Какие корабли построил петр 1. Военное кораблестроение при петре первом

До Петра на Руси строили различные суда, которые имели национальные, климатические, региональные особенности. Некоторые сохранились практически в неизменном виде до сих пор. В основном, речь идет о северном судостроении, которое имело промысловый характер.

История

Корабли строили на Руси задолго до Петра Первого. С переменным успехом это искусство развивалось с 12 века. Но при отсутствии выхода к морю, все ограничивалось одним-двумя суднами. Как, например, «Фредерик», который был построен в Нижнем Новгороде и в том же году погиб. Для постоянного, массового производства не хватало профессионалов-корабельщиков и денег.

Корабль «Фредерик»

До этого была попытка массового производства была предпринята в конце XV века, когда были выделены деньги на постройку верфи в Соловецком монастыре. Около Белого моря было удобное место для строительства кораблей, но эта идея так и не была реализована. Также, как и попытка Бориса Годунова построить флот при помощи иноземных мастеров.

Правда, казаки пытались поставить кораблестроение на постоянную основу, начав выпуск судов для переброски военных сил в борьбе против турок. У них были свои быстроходные «Чайки», предназначенные для внезапного нападения на галеры. В морских боях запорожцы сумели достичь определенного мастерства, о чем говорят их победы и воспоминания современников конца 17 века.


Чертёж конструкции казачьего судна «Чайка»

Считается, что начало кораблестроения в России положил парусник «Орел», который был построен по приказу царя Алексей Михайловича, отца Петра 1. Именно этот корабль, а не «Фредерик», который по сути был голштинский, стал родоначальником российских судов. День кораблестроителя отмечается по дате, когда царь отдал приказ о строительстве «Орла».

Особенности кораблестроения на Руси

На Руси были свои традиции изготовления судов. Для их постройки не приглашались голландские кораблестроители, наше искусство судостроения было ничем не хуже европейского. К тому же русские корабли отличались тем, что они сразу были приспособлены к определенным условиям.

Тонкости их производства шлифовалось десятилетиями. К сожалению, в результате многочисленных войн, набегов секреты мастерства были утеряны. Уже начиная с конца XVI века, когда назрела необходимость регулярного флота, русские цари обращались к иноземцам за помощью. В основном, это были голландцы, потому что именно они считались первыми в корабельном мастерстве.


Русский флот XVI века

Задолго до этого времени на Руси уже сформировались свои нормы в судостроении. Каждый корабль отличался своими особенностями, которые позволяли ему выполнять свои функции. Палубные корабли допетровского времени были нескольких разновидностей:

  • Карбас - парусное, в основном промысловое судно;
  • Шитик - небольшое плоскодонное судно с парусом;
  • Ладья - парусное гребное судно, которое предназначалось как для торговли, так и для военных действий;
  • Струг - гражданское или военное судно на Руси;
  • Чайка - небольшой плоскодонный челн.

Кораблестроение на Руси до Петра Первого нельзя обозначить как безуспешное. Оно переживало спад после татаро-монгольского нашествия, когда силы государства были направлены на развитие армии, а не флота. Хотя промысловые и гражданские корабли в это время строились также, как и раньше, согласно древнерусским традициям с поправкой на время. Эти суда были преимущественно речные, для морских переходов они не годились.

Расцвет судостроения на Руси был в IX-XII веках. Возможно, еще раньше, однако письменные источники того времени до нас не дошли. Известно, что славянам был известен путь «из варяг в греки», то есть от Балтийского до Черного моря. Новгородские купцы, осваивая торговлю со Скандинавией и Англией, пользовались морскими путями. Для того, чтобы плавать по морю с товарами, изготавливали крупные, на 30-40 человек суда.

На Юге, по Черному морю также плавали наши корабли и ладьи. Это были купеческие судна, которые преимущественно доходили до Царьграда, центра торговых путей того времени. Или военные, целью завоевания которых был также Царьград или близлежащие территории.

Кораблестроение при Петре Первом

Эпоха царя Петра была ознаменована не только тем, что кораблестроение приобрело регулярный характер и большие масштабы. На русской земле было организовано строительство совершенно новых, неизвестных кораблей.

Начало, Азовский поход

Считается, что кораблестроение в России началось при Петре 1. Уже через 4 года после начала самостоятельного правления и независимого принятия решений им была учреждена первая верфь (слово имеет нидерландское происхождение и означает «место, где строились суда») в Архангельске. Это произошло в 1693 году, суда строились на специально выделяемые казенные деньги.

