Кто такие казаки на украинском. Казаки Украины и России – пять главных отличий. Роль казачества в истории украины

В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI--XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»).

Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры.

Критика роли казачества на Украине.

С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов, отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба».

Казачество не только защищало свои земли от турок и татар, но и бралось за оружие, чтобв отстоять те свои права, которые все больше притеснялись польской и даже украинской шляхтой. В 1592 году вспыхнуло восстание под руководством гетмана Криштофа Косинского. Все началось с того, что в благодарность за военную помощь польский король подарил некоторым казакам земли неподалеку от реки Рось, которые князья Острожские считали своими владениями и не отдавали их.

Вооруженные казаки, поддерживаемые крестьянами и мещанами, овладели несколькими замками и господскими имениями, в частности и князей Острожских. При этом восставшие уничтожали документы на право владения землей. Не на шутку испугавшись, Острожские вместе с другими землевладельцами быстро собрали значительное войско и выступили против войски гетмана Косинского.

В одном из сражений под Черкассами Косинский был убит, а казаки вынуждены были заключить мир. А в 1594 году огонь восстания разгорелся с новой силой. Теперь вместе с запорожцами выступила часть реестровых казаков, во главе которых стоял Северин Наливайко. Пройдя со своим войском через всю Украину - от Молдовы до Беларуси, он поднял народ на борьбу. Как писал очевидец, "вся Украина оказачилась".

Еще долго после окончания этого восстания поляки называли православных украинцев "наливайками". В переговорах с поляками Наливайко предлагал отдать казакам земли между Днестром и Южным Бугом, где они имели бы свою, независимую от Польши власть. Король польский чрезвычайно встревоженный действиями кзазаков, послал против них войско. Под Белой Церковью произошло ожесточенное сражение. Победителя в этой битве не было, однако козаки отступили на левый берег Днепра, где после многодневной осады казачьего лагеря над речкой Солоницей, под Лубнами, восставшие потерпели поражение. Наливайко был схвачен и казнен в Варшаве.

Всех, кто принимал участие в казацкой войне, избивали кнутами, вырезали кожу на спине, ослепляли, отбирали их имущество и землю. После поражения этого восстания казачество и Украина подверглись еще большим притеснениям; законом сейма были упразднены права казацкого войска, ограничена территория размещения казачества, введены другие различные ограничения.

В это время среди казачества образовалось две группы. В одну вошли премимущественно зажиточные казаки, умеренных взглядов, которые предлагали мирно добиваться своего: вести переговоры, писать письма королю и так далее. Казаки, составившие вторую группу, стремились продожать саблей защищать свои права и вольности. Чтобы как-то отвлечь казаков от нового восстания, рассудительная старшина направила их против татар. Иленно на это время приходятся самые грамкие казацкие победы в боях с татарами и турками.

К середине 17 века большинство украинских земель принадлежало польским землевладельцам, которые были полными хозяевами не только земли, но и самих крестьян и их имущества. Мещане и ремесленники также страдали от их засилья. Положение украинской православной церкви было жалким.

Польские власти не признавали украинского языка. Например жалобы и заявления в суд написанные по-украински, не принимались. Казацкие вольности, добытые при Сагайдачном, опять были почти потеряны; казацкую старшину теперь не избирали, а назначали польские власти, уменьшилось количество реестровых казаков, казакам разрешалось жить только в пределах небольшой, определенной, опять-таки правительством Польши, территории Украины. Запорожцев также притеснили, поставив на Сечи два полка реестровцев во главе с польским полковником.

На Днепре перед Кодацким порогом поляки построили крепость Кодак, чтобы преградить путь запорожцев из Сечи в Украину и беглецам с Украины на Сечь. В Кодаке стоял хорошо вооруженный гарнизон. Польский король считал, что наконец он покорил казачество и всю Украину. Но стоило лишь только бросить искру, как пламя освободительной войны вспыхнуло вновь. Не помогли ни военные гарнизоны, ни угрозы, ни наказания, ни та же крепость Кодак.

Эту искру зажег Богдан Хмельницкий. Память о собственной государственности времен Киевского государства, о правах и вольностях Украины, входящей в состав Великого Княжества Литовского, жила в народе. И Хмельницкий был первым гетманом, который решительно повел казацкое войско, и не только казаков, но и крестьян, господ, мещан на борьбу за свободу, за восстановление украинского государства.

