Конфликт или конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

13.1. Конфликтные ситуации и конфликты

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор - это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:

Ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

Учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

Учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

Осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт - это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 24. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ § 24.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РАЗВИТИЕМежличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Конфликтные отношения в семье У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач) Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Занятие 2.4. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях» Цель занятия. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях. Развитие

Из книги Психологический климат туристской группы автора Линчевский Эдгар Эмильевич

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

Конфликтные отношения Люди отправляются путешествовать ради отдыха, развлечения и многого другого, о чем говорилось раньше. Но бывает, что они к тому же (или вместо того) ссорятся друг с другом. И порой случается, что возникшая ссора заслоняет все остальные интересы

Из книги Сам себе психотерапевт: на жизнь не обижаюсь! автора Власова Нелли Макаровна

Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты Особенности педагогических ситуаций и конфликтовОпределения и примеры. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

6.5. Консультирование мужчин, вступивших в конфликтные взаимоотношения с начальством Для мужчин, как правило, наиболее значимыми сферами жизненных отношений являются отношения социальные, профессиональные, связанные с достижениями социальных и профессиональных

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо

Конфликтные ситуации, общение с «трудными» людьми Когда видишь ведьму, желание разговаривать с ней, как с принцессой, возникает, наверное, только если много выпил.Если в ведьме увидеть принцессу, она не обидится. Самые бескорыстные и добровольные «налоги» в виде эмоций

Из книги автора

«Конфликтные» ситуации в отсутствие противоречий Конфликт относится к тому типу ситуаций, к которому полностью применима теорема Томаса: если человек наделяет ситуацию некими свойствами, то независимо от ее реального содержания она становится таковой по своим

Из книги автора

Конфликтные ситуации, создаваемые преподавателями 1. Низкий уровень преподавания.Причины могут быть разные: слабое знание предмета (поручили вести курс неспециалисту); отсутствие педагогических способностей; недобросовестное отношение к подготовке к занятиям;

Из книги автора

Конфликтные ситуации, создаваемые студентами 1. Недобросовестное отношение студентов к учебе.Это главная конфликтная ситуация между студентами и преподавателями. Именно она приводит к наибольшему числу конфликтов. Что питает эту ситуацию? Прежде всего нежелание

Из книги автора

Глава 10 Конфликтные и «трудные» личности

Из книги автора

10.1. Конфликтные личности Конфликтной называется личность, которая в силу определенных своих свойств является инициатором многих негативных и/или деструктивных конфликтов, а также обладает склонностью вовлекаться в конфликты, созданные другими .Как показывает

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам .

В теоретической литературе нет единого определения понятия «конфликт». Авторы при определении данного понятия исходят из различных положений. Рассмотрим основные из определений конфликта, существующих в современной отечественной и западной конфликтологии.

На Западе широко распространено определение американского исследователя Л.Козера, в основе которого лежит социологическая характеристика конфликта:

Л.Козер под конфликтом понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника .

Отечественные исследователи большое внимание уделяют именно социологической стороне конфликта:

Попова Т.Е. под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями .

Л.Г. Здравомыслов рассматривает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями .

Емельянов С.М. рассматривает конфликт как такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) .

Однако большинство определений не включают в себя понятие внутриличностного конфликта, на котором заостряет внимание Г.И. Козырев:

Г.И. Козырев говорит о том, что конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

По мнению Г.И. Козырева в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство .

Таким образом, конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.

Наряду с понятием конфликт часто используется понятие «конфликтная ситуация».

Согласно определению А.Ю. Анцупова, А.И. Шипилова, конфликтная ситуация - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени .

Понятие конфликтной ситуации дается в психологической литературе. Согласно психологической теории «если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения» .

Используя существующие в психологии методологические представления для понимания психологической природы конфликта, можно сформулировать положение, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение. Отсюда -- возникновение конфликтной ситуации не является простым следствием возникающих противоречий, но представляет собой следующий процесс:

конфликтная ситуация: внешняя ситуация --> определение ситуации -->конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две точки перехода: какие факторы обусловливают восприятие актуальной ситуации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.