Как считается, впервые любовь к флоту у Петра 1 возникла после того, как он нашел в амбарах старый английский ботик, судно, построенное еще во времена его деда, Михаила Федоровича. Находка была обнаружена при прогулке совместно с Тиммерманом, корабельным мастером и наставником юного царя. Именно он показал принцип его устройства и действия.


Михаил Фёдорович Романов (1596-1645)

С этого небольшого одномачтового судна, за восстановлением которого следил государь, началось постепенное строительство флота. Это судно было велико для Яузы, поэтому строительство было решено перебазировать в Переславль-Залесский. Там было построено 2 военных фрегата и три небольших быстроходных яхты.

Затем юный царь отправляется в Архангельск, где было основано место для более масштабного строительства кораблей. Петр сам едет на верфь. Там он принимает участие в строительстве 2 кораблей. Но, видя недостаток знаний даже у опытных мастеров, которые не могли помочь ему в трудных вопросах, он покупает корабль в Голландии. Заказывает его в этом же году, снабжая отправлявшихся с поручением приближенных советами.

32-весельная галера была доставлена в Архангельск из Голландии в разобранном виде. По ее образцу началось срочное изготовление галер для флота. Их количество превышало 2 десятка.

Следующим этапом стало строительство флота для Азовского похода, который стал стимулом для начала кораблестроения в России. Строительство кораблей было решено организовать в 1695 году в Воронеже. Флотилия была построена за короткое время благодаря трем обстоятельствам:

  • хорошие условия для строительства судов;
  • помощь иностранных специалистов;
  • большое количество подсобных рабочих из крестьян, которые строили суда;
  • наличие мачтового леса в России;
  • немалые казенные деньги, которые были затрачены на строительство флота.

Поначалу всеми работами руководили приезжие голландцы, с опытом постройки кораблей. Некоторые оставались в России с правления Алексея Михайловича, который выписывал заграничных мастеров в большом количестве. Но большинство было приглашено самим Петром, который тщательно готовился к Азовскому походу.

Иноземцев называли инженерами или корабельных дел мастерами. В помощь к ним были присланы русские плотники, которые выполняли работу по подготовленным мастерам. Людей, строивших флот было так много, что он был построен за рекордно короткое время. Уже к маю 1696 года русская флотилия осадила Азов с моря.


Русская флотилия осаждает крепости Азовского моря

Основное направление строительства имело военное направление. Суда строились разных типов, поскольку ни у кого еще не было четкого представления, какие из них окажутся лучше в боях. Зачастую корабельщики давали прямо противоположные советы Петру Первому.

Флотилия возглавлялась кораблем, который поначалу числился в документах как «галеас» (со слов иностранных корабельных дел мастеров). Но в действительности он относился к 5 рангу по классификации того времени. Он отправился к Азову в сопровождении 5 стругов (галер, галеасов).


Парусно-гребной военный корабль «Галеас»

Его длина составляла 32 метра, численность экипажа была 125 человек, считая гребцов (на 15 пар весел). Вооружение этого, самого крупного на тот момент корабля, состояла из 36 орудий. На момент начала похода он оказался не готов и его пришлось достраивать в пути. Впервые этот корабль участвовал в боевых действиях спустя 4 года, в Керченском походе.

Развитие флота после поездки за границу

Кораблестроение при Петре стало активно развиваться именно после успешного Азовского похода. Для того, чтобы построить флот, нужны были немалые средства, поэтому создавались объединения для постройки кораблей, «кумпанства». Для координации действий по постройке кораблей был создан Владимирский судный приказ, прообраз Адмиралтейства.

Для подготовки кадров более полусотни дворян были отправлены за границу для обучения. Сам Петр отправляется в путешествие по Европе, во время которого он обучается у лучших мастеров, в том числе на королевской английской верфи. Несколько специалистов были привезены именно после этого. К созданию Балтийского флота Петр 1 приступил серьезно подготовленным.


Первый визит русского царя в Европу

Перед войной со Швецией, русские уже смогли продемонстрировать плоды многолетнего труда перед Турцией. Для устрашения перед переговорами о мире было отправлено 11 кораблей в Азовское море. Одним из них командовал Петр. Эти суда были больше и совершеннее предыдущих. Были учтены прежние ошибки в кораблестроении.

Для усиления Балтийского флота кроме Архангельской, была основана Новгородская, Олонецкая и Выборгская верфь. Уже к началу XVIII века был создан Балтийский флот, который состоял из 10 крупных фрегатов, которые были снабжены 6-фунтовыми пушками.


