Иннокентий Сибиряков: Жизнь и подвиг миллионера. Иркутянин-святогорец Иннокентий (Сибиряков). Биографические повествования

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.
(1 Кор. 3: 19)

В 1867 году в Женеве Ф.М. Достоевский начал работу над одним из своих самых выдающихся произведений, о котором писал племяннице Софье Ивановой: «Идея романа - моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль - изобразить положительно прекрасного человека… Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. На свете есть одно только положительно прекрасное Лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного Лица, уж конечно, есть бесконечное чудо. Всё Евангелие Иоанна в этом смысле; он всё чудо находит в одном воплощении, в одном появлении прекрасного». Роман получил название «Идиот», что в переводе с греческого означает «отдельный, обособленный человек».

Через полтора года произведение публикуется в журнале «Русский вестник», и мир узнаёт о «бедном рыцаре» князе Льве Мышкине. А еще через несколько лет в Санкт-Петербурге началась забавная история. Светские собрания всполошили диковинные слухи: в одну из частных гимназий с правами казенной поступает некий пятнадцатилетний ученик, который в тот же год ее выкупает и фактически заново перестраивает. Как выяснилось, история случилась в действительности: классическая гимназия статского советника Федора Бычкова (по адресу Лиговка, д. 1) в связи с постигшими ее чрезвычайными финансовыми трудностями перешла во владение молодого представителя старинного купеческого рода из Иркутска - он оставался ее домовладельцем еще почти 20 лет. За это время в определенных кругах он снискал славу сумасшедшего, получив прозвище «робкий иркутский купчик». Другие почитали его за добросердечного бессребреника и «просвещенного благотворителя».

В любом случае анекдоты, как он «сорил» деньгами, употребляя их на благотворительность, еще долго ходили не только по светским квартирам, но и по задворкам петербуржского общества. Его педагог, известный профессор-физиолог П.Ф. Лесгафт, которому он потом завещал 350 000 рублей вместе со зданием гимназии, писал о своем подопечном следующее: «Точно так же он не хотел проводить эгоистическую жизнь, окружаясь всеми земными удобствами и удовлетворениями; он жил при самых скромных условиях, и по мере его знакомства с жизненными формами… он становился строже к себе и все более старался избегать всяких телесных развлечений и прихотей. Чуткий ко всему окружающему, он стал верить человеческим нуждам и страданиям и помогать всем к нему обращающимся».

Если внимательно присмотреться к поведению и поступкам молодого человека, то легко заметить, что «робкий иркутский купчик» как будто сошел со страниц романа Ф.М. Достоевского «Идиот». И пусть, в отличие от нищего князя, он был богатейшим наследником сибирских золотопромышленников, их роднило совсем другое. Лейтмотивом жизни «просвещенного благотворителя» стала главная мысль романа, выраженная самим Мышкиным: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

«Если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам как-то становится не по себе»

В 1890-х годах молодой сибиряк снимал скромную квартирку на Гороховой улице, экипаж не заводил, пользовался извозчиком, при этом в буквальном смысле всем раздавал деньги. Сперва он регулярно помогал друзьям-студентам, а со временем молва о его небывалой щедрости разошлась по всему Петербургу, и к его квартире выстраивались огромные очереди разноперого люда. Иногда он принимал по несколько сот человек в день, никому не отказывал и давал каждому ровно столько, сколько у него просили. Среди ходоков встречались не только обездоленные горемыки, нищие, вдовы и сироты, но и промотавшиеся картежники, бражники с перепоя и нечистые на руку пройдохи. Случалось, даже молодые невесты приходили к нему за приданым, и он никому не отказывал. «Жизнь наша красна бывает лишь тогда, - говорил он, - когда всё нам улыбается вокруг… Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам как-то становится не по себе».

По словам , «благочестие не состоит из подаяния милостыни, а в сердечном участии». Поэтому в руках «робкого купчика» деньги были не более чем инструментом любви. И нет сомнений, будь Мышкин с достатком, его средства также раздавались бы направо и налево. Так что Федору Михайловичу не было нужды одаривать своего князя миллионами, и без того его детское благочестие и всеохватывающее «сердечное участие» освещают весь сюжет романа.

Что касается молодого сибиряка, то и его сострадание не было избирательным: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Сам он говорил: «Если просят, значит нужно: если можно дать, то есть если имеются средства, то и нужно дать, не производя розыска». Обоим героям дано было познавать мир через любовь, через «сердечное участие», о чем в романе писал Ф.М. Достоевский: «Бросая ваше семя, бросая вашу “милостыню”, ваше доброе дело в какой бы то ни было форме, вы отдаете часть вашей личности и принимаете в себя часть другой; вы взаимно приобщаетесь один к другому; еще несколько внимания, и вы вознаграждаетесь уже знанием, самыми неожиданными открытиями».

Как это часто бывает, среди нуждающихся и выпрашивающих у щедрого благодетеля лепту нашлись и те, кто не устоял перед искушением злой завистью. Пресловутая «скорбь о благополучии ближнего», «порча жизни» и «поругание природы», как называл это чувство святитель Василий Великий, в душах жадных злопыхателей рождала клевету, которая зловонными ручьями растекалась по Петербургу. Увлеченные набирающим силу в русском обществе «шатанием умов» студенты-народники бессовестно упрекали своего благодетеля в недостатке жертв для всеобщего блага, а сам градоначальник Виктор фон Валь, до которого дошли слухи о щедром миллионере, в свою очередь подозревал его в поддержке тайных революционных организаций.

Однажды в 1894 году при входе в Знаменскую церковь молодой человек положил на книжку стоявшей на паперти монахини серебряный рубль. Привыкшая получать мелочь, она так поразилась щедрости незнакомого барина, что, упав на колени перед иконой, стала в полный голос на весь церковный двор благодарить Бога за милость. Тогда растроганный прихожанин спросил у монахини ее адрес и из какой она обители, а на следующий день явился к ней в одно из столичных подворий и передал бумажный сверток. Внутри была наличность в размере 147 000 рублей. Пересчитав деньги, монахиня пришла в ужас. Заподозрив неладное, она поспешила в полицейский участок и донесла на молодого барина.

На него завели дело по подозрению в душевном расстройстве, а также в возможном финансировании революционных кружков и собраний. В ходе следствия вскрылись любопытнейшие факты его жизни. Участию в политическом подполье весьма странный молодой человек уже в свои 25 лет предпочел активную деятельность в качестве почетного жертвователя и члена ряда благотворительных и попечительских обществ. Он не жалел средств на учебные и научные проекты, издавал массу учебников, книг и журналов, выделял баснословные суммы на открытие библиотек по всей Российской империи.

Мало того, еще будучи студентом, он активно участвовал в строительстве Санкт-Петербургского университета, первого Женского медицинского института и Бестужевских высших женских курсов. На свои деньги чудак возводил общежития для студентов и утверждал для них стипендии. В 26 лет он лично содержал 70 стипендиатов, учившихся в России и Европе. Особенное внимание он уделял землякам из Сибири и часто поддерживал проекты, связанные с родным краем. Среди его многочисленных инициатив - несколько этнографических экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток, строительство одного из залов Русского географического общества, театр в Иркутске, народный дом в Барнауле и многое другое. Кроме того, он учредил капитал в 420 000 рублей для пособий и пенсий рабочим своих золотых приисков. Баснословные суммы, исчисляемые миллионами, уходили на строительство приютов, богаделен, больниц, церквей и монастырей по всей России. Молодой человек жертвовал средства на устройство библиотек в Ишиме, Красноярске, Нерчинске, Ачинске, Кургане. И это далеко не полный перечень его благодеяний, которые он творил втихомолку. Благо что его доходы стабильно приумножались.