В качестве главного признака, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Конфликт - это не просто свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе; при этом если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему .

Итак, в современной конфликтологии нет единой точки зрения на проблему конфликта. Неоспоримым фактом является то, что конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и их изучением занимаются исследователи по всему миру. Большинство ученых подчеркивают социальную значимость конфликта, определяя его как противоборство на основе различия в целях, мотивах, ценностях. Нельзя также забывать и о внутриличностном конфликте, основу которого составляет личность субъекта как устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

1. Понятие конфликтной ситуации.

«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели

Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы

Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

Ситуации деятельности;

Ситуации поведения;

Ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.

Конфликтом является столкновение совершенно противоположных интересов, мнений, целей или взглядов оппонентов во взаимодействии друг с другом.

В основе любой конфликтной ситуации лежит противоречие сторон по какой-либо причине, или разногласия внутри рабочего коллектива о стратегических целях и средствах их достижения, или обычное несовпадение интересов и мнений. Конфликт начинается именно тогда, когда одна из сторон начинает действовать и притеснять интересы другой стороны. Если же со стороны оппонента происходит ответный шаг, то конфликт из потенциального превращается в актуальный.

Структура конфликта

Выделяют следующие элементы конфликта:

  • Образы конфликта;
  • Предполагаемые действия сторон конфликта.

Конфликт может сопровождаться наличием одной или нескольких конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это столкновение разных интересов и мнений, которые находятся под влиянием многих внешних и внутренних факторов, а также различных условий и обстоятельств.

Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Интересы и преследуемые цели;
  • Позиции и принципы конфликтных сторон;
  • Значимые разногласия между интересами и целями участников;
  • Объект конфликтной ситуации (материальное или духовное благо);
  • Повод конфликта;
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Причины возникновения конфликта.

Первыми попытками научного объяснения конфликта были использованы еще в трудах античных философов и мыслителей (Конфуций, Платон, Аристотель и т.д.). В первых теоретических рассуждениях была выделена наука конфликтология, определение основных причин возникновения конфликтов, способов и путей их разрешения. Конфликтология основывалась на нескольких основных направлениях:

  1. Социологическом;
  2. Психологическом;
  3. Социально-психологическом.

Современная наука выделяет для себя главную и единственную особенность в развитии конфликтологии – практические направления в работе с конфликтами, вместо теоретических исследований.

Виды и типы конфликтов

Для того чтобы суметь правильно растолковать конфликт, его сущность и возможные последствия необходимо знать его основные виды и типы. Вид конфликта определяется выбором варианта конфликтного взаимодействия и выделяется по определенным признакам (способ решения, сфера проявления, направленность воздействия, степень выраженности и т. д.).

По способу разрешения конфликты бывают:

  • Антагонистичные – способ решения конфликта заключается в отказе всех сторон, кроме одной от участия в споре. Именно она как раз этот спор и выигрывает. К примеру, выборы в органы власти.
  • Компромиссные – конфликтные ситуации могут быть решены несколькими путями: взаимное изменение целей участников, сроков или условий. Благодаря взаимной заинтересованности участников конфликт можно решить с помощью переговоров.

По сфере проявления конфликты бывают:

  • Политические – разногласия по поводу распределения полномочий власти, различие политических интересов.
  • Социальные – представляют собой расхождение интересов в системе отношений между группами людей. Такой вид конфликта проявляется забастовками или выступлениями большой группы сотрудников.
  • Экономические – основная проблема заключается в противоречиях между отдельными личностями или группой людей, которые преследуют различные экономические интересы. Этому может послужить желание обладать определенными ресурсами, сферами экономического влияния или финансовой независимостью.
  • Организационные – конфликт может возникать между представителями разных должностей по поводу функционального распределения обязанностей между сотрудниками организации, изменения работы некоторых структур управления, изменения положений об оплате труда.