После поражения от шведов корабли строились в Архангельске, Санкт-Петербурге, других городах. Состав Балтийского флота сильно отличался от того, что был у Петра I в начале его царствования.

В него входили галеры разных рангов, фрегаты, линейные корабли, среди которых были 100-пушечные, мелкие суда. Их количество превышало 8 сотен. Среди инженеров были русские, которые не хуже иностранцев знают корабельное дело.

22 октября 1730 года было закончено строительство Ладожского канала. Инициатива постройки канала принадлежала императору Петру I . Великий реформатор оставил после своей жизни немало грандиозных построек и проектов. Мы решили выбрать пять знаменитых строительных проектов царя.

Ладожский канал

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. В то время желание Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Этот проект был завершен в 1730 году уже после смерти Петра I. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.

Новодвинская крепость

Крепость была возведена по инициативе Петра I для защиты Архангельска от нападения с моря. Укрепления, рассчитанные на гарнизон до 1000 человек, позволяли контролировать проход судов по основному Двинскому фарватеру — Берёзовому устью. Крепость находится в 20 км к северу от Архангельска, на острове Линский Прилук. Указ о строительстве крепости издан Петром I в декабре 1700 года, вскоре после начала войны со Швецией и «Нарвской конфузии». Он опасался, что шведы в следующую навигацию попытаются блокировать единственные морские ворота страны и разрушить кораблестроительную и портовую инфраструктуру Архангельска. 12 июня 1701 года состоялась торжественная закладка крепости, а уже 25 июня размещённые в недостроенных земляных укреплениях орудия приняли участие в отражении попытки шведского флота прорваться к Архангельску.

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Согласно записи в «Походном журнале», Пётр I начал строительство Монплезира 17 мая 1714 года. Название (от французского mon plaisir — «моё удовольствие») встречается на собственноручных рисунках Петра с набросками здания и сада перед ним. Сооружение было начато с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива с подпорной кирпичной стенкой. С 1717 года велись работы под руководством Леблона: строительство одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике Монплезира осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничных путешествий. Работы были завершены в 1723 году.

Главное Адмиралтейство

Адмиралтейская корабельная верфь была заложена Петром I на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года. Считается, что проект сооружения был разработан самим царём. Строительством руководил комендант Олонецкой верфи Иван Яковлев, фортификационными работами — полковник Роман Брюс. Чертёж «фортеции для защиты верфи» был прислан Алексеем Меншиковым Брюсу 17 сентября 1705 года, после чего началось сооружение земляного вала вокруг адмиралтейского двора. Земляная крепость с пятью бастионами, на которых было поставлено 100 пушек, «совершилась строением» 7 ноября того же года. Первое Адмиралтейство было П-образным мазанковым одноэтажным зданием, развёрнутым к реке. В центре южного корпуса над воротами была возведена небольшая башенка со шпилем. Внутри двора находились кузницы, амбары, эллинги и стапели. В «Адмиралтейском доме» были устроены мастерские, помещения для канатного, мачтового, блокового, парусного, смоляного мастеров, склады для такелажа.

Россия - континентальное государство, но длина её границ, проходящих по водной глади, составляет 2/3 от общей их протяженности. С древности русские умели ходить по морям и умели воевать на море, но настоящие флотские традиции нашей страны насчитывают около 300 лет.

До сих пор спорят о конкретном событии или дате, откуда берет начало история российского флота. Одно всем понятно - это случилось в эпоху Петра Великого.

Первые опыты

Использовать водные пути для перемещения вооруженных сил в стране, где реки были главными путями коммуникации, русские стали очень давно. Упоминания легендарного пути «из варяг в греки» уходят в глубь веков. О походе «лодьев» князя Олега к Царьграду слагали былины.

Войны Александра Невского со шведами и немецкими крестоносцами имели одной из главных целей обустройство русских поселений вблизи устья Невы, чтобы иметь возможность свободного судоходства по Балтийскому морю.

На юге борьбу за выход в Черное море с татарами и турками вели запорожские и донские казаки. Их легендарные «чайки» в 1350 году успешно атаковали и захватили Очаков.

Первый русский военный корабль «Орел» был построен в 1668 году на в селе Дединове по указу государя Алексея Михайловича. Но своим настоящим рождением российский военный флот обязан мечте и воле его сына - Петра Первого.