Когда всплыли все эти подробности, его попытались обвинить в невменяемости и бесконтрольном расточении средств, после чего назначили психиатрическую экспертизу. Как тут не вспомнить слова лакея Епанчиных, характеризующие Льва Мышкина: «Князь просто дурачок и амбиции не имеет…» А сам сибирский «безумец» рассуждал таким образом: «Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой; как жадно всё человечество в своем стремлении к богатству! Но что оно нам приносит… Одно грустное разочарование. Вот я - миллионер, мое “счастье” должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Всё мое богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах…»

Не исключено, что подобные рассуждения подтолкнули суд подвергнуть его повторной психиатрической экспертизе. К счастью, в обоих случаях медики засвидетельствовали, что молодой человек вменяем, и дело кончилось полным оправданием подозреваемого. Мало того, в адрес градоначальника поступил строгий запрет впредь вмешиваться в его дела. По одним сведениям, за «робкого купчика» заступился обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, а по другим - сам император Александр III, который незадолго до своей смерти удостоил сибирского благотворителя личной встречи.

Побуждаемый душевными склонностями, он проводил в жизнь правило: просящему дай - и прослыл безумцем

Спустя время с этим судебным процессом ознакомился председатель Петроградской губернской ученой архивной комиссии историк Михаил Константинович Соколовский, и вот какую он дал оценку тем событиям: «Общество не удивлялось бы, если бы он преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, если бы он строил себе дворцы во вкусе Альгамбры, накупал картин, гобелены, севр и сакс или в пьяном виде разбивал зеркала, чтобы вызвать хриплый хохот арфянок, - всё это было бы обычно. Но он отошел от этого и, побуждаемый душевными склонностями, проводил в жизнь правило: просящему дай».

Звали этого человека Иннокентий Сибиряков, и был он одним из шести отпрысков известной и влиятельной купеческой династии. Родился 30 октября - в один день с Федором Михайловичем Достоевским, только с разницей в 39 лет. Отец Иннокентия Михаил Александрович на всю Сибирь слыл богатейшим золотопромышленником, открывшим в 1863 году богатые месторождения в бассейне реки Бодайбо. С тех пор капиталы заводов и компаний Сибирякова крепчали, а уже через 40 лет основанное им поселение получило статус города, который до сих пор остается важнейшим центром золотодобывающей отрасли России.

Достоевский создал своего знаменитого героя в 1867 году, когда Иннокентию исполнилось 7 лет. В этот же год его большое семейство постигло несчастье: скончалась матушка Варвара Константиновна. А еще через семь умер отец, оставив сиротами трех сыновей и трех дочерей. Унаследовав огромное состояние, которое регулярно приумножалось доходами от золотопромышленных товариществ, заводов, торговых предприятий и пароходств, дети один за другим перебрались в Санкт-Петербург. В столице состоятельные братья и сестры остались верными семейным купеческим традициям и развернули широкую благотворительную деятельность в самых различных сферах.

Но только самый младший, Иннокентий, на этой почве снискал славу сумасшедшего. Молодой человек мог не читать романа Достоевского и ничего не знать о его главном «бедном рыцаре». Реальную личность и вымышленного персонажа роднил образ Героя из совсем другой Книги, Чья заповедь стала смыслом жизни того и другого: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Еще одно важное совпадение двух «безумцев» говорит о том, что их любовь была выстрадана Крестом, который они несли с детства. Оба терпели хроническую болезнь: Сибиряков изнемогал чахоткой, Мышкин - эпилепсией, и оба лечились в Европе.

Можно долго гадать, чья это фраза: «Отсутствие счастия в жизни гнетет мое сознание безотчетным чувством скорби, горести и отчаяния. Так чувствую я себя теперь, по возвращении в Россию. Здесь, как и везде на свете, я вижу только одни страдания людей, одни муки человеческие, одну суету мирскую. Как будто вся наша жизнь только в одном этом и состоит, как будто Господь Бог всех нас создал для одних страданий на свете и нет для человека никакой отрады, кроме печального конца - смерти… И я думаю, что все эти пытки, все мучения, все страдания суть лишь вещи благоприобретенные человеком, но не наследие Божие для нас на земле. Ведь Царствие Божие внутри нас, а мы всем этим пренебрегли и впали в отчаяние, в тоску, в ад жизни. Да, слаб, ничтожен и малодушен человек в выборе своего земного блага, личного счастья». Не сию ли тайну пытался раскрыть великий писатель? Но эти слова принадлежат Сибирякову.

А князь Мышкин в романе словно продолжает эту мысль: «Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить»; «Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали!»

Последними словами схимонаха Иннокентия были: «Простите, ничего не могу сказать, кроме грехов…»

В итоге никто из наших героев в Санкт-Петербурге надолго не задержался. В расчетливом прагматичном мире они так и остались непонятыми гостями и умалишенными героями, о чем «бедный рыцарь» Лев Мышкин предрекал заранее: «В обществе я лишний». После гибели Настасьи Филипповны его душевная болезнь до крайней степени обострилась, и его вновь увезли за границу лечиться. Примерно то же самое говорили и о «робком купчике» Иннокентии Сибирякове, который в действительности раздал все свои миллионы и ушел исцелять свое «безумие» в монастырь на Святую гору Афон. Там на его средства возвели самый большой в Греции собор апостола Андрея Первозванного.

По свидетельству своих собратьев по Андреевскому скиту, «дни своей иноческой жизни он проводил, пользуясь малым отдыхом, в строгом посте и горячей слезной молитве. Он в полной мере выполнил в иночестве заповедь нестяжания и послушания беспрекословного и вполне с дерзновением мог сказать с апостолом: “Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом”».

Схимонах Иннокентий закончил свои земные дни в возрасте 41 года: обострилась чахотка. Его последние слова были обращены к настоятелю, входившему в его келью: «Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов».

В настоящее время в Русской Православной Церкви рассматривается вопрос о канонизации Иннокентия Сибирякова.

Иннокентий Сибиряков. 1860-1901. Завершает жизнь монахом. А прежде, в миру - он миллионер, из семьи золотопромышленников.

Есть одна трудность, в непонимании, в неприятии самого монашества, даже в среде людей, считающих себя "верующими". Монахов не считают за "нормальных" людей. Семья? Вопрос семьи? Потомства?... Хотя, что говорить, можно найти пример богатого, не оставившего после себя детей... а порой и дети, и юные, но не семейные ещё люди переходят в мир иной. Но нельзя же никому отказать в возможности достижения счастья!.. Цель жизни, очевидно, не в потомстве...

Вот что сам миллионер говорил о своём богатстве: «Я обладаю богатством. Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это действительно так, что мои миллионы - это результат труда других лиц, и чувствую себя не правым, завладев их трудами».

Иннокентий родился в семье иркутского купца и золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова в 1860 году.

Иннокентий Михайлович Сибиряков стремился получить образование и приложил к этому много усилий. В 1880-м году он поступил на естественно-математическое отделение Санкт-Петербургского Императорского университета, затем переводился на юридический факультет. По состоянию здоровья несколько раз прерывал учебу, уезжал на лечение. Пытаясь получить частные уроки, Иннокентий Михайлович столкнулся с тем, что профессора, к которым студент обратился за помощью, стали назначать ему немыслимые даже по столичным меркам гонорары, зная, что имеют дело с капиталистом. Этот факт, как сообщают современники и знакомцы Иннокентия Сибирякова, оттолкнул его как от университета, так и от науки.

Отец Иннокентия Сибирякова - Михаил Александрович считается первооткрывателем золотых месторождений в бассейне реки Бодайбо, входящих в Ленский золотоносный район, и основателем города Бодайбо, важного центра золотодобычи России и в наши дни.

Выкупил здание гимназии в Санкт-Петербурге. Оно было отремонтировано и перестроено. Домовладельцем этого здания Иннокентий Михайлович оставался почти двадцать лет, давая возможность существовать учебному заведению в этих стенах. Это здание сохранилось до наших дней по адресу Лиговский проспект, дом 1.

