», — утверждает стилист-имиджмейкер , специалист в области self-branding’ а Мария Пион.

«В современном мире 70% информации мы получаем визуально. На первый план в общении выходит внешность партнера . Каждый из нас при встрече с новыми людьми сразу, как сканер, считывает его внешность и создает свое первое впечатление о человеке, причем такое сканирование происходит в течение первых минут общения. И зачастую от нашего первого впечатления зависит, будем ли мы продолжать общение с человеком в дальнейшем. Поэтому следить за своим стилем – это уже не прихоть, а необходимость.

Есть много приемов и манипуляций с внешностью, которые могут как навредить человеку, так и помочь ему расположить к себе его визави. Вот некоторые из них, на которые мы незаслуженно не всегда обращаем внимание:

1. Цветовой блок

Комбинация цветов в комплекте имеет больше влияния на человека, чем значение одного цвета отдельно. Многие из нас привыкли монохромно или выбирать два цвета в одежде, в то время как интересным, стильным и запоминающимся смотрится образ, который комбинируется из 3-5 цветов. Чтобы правильно и гармонично сочетать в рамках одного аутфита, пользуйтесь кругом Иттена.

Самое простое правило сочетания цветов — это правило треугольника. Цвета, которые находятся на углах этой геометрической фигуры, между собой идеально сочетаются, создавая продуманный и небанальный образ. Кроме правила треугольника , которое используется чаще всего, также можно сочетать цвета и многими другими способами:

2. Выбор аксессуаров и их влияние на деловой имидж

Самым стильным человеком, привлекающим внимание аудитории, в коллективе может стать обладатель образа с проработкой деталей . имеют значение и при создании первого впечатления о человеке. Для создания имиджа важны не только туфли и . Обращайте внимание на детали , ведь при общении с человеком мы подсознательно «цепляемся взглядом» именно за них. Ремень, браслет, кольца, блокнот, ручка, очки, компьютер, телефон, а также чехлы к гаджетам должны гармонично вписываться в ваш образ.

Подсознательно партнер получает посыл — человек, сумевший создать гармоничный образ, справится и с другими задачами. Порядок во внешности – порядок и в голове.

3. Цельный имидж

Очень важно понимать, что для того, чтобы произвести впечатление, одежды и аксессуаров недостаточно . Особое внимание уделяйте , и маникюру — именно эти составляющие вашего имиджа могут поднять ваш статус. Банальность стиля легко можно стилизовать необычной стрижкой с асимметрией (для женщин), бородой и выбритым пробором (). Аккуратность никто не отменял. Чистый и ухоженный вид рук также важен для общения. Ведь рукопожатие – это первый тактильный контакт в деловом общении.»

Образ человека в общении остается в памяти партнера, поэтому важно выстроить его под свои цели. Мало следовать дресс-коду, требуйте от своего стиля большего, и успех вам гарантирован.

Мария Пион

Стилист-имиджмейкер, специалист в области self-branding ‘a