История алтайского края. Великая Отечественная война. После распада ссср





Алтай – прекрасный удивительный и уникальный географический регион, расположенный на стыке Северной и Центральной Азии. Феноменальное сочетание разнообразных ландшафтно-климатических зон, богатейший растительный и животный мир, огромные запасы минеральных и природных ресурсов. Это место взаимопроникновения великих культур: индийской, скифской, тюркской, китайской, русской. Перекрёсток древних торговых, культурных, миграционных путей, место миграции народов.

Самым красивым регионом Азии (жемчужиной) назвал этот край выдающийся художник, поэт, путешественник и мыслитель Н.К. Рерих. Он сравнивал Алтай с огромным котлом, в котором зарождались и умирали, сменяя друг друга, десятки цивилизаций и народов. Его выводы подтверждает Л.Н. Гумилёв утверждая, что здесь, на перекрёстке древнейших миграционных и торговых путей, возникали мощные племенные союзы, царства и целые империи, влиявшие на исторические судьбы всей Евразии. По всему Степному и Горному Алтаю разбросаны десятки мест, священных для местных древних народов. Плато Укок и урочища Пазырык, Сентелек и мн.др. Ещё древние тюрки называли такие районы «пупами Алтая», поскольку именно здесь таился сакральный смысл неразрывности бытия, смысл их связи с прошлым и настоящим миром. Находящийся в самом сердце Евразии, Алтай действительно раскинулся «на перекрёстке» географии и истории древнейших цивилизаций континента, на пересечении направлений глобальных миграционных процессов. Именно поэтому для современных учёных-исследователей российских и зарубежных археологов, этнографов Алтай – настоящая земля обетованная, куда стремятся провести полевой сезон многие профессионалы мирового уровня, исследуя пещеры, наскальные рисунки, скифские курганы, поселения, стоянки и другие виды археологических памятников.

Алтай находился на перекрестке миграционных путей между Европой и Азией, что отразилось на его истории. На территории Алтая можно обнаружить памятники множества различных археологических культур от каменного до железного века. В последнее время количество значимых для науки открытий, совершённых в окрестностях Алтая, перевалило за десяток. Это теперь уже всемирно известная «ледяная принцесса» - мумия молодой скифской женщины, обнаруженная на плато Укок в вечномерзлотном кургане с богатым и прекрасно сохранившимся в естественном ледяном холодильнике погребальным инвентарём. Комплекс из сотен наскальных рисунков-петроглифов, древнейшие из которых датируются 8 тысячелетием до Рождества Христова, расположенный в урочище Калбак-Таш, впечатляющий своими загадочными каменными стелами культовый и погребальный комплекс Сентелека, относящийся к X-VIII векам до нашей эры, Улалинская стоянка с уникальными находками каменного века. Древнейшее в Северной Азии погребение шамана в Тыткескеньской пещере на Катуни, датируемое серединой V тысячелетия до н.э. Всё это далеко не полный перечень сенсационных находок, вызвавших интерес и даже ажиотаж в мировых археологических центрах.

Однако самыми фундаментальными и принципиально значимыми стали результаты исследований, которые вот уже на протяжении двадцати лет ведутся в Северо-Западном Алтае сотрудниками сектора палеолита новосибирского Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук. Эпицентром этого поистине информационного взрыва, множества феноменальных открытий в области древнейшей истории человечества Евразии стала Денисова пещера, где с середины 80-х гг. прошлого века базируется Алтайский палеолитический отряд института. Во время раскопок Денисовой пещеры, что находится в 4 км. от д. Черный Ануй на самой границе Алтайского края и Республики Алтай, археологи выявили несколько десятков культурных слоев, в которых было обнаружено такое количество изделий из кости, датируемых около 40 тыс. лет назад, как на всех палеолитических местонахождениях Европы этого времени, вместе взятых, утверждает академик А.П. Деревянко. Более того, был найден и фрагмент каменного браслета, при изготовлении которого древний мастер использовал шлифование, полировку, сверление, то есть все те технологические приемы, которые, как считалось ранее, стали применяться только 10-15 тысяч лет назад. В 2008 году среди черепков и обломков каменных орудий археологи нашли и останки древнего человека – одну фалангу пальца. Для анализов фрагмент фаланги был передан для исследования в Институт эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге. И академический мир вздрогнул: как выяснилось, этот палец принадлежал девочке возрастом пяти-семи лет, которая, в свою очередь принадлежала к ранее неизвестному виду человека. Неофициально этот вид уже назвали Homo altaiensis, то есть «человек алтайский». Исследования показали, что структура ДНК девочки имеет 385 отличий от нашей, в то время как с неандертальцами нас разделяют только 202 «пункта» в ДНК. То есть в то время на нашей планете одновременно обитали сразу три вида первобытного человека: неандертальцы, кроманьонцы и «алтайцы». До недавнего времени антропологи и археологи были уверены в том, что непосредственный, прямой предок современных людей – кроманьонец, впервые появляется в Европе эпохи позднего палеолита не ранее 40-35 тысяч лет до н.э. и лишь позднее мигрирует в восточном направлении. В тот постулат опять врывается Денисова пещера, где недавно были обнаружены костные останки этого раннего Homo sapiens sapiens, датируемые, по меньшей мере, 50-45 тыс. до н.э. Более того, в этих же слоях обнаружено множество костяных орудий и украшений, древнейших в Северной Азии.

Таким образом, все эти археологические факты свидетельствуют о серьёзной роли Алтая как центра пересечения древних миграционных путей. Именно здесь зародилась гуннская держава, а продвижение этого народа дало толчок к началу эпохи «Великого переселения народов». Горы Алтая – родина Древнетюркской, а затем и Монгольской державы. Алтайский регион является одновременно важнейшим историческим центром кочевых культур Великой Степи между Тураном и Монголией, местом встречи лесных культур сибирских народов, местом стыка пустынных, степных, лесных и горных природных условий, а также местом, исторически связанным с древними земледельческими и духовными центрами Средней Азии, Тибета и Северного Китая. Всё это говорит о серьёзной роли Алтая как региона в формировании общемировой культуры. Алтай, место, где соседствуют «вчера» и «завтра», и жизнь третьего тысячелетия течет в двух шагах от первозданной природы.

