Лучшие писатели научной фантастики рейтинг. Чужие на районе. Левая рука тьмы

Научная фантастика - это книги о воображаемых мирах. Этот жанр заставляет писателей и читателей выходить за рамки собственной вселенной и чаще всего рассматривает вопросы о нравственности, войне или семейных ценностях.

Лучшие научно-фантастические произведения дают также представление о последствиях инноваций, демонстрируя бесконечные возможности того, что может случиться, когда мы раздвинем границы науки. Предлагаем вашему вниманию список лучших таких книг с сайта «Reddit». Согласны ли вы с мнением пользователей сайта? Свои ответы можете оставить в комментариях.

Восстаньте из праха

В романе «Восстаньте из праха» описана достаточно простая идея: что будет, если каждый, кто когда-либо жил на Земле, воскреснет? Шедевр Фармера, открывающий цикл «Мир реки», повествует о взаимодействии и приключениях как вымышленных персонажей, так и важнейших исторических деятелей.

Пыточных дел мастер

«Пыточных дел мастер» - это первый роман цикла Вулфа «Книга Нового Солнца», рассказывающий о Северьяне, подмастерье Гильдии Палачей. Северьяна отправляют в ссылку за предательство, которое он совершил, когда помог своей любимой женщине покончить с собой. Так начинается его путешествие, в ходе которого он ищет ответы на вопросы о реальности и здравом смысле.

Анафем

Автор - Нил Стивенсон

Роман Стивенсона «Анафем» повествует об обществе, загоняющем интеллектуалов в специальные монастыри, чтобы те сосредотачивались исключительно на исследованиях во имя науки. Тем не менее, границы между монастырями и светским обществом постепенно стираются в ходе непредвиденного кризиса, который может коснуться каждого.

Космический Апокалипсис

Когда богатый археолог и учёный Дэн Силвест в 2251-м году обнаруживает, что древняя цивилизация на планете Ресургем была таинственным образом уничтожена, он начинает опасаться, что человечество постигнет та же участь.

В «Космическом Апокалипсисе» параллельно ведутся несколько линий повествования, причём некоторые происходили за годы или даже десятилетия до начала других.

Левая рука тьмы

Считающийся одним из первых крупных романов так называемой женской научной фантастики, «Левая рука тьмы» рассказывает о попытках человека убедить расу бесполых пришельцев присоединиться к межгалактическому альянсу.

Описанные Ле Гуин гетенцы и их постоянно холодная планета Гетен (Gethen), что в переводе означает «Зима» - это взгляд на мир, лишённый обычной человеческой двойственности.

Я, робот

Возможно, поклонникам Уилла Смита будет интересно узнать о первоисточнике: именно Азимов написал десять новелл о футуристических отношениях между роботами и людьми.

Центральное место в романе «Я, робот» занимают сформулированные Азимовым три закона робототехники - набор правил для обеспечения безопасности в его вымышленной реальности, которые писатель неоднократно использует и в других своих романах.

Сирены Титана

Возможно, самым известным произведением Воннегута можно назвать «Бойню № 5», но на втором месте окажется роман «Сирены Титана»: на Титане находится инопланетянин, по воле случая принимающий решения обо всех событиях на планете Земля, от войны до установления нравственных принципов, и становящийся, в конце концов, едва ли не целью существования человечества.

Контакт

Годы спустя после своего появления на телеэкранах Америки в программе PBS «Космос» Саган опубликовал роман «Контакт», в котором Земля получает несколько сообщений от внеземных существ.

Многие из сообщений написаны на международном языке математики, что позволяет людям общаться и, в конечном итоге, взаимодействовать с представителями инопланетной жизни.

Красный Марс

В первом романе из цикла «Марс» человечество только начинает освоение Красной планеты - Марс подлежит терраформированию для последующей колонизации.

Вся трилогия охватывает период в несколько веков. В центре внимания - несколько десятков глубоко проработанных персонажей. Книга пытается дать ответы на вопросы о научных, социологических и, возможно, этических последствиях освоения Марса людьми.

Звезда Пандоры

В мире, где сотни планет связаны рядом червоточин, астроном Дадли Боус обнаруживает исчезновение пары звёзд на расстоянии тысячи световых лет от Земли. Начинается исследование этого феномена.

Также в книге описаны некие «хранители индивидуальности» - культ, саботировавший миссию Боуса и манипулирующий сущностью под названием Старфлайер.

Мошка в зенице Господней

В 3016-м году Вторая Империя Человечества охватывает сотни звёздных систем. Это стало возможно благодаря изобретению технологии «Олдерсон Драйв», позволяющей преодолевать гигантские расстояния на скорости, превышающей скорость света. Пока что человечество ни разу не столкнулось с расой других разумных существ.

И вдруг около далёкой звезды Мот обнаружилась инопланетная раса. Люди рады так называемым мошкитам, но мошкиты скрывают тёмную тайну, довлеющую над их цивилизацией в течение миллионов лет.

Страсти по Лейбовицу

Прошло 600 лет после ядерной катастрофы. Монах из ордена святого Лейбовица открывает технологию великого святого, что может стать ключом к спасению человечества - отказу от бомбоубежищ и основой для атомной бомбы.

В книге рассказывается о том, как человечество заново выбирается из тёмных веков, но потом вновь сталкивается с ужасами ядерной войны.

Эксцессия

Два тысячелетия назад чёрная звезда под названием Эксцессия таинственным образом появились на краю космоса. Звезда была старше Вселенной и таинственным образом исчезла.

Теперь она вернулась, и дипломат Бир Генар-Хофен должен раскрыть тайну потерянного солнца, в то время как его раса находится в состоянии войны с опасной инопланетной цивилизацией.

Звездный десант

Автор - Роберт Хайнлайн

В «Звездном десанте» рассказывается о Хуане Рико, решившем присоединиться к военным силам Земли для борьбы с инопланетным врагом. Книга рассказывает о строгой подготовке солдат в военном лагере, а также о психологическом состоянии призывников и командиров флота.

Один из первых великих научно-фантастических романов, «Звездный десант» вдохновил многих других писателей на создание военных научно-фантастических романов. Например, мотивы Хайнлайна прослеживаются в романе Джо Холдемана (Joe Haldeman) «Бесконечная война».

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Автор - Филип Дик

По роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» снят культовый фильм «Бегущий по лезвию». В 2021-м году, после того, как в ходе мировой войны погибли миллионы людей, целые виды живых существ были обречены на вымирание. Так что всё, что осталось - создать искусственные копии исчезающих видов: лошадей, птиц, кошек, овец… и человека.

Андроиды настолько естественны, что их почти невозможно отличить от настоящих людей. Но охотник за головами Рик Декарт (Rich Deckards) пытается сделать именно это - выследить андроидов, а затем убить их.

Мир-Кольцо

«Мир-кольцо» - история 200-летнего человека Луиса Ву, который отправляется в экспедицию для исследования незнакомого мира со своей 20-летней коллегой Тилой Браун и двумя инопланетянами.

Книга рассказывает об их приключениях в Мире-кольце - огромном таинственном артефакте длиной около 966 млн км, вращающемся вокруг звезды, о том, как люди пытаются раскрыть секреты этого мира - и сбежать.

