Как работать со страхами в психологии. Техники работы со страхами. Рациональная методика. Страхи - наши верные защитники

«Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия». К. Изард

Для человека, как биологического существа, возникновение страха не только целесообразно, но и полезно.

Для человека же, как социального существа, страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

«Страх – это способность избегать ситуации и объекты, воспринимаемые как опасные. Затрата энергии без постановки цели». Н. Пезешкиан

Справиться со страхами можно самостоятельно с помощью:

Развития в себе уверенного поведения - "Дневник уверенности в себе" ;

Экспресс-помощи или вебинара: «Уверенность в себе. Как повысить самооценку» .

На страницах данного дневника вы можете познакомиться с методами самостоятельной работы со страхами.

1. Осознайте свой страх. Признайтесь себе, что он есть.

2. Попытайтесь понять, откуда страх и о чем он вас предупреждает.

3. Подумайте о своих возможностях и способностях, которые могут вам помочь.

4. Сравните свой страх с другими, более сильными.

5. Представьте, что все, чего вы боялись, уже произошло.

6. Так же помогает принцип «полной загрузки» - одолевают мрачные мысли, страх и тревога, засучите рукава и займитесь делом - лучше физической работой.

7. Превратите ситуацию в комическую и посмейтесь над ней.

8. Попробуйте сделать следующее упражнение, которое поможет понять и начать преодолевать ваш страх.

«Представьте, что вам дали чудо лекарство и вы больше не испытываете страхов, тревоги, нерешительности и неуверенности. Вы освободились от внутренней цензуры, внешнего давления. Действие чудо лекарства продолжается неделю. Запишите:

  • Что вы будете делать за эту неделю?
  • Что говорить?
  • Какой станет ваша жизнь?
  • Как вы будете себя чувствовать?
  • Как вы проживете эту неделю?

Описывайте как можно подробнее и красочнее. После того, как вы все написали, прочтите очень внимательно и ответьте на вопросы:

  • Что из того, что вы написали, вы уже делаете или можете сделать уже сейчас и без лекарства?
  • Что вы будете делать, когда исчезнет ваш страх?
  • К чему вы стремитесь?

Изучите карту своего страха

Работа со страхами

1. Нарисуйте то, чего вы боитесь - свой страх.

2. Что вы чувствуете, глядя на свой рисунок?

3. Покажите, где ваш страх, где он в вас прячется?

4. Вопросы относительно объекта страха:

  • что этот нарисованный объект делает?
  • почему и для чего он делает это?
  • что он получает или чувствует, когда делает это?
  • что ему нужно для того, чтобы он перестал это делать раз и навсегда?

В результате ответов в вашем воображении появится другой образ страха, отличающийся от нарисованного ранее. Нарисуйте измененный положительный образ.

  • Каково ваше отношение к этому нарисованному объекту и телесные ощущения, связанные с новым образом и новым отношением к нему?

Что в этих двух рисунках общего и чем они отличаются?

  • Как изменилось ваше отношение к нарисованному страху, который «перевоспитался» и «стал другим, хорошим», и как изменились в связи с этим телесные ощущения?

В результате всей проделанной работы, вы почувствуете, что от вашего страха не осталалось и следа...

Как в психологическом расказе психолога Киселевской Светланы:

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Тут же он их вырвал руками. Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти. Целыми днями он негодовал и жаловался. В конце концов он даже потерял сон и заболел. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Попробуйте их полюбить».

Притча или анекдот

Итак, сегодня я расскажу — как можно полюбить свои страхи. И, да, вам придется это сделать, т.к. все остальные методы борьбы с ними вы уже перепробовали.

Я предлагаю вам две методики – левополушарную или рациональную и правополушарную или иррациональную.

Как мы уже говорили – сила страха находится на кончике иглы в его темной, неосознаваемой части .

По этой причине все методики работы со страхами направлены на освещение, выявление этой темной, глубинной части.

И подходить к ней можно с разных сторон.

Рациональная методика работы с собственными страхами

1 шаг. Страховой список

В черном-черном городе, по черной-черной улице ехала черная-черная машина, в которой сидел черный-черный человек…

Детская страшилка

Сколько у нас страхов?

Один, два, тысяча?

Давайте сядем и составим Список Страхов.

Просто возьмите и выпишите на листе бумаги список всех своих страхов. Озаглавим его так: «Чего я боюсь?». А дальше – все, что приходит в голову, по очереди. Для начала первые десять, пришедших в голову.

Например:
Несчастного случая
Заболеть раком
Растолстеть
Чего-то нехорошего, что может случиться с моими близкими.
Подвести своих партнеров
Выступать перед людьми
Стать жертвой насилия
Умереть молодым
Публично опозориться

Собак без поводка
Написали?

