Как не злиться на человека который раздражает. Научитесь вовремя выявлять проявление злости. Почему мы раздражаемся и злимся

Стрессовые ситуации – неотъемлемая часть нашей жизни. Практически ежедневно мы сталкиваемся с обстоятельствами, которые вызывают у нас раздражение и вспышки гнева. Проспал на работу, потерял ключи, наступили на ногу в транспорте, получил выговор от начальника, что-то не успел, не сделал, забыл. Порой даже самая безобидная мелочь провоцирует у нас раздражение и злость, которую мы выплескиваем на окружающих.

И, кажется, будто мы все делаем правильно, ведь даже психологи советуют не сдерживать своих эмоций. Вот только срываясь на окружающих, мы совсем не решаем проблему, а лишь усугубляем ее. Гнев и злоба как снежный ком растет внутри нас, и вот мы уже совершенно не контролируем потоки ругательств, которые льются на попавшегося под «горячую руку» человека.

А что в итоге? Раз за разом совершая одну и ту же ошибку мы приобретаем славу склочных и агрессивных личностей, которых лучше обходить стороной. Более того, подобным образом мы ведем себя и с близкими людьми. Постоянное недовольство, раздражение и грубые окрики становятся настолько привычными, что мы не замечаем, как становимся друг другу бесконечно чужими.

Задумавшись об этом, становится очень стыдно и страшно за себя. Хочется научиться сдерживать гнев, не злиться на других и, уж тем более, не оскорблять близких и родных людей. Многие из нас готовы изнурять себя диетами и менять свой образ жизни, чтобы сделать красивым свое тело. Так что же мешает нам очистить свою душу и сделать ее такой же прекрасной? В данной статье расскажем о том, как научиться жить свободно и легко, как без агрессии воспринимать окружающих людей и не злиться по пустякам.

Как перестать злиться

Существует известная даосская притча. Рассказывая внуку о добре и зле, мудрый старик говорил: «Внутри каждого из нас постоянно бьются два волка – черный и белый. Белый – это нежность и доброта, сочувствие и сострадание, а черный – это гнев и раздражение, злоба и агрессия». «И какой же волк сильнее?» – спросил внук. «Кого кормим, тот и сильнее!» – ответил старик.

Действительно, чтобы унять раздражительность и злобу, важно перестать «кормить» живущего внутри нас агрессивного зверя. Но как это сделать, если обстоятельства и окружающие люди провоцируют у нас ответную негативную реакцию? А попытки заглушить в себе злобу, перетерпеть, подавить агрессию наносят еще больший вред. Доказано, что те моменты, когда мы таим в себе гнев, миндалевидная железа, отвечающая за наши эмоции, начинает работать в усиленном режиме, что со временем приводит к тяжелым заболеваниям. Как же поступать так, чтобы не навредить своему здоровью и при этом сохранить добрые отношения с окружающими людьми?

1. Разберитесь в причине

Изначально следует понимать, что злость не возникает на пустом месте. У нее имеется причина, найдя которую можно попытаться изменить ситуацию. Для этого постарайтесь прислушаться к себе. Что именно заставляет вас злиться? Возможно все дело в том, что коллеги разъехались по отпускам, а на вас легла двойная нагрузка? Вас разозлила плохая оценка, которую ребенок принес из школы? Или же муж не заметил и не оценил вашу новую прическу?

Разобравшись в причине своего плохого настроения, вам будет легче справиться со злостью. Вполне возможно стоит лишь поговорить с руководством о своем отпуске, помочь ребенку с учебой и намекнуть любимому о его промашке, как тут же все встанет на свои места. По крайней мере, это гораздо продуктивнее, чем злиться и устраивать скандал.

2. Переоцените ситуацию

По словам психологов, порой необходимо взглянуть на ситуацию под другим углом, чтоб поменять к ней свое отношение. Вот красноречивый пример. Собеседник совершенно безосновательно кричит на вас. Ужасно хочется наговорить гадостей в ответ, а то и пустить в ход кулаки. Но если вдруг вы узнаете, что этот человек вчера потерял кого-то из близких, пережил развод или лишился работы? Согласитесь, вы уже с пониманием относитесь к человеку, понимая, что он говорит на эмоциях. Его гнев уже не воспринимается столь агрессивно, скорее, хочется ему посочувствовать.

А ведь по сути ничего не поменялось. Просто изменился ваш взгляд на ситуацию, а с ним пропала и злость. Попробуйте использовать переоценку ситуации в любых конфликтах, в которые вас пытаются втянуть. Просто скажите себе: «Я совершенно ни причем. Просто у человека сегодня тяжелый день!»

