Как вести с конфликтным коллегой. Конфликт с начальником. Учимся давать отпор. Разрешение конфликтов на работе. Способы поведение в конфликтной ситуации

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня мы будем говорить о том, как избежать конфликта на работе с коллегами. Несколько простых советов о том, как выбрать тактику общения, как научиться не работать за других, что делать, если в офисе постоянно плетут интриги и заговоры, как получать удовольствие от рабочего процесса.

Офисные интриги и заговоры

Все мы прекрасно понимаем, что в офисе, кроме работы, существует простое общение между коллегами. Иногда складывается так, что атмосфера в коллективе накаляется и становится невозможным нормально сосуществовать рядом.

Бывает и по-другому, коллектив настолько сплоченный и дружный, что это больше напоминает дружеские посиделки, нежели рабочий процесс.

В обоих случаях есть свои плюсы и минусы. В напряженной обстановке чаще проявляется конкуренция, которая способствует повышению навыков работников, так как никто не хочет потерять свое место. Минусом, безусловно, является напряженная атмосфера и интриги, которые могут незаслуженно задеть любого сотрудника.

В дружеском общении на работе несомненным положительным моментом является приятная и миролюбивая обстановка в офисе. Никто не ругается, все стараются разрешить проблему мирный путем и так далее.

Но вот беда, в такой ситуации часто коллега просит выполнить работу за него по дружбе. А отказать сложно, ведь у него ребенок и надо успеть на представление классов. И вы, по доброте душевной и из дружеских побуждений, берете его работу на себя. А потом еще раз и еще.

В статье « » вы можете более подробно узнать про возможные стратегии поведения на работе.

Что нужно взять себе за привычку

Итак, давайте перейдем к советам, которые помогут вам избежать конфликтов, научат вас правильно реагировать в момент ссоры с коллегой и подскажут как выходить из сложных ситуаций.

Не быть инициатором

Первое и главное правило - не становитесь во главе заговора. Когда вы сами плетете интриги на рабочем месте, то вам не избежать конфликтов. Мало того что вы тратите время на закулисные разборки, вы не развиваетесь как профессионал, так еще и портите отношения с коллегами.

Не ввязываться в авантюры

Второе - не вступайте в заговоры против коллег. Даже не будучи инициатором, ввязываясь в интригу против кого-то, тем самым вы становитесь соучастником конфликта.

Работа - это не то место, где надо заниматься подобными вещами.

Если вам не нравится человек, его работа, то есть более продуктивные способы справится с этим. Не поддавайтесь на уговоры заговорщиков. Помните о том, что и вами могут манипулировать в своих корыстных целях. Чем дальше вы будете держаться от подобных компаний, тем меньше шансов стать участником конфликтной ситуации.

Занимайтесь своей работой

Не филоньте и не отвлекайтесь. У вас есть определенные обязанности, которые должны быть выполнены в срок. Постарайтесь создать себе нормированные график, по которому будете осуществлять работу.

Например, если вам надо прочесть почту, отведите на это час своего времени с утра. Не отвлекайтесь на другие задания, выключите телефон, попросите не беспокоить вас. Таким образом, вы больше сосредоточитесь, успеете сделать гораздо больше и сможете в итоге распланировать весь свой рабочий день.

Умейте говорить нет

Если в коллективе есть барышня, которая по дружбе просит вас выполнить какую-то работу за нее, то научитесь говорить ей «НЕТ».

Во-первых, вам недоплачивают за лишнюю работу.

Во-вторых, если она не справляется со своими объемами, то ей необходимо пересмотреть свою работоспособность.
У вас есть свои обязанности. Лучше сосредоточиться на них и выполнять свою работу качественно, не распыляясь на просьбы коллег.

Отказывать лучше в вежливой и учтивой форме. Сошлитесь на то, что у вас в данный момент много работы и вы не сможете разорваться, а ваши дела очень важны.

Существуют различные техники отказов, выберете ту, которая подойдет вам больше всего. Но помните, отказ должен быть вежливым и беспрекословным. Не оставляйте человеку надежды, что когда вы освободитесь, то поможете. Не говорите фраз «позже, я посмотрю потом, сделаю, когда освобожусь, и прочее». Дайте человеку четко понять, что вы не сможете выполнить его работу.

Будьте приветливы и вежливы

Открытость и улыбка прямой путь к доброжелательным отношениям с коллегами. Но помните, что это не должно быть ханжеством, лицемерием и притворством. Вы сами выбираете стратегию поведения на работе. И в ваших силах быть дружелюбным.