Главная мечта

Сначала юному царю просто понравилось ходить под парусом на небольшой лодке, найденной в амбаре в селе Измайлово. Этот 6-метровый ботик, подаренный его отцу, теперь хранится в Военно-Морском музее Петербурга.

Будущий император говорил потом, что от него и берет начало российский императорский флот, и называл его «дедушкой Русского флота». Петр сам восстановил его, следуя указаниям мастеров из Немецкой слободы, потому что своих мастеров корабелов в Москве не было.

Когда будущий император в 17 лет стал настоящим правителем, он начал осознавать по-настоящему, что России нельзя развиваться без экономических, научных и культурных связей с Европой, а лучшими путями сообщения являются морские.

Энергичный и любопытный человек, Петр стремился овладеть знаниями и умениями в разных областях. Самым большим его увлечением были теория и практика кораблестроения, которым он учился у голландских, немецких и английских мастеров. Он с интересом вникал в основы картографии, учился пользоваться навигационными приборами.

Первые навыки он начал вкладывать в создание «потешной флотилии» на Плещеевом озере в Переславле-Залесском у Ярославля. В июне 1689 года там на верфях были собраны бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и яхты.

Выход к океану

Огромный сухопутный гигант, занимавший шестую часть земной суши, Россия конца XVII-го века менее других стран могла претендовать на звание морской державы. История российского флота - это ещё и история борьбы за выход в мировой океан. Существовало два варианта выхода на морские просторы - два «бутылочных горлышка»: через Финский залив и где хозяйничала сильная Швеция, и через Черное море, сквозь узкий находившийся под контролем Оттоманской империи.

Первая попытка прекратить набеги крымских татар и турок на южные рубежи и заложить основы для будущего прорыва к Черному морю была предпринята Петром в 1695 году. расположенная в устье Дона, выдержала наскоки русской военной экспедиции, а для планомерной осады не хватило сил, не хватило средств перерезать поставку окруженным туркам припасов по воде. Поэтому для подготовки к следующему походу решено было построить флотилию.

Азовский флот

Петр с невиданной энергией взялся за постройку кораблей. Более 25 тысяч крестьян были согнаны для работы на верфях в Преображенском и на реке Воронеже. По образцу, привезенному из-за границы, под наблюдением иностранных мастеров были изготовлены 23 гребных галеры (каторги), 2 крупных парусника (один из которых - 36-пушечный «Апостол Пётр»), более 1300 мелких судов - барок, стругов и т.д. Это было первой попыткой создания того, что называется "регулярный российский императорский флот". Он прекрасно выполнил свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. После полуторамесячной осады 19 июля 1696 года гарнизон крепости сдался.

«Лутче мне воевать морем…»

Этот поход показал важность взаимодействия сухопутных и морских сил. Он имел решающее значение для принятия решения о дальнейшем строительстве кораблей. «Кораблям быть!» - царский указ о выделении средств на новые суда был одобрен 20 октября 1696 года. С этой даты история российского флота и ведет свой временной отсчет.

Великое посольство

Война за южный выход к океану взятием Азова только началась, и Петр отправился в Европу в поисках поддержки в борьбе с Турцией и её союзниками. Царь воспользовался своим дипломатическим турне, длившимся полтора года, чтобы пополнить свои знания в судостроении и военном деле.

Под именем Петра Михайлова он работал на верфях Голландии. Он набирался опыта вместе с десятком русских плотников. За три месяца с их участием был построен фрегат «Пётр и Павел», ходивший потом на Яву под флагом Ост-Индской компании.

В Англии царь также работает на верфях и в механических мастерских. Английский король специально для Петра устраивает военно-морские маневры. Видя согласованные взаимодействия 12-и огромных кораблей, Петр приходит в восторг и говорит, что хотел бы быть английским адмиралом, чем С этого момента мечта иметь мощный российский императорский флот укрепилась в нём окончательно.

Россия молодая

Морское дело развивается. В 1700 году Петр Великий учреждает кормовой флаг кораблей Российского флота. Он получил название в честь первого российского ордена - святого Андрея Первозванного. 300 лет российскому флоту, и почти все это время осеняет русских военных моряков косой синий крест Андреевского флага.

Через год в Москве открывается первое военно-морское учебное заведение - школа математических и навигационных наук. Учреждается Военно-морской приказ для руководства новой отраслью. Принимается военно-морской Устав, вводятся флотские звания.

Но самое главное - адмиралтейства, в ведении которых находятся верфи - там строятся новые корабли.

