Классификация видов психологической помощи. Понятие и виды психологической помощи. Поведенческая и когнитивная терапии

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям) :

1. По времени действия:

― неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности :

― прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;

― упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации :

― контактная , когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная , которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом :

― диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская - отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная - это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая - с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая - помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников :

― индивидуальная - когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая - акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;


6. По вмешательству психолога :

― директивная - указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная - «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так :

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, сначала, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

– дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 - 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 - 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);

– долгожители или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых , может обозначать возраст клиента, во-вторых , возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ти лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Возраст (в психологии) - это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, так как они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования :

1. Проблемно-ориентированное консультирование . Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальт-терапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование . Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач : возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9.

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

В соответствии с ориентированностью помощи и ее ха­рактером в науке выделяется несколько моделей помощи человеку: педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская модель Понятие «психологическая помощь» отражает определенную область социально-психологической практики, полем деятельности в которой является множество вопросов, затруднений и про­блем, относящихся к повседневной психической жизни чело­века. В этом смысле психологическая помощь есть область и способ деятельности профессионального психолога, предназначенная для содействия чело­веку и сообществу в решении широкого круга проблем, поро­ждаемых душевной жизнью человека в социуме. В научной литературе отмечается, что содержание психологической помощи вклю­чает в себя широкий спектр теорий и практик, варьирующихся от такого метода, как глубинное интервью, до социально-психологиче­ского тренинга. Их целью является диагностическое, коррекционное, терапевтическое, образовательное, профес­сиональное и другое вспомоществование человеку.

Собственно психологическая модель психологического консультирования описывается так: причины личностных проблем или небла­гополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодейст­вии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. В данной модели рассмат­риваются дисгармонии в отношениях между людьми и интрасубъективная напряженность, для преодоления которых консультант опирается как на научные знания, так и на за­кономерности человеческого бытия. Эта модель используется в работе психологов-консультантов, психотера­певтов.

Психологическая помощь классифицирует­ся по разным показателям:

    По времени действия:

- Неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия, в ситуациях острого горя. Этот вид чаще всего относится к компетенции экстренных психологиче­ских служб, телефона доверия. - Продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов.

    По направленности:

- Личностно-ориентированная , направ­ленная непосредственно на клиента, на его обращение за помо­щью. Здесь определяющим является активность клиента в процессе консультирования. Осуществляется расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы.

- Проблемно-ори­ентированная - ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. В этих случаях определяющим явля­ется решение типичных проблем, возникаю­щих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и уста­новкам людей.

    По пространственной организации:

- Контактная , когда бе­седа происходит лицом к лицу клиента с психологом.

- Д дис­тантная , которая подразделяется на телефонную, виртуальную с помощью Интенета и письмен­ную и допускает отсутствие прямого контакта.

    По выполнению функций консультантом:

- Диагностиче­ская заключается в постановке диагноза, составлении психологического портрета клиента.

- Диспетчерская - направление к конкрет­ному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.

- Инфор­мационная - быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания ее сути, инфор­мирование человека о действенных следствиях. -Коррекционная - устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека.

Консультативная - опти­мальное разрешение «рабочих» вопросов повседневности, так называемых «нормативных» затруднений.

Терапевтиче­ская - процесс лечения психологическими средствами рас­стройств и конфликтов, затрагивающих глубокие слои личности.

    По количеству участников:

И ндивидуальная (когда по лич­ностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной).

Групповая (акцент дела­ется на развивающей, обучающей программе или, при необхо­димости, социальной поддержки группы участников).

    По вмешательству консультанта:

Директивная - указую­щая, дающая советы, как жить, нравоучительная.

Недирек­тивная - «идущая» за клиентом.

Различные методы и психотехнические приемы составля­ют в совокупности и целостности технологию психологиче­ской помощи. Без них отношение консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь превратится в простое выражение сочувствия или морализа­торства.

Вопросы и задания к 1 разделу

    Какие виды помощи оказываются человеку в повседневной жизнедеятельности?

    Дайте определение психологической помощи.

    Назовите классификацию психологической помощи с учетом выполнения профессиональных обязанностей консультанта.

    – Дайте правильный ответ:

Проблемно-ори­ентированная психологическая помощь – это –

А) направление к конкрет­ному специалисту;

Б) ответ на сложившуюся или прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию;

В) постановка диагноза, составление психологического портрета клиента.

    По каким основаниям созданы классификации психологической помощи человеку?

      Направления психологической помощи

Общепризнано, что содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и эк­зистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуа­циях затруднений, возникающих в процессе личностного и со­циального бытия.

Психологическая помощь может включать в себя:

    психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достовер­ность и форму сообщения несет психолог),

    психологическую коррекцию (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и в соответствии с воз­растной нормой психического развития; разрабатывается ин­дивидуальная коррекционная программа),

    психологическое консультирование (помощь психически здоровым людям в достижении ими целей личностного развития),

    психотера­пию (активное воздействие психотерапевта на личность кли­ента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Современными исследователями отмечено, что в основе психологической помощи обнаруживается свойственная раз­личным уровням существования живого общая способность к самоорганизации.