3. Поставьте себя на чужое место

Еще один способ побороть агрессию – попытаться поставить себя на место человека, выслушивающего вашу гневную тираду. Перед тем как высказывать претензии в грубой форме, задумайтесь, а понравилось бы вам, если бы с вами говорили в подобном тоне? Как будут строиться дальнейшие отношения с человеком, которому вы в пылу ярости можете нагрубить или даже оскорбить? Осознаете ли вы, что из-за своей несдержанности в одночасье можете испортить отношения с близким человеком или верным товарищем, а то и обрести врага, который затаит обиду и будет ждать удобного момента, чтобы нанести ответный удар?

На ум приходит известная поговорка – «Как аукнется, так и откликнется». Помните о ней и постарайтесь промолчать, если не можете ответить спокойно или сказать что-то действительно умное и продуктивное.


4. Выпустите пар

Если попытки разобраться в причинах вашей агрессии не возымели успеха, нужно найти способ избавиться от негатива, говоря простым языком «выпустить пар». Для этого существуют десятки различных способов. К примеру, вы можете отправиться в спортзал и направить всю свою агрессию в занятия спортом. Поможет даже обычная пробежка, даже если бегать совсем не в ваших правилах. Есть и другой способ выпустить агрессию – запереться в комнате и вволю выкричаться, а то и разбить что-нибудь ненужное (такой способ очень помогает родителям, которые раздражаются, помогая ребенку с выполнением домашнего задания).

Некоторым, чтобы «выпустить пар» необходимо выговориться. Нередко так поступают девушки, которых что-то сильно тревожит. Излив душу подружке, буквально через полчаса они ощущают, что на душе стало легче. И даже если рядом нет близкого человека, которому можно рассказать о своих проблемах, просто возьмите блокнот и напишите все, о чем болит ваша душа. Выплеснув свои эмоции на бумагу, просто скомкайте и сожгите исписанный листок, и ваши проблемы сгорят вместе с рукописью.

5. Отвлеките себя

Как правило, почувствовав закипающую внутри злобу, мы сами начинаем «подливать масла в огонь» – вспоминаем прежние обиды, жалуемся окружающим, ожидаем сочувствия, в общем, еще больше распаляем себя. Но это абсолютно деструктивный подход.

Все что вам нужно в этот момент – отвлечься, переключить внимание, заняв себя чем-нибудь. Оптимальным вариантом для этого является труд. Если у вас произошел конфликт с начальником или коллегой по работе, займитесь уборкой в кабинете. Это позволит вам немного остыть, да и уборка рабочего места пойдет только на пользу. Когда же настроение испортили родные, затейте генеральную уборку в доме, отправьтесь выбивать ковры, до блеска начистите сковородки или займитесь пересадкой цветов. Если есть возможность, выполняйте работу под любимую музыку. Вы и не заметите, как на смену раздражению и агрессии придет позитив и умиротворение.

6. Примите отрезвляющий душ

Нередко злоба накатывает на нас в тот момент, когда мы одни. Такая ситуация гораздо лучше, ведь пока рядом нет объекта, на которого можно выплеснуть весь свой негатив, есть возможность все проанализировать и успокоиться. Если вы находитесь дома, самый лучший способ успокоиться – принять отрезвляющий душ. Холодные струи воды быстро взбодрят вас и заставят мозг работать еще активнее. Вы удивитесь, но ванну вы покинете в совершенно другом расположении духа.

Если же злость накатила на вас в момент, когда вы находитесь на работе, воспользуйтесь умывальником. Ополосните ледяной водой разгоряченное лицо и сковавшая вас агрессия начнет уходить. А если боитесь смыть макияж, просто подставьте руки под ледяную воду, подержите пару минут, а затем холодными пальцами потрите виски.

Ерофеевская Наталья

Психология-наука относит проявления гнева к четырем наравне с радостью, удивлением, страхом и печалью. Раздражение возникает в тех ситуациях, когда столкнувшийся с опасностью или находящийся перед выбором человек принимает не пассивное решение спасаться бегством или уступить морально, а атаковать – как психологически, так и физически.

Организм при этом испытывает что-то типа шокового удара: в кровь происходит выброс критической порции адреналина, учащаются ритмы сердца, ускоряется дыхание, напрягаются мышцы на руках и шее, кровь приливает к лицу.

Вызывающие раздражение ситуации

Обстоятельства, в которых возникновение раздражения или вспышек гнева более чем возможно, определены психологами. Реакция человека на них предсказуема и корректируется в ту или иную сторону уровнем интеллекта, культуры и типом характера:

Вымещение раздражения на слабых физически людях: «наехать» на громилу или крутого накачанного мужчину мало кому придет в голову, а вот толкнуть невеликого ростом мужичка в очочках – милое дело: обладающие заниженной самооценкой таким образом искусственно возвышают себя в своих же глазах.
Нередко достается в запале более низким по социальному статусу или карьерному рангу.
Чтобы не сорваться на коллегах и малознакомых людях, человек «отводит душу» на близких или родных, которые неспособны ответить на словесный или физический напор.