Планам Петра Алексеевича по дальнейшим захватам портов на Черном море и основанию там верфей помешал более грозный противник с Севера. Дания и Швеция начали войну из-за спорных островов, и Петр вступил в неё на датской стороне, имея целью пробить «окно в Европу» - выход в Балтийское море.

Битва у Гангута

Швеция во главе с молодым и задиристым Карлом XII была главной военной силой того времени. Неопытный российский императорский флот ждало суровое испытание. Летом 1714 года русская эскадра гребных судов во главе с адмиралом Федором Апраксиным встретилась с мощными шведскими парусниками у мыса Гангут. Уступая противнику в артиллерии, адмирал не решился на прямое столкновение и доложил о ситуации Петру.

Царь сделал отвлекающий маневр: велел устроить настил для переправы судов посуху и показать намерение зайти через перешеек в тыл вражескому флоту. Чтобы пресечь это, шведы разделили флотилию, отправив отряд из 10 судов в обход полуострова к месту переволока. В это время на море установился полный штиль, что лишило шведов возможности любого маневра. Массивные неподвижные суда выстроились дугой для фронтального боя, а корабли российского флота - быстрые гребные галеры - прорвались вдоль побережья и атаковали группу из 10 судов, заперев её в бухте. Флагманский фрегат «Элефант» был взят на абордаж, Петр лично участвовал в рукопашной атаке, увлекая моряков личным примером.

Победа русского флота была полная. Около десятка судов были захвачены, больше тысячи шведов пленены, свыше 350 - убиты. Не потеряв ни одного судна, русские потеряли 120 человек убитыми и 350 - ранеными.

Первые виктории на море - у Гангута и, позже, при Гренгаме, а также сухопутная Полтавская победа - всё это стало залогом подписания шведами Ништадского мира (1721), по которому Россия стала преобладать на Балтике. Цель - выход к западноевропейским портам - была достигнута.

Наследство Петра Великого

Основа для создания Балтийского флота была заложена Петром ещё за десять лет до Гангутского сражения, когда у отвоеванного у шведов устья Невы был основан Санкт-Петербург, новая столица Российской империи. Вместе с военной базой, расположенной рядом - Кронштадтом, - они стали воротами, закрытыми для врагов и распахнутыми для торговли.

За четверть века Россия прошла путь, на который у ведущих морских держав уходило несколько веков - путь от небольших кораблей для прибрежного плавания до огромных судов, способных преодолевать мировые просторы. Флаг российского флота знали и уважали на всех океанах земли.

История побед и поражений

Петровские реформы и его любимое детище - первый российский флот - ждала трудная судьба. Не все последующие правители страны разделяли идеи Петра Великого или обладали его силой характера.

За последующие 300 лет российскому флоту довелось одерживать великие победы времен Ушакова и Нахимова и терпеть жестокие поражения у Севастополя и Цусимы. После наиболее тяжелых разгромов Россия лишалась статуса морской державы. Периоды возрождения после полного упадка знает история российского флота и прошлых веков, и

Сегодня флот набирает мощь после очередного разрушительного безвременья, и важно помнить, что началось все энергией и волей Петра I, верившего в морское величие своей страны.

Выдержка:
"...
"Святой Павел", якобы первый корабль, сошедший с Соломбальской верфи весной 1694 г. вещь тоже не реальная - для постройки верфи нужно несколько лет, сама постройка парусника занимает не менее полутора лет, при самых быстрых темпах. Кстати сказать, для спуска кораблей с Соломбальской верфи был пробит в монолитной скале длинный канал, который соединял верфь с судоходным фарватером реки - работа грандиозная, за несколько зимних месяцев не осуществимая. Таким образом и постройка в России судна "Святой Павел" тоже подвисла в воздухе.

В 1693 году под Архангельском у Петра не было ни мастеров, ни верфей, ни материалов - ничего. Как за одну зиму можно было соорудить с нуля верфь и на ней тут же построить два военных корабля? Это невиданный технический прорыв в судостроении. Зачем тогда четырьмя годами позже Петр отправился в Великое посольство? Впору самим голландцам приезжать к Петру и опыт перенимать, учиться стахановским методам постройки морских судов в экстремальных условиях. Кстати, в Предисловии Петра I к Морскому Регламенту год основания Архангельского Адмиралтейства и Соломбальской верфи тщательно стёрты. Почему? Потому что Соломбальская верфь была заложена намного позже Архангельских плаваний Петра I в 1693-1694 гг. Согласно исследованиям историка Т. Санакиной из Государственного Архива Архангельской области, военное судостроение на Соломбальской верфи началось только в 1708 году. Сам указ Петра о закладке Соломбальской верфи датирован 1702 годом. Как могли появиться на свет петровские корабли с Соломбальской верфи за 10 лет до её основания? И почему после спусков с Соломбальской верфи нескольких морских фрегатов, с 1694 году верфь не выпустила больше ни одного корабля в течение следующего десятилетия?! Сам Пётр с 1694 года не посещал Архангельск в течение 8 лет! Любовь к морю внезапно исчезла, как и внезапно исчезли первые "летучие голландцы" Его Величества.

