Краткий анализ произведения сожженное письмо. Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо". Изобразительно-выразительные средства языка

Сценарный план урока

Учебный предмет – литература

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Тема урока

Подготовка к сочинению «Анализ стихотворения

А. С. Пушкина «Сожжённое письмо»

Цели урока : продолжить знакомство обучающихся с особенностями анализа лирического произведения, формировать общеучебные навыки работы с текстом, развивать правильную устную и письменную речь обучающихся.

Формирование УУД

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные виды деятельности: чтение, формулирование вопросов по тексту, устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге, выявление характерных особенностей стихотворения, соотнесение содержания стихотворения с личными переживаниями.

Методы и формы обучения : деятельностно-практический метод, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений;

портрет Е. К. Воронцовой, карточки с отпечатанным текстом, памятки, компьютер, экран или интерактивная доска.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский

    Этап мотивации, постановки цели и задачи

Н. Г. Чернышевский писал: «До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Как вы можете прокомментировать это высказывание?

(А.С. Пушкин – великий русский поэт, который самые обыкновенные картины жизни превращал в выразительные образы, вызывающие у читателя чувство прекрасного. Его стихи будят сердца читателей, призывая к борьбе за свободу, честность, справедливость. Его стихи помогают рассмотреть в незатейливых пейзажах красоту и неповторимость русской природы. Его стихи воспевают прекрасные чувства дружбы и любви).

Как вы думаете, о чём стихотворение, где есть такие знаки препинания?

!... … …

(слайд на доске)

(Стихотворение выражает чувства, здесь много восклицательных предложений, которые говорят о……, Многоточие–умолчание предполагает наши размышления о…)

Чтобы проверить наши предположения, обратимся к тексту стихотворения

А. С. Пушкина.

Результатом урока должны стать наброски к вашим творческим работам, в которых вы покажете умение анализировать лирическое произведение.

Чтение стихотворения (про себя), второй раз вслух.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Аналитическая беседа:

Как вы думаете, как называется это стихотворение?

(Варианты названий…СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО)

Кто же адресат этого стихотворения?

(Работа с портретами) Посмотрите на портрет той, кому посвящены эти строки.

Сообщение ученика.

(Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880), жена графа М. С. Воронцова. Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова - героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Разобраться в содержании этого стихотворения и подготовиться к письменному анализу нам поможет алгоритм анализа стихотворения

(слайд на доске или распечатка на парте)

1. Прочитайте стихотворение несколько раз.

2. Узнайте (выход в Интернет Википедия ru.wikipedia.org/.../), вспомните сведения об авторе, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению. Запишите.

3. Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.

5. Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства? Запишите.

6. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запишите.

7. Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Что вы представляете, когда читаете стихотворение? Запишите.

8. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите их, пользуясь памятками.)

Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.

Чтение и обсуждение вопросов, заполнение таблицы

Вопросы и задания

Действия учащихся

Примерные ответы

Прочитайте стихотворение несколько раз.

Чтение стихотворения (про себя и вслух)

А. С. Пушкин написал стихотворение «Сожжённое письмо» в 1825 году, в ссылке в Михайловском, куда бал выслан осенью 1824 года из Одессы. Там осталась любимая им женщина – графина Воронцова. Она изредка писала ему письма, которые он должен был по её требованию немедленно сжигать.

Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения.

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880). Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова - героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Какую картину рисует поэт?

В стихотворении удивительно тонко, поэтично, с заражающим волнением рассказано, как сгорает брошенное в камин «письмо любви», как растапливается его сургучная печать.

Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства?

В стихотворении представлена история драматичной любви. Лирический герой, который очень близок поэту, мучительно переживает, потому что ему нужно сжечь не просто листок бумаги, а письмо от любимой. Лирический герой обращается к письму как к живому существу («Прощай, письмо любви! прощай!», «Гори, письмо любви», «Уж пламя жадное листы твои приемлет»). Не менее важны и связанные с ним образы героя и «её». «Она» появляется в тексте стихотворения лишь однажды. Но этого появления достаточно, чтобы читатель понял: письмо обречено на сожжение. Обречено, ибо «она велела…» Чувства лирического героя представлены в динамике.

Глаголы «велела, не хотела, предать, настал, не внемлет, вспыхнули, пылают…» свидетельствуют о мучительных переживаниях героя. Настроение постоянно меняется: душевные страдания героя столь велики, что он утрачивает чувствительность - «ничему душа моя не внемлет». Но это лишь временное оцепенение, которое вновь сменяется острым ощущением непоправимой утраты того, что безмерно дорого: «Уж пламя жадные листы твои приемлет... / Минуту!., вспыхнули! пылают - легкий дым, / Виясь, теряется с молением моим».

Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Перед нами горестный монолог лирического героя, где каждое слово дышит неподдельной любовью, где вместе с письмом гибнет и часть души влюблённого.

Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие, которые учат нас умению любить. Ведь любовь – великое чудо, это те высокие минуты в жизни каждого из нас, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, несущем одновременно и радость, и огорчение.

Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красиво выразил поэт глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

Дополнительные вопросы, которые могут быть рассмотрены при подготовке к сочинению по стихотворению «Сожженное письмо»

    Как меняется настроение по ходу текста?

    Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

    Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз?

    Какие контрасты вы заметили в стихотворении?

    Какое состояние вызывает у поэта решение сжечь письмо?

    Почему пламя названо «жадным», а пепел и дым «лёгкими»?

    Почему в начале стихотворения душа поэта «ничему не внемлет», А в конце грудь его «стеснилась»?

    Какова композиционная роль открытого финала текста?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Понаблюдайте за тем, какую роль они играют в стихотворении?

(Памятка «Изобразительно-выразительные средства языка. Распечатка на парте)

Памятка

Изобразительно-выразительные средства языка

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов и др.;

Эпитет - художественное определение;

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитеза – противопоставление;

Анафора - единоначалия;

Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок.

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Групповая работа

(наблюдение над языковым материалом стихотворения)

Группа 1.Составьте и заполните таблицу «Поэтическая лексика»

Поэтическая

лексика

Примеры

Художественная функция

Метафоры

Олицетворение

Группы слов

(Выбор уч.)

Примерные ответы

Поэтическая

лексика

Примеры

Художественная функция

Жадное, бедная, унылой, горестной.

Помогают понять настроение героя, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

Метафоры

…как долго не хотела // Рука

Уж пламя жадное листы твои приемлет

Привлекает внимание, позволяет глубже понять чувства героя, передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Олицетворение

Прощай, письмо любви!

Гори, письмо любви.

Ярко рисует картину. Одухотворяет неодушевлённые предметы

Группы слов

Высокая лексика «моление», «провиденье», «свершилось».

Придают речи возвышенное, торжественное звучание.

Группа 2. Составьте и заполните таблицу «Поэтический синтаксис»

Поэтический

синтаксис

Примеры

Художественная функция

Риторические восклицания

Антитеза

Многоточие

Инверсия

Примерные ответы

Поэтический

синтаксис

Примеры

Художественная функция

Риторические восклицания

О приведенье!

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи. Динамичность, долгие переживания сменяются быстротой действия.

Прощай, прощай.

Как долго, как долго.

Антитеза

Я долго медлил – готов я

Минуту - свершилось

Противопоставление помогает ярче понять суть вещей. Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

Многоточие

Передаёт бушующие в душе героя и с трудом удерживаемые страсти.

Позволяет читателю догадаться, что остаётся невысказанным. Умолчание снова замедляет действие.

Инверсия

Готов я…

Свершилось…

Подчёркивает действия героя, привлекает внимание читателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Дополнительно:

«Как долго медлил я, как долго не хотела». (Синтаксическая анафора. Мы чувствуем напряжённость момента)

«Тёмные свернулися листы» - сгорели. Перифраза.

«Отрада бедная» в груди моей унылой, останься век со мной на горестной груди». Оксюморон говорит о психологическом состоянии героя.

Группа 3. Составьте и заполните таблицу «Поэтическая фонетика»

Поэтическая

фонетика

Примеры

Художественная функция

Аллитерация

Примерные ответы

Поэтическая

фонетика

Примеры

Художественная функция

Аллитерация

Звуки (л), (р).

Если в начале второй части аллитерация «л» показывает медленность, плавность процесса, то в девятом-одиннадцатом стихах повышается частотность звука «р», что еще больше усиливает напряжение и трагизм.

Ученики представляют результаты своих исследований, заполняют таблицу.

Выводы о языке стихотворения .

Язык стихотворения способствует передаче тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает, пытается найти слова, чтобы выразить душевную муку.

Выводы о тематике и проблематике стихотворения.

Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое исследование, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

Рефлексия: Акрослово «Письмо»

Задача - "расшифровать" слово, то есть придумать предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и третье - с третьей и так далее.

"Трудные" буквы (Ъ, Ы, Ь, Й) - игнорируются (пропускаются).

ЭТО НЕ ДОЖЕН быть просто набор слов. Это должно иметь какой-то смысл.

П – Пушкин

И – историю

Сь – страдания

М – мотивированно

О – осмыслил

Домашнее задание : напишите сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожжённое письмо».

Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" написано об одной из самых важных тем в жизни поэта - о любви. При прочтении возникает мысль о том, что в нем говорится о невозможном чувстве. Какая же любовная история кроется за этими строчками? Об этом будет рассказано в анализе "Сожженного письма" Пушкина.

История написания

В письма" Пушкина важно не только рассмотреть стихотворение с точки зрения рифм и литературных тропов, но и узнать о чувстве, вдохновившем поэта на его написание. Летом 1823 г. Александр Сергеевич приезжает в Одессу, где поступает на службу к градоначальнику, графу Михаилу Воронцову. Поначалу их связывали приятельские отношения, пока Пушкин не познакомился с его женой.

Елизавета Воронцова была не только красивой, но и образованной женщиной. Она была достаточно эрудированной и в литературной области. Пушкин не мог не влюбиться в эту красавицу, и между ними вспыхнул роман. Графиня придерживалась передовых взглядов и потому не считала нужным скрывать свой адюльтер от мужа.

Граф тоже был довольно либерален, но когда по городу о нем стали отзываться пренебрежительно, добился выдворения поэта. Пушкин и Воронцова обменивались письмами, которые она просила сжигать, дабы они ее не скомпрометировали. В 1825 г. поэт сжег очередное письмо и, охваченный чувствами, написал это стихотворение.

Размер и рифма

Следующий пункт по "Сожженного письма" Пушкина - это определение размера, в котором написано стихотворение. Это который задает при прочтении ускоряющийся ритм. Что лишь подчеркивает намерения героя - ему нужно как можно скорее избавиться от писем, компрометирующих его возлюбленную.

Рифмы в стихотворении - смежные. Но в анализе "Сожженного письма" Пушкина следует обратить внимание на последнюю строчку: она ни с чем не рифмуется. Возможно, это было сделано специально для того, чтобы показать, что герой находится в отчаянии и понимает, что он не может что-либо изменить. И, забывшись в своих чувствах, он словно забывает и о рифме.

Средства выразительности

В анализе стихотворения "Сожженное письмо" Пушкина обратить внимание нужно и на то, с помощью каких литературных приемов поэту удалось сделать его выразительным. Конечно, не обошлось без метафор, эпитетов, с помощью которых Александру Сергеевичу удалось передать свои чувства.

Чтобы показать отчаяние, которое чувствовал герой при сжигании послания, была использована градация. Но когда поэт избавился от письма, он начинает сожалеть об этом и хочет вернуть его обратно. Все использованные фигуры речи и тропы усиливают ощущение бессилия героя и помогают передать чувства, которые он испытывает.

Образы в стихотворении

В письма" Пушкина нельзя не сказать о том, что главным героем является не сам поэт, а С помощью метафоры оно олицетворяет любовь к Воронцовой. Вместе с этим письмом он уничтожает все те счастливые минуты, которые он пережил, перечитывая его строки.

И поэт, сжигая это письмо, хочет, чтобы это все прошло быстрее. Но вместе с тем, когда оно стало лишь пеплом, он чувствует боль и горечь от того, что свидетельства любви к Воронцовой больше нет.

В анализе стихотворения "Сожженное письмо" Пушкина нужно сказать, что другим действующим лицом является сам поэт. В первых трех строках описываются его душевные терзания, пока он решает сжечь послание. Но когда пламя охватывает бумажные листы, герой успокаивается и наблюдает за тем, как сгорает их чувство. Но им овладевают тоска и отчаяние, когда он видит горстку пепла и понимает, что вернуть обратно ничего нельзя.

Таким образом, поэт посредством стихотворения передал то, что чувствовал каждый раз, когда сжигал компрометирующие послания графини. В анализе стиха "Сожженное письмо" Пушкина можно добавить, что в он в тот период находился в Михайловском, откуда ему было запрещено выезжать. Поэтому переписка с Воронцовой была для него лучиком света в то непростое для поэта время.

В "Сожженном письме" можно увидеть не только тему любви, но и прощания. Ведь для поэта это была не просто переписка, а продолжение отношений, а послания были тому доказательством. Но ради благополучия своей возлюбленной, хотя ему и было трудно, он сжигал эти письма. Благодаря этой истории любви и просьбе Воронцовой в поэзии Пушкина появилось это лиричное стихотворение.

«Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»

Летом 1823 года Александр Пушкин, находясь в южной ссылке, добивается перевода из Кишинева в Одессу. Он поступает на службу в канцелярию градоначальника графа Михаила Воронцова, с которым у поэта поначалу складываются вполне дружеские отношения. Пушкин вхож в дом графа, и нередко во время светских приемов развлекает многочисленных гостей своими стихами. Все меняется после того, как на одном из приемов он знакомится с супругой графа, Елизаветой Воронцовой. Находясь на последних месяцах беременности, женщина выглядит утомленно и болезненно, вызывая у поэта сочувствия. Но когда через полгода он встречает ее на традиционном губернаторском балу, то приходит в изумление, так как перед ним – не только светская львица, отличающаяся удивительной красотой, но и очень эрудированная особа, увлекающаяся, к тому же, литературой.

Роман между Пушкиным и Воронцовой вспыхивает буквально с первых минут тесного общения. Причем, супруга графа в силу своих прогрессивных взглядов даже не считает нужным скрывать этот факт от своего супруга. И вскоре по Одессе ползут слухи о том, что Воронцов стал рогоносцем, а также публичным посмешищем. Естественно, что этого достаточно либеральный граф уже стерпеть не мог, поэтому приложил все усилия, чтобы выдворить Пушкина из города. Отъезд поэта в Москву состоялся в 1824 году, и на прощание Елизавета Воронцова подарила поэту перстень с сердоликом и стариной гравировкой на камне. Точно такое же парное кольцо осталось и у нее в качестве напоминания о любви к поэту.

Пушкин знал, что вряд ли когда-нибудь ему доведется вновь увидеть свою возлюбленную и не хотел с этим мириться. В свою очередь, Елизавета Воронцова настаивала на прекращении отношений. Тем не менее, после отъезда поэта из Одессы влюбленные еще некоторое время переписывались, скрепляя свои послания перстнями-печатками. Однако каждый раз графиня ставила условие, чтобы письма, которые ее компрометируют, были сожжены поэтом.

В 1825 году, после того, как огню было предано очередное послание графини, Пушкин написал стихотворение «Сожженное письмо», в котором с горечью отметил, что не в силах нарушить волю любимой . «Как долго медлил я! Как долго не хоте рука предать огню все радости мои!», — отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».

В эти минуты Пушкин испытывает настоящее отчаянье, так как письмо от графини – то немногое, что осталось от их любви . Однако еще больше поэта угнетает необходимость его собственноручно уничтожить и, тем самым, лишить себя возможности время от времени перечитывать строки, полные любви и нежности. Стоит отметить, что в это время Пушкин находится в очередной ссылке, и вынужден безвыездно жить в родовом поместье Михайловское. Поэтому письмо от Елизаветы Воронцовой является для него глотком свежего воздуха, напоминая не только о счастливых днях, которые он провел в Одессе, но и об утраченной свободе. Кроме этого, страстная и пылкая натура поэта жаждет любви, ему необходимо, чтобы рядом всегда была женщина, к которой бы он испытывал подобные чувства, выражая их в стихотворной форме.

Но единственное, что в этой ситуации остается поэту – хранить «пепел милый» на «горестной груди», уповая лишь на то, что когда-нибудь судьба предоставит ему возможность вновь увидеть ту, которая на долгие пять лет стала музой поэта, вдохновив его на создание цикла лирических любовных стихов.

Пушкина неслучайно считают классиком, образцом русской поэзии и читают до сих пор. Несмотря на немного устаревшую за 200 лет манеру изложения, его произведения передают чувства ярко и выразительно. Анализ стиха «Сожженное письмо» помогает понять, какими поэтическими методами воспользовался автор, чтобы передать душевное состояние своего лирического героя.

Пушкин любил женщин, и поэтому в любовной лирике, посвященной кому-то из них, у биографов всегда возникали разногласия и споры на тему, кому посвящено то или иное произведение. «Сожженное письмо не стало исключением.

При чтении этого стихотворения, воображение рисует молодого человека, сжигающего письмо. Нашему герою жаль расставаться с бумажным выражением любви, он вначале колеблется, но вынужден сделать это, потому что «она велела». Тогда он решается предать столь дорогое письмо огню.

Влюбленный мужчина наблюдает, как дорогие сердцу листы превращаются в пепел, медленно плавится сургуч. Вот остался только пепел. Пепел милый. Это все, что осталось от письма, которое держала в руках любимая женщина Пушкина. Здесь Пушкинисты расходятся во мнениях. Одни, и их подавляющее большинство, считают что она – это княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-лейтенанта, графа Михаила Семёновича Воронцова.

Страстный и пылкий поэт был влюблен в нее, посвящал ей свои творения, но почти все биографы Пушкина сходятся во мнении, что сама княгиня Елизавета не отвечала ему взаимностью, хотя глубоко уважала его и почитала его талант. Пушкин посвящал стихи любимой женщине.