Приглашаем всех для объединения усилий и проведения совместных научно-исследовательских экспедиций!

Сегодня на Земле не так много таких великолепных мест, схожих с республикой Алтай. Это довольно таки огромная территория в масштабах страны, которая располагается в центральной части Азии, и соединяет территории 4-ех государств: РФ, Казахстан, Монголию и Китай. История горного Алтая насчитывает на своих страницах не мало веков, так что пересказывать ее всю не имеет смысла. Давайте рассмотрим самые интересные и значимые события в истории Горного Алтая.

Наверняка не все знают что в России, есть 2 Алтая: республика Алтай которая существует не так давно как отдельный субъект, но имеет весьма богатую личную историю и Алтайский край, который так же богат своей историей, памятниками природы и архитектуры. До распада СССР они являлись одним субъектом: Горно-Алтайская область, как автономия была занесена в состав Алтайского края. А сегодня каждый из этих субъектов живут по-своему.

Но современных путешественников и туристические группы эти факты совсем не волнуют. Их манит к себе величие Большого, Горного Алтая – пока еще девственной страны не тронутой природы на самом конце территории России: высокие горы, чистейшие и суровые речки, изумрудные и бескрайние озера, местная уникальная самобытность и гордые, но добрые люди гор.

Что означает — «Алтай»?

С тюркского языка «Алтай» переводится как «Злотые горы». Вот именно они-то, прежде всего и притягивают к себе полчища туристов. Самой большой популярностью пользуются вершины на Северо-Чуйском хребте – Актру (4075) и Маашей (4173 м), в р-н Катунского хребта и, само собой, одна из самых высоких вершин на сибирских просторах – гора Белуха (высота которой равняется 4606 метров над уровнем моря).

Но для того чтобы увидеть или услышать воочию грохот и шум откалывающихся с крутых обрывов кусков породы или невообразимых лавин из каменных глыб, полюбоваться на то, как они отражаются в кристально чистых горных озерах, необходимо миновать многокилометровую тайгу, знойные степи, непролазные заросли из карликовых берез, неприступные каменные завалы и прочие природные преграды.

Неважно, с какой стороны подходить к горе Белухе, как только ее становится видно незамедлительно приходит буйство фантазии, на ряду с восхищением и трепетом где то глубоко в душе. Староверческие группы, которые живут в Уймонской долине, с горой Белухой связывают различные предания о Беловодье, своеобразной стране бесконечного счастья, стране в которой царит духовная свобода и справедливость.

Первые поселенцы Алтая

Алтай много лет тому назад стал местом селения первобытных людей, зарождения культуры кочевников, появления первозданного языка Тюркских народов. Тут, на Алтае, пролегал путь племён гуннов, полчищ джунгар, «тьмы» Чингисхана. В горном Алтае кануло в лету много азиатских государств — тюркских каганатов. Часть знаменитого великого шёлкового пути пролегала тут в средневековье. Свойственная ландшафту высокогорных степей деталь – необычные наскальные рисунки, большие каменные изваяния, многочисленные курганы.

Уникальными считаются Пазырыкские курганы — место упокоения в VI–III вв. до нашей эры племенных вождей Пазырыкской культуры. Но мировую сенсацию вызвали курганы, в которых вечная мерзлота, в них нашли забальзамированные людские тела, деревянные предметы, ткани, войлок и кожу. Много из таких курганов еще не раскопано, десятки находятся на плато Укок, там сегодня зона покоя. На алтайской равнине сейчас строительный бум.

Немного о развитии Горного Алтая

Там где раньше находились не невзрачные палаточные поселения, в наше время быстро развиваются современные дома, затем они меняются на более прочные дома, а те со временем, меняются на дворцы с со всеми видами услуг и развлечений.

Все живописные горные вершины, красивейшие водопады и древние пещеры с годами осваиваются в должной мере и заводят себе новых хозяев. В свою очередь которые поддерживают там чистоту и порядок, а так же создают комфортные условия прибывания в этих местах.

Более всего развит данный туризм в окрестностях озера Ая и рек Катунь и Чемал. Но для серьёзных путешественников это всё семечки. Если вы хотите совершить новые открытия и получить незабываемые впечатления, то вам необходимо будет двигаться в тот горный Алтай, что начинается за рекой Катунь, так, как чистота и первобытность природы там попросту зашкаливает.

Продолжение следует!

Фото галерея странички



Алтай называют «Колыбелью мира», считая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля до сих пор хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков стремительно «шагающих» лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н.э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные изображения, до сих пор до конца непонятно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов, но и выбор персонажей.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые смогли создать на отвесной и труднодоступной поверхности далекие предки. Но главной загадкой остается смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших «испытать себя», так и многочисленных исследователей. Его главную загадку мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак при раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не походили на монголоидные; облик, скорее, напоминал европейский. Талию «Принцессы Укока» украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей «тайну бессмертия».

На теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки в виде оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку «ротык», и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабнее изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н.э. Возможно, она была ворожеей или целительницей, однако, кем на самом деле являлась «Алтайская принцесса» и как ее звали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие тайны. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст создания геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время предполагали, что они появились полторы-две тысячи лет назад, но новейшие исследования позволили предположить, что время их создания – III-II века до н.э. Ученые пытаются также понять, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», «идея» древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо именуют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются подкрепить свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая – выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, вероятно, камни были специально доставлены из других мест, - сравнение их структуры показало, что материал не встречается в расположенных поблизости горах. По легенде, валуны были привезены древними скифами из местности, удаленной на 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н.э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их «как будто затягивало в воронку». Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его «магической силе» гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом объекте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М.Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека», и эволюционировал независимым, как оказалось, тупиковым путем.
Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи «Уч Сумер» с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о неразрывной связи Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами единой энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? – поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

По свидетельствам археологов, впервые люди появились на территории Алтая около 1,5 млн лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях той эпохи – каменного века.