3

Пока петровские эскадры плывут в сторону Руси, попробуем установить реальные размеры морской армады, которую имел Пётр задолго до строительства первых морских кораблей на Сясьской и Соломбальской вервях. Кроме судов "Святой Пётр" и "Святой Павел", о которых историки иногда вспоминают, известны значительно более крупные морские парусники. Например, «Св. Петр и Павел». Читаем: «Св. Петр и Павел»- 60-пуш., длина 30,5 м; построен на Ост-Индской верфи в Амстердаме с помощью русских волонтеров во главе с Петром I (1697); подарен России и отплыл в Архангельск в том же году, в конце XVII в. переоборудован в торговое судно" (И. В. Богатырев, Зарубежные верфи петровскому флоту. "Судостроение", 1986, №3). Итого имеем, что судно "Святой Петр и Павел" было построено во время Великого посольство и отправилось под Архангельск. Версия с подарком просто нелепа, ибо дарить новенький 60-ти пушечный корабль для того времени слишком накладно, да и с какой такой стати? И почему тогда среди подарков историки вспоминают одну среднюю яхту "The Transport Royal", а гигантский даже по тем временам 60-ти пушечный фрегат забывают?

По нашей реконструкции Пётр был в Голландии в 1691-1693 годах откуда и отправился в составе огромной флотилии под Нарву и Архангельск. Флотилия была построена на деньги европейских монархов для крестового похода на Русь, подарки тут абсолютно ни при чём. Просто эти корабли были зафрактованны (взяты в долгосрочную аренду). Вот почему корабли "Святой Пётр" и "Святой Павел" всплывают у Архангельска как раз в 1693-1694 гг. в составе голландских и английских конвоев, а корабль "Св. Пётр и Павел" отправился на Русь во время Великого Посольства.
Огромный петровский фрегат "Св. Пётр и Павел" был запечатлён голландским художником-маринистом Абрахамом Сторком (Abraham Storck) (1644-1708) именно во время Великого посольства. Целый цикл его работ связан с Петром I и его первыми кораблями. Так на картине Сторка (Czar Peter en route to the newly built fregate Peter and Paul (Петр I на яхте следует на ново построенный фрегат "Петр и Павел"), отчётливо видно, что Пётр считал это судно своим флагманом. Обратите внимание, над русским фрегатом гордо реет голландский триколор:

Уменьшено на 51% (900 x 658) - Нажмите для увеличения


Abraham Storck. Czar Peter en route to the newly built fregate Peter and Paul (Петр I на яхте следует на новое судно "Петр и Павел").

На второй картине Арахама Сторка изображён военный фрегат и название: "Tsar Peter the Great and his companions cruising off the Dutch coast in his boier". В переводе на русский: "Царь Пётр Великий и его сподвижники удаляются от голландского берега на своём буере". Ясное дело, на буере путешествовать по морю нельзя. Буер - это вспомогательное плавсредство для доставки команды на берег от стоящего на рейде судна и наоборот. По всему фронту картины мы видим огромный военный фрегат, в мельчайших подробностях повторяющий корабль "Пётр и Павел" с предыдущей картины Сторка. Перед нами флагманский корабль Петра I, на котором в 1693 году он отправился в боевой поход на восток. Над кораблём "голландский" флаг:

Уменьшено на 66% (693 x 499) - Нажмите для увеличения


Abraham Storck. Tsar Peter the Great and his companions cruising off the Dutch coast in his boier (Царь Пётр Великий и его сподвижники удаляются от голландского берега на своём буере).

Персона Петра I вызывала у Абрахама Сторка повышенное внимание. Помимо петровского флагмана и его отъезда на восток, Сторк отразил и знаменитые потешные маневры петровских кораблей, отнесённые нашими историками на мелководное Плещеево озеро.