Это совершенно не значит, что необходимо ко всем набиваться в друзья. Но быть приветливым можно запросто. Здороваться, не забывать поздравлять с праздниками, интересоваться делами людей, которые вам интересны.

Если вы не хамите, не задираетесь и не зачинаете ссоры, то вы с большей вероятностью избежите конфликта.

В статье « » я даю практические и полезные советы. Если у вас в коллективе есть склочная особа, то очень рекомендую вам ознакомиться со статьей.

Перенимайте опыт

Не бойтесь просить совета. Если в компании есть человек, который может вас чему-то обучить, что повысит вашу эффективность - воспользуйтесь этим. Таким образом, вы можете обзавестись наставником и будете профессионально развиваться.

Помните, что за спрос не бьют. Поинтересоваться вы можете всегда. Если откажут, то не беда. Вы попробовали. Но не стоит задумывать пакость против человека, который умеет больше вас. Это контрпродуктивно. И может закончится плохо именно для вас.

Надеюсь, мои советы принесут вам пользу и вы будете получать истинное удовольствие от работы!

Здравствуйте! Меня зовут Мария, мне 28 лет.
Очень прошу помощи - конфликт на работе превратил её в каторгу!
Вкратце опишу ситуацию: работаю на этом месте 4 года. Конфликты по работе возникают всегда, тем более, что коллектив довольно большой - 13 человек в отделе. Но всегда решалось: поспорили, подулись и помирились. Есть коллега, работает практически столько же (на 8 месяцев меньше). По возрасту - старше на 2 года. До одного момента общались вполне неплохо: были на одинаковых должностях, выполняли одни и теже функции. В приниципе, конфликты по работе возникали - обе по характерам лидеры, но как-то договаривались и вопрос снимался. Довольно часто общались вне работы.
Но в какой-то момент все пошло наперекосяк. Сначала была моя свадьба, которая ей очень нервировала (она в отношениях уже 5 лет, но там все очень сложно - вместе не живут, молодой человек просто приезжает на выходные, бюджет раздельный). Ладно, я просто игнорировала все её колкости и "советы" или превращала их в шутку. Позвала её на свадьбу и конфликт сошел на нет.
Полгода назад она взяла ипотеку - непомерная ноша для нее - вся зарплата уходит на платежи. Я старалась подбодрить, помочь. Вроде конфликта не возникало.
Но месяц назад на работе была аттестация. Нас должны были поднять на категорию каждую, но в результате: её повысили через категорию, а меня оставили на прежней с формулировкой: "Занимаемой должности (категории) соответствует. Повысить профессиональный и деловой уровень. Имеет право на прохождение переаттестации через год". От руководства услышала формулировку: "Ей надо помочь! Она одна, а у нее ипотека. Ей сложно. Надо пожалеть. А у тебя все-таки муж есть" (сразу скажу: начальник у нас неадекват, но мы привыкли и внимания на него не обращаем)
Я была подавлена. 3 дня проходила в слезах и на нервной почве слегла на больняк - я аллергик, поэтому мои нервы очень отразились на моей внешности - пришлось сидеть на больничном, чтобы не пугать коллег кровавыми расчесами.
Когда вышла - в мою сторону полный игнор. Общение сухое. Либо одна-две фразы чисто по работе, либо по электронке. Сейчас конфликт дошел до того, что она не здоровается, не прощается, перебивает когда я что-то говорю, и раз она теперь ведущий специалист - постоянно пытается командовать (подчинение у меня другому человеку- к ней я не имею никакого отношения). Я сначала пыталась наладить отношения хотя бы на деловом уровне. Делала, глотая слезы. Просто не хотела, чтобы из-за нашего конфликта страдали другие коллеги. Но не пошло. И я плюнула!
С другими ребятами у нее тоже конфликт, правда не такой острый.
Подскажите, что делать? На работу ходить не хочется - нет настроения что либо делать - сижу весь день в наушниках, слушаю музыку, чтобы не слышать её. Домой прихожу подавленная. Если раньше хоть как-то шла на контакт, то теперь ловлю себя на том, что тоже начинаю вредничать - игнорирую (но в плане вежливости остаюсь воспитанным человеком), отказываюсь от помощи (сегодня отказалась от таблетки Но-шпы, предпочла одеться и сходить в аптеку).
Менять работу не хочу - люблю свой коллектив и свою работу. И не хочеться бросать, что растила как свое детище - пришла в момент основания и поднимала все с нуля... Жалко...
Была бы очень благодарна за совет!