Около 200 тыс. лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулан, газель и винторогая антилопа. В конце IV – начале III тыс. до н.э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название афанасьевской – по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Афанасьевцыбыли первыми жителями Сибири, которые овладели техникой выплавки меди и изготовляли из нее различные изделия: орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.

Культура так называемого скифско-сибирского мира сложилась в I тысячелетии до н.э., когда период бронзы сменился ранним железным веком. Основными занятиями населения Алтая того времени были скотоводство и войны. Причиной военных столкновений была постоянная борьба за захват лучших пастбищ и скота – главного богатства любого племени. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды назападе до Кузнецкого Ала-Тау на востоке и до Алтайских гор на юге. Скифское время на Алтае связано с пазырыкской археологической культурой. Курганы пазырыкского периода довольно многочисленны; встречаются как большие, так и малые курганы.

В VI в. н.э. было создано мощное объединение племен – Первый Тюркский каганат, ядром которого стали алтайские тюрки. Древние тюрки Алтая были создателями рунической письменности, существовавшей в VII–VIII вв. Это дошло до нас в виде петроглифов и писаниц – наскальных рисунков охрой и выбитого или графически прочерченного изображения на камне.

В IX в. Алтай населяли различные тюрко-телеские племена, главенствующее положение среди которых принадлежало кыпчакам – предкам половцев, впервые описанным в «Слове о полку Игореве». Этот конгломерат племен (енисейские кыргызы, команы, кимаки и др.) просуществовал достаточно долго.

В 1207 г. Алтай был присоединен к улусу старшего сына Чингизхана Джучи, а затем вошел в состав Золотой Орды.

С конца XVI в. население Алтая все более тесно сближается с племенами западных монголов – ойратов, своих непосредственных соседей. В 1635 г. ойраты объединились в единое обширное государство – Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии на вассальных началах.

Во второй половине XVII в. началось заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая. Среди первых русских людей, пришедших на Алтай, было много приверженцев старой веры – старообрядцев. В горах они искали свое Беловодье. По преданию, Беловодье – легендарная страна свободы, справедливости и «древнего благочестия». Там не было крепостной зависимости, имелись свободные земли для проживания и ведения хозяйства. Беловодье считалось убежищем от воцарившегося в мире антихриста. Одним из реальных ее прообразов считается Горный Алтай.

В начале XVIII в. для защиты от Джунгарского ханства сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости. Территория Алтайского края входила в состав Сибирской губернии (1708–1779), Колыванской области (1779–1783), Колыванской губернии (1783–1796), Тобольской губернии (1796–1804) и Томской губернии (1804–1917).

Активное развитие на Алтае получили добывающая и металлургическая отрасли промышленности. В первой половине XVIII в. Акинфием Никитичем Демидовым (из рода Демидовых) построены Колывано-Воскресенский (1729 г.) и Барнаульский (1744 г.) медеплавильные заводы. По указам от 1(12) и 12(23) мая 1747 г. земли по рекам Иртыш и Обь вместе с заводами и рудниками поступили в управление царского Кабинета, находящегося в Петербурге. Из них образован Колывано-Воскресенский (с 1834 г. Алтайский) горный округ, а с 1896 г. – Алтайский округ с центром в Барнауле. В начале XIX в. алтайские заводы занимали первое место в Российской империи по выпуску серебра, второе – меди, третье – золота. Во второй половине XIX в. горная промышленность вступила в полосу кризиса, при этом активно развивалась добыча золота частными владельцами: на 70 приисках добывалось до 100 пудов золота ежегодно. Основой экономики Алтая в этот период стало сельское хозяйство. Выращивались пшеница, овес, рожь, картофель. Значительное развитие получило пчеловодство, в начале XX в. – молочное животноводство и маслоделие.

Во второй половине XIX – начале XX вв. Алтай являлся одним из основных районов переселения крестьян из центральных губерний России. Особенно значительных масштабов переселенческое движение достигло в годы столыпинской аграрной реформы. В 1897 г. население Алтайского округа составляло 1,3 млн человек, в 1916 г. – 2,6 млн человек. В конце XIX в. по Алтаю прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 г. построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск.

В 1917 г. решением Временного правительства из состава Томской губернии выделена Алтайская губерния.

С февраля 1918 г. в Алтайской губернии началась национализация собственности. Декретом СНК было узаконено прямое изъятие продуктов. Доверие этим самым к советской власти было подорвано. К концу лета 1918 г. вся территория Алтая контролировалась колчаковцами, но в декабре 1919 г. окончательно установлена советская власть.

В 20–30-е годы прошлого столетия Алтай по-прежнему оставался сельскохозяйственным районом.

Алтайский край является крупным индустриально-аграрным регионом России, расположенным в южной части Западной Сибири. Площадь территории края составляет 168,0 тыс. кв. км. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., по Алтайскому краю население насчитывает 2419,4 тыс. человек. На территории края расположено 1562 населенных пункта, 12 городов и ЗАТО Сибирский. Административный центр края – г. Барнаул является крупным портовым городом на берегу Оби, а также крупным железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали. Через Алтай проходит стратегически важный автомобильный [Чуйский] тракт, соединяющий Монголию с Россией.

