Куприн чудесный доктор образ главного героя. Электронный читательский дневник

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
Куприн А.И. Чудесный доктор Доброта и помощь докторов Семья Мерцаловых, доктор Пирогов Два брата - Володя и Гриша Мерцаловы стояли возле витрины магазина, где были горы красных яблок, апельсинов и мандаринов, копченые и маринованные рыбы, окорочка, колбасы и даже поросенок с зеленью во рту. Сглотнув слюну и тяжко вздохнув, они вернулись домой с письмом, которое не смогли передать барину с просьбой о помощи.

Жили мальчики в подвале ветхого дома. В подвале был запах грязного детского белья, крыс и сырости. В углу на большой грязной постели лежала больная семилетняя девочка, а под потолком была люлька с кричащим младенцем. Возле больной девочки стояла на коленях изможденная, бледная мать, не забывая покачивать колыбельку. Отец Мерцалов был в отчаянии. Мерцалов решил повеситься Ему не хотелось думать о нищете и больной Машутке и о семье. Но по стечению обстоятельств, на скамейку рядом с Мерцаловым присел старик, который оказался очень отзывчив к беде простого, незнакомого ему человека. Вскоре они были уже у Мерцалова дома. Он осмотрел девочку и прописал лекарство, а на рецепте после ухода незнакомца ребята увидели, что чудесный доктор носит фамилию Пирогов.А вскоре дела семьи наладились – Машутка выздоровела, Мерцалов нашел работу и даже Гришка нашел неплохое место в банке. Вся семья считает, что это все благодаря их спасителю – чудесному доктору Пирогову.

26.06.2015

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Куприн Александр Иванович (1870- 1938), писатель. Родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. - в московское И Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890- 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 - 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932 гг.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

Облако слов

Мои впечатления о прочитанной книге

Это рассказ меня тронул до глубины души. Когда я читал, то меня одолевали разные чувства: жалость к детям, негодование по отношению к страшным мыслям отца семейства, гордость за доктора.

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его - просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

Второстепенный персонажи

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Тест по произведению

Отзывы о рассказе А.И. Куприна

"Чудесный доктор"

Пятиклассники размышляют о рассказе А.И. Куприна

«Чудесный доктор»

Мне очень понравилось это произведение тем, что господин Пирогов поступил мило, добросовестно, мудро. Такой шанс дается только раз. Это урок для слабыхлюдей,для таких, как господин Мерцалов. Он хотел покончить свою жизнь самоубийством из-за того, что у него всё пропало: и хорошее жильё, и деньги, и нормальная жизнь. Но Бог послал несчастному герою рассказа спасителя-хирурга Пирогова - врача, который осмотрел больную Машеньку, выписал ей рецепт и дал деньги.

Благодаря чуткому человеку, проявившему сострадание и оказавшему помощь, всё наладилось: Мерцалов устроился на хорошую работу, девочка поправилась, жизнь героев рассказа коренным образом изменилась…

Господин Пирогов - добрая душа. Хорошо бы, если бы в жизни было как можно больше неравнодушных людей!

Сафронов Артем, 5 «В» класс

ему нечем было заплатить не только за еду, но и лечение тяжело больных детей! У семьи закончились деньги и терпение…Чего они только не делали: просили милостыню, ходили с письмами к бывшему хозяину, но… никто не хотел им помочь! Отец, отчаявшись совершенно,пришел к решению свести счеты с жизнью. Но вдруг появляется человек, который смог оказать помощь, вытащить

семью из пропасти… Это был профессор Пирогов. Это добрый, внимательный человек, чуткий к чужому горю. Главное, что его помощь была от чистого сердца и бескорыстная.

Во мне рассказ вызвал бурю сопереживаний. «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось». Действительно, так хочется верить, что в жизни произойдет что-то волшебное, невероятное, чего и во сне трудно представить!

Королева Анастасия, 5 «В» класс

  1. Профессор Пирогов — знаменитый доктор. Был очень добрым и отзывчивым.
  2. Семья Мерцаловы — бедны люди, у которых не было денег, чтобы купить лекарств детям.

Бедственное положение Мерцаловых

Эта история произошла в Киеве, во второй половине 19-го века в канун Рождества. Уже в течение года семейство Мерцаловых живет в сыром подвале старого дома. Емельяна Мерцалова сократили с работы и его близкие стали жить в нищете. Самый младший ребенок, который еще лежит в колыбели хочет кушать и потому он громко кричит. У его сестренки, которая его чуть постарше поднялась высокая температура, но денег для покупки лекарств у родителей нет.