При гетмане Богдане Хмельницком Украинское государство не имело четко определенных границ и простиралось на восток - по города Глухов и Лебедин; на юге - по Запорожье, но не до Черного моря; на западе - по города Корец, Полонное, Бар, Буша, на севере - по Минск, Туров, Гомель, Галичина, Холмщина, часть Волыни и Подолии принадлежали Польше, часть Левобережья - Российскому государству, южные степи - татарам. Столицей государства при Хмельницком был город Чигирин.

УКРАИНСКИЙ КАЗАК. СТРУКТУРА УКРАИНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА. РЕГАЛИИ. СТАРШИНА


Храбростью своею имели удовольствие прославлять себя...

Из летописей

Версий происхождения слова «казак» существует несколько - слишком большую память они оставили в истории. Казачество впервые появилось в степях юга будущей Российской империи - на Днепре и на Дону.

Николай Сементовский писал в своем исследовании «Старина малороссийская, запорожская и донская», вышедшем в 1846 году в Санкт-Петербурге:

«В безграничных степях между Черным, Аральским и Каспийским морями от неизвестных времен появляется народ, носящий имя «казаки». О происхождении и начальной судьбе этого народа нет правдивого сказания ни в летописях, ни в истории. Истинно только то, что казаки в X веке существовали уже в землях Русских - Малороссии и далее по Днепру, Дону и Бугу.

Подобно началу истории всех политических обществ и история казаков начинается появлением витязей, дела которых переживают многие столетия, записываются в летописи и служат потом первыми страницами в истории народов».

Петр Симоновский писал в работе «Краткое описание о казацком малороссийском народе и военных его делах, собранное из разных историй иностранных, немецкой - Бишенга, латинской - Безольди, французской - Шевалье и рукописей русских 1765 года», вышедшей в типографии Московского университета в 1847 году:

«Довольно, что имя оное казак, есть древнее и всем вестимое. Сие слово, казак, есть сложено из двух наречий - Каспиум, то есть Каспийское море, и Саки, то есть скифский народ, ибо саками именовали их, по автору Плинию.

Малороссийские казаки, без сомнения, суть древнейшие от Донских, яко сии в 1579 году, в государствование царя Ивана Васильевича, стали быть известны, а оные начали быть еще в 1340 году, когда Польша Чермную Русь себе покорила».

Когда знаменитый князь литовский Гедимин, в 1320 году, татарскому владению над Киевом конец учинил, взял без малейшего сопротивления град Киев и учредил в нем воевод своих, что обывателей земли той привело в страх и многие из них принуждены были оставить дома свои и искать поселения себе внизу по Днепру, где как скоро поселились, то поляки, литва, татары, будучи теперь их соседями, беспрестанно делали на малороссиян нападения и обиды, от чего они, защищая себя, приобрели от мала до велика привычку к воинскому искусству.

Обыкновенно украинские казаки назывались тогда запорожцами, потому что по той стороне днепровских порогов все жили.

Король польский Сигизмунд I (1507-1548) взял оттуда некоторую часть того военного народа и поселил их в вершине днепровских порогов, для защиты границ от турецких и татарских нападений, когда те казаки размножились так сильно, что в состоянии были, в согласии с братиею своею запорожцами, разбивать на Черном море турок и татар.

Король Стефан Баторий, которому Польша, за многие добрые учреждения, много должна, рассуждая, как нужны и полезны казаки на войне, сделал из них в 1576 году воинский корпус, разделя его на 6 полков, в каждом полку по 1000 человек, а те полки разбил на сотни, с тем чтобы каждый казак, принадлежащий к полку, вписан был в сотню и, когда потребуется, в оной непременно должен быть. Всякой полк и всякая сотня имели себе определенного от короля начальника, который тогда по определению королевскому был без перемены. Над всеми же теми полками король сделал им главней него командира с титулом гетмана, которому для лучшего уважения и почитания, жаловал Королевское знамя, бунчук, булаву и печать с изображением казака, стоящего в поле, которою и ныне Малороссия печатается. Тогда же быть определил и войсковым старшинам - Обозному, Судье, Писарю, Есаулу».