2001: Космическая одиссея

Автор - Артур Кларк

Лучшие учёные Земли сотрудничают в исследовании с суперсовременным компьютером «HAL 9000», но сделанная по образу и подобию человеческого мозга машина оказывается способной на чувство вины, неврозы… и даже убийства.

Бесконечная война

Написанная ветераном Вьетнамской войны как аллегория войны во Вьетнаме, «Бесконечная война» рассказывает историю солдата Уильяма Манделлы, вынужденного пойти в армию и покинуть Землю для борьбы с таинственной инопланетной расой Торанами.

Но из-за временных искажений дорога солдат занимает десять субъективных лет, в то время как на Земле проходит целых 700 лет. И Манделла в итоге возвращается на совершенно другую планету.

Лавина

Хиро Протагонист может казаться всего-навсего доставщиком пиццы в футуристическом Лос-Анджелесе, но в Метавселенной он - известный хакер и воин-самурай.

Когда новый наркотик, известный как «Лавина», начинает убивать его друзей-хакеров в Метавселенной, Хиро приходится выяснить, откуда взялся опасный наркотик.

Нейромант

Кейс, бывший хакер и кибер-вор, потерял способность входить в киберпространство. Но однажды его способности возвращаются к нему в результате чудесного стечения обстоятельств. Его нанимает таинственный человек по имени Армитидж, но по ходу миссии Кейс обнаруживает, что кто-то - или что-то - продолжает дёргать за ниточки.

«Нейромант» был первым романом, удостоившимся трёх главных научно-фантастических премий: Хьюго, Небьюлы и Премии Филипа К. Дика.

Гиперион

Роман, получивший премию Хьюго, является первой книгой из цикла о семи путешественниках, отправившихся на чужую планету, чтобы найти таинственного монстра по имени Шрайк и спасти человечество от неминуемой гибели.

Ходят слухи, что если остаться в живых после встречи со Шрайком, то будет исполнено одно желание. Галактика находится в преддверии войны и Армагеддона, и семь паломников - последняя надежда человечества.

Основание

Действие «Основания» происходит в настолько далёком будущем, что люди забыли Землю и живут теперь во всей галактике.

Вроде бы всё хорошо, но учёный Гарри Селдон предсказывает, что Империя вот-вот рухнет, и человечество откатится примерно на 30 тысяч лет назад, в новые тёмные века. Он придумывает схему для сохранения знаний о человеческой расе в энциклопедии, чтобы вновь создать империю
на протяжении ряда поколений.

Игра Эндера

Эндрю «Эндер» Виггин считает, что был выбран для подготовки к бою с инопланетной расой. Его подготавливают к управлению флотом с помощью компьютерной игры, имитирующей военные действия. На самом деле этот мальчик - военный гений Земли, и именно ему предстоит схватиться с «жукерами».

В первой книге цикла «Игра Эндера» Эндеру всего шесть лет, и мы можем узнать о первых годах его обучения.

Автостопом по галактике

В первой книге цикла Артур Дент узнаёт от своего друга Форда Префекта, секретного сотрудника компании-производителя межзвёздного путеводителя «Автостопом по галактике», что Земля вот-вот будет уничтожена.

Друзья сбегают на инопланетном космическом корабле, и в книге рассказывается об их странных путешествиях по Вселенной. Также роман наполнен цитатами из непосредственно путеводителя, например, «Полотенце - это, пожалуй, самая ценная вещь для автостопщика».

Дюна

Ни один подобный список не будет полным без упоминания «Дюны» Фрэнка Герберта, по сути, являющейся для научной фантастики тем же, что и «Властелин колец» для фэнтези.

Герберт создал историю о политике, истории, религии и экологических системах феодальной межзвёздной империи. Попавший на пустынную планету Арракис Пол Атрейдес превращается в таинственную религиозную фигуру - Муад’Диба. Он намерен отомстить за убийство своего отца, для чего развязывает революцию, в ходе которой восходит на императорский трон.

451 градус по Фаренгейту

Антиутопический роман повествует о жизни пожарного, цель работы которого заключается не в тушении огня, а в его разжигании. Гай Монтэг стоит на страже создания идеального мира без чтива, где написана, по мнению государства, ненужная противоречивая информация для современного человека.

Сжигание книг для вечернего прочтения, религиозных, учебников превращается в некий ритуал очищения. Человека, найденного за книгой, отбирают собственное жилище струёй пламени. Лишенное эмоций, чувств и переживаний, население этого мира спешит домой, к интерактивному телевизору, вещающий пустые телепередачи. Эти люди видят смысл лишь в покупке очередной ненужной вещи.

Главный герой, по мере развития рассказа, встречает всё больше людей, которые прибегают к разнообразным методам противостояния власти. Постепенно и сам Гай Монтэг начинает коллекционировать сохранившиеся драгоценные книги.

1984

Министерство Правды – один из главных органов надзора, управляющий книгопечатными изданиями. Здесь работники тщательно трудятся над фальсификацией и искажением реальных событий. В газетах пишется только то, что людям хотелось бы прочесть. Основной упор делается на корректировке пропагандистских статей. Даже дети клевещут на собственных родителей из-за идейной невыдержанности.

Протагонист романа – Уинстон Смит – занимается подтасовкой исторических фактов, переписыванием старых новостей, корректирует литературу согласно действующему курсу. Теперь невозможно оспорить то, что в какие-то моменты в истории было как-то иначе – доказательств нет. Сам Уинтсон только делает вид, что является сторонником Партии, а в глубине души ненавидит и относится скептически ко всему.

Главный герой начинает вести дневник, в котором он выплёскивает все эмоции, наперекор тому, что это может привести к каторге или даже смерти. Вскоре Уинстон понимает, что он – не единственный работник в министерстве, чьи взгляды противостоят нынешней власти, и кто также привык носить маску добропорядочного гражданина, довольного своим положением.

11/22/63

Убийство президента Джонна Кеннеди – самое громкое, загадочное и противоречивое событие прошлого века. До сих пор доподлинно неизвестно, кто приложил руку к этой трагедии, а существуют лишь теории, так и оставшиеся не доказанными.

Автор книги предлагает свою версию произошедшего и отправляет в путешествие в мир учителя английского языка Джейкоба Эппинга. На долю главного героя выпадает непростая миссия – спасение 35-го президента Соединённых Штатов Америки.

Эл Темплтон настаивает на встрече с Джейком, в которой делится информацией о скрытом временном портале в подпольном помещении. Эл предлагает главному герою завершить это дело, так как сам он находится при смерти. Есть несколько ограничений путешественника во времени. Основным условием остаётся то, что в независимости от пребывания в прошлом, в настоящем проходит пара минут.

Протагонист романа получает в «наследство» охапку денег того времени, фальшивые документы, а также букмекерские выигрышные ставки. Джейкобу нужно выяснить, кто действительно стоял за убийством Кеннеди и как всё было подстроено.

В наше время научно-фантастические романы становятся всё более актуальными. Наверняка многим любителям литературы было бы интересно узнать, каким видели будущее человечества известные писатели-фантасты.