Свой петербургский дом и 200 тысяч рублей наличными Иннокентий Сибиряков перед уходом в монастырь подарит любимому учителю университетской поры известному ученому-физиологу П.Ф. Лесгафту. Петр Францевич на вырученные за дом средства построит в Петербурге здание Биологической лаборатории, где разместится учебное заведение по подготовке специалистов по физической культуре. Биологическая лаборатория стала основой современной Академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Есть и других высшие учебные заведения Санкт-Петербурга, существование и возникновение которых связано с пожертвованиями Иннокентия Михайловича:

Высшие женские Бестужевские курсы (в настоящее время их здания, построенные и приобретенные при помощи и И.М. Сибирякова, находятся в составе Санкт-Петербургского государственного университета)

Первый женский медицинский институт, ныне Медицинский университет им. П.И. Павлова, на строительство которого Иннокентий Сибиряков пожертвовал 50 тыс. рублей.

Он стал благотворить уже с гимназической скамьи, помогая своим сверстникам получить образование. И, что примечательно, получив в наследство после смерти отца около 900 тысяч рублей, постоянно и помногу благотворя, Иннокентий Сибиряков при уходе из мира имел состояние в десять миллионов рублей! Вот уж воистину, не оскудевает рука дающего!*

Около 30 тыс. руб. было истрачено Иннокентием Михайловичем на устройство библиотек и музеев в городах Сибири (Минусинск, Томск, Барнаул, Ишим, Ачинск, Красноярск и др.). Некоторые исследователи пишут о том, что все города Сибири обязаны созданием публичных библиотек именно Иннокентию Сибирякову.

В 1896 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после двухлетнего искуса Иннокентий Михайлович Сибиряков принял постриг в первый ангельский чин на подворье Свято-Андреевского скита в Петербурге и в тот же день уехал на Афон.

Схимонах Иннокентий 6 ноября 1901 года после соборования и причастия скончался кончиной праведника.

«Забывать» его имя стали задолго до революции: например, об освящении Андреевского собора тогда же были изданы брошюры и даже книги, но о Сибирякове в них не упоминалось. В Греции его знают и любят больше, чем в России, а на Афоне почитают как святого.

Примечания.
* "Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий". (Прит.28:27), "Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог". (2Кор.9:7)

Использованы материалы:
http://www.pravmir.ru/innokentij-sibiryakov-zhizn-i/
http://www.pravmir.ru/pomogite-ya-strashno-bogat/

Недавно возвращалась из Питера, и девушка в купе никак не могла поднять свой объёмистый рюкзак на третью полку. «Помогите, пожалуйста», – обратилась моя подруга к соседу.

«Три евро! – бодро отозвался он. – Это раньше у нас всё было бесплатным, а сейчас развивающийся капитализм».

Видимо, господин хорошо разбирался в капиталистических отношениях. А мне вспомнилась история иных отношений в мире капитала. И связана она с именем золотопромышленника, выпускника Петербургского университета Иннокентия Сибирякова (1860-1901 гг.).

О нём я узнала совсем недавно, чудом познакомившись с президентом Благотворительного фонда Иннокентия Сибирякова Светланой Юрьевной Никоновой, – в байдарочном походе по Ладоге.

До сих пор.

Итак, слушайте.

Отец Сибирякова был купцом первой гильдии, совладельцем винокуренных заводов, железной дороги, пароходства.

Род Сибиряковых процветал и был известен в России с 18 века.

Что же делает младший представитель столь богатого и уважаемого рода?

Он начинает помогать другим(!), будучи ещё гимназистом(!).

Гимназия, в которой обучался Иннокентий Сибиряков, оказалась на грани разорения. И 14 летний юноша выкупает её, чтобы закончить обучение и дать возможность сделать это другим, чтобы дать возможность преподавателям не потерять работу и не остаться без средств на улице. И после окончания Сибиряковым курса и поступления в университет гимназия продолжала работать.

Удивительный пример... Да, сейчас молодые люди, желающие получить хорошее образование, тоже вкладывают в него деньги.

НО! Они вкладывают средства себя, в своё будущее, а Сибиряков делал это для других.

И чем старше он становится, тем серьёзней вникает в нужды народа и государства:

Немало студентов на его средства получают образование в России и в Европе;

Города Сибири открывают свои первые музеи, школы, библиотеки не только на деньги Иннокентия Михайловича, но часто и по его предложению;

Благодаря его пожертвованиям работают Высшие женские (Бестужевские) курсы;

50 тыс. рублей Сибиряков отдаёт на создание Первого женского медицинского института в России (!) В настоящее время этот вуз преобразован в Санкт-Петербургский государственный университет им. И.П. Павлова;

Санкт Петербургская Биологическая лаборатория – теперь Государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта – своим возникновением также обязана ему: любимому учителю Петру Францевичу Лесгафту он выделяет огромный капитал на устройство научно-образовательного центра, естественно исторического музея при нём и издания собственного печатного органа.

Кроме того, Сибиряков был пожизненным почётным членом Общества попечения о бедных и больных детях. Подарил свою дачу Обществу бедных женщин для устройства в ней детского приюта. Жертвовал на строительство церквей при гимназиях и реальных училищах, на библиотеки для церковно-приходских школ и бедных провинциальных училищ.

Иные современные капиталисты назовут его сумасшедшим: как? куда?! такие средства!

Надо сказать, они не исключение. Одной монахине, просившей подаяния на нужды монастыря, его сострадательное сердце отдало все наличные деньги. Их на тот момент было 190 тысяч рублей.

Сумма оказалась настолько велика, что смутила просительницу, и та заявила о случившемся в полицию.

Дело было предано огласке, началось следствие, речь шла о невменяемости подсудимого. Однако суд признал миллионера «в здравом уме и твёрдой памяти», и указанная сумма перешла по назначению – в Угличский женский монастырь.

В поисках историй о современных владельцах «заводов, газет, пароходов» мне довелось попасть на сайт «Богатые Люди.ru». Поразило уже само название: получается, человеком с большой буквы можно стать, приумножая богатство? Больше денег – значительнее человек. Посмотрев фотографии этих Людей, не увидела я в их глазах ни подлинной радости, ни подлинного умиротворения (должно же оно быть? от осознания достижения цели?). Усталость была. Веселье было. Торжество сквозило в иных...

Путешествуя по этому и подобным ему сайтам, я переполнялась сочувствия и сострадания к современным миллионерам и миллиардерам (у нас, оказывается, в России их около пятисот... состояние измеряется миллиардами долларов, естественно). Бедные, бедные наши Богатые Люди! Они действительно много работают, а затем вкладывают деньги в московские пентхаузы и лондонские квартиры, яхты и самолёты, футбольные команды и горнолыжные курорты – и всё без толку.

Бесцельно. Кто-то выпил три бокала шампанского за 50 тысяч долларов.

Кто-то пригласил на День рожденья Стинга (за тысячу). Кто-то коллекционирует яйца Фаберже... В 2007/2008 гг. в Москве проводилась даже конференция индустрии роскоши(!). И всё – без цели, без надежды, без любви... без смысла. Бессмысленная жизнь?

А золотопромышленник Иннокентий Михайлович Сибиряков в 1894 г., в возрасте 35 лет, принимает решение стать монахом и переходит жить на подворье Старо-Афонского Свято Андреевского скита в Санкт-Петербурге .

Свой капитал он передаёт родственникам, а все наличные средства вручает духовному отцу для раздачи бедным монастырям России и на богоугодные дела.

Надо заметить, и до принятия монашества, и тем более после Иннокентий Сибиряков часто творил милостыню тайно, потому учёт всех его пожертвований невозможен.

– И в чём смысл его жизни? – могли бы задать вопрос Богатые Люди. – Какая разница, на что ты тратишь деньги?