Н. И. Разгон

Литература

  • *О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край: Постановление ЦИК СССР от 28 сентября 1937 г. // Собрание законов СССР. 1937. № 66. Ст. 302.
  • То же // Известия. 1937. 29 сент.
  • То же // 60 лет Алтайскому краю: юбилейн. стат. сб. Барнаул, 1997. С. 5.
  • Административно -территориальное деление Сибири (август 1920 г. – июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. – сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.) : справочник / Арх. отд. Новосиб. облисполкома, Гос. архив Новосиб. обл. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 220 с.
  • Справочник административно-территориальных изменений на Алтае. 1917–1980 / Исполнит. комитет Алт. краев. Совета нар. депутатов, Арх. отд., Гос. архив Алт. края. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. 359 с.
  • Мальцев, С. Г. Изменения в административно-территориальном делении Алтайского края за 50 лет // Алтай в прошлом и настоящем: 50 лет Алтайского края: тез. докл. к науч.-практ. конф. Барнаул, 1987. С. 104–106.
  • Административно -территориальные изменения Алтайского края за 1939–1991 гг. : в 2-х ч. / Госкомстат Рос. Федерации; Алт. краев. упр. статистики. Барнаул, 1992. 435 с.
  • Административно- территориальное устройство Алтая / Е. М. Борблик и др. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 1. С. 169–175.
  • Разгон, Н. И. Административно-территориальные изменения на Алтае в 1917–1997 гг. // Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Отдел специальной документации: путеводитель. М., 2001. С. 769–780. Библиогр.: с. 779–780 (18 назв.).
  • Справочник административно-территориальных изменений в Алтайском крае. 1981–2001 / Администрация Алт. края, Упр. арх. дела администрации Алт. края. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», 2002. 339 с.
  • Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX века / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников. М. : Наука, 2004. 600 с.
  • Бородаев, В. Б. Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории Верхнего Приобья и Прииртышья (от античности до начала XXI века) / В. Б. Бородаев, А. В. Контев. Изд. 2-е, испр. и доп. Барнаул: Азбука, 2007.С. 150–187: карт.
  • Деловой мир Сибири [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionalcom.ru/
  • Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raremaps.ru/
  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ak.gks.ru/
  • Усягин, А. В. Борьба централизации и децентрализации в системе управления 1930–1960-х гг. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.terrus.ru/mono/r3/3.5.1.shtml Опубликовано: Алтайский край. 2012 г. : календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 94–96.

По книге: "Укок: (прошлое, настоящее и будущее)". Рудой А.Н., Лысенкова З.В., Рудский В.В., Шишин М.Ю. Изд-во Алт. У-та, г.Барнаул, 2000

Основные черты древней истории и культуры Укока

Поистине, все на Укоке пронизано историей и тайной. Взять хотя бы само название - Укок. Представляется, что права Н. В. Полосьмак, которая пишет:
"Обилие погребальных памятников, в частности богатых "княжеских" захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и "небесное" пастбище. Немалую роль в сакрализации территории играла неповторимая красота природы"
"Небесные пастбища" - символический образ - архетип, который встречается у всех народов Евразии.

Топонимика названия плато Укок
"Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом (в форме сундука). Укок в киргизском языке употребляется для обозначения плосковерхих гор."
Слово Укек использовалось в качестве названия города в составе древнебулгарского царства, развалины которого обнаружены недалеко от Саратова. У современных жителей Горного Алтая бытует представление, что это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно, и если человек попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его близких поразит неминуемое наказание. Еще Сапожников отмечал, что местные жители боятся подниматься к ледникам, свято веря, что там живут духи.

Эти представления живы и ныне, пастухи не поднимаются со своими отарами к кромке ледников, не нарушают покой отдельных урочищ, считая их святыми. Здесь запрещена обычаями любая форма деятельности, кроме обрядовой, и то, к ней допускаются лишь избранные люди - "знающие".

Все это наводит на мысль, что и название плоскогорья Укок должно быть символично и может иметь другие интерпретации. Например, можно предложить следующий подход, не противоречащий словообразованию в языках народов, проживавших издревле на Алтае, и раскрывающий сакральный характер этого места.

Так, вблизи Укока можно встретить немало двухсоставных названий урочищ, рек и озер - Ак-Кем - Белая (чистая) вода, Кок-Суу - голубая вода. Это позволяет предположить двухсоставность и названия места Ук-Кок, с явно вычленяемым корнем Кок. Это слово имеет большую семантику. "В древнетюркском языке кок имело значение небо и голубой, синий, сизый. Из современных тюркских языков в киргизком кок - 1) небо; 2) синий, голубой." Как известно, в древности кыргызы жили на Енисее и оказывали большое влияние на Алтай
Исследователи отмечают, что слово кок может скрывать понятие священный, славный, а в некоторых случаях иметь значение - восток, восточный.

Слово ук в тюркском языке имеет значение - род, что позволяет нам сделать следующий вывод: слово Ук-Кок может иметь значение священный, небесный, голубой род. Легенды о голубых тюрках отмечены многими исследователями центральной Азии. Считается, что кек тюрк ("голубые тюрки") - название тюрков, ставших ядром военно-политического союза племен во времена Тюркского каганата.

В монгольском языке слово кок сохраняет свое значение, а слово ук означает буквально слово. То есть, другими словами, Ук-Кок может быть переведено как Слово Неба. Оба этих варианта - и Небесный род, и Слово Неба - имеют явно сакральный характер и во многом объясняют выбор древними жителями Алтая Ук-Кока в качестве храмового комплекса.

Сакральный характер топонимики алтайских названий

Пять священных вершин

Нужно отметить и другие топонимы и, в первую очередь, хребет Табын-Богдо-ола. Еще В. В. Сапожниковым был зафиксирован значимый перевод названия этой горы - Пять Святых Гор. Этот символ также широко распространен в Евразии. Так, практически строго на юг от Алтая в Гималаях находиться Канченджанга, по тибетски Канг-чен-дзо-нга - Пять Сокровищниц Больших Снегов -- гора с пятью вершинами.

В мифологии народа леча, живущего вблизи этой вершины, можно найти представления, что именно от этой горы расселились все народы. Они также считают, что эта гора находится не на земле, а на небе, и именно туда уходят души умерших. Изо льда Канченджанги были созданы первые люди. Думается, что здесь правомерно провести параллель с Алтаем. Ю. Н. Рерих в своей статье Культурное единство Азии делает важный вывод:
"Центральная Азия, районы Западного и Восточного Туркестана стали местом встречи индийских, иранских и китайских художественных воздействий, из которых выросло яркое и сильное искусство."
Как прямое свидетельство этому - открытое В.Д.Кубаревым на перевале Канас, т.е. на границе между Китаем и Россией, большое обо - памятный знак, с буддийской священной надписью Ом-мани-падмэ-хум. Это главная священная формула тибетского буддизма (Ом - Сокровище, скрытое в Лотосе), где лотос понимается в качестве символа связи макрокосма Вселенной и микрокосма человека. Эта формула была начертана на чудесном Камне, упавшем с неба, легенды о котором живы и по сию пору в Азии.