Ответы психологов

Мария, здравствуйте!

Со стороны это видится, как соперничество, проявление Вашей слабости, повели себя, как обиженная маленькая девочка! Весь коллектив, такое яркое проявление, оценил!

Ничего страшного не произошло, почему так реагируете?!

Год - это кажется, что много... Будет и на Вашей улице праздник.

Именно в таких ситуациях познается сущность человека. Нам удобнее принять участие в жизни человека, когда ему плохо (реабилитируя в такой момент себя, говоря, что у меня-то еще и ничего...), но искренне порадоваться, помочь в достижении успеха, часто не получается!

Поменяйте свой взгляд на сложившеюся ситуацию, не разрушайте отношения к своему детищу. Любимая работа - такая редкость! А человек чувствует себя счастливым, если у него благополучие в семьи и любимая работа! Не отнимайте у себя счастье. Выстраивайте отношения с коллегами с т.з. самодостаточной женщины (Человека нельзя обидеть, он может обидеться сам. Дело не в том, что произошло, а в том, как мы отреагировали).

с уважением, Ольга Борисовна.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Мария! давайте разберем, что происходит:

конфликт на работе превратил её в каторгу!

если проблема в том, что ВЫ видите конфликт - тогда выход один - ПЕРЕСТАТЬ ЕГО в этом видеть! и тем самым отпустить его самой! и найти ТО, от чего ВЫ получаете удовольствие в своей работе!

Но в какой-то момент все пошло наперекосяк. Сначала была моя свадьба, которая ей очень нервировала (она в отношениях уже 5 лет, но там все очень сложно - вместе не живут, молодой человек просто приезжает на выходные, бюджет раздельный). Ладно, я просто игнорировала все её колкости и "советы" или превращала их в шутку . Позвала её на свадьбу и конфликт сошел на нет.

а откуда Вы знаете, что ЕЁ нервировала Ваша свадьба? Вы сделали выводы лишь на том, что у неё не складывается На ВАШ взгляд ЕЁ жизнь? или ОНА сама ВАМ это озвучила? ведь ВЫ сами проинтерпретировали ЕЁ поведение, дочитали её мысли и чувства и СТАЛИ САМИ видеть в её обращениях и словах колкости и "советы" - а что она чувствовала - ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ!

а спрашивали? озвучивали ли Вы ей открыто свои чувства?

Полгода назад она взяла ипотеку - непомерная ноша для нее - вся зарплата уходит на платежи. Я старалась подбодрить, помочь. Вроде конфликта не возникало.

она взяла - это её выбор! а что ВАМ ОТ этого? Вс ОНА просила о ПОМОЩИ, подбодрить её? Вы и В этой ситуации готовы были видеть конфликт - и ВЫ пошли на контакт с ней, чтобы ЕГО НЕ возникло - а был ли он там?

Но месяц назад на работе была аттестация. Нас должны были поднять на категорию каждую, но в результате: её повысили через категорию, а меня оставили на прежней с формулировкой: "Занимаемой должности (категории) соответствует. Повысить профессиональный и деловой уровень. Имеет право на прохождение переаттестации через год". От руководства услышала формулировку: "Ей надо помочь! Она одна, а у нее ипотека. Ей сложно. Надо пожалеть. А у тебя все-таки муж есть" (сразу скажу: начальник у нас неадекват, но мы привыкли и внимания на него не обращаем)

т.е. ВЫ испытываете чувство обиды, разочарования - А ПРИ ЧЕМ ТУТ ОНА???а что именно Вас разочаровало - ОНА ЛИ? или отношение РУКОВОДСТВА? что начальник занял инфантильную позицию - НО - опять таки ОНА тут НЕ при чем - она НЕ отвечает ЗА ВАШИ чувства, мысли и действия!! и она ли центр конфликта?

Когда вышла - в мою сторону полный игнор. Общение сухое. Либо одна-две фразы чисто по работе, либо по электронке. Сейчас конфликт дошел до того, что она не здоровается, не прощается, перебивает когда я что-то говорю, и раз она теперь ведущий специалист - постоянно пытается командовать

а где конфликт? есть просто игнорирование! ВЫ САМИ воспринимаете общение как "сухое " и соответственно ведете себя также, как и воспринимаете эту ситуацию - также "сухо"! а что мешает ВАС самой выходить на контакт, на общение - ведь ВЫ так и НЕ знаете, что чувствует она! Вы спроецировали свои чувства, свою обиду ЗА решение начальства НА НЕЁ - а она ли источник ВАШИХ чувств!