М.А. Караулов 2-й писал в «Очерках казачьей старины» в 1910 году: «Слово «казак», несомненно, не русского происхождения. Слово это давало повод различным ученым и исследователям строить самые разнообразные догадки для выяснения его происхождения и первоначального значения. Некоторые пытались сопоставить его с названием племени касогов, живших в IX-XI веках в предгорьях Северного Кавказа и с Казахией, Закавказьем, пограничной грузинской областью, упоминаемой византийским императором X века Константином VII Багрянородным, и с хазарами, жившими на низовьях Дона и Волги в VIII-X веках. Производили это слово и от туркотатарского слова «коз» - «гусь», и от монгольских слов «ко» - «броня, латы, защита», и «зах» - межа, граница, рубеж, откуда «козах» должно бы означать «защитник границы». Историк Голубовский считает это слово половецким, словом «страж». Однако же, несмотря на все старания ученых, вопрос о происхождении слова «казак» остается все еще спорным и неясным. Не трудно заметить, что в русских исторических памятниках на первых же порах слово «казак» употребляется то в общем смысле «бездоленика», «изгнанника», то в более узком значении «одинокого вольного человека», служащего по доброй охоте государству или отдельным его членам.

Казачество является по духу и целям своим прямым продолжением богатырства святорусского, а потому его нужно считать столь же древним, как и самое русское государство. Можно смело сказать, что казачество - это Русь, но не безвольная холопская Русь, стонущая под иноземным игом и бессильно тонущая в междоусобной борьбе, а Русь свободная, победоносная, широко распространяющая свои орлиные крылья по стенному простору и смело смотрящая в очи соседям - врагам».

Российская энциклопедия конца XIX века писала: «Как один из видов избавления от гнета помещиков развивалось бегство крепостных. Крепостные крестьяне и беднейшее мещанство уходили в восточные, слабо заселенные степные районы, в низовья Днепра, где поступали на службу в пограничные замки, а также занимались охотой, рыболовством. Такие неоседлые люди стали называться казаками. Они фактически становились свободными людьми. Казаки становились организаторами походов против татар, которые были вызваны их постоянными набегами.

Во второй половине XVI века казачество за Днепровскими порогами создало свой военный центр - Запорожскую Сечь».

Казаки сами себя в документах называли Храбрыми Рыцарями, Христолюбивым войском.

В Гетманщине - Левобережной Украине - казаки имели дворянские права, выбирали гетмана, полковников, сотников, имели свой суд, закон, судей. Казаки владели переходившей по наследству землей, имели право винокурения и продажи вина, меда, право торговли. Суд мог исключить казака из сословия.

Казаки имели - лошадь, копье, ружье, пистоль, саблю. Оружие получали из Швеции, Польши, Турции. Часть казаков входили в реестр - были служащими.

Во время войны казаки получили жалованье, одежду, в дальних походах - продовольствие, фураж. Обязательная служба длилась до 7 лет, и почти всегда продолжалась добровольно. Добровольцы назывались товариществом. Товарищи имели преимущество при голосовании, при выходе из службы их именовали старшинами. В первый период казачества их одежда была простая - рубаха, шаровары, юфтовые сапоги, пояс, кафтан, свита (верхняя одежда), шапка из овечьего меха с суконным верхом.

Запорожцы были все неженатыми, православными. С времен короля Стефана Батория права их также были такими же, как у польской шляхты - дворянства.

Запорожцы избирали кошевого атамана, куренных, войскового судью. Собственности не имели. Одежда запорожцев состояла из козьей куртки, черкески с разрезанными рукавами - вылетами, суконных шаровар, шелкового пояса, очень широкого, сафьяновых сапог, шапки-кабардинки с галуном. Имели копье, саблю, четыре пистоля, перевязь с патронами, ружье. Были и пушки. Украинские казаки подбривали волосы на голове чуть выше ушей, подстригая их в кружок, носили длинные усы. Запорожцы всю головы брили, оставляя на макушке чуб - оселедец, по-русски хохол. Иногда чуб заплетали как косу и завертывали за левое ухо. Усы запорожцев, огромные, служили знаком казачества. Нереестровых казаков называли и охочекомонными, гайдамаками. Они собирались в большие отряды и под началом атамана делали набеги на Турцию, Крым. Питались пшенной кашей с толчеными сухарями. Турки, татары и поляки боялись казачьих набегов, ибо их невозможно было предупредить - по степи «казак шел в траве с травою ровен». Реки переплывали на скопах из тростника, держась за коня. При преследовании позади себя рассыпали «чеснок» - металлические шарики с четырьмя шипами, которые калечили лошадей врага. Если пеших становилось много, казаки возвращались и рубили противника. Все казаки любили свободу и рабству предпочитали смерть - поэтому их так боялись. «Сегодня пан, а завтра пропал», - говорили запорожцы.