Традиция обожествлять горы на Алтае не раз отмечалась крупнейшими исследователями. Г. Е. Грум-Гржимайло писал, что
"обоготворение той или иной местности, того или иного неодушевленного предмета, названия этих мест на Алтае связаны с именем кого-нибудь из богов или богатырей
Автор многих фундаментальных книг по истории, культуре, мифологии и шаманизму алтайцев Л.П. Потапов подчеркивает:
"У каждого рода есть сведения о почитаемой раньше родом своей горы, считающейся покровителем рода".

Сакральный характер имели и курганные комплексы на Укоке. В настоящий момент особенно полно изучены курганы и писаницы в Бертекской котловине и Ак-алахинские курганы. Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с вершинами нагорья.

Так в археологическом комплексе Укока, получившем название Бертек-1, находящемся к северу от населенного пункта Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных по линии северо-восток - юго-запад. Не только количественно - Пять Святых Гор - пять курганов, но даже размерами, контурами курганной насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.

Культовый характер курганов
Kurgany122 Конечно же, требуются специальные исследования, которые смогут восстановить в полном объеме мировоззрение и мифологию людей, чья жизнь и деятельность в прошлом была связана с плоскогорьем Укок, однако некоторые их взгляды на окружающий мир могут быть реконструированы достаточно точно. Это имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Известно, что нынешние жители Алтая впитали в свой духовный мир многое из того, что было открыто их предками и, в первую очередь это касается представлений о святости тех или иных явлений.

Многие ученые сейчас сходятся во мнении, что устойчивая традиция каменных насыпей над захоронениями, даже в тех местах, где использование камня сопряжено с немалыми усилиями (например в степных районах), свидетельствует о том, что камень всегда воспринимался особым образом.

Это "сгустки" земли, в которых мифологическое сознание могло вычитывать силу и крепость Бога земли, они также могли быть ассоциированы со структурной основой земли, ее "скелетом"; и наконец извергаемые при ударе искры из камней связывались с представлениями об огненной природе божества (во многом этому способствовали наблюдения за извержениями вулканов); а далее через образ огня, цепь размышлений, видимо, приводила древних людей к выводам, что жизнь человека, его душа может быть заключена в камне.

Из этих представлений происходят множество сказаний народов Евразии о происхождении человека от камня, об обращении после смерти человека в камень, о том, что из камня произошел первопредок рода. Наглядным примером таких представлений на Алтае является первая гора - Бабырган, с которой встречается каждый проезжающий по Чуйскому тракту. Это, согласно легендам, обратившийся в гору богатырь, сын Хозяина Алтая.

Чуринги - священные камни - известны еще со времен мезолита, и отмечаются повсеместно. Таким образом, каменная наброска, и, тем более, крупные камни на курганах, цепочки вертикально поставленных камней - балбалов несомненно связывались в прошлом с сакральными представлениями. Видимо, стремясь сделать насыпь выше, принося как можно больше камней (что совсем не просто в условиях высокогорья Укока, особенно если учитывать, что часть камней не местного происхождения и специально доставлялись к местам захоронений), строители курганов усиливали масштабами кургана, каменной наброской элемент святости.

Особую ценность представляли неотесанные камни. А. Голан считает,что "воплощением божества считались камни в их естественном виде, именно такие камни служили объектом поклонения:"
Такие примеры на Укоке можно встретить практически во всех захоронениях. В комплексе, получившем название Бертек-10, находящемся на левом берегу реки Ак-Алаха, относящемся к 5-3 вв. до н.э., т.е. времени расцвета пазырыкской культуры, параллельно восьми курганам располагается цепочка из восьми вертикально стоящих балбалов, где просматривается ориентация по линии восток-запад.

Это позволяет сделать предположение о культовом характере этих сооружений, связанном с солярной символикой. Линия балбалов совпадает с траекторией движения по небосклону светила-божества - Солнца. Сами цепочки курганов в одной из красивейших долин Укока - Бертекской с четкой метрикой межкурганных расстояний, ориентацией по сторонам и связанностью с формами ландшафта - террасами, речными излучинами, очертаниями гор, с одной стороны, говорят о развитом эстетическом чувстве неведомых нам архитекторов, с другой стороны - глубоко символичны.

Значение внутренней структуры курганов

Внутренняя структура курганов также обладает глубокой, до конца не раскрытой семантикой. Так, на Укоке археологами произведена раскопка захоронений афанасьевской культуры (Бертек-33). Афанасьевская культура - вариант энеолетической культуры, получившей широкое распространение в Северо-Западной Монголии, Минусинской котловины, Туве и Горном Алтае. Формирование ее связано с переселением на Алтай в IV тыс. до н.э. раннескотоводческих племен протоевропеоидного вида. Типичным конструкционным элементом курганов этой культуры является двойное кольцо, выложенное из крупных камней вокруг могилы и забутованное мелкими гальками и колотыми плитками.

Посредине кольца (курган N 1,Бертек 33) располагалась вымостка из мелких камней и колотых плит прямоугольной формы, ориентированная по оси восток-запад. Под ней располагалась могильная яма со смещенным по отношению к вымостке осью - юг-запад-запад - север-восток-восток. Думается, не случайно совпадение осей могилы и вымостки, образующих совместно восьмигранную розетку.

Символическое изображение солнца, строгая "солярная" ориентация вымостки дает основание предположить ее ритуальный характер, где видимо и совершались заупокойные обряды, которые, скорее всего, были также посвящены солнечному божеству. Вписанность двух наложенных друг на друга прямоугольников (ромбов) в круг (кольцевая обкладка) находит свой аналог среди известных графем еще времен палеолита.

Считается установленным, что прямоугольник символизирует собой землю, а круг небо. Таким образом, сам курган может трактоваться как заупокойный храм, где одновременно отдавались почести и обращались мольбы к божеству Земли, дающему силу и плодородие, и богу Неба, оплодотворяющему мать-Землю. Поскольку эти элементы заупокойного культа повторялись с небольшими вариациями и в других курганах, мы вправе считать памятники Укока храмовыми комплексами, требующими изучения и постижения их семантики, не менее глубокой, чем всемирно известные памятники Долины Царей в Египте, Междуречья и т. д.