Это небольшое лирическое произведение было написано Пушкиным в Михайловском, куда он был сослан не без содействия графа Воронцова, ревновавшего свою жену к поэту.

По мнению других пушкинистов, стихотворение посвящено Софье Федоровне Пушкиной, к которой он даже сватался, но получил отказ. В стихотворении «Сожженное письмо» автор предается печали, но, скорее всего не потому, что его любимая попросила сжечь письмо, а потому, что она отказалась ответить на его чувства, и он остается с ними наедине. «Ничему душа моя не внемлет» В этих словах передается смирение автора с волей любимой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» подтверждает правоту слов Гоголя. В этом стихотворении нет ничего лишнего, каждое слово передает эмоцию, чувства. Стихотворение посвящено отношению Пушкина к любимой женщине.

Стихотворение относится к любовной лирике, написано в жанре элегии. Прочувствовать состояние влюбленного героя помогают инверсия, то есть перестановка слов в предложениях (пламя жадное, темные свернулися листы); фонетика, сочетание шипящих в первой строке передает шуршание сгорающей бумаги, треск пламени.

«Перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит». В старину клея как такового не было, и все письма запечатывались разогретым сургучом, склеивающим бумагу. Чтобы получатель мог узнать, вскрывалось ли письмо во время доставки, на теплом сургуче ставили печать с изображением дворянского герба или вензеля (инициалов). Теперь можно понять, почему автор обращает на сургуч внимание. Он следит, как искажаются черты столь дорогой его сердцу печати, и горечь переполняет его сердце.

По композиции стихотворение представляет собой одночастное произведение. В нем один лирический герой, который сжигает письмо от любимой, потому что она велела. Этой фразой автор вводит другого героя, точнее героиню. Она незримо присутствует здесь. Пушкин мастерски использует художественные приемы для передачи элегического настроения. Основная идея стихотворения кроется в строках. Можно сжечь письмо, расплавится сургуч, но любовь все равно останется в сердце, от чего сердце обречено тосковать и ныть, если любовь безответна.

Литературный анализ этого стиха, показывает, что поэт при его написании использовал силлабо-тоническое стихосложение. Произведение, посвящено теме любви, написано шестистопным ямбом. Все поэтические произведения Пушкина безупречны с точки зрения формы, в них выдержана рифма, соблюден ритм, количество строк в строфах. состоит из 15 строк, рифма мужская, смежная, то есть строки рифмуются попарно (аабб). Последняя строка, написанная без рифмованной пары, оставляет у читателя ощущение незавершенности.


Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел - воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика - одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо - символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Подобные документы

    Встреча с А.П. Керн: "Я помню чудное мгновенье". Стихи, посвященные Е.К. Воронцовой ("Талисман", "Храни меня, мой талисман", "Сожженное письмо", "Ночь"). Начало работы над "Евгением Онегиным": образ русской женщины. Стихи, посвященные Гончаровой.

    реферат , добавлен 21.10.2010

    Стихотворения Пушкина и Ходасевича, в которых присутствует образ няни. Роль образа няни в жизни этих поэтов. Краткий анализ стихотворений: "Не матерью, но тульскою крестьянкой", "Наперсница волшебной старины", "Наша ветхая лачужка" и "Вновь я посетил".

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.

    сочинение , добавлен 21.09.2010

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрелая лирика А.С. Пушкина 30х годов: темы, образы, жанры. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта "Храни меня, мой талисман" (1825).

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А.С. Пушкина по праву считается стихотворение "Я помню чудное мгновение". Оно посвящено А.П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году.

    сочинение , добавлен 03.04.2006

    Встреча и знакомство А. Пушкина и И. Пущина в царскосельском лицее. Отношения близких друзей после окончания лицея. Изгнание Пущина на каторгу в Забайкалье. Стихотворение А. Пушкина "Мой первый друг…", посвященное его первому и лучшему другу И. Пущину.

    презентация , добавлен 17.03.2011

    Адресаты любовной лирики Пушкина и первая его любовь. Раевская и Голицина: страдания и вдохновенность. Бурный роман и стихи, посвященные Керн. Жена новороссийского генерал-губернатора. Преданное самоотверженное чувство Ушаковой. Свадьба с Гончаровой.

    презентация , добавлен 10.10.2011

    Начало жизненного и творческого пути Пушкина, его детство, окружение, учеба и проба пера. Идейная направленность "Пророка". Работа над поэмой "Борис Годунов". Любовная лирика поэта. Стихотворения, в которых Пушкин обращается к библейским молитвам.