что делать? На работу ходить не хочется - нет настроения что либо делать - сижу весь день в наушниках, слушаю музыку, чтобы не слышать её. Домой прихожу подавленная.

перестать видеть ТО, что ВЫ хотите видеть и позволять же самой себе ОТ этого же и страдать! осознайте и примите свои переживания, обиды, и оставьте их себе, чтобы перейти через них, а НЕ останавливаться!

ищите ресурсы для себя - как Вы можете получить удовольствие и ОТ чего? найдите!

Если раньше хоть как-то шла на контакт, то теперь ловлю себя на том, что тоже начинаю вредничать - игнорирую (но в плане вежливости остаюсь воспитанным человеком), отказываюсь от помощи (сегодня отказалась от таблетки Но-шпы, предпочла одеться и сходить в аптеку).

а что мешает ВАМ перестать игнорировать? принимать!!! помощь - Вы НЕ принимаете помощь, так как пока НЕ принимаете свои чувства! зачем? ВАМ самой нравится так страдать? зачем себя так НЕ любить? конфликт будет ровно столько - сколько ВЫ его будете видеть! выбор ЗА ВАМИ!

Мария, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 0 Плохой ответ 2

Все взрослые люди большую часть своего времени проводят на работе, то тесть в коллективе. Зачастую наше рабочее место становится домом родным, да и общаться с сотрудниками и коллегами часто приходится гораздо чаще, чем даже с самыми близкими членами семьи. Понятно, что ввиду такого постоянного и долгосрочного личного взаимодействия вовсе не исключается возможность возникновения самых разнообразных конфликтных ситуаций, которые реально могут превратить жизнь в самый настоящий кошмар. Да и любимая работа, которой вы отдавались без остатка, может уже вовсе не приносить той радости, ссора может затмить даже радость от серьезных успехов и достижений. Конфликты на работе достаточно частое явление, потому стоит разобраться, как себя вести, чтобы не допустить подобного, а если проблемы избежать не удалось, как с честью выйти из нее, причем сохранить добрые дружеские отношения с сотрудниками.

Путь наименьшего сопротивления: отношения с коллегами по работе бывают разными

Конфликтные ситуации на рабочем месте, как гласит официальная статистика, возникают достаточно часто, причем бывает так, что купировать причину конфликта, а также, как и понятно, его последствия сразу же, едва ли получится. Все люди в мире разные и вовсе не удивительно, что на реакция на общение с одними в корне отличается от реакции на иных. Добрые и дружеские отношения с коллегами – это та тонкая и ненадежная стезя, которой нужно учиться, чтобы свою жизнь и работу сделать максимально комфортной и приятной.

Нужно знать

Прославленные психологи с мировыми именами все же склоняются к мысли, что умение хорошо ладить с людьми, это особый дар, который можно развить у себя самостоятельно, причем от этого вполне может зависеть ваша дальнейшая карьера, а, следовательно, и судьба также.

Однако, многие думают, что отношения на работе с коллегами нужно строить таким образом, чтобы избегать любых напряженных тем, и умело лавировать между айсбергами человеческого непонимания, или еще чего похуже, но подобное мнение ошибочно. Все дело в том, что порой выяснение отношений, а может, и рабочих моментов, просто требует конфликта, и избегать его – вовсе не выход из затруднительного положения. Чрезвычайно важно уметь отличить ситуацию, когда стоит уйти от ссоры, а когда можно и даже нужно вступить в противостояние с коллегами и сослуживцами.

Именно в этом и заключается все решение проблемы, причем стоит понимать, что ваше отношение к человеку стоит четко разграничить и определить, деструктивно оно, или же конструктивно. Если вы злитесь на неподходящий цвет волос, национальность, возраст, длину носа или размер ноги, то стоит осознать, что ваши претензии не имеют под собой никакой реальной почвы.

На работе вы не обязаны общаться ни с кем, ни по каким поводам, кроме рабочих вопросов, так что это как раз первое, что стоит уяснить для себя. Вы точно никому и ничего не должны, но и коллеги имеют точно такие же права на то, чтобы вы не диктовали им собственного мнения, мировоззрения, да и вообще, они ведь также вовсе не обязаны вам улыбаться. Особенно пагубные последствия ссор могут вызывать конфликт на работе между женщинами, ведь от них-то как раз никто и не ждет серьезных проблем, да и примирить разъяренных представительниц прекрасного пола намного сложнее, чем мужчин.