Фантастика, как литературный жанр, интересна, прежде всего, тем, что позволяет нам, читателям, заглянуть в завтрашний день, так сказать, узнать, что день грядущий нам готовит.

Мы рассмотрим 10 культовых научно-фантастических произведений, которые получили мировое признание и известность.

1. «Машина времени» (1895)

Роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени» увидел свет в далёком 1895 г. Автор впервые ввёл в художественную литературу идею путешествия во времени с помощью специальной машины. Фактически «Машина времени» положила начало хронофантастике, как отдельному жанру научной фантастики.

В книге описано то, как научно-технический прогресс привёл к своеобразной утопии: население Земли превратилось два вида человекообразных существ, которые находятся в постоянной войне друг с другом.

Чем интересен: «Машина времени» является культовым научно-фантастическим романом и родоначальником литературной концепции путешествия во времени.

2. «Я, робот» (1950)

«Я, робот» - это сборник рассказов Айзека Азимова, состоящий из 9 фантастических новелл.

Сюжет повествует о взаимодействии роботов и человека в недалёком будущем. Однако искусственный разум - это не просто бездушная машина: порой, у него появляются вопросы к своим создателям, а иногда он и вовсе вступает с ними в спор.

Безусловно, сборник можно назвать культовым хотя бы потому, что он послужил основой для сотен других произведений о роботах.

Чем интересен: в сборнике были впервые сформулированы обязательные правила поведения для роботов, которые актуальны и по сегодняшний день.

3. «451 градус по Фаренгейту» (1953)

Роман-антиутопия писателя Рэя Брэдбери - подлинная «икона», если хотите, канон фантастики: в книге описывается тоталитарное общество, в котором книги, заставляющие человека думать, сжигаются, а их владельцы, преследуются властями.

Главный герой произведения занимается тем, что сжигает книги, при этом он искренне считает, что делает это на благо человечества.

Однако вскоре он начинает сомневаться, правильно ли поступает. Со временем он полностью разочаровывается в идеалах общества, частью которого был и которое защищал.

После чего, он решает встать на сторону ополченцев, которые заучивают тексты запрещённых книг, чтобы сохранить их для будущих поколений.

4. «Солярис» (1961)

В культовом научно-фантастическом романе «Солярис» польского фантаста Станислава Лема описывается взаимоотношение людей будущего с «умным океаном» одноимённой планеты.

Повествование ведётся от лица доктора Криса Кельвина, который находится на исследовательской станции «Солярис» и пытается выяснить, что произошло с предыдущими учёными, находившимися на станции, а также то, какое влияние на них оказал разумный океан.

Чем интересен: произведение Станислава Лема оказало большое влияние на развитие жанра фантастики в XX веке. Роман часто называют величайшим фантастическим произведением прошлого века. По его мотивам было снято несколько художественных кинофильмов, а также поставлена театральная опера.

5. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968)

Научно-фантастический роман писателя Филипа Дика описывает историю охотника за головами, преследующего существ, очень похожих на людей (андроидов), которые оказались вне закона на нашей планете. Действие романа происходит в 1991 г. в частично разрушенном Сан-Франциско.

Дело в том, что согласно сюжету, мировая война уничтожила значительную часть Земли и её населения. Чтобы избежать смертельного влияния радиации, большинство землян эмигрировало на другие планеты, где они основали свои колонии.

Каждому эмигранту в качестве работника-слуги предоставляется андроид. Однако многие роботы, не желая мириться со своим подневольным статусом, убивают своих хозяев и возвращаются обратно на Землю. Охотники занимаются тем, что выслеживают андроидов среди людей, а затем усыпляют их.

Чем интересен: произведение Филипа Дика является классикой научно-фантастического романа, в котором исследуются этические проблемы создания искусственных людей.

6. «2001: Космическая одиссея» (1968)

«2001: Космическая одиссея» Артура Кларка - это роман, написанный на основе сценария одноименного кинофильма режиссёра Стэнли Кубрика. Сюжет произведения рассказывает историю путешествия космического корабля «Дискавери», который должен исследовать загадочный «чёрный монолит», расположенный на орбите Юпитера.

На время длительного перелёта к газовому гиганту, было решено ввести экипаж в состояние анабиоза, а управление кораблем возложить на двух профессиональных астронавтов и высокотехнологичный компьютер с искусственным интеллектом. Во время полёта главных героев ждёт много интересных и захватывающих приключений, а также интересных открытий.

Чем интересен: Артур Кларк поднимает по-настоящему значимые вопросы: кто мы и какое место занимаем во Вселенной? Более того, вероятно, всем кто смотрел фильм, будет интересно почитать его, считай, сценарий.

7. «Пикник на обочине» (1972)

«Пикник на обочине» - одно из самых известных произведений советских фантастов братьев Стругацких. Более того, эта книга лидирует среди других произведений этих авторов по количеству переводов на иностранные языки.

Действие повести разворачиваются в выдуманном городе Хармонт, где несколькими годами ранее произошла высадка пришельцев.

Главный герой романа - «сталкер», зарабатывающий тем, что проникает в зоны высадки инопланетян и похищает артефакты, которые обладают необычными свойствами, а затем продаёт их.

Чем интересен: «Пикник на обочине» является классикой советской фантастики, которая получила широкую известность не только на родине, но и далеко за её пределами.

8. «Автостопом по галактике» (1979)

Эта научно-фантастическая сага английского писателя Дугласа Адамса описывает удивительную историю галактических приключений двух друзей, которая началась так: в один прекрасный день к нашей планете подлетают гигантские космические корабли и пришельцы объявляют людям, что Земля подлежит сносу для прокладки межзвёздного шоссе. Единственным человеком, которому удалось спастись, оказался неудачник Артур Дент и чей друг-пришелец, знает всё о путешествиях по Галактике.

Чем интересен: серия произведений «Автостопом по Галактике» насыщенна юмором и в тоже время глубоким смыслом. Словом, романы будут интересны как детям, так и взрослым.

9. «Нейромант» (1984)

Пожалуй, это самый известный роман в жанре киберпанк. За 30 лет он успел получить множество литературных наград и премий.

Его сюжет повествует о недалёком будущем, где мир практически полностью погружён в виртуальное пространство, а человеческие тела пронизаны высокотехнологичными устройствами. Кейс - главный герой романа.

Он - хакер, который однажды теряет способность входить в киберпространство, но встреча с незнакомкой по имени Молли полностью меняет его жизнь.

Чем интересен: в своем произведении Гибсон мастерски описывает такие понятия, как киберпространство, искусственный интеллект и виртуальная реальность.

10. «Гиперион» (1989)

Этот научно-фантастический роман американского фантаста Дэна Симмонса является первой книгой из тетралогии «Песни Гипериона».

Действие романа разворачивается во Вселенной Гипериона. На Старой Земле из-за научных экспериментов произошла глобальная катастрофа, уничтожившая всю планету. Однако благодаря двигателю Хоукинга, человечество получает возможность переселиться на другие планеты.

Но Вселенная, как и предполагалось, оказалась вовсе не пустынной и теперь люди вынуждены бороться с полчищами недружелюбных пришельцев.

Чем интересен: в нём есть всё, чтобы он понравился любителям фантастики и стал культовым произведением в этом жанре.