Приводящие к всплескам раздражения ситуации становятся причиной серьезного конфликта, а потому любому человеку желательно знать о своем характере в этом направлении, быть наготове и научиться контролировать поведение в момент приближения гнева, а не его неуправляемого прорыва наружу.

Проявления раздражения

Раздражение имеет условные степени проявления: от слабой или умеренной возбудимости, которую легко подавить на начальной стадии, до ощущения себя пороховой бочкой, готовой взорваться в километре от чуть тлеющей спички. Что может так нервировать современного человека в раздраженном состоянии:

действия других людей – невыполнение обещанного или выполнение обещанного недостаточно правильно, явная или надуманная вина других людей;
попавшиеся на глаза не вовремя предметы и кошки-собаки, на которых так легко и заманчиво выместить свою злость;
громкие звуки и повторяющиеся ритмы;
собственное, или личные поступки.

Все мы что-то ожидаем от окружающего нас мира, а когда ожидаемое не спешит исполняться, начинаем медленно закипать. Потеря самообладания и проявление гнева в любой виде отдаляют нас от гармонии и единства с самим собой, а также разрушают контакты различного рода с другими людьми: от деловых до дружеских и семейных. Увы, редко кто может проявить свое раздражение цивилизованным, щадящим чувства окружающих образом — чаще всего вырываются в тяжелой, агрессивной форме.

Как победить свое раздражение на различных стадиях

Удачным и понятным аналогом раздраженного человека можно указать закипающий чайник: равномерно нагревающаяся вода нормальной температуры, достигнув точки кипения, заставляет подпрыгивать крышку на чайнике с расплескиванием кипятка и выбросом пара. Выключенный вовремя чайник не представляет такого агрессивного и опасного для неосторожного человека зрелища.

Человек также обладает собственной «точкой кипения»: одних вывести из себя практически невозможно, и одно это уже начинает бесить противоположную сторону конфликта, другие вспыхивают от любого показавшегося им косым взгляда или резкого слова. Гнев – и своеобразная мобилизация сил организма для нападения и/или защиты, позволяющая держать внутреннюю энергию человека в тонусе и .

Частое проявление раздражения по пустякам требует все более мощных психоэмоциональных и физических ресурсов организма, постепенно изнашивая его и лишая способности самоконтроля: раз за разом вспышки усиливаются и становятся агрессивнее. Научиться контролировать себя, чтобы в приступах раздражения не наделать и не наговорить глупостей, чувствуя впоследствии обиду на себя из-за собственной неуравновешенности, можно только на практике. Некоторые рекомендации, приведенные ниже, помогут обуздать «закипающий чайник»:

Осознание гнева на начальной стадии: справиться с первыми признаками надвигающейся бури гораздо легче, чем с ней самой. Остановитесь, вдохните-выдохните, скажите себе «начинаю злиться», найдите причины злости и оцените возможные потери (моральные, физические, денежные) в случае утраты контроля над собой.
Развитие речи. Владеющий собственной речью человек сможет в любой ситуации озвучить возмущение . Но разговорная практика имеет и другую сторону: в припадке раздражения владеющего ораторским искусством может «понести», а слово, как известно, не воробей – излившийся на окружающих негативный речевой поток способен нанести катастрофический ущерб отношениям.
Фразы должны строиться таким образом, чтобы не содержать обвинений, фамильярного «тыканья», перехода на личности. Выстраивать речь лучше в плане объяснения собственных эмоций: «Мне не понравилось, что вы…», «Я возмущен, потому что…», «Мне хотелось, чтобы…, а получилось…» и т.д. Нельзя переходить и на обобщения с использованием слов «всегда» и «никогда»: недопустимы выражения типа «Вы никогда не относитесь к своим обязанностям ответственно» или «Ты всегда думаешь только о себе».
При первых ощущениях раздражения рекомендуется уйти в другое помещение подальше от раздражителя или, если такой возможности нет, хотя бы отвернуться: визуальное устранение причины гнева нередко помогает приостановить его дальнейшее развитие.
В рекомендациях снять раздражение физически есть рациональное зерно: смятая или разорванная на клочки бумага, разбитый о стену стакан, пара удачных ударов по боксерской груше или домашней подушке позволяют выплеснуть раздражение, а не подавить его с дальнейшим преобразованием в .

6. Замкнутым в себе и стеснительным людям сложнее высказать недовольство, в таких случаях помогут репетиции раздражения в уединенном месте: квартире, машине или на природе. Человек высказывает претензии невидимому собеседнику, привыкая к звуку собственной непривычно громкой речи, конструируя фразы, ощущая признаки плохо контролируемого поведения: учащенное дыхание и сердцебиение, напряжение мышц, прилив крови к лицу и т.д. В реальной ситуации это будет ему невнове, и он, не растерявшись, сможет корректно высказаться.