Перво-наперво: как избежать конфликта на работе с коллегами

Медики могут подтвердить, что гораздо проще принять превентивные меры и предотвратить болезнь, чем потом лечить ее, и психология отношений в коллективе, это также отрасль медицины. Потому оптимальным решением для любого человека будет такая модель поведения на работе, когда конфликтов удается максимально избегать. Причем ничего чрезмерно сложного в этом вовсе нет, так что давайте разбираться, как избегать конфликтов на работе и сделать свою жизнь гораздо проще и приятнее.

  • Стоит позаботится о том, чтобы работа действительно нравилась вам, приносила радость и удовлетворение. Зачастую ссоры и ругань возникают именно там, где люди попросту заняты не своим делом, их может не устраивать отсутствие карьерного роста, неудовлетворительная заработная плата, и так далее. Потому еще на этапе трудоустройства нужно выяснить все детали, а кроме того, не помешает познакомится и с будущими коллегами.
  • Ни в коем разе нельзя думать, что единственно верная точка зрения, это ваша собственная. Даже если вы точно высокопрофессиональный специалист, и точно знаете, что к чему, будьте готовы выслушать разнообразные точки зрения, быть может и в них отыщется рациональное зерно, достойное несомненного внимания. В особенности, это актуально, когда мнение коллег кардинальным образом отличается от вашего. Если на работе конфликт с коллегой по профессиональным вопросам, то его можно воспринимать как рабочий спор и поиски оптимальных решений, не более.
  • Надо обязательно уяснить досконально круг своих обязанностей, которые вам диктует должностная инструкция. Правда, вовсе не исключено, что вам придется помогать кому-то в чем-то, или выполнять личные директивы шефа, однако садится себе на голову позволят нельзя ни в коем разе.
  • Требуя чего-либо от людей, не забывайте, что вы и сами должны соответствовать своим же высоким критериям. То есть, ни в коем разе проблемы с коллегой на работе нельзя решать хамством, грубостью, придирками и так далее.
  • Есть и еще одно правило, которое тут мы озвучили последним, однако оно очень важное, потому упускать его из виду нельзя. Досужие сплетни, клевета и разговоры за спиной – это как раз то, в чем вы никогда не должны принимать участие. Сразу же ставьте на место всех, кто пытается выбить вас из колеи, рассказывая небылицы о коллегах, и тогда данная проблема снимется сама собой, или, вернее, попросту не возникнет.

Что делать, если на работе конфликт с коллегой: заговор или паранойя

Понятно, что бывает и так, что конфликтных и напряженных ситуаций избежать попросту не удается, а порой мы попросту ищем помощь уже тогда, когда ссора назрела и вот-вот готова дать трещину или разрастись до масштабов термоядерной атаки. Чтобы понять, как выйти из конфликта на работе в такой ситуации стоит десять раз подумать, ведь все испортить очень просто, а удастся ли что-то восстановить в последствии вовсе не известно. Зачастую конфликт заканчивается простой отчужденностью и сведению общения к решению чисто деловых вопросов и это наиболее оптимальный выход. Но в самых серьезных ситуациях вам могут начать грубить и даже подставлять, и тогда обязательно придется что-то предпринять, чтобы выйти из проблемы с честью.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах, проблемы с коллегами на работе не получиться решить руганью, криком и хамством в ответ на подобное поведение. Не стоит включаться в ссору, орать и размахивать руками. Холодного и отстраненного ответа будет достаточно, и вы не ударите в грязь лицом, и ваш обидчик, скорее всего будет поставлен в тупик, ведь все его поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональный всплеск.
  • Если откровенной ссоры на людях избежать не удалось, то «обсасывать» детали постфактум с коллегами строго не рекомендуется. Не нужно этого длительного перемывания косточек, так как на пользу оно не пойдет совершенно никому.
  • Не нужно боятся поговорить о сложившейся ситуации с прямым руководством. Однако это выход из максимально трудных конфликтов, когда вас откровенно подставляют, издеваются, и так далее.

Стоит запомнить

Для тех, кто трудится в крупных компаниях, нужно знать, что специально для разрешения конфликтов в коллективе, существует специальная служба, которая называется комплаенс. Просто узнайте, есть ли нечто подобное у вас на работе и смело обращайтесь туда.