P.S.

В завершении хотелось бы сказать, что список получился довольно субъективным. В то же время при составлении списка учтены как известные рейтинги, так и отзывы читателей. Если по вашему мнению этот список не полный и в нём не хватает какого-то произведения, то вы можете предложить свой вариант в комментариях.

Почему-то у нас принято считать, что научная-фантастика как жанр осталась в 20-м веке, не выдержав в начале столетия конкуренцию со стремительно воспарившем на вершины топов жанром фэнтези. В рамках постсоветского пространства наверное так и случилось. Да и другие ответвления фантастики сильно поднажали в новом тысячелетии - городское фэнтези, подростковые антиутопии и любовные зомби-романы сконцентрировали на себе большинство читательского внимания. Но благодаря новым авторам (Вернор Виндж , Аластер Рейнольдс , Питер Уоттс) за границей НФ жива, здравствует и даже становится более интеллектуальной, вычурной и глубокой, чем когда-либо. Благо отечественные издательства понемногу начинают переводить новых зарубежных классиков научной-фантастики. Этот топ познакомит вас с лучшими НФ-романами уже переведенными и изданными в Украине.


Почему-то у нас принято считать, что научная фантастика как жанр осталась в 20-м веке, не выдержав в начале столетия конкуренцию с воспарившим на вершины топов жанром фэнтези. В рамках постсоветского пространства наверное так и случилось. Да и другие ответвления фантастики сильно поднажали в новом тысячелетии - городское фэнтези, подростковые антиутопии и любовные зомби-романы сконцентрировали на себе большинство читательского внимания. Но благодаря новым авторам (Вернор Виндж , Аластер Рейнольдс , Питер Уоттс) за границей НФ жива, здравствует и даже становится более интеллектуальной, вычурной и глубокой, чем когда-либо. Благо отечественные издательства понемногу начинают переводить новых зарубежных классиков научной фантастики. Этот топ познакомит вас с лучшими НФ-романами уже переведенными и изданными в Украине.

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь» (2015)

Год издания: 2016
Издательство: Селадо
Кому понравится: любителям трилогии Роберта Уилсона «Спин» и поклонникам «Основания» Азимова
Почему стоит прочесть: дотошная научная достоверность происходяшего и реально возможное, продуманное будущее человечества

На Землю напала инопланетная раса аквилиан. После долгих и ожесточенных боев, человечеству удалось отвоевать родину обратно, но планета становится непригодной для жизни. Тем временем, созданный людьми на Венере Космофлот, успешно осваивает Солнечную систему, а отбившее атаки врага супероружие «Рой светлячков» военные готовят для войны с уже независимыми земными колониями. В недолгой гражданской потасовке Космофлот проигрывает, а бывшие колонии Земли получают официальную независимость. Пока люди всеми правдами и не правдами борются за остатки власти, человечеству начинает угрожать опасность во сто крат страшнее нападения аквилиан и гражданской войны.

Автор романа Роберт Ибатуллин физик по образованию. Как он сам признается красивая передача слов не его конек, но что касается научной достоверности, то в этой книге все допущения и факты доказаны расчетами писателя. Да, критики ругают произведение за местами убогий язык, но этот недостаток компенсируется дотошностью автора в научных мелочах, а также реальным, ярким и живым миром возможного будущего Земли. Это та самая классическая «твердая» научная фантастика, которую современные читатели непонятно почему похоронили и отказываются верить в ее существование. Читать всем неверующим в здравствующую и живую НФ. Принимать небольшими порциями во избежания научной передозировки.

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Год издания: 2006
Перевод: 2009
Издательство: АСТ
Кому понравится: любителям Станислава Лема, в частности произведения "Фиаско"
Почему стоит прочесть: глубокий, продуманный сюжет, идеальный фантастический мир, в котором хочется побывать

В один день 2082 года на небе нашей планеты загорелись тысячи миллионов огней. Люди прозвали их светлячками, а позже обнаружили инопланетную активность на границе Солнечной системы. Для разведки ситуации и возможного первого контакта с пришельцами, люди отправляют космический корабль «Тезей». Только отважился на такую поездку совершенно необычный экипаж - в списке команды значатся законченный шизофреник-лингвист, вампир и непонятно зачем здесь находящийся человек без эмоций.

Имя Питера Уоттса уже давно гремит среди зарубежных любителей космической фантастики. Роман «Ложная слепота» вышел на Западе еще в далеком 2006 году. Перевод на русский вышел в 2009, а в прошлом году книгу переиздали и роман обрел новую жизнь. И да, Уоттс пишет сложно, закрученно и максимально глубоко. Но наряду с этим автор разжевывает свои масштабные познания в точных науках и засовывает в рот читателя квинтэссенцию идельной фантастической книги, которую хочется дочитать до конца даже если за окном уже светает.

Крис Бекетт «Во тьме Эдема»

Год издания: 2012
Перевод: 2016
Издательство: АСТ
Кому понравится: тем, кому нравятся «Посёлок» Кира Булычёва и «Пасынки Вселенной» Роберта Хайнлайна
Почему стоит прочесть: непередаваемая и уютная атмосфера старой и "Золотой" научной фантастики,

Джону Красносвету пятнадцать лет. Он и его родственники живут на никому не известной планете Эдем. Дело в том, что Джон и сородичи давние потомки землян, которые когда-то были в этой системе, основали здесь базу, оставили поселенцев и больше не вернулись. А наследники этих людей до сих пор ждут возвращения предков и с переменным успехом осваивают недружелюбный мир под названием Эдем.

Несмотря на то, что главный герой книги подросток, перед нами классическое НФ-произведение, получившее множество наград, включая Премию имени Артура Кларка . «Во тьме Эдема» возвращает читателя во времена «Золотой Эры» научной фантастики, когда инопланетяне всегда были страшными шестиглазыми тварями с зубами на руках, а на неведомых планетах с кислотной растительностью скрывались обезьяны-телепаты. Несмотря на кажущуюся банальность Крис Бекетт создал на основе сотен жанровых клише яркий и удивительно проработанный мир, в котором обязательно хочется побывать. И кажется, что за ближайшим деревом вы точно встретите Алису Селезнёву и её знаменитую команду. Всем скучающим по старой доброй фантастике рекомендуется.

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Год издания: 2006
Перевод: 2015
Издательство: АСТ
Кому понравится: любителям произведений Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» и
Артура Конан Дойла «Знак четырёх»
Почему стоит прочесть: сильный философский подтекст, запутанная детективная линия, неоднозначный и харизматичный главный герой

На далёкий астероид отправляют семь отъявленных преступников - они будут отбывать наказание и добывать руду на протяжении одиннадцать лет. Заключенным известно, что как только их оставят одних, начнется жестокая и кровавая борьба за власть. Шестеро из них с виду прирожденные убийцы и доминантные самцы, а седьмой - хилый, забитый и к тому же безногий. Зеки думают, что он умрет первым, но они и не подозревают, что доходяга-инвалид окажется самым опасным человеком на этом проклятом всеми астероиде.