7. Рекомендуется следить за продолжительностью всплесков раздражения по каждому поводу: вчера я «бесился» полчаса, а сегодня 27 минут – это своеобразный прогресс, и со временем раздражение станет менее продолжительным по времени.

8. В тяжелых случаях, когда проявление гнева становится опасным для окружающих или происходит чаще пяти раз в день, рекомендуется обратиться за помощью к профессионалам – психологам и психотерапевтам. Они помогут разобраться с причинами, возможно идущими далеко из детства, и дадут советы по правильному освобождению гнева.

Раздражительность присуща человеку любого возраста и пола и этого не избежать: важно, как конкретный субъект справляется с вспышками и умеет сдерживать себя, не теряя чувства собственного достоинства. Задачей личности становится умение выплеснуть злость без серьезных психоэмоциональных и энергетических проблем.

26 февраля 2014, 16:45

На каждом этапе взаимодействия мы стремимся что-то от кого-то получить. Не получаем – возникают неприязнь, агрессия, обида, злость, негодование. Есть способ математически точно понять разницу ожиданий и возможностей и определить их точки соприкосновения.

Один обогнал, другой толкнул, эта сдачу недодала, коллега не так посмотрел, начальник не так дал указание, муж не так жевал ужин, ребенок не так сложил книжки. Видимо, их общее желание - чтобы я сошла с ума от злости и обиды. А как тут не злиться?

Как перестать раздражаться и злиться, когда кажется, что вокруг все сговорились вас довести? Системно-векторная психология Юрия Бурлана подскажет, как справиться с раздражением по любому поводу, ненавистью к соседу по пробке, агрессией, желанием обозвать мужа, заорать на ребенка, обидеться пожизненно на бывшего, разозлиться на мать, хлопнуть дверью и не разговаривать годами. Хотите общаться с людьми без примеси этих гадких эмоций, которые пьют всю вашу жизненную энергию?

Почему мы раздражаемся и злимся

Злость возникает тогда, когда кто-то что-то делает не так, как мы себе представляли. Системно-векторная психология говорит, что без понимания общих принципов устройства человеческой психики мы осознаем только себя, на всех смотрим через свою призму и ожидаем от людей воплощения своих желаний.

На каждом этапе взаимодействия мы стремимся что-то от кого-то получить. Не получаем - возникают неприязнь, агрессия, обида, злость, негодование. Есть способ математически точно понять разницу ожиданий и возможностей и определить их точки соприкосновения.

Что-то пошло не так

Если что-то идет вразрез с природными свойствами нашей психики, мы испытываем дискомфорт и обвиняем в нем других людей. Кажется, современный мегаполис - это пучок напряжения, все человеческие проводки в нем могут заискриться в один миг по любому поводу.

А если разобраться, злимся и раздражаемся мы каждый о своем - а значит, провода в пучке нервов можно распутать и уберечь от возгорания.

За ширмой раздражения для каждого скрывается свой спектр эмоций, обусловленный набором векторов:

    кожники - действительно раздражаются и злятся;

    обладатели анального вектора - обижаются, не успевают и впадают в ступор;

    уретральники - гневаются;

    мышечники - терпят, но если чаша переполняется, могут ощутить ярость;

    зрительники - иронизируют и по-снобистски смотрят свысока;

    звуковики - ощущают себя самыми умными, а от «кучки идиотов» укрываются в одиночестве; усугубление состояния может вырасти в ненависть к людям.

В корне же - неприязнь от того, что кто-то думает и делает не так, как мы хотим.

Шпаргалка, как перестать злиться и злить

Схема простая:

  1. Знаем, что служит фактором раздражения для других → не раздражаем их так или хотя бы минимизируем стрессовый фактор.
  2. Знаем, что злит нас самих → снимаем напряжение реализацией природных свойств.
Вектор Повод злиться и раздражаться, т. е. выражать неприязнь Как снизить напряжение
Кожный Потеря времени, материальные и имущественные риски, медлительность и занудство обладателей анального вектора. Заполнить время чем-то полезным, спланировать источник нового заработка, почитать статью Как перестать завидовать.
Анальный Новизна, смена задач, необходимость действовать быстро, беспорядок, кривизна линий, дорог, мыслей, беспринципность кожников, несправедливость. Дать нужное количество времени, извиниться, поблагодарить.
Уретральный Понижение статуса. Восхититься - только глядя снизу вверх. Царь же!
Мышечный Необходимость принимать самостоятельные решения, отделяться от общей массы. Не требовать инициативы, дать возможность физического труда.
Зрительный Безэмоциональность, отсутствие ответной реакции на выражение чувств, ошибки в речи, безвкусица, молчаливость. Дать эмоциональный отклик, какой можете! Зрительник уловит малейшую каплю душевности. Почитать статью .
Звуковой Шум, крики, разговорчивость, материальные ценности, собственное тело. Говорить полушепотом о большом неземном. Молчать вместе.
Оральный Когда его не слушают. Послушать - только если перед вами не . А лучше отправить на курсы ораторского искусства.
Обонятельный Когда люди не выполняют свои видовые роли. Выполнять.