Уроки от профессионалов: как выжить в коллективе и остаться самим собой

Однако бывает и так, что конфликтные ситуации могут возникать не только с коллегами. Гораздо сложнее понять, как разрешить конфликт на работе, если ваш оппонент, по совместительству еще и начальник или же прямой руководитель. Ситуация усугубляется тем, что именно от этого человека может зависеть ваша персональная карьера, профессиональный рост и так далее. В первую очередь, стоит понимать, что кричать в ответ, бросаться в лицо обвинениями и ругаться нельзя.

Молча выслушайте тираду до конца, а потом тихо уходите, прикрыв за собой дверь. Оставшись наедине стоит задуматься, а так ли беспочвенны обвинения руководителя? Может вам и правда стоит пересмотреть собственное отношение к работе? Прежде, чем разбираться, как решить конфликт на работе с начальством, нужно десять раз подумать, кто прав, кто виноват. Признаки конструктивного конфликта отличить будет несложно, все же, что выходит за рамки – это уже придирки.

  • Обсуждаться может исключительно ваша профессиональная деятельность, а не внешний вид, моральный облик, семейное положение, национальность и так далее.
  • Если вы неоднократно получали замечания по одному и тому же поводу, значит рациональное зерно в этом есть, не так ли?
  • Остальные коллеги зачастую высказываю неудовлетворенность вашим трудом, навыками, поступками.
  • Ругать и отчитывать за проступки начальник предпочитает в закрытом кабинете, а не на глазах всех коллег.
  • Руководитель откровенно указывает на то, что ваши действия или же решения и поступки негативно влияют на деятельность всей компании или предприятия.

Как уладить конфликт на работе с прямым руководством

Если при ближайшем рассмотрении и анализе ситуации с начальством вы поняли, что по большому счету, хотя бы доля вины на вас, все же, имеется, значит стоит подумать о том, чтобы как можно скорее исправить собственные ошибки. Однако бывает так, что вы попросту не понравились директору, и он начинает придираться. Тогда выйти живым и здоровым, конечно же, фигурально выражаясь, и обойтись малой кровью будет очень трудно. Как же понять, что вас «преследуют» умышленно и не заслуженно?

  • Постоянной деструктивной критике подвергается не только ваша деятельность в профессиональном плане, но также и личностные качества, внешность, национальность, возраст, пол и так далее.
  • Вы регулярно слышите упреки и укоры, причем по самым незначительным, да и вообще не относящимся к работе вопросам.
  • Если руководитель поднимает голос, ничуть не стесняясь присутствия остальных коллег.
  • Когда вы просите указать на ошибки, но конкретной формулировки так и не получаете.

Выйти с честью из подобной ситуации бывает невыносимо трудно, и может вполне случится так, что вам попросту придется отправляться на поиски новой работы. Этот вариант нельзя сбрасывать со счетов, но и терпеть бесконечные придирки и незаслуженные обвинения ради приличной зарплаты не стоит, иначе жизнь может превратится в настоящий ад, а это вовсе не вариант.

Никогда не орите в ответ, ваша агрессия вызовет ответный взрыв эмоций, еще более мощный и разрушительный. Напоследок, хотелось бы повторить слова одного знаменитого мультипликационного героя, который считал, что самое главное – это спокойствие, и только спокойствие! Никогда не теряйте лицо, это важно, как для ваших- отношений на работе, так и для собственного психологического, да и психического вкупе с ним, здоровья.

К сожалению, конфликтные ситуации случаются и дома, и на работе. Происходят они по многим причинам: из-за столкновения интересов, недопонимания, личной неприязни и банальной усталости участников ссоры. Если скандала избежать не удалось, подумайте о том, как восстановить отношения с коллегами или партнерами, которые явились участниками конфликта.

Удостоверьтесь в том, что конфликт исчерпан. Если вы поссорились с кем-то из коллег, внесите ясность в ситуацию. Хорошо, если каждому удалось соблюсти собственные интересы. Тогда положение выровняется само собой со временем. Когда вы или ваш оппонент пострадали из-за конфликтной ситуации, обида и недовольство могут еще долго фигурировать в ваших с коллегой взаимоотношениях.

Попробуйте найти компромисс. Действительно непримиримые ситуации встречаются довольно редко. Найдите такое решение, при котором останутся более или менее довольны все заинтересованные лица. Кстати говоря, некоторые моменты лучше решить руководителю подразделения, в котором вы трудитесь. Если это зона ответственности вашего начальства, не вам ломать голову над тем, как всех помирить.