Выделяются следующие направления, а также основ­ные области и ситуации, где осуществляется психологическая помощь человеку:

1). Психическое (и духовное) развитие человека (преодоле­ние комплекса неполноценности, удовлетворение эмоциональ­ных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых мораль­ных норм и др.).

2). Экзистенциальные и личностные проблемы человека (воз­растные, профессиональные и личностные кризисы, проблемы идентификации и отчуждения, борьба за личностный и социаль­ный статус и др.).

3). Помощь семье (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь оди­ноким людям, разведенным, поддержка при вступлении в по­вторный брак).

4). Профилактика психического и личностного здоровья (тра­диционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевных страданиях, алкоголиз­ме, разрешении конфликтов и т. п.).

5). Психологическая помощь умирающему человеку и пси­хотерапия горя (малоразработанная и почти совершенно отсут­ствующая сфера психологической деятельности в России).

6). Проблемы пожилого возраста (изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию, взаимоотношения с взрослыми детьми, неизбежный дефицит эмоциональных контактов, под­ведение и осмысление итогов прожитой жизни).

7). Проблемы личностной и групповой идентичности, общее психическое состояние (места заключения, больницы, казар­мы, студенческие городки).

8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9). Школьное консультирование (подготовка ребенка к шко­ле, вопросы адаптации в классном коллективе, трудности в обу­чении, взаимодействие семьи и школы).

10). Профессиональное консультирование (выбор профес­сии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность трудом).

11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-куль­турной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление эт­нических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддерж­ка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

12). Управленческое консультирование (совершенствование практики управления, повышение индивидуальной произво­дительности и эффективности организации в целом, гумани­тарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки в си­туациях нововведений).

В целом совокупность проблем, где психологическая по­мощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отно­шений, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, ситуации со­циализации (выбор профессии, создание семьи), вопросы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общест­венного существа, наделенного психикой.

Вопросы и задания ко 2 разделу

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

Стрессовые ситуации - явление для человека вполне обыденное и привычное. На работе прессует начальство, загружая тоннами заданий или заставляя работать сверхурочно. На учебе что-то не дается, поджимают "дедлайны" курсовых и эссе. В семье могут возникать разногласия или недопонимания, муж/жена или родители начинают выяснять отношения, что неизменно ведет к конфликту.

Все эти нагрузки и стычки расшатывают нервную систему человека, результатом чего является возникновение различных комплексов, психологических проблем и патологий. Чтобы предупредить их развитие или исправить уже приобретенные отклонения от нормы, существует множество видов психологической помощи.

Что представляет собой подобная помощь?

Любое вмешательство извне в психику человека направлено на стабилизацию его душевного состояния, на коррекцию возможных поведенческих расстройств или на выявление и последующее искоренение личностных проблем.

Психологическая помощь может быть оказана на бытовом или на профессиональном уровне, все зависит от степени серьезности проблемы. Если это неурядицы на работе или, к примеру, ссора с друзьями, то даже простой обыватель, не являющийся специалистом в психологии, может помочь ближнему, просто выслушав его, проявив сочувствие и понимание. Долгое время данную функцию в Средневековье и в Новое время, до того, как психология сформировалась как наука, выполняли священники. Принцип исповеди позволял прихожанам совершать психоэмоциональную разгрузку, стабилизируя душевное состояние, предоставляя некий вид социально-психологической помощи.

В некоторых случаях простой словесной поддержки и сочувствия бывает недостаточно. Когда человек душевно болен, когда произошла деформация и расщепление его личности, когда он уже не в состоянии мыслить адекватно, на помощь приходит психиатрия, сочетающая в себе консультирование и медикаментозную терапию.

Многообразие психологической помощи

В зависимости от применяемой во время лечения тактики и от серьезности положения выделяют разные виды психологической помощи. Один вид может быть применен к пациенту с целью устранить его речевые и внутренние барьеры, тем самым помогая ему в большей степени раскрыть свой потенциал.

Другой вид направлен на восстановление эмоционального баланса пациента, который был нарушен, например, вследствие нервного истощения. Для разных проблемных состояний и положений может использоваться принцип индивидуальных встреч или групповых тренингов.

Зачем нужна помощь?

Наиболее часто люди обращаются к психологам, когда что-то в их жизни перестает идти по плану, когда портятся отношения с близкими людьми, когда возникают проблемы с работой. Причин много, но все они ведут к одному - к нарушению душевного баланса.

Если картина не клиническая, то для достижения результата вполне хватает обычного консультирования. Положительным результатом в этом случае является преодоление трудностей в общении, снятие внутренних зажимов, мешающих заниматься плодотворной трудовой деятельностью.

Улучшение состояния пациента обычно наблюдается, когда он начинает понимать, что его внимательно выслушают и поймут, а также смогут помочь, унять душевное беспокойство. Уже тогда человек испытывает облегчение. Однако одного сеанса редко бывает достаточно, в среднем консультирование занимает от 2 до 15 сеансов, которые должен проводить специалист с квалификацией психолога.

