Какие слова состоят только из корня? Морфемный разбор слов

Главная морфема в слове - это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить". Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст- .

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень , увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол -ик ‘маленький стол". Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник" - не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий , ид-ти .

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть - раз-у-ть, агит-ирова-ть - агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы - идут и идут за измами измы » (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен- , подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ- , сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.

Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов:

  • 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- ;
  • 2) нос, носовой, носик, носище, переносица - корень -нос- .

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

Фразеологизм оставить с носом означает ‘оставить ни с чем, обмануть, одурачить", а остаться с носом - ‘оказаться одураченным, потерпеть неудачу". Но при чем же тут нос? Дело в том, что этот фразеологизм возник тогда, когда в русском языке существовало еще одно слово нос (однокоренное слову носить ) со значением ‘подношение невесте как выкуп за нее". Если сваты приходили с таким подношением в дом невесты и получали в этом доме отказ, то их подношение не принималось, они и оставались со своим «носом». Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма. Но в языке существует другое слово нос , обозначающее часть лица, совпадающее по звучанию с утраченным, поэтому мы теперь связываем фразеологизм с оставшимся словом.

Основная морфема в слове - корень . Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение.

Принципное отличие корня от других типов морфем заключается в том, что корень - единственная неотклонимая часть слова. Слов в отсутствие корня нет, в то время как существует существенное количество слов в отсутствие приставок, суффиксов (стол ) и в отсутствие окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части схожих слов» правильно, однако не является исчерпающей чертой, так как в языке есть достаточное количество корней, встречающихся исключительно в одном слове, к примеру: какаду, очень , как досадно бы это не звучало, к ним относятся и многие собственные существительные, называющие географические наименования.

Нередко при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». Практически у всех слов это, вправду, так, к примеру: стол-ик «маленький стол». Но есть слова, в каких основной компонент лексического значения выражен не в корне либо совсем не выражен некий определенной морфемой. Так, к примеру, в слове утренник основной компонент лексического значения - «детский праздник» - не выражен ни одной из морфем.

Существует огромное количество слов, состоящих только из корня. Такими являются несклоняемые (неизменяемые) слова. Это служебные части речи (однако , над, в том случае ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, очень ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, хаки, реглан ) - окончания и другие аффиксы в их отсутствуют. Но большая часть корней все таки употребляется в купе с формообразующими морфемами (окончаниями): парт-а, хорош-ий , ид-ти .

Корешки, которые могут употребляться в слове без помощи других либо в купе с окончаниями, именуются свободными (радиксы - от лат. radix - корень), к примеру: книжек -а, рук . Подобных корней в языке 6ольшинство.

Те корешки, которые могут употребляться исключительно в сочетании с аффиксами, именуются связанными (радиксоиды - от лат. radix - корень и греч. oid - схожий), к примеру: об-у -ть - раз-у -ть, на-де -ть - о-де -ть - раз-де -ть, агит -ирова-ть - агит -ациj-я.


  • Глава «Корень» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое морфема?
  • Что такое аффикс?
  • Что такое база слова?
  • Может ли аффикс быть равен базе слова?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Какие морфемы относятся к формообразующим?
  • Какие есть нулевые формообразующие суффиксы?
  • Какие есть нулевые словообразовательные суффиксы?
  • У каких прилагательных есть нулевые суффиксы?
  • У каких существительных есть нулевые суффиксы?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Какие окончания могут делать словообразовательную функцию?
  • В каких словарях есть возможность поглядеть членение слова на морфемы?
  • Источник материала Интернет-сайт

    Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

    Состав слова.

    Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

    Основа и окончание.

    В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

    Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

    Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    Примечания.

    1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
    2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

    При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

    Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
    Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
    В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

    Корень слова.

    Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

    Примечания.

    1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
    2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
    3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
    4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
      - де - - надеть, переодеть;
      - ня - - занять, нанять, отнять;
      - пт - - птенец, пташка, птица;
      - сяг - - присяга, досягать, посягать;
      - у - - разуть, обуть;
      - ул - - улица, переулок;
      - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
    В слове может быть один корень или два корня.

    Суффикс.

    Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

    Примечание.

    Суффиксы могут служить для образования форм слов.

    Приставка.

    Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
    В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

    Примечания.

    1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
    2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
    3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

    Способы образования слов.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
    Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
    Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
    Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

    Сложение как способ образования слов.

    Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
    Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

    Примечания.

    1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
    2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
    Сложные слова образуются:
    1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
    2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
    3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
    4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
    5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

    Сложение сокращенных основ.

    Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

    Сложносокращенные слова образуются:

    1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
    2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
    3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
    4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
    Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

    Переход слов одной части речи в другую.

    Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).