После смерти братия обрела главу схимонаха Иннокентия (Сибирякова), имеющую характерный медово-янтарный цвет. По афонским преданиям, такое состояние останков почившего указывает на святость его жизни.

Глава хранится в костнице Свято-Андреевского скита на Афоне , а её частица – в храме прп. Серафима Саровского под Петербургом, в пос. Песочное .

Если понимать, что смерть – это дверь в иное бытиё, куда ты можешь взять с собой только богатства своей души, то «магнат, меценат, монах» Иннокентий Сибиряков унёс с собой всё дарованное ему в земной жизни золото, обратив его в золотые прииски души . «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5: 3 12).

В 2003 г. в Петербурге был создан Благотворительный фонд во имя Иннокентия Сибирякова. Фонд оказывал регулярную материальную помощь нуждающимся семьям священнослужителей; семьям, оказавшимся в кризисной ситуации; больным детским церебральным параличом.

Одним из основных направлений деятельности фонда сейчас является сбор материалов о жизни, благотворительной деятельности и духовном подвиге схимонаха Иннокентия (Сибирякова). Ведётся работа, направленная на его канонизацию .

Да, удивительные люди открывают нам историю России... Когда есть пример такой великой нестяжательности и любви к ближнему, поневоле задумаешься о суете и быстротечности собственной жизни: на что её тратишь? к чему стремишься?

Выполняю просьбу Светланы Юрьевны и прошу всех, кого тронула история благотворителя, схимонаха Иннокентия (Сибирякова), помолиться об упокоении его души. И если он обрёл благодать у Бога , то и нас его молитвами Господь пмилует. ...а, может быть, и вразумит. На приходе ведётся строительство богадельни , и как нужны средства для такого благого дела!

Богатые Люди (и небогатые, но отзывчивые и щедрые душою), ау-у!

Кстати, это не конец истории. Господин, требовавший три евро за услугу, посмотрев, как девушка мучается с багажом, и поворчав по поводу всех жадных «жён» с большими рюкзаками, пошёл помогать бесплатно. Спаси его, Господи! Всё таки держится Россия молитвами праведников!..

Ирина Прохорова


По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском , № 9 (136) сентябрь 2010 г.

Наша история богата людьми, которые благотворение сделали смыслом своей жизни. Имена таких людей составляют славу Отечества. В этой статье речь пойдёт о миллионере-золотопромышленнике Иннокентии Михайловиче Сибирякове.

В Советском Союзе информация о судьбе братьев Сибиряковых (о Александре Сибирякове читайте ) была закрыта. Их жизненный подвиг не вписывался в политику социалистического мироустроения. За рубежом о них знали больше, чем на Родине. Мы, люди, живущие в современной России, стали невольными свидетелями грандиозных исторических событий, преобразующих нашу страну.

Из общества всеобщей уравниловки и обезличивания мы вдруг оказались среди предприимчивых богатых и беспомощных бедных. Началась всеобщая переоценка ценностей. И, видимо, пришло время вспомнить имена людей, дела которых через столетье продолжают жить и развиваться на благо нашей страны.

В пригороде Санкт-Петербурга, недалеко от железнодорожной станции Песочная, стоит деревянный храм преподобного Серафима Саровского. С недавнего времени там пребывает частица честных останков схимонаха Иннокентия (Сибирякова), привезенная с Афона, где имя этого замечательного подвижника благочестия особо почитаемо и по сей день. Время не стерло из памяти людской его благодеяния, современники, знавшие его лично, оставили нам свои впечатления от встреч с ним, размышления о его судьбе и христианском подвиге. Ведь потомственный миллионер-золотопромышленник и благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков был хорошо известен в свое время всей просвещенной России.

8 ноября 1901 года (по старому стилю) на Афоне в Свято-Андреевском скиту торжественно совершался чин погребения схимонаха Иннокентия, в миру Иннокентия Михайловича Сибирякова. Отпевал схимника греческий архиерей Неофит в сослужении 60 священников. Отец Иннокентий был погребен возле собора апостола Андрея Первозванного внутри монастыря. Обычно такого права на Святой Горе удостаивались только основатели и ктиторы (строители) обители или члены византийских императорских фамилий. У братии скита были основания так почитать схимонаха Иннокентия. Не только его огромные пожертвования скиту как ктитора-строителя, но и та его недолгая монашеская жизнь - в течение 5 лет - проведенная в полном нестяжании, незлобии, братской любви и неподдельном смирении, подвигла братию оказать усопшему особую почесть при его погребении.

Открытие через три года честных мощей отца Иннокентия показало насельникам Скита, что схимонах был святой жизни. Кость его главы приобрела характерный медово-желтый цвет, что по афонскому многовековому опыту указывает на действие благодати, и поэтому была помещена братией в отдельный киот. Из полутора тысяч глав, собранных в настоящее время в костнице Свято-Андреевского скита, в основном - белые, только несколько глав имеют медово-желтый цвет, среди которых три выделены особо: основателей иеросхимонахов Виссариона и Варсонофия и схимонаха Иннокентия (Сибирякова).
Так кем же был в миру этот загадочный схимник, так высоко почитаемый афонской братией и поныне?

Иннокентий родился в 1860 году в семье иркутского купца и золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова. Родился в удачное время и в удачном месте. «В Иркутске счастливо соединились оба элемента: бюрократия и буржуазия. Власть здесь дисциплинирована общественным мнением. Здесь замечательная буржуазия. Они не признают грошей; дают сотнями тысяч...» - писал современник. Благотворил отец Иннокентия, благотворили старшие братья; неудивительно, что и он относился к меценатству и благотворительности как к чему-то совершенно естественному. А потом появились и личные счеты с богатством. В семь лет он лишился матери, а в четырнадцать - отца, вместе с пятью братьями и сестрами оказался наследником огромного состояния (ему, в частности, принадлежали четыре прииска, давшие, например, за 1894 год 184 с лишним пуда золота - больше трех тонн).

Сделавшись миллионером и хозяином колоссального золотопромышленного дела, которое с каждым годом увеличивало его миллионы, Иннокентий Сибиряков не нашел счастья и внутреннего удовлетворения в богатстве. Ему казалось, что попавшие ему в руки колоссальные деньги взяты у кого-то другого, нуждающегося. Необычайно чуткий сердцем к горю и страданию ближнего, он вскоре стал тяготиться своим положением человека, обеспеченного средствами свыше всякой меры, и начал тратить свои средства на благотворительность и общественные нужды.

В середине 1870-х состоятельный юноша прибывает в Санкт-Петербург и поступает в частную гимназию (там ему преподавал словесность и древние языки поэт Иннокентий Анненский), а уже в 1875 году покупает дом, где гимназия располагается, и производит его серьезную перестройку и улучшение.

Поступив в 1880-м в Петербургский университет, сначала на естественнонаучное отделение физико-математического факультета, а затем на юрфак, он трижды прерывал учебу по болезни. Во время учебы Сибиряков щедро помогал неимущим товарищам окончить курс и получить достойное место. Хотя при этом замечал, что некоторые преподаватели воспринимают его как «денежный мешок». Он покидает столичный университет и продолжает образование, посещая надомные кружки по физиологии и педагогике Лесгафта, по истории Семевского, имевшие тогда необыкновенную славу у столичной молодежи. Это были времена повального увлечения чудесами науки. Всем казалось, что успехи прогресса в состоянии разрешить все социальные проблемы, сделать человека счастливым. Сибиряков вместе со всем «прогрессивным» обществом увлекся прожектами по просвещению России и родной Сибири.

За десять лет им было много сделано на ниве благотворительности. В Санкт-Петербурге вместе с сестрой Анной он участвует в содержании Бестужевских курсов для обучения женщин, которые впоследствии влились в государственный университет. Он был крупным жертвователем при организации и строительстве первого в России женского медицинского института, ставшего ныне медицинским университетом.