Быстро получилось?

Наверное, долго сидели и думали после первых трех-пяти…

А почему?

Потому что страшно. Не хочется думать о страхах – пугает нас эта тема .

А еще, оказывается, что если пытаешься описать словами свои смутные ощущения, которые наваливаются в каких-то сумеречных состояниях сознания – то, не так уж и легко сразу вспомнить их хотя бы десять штук.

Нам же всегда казалось, что С Т Р А Х – он такой один, такой огромный.

Но, когда вы сосредоточились и очень мужественно записали свои страхи на листок белой бумаги (а лист обязательно должен быть только белым!) – то, вдруг оказалось, что страхов у вас не так уж и много, а, будучи написанными на бумаге – они и не кажутся такими уж страшными, их ужасная сила тает.

Но поставим себе пятерку в нашу «мысленную зачетку» и отправимся дальше совершать наши подвиги.

Шаг 2. Ранжирование страхов

А теперь из общего хаотичного списка страхов составим рейтинг.

Т.е. на первые места поставим самые сильные, самые ужасные страхи, а дальше по убыванию «силы страха».

Я знаю, что вам трудно сделать такое ранжирование для списка из 10 страхов (на самом деле вы ведь достаточно бесстрашны) – поэтому сделаем ранжирование для самых главных пяти страхов.

И назовем эти ТОП-5 СТРАШНАЯ ПЯТЕРКА.

Шаг 3. Проговаривание / Вербализация

А теперь подробно опишите словами каждый из пяти ваших самых сильных страхов. И запишите, зафиксируйте это описание.

Например: «Страх собак. Я очень боюсь проходить мимо собак, выгуливаемых без поводка. Когда-то в детстве на меня прыгнула такая собака, повалила и играя, слегка покусала. С тех пор, когда я вижу собак, даже издалека – у меня все холодеет внутри и мне хочется бежать скорее прочь».
Это очень важный шаг, хотя вам и нелегко его будет сделать, т.к. вы не хотите снова испытать эти неприятные чувства.

Но, когда вы его сделаете, то вы почувствуете уже больше контроля за ситуацией с вашей стороны.

Вы понемногу начинаете «овладевать своими страхами» — рационализируя их.

Шаг 4. Аггравация / Утяжеление

А теперь самый важный шаг – представьте в своем воображении самый худший вариант, который может произойти в случае реализации какого-то из ваших страхов.

Желательно детально, с подробностями.

Получается?

Что вы чувствуете в такой мысленной ситуации реализованного страха?

Вы уже умерли и поэтому ничего не чувствуете? Нет.

А что тогда?

Ужас парализовал ваш мозг и не можете ничего описать? Снова нет.

А почему? Почему же вы не умерли от страха и вас даже не парализовало ужасом?

А потому что ваш страх – это ваш союзник, ваш друг, ваш защитник.

Он вам дан для того, чтобы защитить вас от опасных ситуаций.

Мнимых или реальных. Но только каждый должен пройти свою часть пути.

Страх должен вас напугать, а вы уже должны рационально оценить ситуацию и определить степень угрозы, а главное – подготовиться к ней.

Итак, вы представили себе ужас-ужас-ужас, но при этом не умерли, а, наоборот – понимаете, что не такой уж это ужас-ужас.

Можно ведь как-то приспособиться и к этой ситуации.

Шаг 5. Рациональная проработка

Предупрежден – значит вооружен

Древняя мудрость

Теперь закрепляем результаты нашей работы. Чтобы закрепить перевод страха из иррациональной сферы в рациональную – давайте оценим математическую вероятность того, что наши страхи реализуются в реальной жизни.

Сколько получилось?

При этом помните, что чтобы вывести вероятность наступления двух событий одновременно – нужно перемножить отдельные вероятности каждого из этих событий друг на друга.

Видите, что математическая вероятность наступления вашего «страхового случая» тает у вас на глазах?

Не верите?

Ну, а тому, что страховой бизнес процветает именно потому, что страховые случаи весьма редки, если считать их от количества страхователей – этому то вы можете поверить?

В любом случае, дорогие читатели – поймите, что если вы сами оцениваете вероятность реализации вашего страха меньше, чем в 50% — это означает, что в статистическом смысле скорее всего с вами случится что-то плохое, но точно не то, чего вы так боялись)).

Главное в рациональной проработке страха – воспринимать его как важную информацию от своей Самости.

Попытайтесь понять урок, который дает вам ваш страх, когда вы воспринимаете его как Союзника, охранителя.