Диагностика состояния пациента

Прежде чем определять методики, с помощью которых будет проводится лечение, специалисту нужно понять, какова глубина проблемы и, вообще, имеет ли она место на самом деле. Еще в конце 19-го века впервые предпринял попытки определить состояние психических функций посредством измерения уровня восприятия, скорости реакции и так далее.

В 1920-х известный швейцарский психолог пошел дальше в диагностике душевных расстройств, разработав специальную систему пятен, названные позже его именем. Эти «кляксы» до сих пор используются специалистами при оказании многих видов психологической помощи, так как являются действенным способом определить особенности личности того или иного пациента.

Для диагностики часто применяются различные тесты и опросники, которые проходятся пациентом под надзором врача, но без его непосредственного участия. Также невозможно узнать полную картину болезни без обыкновенных бесед и наблюдений. Зачастую именно они дают наиболее ценную информацию, но собираться она может в течение нескольких месяцев.

Психологическое консультирование

В большинстве случаев, не страдая от серьезных расстройств психики, люди все равно обращаются за помощью к психологам, ощущая внутренний дискомфорт. Психологическое консультирование как вид психологической помощи в первую очередь ставит перед собой более важные задачи, чем просто выслушивание пациента и сопутствующее этому поддакивание.

Главная цель - показать человеку, в каком курсе он может вести свою жизнь, осознать и, возможно, переосмыслить свои намерения, отношение к жизни, оттенить его цель и смысл, ради которого он живет. В данном случае медикаментами помочь невозможно, поэтому психолог должен быть не только специалистом в психологии, но и в философии, социологии.

Консультирование семьи

Психологическое консультирование может с успехом работать не только в рамках отдельного индивида, но и в рамках целой семьи. Когда между мужем и женой возникают разногласия, которые они не под силу решить, тогда им помогает психология. Консультирование семейной пары состоит из 3 этапов.

На первом сеансе специалист знакомится с содержанием проблемы, собирает общую информацию, выбирает наиболее предпочтительный вид психологической помощи семье. На следующем этапе он выслушивает мнение о проблеме и способах ее решения от обоих супругов, проводится тестирование и решение проективных заданий. Третий этап наиболее важный и долгий, он может занимать несколько недель в зависимости от глубины проблемы. В это время психолог пытается решить проблему с помощью разных подходов, которые требуют участия обоих супругов. Его цель на данном этапе - показать паре, насколько важно слышать друг друга и принимать точку зрения близкого человека.

Психотерапия. В чем суть?

Психотерапия - это систематизированное воздействие на психику человека с целью устранения его внутренних проблем, связанных с его отношением к социуму и к самому себе. Термин "психотерапия" был введен в оборот английским врачом Даниэлом Тьюком еще в 19-м веке и обозначал влияние души на тело после воздействия со стороны врача.

Сейчас не существует четкого определения данного термина, однако задача и средства данного вида психологической помощи ясны: это улучшение качества жизни пациента путем установления глубоких и доверительных отношений для дальнейшего применения лечебных методик, в том числе и медикаментозных. Существует также клиническая психотерапия, которая уделяет основное внимание биологическим изменениям в организме и их влиянию на психику человека.

Поведенческая и когнитивная терапии

Одним из наиболее популярных ответвлений психотерапии является бихевиоральная, или, другими словами, Цель данной методики заключается в изменении девиантного поведения до уровня нормы, а также в выработке новых индивидуальных моделей поведения, полезных в быту и профессиональной деятельности.

Поведенческая терапия прекрасно справляется с задачей освобождения от страхов и фобий, поэтому она может рассматриваться как вид психологической помощи детям. В случае же взрослых пациентов весьма положительный результат от проведения терапии наблюдается даже при тяжелой и продолжительной зависимости: наркотической, алкогольной.

Когнитивная терапия отличается от поведенческой прежде всего тем, что она не сильно акцентирует внимание на поведении пациента. Особое внимание уделено его мыслям и чувствам, чтобы направить их в такое русло, в котором человек сможет мыслить более реалистично. Подобный вид оказания психологической помощи успешно используется для лечения пациентов с депрессией или клиническим перфекционизмом. Направление их мыслей («у меня нет будущего» или «либо все, либо ничего») меняется в более положительную и реалистическую сторону.

Общий вывод

Психика - это самый важный и одновременно с этим самый хрупкий комплекс душевных процессов, без которого невозможно существование человека. Сильные стрессы и переживания вследствие возникновения проблем в отношениях с близкими людьми, друзьями или наплыв трудностей на работе могут пошатнуть этот комплекс.

Если это произошло, то нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту. Современная психология и психиатрия предлагают огромный спектр психологических подходов в лечении пациентов, от простых успокаивающих бесед до полного изменения жизненного курса в позитивное русло. Какой вид психологической помощи подойдет, может решить только профессиональный психолог, однако нужно быть уверенным в том, что безвыходных ситуаций не существует.