Личная аналогия пример. Символическая аналогия. Механизмы(операторы) и базовые поцессы синектики

Проведение прямых аналогий является, по‑видимому, наиболее продуктивным способом генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходства между различными событиями и фактами, равно как и явлениями в так называемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, то почему Y не может действовать так же успешно? »

А. Белл сравнил работу внутренних органов области уха с колебанием мембраны и изобрел телефон. Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движениями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооружения стали реальностью, когда были исследованы поведение и среда обитания моллюсков.

Однажды в конце сороковых годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепились к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут интересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек.

От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изобретение де Местраля используется повсеместно – от приборов измерения давления крови до экипировки теннисистов.

Используемая аналогия не должна быть слишком сложной или изощренной. К примеру, коллекционирование марок является хобби, однако по некоторым своим характеристикам оно сопоставимо со многими видами бизнеса: и там и там нужно проводить исследование рынка, и там и там используются такие понятия, как запасы, затраты, цена, выгодная сделка и т. д.

Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором – тостером. Следуя выбранной аналогии, я буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле: 1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 (новые идеи)

Я выписываю основные характеристики и функции тостера.


□ Подключается к источнику электроэнергии.

□ Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.

□ Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.

□ Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба.

□ Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.

□ Может «ударить током», если вы попытаетесь достать хлеб ножом или вилкой при включенном приборе.

□ Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые способы повышения моей творческой активности на работе.

□ Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творческом потенциале. («Включается нажатием специальной клавиши или кнопки».)

□ Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творческой активности. («Источник электроэнергии».)

□ Необходимо разработать комплексный подход к решению поставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты».)

□ Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба».)

□ Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)

□ Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может "ударить током"».)

□ Следует попробовать скомбинировать разные творческие методы. («Масло и джем».)

Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер) 7 (идей).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:

1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.

2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей проблемы. Ключевым словом было выбрано слово «сбыт».

3. Выберите слово, относящееся к области, явно не связанной с вашей проблемой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шансы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телевидения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры»‑

4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки зрения поиска новых идей.

В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включены следующие: наука, параллельное использование, «дружественный» интерфейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использование компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.

5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой.

Не относитесь к поиску аналогий как к чему‑то тяжелому и неприятному. Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно.

Владелец магазина тщательно проанализировал всевозможные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение возможностей использования компьютера и использование в развлекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.

Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома. С помощью компьютера заказчик сможет сам спроектировать на экране монитора дом какой захочет. Встроенный калькулятор тут же, по желанию клиента, подсчитает стоимость будущего дома. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно распечатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы.

Новая область понятий, с которой вы связываете свою проблему, так называемый параллельный мир, должна быть вам хорошо известна. Чем больше подробностей, различных ситуаций и событий вы сможете вспомнить, тем лучше. Например, слова «Победитель кубка Стэнли» или «Монреаль канадиенс» дадут вам гораздо больше аналогий, чем просто слово « хоккей ». А если вы остановились на слове «ресторан», выберите такое заведение, где не раз бывали, где вам многое знакомо – от меню до интерьера.

Ниже приведен список различных понятий, научных дисциплин, областей знания, другими словами – «параллельных миров», которые можно использовать для поиска ассоциаций с миром бизнеса.

Пользуйтесь этим списком для выбора «параллельного мира» при решении стоящей перед вами задачи, а если он окажется для вас тесен, можно его расширить. Как следующий шаг в выбранной области рассмотрите 4‑5 более узких направлений и выберите то, которое лучше всего отвечает сути проблемы и в котором вы чувствуете себя более компетентными.

Ниже следует список различных сфер деятельности, областей и дисциплин, которые имеют что‑то общее с деловым миром. Для начала используйте этот список, но обязательно составьте уникальный список параллельных сфер деятельности, который наилучшим образом соответствует вашим знаниям. При выборе параллельной области рассмотрите четыре или пять вариантов, чтобы выбрать тот, который лучше удовлетворяет общим принципам вашей задачи.