Соответственно, должно измениться отношение к ним - их нужно беречь так же, как мы стремимся в настоящее время сохранять храмы, исторические места, связанные с историей нашего государства. Стоит только мысленно продлить границы нашей исторической памяти далее Киевской Руси, и выяснится, что общие предки евразийских степей связывают славянские и тюркские этносы. Все выше сказанное - символика названия плоскогорья, представление о священной горе, символе земных и небесных кочевий, целостное представление о мире, закрепленное в обрядах людей, населявших эти места в древности - важно не только с точки зрения их научной значимости как страниц прошлого, но и как проявление живого процесса, духовного развития народов населяющих Алтай, их мировоззрения, коренных ценностей.

Скифский период истории Алтая.Общая характеристика пазырыкской культуры

Яркую страницу в истории не только плоскогорья Укок, но и всего Алтая, а также и всей центральной Азии составляет скифская культура, получившая название по месту своего первого обнаружения - урочища Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай - пазырыкская. Л. Н. Гумилев опираясь на труды историка 1 в. до н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть юэджи.

"Скифология - один из древнейших разделов истории. Основание ему положил еще Геродот. В его девятитомной Истории хранятся многие свидетельства о скифах, особенно в четвертой книге. В ней, в частности, есть такие строчки:
за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем"
Н. В. Полосьмак обнаруживает, что в то время, когда европейцам стало известно о грифах, стерегущих золото, фантастическое существо, более всего напоминающее грифа, прочно заняло одно из главенствующих мест в пантеоне и искусстве пазырыкцев.

Исследователями установлено, что пазырыкцы не были только кочевниками, разводившими коней, крупнорогатый скот, овец и коз; они занимались также земледелием. О социальном расслоении говорят разные по размеру и богатству сопроводительного инвентаря захоронения. Качественно срубленные из бревен могильные камеры позволили С. В. Киселеву сделать вывод что
"не только кибитка, но и постоянное деревянное жилище, может быть в виде рубленной юрты, были достаточно распространенными.”

Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке трех крупных культурных регионов - Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского - испытывали культурное влияние этих важнейших евразийских центров этногенеза, и сами активно участвовали в формировании культуры центральной Азии.

Итоги последних изысканий показывают, что ядро ареала пазырыкской культуры находилось в Горном Алтае, а периферийные зоны захватывали сопредельные районы Казахстана, Синьцзянь-Уйгурского национального округа КНР, с проникновением в районы Тувы и Западной Монголии.

Пазарыкцы, судя по антропологическим реконструкциям, были высокорослыми людми, с мощными шеями, крупными головами, неширокими, но очень высокими носами. Преобладал европеоидный тип, хотя считается, что пазырыкцы, скорее всего, являли собой конфедерацию различных этнических родов. Мужчины носили волосы средней длины, подстриженные под "горшок", женщины заплетали косы. Благодаря открытию, получившиму название Принцесса Укока, установлено, что женщины периода расцвета пазырыкской культуры носили парики и использовали косметические средства.
Тела как мужчин, так и женщин из акалахинских и пазырыкских курганов покрывали татуировки, сюжеты которых строго подчинялись общим представлениям о трехуровневой структуре мира. На ногах изображались рыбы, маркирующие подземный мир, на руках и корпусе - животные и сцены противоборства хищника и копытного животного - символика "земного" мира, а в верхней части рук располагались изображения птиц, либо других солярных символов.

Древнетюркский период истории Алтая
После оттеснения гуннами пазырыкцев-юэджей на юго-запад территория Алтая входит в сферу политического влияния первой централизованной империи кочевников центральной Азии. Это время принято называть гунно-сарматским, оно занимает период в истории степных культур Евразии 2-5 вв. н. э. Гунны сыграли большую роль в культурогенезе Евразии. Гунны держали в Туве и на Алтае небольшие гарнизоны и, главным образом с помощью местных рудознатцев, плавильщиков и кузнецов, вели заготовку металлов.

Гуннское вторжение прервало историческое развитие местных племен Южной Сибири, видоизменился этнический состав местных племен, моноголоидный тип стал вытеснять близкие к европеоидному типу этносы пазырыкцев Алтая и "тагарцев", государства Динлин на территории нынешней Хакассии.

В это время происходит отделение ремесла от земледелия и скотоводства. На южном Алтае в среде местных народов происходит процесс накопления железноделательного и кузнечнего производства, что во многом подготовило взлет культуры, названной древнетюркской. Применительно к территории Алтая, и особенно на Укоке прослеживается прямая преемственность от культуры гунно-сарматского времени к тюркской культуре в заупокойном культе и в писаницах.

Древнетюркское время - важный этап в истории степей Евразии. Вновь центр культурогенеза и этногенеза перемещается на Алтай. Хронологически этот период охватывает 6-10 вв. и связан с существованием крупных государственных объединений тюркскоязычных этносов. Первый каганат-- раннефеодальное государство тюрков, сложившееся в 552 году в результате разгрома племенными объединениями тукю и теле жужанского каганата. Влияние тюрков в это время распространялось на громадное пространство от Хуанхэ до Волги. В 604 году, в результате междоусобицы, он распадается на Восточный и Западный каганат. Территория Алтая входила в состав Восточного каганата, который в 630 году подчинил себе Китай.

Уйгурский и древнехакасский периоды истории Алтая
После смерти знаменитого государственного и военного деятеля Кюль-тегина (731) и его брата, правителя Восточного каганата Бильге-кагана (734) власть в каганате перешла к сыновьям, и между ними вспыхнула междоусобная борьба. В 741 году центростремительные силы среди тюркских племен стали разрывать некогда мощную степную империю, а окончательный удар был нанесен ей уйгурами, сформировавшими свою конфедерацию племен восточнее тюрок.

В результате военных действий между тюрками и уйгурами в 744-745 годах погибает последний восточнотюркский каган Озмиш, и Восточный тюркский каганат перестает существовать. Начинается новый период в истории народов Центральной Азии, получивший название Уйгурского каганата (745-840 г.г.)