Мать семейства отправляет двух старших сыновей к управляющему, на которого раньше работал ее муж, в надежде, что он поможет им. Но бедных мальчиков прогоняют, не дав им ни копейки. Следует пояснить, почему Мерцалов лишился работы. Он заболел тифом. Пока мужчина лечился, на его место взяли другого человека. Все накопления были потрачены на лекарства, поэтому Мерцаловым пришлось переехать в подвал.

Одним за другим стали болеть дети. Одной их девочки не стало 3 месяца назад, а теперь заболела и Маша. Их отец пытался достать денег: ходил по всему городу, умолял, унижался, но никто ему ничем не помог. Когда сыновья вернулись от управляющего ни с чем, Мерцалов уходит. Им владеет мучительное желание убежать, куда-нибудь спрятаться, чтобы не видеть мучений своих родных.

Встреча с добрым профессором

Мужчина просто бродит по городу и оказывается в общественном саду. Там никого не было и царила тишина. Мерцалов хотел обрести покой и в его голове возникла мысль о самоубийстве. Он уже почти собрался с силами, но неожиданно к нему подсаживается незнакомый старик в меховом пальто. Он заводит разговор с ним о новогодних подарках, и от его слов Мерцалова охватывает приступ злобы. Его собеседник не обижается на сказанное им, а только просит рассказать ему все по порядку.

Спустя 10 минут Мерцалов возвращается домой вместе с таинственным стариком, который оказался доктором. С его приходом в доме появляются дрова и еда. Добрый доктор выписывает бесплатный рецепт на лекарство, оставляет семейству несколько крупных купюр и уходит. Личность своего спасителя — профессора Пирогова — Мерцаловы обнаруживают на ярлычке, который прикреплен к лекарству.

После встречи с Пироговым словно благодать нисходит в дом Мерцаловых. Отец семейства находит себе новую хорошую работу, а дети идут на поправку. Со своим благодетелем, доктором Пироговым, они встречаются только один раз — на его похоронах. Рассказчику это удивительную и по-настоящему волшебную историю рассказывает один из братьев Мерцаловых, который занимает важную должность в банке.

Тест по рассказу Чудесный доктор

  1. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей.
  2. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застеклен-ным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить се-бе двенадцатиградусный мороз, малень-ких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в оди-наковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в котором была просьба о помощи.

  3. В какой момент в рассказе появляется «чудес-ный доктор»? Как можно назвать эту часть повество-вания?
  4. Отец мальчиков — Мерцалов, потеряв-ший всякую надежду на спасение, бес-цельно бродил по городу и, наконец, сел на скамейку общественного сада. Именно тут и произошла его встреча с «чудесным доктором». Эту часть рассказа можно на-звать: «Неожиданная и чудесная встре-ча», или «Встреча и спасение семьи Мерцаловых», или «Встреча с «чудесным док-тором».

  5. Почему главный герой рассказа назван то не-знакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке лекарст-ва: «По рецепту профессора Пирогова»?
  6. Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым. Несчастный отец не предпо-лагает, кто перед ним. Слова «незнако-мец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании собы-тий. Каждое новое определение постепен-но знакомит нас с каким-то новым качест-вом героя. Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, «незнакомец», немного спус-тя уже «доктор», и, наконец, мы узнаем, какой доктор: «профессор Пирогов».

  7. Почему фамилия Пирогова, как вам кажется, не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн в название?
  8. Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем, добром и заботливом докторе, которые всегда были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить фамилию в заголовок. При таком названии рассказа все, кому помогали «чудесные доктора», и кто считал себя таким доктором, могли от-нести название рассказа к событиям своей жизни. В старших классах вы в этом слу-чае будете говорить, что такой заголовок подчеркивает типичность образа героя.

  9. Как выдумаете, почему новогодние, рождест-венские или святочные рассказы всегда имели хо-роший конец? Материал с сайта

    Рассказы, которые публиковались пе-ред всеобщими праздниками (Новый год, Рождество, Святки), обычно имели счаст-ливый конец, чтобы в праздничные дни люди радовались, даже знакомясь с труд-ной судьбой героев.

  10. Можно ли сказать, что в рассказе «Чудесный доктор» отношение автора к одному из героев зву-чит уже в названии рассказа?
  11. Слово «чудесный» в названии рассказа говорит не о чуде, а о том, с каким чувст-вом автор рассказывает о замечательном человеке. Это — слово-характеристика, которое не смог удерживать автор и сразу наградил своего героя высокой оценкой.