Много украинских казаков жило по жилищам в селениях, по околицам, по хатам, называемым также и куренями. Селение казацкое состояло из шляхты куренной и околичной. Курень управлялась куренными атаманами. Несколько куреней составляли сотню, несколько сотен - повет. Были сотенные и поветовые атаманы. В сотнях и поветах знамена и войсковые значки хранили хорунжие, наблюдавшие и за военной службой. Они при необходимости собирали казаков в сборное место - в Батурин, Черкассы, Чигирин, Переяславль, Конотоп, Нежин, Чернигов. На общем сборе войска выбирали полковых старшин - походных.

2 "(шюрожская сечь 33

Запорожье имело около сорока куреней, в каждом из которых могло жить более полутора тысяч казаков. Главное место сбора запорожцев называлось Кошем - в Сечи, укрепленном городе, окруженном валом и палисадом с пушками.

На Левобережье, у Днепра, были построены караульные стоянки, вокруг которых на высоких местах располагались т.н. фигуры - по двадцать просмоленных бочек одна на другой - при приближении татар они поджигались, и население, оповещенное о враге, уходило в укрепленные места, которые охраняли казаки, сражавшиеся с татарами. Казаки хорошо знали военное дело, иначе не было бы их славных побед.

Если встречались большие группы войск, то казаки вместо каре строились треугольником в три шеренги, имея по углам пушки, в средине находились знамена и старшина.

В походе казаки шли колонной по трое в ряду, впереди знамя - хоругвь. Лагерь-табор был окружен возами, между которыми помещались пушки. Шатры стояли на пиках.

В начале XVI века Евстафий Рожинский, казачий гетман, разделил куренных и окольничих казаков на полки, каждому полку дал в резиденцию город, назвав по его имени и полк - около 2000 воинов. Двадцать полков были поделены на сотни; полковники и сотники избирались пожизненно. Баторий сократил количество полков вдвое.

Полковой город был укреплен валом, рвом, палисадом, внутри - укрепленный «замок» с частоколом, валом с пушками. Всегда в городе существовал подземный ход - выход к воде. Такая организация оставалась /ці правления Екатерины II. Богдан Хмельницкий провел і ногобразную перепись населению- нобилизацию,- Ні г побилированные (претендовавшие на казацкое дос-и инк то) и произведенные в казаки были вписаны в ре-I II* 1ры и приведены к присяге.

11 ри гетмане Скоропадском было десять полковых городов Киев, Полтава, Нежин, Чернигов, Переяславль, Миргород, Гадяч, Лубны, Прилуки, Стародуб.

И период Руины, в середине XVI века, много казаков переселилось на Слободскую Украину, где были построены Харьков, Сумы, Ахтырка и получили наименование нилмжых городов. Позже звание полкового получил город И пом.

I г і мам И. Мазепа учредил в Батурине - своей став-|ч і ри к"рдюцких полка, личную гвардию.

111 >м К І"а іумот ком нее казаки получили одинаковую *| и 1 1 1 м\ "Ці і |\ ін рміин длинный кафтан- жупан, тем-

11111111 і кр.п 11 і.і м и щ порогами и обшлагами, белое су-

I інини пмлукафі .ип.с и белые суконные шаровары, красным пот кушак, польскую низкую шапку, разноцветную и каждом полку.

Нее предводители казаков были выборными.

Ясновельможный пан гетман в Гетманщине имел прано правителя страны, несмотря на нахождение Речи По-

Гетманы пользовались всеми своими правами - вер-хонного судьи, имевшего власть казнить и миловать, санкционирование выборов казацкой старшины, раздача земель и деревень, чеканка монеты, иностранные дела, объявление войны и заключение мира. Отчет гетман никому

не отдавал, но по общему казацкому суду он мог быть смещен, заключен в тюрьму, казнен - до 1654 года.

После смерти Богдана Хмельницкого власть гетмана постоянно ограничивалась Москвой - «чтоб явно было всему свету, что монарх, а не гетман землею владеет». Гетманство было ликвидировано в 1803 году, после смерти последнего гетмана Кирилл Разумовского.