Британский писатель Адам Робертс известен за рубежом как исследователь истории фантастики, а его сборник статей на эту тематику в 2016 году получил премию Британской ассоциации научной фантастики. А еще мистер Робертс профессор филологии Кембриджского университета и преподаватель Университета Лондона.

Поэтому несмотря на кажущуюся простоту завязки с каторжниками, его роман «Стеклянный Джек» сложное и часто философское произведение, наполненное отсылками к классикам мировой литературы - Шекспиру, Киплингу, Диккенсу, Сэлинджеру и другим. К тому же этот роман, как и сборник статей, также принес профессору Роберсту приз Британской ассоциации научной фантастики и Мемориальную премию Джона Кэмпбелла . Роман «Стеклянный Джек» скорее всего не подойдет для лёгкого и комфортного чтения. Книга затрагивает много этических, философских и научных вопросов, а также имеет детективную составляющую. Скажите разве не таким должен быть идеальный пример настоящего, интеллектуального НФ-романа?

Дэниэл Суарез «Поток»

Год издания: 2015
Перевод: 2015
Издательство: АСТ
Кому понравится: тем, кому понравилась «За миллиард лет до конца света» Братьев Стругацких
Почему стоит прочесть: бодрый космический экшн, с элементами кибер-панка, технологии в книге созданы на основе реально существующих изобретений

Джон Грейди физик. Он и его команда придумали устройство которое подчиняет гравитацию. Казалось бы ученых ждут слава, успех, деньги и занесение в анналы истории. Но на Земле действует Бюро Технического Контроля, которое призвано скрывать от человечества правду о действительном техническом прогрессе людей. Они закрывают лабораторию Грейди, а ему предлагают работать на них и стать одним из многочисленных избранных, которые управляют историей планеты. А когда Джон отказывается его отправляют в тайную тюрьму высочайшего класса «Гибернити», где держат всех учёных, что в свое время делали невероятные открытия. Теперь заключенный по принуждению и его новые друзья гении должны узнать правду о Бюро Технического Контроля и рассказать миру действительное положение вещей.

Писатель Дэниэл Суарез сравнительно недавно ворвался на сцену научно-фантастической деятельности. Тем не менее, его третье произведение «Поток» в 2015 году получило премию «Прометей» за лучший фантастический роман . Это не «твёрдая» НФ, скорее это НФ-киберпанк. А еще это головокружительный экшн на фоне масштабных теорий заговора, органично вплетённый в технологии будущего. И все же автор продумывает каждую деталь реалистичного продолжения истории человечества, а технологии в книге придуманы на основе уже существующих разработок, от чего читать «Поток» будет интересно любому современному гаджетоману и фанату серьёзной фантастики.

Аластер Рейнольдс «Обреченный мир»

Год издания: 2010
Перевод: 2016
Издательство: Азбука-Аттикус
Кому понравится: фанатам Яна Вайсса и романа «Дом в тысячу этажей» и поклонникам книги Вернора Винджа «Пламя над бездной»
Почему стоит прочесть: идеальное сочетание научной-фантастики, триллера и космической оперы

В далеком будущем, на закате истории Земли, существует огромный небоскреб под названием Клинок, который тянется через слои атмосферы. Внутри здание делится на районы, которые помимо вражды друг с другом отличаются уровнем технологического развития - где-то люди имеют доступ к последним современным биотехнологиям, а в некоторых зонах жители используют паровые двигатели. На верхних этажах, что почти касаются космоса, живут ангелы - постлюди, которые хотят подчинить себе весь небоскрёб. Кильон работает в морге одного из нижних райнов. По совместительству он тайный агент этих обитателей Небесных Этажей, а однажды он узнает, что хозяева хотят его ликвидировать, за полученные им и переданные на «верх» необычные и оказывается секретные сведения. Он понимает, что если ему не покинуть Клинок, то ангелы до него доберутся, поэтому Кильон решает отправится в безумное путешествие по уже умирающей и смертельно опасной планете Земля.

Имя Аластера Рейнольдса известно фанатам научной фантастики и космической оперы. Помимо невероятного писательского таланта мистер Рейнольдс имеет еще пару козырей в рукаве - по образованию он астрофизик и одно время работал на Европейский центр космических исследований. Поэтому Аластер знает как и о чём писать. Однако роман «Обреченный мир» самое необычное произведение автора. Это скорее планетарная фантастика с элементами экшна, триллера и космической оперы. Впрочем рука мастера властвует и здесь, поэтому перед нами роман, который можно советовать абсолютно всем любителям фантастики. То как и о чем пишет Аластер Рейнольдс не может не понравиться здравому читателю. Книга однозначно стоит прочтения.

Джон Лав «Вера»

Год издания: 2012
Перевод: 2015
Издательство: Фантастика Книжный Клуб
Кому понравится: тем, кому нравится Герман Мелвилл «Моби Дик и Белый кит» и цикл Скотта Вестерфельда «Последовательность»
Почему стоит прочесть: НФ с элементами классической притчи и философским подтекстом, главные герои - космические корабли

«Вера» - космический корабль инопланетян, который помог людскому Содружеству уничтожить воинственную Шахранскую империю. После трехсот лет забвения, чудесный корабль пришельцев возвращается, но только теперь оно противостоит людям. Для ответа супермощной «Вере» люди создают новые и сверхсильные космические крейсеры класса «аутсайдер» - их команды самые опасные преступники и отморозки в системе, которым теперь нужно уничтожить «Веру» и ее хозяев и не дать человечеству в очередной раз погибнуть. Один из таких кораблей под названием «Чарльз Мэнсон» вступает в бой с инопланетянами. У него даже есть мизерные шансы одержать победу, но то, с чем крейсер столкнется после делает нападение «Веры» детской забавой.

Дебютный роман британского писателя-фантаста Джона Лава наделал много шуму в кругах любителей жанра. И хоть произведение не получило никаких наград, критики и читатели отметили первое творение англичанина и даже поставили его в один ряд с современными классиками жанра Рейнольдсом, Уоттсом и Гамильтоном. Роман «Вера» - это космическая опера с элементами притчи, где главные действующие лица не люди,а два враждующих и неординарных корабля «Вера» и «Чарльз Мэнсон».

Естественно это не все книги современной научной фантастики, о которых мы хотели бы рассказать. Существует еще масса романов, которые уже переводятся или перевелись на русский язык (с украинским НФ-книгоизданием пока совсем беда). Скорее всего мы расскажем о них в следующих статьях, а пока делитесь впечатлениями, прочитанными книгами и дальнейшими пожеланиями. Что из НФ зацепило вас и о чем мы не рассказали?

В последнее время любое научно-фантастическое произведение непременно вызывает волну комментариев со стороны учёных. Как на самом деле работала бы чёрная дыра из «Интерстеллар»? Смог ли бы реальный Марк Уотни выжить на реальном Марсе? Что правда, а что нет в «Гравитации»? Все хотят знать, как жанр, имеющий в своём названии слово «наука», на деле с ней связан. Не секрет, что писатели-фантасты сами подчас были учёными и что многие научные деятели вдохновлялись фантастическими сюжетами, работая над своими открытиями или изобретениями. Григорий Пророков расспросил несколько учёных об их любимых научно-фантастических романах, о том, как они на них повлияли, и насколько события книг достоверны с точки зрения науки.