Мы бесимся не только от непонимания проявлений в человеке вектора, которого нет у нас. Порой еще большее раздражение вызывают свойства, находящиеся в нас самих на другом уровне развития, в ином состоянии.

Например, развитый кожный законотворец не переваривает кожного вора, зрительная истеричка раздражается, глядя на реализованную подругу по вектору - «святошу», всем помогающую, и музу, всех любящую.


Как перестать злиться за рулем?

Понаблюдаем за жизненными ситуациями с разных сторон, чтобы понять, как не злиться и как перестать раздражаться по любому поводу.

Водитель 1: Куда же ты лезешь? Не видишь, это выделенная линия? Я вот не высовываюсь. Тише едешь - дальше будешь. А такие выскочки вызывают только желание достать дубинку и треснуть как следует, чтобы знал свое место.

Водитель 2: Тебе жалко, что ли, немного подвинуться, чтобы я мог протиснуться? Ненавижу пробки - бешусь, чешусь. Драгоценное время утекает. Желание вылезти из машины и побежать по крышам. Пора покупать мотоцикл, а лучше сразу вертолет!

Системный совет 1: Делать много дел сразу приверженцы качества и порядка обладатели анального вектора не любят - и не надо. Не отвлекаясь от дороги, просто проанализируйте отличия вашего взгляда на жизнь и мироощущения того лихача. Психику определять можно, даже не видя водителя авто. От точного узнавания снимается напряжение, пропадает агрессия и желание разбить шустряку кузов.

Системный совет 2: Если все-таки нельзя никого обогнать и приходится стоять на месте, просто займитесь чем-то полезным. Можно, например, покачать мышцы спины, ног и пресса. Когда пробка это еще и тренировка, то не так мучительно больно терять минуты в ожидании. Мышцы прокачаны - можно и головой поработать: продумайте план завтрашнего совещания или список покупок. Биржевые новости - и те могут помочь вам перестать злиться и раздражаться.

Как перестать раздражаться на мужа и жену

Жена: Наверное, он совсем меня не любит. Так поздно возвращается, а придет - слова из него не вытянешь. Даже в выходные и праздники его дома не найти - горы, бег, лыжи, вечно планы, проекты, встречи. Семья для него будто ничего не значит. Нет желания даже выходить его встречать. Обидно до невозможности.

Муж: Как можно два часа собираться? Нас босс ждет на ужин, а она все копошится, все с детьми распрощаться не может. Еще и платье выбирать будет целую вечность! Бесит.

Системный совет:

В пары естественным образом притягиваются противоположности по нижним векторам - говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Единственный способ перестать злиться и раздражаться в семейных отношениях - это разобраться в разнице ваших глубинных приоритетов и ощутить прелесть в слиянии противоположностей, объединенных общими эмоциями и целями.

Кожный муж, работающий и содержащий семью, не значит - муж нелюбящий. Он природой выструган так, что бежит по жизни в поисках мамонта (заработка). Он - охотник. И охотнику нужно время на передышку, восстановление сил. Таким тылом для него служит семья. Если все, что его ждет дома, это молчаливая обида и холодный ужин - может и не прибежать вовсе. Что делать? .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Часто злитесь на людей и хотите измениться? Отличное решение! Такая задача может показаться невыполнимой, но все достаточно просто! Измените свои мысли, чувства и поступки, чтобы стать добрее.

Шаги

Как справиться с эмоциями

    Обдумайте причины злых поступков. Люди часто плохо относятся к другим, чтобы повысить свою самооценку. Такой подход не всегда эффективен, особенно для тех, кто хочет быть добрее к окружающим. Можно сорваться на человека и кратковременно почувствовать себя лучше, однако через время вы будете злиться на себя. Возможны и другие причины злобы:

    Замечайте взаимосвязь между своими мыслями, чувствами и действиями. Иногда сложно понять разницу между мыслями и чувствами. На самом деле они взаимосвязаны: мысли влияют на ваши чувства, а чувства сказываются на поступках. Следовательно, если вы хотите изменить свои слова или поступки, то сначала нужно изменить мысли.

    Сначала обуздайте эмоции, а потом говорите. Если вы разговариваете с человеком и ощущаете, что можете сказать что-то грубое, то попробуйте обдумать свои ответы. Это позволит общаться с ним более продуктивно и менее грубо.