Николай Сементовский писал: «Обряд избрания гетмана малороссийского был таков. Собиралось по повестке куренных атаманов среди обширного майдана рыцарство и соглашалось между собою, кого избрать на Гетманский уряд. Войсковой старшина отбирал голоса по полкам и имена названных произносил во всеуслышание, а тогда казачество, из двух или трех названных после долгих споров, а иногда и драк, избирало одного и выбранного выводили на средину площади, ставили на возвышение, и старшина, взявши со стола булаву и знамя, подавал новоизбранному, который по обычаю отказывался от уряда, говоря, что не достоин такой чести, что не может управлять рыцарством. Старшина и народ просил его принять булаву и в четвертый раз новоизбранный брал булаву и кланялся народу на четыре стороны. В радости казаки кричали, бросали вверх шапки и стреляли из ружей. По окончании выбора старшины вводили новоизбранного в церковь, где служили молебен и по окончании службы Божией гетмана окропляли святой водой и он прикладывался к кресту и иконам. Потом вводили его во дворец, и вслед за этим начиналось пиршество и в домах и на площадях, продолжавшееся несколько дней сряду».

После реформ Стефана Батория выборы гетмана стали намного торжественней. У гетмана появились булава, войсковая печать, -бунчук, хоругвь.

Гетманы владели на Украине ранговыми и поместьями «на булаву».

На войне гетманы пользовались шлемом, панцирем, латами. Вооружение - сабля и два кинжала.

Если гетман шел в военный поход, то оставлял за себя Наказного гетмана и наоборот.

На Запорожье обряд избрания кошевого атамана был таким же, только проще.

Регалии гетманские - клейноды - были такими.

Бунчук - самый важный штандарт казацкого войска - состоял из множества конских хвостов, сплетенных вместе и окрашенных красной, белой, черной краской. Навершием бунчука была искусно сплетенная из тонких волосяных веревок головка, на которую была сверху насажена большая позолоченная маковка. Малый бунчук давался Наказному гетману.

Бунчук означал власть и победы, использовался в торжественных случаях, при выходах гетмана, во время рад, во время походов. Бунчуки хранил Генеральный войсковой бунчужный и его помощники - бунчуковые товарищи, в период военных походов бывшие адъютантами гетмана.

На Запорожье бунчуки хранил хорунжий.

Булава являлась жезлом правления. Булавы были большие, малые, жезлы, шестоперы, перначи.

Гетмановская булава длиной менее полуметра состояла из палки орехового дерева, имела в навершии серебряный шар, и предмет другой формы, но всегда разнообразный. Шар серебряный был покрыт жемчугом, изумрудами, бирюзой, вызолочен. На булаве были и тексты из Священного Писания. Рукоять булавы также окантовывалась в серебряную оправу, а иногда была вся серебряная.

У полководцев были перначи или шестоперы - жупы, носившиеся за поясом.

Знамена - хоругви украинского казачества, делались из ярких шелковых материй, часто красного цвета. С одной стороны хоругви часто писали лик Богородицы, с другой - крест и название полка; изображались и святые, ангелы. Позднее на знаменах появились и орлы, львы, мечи. Сотни имели свои значки. Знамена охранялись хорунжими.

Казацкие печати были известны с XVI века: «На сей печати малороссийской войсковой герб: воин в кошаку перекривленном, на плечах мушкет, а при боку сабля и казацкий рог с порохом и пулями. Дан Войску от Короля Польского и Венгерского Стефана Батория в 1576 году». Потом были печати от московского царя. Войсковая печать находилась в ведении Генерального Войскового Писаря, запорожская печать - у Войскового Судьи. Полковники имели свои печати, которые хранились у есаулов.

В число регалий входили и литавры, трубы, тарелки, барабаны, которыми заведовали есаулы.

Украинское казачество - гетманское, правобережное, запорожское, - управлялось Генеральными старшинами - Вельможными панами, заседавшими и судившими в Генеральной Войсковой канцелярии, находившейся в ведении гетмана. Генеральный обозный был начальником обозов и артиллерии, ему подчинялись полковые обозные. Генеральный Войсковой писарь заведовал всеми войсковыми делами, исполнял повеления гетмана. Генеральный Войсковой есаул управлял полками. Генеральный судья вел гражданские дела, а иногда и военные. Зазе морожскими казаками управляли под началом кошевого атамана Войсковой судья, Войсковой писарь, Войсковой (ч аул.