Николай Кукушкин, биолог

В сказке законов нет - весь мир полностью зависит от воли автора. Поэтому сказка в преломлении к реальности имеет очень ограниченное применение: образное, метафорическое, эмоциональное. Научная фантастика - это литературный эквивалент такого понятия, как мысленный эксперимент. То есть все законы - физические, биологические, социальные, - в отличие от сказки, здесь присутствуют. Но с чётко оговорёнными изменениями. Всё как обычно, но вот войну выиграли фашисты - давайте посмотрим, что от этого будет по-другому. Именно поэтому, мне кажется, действие в научной фантастике часто разворачивается в будущем: будущее проще мысленно видоизменить, не нарушая при этом общей картины мира. Как учёному научная фантастика мне интересна именно как мысленный эксперимент. А что если будет так, а не эдак? Что изменится, если прилетят инопланетяне? Что изменится, если летать со скоростью света? В этом смысле всё популярное объяснение теории относительности Эйнштейна - типичный научно-фантастический роман (летал, например, один космонавт двадцать лет к далёким звёздам, а вернувшись молодым и бодрым, обнаружил дома состарившегося брата-близнеца - это ж какая драма!).

Филип К. Дик

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»


Я занимаюсь работой мозга и постоянно сталкиваюсь с вопросами, которые большинству людей, наверное, кажутся исключительно философскими. Где заканчивается мышление и начинается рефлекс? Отличается ли принципиально человек от животного? А от робота? А что если заменить каждый нейрон на металлические детали, точно воспроизводящие физические свойства клетки? В «Андроидах» Дика это главная тема: имеем ли мы право проводить черту между собой и чем-то, что выполняет те же самые задачи иными способами? Мне всегда особенно вспоминается одна сцена из книги. Главный герой, Рик Декард (фамилия подозрительно напоминает одного француза, который мыслит, следовательно, существует), ссорится с женой и, стоя над прибором, который в книжке называется «органом настроения», решает, что выбрать: подавление злости или её усиление, - чтобы выиграть спор. На что жена с угрозой предупреждает: если выберешь ярость, я тоже её выберу. Сегодня мы фактически стоим у порога создания «органа настроения». Медикаментами можно подавить депрессию. Точечной микростимуляцией мозга можно вызвать такие сложные и конкретные эмоции, как, например, решимость перед лицом опасности. Простым электродом над левой бровью можно улучшить память и повысить внимание. Мы постепенно покрываем себя устройствами, которые регистрируют, а в будущем наверняка смогут и модифицировать, все наши физиологические показатели. На каком этапе мы станем скорее андроидами, чем людьми? И есть ли вообще смысл в таком разделении, или наше «я» - исключительно виртуальное понятие? Я лично склоняюсь к последнему варианту. Дик, мне кажется, тоже.

Олдос Хаксли

«О дивный новый мир»


В сущности, тот же самый вопрос, только касающийся не нервной системы и сознания, а организма в целом: до каких пределов мы можем воздействовать на свою биологию, при этом оставаясь людьми? «О дивный новый мир» обычно считают антиутопией. Суть там в следующем: люди настолько продвинулись в науках, что создали идеальный мир, где детей клонируют, выращивают в инкубаторах и загодя программируют на выполнение определённых задач. Альфы - элита, занимающаяся интеллектуальным трудом, беты - чуть похуже, и так далее вплоть до эпсилонов, которые используются фактически как рабы. Ужас. Но все довольны! Ну, кроме главного героя, конечно. Люди едят специальный безвредный наркотик, который решает все эмоциональные проблемы, и живут припеваючи. Эпсилоны не могут быть альфами ни физически, ни психологически - да и не хотят они альфами быть. Мир просто разделён на разные сферы труда, и всё вместе работает прекрасно. Единое государство, никаких войн, никаких проблем. Но идея такого евгенического будущего щекочет нервы. Хаксли не знал даже про ДНК, не говоря уже о тех колоссальных успехах генной инженерии, которые произошли за последние восемьдесят лет. Если бы человеческое общество задалось такой целью, то «О дивный новый мир» сейчас можно было бы воссоздать очень близко к тексту - а лет через десять-двадцать и вовсе дословно. Есть множество причин, по которым мы не будем этого делать, но не упускаем ли мы чего-то важного? Хаксли мне всегда нравился своей отстранённостью: в «1984» Оруэлла нет особых колебаний по поводу того, что хорошо, а что плохо. «О дивный новый мир» вроде как ужасный и тоталитарный, но как можно спорить с всеобщим счастьем?

Стивен Кинг

«Долгий джонт»


Смешно, конечно, ставить Кинга рядом с Диком и Хаксли, но «Долгий джонт» я прочитал лет в двенадцать и с тех пор думаю о нём просто постоянно. Ни одного другого рассказа из сборника не помню даже примерно, а вот «Джонт» - да. Там изобрели способ телепортации (джонт) , который работает только под анестезией. Если человека телепортировать в сознании, то он либо сразу умирает, либо сходит с ума. Суть в том, что тело перемещается быстро, а сознание ползёт от Земли до Марса целую вечность. Но если сознание отключить, то человек ничего не замечает. Эта история мне напоминает эдакий американизированный и футуристический дзен-коан. Своего рода вопросительная медитация на тему нейробиологии. Можно ли отделить сознание от тела? В каком пространстве и в каком времени оно существует? Это далеко не так очевидно, как кажется. Существуют вполне обоснованные точки зрения на сознание как особую физическую величину. Вот есть масса, а есть сознание: оно в какой-то форме присутствует и у человека, и у кошки, и даже у стола или электрона. Это не значит, что электрон знает, что он электрон, но если бы мы вдруг стали электроном, то что-то мы бы ощутили. Это гипотеза, помимо которой существует много других. Понятно только одно: всё, что мы знаем о своём «я», - это просто катастрофическое упрощение. Телепортация путём переползания спящего сознания из одной точки в другую - на этом этапе это может быть как бредом, так и гениальной идеей. Если бы сказали кому-нибудь двести лет назад, что время на горе течёт быстрее, чем под горой - они бы рассмеялись вам в лицо. Сейчас без этого знания не работал бы ни один GPS-навигатор. Рассказ я люблю ещё и потому, что прочитал его на русском и добрые пятнадцать лет считал, что в оригинале «долгий джонт» должен быть аллюзией на «длинный джойнт». Но выяснилось, что называется рассказ просто «The Jaunt» и к рекреационной марихуане отношения не имеет ровно никакого.

Дэн Симмонс

тетралогия «Песни Гипериона»


Йоханахан Колудар, биолог

Межпланетные путешествия через нуль-Т-порталы, интергалактическое государство Гегемония Человека, раса искусственных интеллектов с собственной, странной политикой и подковёрными играми - любой из идей, которыми эта книга просто нашпигована, хватило бы на отдельный роман. Клоны всех известных деятелей за всю историю, раса людей, которая изменила себя генетически до полной неузнаваемости, десятки планет - каждая со своей культурой, все из которых имеют хорошо прослеживаемые истоки в нашем времени. Ко всему этому добавляется очень странная мистика, которая, однако, полностью вписывается в научно-фантастические рамки. Примерно так же было бы, если бы Дэвид Линч снял «Звёздные войны» по мотивам «Космической одиссеи» Кубрика.