    • В моменты острой злобы, обиды, печали или грусти лучше повременить с разговором. Подобные эмоции способны помешать положительному ходу беседы и стать причиной грубости.
  1. Ведите “дневник поведения”. Записывайте свои взаимодействия с людьми на протяжении дня. Когда происходят неприятные ситуации, старайтесь указывать подробности: кому вы нагрубили, почему на ваш взгляд вы так себя повели, что вы говорили и какие события привели к грубости. Если вы сможете по-доброму поговорить с человеком в ситуации, в которой вы обычно склонны к грубости, то вам следует вознаградить себя за “хорошее поведение”.

    Развивайте чувство юмора. Способность смеяться (с людьми, а не над ними) поможет избавиться от желания нагрубить. Если у вас заканчивается терпение и возникает желание сорваться, то вам следует найти причину посмеяться. Находите юмор в обычных ситуациях и умейте посмеяться над чем-нибудь другим, чтобы разрядить напряженную обстановку путем изменения химической реакции организма со злости или негатива на смех.

    Обеспечьте здоровый ночной сон. Для хорошего самочувствия необходим регулярный сон (7–8 часов) каждую ночь. Недостаток сна сказывается на вашем здоровье и приводит к проблемам, включая неспособность контролировать эмоции. Здоровый сон поможет вам запастись терпением и быть добрее к людям вне зависимости от эмоционального состояния.

    • Если у вас хронические проблемы со сном, то обратитесь за советом к врачу или фармацевту. Также может оказаться эффективной смена рациона (меньше кофеина, сахара) или образа жизни (перестаньте использовать устройства с экранами перед сном).
  2. Медитируйте перед потенциально напряженными событиями или разговорами. Медитация поможет вам контролировать эмоции и быть добрее. Если вам хочется нагрубить человеку из-за чувства гнева или раздражения, попробуйте снять напряжение с помощью медитации. Найдите спокойное и уединенное место, чтобы выполнить такие действия:

    • Дышите медленно и глубоко. Глубокое дыхание замедлит сердечный ритм и поможет взять себя в руки. Дышите настолько глубоко, чтобы при вдохе живот заметно округлялся.
    • Мысленно представьте, что при вдохе ваше тело наполняется бело-золотистым светом. Такой свет способен расслабить сознание. Представьте, что на выдохе из тела выходит тусклый темный свет.
    • Когда напряжение спадет, ваша злость сменится добрым отношением.
  3. Улыбайтесь людям. Улыбка сделает вас добрее. Люди начнут улыбаться в ответ. Так вам будет проще находить новых друзей и сохранять отношения. Помимо прочего, улыбка дарит чувство радости. Вам достаточно улыбнуться и расправить плечи, чтобы настроение улучшилось. Улыбка влияет на мысли и чувства.

    Используйте положительный язык тела. Коммуникация - это не только слова. Даже при наиболее вежливых словах можно задействовать язык тела или совершать поступки, которые будут нести в себе негатив. Если внутри вас присутствуют отрицательные чувства к человеку, они могут выявить себя посредством невербальных сигналов.

    Решительно выражайте свои чувства. Старайтесь активно взаимодействовать с человеком, чтобы не выражать свои чувства более пассивно (молча злиться) или агрессивно (вспышки гнева несоразмерны масштабу проблемы или ситуации). Учитесь позитивной решительности: используйте факты (а не преувеличенные эмоции), чтобы уважительно донести свою просьбу (а не требование). Четко и активно выражайте свои чувства, чтобы учитывать потребности всех участников беседы.

    • Например, попробуйте не кричать на супруга, если он сложил белье не так, как вы, а позитивно выразить свои пожелания. Скажите: “Я очень признательна тебе за помощь, но мне не нравится, когда ты так складываешь мою одежду, потому что она мнется. На работе я чувствую себя очень некомфортно в помятой одежде. Ты не мог бы складывать ее более аккуратно или оставить такую работу мне?”
  4. Почитайте книгу или посмотрите любимый сериал. Исследователи пришли к выводу, что замена или замещение эмоций (переживать за персонажей книги или фильма) помогает нам чувствовать себя счастливыми. Посредством приключений выдуманных персонажей каждый человек способен испытать катарсис или дать опосредованный выход эмоциям. Научитесь управлять эмоциями в контролируемой среде, чтобы использовать такой опыт в реальной жизни.