Полк состоял из области с городами, местечками, сечами, деревнями, хуторами. Практически в руках полковников была вся военная сила, во многом от них зави- (ело избрание казачьей Генеральной старшины. Полком управляли полковые писарь, обозный, есаул.

Казачья сотня представляла большой уезд. Ей управляли есаул, хорунжий, обозный, атаманы сельские. Н. Се-ментовский писал: «На поле брани всякий казак летал на врагов в одном ряду со всеми, на поле битвы он искал как истинный рыцарь славы и только лично мог ее достигнуть. Воинская слава была главная цель, к которой все стремились, все старались заслужить, не щадили своей жизни».

«Украинские казаки, - писал Н. Березин, - представляли не только свободное, но собственным порядком устроенное войско, но войско своевольное. В казаки мог попасть всякий, так что ряды войска, особенно запорожского, пополнялись многими беглыми холопами, и потом их невозможно было оттуда извлечь. Казачество и тесно связанное с ним Запорожье являлось, таким образом, убежищем, укрыться в котором мог рассчитывать исякий. Своеволие казаков проявлялось в том, что они совершенно не считались с верховной властью. Они заключали договоры с московскими царями об охране их границ, гетман их вел переговоры с немецким императором, точно самостоятельный властелин».

С подачи современных украинских историков, cловосочетание "украинские козаки" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно – украинское явление" и т.д.

"Свидоми" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на несколько лет раньше, чем в Запорожье, и уж если определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая: уже все казаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании появляются карты "Этнографических границ Украины", включающих Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к "украинскому козацтву" – насколько оно было украинским?

В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации.

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, Костомаров, простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения – это поляки.

В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е гг. полковник Филон Джалалий – по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI – XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они попросту еще не сформировались. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось лет на 200 позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их и для восстановления справедливости их надо обратно украинизировать. Вот так и получилось из летописного гетьмана Коленика Ондреева – Каленик Андриевич, а из первопечатника Ивана Федорова – Иван Федорович. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди козацких лидеров были и великоросы. Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, есть примеры, когда в одном документе идут подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки) или "Якушко Якимов да Филип Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно чисто имена козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.

Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением; как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие) на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в запорогах" – донцов. Один из первых донских атаманов – Мишка Черкашин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).

Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди козаков все равно было полно Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество – не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой – русский, украинец, белорус, татарин, еврей. Ничто не мешало украинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (в среде рядовых козаков инородцев еще больше). Поэтому делить козацтво на "украинское" и "русское" – глупо и бессмысленно. Козацтво было либо одно единственное как сословие, либо невероятной смесью – по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить – то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. А тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование о Малой России" А.Ригельмана, где подробно перечисляются различия малороссиян (украинцев) от запорожских козаков: "Сечевские козаки сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали...каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильсвовал... многими своими самовольствами, бесчиниями. Бунтами и разбоями так имя свое оскаредили. Храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междоусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были при всем оном два устава которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем... Они козаки везде грубы были. Напроти того украинские черкасы или малороссийский народ, как – то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочне селения в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождени приятны и ласковы. Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют...".

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ – историк, доцент Восточно-украинского университета им. В.Даля, г. Луганск

Один из депутатов Крымского парламента рассказывал, как в бытность нахождения полуострова в составе Украины он путешествовал по Львовской области. Его внимание привлек ухоженный курган с крестом на вершине. Сопровождающий пояснил, что это «могила запорожца». На вопрос, откуда в Галиции, жители которой во времена войн казаков с поляками были всегда на польской стороне, появилось казачье захоронение, очевидно, почитаемое, «гид» пояснил, что это «инсталляция», что в кургане, который насыпали год назад, никто не похоронен.


По мнению депутата, подобный «арт-объект» является своего рода символом украинской историографии, «насыпанной», как лже-курган, на пустом месте.

Отметим, что в ее основе положена безудержная эксплуатация «казачьего прошлого» Украины. На чем, в свою очередь, возводятся политические построения.