Уменьшено на 65% (699 x 523) - Нажмите для увеличения


Абрахам Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I. Так проходили реальные исторические "морские потехи" Петра I, отнесённые историками на Плещеево озеро под Переславлем.

Весьма замечательна и другая картина А.Сторка, без названия. На ней изображены морские суда и яхта под романовским прусским гербом. Яхта крайне похожа на английскую яхту "The Transport Royal". Но почему над ней голландский флаг, если изначально судно подарено Петру английским королём? А с прусским романовским гербом вообще исторический ребус, ибо официально считается, что герб был впервые составлен Б.В. Кёне в царствование императора Александра II и официально утверждён 8 декабря 1856 года. Якобы никакого отношения к Фридриху и Петру сей герб не имеет. Но как мы видим, это не так. Впервые прусский "романовский" герб с грифонами появился с приходом Петра I и исторически представлял собой фамильный герб Бранденбурга. Именно из дома Бранденбурга-Пруссии вёл своё происхождение Пётр I (см. Главу №4 этой книги, часть 1).

Уменьшено на 54% (854 x 328) - Нажмите для увеличения


Абрахам Сторк. Картина без названия. На корабле в правой части картины над кормой колышется прусский герб Романовых (с грифонами и чёрным немецким орлом), а над главной мачтой голландский треколор. Перед нами королевская яхта Петра.

Как мы видим, на некоторых картинах касательно петровских кораблей кто-то стёр оригинальные названия. Но особенно любопытна картина А. Сторка "The frigate Pieter and Paul on the IJ", на которой название оставили, но в закодированном виде.

Уменьшено на 51% (899 x 757) - Нажмите для увеличения


Абрахам Сторк. The frigate Pieter and Paul on the IJ (Фрегат Пётр и Павел).

Что означает странная аббревиатура "IJ"? Куда отправился фрегат "Pieter and Paul" в составе огромной эскадры, и что так вдохновило в этом событии художника, что он решил его запечатлеть? Мне представляется следующее решение этой загадки. Фраза "The frigate Pieter and Paul on the IJ" изначально звучала как: "The frigate Pieter and Paul on the I... Journey", то есть речь о некоем значимом походе, куда отправилось судно "Пётр и Павел" в составе боевой эскадры. Возможно это Ingermanland, где находился Орешек, который вскоре будет взят Петром под всеобщее ликование Европы. Даже в насквозь лживой ТИ первым походом Петра в качестве императора считается Ингерманладский поход под Нарву. Как мы помним, Нарва - это один из пунктов отправки петровских кораблей с верфей Голландии; один из кораблей назывался «Гувернер фон Нарва», то есть правитель Нарвы.

В любом случае, весьма странно, что официальную историческую науку совсем не интересует история ПЕРВОГО БОЕВОГО МОРСКОГО ФРЕГАТА Петра I. А ведь ни одному другому судну Абрахам Сторк не посвятил столько замечательных картин.

Поэтому судно "Пётр и Павел" было флагманским кораблём Петра Великого. На нём он ушёл в свой первый поход в 1693 году и это был первый русский морской корабль. В неопубликованных подготовительных текстах А.С. Пушкина к "Истории Петра" так и сказано: "Корабль Петра был готов. Царь, наименовав Петр и Павел , отправил его в Арханг.<ельск>. Сей корабль был первый из российских, явившихся в Белом море" (Анненков П. В. [Материалы для биографии А. С. Пушкина]. — В кн.: Сочинения Пушкина… Изд. П. В. Анненкова. СПб., 1855, т. I, с. 166).

Конечно же, среди петровских бесчисленных эскадр, возможно и были менее значимые корабли, уже отметившиеся в документах о первых потешных плаваниях "Апостол Павел", "Апостол Пётр", "Марс", "Меркурий", "Кастрикум" и т.д. Но первым флагманом петровской флотилии был фрегат "Pieter and Paul", колторый потом романовские историки превратили в два первых русских корабля "Св. Пётр" и "Св. Павел", якобы построенных Петром в 1693 году на берегах Белого моря . .."
Прикольно, кабы не было так грустно.

Инструкция

Вскоре Тиммерман разыскал голландского мастера-судостроителя Карстена Бранта, который и помог отреставрировать бот. На этом небольшом судне Петр ходил сначала по Яузе, а позднее и по Плещееву озеру. Кстати, ботик сохранился и по сей день, стоит в Центральном военно-морском музее. К зиме 1691 года на Яузе была построена крепость Пресбург, и под руководством Бранта были заложены сразу пять кораблей - два небольших фрегата и три яхты. Петр лично принимал участие в работе и настолько увлекался, что нередко забывал даже государственные дела.