Параллельные сферы деятельности

Англия Гавайи

Архитектура Гастрономы

Астрология География

Астрономия Геология

Балет Германия

Бары Гипноз

Баскетбол Гольф

Бейсбол Горная промышленность

Биография Гражданская война

Биология Движение за гражданские права

Большая депрессия Боулинг Джунгли

Бухгалтерский учет Дикий Запад

Ватикан Животный мир

Великие книги Журналистика

Вино Звезды

Война за независимость Иглоукалывание

Вооруженные силы Издательское дело

Вторая мировая война Изобретения

Вычисления Индия

Вьетнамская война Искусство

Искусство танца

Кардиология

Карибские острова

Композиторы

Компьютеры

Кулинария

Литература

Лыжный спорт

Математика

Медицина

Метеорология

Мифология

Монастыри

Мультипликация

Мыльные оперы

Налоговое управление

Насекомые

Обеспечение правопорядка

Обрабатывающая промышленность

Образование

Олимпийские игры

Оптовые торговцы

Оформление интерьера

Памятники

Парусный спорт

Первая мировая война

Печатное дело

Пилотирование

Политика

Политология

Порнография

Похоронные бюро

Правительство

Профсоюзы

Психиатрия

Психология

Пьесы Шекспира

Развлечения

Разговорное радио

Рестораны

Рестораны быстрого питания

Рыболовство

Сельское хозяйство

Семинары

Скульптура

Слесарное дело

Социология

Специальное образование СССР

Фармакология

Физиотерапия

Фотография

Хиропрактики

Эволюция

Экономика

Южная Америка

Юриспруденция

Ядерная физика

Сталелитейная промышленность

Стоматология

Телевидение

Телевидение

Теленовости

Терроризм

Транспорт

Туристический бизнес

Уборка мусора

Универмаги

Уолл‑стрит

Постарайтесь найти в выбранном «параллельном мире» все сведения, которые можно связать с вашей задачей (подобно повару китайского ресторана, использующему все части утки для приготовления блюд национальной кухни).

Предположим, ваша проблема заключается в продаже копировальной техники. Вы произвольно выбираете из приведенного списка «телевидение» и концентрируете свое внимание на телепроповедниках, а затем выписываете их главные характеристики и сравниваете их с принципами продажи копировальной техники. Ваша цель будет состоять в выявлении аналогий, которые смогут подсказать новую продуктивную идею.

Итак, что у вас получилось?

Кто‑то скажет, что проповедники тоже занимаются продажей, торгуя своими проповедями. Кто‑то добавит, что они «продают» также надежду, которую вселяют в людей своими речами. Другими словами, надежда – это продукт продукта. А в чем может состоять «продукт продукта» продажи копировальной техники? В новой услуге? В дополнительных удобствах? В повышении производительности? Как вы думаете, если продвигать на рынок «продукт продукта», можно добиться роста продажи своей техники?

Теперь сопоставим ту же проблему с обслуживанием в ресторане. Допустим, что предлагаемое меню разнообразно (аналогия – широкий ассортимент предлагаемой техники), но порядок оформления заказа у официанта (аналогия – торговый представитель фирмы) очень неудобен для клиента: каждое блюдо (аналогия – определенный тип копировальной техники) надо заказывать у конкретного официанта. В этой ситуации одним из решений может быть сокращение номенклатуры продаваемой продукции и упрощение процедуры оформления заказа.

Один мой знакомый хотел построить бассейн, но его не устраивали проекты со стандартными размерами 20 на 40 футов. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать заплывы. Однако для разработки нового проекта была необходима оригинальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый выбрал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка. Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой.

Посмотрите на рисунок. На нем изображен план бассейна, напоминающий своей формой клюшку для гольфа: модифицированный шестиугольник с общей длиной сторон 23 фута и примыкающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 60 футов.

Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильтрацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнии – наподобие чехла для клюшек. Мой знакомый признавался, что использование техники прямой аналогии подсказало ему двадцать четыре варианта решения!