Позднее его благотворительность приняла огромный размах. На первых же порах самостоятельной деятельности он пожертвовал своему брату на постройку воздвигаемой им в Иркутске церкви во имя Казанской иконы Божией Матери 10 тысяч рублей. Затем стал жертвовать громадные суммы на дела просвещения и науки.

Жил Иннокентий в семье своего среднего брата - Константина, который был художником и вращался в творческой среде. Благодаря этому Иннокентий встречался с Тургеневым, переписывался с Толстым. И снова давал деньги - на обучение детей литераторов, на издание журналов «Слово» и «Русское богатство» и книг по доступной для народа цене, на открытие по всей стране библиотек. «Если Вам случится узнать, что какая-нибудь сельская школа нуждается в учебных пособиях и книгах для чтения вне школы, то имейте в виду, что я могу выслать желаемые книги... я буду высылать за половинную цену книги, подписываться на все газеты и журналы всем народным учителям, снабженным Вашей рекомендацией», - писал Иннокентий Михайлович в 1884 году Мартьянову - общественному деятелю Сибири основателю Минусинского музея и библиотеки. Без материальной помощи Иннокентия Сибирякова в городах Енисейской губернии в то время не была бы открыта ни одна публичная библиотека, ни один краеведческий музей. Сибиряков потратил более 600 тыс. рублей «на поддержку тех, не приносящих дохода изданий, которые имеют крупное научное или общественное значение, но не могут рассчитывать на широкое распространение в публике», финансировал и даже организовывал научные и исследовательские проекты, этнографические экспедиции. В 26 лет он содержал более 70 личных стипендиатов, получавших образование как в России, так и в Европе.

Благодаря его финансовой помощи были открыты многие учебные заведения в России и Сибири. В том числе - университет в Томске и Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, членом которого он был избран. Иннокентий Сибиряков позаботился о своих учителях, которых глубоко уважал. В 1893 году он жертвует профессору Лесгафту 200 тысяч рублей и дом в Петербурге для устройства учебной лаборатории, которая явилась основой для сегодняшнего Национального университета физкультуры. Сибиряков содействует изданию научных трудов Ядринцева, Семевского, Успенского, Решетникова, Тургенева, полезных для русского народа.

На его средства строились храмы, открывались публичные библиотеки, музеи, он финансировал проведение научных экспедиций. Под названием Сибиряковской вошла в историю этнографическая экспедиция в Якутию.


Иннокентий Сибиряков

Наблюдая все тяготы жизни на сибирских приисках, Иннокентий Михайлович пожертвовал 450 тысяч рублей на образование капитала для выдачи пособий при несчастных случаях с рабочими.
В те годы его редкое сострадание к людям особенно проявилось в отношении к переселенцам в Сибирь, претерпевавшим тяжелейшие бедствия в пути и трудности обустройства на новых землях. В 1890 году он становится одним из учредителей Общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам, начало деятельности которого совпало с голодом, постигшим Россию в 1891 году. В Нижегородской губернии на средства Сибирякова открываются столовые для голодающих. Вскоре поток переселенцев в Сибирь "взломал" организованные рамки и приобрёл стихийный характер. На перевалочных пунктах не хватало самого необходимого, даже бараков. Тысячи людей с детьми и скарбом оказались под открытым небом. Начались эпидемии. На Тюменском переселенческом пункте на деньги Сибирякова ремонтируются старые и достраиваются новые бараки, строятся столовая и больница. Иннокентий Михайлович выделяет средства для организации санитарного отряда из студентов-медиков во главе с Ядринцевым. Они отправляются в Тобольскую губернию. Благотворитель и сам выезжает в Курган и на месте принимает необходимые меры для облегчения положения страдающих от голода и болезней людей.

Современники вспоминали, что в нем удивительным образом сочеталась благотворительность личная и общественная. Он равно сострадал нуждам учреждений и сообществ или неизбывному горю простого человека.

Его щедрость многим казалась сказочной. Он принимал у себя на квартире до четырехсот человек в день. Один из очевидцев его петербургской жизни вспоминал: «Кто только из столичных бедняков не был у него в доме на Гороховой улице, кто не пользовался его щедрым подаянием, денежной помощью, превосходящей всякие ожидания! Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие. Не было человека, которого бы он выпустил без щедрого подаяния... Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, смогло получить в Петербурге свое высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялось за частный труд!»

Он ежедневно получал кипы писем о помощи, повсюду замечал человеческое горе и помогал всем по евангельской заповеди:... всякому просящему у тебя дай. И он давал охотно, с добрым словом и участливым лицом, одаривая не только деньгами, но и богатством сердечного расположения. Для просящего это бывает дороже даже самой милостыни.

Сумма его пожертвований, не считая тайной милостыни, к которой Иннокентий Сибиряков имел особую склонность, в переводе на современные деньги исчисляется миллиардами. Но богатство не отягощало душу Иннокентия Михайловича гордостью. Он был чужд всякого самомнения и превозношения, заносчивости и чванства, которые нередко сопровождают владельцев крупных капиталов. Все, знавшие Иннокентия Михайловича, отмечали его поразительную скромность, желание сидеть «на последних местах».

Поездка в Европу изменила его мировоззрение. Он увидел суету и бездуховность западного цивилизованного мира, главной целью которого были деньги, и только ради них осуществлялся прогресс со всеми достижениями и премудростями современной науки. "Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах..." - говорил Иннокентий Михайлович, возвратившись из Европы.

Он все время искал возможности обрести свободу от давящей силы денег, от бесконечной заботы определить их на благие дела. Ездил ко Льву Толстому в Ясную Поляну советоваться. «Помогите мне снять с души тяжкое бремя, - говорил Сибиряков. - Я страшно богат. Я не знаю, что делать мне со своим богатством. Оно тяготит меня, оно мучит меня!» Жаловался великому писателю на то, что он «облеплен» тучами так называемых дел по заводам, фабрикам, конторам, домам. «Я покоя не знаю, - говорил он. - Вижу, что этому конца края не будет. Я как будто должен, как будто бы надо капиталу дать ход, надо людям дать заработок, и на одни просмотры новых планов и построек уходит все мое зрение. Я затеваю устройство новых поселков для интеллигентов, но я лучше бы предпочел сразу сбросить с себя эту тяжесть золотого мешка, да вот не знаю, как это сделать. Научите, как мне раздать мои деньги, мои прииски, мои земли...С тех пор, как деньги очутились в моих руках, я чувствую несмолкающее гудение в ушах: «Раздай, раздай и раздай!»

Его обширная благотворительность была направлена также на церковные и духовные нужды. Иногда люди пугались колоссальных размеров получаемых ими пособий.

Столичным толстосумам поведение Иннокентия Михайловича не давало покоя, поскольку обнаруживалась их враждебность к настоящей, идущей от сердца, жертве ради Христа. Историк Соколовский в 1916 году был избран председателем Петроградской губернской ученой архивной комиссии. В 1924-м он писал: «Вскоре я получил... старые дела Сыскной полиции, которые были предназначены к уничтожению... Несколько сот дел являются высокоинтересным архивным источником...»

Соколовский сохранил для потомков подробное описание судебного освидетельствования Сибирякова, на котором он был полностью оправдан. Так как обвинение Иннокентия Михайловича в безумии занимает одно из ключевых мест в его биографии, приведем имеющиеся в архивах сведения.