Уйгуры принадлежали к одному из древнейших тюркоязычных народов. Считается, что они происходят из группы племен теле, живших в степях севернее Гоби. Были известны как смелые воины, искусные в конной стрельбе из лука, ездили на телегах с высокими колесами. Победив своих прежних угнетателей тюрков, они создают раннефеодальное государство с центром на реке Орхон.

Восточная граница уйгурского государства достигала верховий Амура и -- современной Маньчжурии, западная проходила по монгольскому Алтаю, на севере достигала озера Байкал а на юге Танского Китая. Уйгуры размещали гарнизоны и строили крепости в неспокойных провинциях, например в Туве, в составе императорской китайской армии участвовали в подавлении антифеодального восстания в пограничных китайских провинциях, защищали свои границы и вступали в боевые действия с остатками тюркского союза в "Алтунской черни", как именовался тогда Алтай. В. Д. Кубарев считает, что население Алтая в это время "испытывало значительное культурное и политическое влияние Уйгурского каганата."
Восстанавливая ход событий в Алтае-Саянской области, необходимо отметить, что в 8 веке уйгурская монархия, раздираемая междоусобной борьбой, а также столкновениями на религиозной почве (ведущую роль в обществе в это время захватывает религиозная элита, исповедующая манихейство, в целом чуждое большинству уйгуров), начала клониться к упадку.
На историческую арену выступает государство хакасов. С 820 г. по 840 г., когда пала столица Уйгурского каганата - Орду-Балык, основные военные действия протекали на территории современной Тувы. В борьбе вместе с хакасами против уйгуров участвовали и народы Алтая. Преследуя уйгуров, войска хакасов дошли до Кашгара и Турфана. В результате завоевательных походов 9 века в состав новой степной империи вошли Алтай, Тува, Северо-Западная Монголия и Центральная Азия. Западная граница Кыргызкого каганата проходила по реке Иртыш.

К началу 10 века древние хакасы под напором восточных племен покидают Восточную часть Центральной Азии, оставляя за собой Алтай, Туву, Северо-Западную Монголию. Но уже в начале 12 века усиливается натиск монголоязычных племен и, в первую очередь, Киданского государства, сформировавшегося еще в 10 веке на севере Китая. В ряде крупных сражений хакасам удалось отстоять свои владения в Северо-Западной Монголии, однако в середине 12 века древнехакаское государство подверглось агрессии со стороны мощного племенного союза - найманов, государство которых находилось в верховьях рек Иртыш и Орхон.

Потерпев поражение в войнах с найманами, хакасы потеряли подвластные земли в Северо-Западной Монголии, обособилось и княжество на Алтае. Фактически ко времени монгольского завоевания в пределах Алтай-Саянской области сформировались четыре больших княжества: Алтай, Северо-Западная Монголия, Тува и Хакасия. В это время сооружается тщательно продуманная сеть оросительных каналов на Алтае и Туве, свидетельствующая о развитии земледелия.

С 9 по 12 век в Алтайском княжестве, кроме правящей хакаской верхушки феодалов и небольших гарнизонов, проживают местные потомки восточнотюркских племен (телесы), западнотюркских (тюргеши и аза), карлукских племен (чыгат), племена группы теле (телеуты и теленгуты) и группы северных алтайцев. Поскольку правящая верхушка принадлежала к роду Киргиз, в самоназвании алтайцев сохранилась это имя, и его застали еще русские переселенцы, называвшие всех коренных жителей киргизами.

Следующий период центральноазиатской истории приходится на 12-13 века - время монгольского нашествия и гибели древнехакаского государства. Монголоязычные племена, сформировавшиеся на восточной и северо-восточной окраине современной Монголии в 10 веке, начинают активно выдвигаться на запад и теснить тюркоязычные племена. Активнее всего им противостояли хакаские княжества. Им удалось разгромить и отбросить в Джунгарию войска киданей, однако в середине 12 века усилившиеся найманы разбили племя хакасов и захватили котловину Больших озер, сопредельные области Тувы и Монголии.

Нашествие на Алтай монголов
В конце 12 - начале 13 века происходит усиление группировки монгольских племен, возглавляемой Тэмучином. События в соседнем с Алтаем районе развиваются стремительно. Фактически за два года, с 1204 по 1205 гг., Тэмучин завершил покорение разобщенных монгольских племен, разгромил и подчинил себе найманов, завоевал всю Северо-Западную Монголию и Джунгарию. Здесь он оставляет в качестве наместника своего друга Хорчи, наказав:
"Будь темником и управляй этой западной страной до Золотых гор (Алтай)"
Темучин собирает в 1206 году всеобщий курултай - народное собрание, где его провозглашают кааном Чингисом; таким образом, было положено начало формирования беспримерной по масштабам степной империи монголов.

Между народами Алтае-Саянской области и монголами развернулась упорная борьба. Покорил "лесные народы" - так монголы называли племена, жившие в этом регионе, - сын Чингисхана Джучи. Монголов интересовал этот регион в качестве сырьевой и продовольственной базы, снабжавшей их войска высококачественным оружием, мясом и хлебом.

Потеряв независимость, алтайские княжества, тем не менее, в период начальной агрессии со стороны монголов еще сохраняли свою самобытную культуру, ими правили князья из рода Киргизов. Из арабских и китайских источников известно, например, что среди трех князей из этого рода, входивших в состав посольства, подтверждавших верность хакасов Чингисхану, входил Олебек-тегин ("принц" Олебек), который княжил на Алтае.

Исследователи отмечают, что упорная кровопролитная борьба народов Алтае-Саянской области фактически на несколько десятилетий задержала наступление монголов на запад, в том числе и на Русь, и в составе монгольских войск не участвовало ни одного воинского отряда из народов, обитавших в Южной Сибири.

После смерти Джучи и Чингисхана хакаские княжества перешли во владения младшего брата известного монгольского императора Хубилая, столица которго находилась на месте нынешнего Пекина. Его звали Ариг-Бука и он, опираясь на поддержку найманов и ойратов, претендовал на престол великого каана, однако не выдержал единоборства с Хубилаем, с повинной вынужден был поехать в северный Китай, где и умер. Западномонгольские земли с этого времени номинально остаются во владении его сыновей.