  5. Сходите вместе на обед, посетите кафе в часы скидок или поужинайте в компании близкого друга. Если вы стеснены в средствах, то прогуляйтесь по городу или посидите на лавочке в парке, чтобы спокойно поговорить.
    • Если нет возможности встретиться, то двусторонний разговор по телефону (особенно с веселым другом!) быстро улучшит ваше настроение.
  • Развивайтесь как личность. Вовсе не обязательно грубить в ответ на грубость.
  • Учитесь слушать. Всегда внимательно слушайте своего собеседника.
  • Постоянно повторяйте себе, что вы добрый человек, чтобы ваше сознание скорее приняло новую реальность. Меняйте свое поведение в соответствии с новыми стандартами. Старайтесь считать себя "добрым", а не "злым человеком", ведь мысли влияют на поступки. Реакция вашего сознания будет положительной.
  • В ответ на грубость умейте постоять за себя, но не ведите себя аналогично оппоненту!
  • Будьте искренни. Доброта не должна быть способом достичь цели. Если вы хотите поступать как добрый человек, чтобы заслужить особое отношение, то в таком подходе мало доброго, но много обмана, низости и жестокости. Станьте добрым, чтобы совершать хорошие поступки во имя добра.
  • Перед ответом оцените, насколько ваши слова будут искренними, полезными, необходимыми, воодушевляющими и добрыми.
  • От злости трудно избавиться, как и от любой привычки, но упорство и решительность помогут вам стать добрее.
  • Всегда обдумывайте свои слова. Не говорите первое, что придет вам в голову.
  • Не осуждайте других людей. Такие оценки станут источником отрицательных представлений о людях и отразятся на вашем общении.
  • Не обязательно говорить комплименты, чтобы перестать быть злым. Просто общайтесь с людьми уважительно.
  • Будьте вежливы, терпеливы, наблюдательны и учтивы. Сохраняйте положительный настрой. Не позволяйте критике и негативу завладеть вашими мыслями. Находите позитив в любой ситуации.
  • Перед любым поступком задумайтесь: "Эта мысль, действие или слово сделают окружающий мир лучше?" Если нет, то избавьте себя от неприятных последствий. Зачем тратить силы на попытки сделать себя или других несчастными.
  • Никогда не издевайтесь над людьми.
  • Будьте вежливы, добры и любезны, но не бойтесь говорить о том, чем вы недовольны.

В этой статье мы разберем, как перестать раздражаться и почему мы вообще раздражаемся. Думаю, что каждому знакомо чувство, когда буквально всё выводит из себя. Это нормально, когда мы устали, не выспались или что-то другое выбило нас из колеи. Однако, у некоторых людей данное состояние становится хроническим и начинает отравлять жизнь им, их близким и другим людям, с которыми они контактируют.

Раздражительность приводит человека к стрессу, стресс истощает наши психические ресурсы, а это в свою очередь приводит к росту раздражительности. Получается порочный круг. Но как люди в него попадают и как из него выбраться? Об этом пойдет речь в данной статье.

Ситуативные причины раздражительности

Люди становятся раздражительными из-за множества факторов, начиная от физиологических и заканчивая неправильными психологическими установками. Большой ошибкой является считать, что раздражительность связана исключительно с личностью человека.

Наша психика тесно связана с нашим телом. Те процессы, которые протекают в нашем организме, напрямую влияют на наше психическое самочувствие. Для любых позитивных изменений в психике, необходимо проводить системную работу. Это не только выполнение психологической работы, но и изменение всей жизни человека, его способа взаимодействия с миром. Решение любой психологической проблемы, в данном случае раздражительности, нужно начинать нормализации работы всего организма.

Раздражительность и здоровье

Раздражительность может появляться, когда в нашем организме что-то серьезно не так. Интоксикация организма, затрудненное кровообращение, истощение нервной системы — всё это может вести к росту раздражительности.

Поэтому, если человек резко, буквально за несколько месяцев стал значительно более раздражительным, то на всякий случай следует проверить его здоровье. Не буду писать здесь какие-то примеры болезней, чтобы не запугивать читателя, но если раздражительность сопровождается еще и быстрой утомляемостью, то проверить свое здоровье следует в обязательном порядке.

Раздражительность и образ жизни

Образ жизни напрямую влияет на наше телесное и психологическое здоровье. От нашего образа жизни зависят ресурсы нашей психики: способность справляться со стрессом, способность к концентрации, наша способность верно оценивать обстановку, уровень раздражительности и многое другое. Поэтому, для того, чтобы перестать раздражаться, нужно для начала нормализовать свой образ жизни.

Что такое нормальный образ жизни?
Понимаю, что то, что я напишу ниже, может представлять сложность само по себе, но если это сделать, то уйдут очень многие проблемы, а не только раздражительность. Это значительно повысит ваше качество жизни. Об этом я пишу во многих статьях.