Аналогия – слово греческого происхождения, которое имеет два значения. 1) сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями. Например, такое сходство можно наблюдать у звуковых и электромагнитных волн: интерференция, законы отражения и преломления; 2) умозаключение, в котором на основании сходства двух предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

При рассуждении по аналогии сопоставляются два объекта. На основании их сходства в некоторых признаках, делается вывод об их сходстве в других признаках. При таком рассуждении знания, полученные при рассмотрении одного объекта, переносятся на другой менее изученный объект.

Выделяют четыре вида аналогий: прямая, личная, фантастическая и символическая. Рассмотрим подробно прямую аналогию.

Прямая аналогия предполагает сопоставление исследуемого или проектируемого объекта с естественными или искусственно созданными объектами этой же или другой области, а также решаемой задачи с подобными задачами в рассматриваемой или другой предметной области.

Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур. В зависимости от способа сопоставления различают аналогию: операций (функций, принципа действия), строения, формы и отношений.

3.1. Аналогия операций

Аналогия операций (функциональная аналогия) является одной из наиболее распространенных видов прямой аналогии. Она характеризует направленность мышления связанную со свободным ассоциативным поиском в области материальных объектов выполняемых операций, принципов действия, функций, а также способов решения задач. Поиск осуществляется, прежде всего, в сторонних отраслях знаний, например, биологии, геологии, астрономии. Подмечено, что биология – самая продуктивная область для нахождения аналогий. Это подтвердилось фактом создания новой науки на стыке биологии и техники – бионики.

Для поиска аналогий необходимо сначала определить, какие операции (действия), функции должен выполнять объект, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие операции.

Пример. Некоторые аналогии операций. Детская игрушка волчок натолкнула изобретателя Э. Сперри на создание гироскопических приборов для автоматического управления самолетом.

Когда потребовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма, то выяснилось, что в природе очень точно за 10…15 ч. предугадывает шторм обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8…13 Гц. Оказалось, что эти колебания являются предвестником надвигающегося шторма. Таким образом была поставлена задача разработки прибора с соответствующей чувствительностью, которая и была решена.

Устройство для движения в грунте было создано инженерами после тщательного изучения «принципа работы» корабельного червя тередо, прокладывающего себе тоннель в бревне. Первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад. Инженер А. Требелев поместил крота в ящик с утрамбованной землей и просвечивал ящик рентгеновскими лучами. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для создания искусственного крота.

Как показывает практика для того, чтобы обнаружить подходящую аналогию, нужно сформировать подобие базы данных перспективных феноменов.

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» подразумевается сжатый, образный, противоречивый, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - «заглавие книги». Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием».

Синекторы утверждают, что символическая аналогия - независимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

Шлифовальный круг - точная шероховатость;

Храповой механизм - надежная прерывистость;

Пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

Мрамор - радужное постоянство;

Прочность - принудительная целостность.

В самом деле, рассмотрим первый пример. Шлифовальный круг обычно тесно связывают с таким понятием, как точность обработки. Но в то же время он обрабатывает материал потому, что шероховат. И чем больше неровности на поверхности круга, тем более быстро идет обработка. Но чем больше неровности, тем меньше точность обработки. Так символическая аналогия позволила нам увидеть сложную реальную проблему, стоящую перед людьми, занятыми разработкой и применением шлифовальных кругов. 74

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение лучше с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. Почти все объекты выполняют не одну, а несколько главных функций; желательно видеть их все. После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная одной из главных. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Практика применения символических аналогий показывает, что в процессе обучения слушатели довольно быстро осваивают эту форму представления объекта. Приведем ряд примеров, полученных во время обучения синектике.

Объект: паркет.

Аналогии: скользкое трение, целая дробность, дискретная сплошность, поющее молчание, извилистая половица, высший низ, блестящая шероховатость, многоугольный прямоугольник, вспученная плоскость, плоская елка, деревянный ковер, трескучая неподвижность, желанное наказание, попираемая роскошь, многоэлементное однообразие.

Объект: дерево.