Например, в случае с боязнью собак такими уроками могли бы быть:

Если собака чувствует, что ты ее боишься – то вероятность ее нападения вырастает.
Если ты не боишься собак – то они к тебе не пристанут.
На всякий случай носить с собой перцовый баллончик, бегая по близлежащему парку.
Важно понять, что прорабатывая свой страх – начиная с представлений о том, что могло бы произойти при неблагоприятном сценарии и, заканчивая тем, какие уроки, послания несет нам наш страх – мы занимаемся ментальной подготовкой, прорабатывая ресурсы своего подсознания на мета-когнитивном уровне.

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Всегда ли Вы можете сказать, что Вы чувствуете? Можете назвать это чувство, эмоцию? А есть ли у Вас привычная Эмоция, которую Вы чувствуете почти постоянно? (Например, Тревога без причины, Раздражение, Печаль, Тоска)

Давайте определимся, что же такое чувство. Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Встречается достаточно много людей, которые путают ревность с завистью, вину со стыдом, страхом или злостью. Перепутать их немудрено.

Хороший индикатор здесь – это то, что вы испытали после случившегося.

например: При чувстве стыда есть конкретный физиологический отклик – покраснение кожи (blush.) При чувстве вины такого отклика нет

Но Стыдом, как и виной, часто манипулируют.

Зависть - это «у тебя есть что-то, чего у меня нет, и что я хочу». Ревность - это «Я хочу чтобы ты любила меня, а ты выбираешь другого.

Работа с завистью в терапии может начаться с нормализации ее, то есть с убирания вины или стыда. Когда человек способен сказать – я завидую, то тогда в это чувство можно погрузиться и можно с ним работать. Очень многому можно научиться у зависти.

----------------------

В практической работе один из самых частых запросов про самооценку – как её повысить и как сделать, чтобы она меньше зависела от мнения других.
Прежде всего следует отметить, что самооценка -
это не что иное, как наше представление о себе, которое возникает в детстве и меняется вместе с ними в течении всей жизни.
Человек, который смотрит на вас в зеркале, нуждается в вашей любви и принятии больше, чем кто-либо другой.

И вроде как все просто и понятно, вот только чаще всего именно этот человек обделен этими благами.


Если вам необходима помощь, то вы всегда можете записаться на консультацию по этой ссылке

Приветствую всех друзья на сайте Он и Она. Всем нам известно, что нашей жизнью в той или иной степени управляют различные страхи. Мужчины и женщины по-разному переживают подобные состояния, переживая их совершенно индивидуально. Женщинам в этом отношении повезло чуть больше, так как они могут давать выход своим эмоциям. У мужчин же картина иная – общество порицает выход мужских эмоций, и мужчина вынужден не позволить себе осознавать страхи.

Скрытые страхи и ролевые ожидания недешево обходятся мужчинам. Всем известно, что по статистике, мужчины живут меньше женщин в среднем на 8 лет.

Поэтому сегодня друзья представленные , наверное, больше будут нужны мужчинам, чем нам женщинам, ведь природа и так позаботилась о нас, наделив отличными адаптационными возможностями.
Итак, начнем (это абсолютно не означает, что женщинам эти техники тоже не пригодятся):


1. Подружитесь со своим страхом , так как иногда страх может оказаться основным союзником и товарищем, который может предупредить об опасной ситуации.

2. Изучите разные типы страхов. Подумайте, возможно, даже создайте список своих страхов. Расположите их в колонки: чудовищные страхи, разумные страхи, детские страхи, будущие страхи, сегодняшние и смешные страхи. Потом выделите отдельную колонку для неизвестных еще вам страхов. Выберите из них три страха, которые вы хотели бы рассмотреть более подробно, чтобы больше о них знать.

3. Осознайте свое мужество. Составьте список своих страхов, сделайте еще один список – своих способностей и черт характера, показывающих вашу уверенность в себе. Это поможет вам определить свои навыки и внутренние ресурсы, которые мы или считаем очевидными, или вообще отрицаем из-за негативного влияния страхов.

4. Определите ситуации , которых вы боитесь, и ситуации в которых вы демонстрируете мужество и опишите их для себя. Это поможет вам общаться, не страшась с начальством, коллегами, друзьями, чиновниками и т.д. Подумайте о том, как вы ощущаете себя в этих ситуациях? Что происходит с вашей самооценкой? Постарайтесь понять, как все это соотносится с вашим повседневным опытом общения?

5. Будьте собой и позволяйте другим быть собой. Любой человек всегда испытывает желание быть самим собой. Жизнь в социуме, которая постоянно “загоняет” человека стереотипами в какие-то рамки, требует повседневной борьбы за свое самоосуществление. Когда мы честны перед собой, доверяем своим ощущениям, мы чувствуем тесную связь с другими людьми, у нас появляется фундамент для личностного роста.

6. Не позволяйте манипулировать собой и не применяйте манипуляцию сами. Помните, что рано или поздно от манипуляции, как правило, страдает потом, прежде всего сам манипулятор.