По направленности воздействия конфликты делятся на:

  • Вертикальные – власть между участниками конфликта распределяется по вертикали сверху вниз (от начальника к подчиненному, от высшей организации к предприятию). Поэтому возникают различные условия для участников конфликтной ситуации.
  • Горизонтальные – конфликт происходит между равными участниками (руководители одного уровня, поставщик - потребитель).

В зависимости от количества участников конфликта их разделяют на следующие типы:

  • Внутриличностный – столкновение мнений, интересов и мотивов внутри самой личности. Основная проблема заключается в том, что необходимо выбирать между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять что-то и соблюдением определенных стандартов. Для того чтобы выбрать правильное решение человек может тратить очень много сил и энергии. Из-за этого возникает эмоциональная напряженность, которая в последствии перерастает в стресс. Данный конфликт может возникнуть из-за несовпадения личностных ценностей с производственными требованиями. Правильное решение достаточно сложно принять, когда возникает столкновение между желанием, возможностью и необходимостью.
  • Межличностные – конфликт между отдельными людьми.
  • Межгрупповые – возникают по причине столкновения интересов между различными группами и подразделениями.

В результате нарушения потребностей могут возникнуть такие типы конфликтов:

  • Когнитивный – столкновение взглядов, мнений, знаний. Основной целью каждого участника конфликта является убедить оппонента в правильности своей позиции и точки зрения.
  • Конфликт интересов

Схема конфликта

Структура конфликта может быть представлена в виде следующей схемы:

,

Где, S1- S2 – участники конфликта; П – предмет конфликта; ОК1 - ОК2 – образы конфликтной ситуации; М1 - М2 – мотивы конфликта; Р - Р2 – позиции оппонентов.

Какие есть способы управления конфликтами?

  1. Организационные способы – обеспечивают сбалансированность в распределений функций и обязанностей, прав и полномочий.
  2. Экономические – обеспечивают максимальную экономическую самостоятельность и безопасность субъектов деятельности, устанавливают четкие экономические правила ведения бизнеса.
  3. Правовые – поддерживают правовую систему для обеспечения эффективных экономических связей и способов деятельности.
  4. Психологические – проведение специальных процедур по устранению психологических барьеров.
  5. Силовые – использование силовых методов воздействия на конфликтующую сторону для решения возникших проблем.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Стратегия поведения в конфликте необходима для того, чтобы определиться с нормами поведения в сложившейся ситуации.

Ведущие специалисты разработали целую концепцию поведения человека в конфликтной ситуации, выбор необходимой стратегии поведения, а также методы его решения и управления.

Рассмотрим основные виды стратегий:

  • Соперничество – конфликт воспринимается с точки зрения победы или поражения. Для того чтобы победить в данном соревновании необходимо всеми способами доказать свою правоту, в противном случае возникает жесткая позиция непримиримости с чужой точкой зрения.
  • Компромисс – заключается в поиске компромисса между участниками конфликта. Это происходит в форме дискуссии между сторонами и анализом разногласий при выработке удовлетворяющего решения. Данная стратегия наиболее приемлема для скорейшего решения конфликта.
  • Избегание – нежелание участников конфликта брать на себя ответственность за принятие важных решений, не видеть конфликта и отрицать его опасность. Возникает желание выйти из ситуации наиболее незаметно, чтобы воздержаться от споров и претензий противоборствующей стороны.
  • Приспособление – попытка сгладить разногласия путем пренебрежения собственных интересов. Это выражается в полном принятии всех требований и претензий оппонента.

Конфликтная ситуация – это показатель того, что партнерам не все равно. Когда все равно – уже поздно. А пока есть настроение поскандалить, выяснить, решить и помириться, делать это можно и нужно. Как мы доводим себя и партнера до конфликтной ситуации более-менее понятно. А вот элегантно провести эту войну умеют немногие.