Своеобразное дело касательно миллионов имеется в делах Сыскной полиции, - пишет Соколовский, - дело, вызванное миллионами известного золотопромышленника Иннокентия Михайловича Сибирякова. Щедрою рукою, полными пригоршнями сыпал он золото на помощь просителям, на культурные цели, и тем родил сомнение в нормальности своих умственных способностей. Находился он ещё в полном расцвете сил - ему было 33 года, - окружён он был миллионами, можно сказать, купался в них и... познал всю тщету денег. Отказывая лично себе, он поселился в маленькой квартирке и стал раздавать крупными кушами деньги направо и налево. Конечно, это было своеобразно. Общество не удивлялось бы, если бы он преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, если бы он строил себе дворцы во вкусе альгамбры, накупал картин, гобелены, севр и сакс или в пьяном виде разбивал зеркала, чтобы вызвать хриплый хохот арфянок, - все это было бы обычно. Но Сибиряков отошел от этого и, побуждаемый душевными склонностями, проводил в жизнь правило - «просящему дай»!

В библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне хранится дневник иеросхимонаха Владимира, современника Сибирякова. Есть в этом дневнике любопытная запись о том, что слух о деле миллионера дошел до царя, и Александр III пожелал встретиться с Иннокентием Михайловичем. Во время этой встречи Сибиряков «умно поговорил» с царём, и тот повелел его отпустить и больше не трогать.

Поводом для второго обвинения Иннокентия Михайловича Сибирякова в «невменяемости» послужил такой случай. Входя однажды в Знаменскую церковь в Петербурге, он положил на книжку стоявшей на паперти монахини серебряный рубль. Та, должно быть, привыкла получать только самые мелкие подаяния и так была поражена этим рублем, что тут же, на глазах Сибирякова, упала на колени пред образом и стала громко благодарить Бога за столь щедрый дар. Сибиряков был растроган и спросил у монахини ее адрес и из какой она обители. И на следующий же день он явился по ее адресу в одно из столичных подворий и передал монахине все свои свободные деньги - 147 тысяч рублей.

Монахиня пришла в ужас от такой огромной суммы. Она заподозрила тут что-то неладное и, когда необыкновенный посетитель ушел, заявила о нем полиции... Возникло судебное дело... Суд, однако, признал Сибирякова действовавшим в состоянии полного разумения и утвердил за бедной угличской женской обителью пожертвованную ей громадную сумму.

Но после пожертвования 147 тысяч рублей в пользу Угличского Богоявленского монастыря в 1894 году имущество Сибирякова было опечатано, и ему пришлось проходить через унизительную процедуру освидетельствований, результаты которых предавались широкой огласке. Иннокентий Михайлович оказался чуть ли не под домашним арестом, а у родственников требовали давать за него расписки. В это тяжёлое для благотворителя время посетил Иннокентия Михайловича Сибирякова незнакомый ему до той поры иеромонах Алексий (Осколков), задумавший строить монастырь на Дальнем Востоке России в Приморском крае. Он сыграл важную роль в жизни схимонаха Иннокентия и вселил в него надежду: «Очень рад, что милость Бога доставила мне утешение познакомиться с вами, ибо в вас я вижу Богом любимого - желающего, но не умеющего любить Его, - раба смиренного и кроткого... Веруйте, что получите полную свободу. Бог да благословит вас».

За время пребывания отца Алексия в Александро-Невской лавре он получил три письма от Иннокентия Сибирякова. «Прочитал письмо и возблагодарил Бога, - сообщает скупые, но важные сведения о. Алексий, - письмо написано красивым, твердым почерком, на хорошей бумаге, аккуратно сложенное, вложено в конверт несмятый, с адресом - тоже спокойно-методически твердым, красиво написанным. Где же, думаю, с ума сошедший... И случилось в короткое время, что собралось у меня три его письма, одинаково чисто, отличным твердым почерком написанных, с содержанием не праздной болтовни, а с сообщениями делового человека. Эти письма, свидетельствуя о здравости, спокойствии его ума, как бы побуждали меня явиться деятельным энергичным ходатаем его, Сибирякова, об избавлении его от преследований Валя (градоначальника). В уповании на Бога я решил имеющиеся у меня три письма представить владыке - митрополиту Палладию и просить его энергичного содействия ко избавлению Сибирякова от преследований Валя. Митрополит, рассмотрев письма и найдя, что писавший вполне умно здоровый - направил меня прямо к обер-прокурору. Обер-прокурор, прочитав их с некою радостию, сказал - вполне здоровый, оставьте эти письма мне. Дней через восемь, увидев меня в Синоде, - еще издали говорит: а! о. Алексий, здравствуйте, поздравляю вас - ваш питомец свободен!»

Встреча о. Алексия с Константином Победоносцевым происходила уже после 13 июня 1894 года, когда Сибирякова свидетельствовало губернское правление и большинством голосов признало его здоровым. «Такое решение не удовлетворило градоначальника, - сообщает Соколовский, - и он 30 июня вошел с представлением к министру внутренних дел, где указывал, что «расточительность Сибирякова при отсутствии всякой осторожности может повести к передаче больших сумм в руки лиц, преследующих политические цели, несогласные с интересами правительства» и просил о новом освидетельствовании Сибирякова, которое произошло 30 января 1895 года.

«Большинством голосов и тут Сибиряков признан был здоровым, - пишет Соколовский. - «Особое мнение» высказал на этом заседании «член присутствия, сенатор Лихачев». «Логическая стройность, изящество изложения, гуманная мягкость - вот качества этого мнения», - констатирует исследователь. «Тонко, последовательно и без суеты разбирает Лихачев доводы, которые могли бы поселить мнение о якобы «беспредельной расточительности» Сибирякова. «Раз у него 220 тысяч ежегодного дохода и 10 миллионов состояния, - говорил Лихачев в своем защитном слове, - то к его расходам нельзя применять обыкновенную мерку. Для его необычных доходов - и расходы необычные. Он пожертвовал крупный капитал в фонд сибирских рабочих, так как именно их труду обязан своим огромным состоянием; он пожертвовал монахине 147 тыс. на церкви, так как считал эту сумму потерянной и ему возвращённой случайно и сверх ожидания; он подарил художнику 28 тыс., так как тот желал устроить фотогалерею, и не имел никаких денег. Все выдачи Сибирякова, относительно говоря, более или менее соразмерны с потребностями и нуждами лиц, кому они были назначены». Лихачёв отметил, что Сибиряков не выдал ни одного обязательства, не подписал ни одного векселя.

Свое мнение заканчивает Лихачев общим очерком жизни Сибирякова: «Выросши в богатой купеческой семье... он рано начал самостоятельную, вполне свободную, независимую жизнь обеспеченного человека. Окончив образование, Сибиряков скоро... перестает читать что- либо, кроме Евангелия, зачитывается и увлекается им, с увлечением и страстью старается проводить в жизнь христианские чувства любви и помощи ближнему. Может быть, и полоса религиозности минует. Но он - здоров...»

Великая вера проверяется и великим испытанием - этот духовный закон осуществился в жизни Иннокентия Сибирякова в полной мере. Бесчестие, которое устроил мир сердобольным деяниям Иннокентия Сибирякова, окончательно укрепило в нем решимость уйти в монастырь. Поиски правды и душевного покоя привели Иннокентия Михайловича на тот путь, на который так часто вступали русские люди, не знавшие, как устроить свою жизнь в мире. Желание окончательно изменить свою жизнь окрепло при знакомстве в 1890 году с настоятелем Свято-Афонского скита св. Андреем архимандритом Давидом (Мухрановым), служившим на Санкт-Петербургском подворье. И с этого момента начинается его борьба за истинные духовные ценности. Вся его предыдущая жизнь была подготовкой к монастырю и он воспринимал возможность стать насельником обители «воинов Христовых», как Божий дар, Божию милость, а не как проявление своей самоотверженности.

Под руководством отца Давида в течение восьми лет Иннокентий Сибиряков осваивал азы духовного делания, побывал на Святой горе Афон в Русском Свято-Андреевском ските. Будущее становилось для него всё отчётливее и яснее. Стариц Давид становится его духовным отцом и преподаёт ему высочайшую философию христианства - умное делание. В этот период Сибиряков познакомился с всероссийским пастырем - отцом Иоанном Кронштадским, которому пожертвовал огромную сумму, учредил "Дом трудолюбия" в Барнауле. Вместе они становятся учредителями "Православного братства Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца, при церкви Санкт-Петербургского первого реального училища" и его почетными членами, а также попечителями Линтульской женской обители.