7. Не забывайте – вы живой человек, а не машина. Многие из нас усваивают для себя расчетливый подход к жизни, пытаясь измерить и рассчитать абсолютно все. Позволяйте себе проявлять эмоции, жить чувствами, верить людям, проявлять доброе отношение к ним.

8. Вернитесь к здравому смыслу. Мы при всей своей уникальности имеем некую взаимосвязь и с другими людьми, поэтому иногда стоит прислушиваться к себе, к своему окружению, найти свое место в таком многообразном мире.

9. Прислушайтесь к сигналам своего тела. Остановитесь, сделайте пару вдохов и скажите себе: “Я – тело”. Повторите это спокойно вслух и про себя. Позвольте различным мыслям, чувствам, переживаниям, воспоминаниям овладеть вашим сознанием. Закройте глаза и повторите процедуру еще раз. Затем представьте себя на работе, дома или в транспорте, опять повторяя фразу: “Я – тело”. Осознайте каждый образ или воспоминания, отметив для себя, когда же возникло ощущение разделения. Представьте себе, что вы работаете в стрессовом режиме и вам непременно нужно сдать работу в срок, как тут может мешать собственное тело? Вслушайтесь в свои телесные ощущения. Что происходит? Можно изменить образ тела, концентрируясь на своих прежних ощущениях, наполняя энергией теперешние чувства, которые смогут вызвать релаксацию.

10. Примите свои чувства. Попытайтесь вспомнить какой-нибудь случай за последние несколько дней, который мог вызвать или вызвал у вас гнев. Что происходило с вами в этот момент? С кем вы были? Постарайтесь сосредоточиться на этом моменте и понять, какие чувства еще там присутствовали. Страх? Огорчение? Печаль? Раздражение? Боль? Обида? Обнаруживается ли радость или возбуждение среди других чувств? Что преобладало? Если это был гнев то, что делал другой человек в этот момент? В чем была ваша главная потребность в этот момент? Чего вы хотели? Быть услышанным, понятым или может управлять ситуацией? Теперь постарайтесь углубиться в себя, вспомните свое детство, обращая при этом каждый раз на возникновение похожих чувств. Постарайтесь понять, когда и как вы начали “проглатывать” свои чувства, как это отражалось на вас.

11. Помните, что у вас есть потребности и право на них. Если человек отказывается от осуществления своих потребностей, он оказывается как бы “взаперти”, становится зависимым и требует от других, особенно от женщин, быть или стать его мамой. И тогда возникает внутренний “разрыв”, который ничем не может быть заполнен. Потребуется большая практика, чтобы понять и научиться отличать свои детские потребности от реальных взрослых. Научитесь понимать свои желания, находя пути их удовлетворения!

12. Научитесь радоваться одиночеству. Мы настолько привыкаем, к отсутствию свободного времени выполняя те или иные роли, что когда появляется возможность побыть одному, мы чувствуем себя дискомфортно, не знаем, куда себя деть, заполняя это время работой или пытаясь вообще его отрицать. Но нам необходимо это состояние, потому что оно дает нам великолепную возможность отдыха и восстановления своих психических сил.

13. Пытайтесь менять свое мировоззрение, возможно, изменять свои стереотипы, свое отношение к чему-либо. Дайте себе возможность личностного роста. Посмотрите на мир другими глазами!

14. Прощайте себе нанесенные обиды. Когда вы внутренне прощаете обидчика, вы говорите ему “до свидания”, закрываете глаза и переживаете чувство потери. Затем открываете глаза и говорите ему “привет”, но это будут уже обновленные чувства к этому человеку. Прощение запускает процесс исцеления и лечит старые раны.

15. Делитесь с другими. Все мы, так или иначе, учимся друг у друга. Делитесь своей теплотой, радостью, добротой, информацией с другими людьми и отдача не заставит себя ждать.

16. Позвольте себе, хотя бы иногда побыть ребенком. Простота восприятия, трепет перед возможным чудом, детская непосредственность позволяет вам преобразовать свою жизнь, так как детская искренность смягчает суровость жизни. Став даже на мгновение ребенком вы можете лучше почувствовать мир других людей.

17. Постарайтесь обрести цель. Без цели нет существования, вы не знаете, кто вы и куда идете.

18. Не откладывайте жизнь на потом. Живите прямо сегодня, прямо сейчас. Переживайте всю эту многогранную палитру чувств жизни! Только разнообразие сделает вас внутренне богаче.

Ну вот, пожалуй, и все друзья. Эти установки можно использовать в своей жизни, дают возможность разобраться со своими страхами, побороть их или видоизменить, а соответственно – изменить свою жизнь к лучшему!

С уважением,


Слушаем веселую и позитивную песенку.

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.