Аналогии: неподвижная динамика, неподвижное движение, зеленый костер, качающаяся твердь, мягкая прочность, живой минерал, изменчивое постоянство, пористая плотность, отдающий по-

требитель, сучковатая стройность, занозистая гладкость, прямая ветвистость, возвышающийся углубитель, зеленое тепло, сухая водокачка.

Объект: вентилятор.

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Применение этого механизма в практической работе также очень ценно, т.

к. позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Пример. В процессе решения практической задачи потребовалось усовершенствовать редуктор, сделать его более компактным, регулируемым по мощности. Значительно приблизил к решению творческую группу процесс формулирования символических аналогий. Наибольшую эвристическую ценность, по мнению разработчиков, имели символические аналогии, где редуктор определялся как «неподвижная ступенька» и «скомканный рычаг».

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

Примечание. Собственно символические аналогии известны уже очень давно, намного раньше, чем синектика. В лингвистике подобные сочетания называются «оксюмотроны» - они применяются для придания речи большей выразительности. (Например - «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука» и пр.).

Издавна данный подход применялся и для проблематизации при обучении. Так, например, живший в VIII веке н. э. английский монах и ученый Алкуин, приглашенный учить Пипина - сына Карла Великого, строил обучение в диалоговом режиме. Пипин задавал вопросы, Алкуин отвечал. И ответы его очень напоминают символические аналогии - они коротки, выразительны:

Что такое туман?

Ночь днем.

Что такое язык?

Воздушный бич.

Что такое сон?

Образ смерти, и т. п.

Очень глубокие связи данная форма описания объектов имеет с исландскими каннунгами.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами - символами звуков; количество – цифрами и т.д.1

Графическая аналогия2

Графическая аналогия - это умение обозначить каким–либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки.

Графической аналогией детей подводят к понятию – приему «свертывание» - умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его находить графическую аналогию самостоятельно.

Начинать следует с самого простого – поиграть с детьми в игру «Что в круге?». Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?»

NB – не располагайте фигуры в круге так, чтобы получившееся изображение было похоже на изображение лица (этот образ у детей возникает сразу, и уйти от него трудно).

Не спрашивайте про большой круг сразу: «Что это?», - так как дети тут же проводят аналогию по внешнему виду, отвечая так: «Колбаса, сыр…».

Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «Нет. Это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.



Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее можно «поиграть» линией. Читая детям какое–либо произведение, предложите им быстро нарисовать образ героя, сначала полуреальный, выделив в герое самое главное (Например: девица-красавица – солнышко, Иванушка – только улыбка…). Необходимо на изображение давать определенное время – это может быть небольшая пауза в чтении, можно договориться с детьми так: они рисуют, пока взрослый дочитывает предложение до конца. Это нужно для того, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

Далее подумайте с детьми, как можно нарисовать портрет одной линией? Предложите им попробовать почувствовать некий характер через собственные движения: встал, прямой, как струна, застыл – какой ты сейчас? Твердый, крепкий, сильный, стойкий, ровный… А у Хаврошечки мягкий характер, какая линия будет? (волнистая) и т.д.

Поработав так до тех пор, пока дети не освоят разные начертания линий-характеров, можно предложить им нарисовать ваш «портрет», «портрет» товарища, соседа, мамы…

Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, можно предложить им составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действия последовательно) и один цветной карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).

Читая или рассказывая сказку, предложите детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели готовы, предложите детям рассмотреть рисунки – записи, обратите внимание на то, что сказка одна, а рисунки – записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто другой прочитать не может. Предложите детям «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи», или по «записи» товарища. Сколько детей – столько сказок. Можно сочинять сказку всей группой или дома с родителями.

Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть совершенно на них не похожи (другая ситуация, другие герои, другие взаимоотношения между ними).

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

Дети, умеющие пользоваться моделями, быстрее осваивают азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большее значение.

Задания:

1. Подберите литературных героев с яркими запоминающимися образами. Обозначьте их линией. Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного персонажа и характером линии, которой вы его обозначили.

2. С помощью линии нарисуйте «портрет» вашего друга, коллеги, начальника (тема по выбору студента). Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного вами человека и характером линии, которой вы его обозначили.