Так, например, на днях в Верховной раде Украины зарегистрирован законопроект о переименовании Днепропетровской области в Сечеславскую (Сичеславську). Данная инновация предполагается в рамках закона о декоммунизации, «восстановления исторической справедливости» и обозначения «роли наших предков - запорожцев в строительстве украинской государственности».

Однако «исторической справедливости» ради отметим, что запорожцы не занимались строительством «украинской государственности», а современные украинцы не являются их потомками.

Отметим, что до сих пор не утихает спор, кем являются казаки: сословием, субэтносом или этносом. Не вдаваясь в специфику этого непростого спора, отметим, что запорожцы и вообще все днепровские казаки в те времена, когда они жили на территории современной Украины, не считали остальных жителей Малороссии себе ровней или своими собратьями по крови. Себя казаки называли «черкасами», а не «украинцами» или «малороссами».

Николай Гоголь в своем бессмертном «Тарасе Бульбе» довольно подробно описал процедуру приема новоприбывших в Запорожской сечи: «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень».

Однако таким образом в Сечь принимали казаков днепровских или донских. Всех остальных ждал иной прием. Так, иностранца-католика или протестанта (а приходили и такие) могли принять только после принятия православия. И то только в том случае, если он был «военный человек», представляющий интерес для сечи: артиллерист, инженер, оружейник или закаленный воин.

Сбежавшему же от пана крестьянину предлагалось стать «холопом войска». Ему дозволялось селиться на землях Сечи, пользоваться ее защитой и арендовать сельхозугодья. За что он должен был платить оброк в казну сечи. Ни о каком приеме в казачье «товарищество» речи не было.

Ситуация изменилась после начала войн с Польшей, которые велись казаками отнюдь не ради построения «украинской государственности», а в защиту православия и своих «рыцарских прав», постоянно нарушаемых королевскими чиновниками и магнатами.

В силу больших потерь личного состава и общей неразберихи у некоторых малороссийских крестьян появился шанс забраться на более высокую ступень социальной лестницы, присоединиться к сообществу привилегированных воинов и «оказачиться».

Однако это «вливание» не изменило ни уклада, ни традиций ни самоощущения казаков.

Упразднением Екатериной Великой Сечи начался процесс переселения запорожцев и днепровских казаков на Кубань, Терек, на территории других казачьих войск России, который продолжался до середины 19-го столетия.

Запорожцы, не согласные с ликвидацией Сечи и ушедшие на турецкую территорию, тоже возвратились из эмиграции и поселились главным образом на Кубани.

То есть абсолютное большинство запорожцев и днепровских казаков переселились на Кубань, перенеся сюда регалии и традиции Сечи, а отчасти и ее структуру. До сих пор значительная часть кубанских станиц носит имена запорожских куреней.

Те, кто остался на Украине, казаками быть перестали и в юридическом, и в профессиональном и в конце концов в этническом плане.

Примечательно также и то, что кубанская балачка, на которой разговаривают в черноморских станицах Кубани, - вовсе не «наречие украинского языка», которого, собственно говоря, и не было еще в конце XVIII века (его начали создавать из разных племенных диалектов только в конце следующего ХIХ столетия), а диалект русского языка.

Царское правительство, заинтересованное в быстрейшем хозяйственном освоении Кубанского края, которое серьезно тормозилось из-за того, что все силы казаков были скованы войной с горцами и участием в заграничных походах русской армии, стало селить на Кубань и крестьян. В том числе и из Малороссии. Но крестьяне из Черниговской и Полтавской губерний вовсе не рассматривались казаками, переселившимися оттуда раньше, как «земляки». Их именовали «иногородними» и «хохлами», и статус их был аналогичным тому, что имели «холопы войска» в Сечи. Породниться с «иногородними» было для казака позором.

Неслучайно во время гражданской войны именно «иногородние» стали главной опорой большевиков и злейшими врагами казачества. Они стали одними из самых активных участников расказачивания.

К этому добавилась еще и кампания насильственной украинизации, которая проводилась на Кубани в 20-30-е годы ХХ столетия, когда все делопроизводство и школьное образование в крае было переведено на «украинский» язык. И этой украинизации казаки сопротивлялись всеми силами.

Кубанские казаки считают своими соплеменниками вовсе не украинцев, а донских, терских и других казаков.

Примечательно, что потомки «иногородних» на Кубани в наши дни чаще всего позиционируют себя как потомки казаков (благо что малороссийские и казачьи фамилии часто совпадают) и участвуют в возрождении казачества.