После того, как буря миновала, не стоит специально возвращаться к причине конфликта. Поймите, что тема исчерпана. Не стоит снова начинать спор о том, кто прав, а кто виноват. Сумейте отпустить ситуацию и вернуться в прежний режим работы. Чем быстрее вы и ваши коллеги войдете в привычную колею, тем быстрее забудется ваша ссора.

Если во время спора вы не сдержались и перешли на личности, обидели кого-то из коллег, затронули чье-то , нелестно отозвались о профессиональных качествах кого-то из сотрудников, найдите в себе силы признать собственную вину и извиниться перед человеком. Объясните, что вы не имеете ничего против конкретной личности и наговорили лишнего под властью негативных эмоций.

Ведите себя как обычно. Помогайте коллегам, просите совета сами, решайте вместе рабочие вопросы. Совместный труд должен сплотить вас снова в единый коллектив с одинаковыми целями. Если другие сотрудники увидят, что вы не придаете особого значения ссоре и готовы возобновить прежние отношения, они тоже могут пойти вам навстречу.

Не стоит после скандала продолжать нагнетать обстановку, шушукаться с кем-то по углам и распространять сплетни. Во-первых, со стороны это намного заметнее для окружающих, чем вам может казаться, и выглядит не очень красиво и порядочно. Во-вторых, так вы только усугубите ситуацию. Если вы хотите работать в спокойной обстановке, ведите себя со всем достоинством.

Вхождение в новый коллектив требует от человека немалых сил и энергии. Адаптация к новым условиям труда и сотрудникам зависит от характера человека и занимает от трех недель до трех месяцев. Но не все может зависеть от новичка.

Инструкция

В первые дни на новой работе старайтесь не поддаваться своим эмоциям на поведение окружающих. Вы оказались в новой организации со своим кодексом неписаных правил, и вас будут проверять на их соответствие. Изучайте правила коммуникации, принятые в этом коллективе. Через некоторое время произойдет взаимное привыкание и трудности исчезнут.

Присматривайтесь к коллективу, демонстрируйте желание вступать в контакт с коллегами. Настройтесь позитивно. Будьте вежливы со всеми: поддерживайте начатую с вами беседу, интересуйтесь делами коллег, предлагайте свою помощь.

Третью часть жизни взрослого человека занимает сон. Остальное сознательное время (400 часов в месяц) у него отводится на работу и досуг. Причем 160 из них, 2/5 всего времени предоставлены труду на благо общества. Если у человека конфликты на работе, то он почти половину времени находится в стрессовом состоянии.

Бывают ситуации, когда повышение адреналина в крови способствует достижению высоких результатов, рекордов, рождению шедевров. В таком внутреннем предельном состоянии могут с успехом работать спортсмены, художники, музыканты и артисты.

Однако среднестатистического члена общества неординарная ситуация, заставляющая испытывать сильные негативные эмоции, может надолго лишить трудоспособности. О какой эффективности можно говорить, если глаза застилают слезы обиды, руки трясутся, и хочется бежать?!

Конфликтная ситуация отрицательно сказывается на результатах общего труда еще и потому, что он перестает быть коллективным. Иногда борьба интересов не только полностью исключает взаимовыручку, но даже порождает вредительство.

Конфликт между инженерными работниками разных отделов может лишь испортить им настроение, но разлад в бригаде обязательно отразится на качестве и эффективности труда всего коллектива.

Причины и виды конфликтов на работе

С коллегами

Споры и ссоры

Конфликт – это несогласие между людьми. Как в споре, так и в ссоре согласия не наблюдается. В чем же тогда разница:

  1. Спорящие коллеги не ставят перед собой цель – обидеть, унизить оппонента. Задача сторон, наоборот, состоит в том, чтобы сделать противника своим союзником, убедив его в том, что он неправ. Именно в таких спорах рождается истина. Такие конфликты называют конструктивными.
  2. Ссорящиеся люди тоже имеют тему несогласия. Но они не выставляют доказательные аргументы, а воздействуя на чувства противника, пытаются напугать его, устранить, заставить молчать. Апеллируя не к уму, а к чувствам, невозможно докопаться до истины. Эти конфликты, в которых победа любой ценой важнее нахождения решения проблемы, принято считать деструктивными.

И те, и другие примеры поведения возможны между коллегами, но имеют разные последствия.

Если споры приводят к достижению положительных результатов, дают опыт в сотрудничестве и улучшают отношения в коллективе, то ссоры, наоборот, создают нетерпимые взаимоотношения, ухудшают настроение, уводят от общей цели и снижают эффективность труда.