Но зато уже в августе 1692-го построенные корабли были спущены на воду. Молодой государь работал не покладая рук, осваивая морское дело и постигая все тонкости хождения под парусами. В 1693 году он отправился в первое путешествие по Белому морю и через месяц достиг Архангельска. Там Петр впервые увидел сотни судов из Голландии, Германии, Англии. Любовь к морскому делу совпала с интересами страны. Царь принял решение задержаться в Архангельске до осени. Здесь Петр часами пропадал в мастерских, принимая участие в ремонтных работах.

России был необходим выход к Черному и Азовскому морям. Петр решил штурмовать крепость Азов. Две попытки, предпринятые весной 1695 года, закончилась неудачей. Но уже в сентябре того же года началась подготовка к новому штурму. В Голландии была закуплена 32-весельная галера, которую в разобранном виде доставили в Россию. По ее образцу в подмосковном селе Преображенское создали детали для еще 22 галер. Их переправили в Воронеж и там, на расстоянии 1200 верст от моря, корабли собрали.

Для постройки флотилии были согнаны десятки тысяч крестьян и мастеровых. Со всей России привозили на верфи умелых плотников. Воронеж стал центром русского кораблестроения. На помощь были призваны и английские судостроители. За одну зиму были построены два крупных корабля, 23 галеры и около полутора тысяч мелких судов. К морю флотилия была проведена по Дону. Огромные сложности вызывали встречавшиеся на пути мелководные участки и перекаты.

Флот сыграл решающую роль в новом походе на Азов. Турки не рискнули начать бой с русской эскадрой, и 16 июля 1696-го крепость пала. Теперь перед Россией стояла задача закрепить свое влияние на Черном море. По настоянию Петра, 20 октября того же года дума приняла решение «Морским судам быть». Эта дата стала днем рождения русского военно-морского флота. Деньги и людей на постройку кораблей должны были выделить «кумпанства» - так назывались группы светских землевладельцев, духовных лиц и купцов.

Петр быстро понял, что Россия значительно отстает в своем развитии от ведущих морских держав, а для успешного создания современного флота не хватает опыта и знаний. Он выпустил указ о создании «великого посольства» численностью 61 человек. Русским молодым людям было предписано освоить кораблестроение и судовождение, научиться искусству управлять кораблем. Поехали на учебу в Венецию 39 человек, а еще 22 - в Голландию и в Англию.

Петр и сам вошел в состав «великого посольства». Под именем Петра Михайлова он устроился работать плотником на одну из голландских верфей. Позднее царь отправился в Англию и Германию, где изучал навигацию, фортификацию и артиллерию. Для работы в России был приглашено несколько сотен иностранных специалистов, закуплено новое оборудование. Вернувшись в Россию, Петр запретил строительство кораблей по старому образцу и сам занялся разработкой чертежей.

По проекту Петра в Воронеже был построен 58-пушечный линейный корабль «Гото Предестинация» - название переводится как «Божье предзнаменование». Строительство велось под руководством Федосея Скляева. Корабль спустили на воду 27 апреля 1700 года. Вскоре началась Северная война со Швецией, длившаяся с перерывами более 20 лет. России потребовалось значительно увеличить количество кораблей. Ценой невероятных усилий Петру удалось реконструировать старые верфи и заложить новые.

В 1703 году в устье реки Невы на бывшей шведской территории был основан город Санкт-Питер-бурх. Через год началось строительство Адмиралтейской верфи, впоследствии получившей название «Главное Адмиралтейство». Уже в 1706-м здесь начали выпускать военные корабли. В 1709 году на Адмиралтейской верфи был заложен трехмачтовый 54-пушечный корабль, имевший длину 40 метров. Судно было спущено на воду через три года и получило название «Полтава» в память о победе над шведами в знаменитой битве Северной войны.

Осенью этого же года в Адмиралтействе началось строительство двухпалубного корабля «Ингерманланд», оснащенного 64 пушками. Свое название он получил в честь отвоеванной у шведов русской земли, на которой и был заложен Петербург. Постройка судна завершилась в 1715 году. Экипаж корабля состоял из 450 человек. Так начала сбываться мечта первого императора России. Со временем отечественные корабли превзошли по своим характеристикам иностранные суда, стали более надежными и боеспособными. Всего за годы правления Петра I построено 1100 кораблей.