3. Составьте модель сказки (сказка по выбору студента). Рассмотрите рисунки – записи и сочините по ним новые сказки-рассказы.

4. Подумайте, в каких видах деятельности дошкольников и как можно использовать графическую аналогию. Проиллюстрируйте свой ответ наглядными примерами.

Словесная символическая аналогия 1

Словесная символическая аналогия позволяет словам–символам кратко передать содержание или смысл.

Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например:

По-жила!

Пришла. Поиграла. Подралась. Поела. Послушала. Почесалась. Порисовала. Помогла. Погуляла. Поела. Помучилась. Проснулась. Поиграла. Почесалась. Попрыгала. Поела. Погуляла. Пошла. Пришла. По… нет, отмучилась!

Можно, передавая содержание произведения, героев и действия обозначать символическими нереальными словами. Например:

Финяфа

Л. Петрушевская

Финяфа фия за фифками в малюсеньком тонике. Рядом тявки масюсенькие ибочки. Кап-кап капусник. Ибочки так тявали, тявали и вытявалися выше темка. Финяфа целый день якалась, что у нее екая – маекая крыша из ибочки. Пусть теперь капает капусник, тоник не прокапает. А под иякими ибочками финяфа поставила солик со суликами и пьет сик с чаеками. А чаеки пьют сик с пикими и финяфу хвалюкают.

При сочинении таких «произведений» надо придерживаться правила: если вначале, каким–либо символом обозначили персонаж или действие, менять его нельзя, иначе дети составят просто набор слов, «потеряв» содержание. На начальном этапе воспитатель предлагает детям слова–символы, потом они находят символы самостоятельно. Кроме того, не гонитесь за «длинными» произведениями – достаточно нескольких предложений. Используйте детские «произведения» в играх драматизациях: детям нравится произносить незнакомые или придуманные самими слова, их всегда можно по ходу поменять, и не надо ничего заучивать и репетировать.

Дети очень любят сочинять «абракадабрские» стихи, заменяя реальные слова собственными, выдуманными. Необходимо только объяснить детям: чтобы стихи что-то описывали, надо согласовывать слова в предложении, не менять имена собственные, а одинаковые действия обозначать одними словами – аналогами. Сочиняя стихи на знакомые рифму и ритм, дети осваивают ритмику стихосложения. Например, на стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет»:

Файна Няфа морко тичет:

Поришара в кушке чичик.

Ша-ши, Няфочка, не тич,

Не каюкнет в кушке чич!

Можно придумывать стихи с максимальным использованием изучаемых букв или слогов. Например, по колыбельной «Баю-баюшки-баю»:

Мау – маушки – мау,

Му матуся на мую.

Ми миусенький мусет,

Мо моукнет и мисет.

Задания:

1. Используя слова - символы составьте краткий текст – рассказ на тему: в библиотеке, поездка на автобусе в час-пик, экзамен, лекция, на работе, разговор с заведующей детского сада (тема по выбору студента).

2. Пользуясь символическими нереальными словами, составьте рассказ.

3. Заменяя реальные слова выдуманными, сочинить «абракадабрские» стихи (стих – основа по выбору студента).

4. Придумайте стихи с максимальным использованием каких-либо букв или слогов (буквы и слоги по выбору студента).

5. Прочитайте громко в слух с выражением

А.Пушкин С.Есенин С.Есенин

17 30 48 14 126 14 170! 16 39

140 10 01 132 17 43 514 700 142

126 138 16 42 511 612 349

140 3 501 704 83 17 114 02

В.Маяковский А.Барто А. Барто

2 46 38 1 2 15 42 35 06 07

116 14 20! 42 15 6 07 17

15 14 21 37 08 5 45 3 26

14 0 17 20, 20, 20. 20, 20, 20.

6. Сочините стихи, используя вместо слов цифры.

Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

С: Какая в этом разница?

А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

Д: Какие еще есть другие аналогии?

Е: А как насчет человеческого рта?

В: Что он распыляет?

Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.