Год 1894-й. В возрасте 34 лет Иннокентий становится послушником, отрекается от всего мирского, но не прекращает благотворительность, сочетая её с иноческими трудами.

Он начинает подготовку частично к передаче, частично к продаже своих паев в золотодобывающих компаниях и пароходствах брату Константину и сестре Анне. Иннокентий Михайлович еще продолжает вести многие проекты, но становится все заметнее, что он сворачивает свою публичную деятельность. Он благородно подводит черту под прежней жизнью, оставляя в кассах общественных организаций немалые капиталы, делая последние крупные вклады в различные светские учреждения, с которыми сотрудничал в течение десяти лет. В те годы его ежегодная прибыль от золотопромышленного производства достигала 10 миллионов рублей - 30 приисков приносили 186 пудов золота. И все эти деньги шли на благотворительные нужды. Как говорили в его время «в Бога богател».

Родные и близкие Иннокентия Михайловича пытались отговорить его от ухода в монастырь. Скрываясь от непонимания, он разорвал общение со многими. Прежде облагодетельствованные им оскорбляли его, обвиняли в скупости, особенно узнав, что, помогая людям, Сибиряков не делал различия в их социальном положении. Никому не известный служащий, простолюдин или крестьянин, приехавший в город на заработки, могли получить от Сибирякова те же деньги, что и известный профессор.

В 1896 году Иннокентий Сибиряков пожертвовал 10 тысяч рублей Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю для строительства Воскресенского скита на месте, где стояла часовня в честь св. апостола Андрея Первозванного. Построенная двухэтажная церковь Воскресения Христова и все строения скита сохранились до наших дней, а ныне после реставрации храм полностью восстановлен и сверкает былым величием и роскошью внутреннего убранства. Коневецкому монастырю была пожертвована такая же сумма.

Остаток своего капитала в 2,4 миллиона рублей Иннокентий Михайлович передал своему духовнику архимандриту Даведу с тем, чтобы оставшиеся средства были израсходованы на помощь бедным русским обителям, в том числе и на устроение Петербургского подворья Русского Андреевского скита на Афоне, и на постройку самого Андреевского собора в Андреевском скиту.

С этого времени «закончилась жизнь и началось житие». Иннокентий Сибиряков стал безвыходно жить на св. Андреевском петербургском подворье, мечтая о том, что вот скоро духовник пострижет его в новоначалие ангельского образа. Отец Давид достаточно уже испытал усердие Иннокентия к подвижнической жизни, и уступая его просьбам, действительно постриг его в рясофор 1 октября 1896 года. 35 лет от рода было тогда Иннокентию Сибирякову. Скинув мирской костюм, надел он на себя монашеский подрясник и сказал: «Как хорошо в этой одежде! Нигде не давит! Слава Богу! - Как я рад, что в нее оделся!» Монах Климент сообщает, что «приняв постриг, он немедленно уехал на Св. гору и поселился в Андреевском ските».

28 ноября 1898 года архимандрит Давид постриг инока Иннокентия в мантию с новым именем Иоанн в честь пророка и предтечи Иоанна - Крестителя Господня. По свидетельству отца Серафима, «с принятием ангельского образа инок Иоанн душевно оплакивал, что много времени потратил на суету и изучение мудрости века сего». А менее чем через год, следуя афонской традиции и учитывая тяжелое заболевание инока, 14 августа 1899-го, монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин - святую схиму - с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского.


Сведения о монашеском подвиге схимонаха Иннокентия убедительно раскрывают истинный образ избранника Божия, раз и навсегда умершего для мира ради Христа. Паломник, побывавший в Свято-Андреевском скиту в 1900 году и озадаченный вопросом, есть ли на современном ему Афоне выдающиеся подвижники, пишет: «Здесь же, в одной из келий, принадлежащих Андреевскому скиту, живет отец Иннокентий (бывший миллионер, крупный сибирский золотопромышленник И. М. Сибиряков), ведущий замечательно подвижнический образ жизни. В этой келии пять дней в неделю не полагается есть никакой горячей пищи, а масло и вино употребляются только по субботам и воскресеньям». Приоткрывает тайну духовного подвига отца Иннокентия (Сибирякова) и монах Климент. «Приняв великий постриг, - пишет он, - отец Иннокентий проводил строго постническую и глубоко безмолвную аскетическую жизнь. Нельзя не удивляться, как он, с детства привыкший к изысканным блюдам, питался грубой монастырской пищей без вреда для желудка и, проводивший время также с детства в веселом светском обществе, теперь оставался все время в келии один, беседуя лишь с Богом в молитвенных подвигах и наслаждаясь чтением душеполезных книг». По словам монаха Климента, святогорским аскетам молодой схимник явил «образец совершенной нестяжательности и подвижнической жизни». «В братии доселе вспоминаются, - напишет отец Климент через десять лет после смерти схимонаха Иннокентия, - и, вероятно, долго будут вспоминаться его братская любовь и неподдельное смирение, кои проявлялись у него во всех его поступках». Неоднократно предлагали отцу Иннокентию принять сан священства, но смиренный инок не согласился, считая себя недостойным такого великого и ответственного сана.

К моменту появления Иннокентия Сибирякова на Афоне в Свято-Андреевском скиту были строившийся в течение двадцати пяти лет, да так и оставшийся едва поднятым над уровнем земли, собор во имя Андрея Первозванного и заложенный больничный корпус с церковью во имя святителя Иннокентия Иркутского. Попечением Иннокентия Михайловича Святая гора получила дивной мощи и красоты Андреевский собор, самый крупный на Афоне, в Греции и на Балканах, рассчитанный на 5 тысяч молящихся. Строительство этого храма обошлось Свято-Андреевскому скиту почти в 2 миллиона рублей в исчислении того времени. С помощью Иннокентия Сибирякова в Андреевском скиту был воздвигнут не только собор Андрея Первозванного, но и больничный корпус с церковью во имя св. Иннокентия Иркутского и Благовещения Пресвятой Богородицы, а в общей сложности - 12 построек.

В день освящения храма Благовещения 26 сентября 1901 года отец Иннокентий тяжело заболел скоротечной чахоткой. Последние дни он провел, лежа в келии во вновь построенной больнице. Его страдания продолжались полтора месяца. За три дня до смерти больного посетил настоятель Андреевского скита архимандрит Иосиф. Страждущий с глубоким смирением сказал: «Батюшка, простите меня, не могу я Вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме своих грехов». После этого отец Иннокентий исповедовался, над ним было совершено таинство соборования.

6 ноября 1901 года после литургии в Андреевском соборе схимонах Иннокентий причастился Святых Христовых тайн. «А в 3 часа пополудни тихо кончил земное свое житие блаженной кончиной праведника. Так угас великий и чудный последователь Христов», - пишет иеромонах Серафим с Афона. Отцу Иннокентию был всего 41 год от роду.

8 ноября тело схимонаха Иннокентия было предано земле. Через три года по афонскому обычаю главу схимонаха Иннокентия поместили в костницу скита на почетное место вместе с главами святых подвижников старцев основателей скита - Варсонофия и Виссариона, первого игумена скита. По уважению братии к отцу Иннокентию и по просьбе его сестры тело схимонаха Иннокентия оставили в земле рядом с Андреевским собором с западной стороны рядом с могилой первого игумена скита. Ныне честная глава схимонаха Иннокентия (Сибирякова) покоится в алтаре Андреевского собора для особого молитвенного поминовения, на ней радом с его именем и датой смерти начертано ктиторъ Р.А.О.С. (Р.А.О.С. - Русский Андреевский Общежитийный Скит).