Фрэнк Герберт

серия романов «Хроники Дюны»


Более продуманного будущего человечества я не встречал ни в одной другой книге. После всевозможных войн машин против людей, машин против машин, людей против самих себя и других людей наступает более-менее светлое будущее. Человечество расселилось, а ставшие почти отдельным подвидом математики используют уникальный наркотик, спайс, для межзвёздной навигации. Кроме них спайс использует «Бене Гессерит» - тайное общество, членов которого все считают ведьмами, высшие эшелоны власти, устроенной по аристократической модели, да и вообще все, у кого есть деньги, чтобы многократно усилить свои умственные способности. Так повелось, что спайс есть только на одной планете - Аракисе, также известной как Дюна. Тот, кто контролирует Дюну, контролирует Галактику. Пожалуй, более влиятельным произведением фантастики (sensu lato) двадцатого века является только «Властелин колец». Благодаря «Дюне» появились «Звёздные войны», «Дюну» же можно узнать в «Игре престолов». В первой экранизации должны были принимать участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Pink Floyd и Ганс Гигер. Фильм прогорел, отрисованные для него концепты распродали, и целый набор научно-фантастических фильмов появился на их основе. В России, по идее, книга должна бы продаваться в целлофане и с наклейкой. Основа сюжета ведь - борьба за наркотик.

Клиффорд Саймак

серия рассказов «Город»


«Город» начинается в недалёком будущем, а заканчивается почти через тысячу лет, когда последние люди вошли в стадию анабиоза, чтобы из неё больше никогда не выйти, потому что устали жить. За это время успевает произойти совершенно всё, что только возможно. При этом книга удивительно сочетает гуманистический посыл, уверенность, что люди в конце концов проиграют битву с самими собой, и юмор. В одном рассказе люди улетают исследовать Юпитер, пересадив свой мозг в тело, имитирующее местных животных. И выясняют, что их жизнь гораздо лучше человеческой. В другом животные обретают способность говорить и создают собственное общество, в которое человек входит наравне со всеми. Стоит также отметить, что все рассказы повествуют о членах одной семьи, а всю историю комментируют потомки их псов (это не опечатка, действительно псов, Canis lupus familliaris).

Пирс Энтони

дилогия «Атон»


Роман «Хтон» - предшественник «Хроник Риддика». Лучший во всём, кроме того, что это книга, а не фильм. Хтон - планета-тюрьма, где заключённые добывают редкую разновидность граната, меняя его на еду. Планета испещрена ходами. Тех, кого осуждают на заточение на Хтоне, ожидает вечная жизнь в этих ходах, почти без света, среди жуткого жара, который исходит от ядра, и по соседству с разнообразными монстрами. Последние продуманы совершенно потрясающе, по-лавкрафтовски жуткие, но при этом удивительно живые, можно представить, что они появились в результате эволюции. Причина заточения главного героя раскрывается на первой же странице. Миньонетка. Что это значит, становится понятно лишь под самый конец. Главы, посвящённые Хтону, чередуются с главами, в которых рассказывается предыстория происходящего - жизнь человека такого далёкого будущего, когда уже забыли, как вообще жили на Земле. Жизнь, в которой инопланетные цветы - лучшие питомцы, а генетически созданные идеальные жёны - худшее проклятье.

Уильям Гибсон

трилогия «Киберпространство»


В русском варианте трилогия называется «Киберпространство», хотя на самом деле - «Sprawl». На русском языке читать запрещается. Перевод полностью убивает не только тонкую интеллектуальную иронию, но и вообще весь авторский стиль. Книге вполне место в большой англоязычной литературе наравне с Хемингуэем, Фаулзом, Голдингом и другими. Эта трилогия создала киберпанк как жанр, определив в нём совершенно всё. Можно, конечно, возразить и вспомнить Филипа Дика (и многих других), но всё-таки миры Дика (и многих других) - это миры с магнитными лентами и пузатыми телевизорами. Да и как писатель Дик поменьше калибром. Гибсон же сумел не только достоверно изобразить влияние технологии на человека и их прорастание друг в друга, но и более-менее предсказать развитие нашего общества. Всю двойственность современной жизни, в которой онлайн и офлайн сливаются так, что не разделить, можно найти в этих романах. Забавно, что их написал человек, который искренне не любит компьютеры и старается общаться с ними как можно меньше. Поверить в этот факт после чтения книги невозможно.

Фред Хойл

«Чёрное облако»


Виктор Татарский, биолог

Фантастика для меня началась с трёх полок в семейной библиотеке, книги с которых я последовательно и бессистемно начал читать в школе. Там были все классики: Азимов, Брэдбери, Кларк, Стругацкие, - однако моей любимой книгой была «Чёрное облако» Фреда Хойла. Хойл был выдающимся физиком и астрономом, это человек, придумавший термин «большой взрыв» (в ироничном смысле). «Чёрное облако», написанное в 1957 году про недалёкое будущее 1964 года, сейчас кажется настоящей винтажной фантастикой - с фотопластинками, связью по радио, телевизором в качестве передового способа коммуникации, но это, пожалуй, одна из самых интересных и неортодоксальных книг эпохи классического сай-фая про столкновение человечества с принципиально другим инопланетным разумом. Самое большое удовольствие, однако, доставляет интеллектуальный пинг-понг между обаятельными героями, которые пытаются предотвратить надвигающуюся космическую катастрофу исключительно с помощью науки, одновременно преодолевая скептицизм политиков. Мне до сих пор кажется, что лучшего вдохновения для того, чтобы выбрать научную карьеру, не придумаешь.

Нил Стивенсон

«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»


Из прочтённого позднее на меня огромное впечатление произвел «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», который описывает идеал развития нанотехнологий и одновременно социальную дистопию - мир, в котором национальные государства перестали существовать и общество организовано в группы, объединённые по мировоззрению; несмотря на обеспеченность базовыми вещами, в этом мире существует огромное социальное расслоение. Я вспоминаю эту книгу каждый раз, когда читаю про криптовалюты, падение собираемости налогов, электронные учебники для бедных детей, 3D-принтеры и многое-многое другое, - Стивенсон, пожалуй, самый визионерский популяризатор этих идей в 90-е. Но прежде всего это захватывающий, непредсказуемый и по-хорошему хулиганский посткиберпанк, смешанный с викторианским романом.

Ханну Райаниеми

трилогия о Жане ле Фламбёре


Из последних любимых - «Квантовый вор» (и последующие два продолжения) Ханну Райаниеми. С одной стороны, это космическая опера, с другой - один из самых ярких образов постчеловеческого будущего. Оцифровывание личности, программируемая и вычисляющая материя, квантовое шифрование, космические магистрали для передвижения кораблей с солнечными парусами. Самая большая тема книги - человеческий разум, который в будущем копируется в тысячи копий, существует во множестве вариантов, меняется под конкретные задачи, сшивается и растаскивается на части. Главный конфликт книги не столько борьба добра со злом, сколько идеологическое противостояние порядка и хаоса. Это такой роман-ребус с собственным словарным запасом и запутанной предысторией, в нём сначала не соображаешь ничего, но постепенно понимаешь, как всё работает, и получаешь от этого огромное удовольствие.