Заключительный акт трагедии Хакасского государства приходится на 1293 год. Страна была оккупирована, свободолюбивые народы Алтая-Саян перселялись в другие регионы, на их место насаждались древнемогольские военные поселенцы.
"Завоевание древнемонгольских феодалов подорвало закономерное поступательное развитие истрического процесса среди племен, населявших Алтая и Саян. Они разрушили их самобытную государственную организацию и производительные силы, прервали процесс консолидации отдельных племен в единую народность"
Этот краткий обзор средневековой истории Центральной Азии показывает, что Алтай и его южные районы, в том числе и Укок, непосредственно находились в эпицентре всех событий, что, конечно же, наложило свой отпечаток на культуру народов. Этот период, богатый яркими страницами, еще только раскрывается археологам. В целом ему присущи две тенденции: с одной стороны, регресс в развитии народов, в связи с отмеченной монгольской экспансией, с другой стороны - подключение народов Алтая к другим культурным регионам Евразии.

Начало русской колонизации Алтая
С 17 века начинается новый период истории, связанный с русской колонизацией Алтая.

Русские крестьяне, большей частью из староверов, активно заселяли сопредельные с Укоком земли - долину реки Бухтарма и Уймонскую долину. Процесс колонизации усилился в 18 веке в связи с промышленным освоением рудных месторождений в Горном Алтае, а также стремлением российской империи расширить свои границы на востоке и юге Сибири.

К активным действиям в этом регионе российское правительство подтолкнула и кровопролитная война между Джунгарским ханством и цинским Китаем. Цинская династия была основана потомками манчжурского хана Нурхаци. Он, создав сильное государство, начал покорение Китая и в 1644 году взял Пекин, а к 80-м годам XVII столетия была полностью покорена вся страна и манчжуры устремились на завоевание монголов.

Они захватили земли южной и северной Монголии и вплотную приблизились к Джунгарскому ханству. Воспользовавшись междоусобицей, возникшей после смерти хана Цеван-Рабдана (1727) и его сына Галдан-Церена (1745), при которых Джунгария достигла наибольшего могущества, манчжуры напали на Западную Монголию. Летом 1754 года цинские карательные отряды, уничтожая и порабощая все на своем пути, вторглись на территорию Горного Алтая. Первой была захвачена Чуйская котловина. Несмотря на сопротивление алтайских зайсанов, Южный Алтай был оккупирован. В Чуйской котловине стоял трехтысячный отряд, на реке Берель расположился отряд численностью в две тысячи, а в районе Канской долины находился отряд численностью в 300 человек.

Все эти события ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. В 1756 году 12 алтайских зайсанов, главным из которых был зайсан Омбо, обратились к царскому правительству с просьбой признать их поддаными российского государства. Среди обратившихся был зайсан Кулчугай, который кочевал со своим улусом, судя по описаниям, в непосредственной близости с Укоком. Как писал Л. П. Потапов,
"вхождение алтайцев в состав русского государства было для них исторически перспективным событием, выходом из того исключительно тяжелого положения, в котором они оказались в результате многовекового господства монголов."
Несмотря на то, что большая часть Алтая была заселена поддаными России, часть теленгитов сохраняла свою независимость от цинской и российской империи. Их возглавляли потомственные зайсаны из рода телес и рода кебек. В русских источниках их территории именовались как первая и вторая телесская волость, и они охватывали районы южного Алтая.

С конца 18 века русские и китайские власти предпринимали шаги по закреплению за собой спорных территорий. Окончательно вопрос был решен на переговорах, которые шли в 1861-1864 гг. в Чугучаке. Текст договора о разграничении земель по чугучакскому договору был подписан 25 сентября 1864 года.

Поскольку по этому договору земли кебекского и телеского родов отходили к России, то это и стало определяющим при выборе подданства. В конце 1864--начале 1865 г. эти роды вошли в состав российской империи, и можно считать, что именно с этого времени Укок становится частью нашего государства. Юридически это получило окончательное закрепление установкой пограничных знаков в 1869 г. на роосийско-китайской границе.

Появление казахов в горном Алтае
В настоящий момент Кош-Агачский район Республики Алтай, на территории которого находится плоскогорье Укок, помимо алтайцев-теленгитов населяют и казахи. Кратко опишем появление их в этих местах. Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе Чуйской степи. В это время плоскогорье Укок становится зоной контактов, миграционным коридором, местом перекочевок из Северо-Западной Монголии в Чуйскую степь и в Прииртышье. Вдоль главной реки плоскогорья Ак-Алахи пролегала тропа, по которой шли купеческие караваны в Кобдо и на Бухтарму.

Первые упоминания о казахах в Чуйской степи относятся к 70 годам XIX века. В конце 19 века земли на Укоке и Колгутах были отведены казахскому роду сарыкалдыков. Топографическая экспедиция Е.Шмурло в 1898 году зафиксировала на плоскогорье Укок около 140 кибиток казахов, принадлежавших к родам чингистай, дэвлетов (деулетов), сарыкалдыков, которые перемещались зимой в Колгутинскую долину.

Южные границы Алтая никогда не относились к спокойным с точки зрения этнических миграционных процессов. Так, в 1913 году сразу тысяча казахских аилов,

Скрываясь от преследования на территории Монголии, переселились в Чуйскую степь. В 20-х годах нашего века в район Джазатора и Укока переселяются алтайские роды из Уймонской котловины.

Динамика демографических процессов, отражающая увеличение числа казахов на территории Кош-Агачского района, такова: в 1927 году казахов было 2175 человек; в 1939 - около 3000; а по данным на 1989 год - 9000 человек. В настоящий момент казахское население составляет свыше 50% от всего населения Кош-Агачского района. Вторым по величине, свыше 40%, является алтайский и теленгитский этнос.

Славянские народы, главным образом русские, монголы и другие народности мало представлены в южных районах Алтая. Однако они, неся культуру крупных этнических групп, также оказывают заметное влияние на общекультурную ситуацию в районе.