  1. Первое, что следует сделать — это перестать отравлять свой организм алкоголем, сигаретами и другими ненужными для нашего тела веществами. Многие не знают, но, например, алкоголь сильнейшим образом влияет на способность психики восстанавливаться во сне. По некоторым исследованиям у человека под воздействием алкоголя отсутствует фаза быстрого сна.
    Даже единичное употребление алкоголя ведет к снижению когнитивных функций в течение 3-5 дней, не говоря еще о токсическом воздействии на мозг.
    Курение же оказывают постоянное угнетающее действие на весь организм в целом, в том числе на психику.
    Люди курящие и регулярно(чаще раза в месяц) употребляющие алкоголь намного более раздражительны, не говоря уже о других негативных последствиях.
  2. Второе на что следует обратить внимание — это режим сна. Оптимальным для большинства людей является 8-часовой сон с 22 вечера до 6 утра. Это обеспечивает наиболее качественный отдых и восстановление организма.
    Если вы чувствуете раздражительность, сниженную способность к концентрации, лень, то нормализация сна вам поможет.
  3. Нормализация питания. Нормальное питание — это примерно как кормят в детском садике, армии, больницах(конечно, если там нормальное снабжение), плюс большое количество овощей и фруктов. Уберите из своей жизни сладкое(кроме фруктов).
  4. Физическая активность и свежий воздух. Наша психика тесно связана с нашим телом. Спорт не только дает нам превосходное физическое самочувствие, но и значительно увеличивает активацию нашей нервной системы. Физическая активность повышает настроение и работоспособность.

Данные 4 пункта — это база, на которой строится нормальная и продуктивная жизнь. Это нужно и для того, чтобы перестать раздражаться. Понимаю, что может быть трудным всё это привнести в свою жизнь, но я рекомендую начать именно с этого, потихоньку вытягивая себя наверх.
Для любой работы над собой требуется энергия. Если же у человека неправильный образ жизни, то у него не будет сил, чтобы измениться.

Психологические причины раздражительности

Как и во многих других проблемах, одна из причин раздражительности кроется в дезадаптивных убеждениях. Именно с ними обычно работают психологи. Давайте разберем самые распространенные из них.

Убеждение, что нужно спешить

Примерно 60% ситуаций, в которых люди раздражаются, связаны с тем, что люди куда-то спешат. Если мы куда-то спешим, то нас начинает раздражать всё, что медленней нас. Сразу появляется множество факторов, которые начинают злить: пробки, медленные пешеходы, медленные автомобили, медленные очереди, медленные кассиры, да и чайник закипает как-то медленно! Мог бы и побыстрей!

Поэтому существует пословица: “Кто понял жизнь, тот не спешит”. Ведь спешить бесполезно.

Убеждение, что всё должно быть идеально

Если мы считаем, что всё должно происходить идеально, то начинаем испытывать раздражение каждый раз, когда что-то идет не так. Мы начинаем злиться на мир, что он такой-сякой существует не так, как мы ожидали.

Начинаем злиться от того, что автобус опаздывает, что дождь пошел, когда мы решили выйти погулять, что у нас сломались часы и так далее.

Если в нас сидит такое убеждение, то мы обречены испытывать бесконечный стресс, ведь мы живем в мире, где всё опаздывает, ломается и вообще идет не так, как мы хотели.

Между тем, обижаться на мир глупо. Он такой как есть — спонтанный. Своим недовольством мир не изменить.

Чувство собственной важности

Если человек считает себя важной персоной, то его будет раздражать абсолютно всё. Любые действия людей, которые расходятся с нашими интересами, будут восприниматься, как нападки на нас лично.

Например, если окатила водой проезжающая мимо машина, то многие люди считают, что водитель это сделал специально. Но скорее-всего он просто не заметил людей, которых облил водой, либо не заметил лужу вовремя.

Почему так происходит? Потому, что человек считает себя слишком важным, чтобы его не только заметили, но еще и сделали какую-то пакость. Так вот, когда кто-то делает что-то невыгодное нам, то скорее-всего нас просто не заметили.

Важно помнить, что мир существует не только для нас.

Убеждение, что другие люди должны действовать согласно нашим ожиданиям.

Довольно часто люди раздражаются от того, что другие действуют не так, как они думали. Однако, если задуматься, то с какой стати? Читать, что кто-то что-то должен является ошибочной установкой, которая портит жизнь прежде всего нам самим.

Есть только один способ перестать раздражаться — перестать придавать чему-либо большое значение. Как же это сделать? Внутренне принять тот факт, что не всё идёт так, как нам хочется. Принять хаотичность мира.

В тот момент, когда мы принимаем хаос, как норму, мы перестаем раздражаться. Если мы понимаем, что норма — это не тогда, когда всё идет так, как нам хочется, а наоборот, то мы переворачиваем наше восприятие. Теперь, когда что-то идет не так воспринимается, как естественный ход вещей. Когда же что-то идет по плану, воспринимается, как очень благоприятное отклонение.

Это позволяет не только избавиться от раздражительности, но и начать получать удовольствие от жизни.