Что такое конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация - это столкновение интересов разных людей, спровоцированная реальными или надуманными причинами. Реальные причины приводят к содержательным конфликтам и касаются определенного предмета или состояния. Партнеры осознают свои разногласия, но силы тратят на поиски решения. Надуманные причины провоцируют конфликты отношений, которые возникают на фоне желания пожаловаться, поскандалить, поссориться или попросту побубнить. Они не требуют решения, но дают возможность выпустить пар .

Ученые и психологи знают: пары, не умеющие ссориться, недееспособны. Исключением можно считать конфетно — период, но он быстро проходит. А как же Ромео и Джульетта, спросите вы? Высокие чувства, романтика, обожание? В психологии есть такое понятие «романтическая любовь», существующая только в двух формах Первая – это идеальные отношения без единой тучки на небосводе. Вторая – восторженный кавалер поет серенады по окнами замка, дама – сидит в этом зАмке, в итоге они никогда не встречаются или не могут строить дальнейшие отношения. Вот и вся сказка.

Планируете общее будущее с партнером? Придется научиться ссориться как все нормальные люди.

Правило 1. Помните: ссорятся все

Не стоит сравнивать свою семью с киношными героями или популярными парами из Инстаграмма. Не стоит равняться на воображаемые идеальные отношения друзей, родственников. Кто знает, что у них там за кулисами. Намного полезнее будет прислушаться к себе. Что вы чувствуете после ссоры? Уступили или нашли компромисс? Если после ссоры вы нашли в себе силы помириться, значит отношения живые и настоящие.

Ссорятся все. Другое дело – как партнеры это делают. Хватает ли у них такта, симпатии, сопереживания, простой человеческой вежливости по отношению к близкому человеку. Потому что многие совершают главную ошибку, делающую разрешение конфликтных ситуаций непосильной задачей.

Правило 2. Не бейте ниже пояса

Какую непоправимую ошибку совершают многие? Находят в партнере уязвимую точку и бьют прямо в нее. Это помогает выиграть спор, но забивает очередной гвоздь в гроб для отношений. Близкие люди открывают другому свои потаенные секреты. Если вы хотите построить с человеком семью или просто сохранить хорошие отношения, стоит запомнить главное правило: узнайте о его болевых точках только для того, чтобы их никогда не касаться. Ни случайно, ни намеренно. И уж тем более не использовать как аргумент в конфликте.

Управление конфликтной ситуацией невозможно при взаимном унижении, оскорблении или уничижении. Лучше забыть на время ссоры, сколько обидных прозвищ или ехидных сравнений у вас накопилось. В момент «взрыва» делать это сложно. Чтобы не доводить себя до критической ситуации, нужно заранее проанализировать свои поведенческие триггеры.

Правило 3. Анализируйте свои триггеры

Триггеры – это ситуации, эмоции, люди, любые раздражители, на которые мы реагируем неадекватно эмоционально. Если вас слишком раздражает незначительная конфликтная ситуация, пример такой реакции заложен где-то в корке подсознания. Настолько глубоко, что вы о нем не помните, но мозг реагирует слишком бурно. Например, вас в детстве постоянно ругали за опоздания. Вы выросли, но впадаете в ярость каждый раз, когда другой человек опаздывает на встречу даже на минуту. Даже если он всегда опаздывает, вы все равно кипите от гнева.

Для чего нужно изучать свои поведенческие триггеры? Это поможет подготовиться к ситуации заранее. Если вам предстоит встреча с непунктуальным товарищем, не старайтесь опоздать сами, это еще больше вас разозлит. Возьмите с собой книгу, которую давно собирались прочитать, послушайте любимую музыку. Тогда будет проще взять под контроль управление конфликтной ситуацией и перейти от обвинений к «Я»- сообщениям.