Екатерина Короткова, вирусолог

В школьные годы книги из серии «Библиотека современной фантастики» были моим любимым чтением. В фильме «Чародеи» именно их высыпает из мешка наряженный Дедом Морозом Золотухин. Некоторые из них я перечитывала по нескольку раз. Но как девочке мне больше нравились научно-фантастические романы, где присутствовала также и любовная линия. Не буду оригинальной, но моими любимыми фантастами были и остаются Роберт Шекли с его неподражаемым чувством юмора и Айзек Азимов, кстати, довольно крупный учёный-химик.

Айзек Азимов

«Конец вечности»


У Азимова наибольшее впечатление на меня произвёл роман «Конец вечности». Группа людей, обладающих технологией перемещения во времени (так называемые Вечные, сотрудники организации под названием «Вечность»), присматривает за человечеством из самых разных эпох и «подправляет» ход истории, направляя её в «правильное», на их взгляд, русло. В «Вечности» работает много специалистов: Наблюдатели, Вычислители, Расчётчики судеб, Социологи и Техники - как главные герои романа. Именно Техник должен появиться в нашей реальности в определённый момент времени и произвести заранее рассчитанное «минимальное необходимое воздействие» - МНВ, которое вызовет цепь последовательных событий, в результате приводящих к изменению направления развития человечества. Например, переставив маленький ящик на другую полку, Вечные добиваются снижения потребления наркотиков через несколько столетий, а побочным результатом этого вмешательства становится прекращение освоения космоса из-за того, что не будет изобретена электрогравитация. Его величество случай. Мы сколько угодно можем строить счастливое будущее для себя или для всего человечества, но кто-то, возможно, даже не понимая этого, произведёт МНВ, и жизнь пойдёт совсем по-другому...

Роберт Шекли

«Обмен разумов»


Абсолютно гениальное произведение Шекли «Обмен разумов» поражает буйством фантазии. Главный герой Марвин Флинн живёт в Америке и мечтает о путешествиях на другие планеты, но денег на это у него не хватает. И Марвин решается на временный обмен телами с найденным по объявлению марсианином, но нарывается на мошенника. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на самые сомнительные предложения. То он в четвероруком и четвероногом теле с хвостом и закинутыми за спину ушами пытается собирать яйца ганзеров в дождевом лесу на планете Мельд. То оказывается в уютной норе на планете Цельсий-5 в теле с тикающей бомбой в носу и влюбляется там в членистоногую красотку. В погоне за марсианином-мошенником Марвин попадает в «Искажённый мир», в котором возможно всё. В том числе и то, что происходит с главным героем, - ему кажется, что «Искажённый мир» вернул его на Землю. Марвин Флинн не вспомнил, что Земля, где он родился, слегка отличалась от мира, где он оказался теперь, где его мать несёт яйца, а отец пасёт крысиные стада. Он просто счастлив под красным солнцем и тремя лунами на зелёном небе.

Роберт Шекли

«Четыре стихии»


Ещё один роман Роберта Шекли - «Четыре стихии» - посвящён загадкам человеческой психики, но при этом в нём есть фантастический мир других планет. Медицина будущего самые тяжёлые формы шизофрении лечит «расщеплением» личности на отдельные составляющие. Доминирующая часть остаётся в теле пациента, а остальные подличности распределяются по искусственным телам, в которых смогут жить до 35 лет. Полное выздоровление пациента возможно в результате «реинтеграции» на определённом этапе нескольких неполноценных личностей в одну полноценную. Герой романа, подвергшийся в детстве расщеплению, решается на реинтеграцию и путешествует по волшебным мирам Марса и Венеры в поисках «себя». Каждую подличность героя автор отождествил с определённым темпераментом. И только в результате слияния четырёх темпераментов, четырёх стихий возник сложный, противоречивый, но действительно полноценный Человек.

Иван Сорокин, химик

Своим бесконечным интересом к окружающему миру я обязан жёлтому позднесоветскому атласу формата A3 с мальчиком и девочкой на обложке, книге «Почемучка» и всей научной фантастике, до которой у меня дотягивались руки. Эскапизм необходим любому ребенку - а тот факт, что в случае фантастики эскапизм сопровождается приятно занудными описаниями миров, чьи принципы существования всё же опираются на фундаментальные законы нашей Вселенной, доказывает одну простую вещь: даже фантазируя в определённых рамках, можно улететь далеко-далеко. Так я, в общем, и стал учёным - полюбив рамки всей душой.

Филип К. Дик

«Убик»


Я всю сознательную жизнь придерживаюсь того мнения, что придумывать великие сюжеты гораздо сложнее, чем выписывать заковыристые метафоры, - именно поэтому Дик, безусловно, относящийся к числу тех писателей, которые языком владели гораздо хуже, чем мастерством повествования, является одним из моих любимых авторов. Он единолично олицетворяет все излишества, безумства, открытия и трагедии большого психоделического эксперимента 50–70-х гг., и нигде это не проявляется лучше, чем в «Убике». Ставить под сомнение саму реальность - один из классических приемов сай-фая, но Дику (одному из первых) удалось сочинить роман, почти целиком наделённый логикой сна или галлюцинации и при этом полагающийся на логику нейрофизиологии. Из этого романа вырастает добрая половина антиутопий современности: ту же «Матрицу» легко можно разложить по компонентам на «Футурологический конгресс» Лема, гибсоновского «Нейроманта» и, собственно, «Убика».

Братья Стругацкие

«Хищные вещи века»


Стругацкие у каждого свои: кто-то предпочитает незлобную сатиру рассказов о НИИЧАВО, кому-то наиболее близок протокиберпанк «Пикника на обочине», кто-то пытается придумать двадцать пятую интерпретацию «Града обречённого». Мой выбор, пожалуй, слегка нетрадиционен, но, поверьте, оправдан: «Хищные вещи века» - одна из наиболее современных вещей в каноне братьев. Проникнутая идеями классического марксизма антиутопия, переосмысливающая «О дивный новый мир» и предсказывающая субкультуры конца века, изобилующая описаниями наркотических опытов и размышлениями о слиянии человека с техникой, - за такую экзотику (напоминаю, речь о 1965 годе) можно простить и излишний дидактизм, и некоторую незавершённость повести.

Ричард Бахман (Стивен Кинг)

«Бегущий человек»


Я совсем не любитель кричать о том, что оригинал всегда лучше адаптации, но в данном случае придётся оставить напоминание: ради всего святого, не судите об этом сюжете по фильму со Шварценеггером. Оригинальный «Бегущий человек» - простая и очень эффектная история о полном отчаянии, распаде личности (который параллелен деградации государства) и о неспособности технического прогресса поддерживать моральные нормы. Это очень злая и очень параноидальная книга, похожая в своём действии на острый спазм; тот факт, что Кинг сумел здесь предсказать многие аспекты реалити-шоу и саму идею теракта 11 сентября, кажется, напрямую коррелирует с объёмом желчи, искусно вылитой на каждую страницу.