Сегодня сбылись слова, сказанные монахом Климентом о том, что не исчезнет из памяти людей его любвеобильное сердце, что его широкая благотворительность послужит примером для жизни на благо обездоленных и во имя просвещения России. И наследует он навеки благодарность потомков и добрую память из рода в род! Вся его яркая жизнь была запечатлена одним порывом - к личному совершенству и к личной нестяжательности во имя блага своих ближних.

Про интересного человека, прочитал на сайте Константина Ана - "Россия и Православие". К своему большому сожалению впервые слышу об Иннокентии Сибирякове, и как мало мы знаем таких людей.

СУМАСШЕДШИЙ?

Не так давно журнал «Форбс» вновь опубликовал список самых богатых россиян. И мы вновь прочитали о самолётах и яхтах, о том, что Абрамович потратил 9 млн долл. за один лишь вечер, развлекая друзей.
На этом фоне уникальной выглядит фигура золотопромышленника Иннокентия Сибирякова, одного из самых богатых людей дореволюционной России. Свой огромный капитал он раздал нуждающимся. За свою недолгую земную жизнь этот богатый золотопромышленник истратил на благотворительные цели более 34 миллионов рублей. И. Сибиряков материально содержал стипендиатов, многих студентов, строил приюты для сирот и беспризорных. Многие храмы, часовни в С.-Петербурге, Сибири построены на средства благотворителя.

В советское время о Сибирякове (1860-1901 гг.) предпочитали помалкивать, ведь он был «неправильным» капиталистом. Имея возможность жить в роскошном особняке, снимал небольшую квартиру. Не заводил экипаж, пользуясь извозчиком. Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты... Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули: «К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!»
Эта история, как и другие, связанные с именем Сибирякова, зафиксирована в полицейских протоколах того времени. Дело в том, что богатые круги Петербурга приняли Сибирякова в штыки: мало кто собирался следовать его примеру, раздавать пригоршнями деньги бедным, но и выглядеть скупердяями тоже не хотели. Выход нашёлся: объявить миллионера сумасшедшим. Партию гонителей Сибирякова возглавил градоначальник Петербурга фон Валь. В 1894 г. на время судебного разбирательства Иннокентия Михайловича поместили под домашний арест, а его имущество опечатали. Историк Татьяна Шорохова, написавшая книгу о Сибирякове, говорит: «Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием. Но Сибиряков проводил в жизнь евангельское правило - «просящему - дай»! И этого, увы, многие не поняли».

Андреевский собор - самый крупный на Афоне, вмещает 5 тыс. человек, построен на средства Сибирякова. Сейчас он реставрируется. В начале ХХ в. за грандиозные размеры его называли «Кремлём Востока».

«В 15 лет Иннокентий получил в наследство 800 тыс. руб., стал владельцем долей в золотопромышленной и пароходных компаниях. Однако спустя 18 лет, когда Сибирякова вознамерились объявить сумасшедшим, его арестованное состояние оценивалось уже в 10 млн руб., - продолжает Шорохова. - Это умножение капитала выглядит удивительным с учётом того, что за эти же годы миллионы рублей Сибиряков отдал на благотворительность. На его примере сбылся духовный закон: да не оскудеет рука дающего. На своих приисках он открыл бесплатные столовые и библиотеки. Почти полмиллиона рублей отдал в созданный им фонд для пенсий и пособий тысяч рабочих, трудившихся на золотодобыче. К слову, нынешняя «золотая столица» России, где до сих пор добывают большую часть российского золота, - город Бодайбо в Иркутской обл. - основана отцом нашего героя купцом Михаилом Сибиряковым. Это его поисковая партия обнаружила в притоках реки Лены знаменитые залежи золота.
Семья золотопромышленника жила в Иркутске, здесь в 1860 г. и родился Иннокентий. В 15 лет, оставшись после смерти родителей сиротой, он переехал в Петербург, где окончил известную на всю столицу частную гимназию Бычкова. Потом была учёба в университете. В это время он помогает учёным, спонсирует экспедиции, открывает бесплатные библиотеки и музеи. Огромные средства Сибиряков пожертвовал знаменитому физиологу и педагогу Лесгафту, благодаря чему была основана современная Академия физической культуры им. Лесгафта. В 26 лет у Сибирякова было 70 личных стипендиатов, которых он обучал в России и за рубежом, а потом помогал встать на ноги. На деньги миллионера и его сестры Анны функ­ционировали Бестужевские курсы (первое высшее учебное заведение для женщин в России. - Ред.). С его участием основывается в Петербурге и первый женский медицинский институт. В то время Сибиряков делал ставку на науку и просвещение, полагая, что это и есть способ изменить мир к лучшему.

Эту дачу миллионер подарил женскому монастырю. В 1941-45 гг.здание было разрушено.

Внутренний духовный перелом происходит у золотопромышленника после длительного путешествия по Европе. Домой он вернулся разочарованным, сетовал, что в Европе царят дух наживы и поклонение золотому тельцу. Тогда же он утверждается в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера становится Евангелие. Он обращается к православию, ездит по монастырям. Совершает, по мнению окружающих, чудачества. Например, дарит лакею 25 тыс. руб., проходя мимо монахини, собирающей жертву на монастырь, кладёт на сборную кружку серебряный рубль, а увидев её радость, выспрашивает адрес, где она остановилась, и на следующий день приносит ей все свои свободные наличные деньги - 147 тыс. руб. Сибиряков часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь Иисус Христос: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесех; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этот призыв он относил всецело к себе, в его душе уже зрело желание уйти в монастырь. Он говорил: «Часто спрашиваю себя: как в моих руках скопились средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Мои миллионы - результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым». Унизительный судебный процесс, где его дважды освидетельствовали, Сибиряков воспринял как духовное испытание. Лишь однажды воскликнул: «Я раздаю свои, а не чужие деньги!» К счастью, его оправдали, тем самым оправдалось и его имя - Иннокентий, что в переводе значит «безвинный».

«КАК Я РАД!»

«За два следующих года Сибиряков раздаёт 10 млн руб. (в переводе с царских золотых рублей на нынешние получается как минимум 10 млрд!), а также многочисленную недвижимость - дачи и поместья уходят детским приютам и православным общинам, - рассказывает Т. Шорохова. - Я не ставила целью найти в архивах все финансовые документы, подтверждающие помощь Сибирякова организациям и людям, но тем не менее насчитала около 5 млн руб.

Фото из архива Т. Шороховой

После пострига, надев монашеский подрясник, 36-летний экс-миллионер воскликнул: «Как хорошо в этой одежде… Слава Богу! Как я рад, что в неё оделся!» Он принял мантию с именем Иоанн, через год был пострижен в великую схиму (высший ангельский чин у монахов) с возвращением ему прежнего имени Иннокентий (в честь своего небесного покровителя Иннокентия Иркутского). Монашеский путь привёл Сибирякова на святую гору Афон в Греции, в русский Свято-Андреевский скит, где он прожил в аскезе и молитвенных трудах 4 года. В 41 год схимонах Иннокентий слёг с чахоткой. Когда за три дня до кончины в его келью вошёл настоятель, схимонах, лёжа на одре, сказал: «Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов».
Отпевали схимонаха Иннокентия 60 священников. Открыв через три года честные мощи отца Иннокентия, насельники увидели, что кость его главы приобрела янтарно-жёлтый цвет, что по афонскому многовековому опыту указывает на святость. Глава схимонаха Иннокентия сегодня находится на почётном месте в костнице Свято-Андреевского скита.
Иннокентий Сибиряков прошёл великое искушение - богатством. Незаслуженно забытый почти на сто лет, он возвращается в историческую память России, являя пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали сотни тысяч людей. На вопрос, как победить в этом мире зло, он дал себе ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе». Этим путём и пошёл.