Правило 4. Рассказываете о своих чувствах

Обвинение обычно начинается со слова «ТЫ». Это вынуждает оппонента агрессивно защищаться в ответ. Начинается обратная волна, взаимные обвинения и уж тогда точно решение конфликтных ситуаций не представляется возможным. Проще начать разговор сообщением о собственных переживаниях или чувствах. Например, вместо фразы «ты никогда не следишь за ребенком» сказать «я переживаю за малыша, когда ты отвлекаешься на телефонные разговоры во время прогулки».

Конечно, если вы 5 лет молчали, а после этого решили высказать о своих переживаниях, хорошего результата вы вряд ли добьетесь. С первого и со второго раза вас вряд ли услышат. Просто потому, что у вашей пары нет такой практики: рассказывать и слушать. Но даже в случае неудачи стоит попробовать еще раз, чтобы старые обиды не отравляли общую жизнь.

Правило 5. Сосредоточьтесь на решении проблемы здесь-и-сейчас

Иногда мы избегаем конфликта, считая, что сумели решить ситуацию «миром». Память похожа на чемодан, куда упаковываются все прошлые обиды. Пока чемодан легкий, мы тянем его самостоятельно. Но когда он переполнен, пытается взвалить этот груз на партнера, начиная фразу словами: «а помнишь, 15 лет назад на нашей свадьбе…». Что бы там не случилось, прошлую ситуацию уже не исправить, но настоящие отношения осложнить получится. Отложенный гнев выражений не выбирает. В пылу выяснения накопленных претензий можно наговорить такого, что и осколков не соберешь. А разве этого мы хотели?

Чем опасны отложенные ссоры? Они по капле разрушают отношения. Поэтому в ситуации здесь-и-сейчас так важно не пропустить момент раздражения. Если хочется грохнуть чашкой об стол и заорать «да ты меня не слушаешь!», лучше сделать это сейчас, а не откладывать скандал на будущее. Возможно, партнер вас услышит, а вы остынете. Тогда можно использовать конфликт для развития отношений.

Правило 6. Заканчивайте столкновение не уступками, а сотрудничеством

Распространенный пример конфликтной ситуации: одна сторона наседает, вторая уходит (плачет, убегает, чувствует себя плохо). Это уступка. Есть и другой вариант развития. Он не слишком распространен в нашей культуре, зато эффективен: никто не уступает, обе стороны выслушивают друг друга, анализируют имеющиеся ресурсы, приходят к общему решению. Это сотрудничество.

Сотрудничество – это работа двух сторон и настоящее творческое действие. Чтобы повернуть его в конструктивную сторону нужно помнить об общих целях, осторожно проявлять свои эмоциональные реакции, искренне хотеть отыскать приемлемое решение. Это высший пилотаж. Но ему можно научиться, если поучиться у профессионалов.

Правило 7. Ищите примеры конфликтных ситуаций и их решения в книгах и фильмах

Конечно, некоторые бытовые примеры можно почерпнуть и в популярных сериалах. Но их редко воспринимают всерьез. Зато серьезное искусство полностью построено на конфликтах. Авторское или концептуальное кино не обязательно смотреть «под дулом пистолета», потому что это модно. Можно следить за диалогами, отслеживать, какие именно фразы и приемы помогают героям найти компромисс.

Адвокат – еще одна профессия, представитель которой «собаку съели» на решениях разногласий. Чтобы познакомиться с адвокатской работой не обязательно сидеть в суде на заседаниях. Есть не один десяток фильмов и художественных книг, в которых изложены реальные конфликтные ситуации, примеры их элегантного и эффективного разрешения. Здесь вы редко найдете хитро закрученный сюжет с героями без страха и упрека. Зато все истории правдивы, потому что написаны о жизни простых людей.

Конфликтная ситуация – это ресурс, подобный атомной энергии. Если бездумно дернуть за веревку, можно разметать на мелкие осколки семью, любовь, будущее. Но стоит подойти к ситуации с умом и правильное управление конфликтной ситуацией поможет выйти на новый уровень взаимного понимания. Тогда мы вскрываем застарелый нарыв, рушим обветшалое здание, чтобы построить новое.