Об отношении кубанцев, единственных наследников запорожского войска и днепровских казаков, к «украинской государственности» свидетельствует тот факт, что в годы Гражданской войны они громили банды петлюровцев, а в наши дни они сыграли одну из главных ролей в «крымской весне». Многие кубанцы сражались и сражаются с ВСУ и нацбатами вместе с братьями-донцами за свободу Донбасса. И немало бойцов сложило в этой борьбе головы.

Иными словами, они являются единственными наследниками Запорожской сечи и днепровского казачества, их славы и традиций. И все претензии киевских идеологов на казачьи корни и наследие несостоятельны. Тем более что от главных достижений днепровских казаков, сохранения православия на юго-западных русских земелях и их воссоединения с остальной Россией, «свидомые» украинцы отреклись.

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными. В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может. Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары – а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава – общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение. При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово – Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»: «Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…»

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности. «Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе – бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!). Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой – крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу – отсюда и наказание.


Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали – сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу – пример общеизвестный. Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси. Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас – территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее – века, усердно и прилежно служили Османской империи. И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно – сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь – как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда. Впрочем, подчеркну еще раз – русские казаки (да и то – далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой… Но, исключительно за деньги – никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии – далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи». При этом девизом их было – «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это – в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками – испанцами. После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было. Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».


Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк. Кстати, несколько ранее в тех же землях чумой прошелся другой атаман – Северин Наливайко, начисто разоривший Могилев. Зверства и бесчинства, творимые украинскими казаками в белорусских землях, заставили тогдашних летописцев заклеймить их определением «хуже татаровей».

Для того чтобы забрать эдакую «пальму первенства» у татар, считавшихся «абсолютными чемпионами» по грабежу и насилию не только на Руси, а и в Европе, нужно было очень постараться. Кстати, с самими татарами у украинских казаков была (по крайней мере, в определенные периоды истории) тесная и взаимовыгодная дружба. Большинством побед над поляками Богдан Хмельницкий обязан именно татарам – при этом в качестве трофеев угонявших в рабство и жителей Украины. Впрочем, доставкой в Крым невольничьих караванов не брезговали и некоторые казаки – исторических свидетельств тому предостаточно...


За Веру и Отечество

На протяжении всей своей истории украинское казачество, особенно – запорожское, неизменно провозглашало себя «опорой и защитой Православной церкви». Во всяком случае, именно этим оправдывались совершенно невообразимые зверства, творимые его представителями в отношении евреев и католиков. Широко известны случаи убийства украинскими казаками католических священников и монахов, которых впоследствии даже запрещали хоронить, как полагается. Однако, это лишь одна сторона медали...

В отношении православных храмов и духовенства «лыцари» творили те же самые жуткие вещи. Разграбление ими церквей и расправы над священниками отмечены на всем их кровавом пути. Казаки Дорошенко в Смутное время проделывали это по всей Русской земле, где прошлись, а с татарами украинских казаков сравнил как раз белорусский священник. Наверняка, знал, о чем писал. Участие в войнах с единоверцами на стороне страшнейшего врага Православия – османской империи и резня вместе с ее янычарами православных греков также говорят о многом.

Роль русского казачества в истории России кому-то может показаться неоднозначной и иногда противоречивой. Однако бесспорным является то, что именно русское казачество своей кровью добыло для России многие земли – Сибирь, Урал, Дальний Восток, веками стояло на страже ее рубежей на Юге и Кавказе. Украинское казачество не то, что не принесло породившей его земле ни малейшего приращения – оно ее едва не погубило окончательно. Страшнейший период с 1657 по 1687 год, названный в украинской истории «Руина», был порожден именно безумной жаждой власти гетманов – предводителей украинского казачества. За это время их, присягавших то России, то Польше, то Турции, сменилось полтора десятка. На территории Украины разграблено и разрушено было все что можно, а человеческие жертвы вообще не поддавались исчислению…

В итоге украинское казачество окончательно выродилось в откровенную банду, носившую имя Запорожской сечи и совершенно справедливо ликвидированную императрицей Екатериной ІІ. К истинному служению Отчизне в условиях нормального, цивилизованного государства оно оказалось просто неспособно. Наверное, в этом и состоит главное отличие украинского казачества от русского…