Межличностный конфликт

Чаще всего в коллективе он появляется на базе неудовлетворенности неравенством распределения благ, ресурсов, нагрузки или санкций. Это случается часто там, где несколько человек выполняют одинаковую работу.

Недовольства и подсчеты начинаются не только в местах, где существует дефицит ресурсов или благ, и не только там, где нагрузки очень велики, а санкции ужасны. Конфликты на почве несправедливого распределения случаются и в самых благополучных организациях.

Личность и группа

Если в коллективе конфликт с коллегой, нарушающим нормы поведения, общения, внешнего вида, принятые здесь, то это закономерно и оправдано. Но не только это.

Иногда причиной «бойкота» может быть существование неформального лидера, у которого свои личные интересы подталкивают к конфликту. Вокруг него образовывается группа поддержки. Выйти из этой ситуации трудно. Придется или набрать себе такую же группу соратников или преодолеть свою гордость и поговорить «по душам» с лидером.

С руководителем

Внутренний конфликт

Часто встречаются руководители, которые полностью отдают себя работе. Необходимость быть мужем, женой, отцом, мамой, жить полноценной семейной жизнью и невозможность это осуществить раздирают человеческую психику. Директор срывается на подчиненных, видит в них виноватых в сложившейся ситуации.

Убедить начальника?!

Есть ли смысл конфликтовать с руководителем? Да, если есть реальная поддержка извне и свыше, если ссора предшествует увольнению.

И если начальник внимательно выслушает претензии, проникнется и, не смотря на риск потерять уважение у остального коллектива, признает себя неправым. Такая перспектива решения конфликта встречается лишь в кино. В реальности «начальник всегда прав, а если не прав, читай пункт первый».

  1. Чтобы предотвратить конфликтные ситуации, убрать почву для их произрастания руководителю необходимо справедливо распределять материальные блага. Имея точную информацию, правильно раздавать «пряники и оплеухи».
  2. Не следует поощрять сплетни и доносы.
  3. Не надо бояться увольнять.
  4. Нельзя устраивать публичных разборок.
  5. Чтобы уладить конфликт, не следует принимать чью-то сторону, хотя бы видимо.
  6. Настоящий руководитель должен быть счастлив, когда его подчиненные не только с песнями все вместе выходят на субботник, но и требуют у него же все вместе не увольнять дедушку-сторожа-ветерана.

Если такой коллектив удается воспитать, руководителю будет на кого опереться в трудную минуту.

  1. При оформлении на работу узнайте , как можно больше о своих профессиональных обязанностях, зарплате, премиях, правилах поведения в коллективе, режиме работы, форме одежды и т.д. Эти сведения уберегут вас от разочарований, обид, первых конфликтов и подскажут, что делать, если они возникнут.
  2. Помните, коллектив не требует ходить со всеми в ногу, но и выбиваться сильно из стаи не позволит. Вам не могут разрешить курить в помещении, где все остальные некурящие. Не раздражайте коллектив своей экстравагантностью. Поверьте, тут все такие, но умеют соблюдать меру.
  3. Не ссорьтесь, а спорьте . Это же здорово, когда несовпадение мнений приводит не к драке, а к компромиссу. Никогда не обсуждайте внешность и характер оппонента, если речь идет о бухгалтерском отчете.

Как себя вести, чтобы избежать служебных споров

Все перечисленное в предыдущем разделе здесь следует повторить. Но можно и добавить разные ситуации.

Сплетни

Очень часто конфликты возникают из-за сплетен и слухов. Чем больше вы закрыты, чем меньше о вас информации имеется у коллектива, тем больше ваши коллеги будут домысливать, додумывать о вашей личной жизни. Так уж устроен человек – все неизвестное его возбуждает и интригует.

С этим бороться просто. Расскажите все о себе сами. На напечатанном уже тексте писать неинтересно. Вы перестанете быть «чистым листом», который можно заполнить любыми каракулями. Сплетни отомрут сами.

Зависть

Это чувство не перешибешь ничем. Есть люди, которые могут завидовать чему угодно. даже вашим 6 пальцам на руке. Попробуйте поговорить по душам и рассказать, как это неудобно, когда на руке 6 пальцев. Или просто игнорируйте негативный посыл, считая: раз ревнуют, значит, есть чему.

Вести себя надо честно, достойно и никогда не уходить от служебных споров. Избегайте ссор! Помните, что каждого, кто в ссоре оскорбляет вас, может обескуражить (даже победить) ваша спокойная улыбка «И я Вас люблю».

Видео: Конфликт на работе