Мари Кондо Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни. Аннотация к книге "Магическая уборка. Японский метод навести порядок дома и в жизни" Магическая сила уборки

Уборка относится к числу занятий, которые не вызывают никакого удовольствия. В самом деле, что может быть хуже рутинного времяпрепровождения в компании тряпки, веника и мусорного пакета, которые наполняется, по мере того, как открываются новые шкафы и ящики стола? Самое ужасное, что беспорядок одной комнате неминуемо приводит к возрастанию хаоса во всей квартире. Никакого времени на семью, любимые увлечения, саморазвитие не остается. Одна сплошная уборка и никакого просвета. Неужели нет никакого выхода из данной ситуации, и в один прекрасный момент человечество просто погрязнет в вещах, которых с каждым разом становится все больше и больше?

Читать онлайн Магическая уборка

О книге

Мари Кондо – консультант по наведению порядка не только в доме, но и в душе. Как полагает девушка, самое главное – это выработать систему, которая позволит затрачивать как можно меньше времени на рутинное занятие, чтобы спокойно наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. По утверждению автора пособия, ей приходилось раз за разом бороться с завалами старых вещей, отсутствием каких-либо надежд на чистоту, пока она не изучила массу литературы и не разработала собственный метод, у которого уже появилось немало поклонников.

Открывая страницу книги, можно проникнуться симпатией по отношению к писательнице, которая рассказывает о собственном опыте относительно уборки, не пытаясь изначально занять позицию гуру, способного осудить людей, не умеющих привести свой дом в состояние идеальной чистоты. Кондо искренне полагает, что самое главное – это грамотный шопинг, следование идеям эргономики, а так же желание как можно меньше времени проводить за уборкой помещения. В самом деле, какой смысл покупать множество вещей, которые в скором времени отправятся на помойку? В чем тешить себя надеждой, что однажды тот или иной предмет интерьера сможет пригодиться, если он на протяжении длительного стоит и пылится в шкафу? Синдром отложенной жизни никто не отменял, но как говорит Мари, самое главное, это жить сегодня, не лелея надежду на лучшее будущее. Предметы и вещи не должны быть в приоритете у людей, которые не испытывают продовольственный или иной дефицит.

Стоит отметить, что доступный язык повествования, действительно практичные советы, истории из жизни наших современников с аналогичными проблемами, позволили писательнице обрести немало поклонников и учеников. Она старается помочь каждому, кто нуждается в помощи, связанной с наличием беспорядка. Взаимосвязь гармонии в пространстве и душевного равновесия никто не отменял. Другой вопрос, что не все осознают, как именно достичь спокойствия, отсутствия потребности раз за разом наводить чистоту, которая исчезает, словно закат, не появляясь до той поры, пока не будут приложены усилия. Именно для подобной категории людей и была написана столь потрясающая книга.

Заключение: безумно интересное и полезное пособие, которое должен прочитать каждый. К сожалению, в наш век потребления, человечество старается окружить себя все большим и большим количеством вещей, которые приходится выкидывать, вновь закупая новые и искренне полагая, что данный круговорот – это добровольный выбор, а не навязанный стереотип. Книга Кондо позволит правильно расставить приоритеты и оставить время для действительно важных дел.

Сегодня я хочу рассказать вам об очень понравившейся мне книге японского эксперта по наведению порядка в доме - Мари Кондо «The Life-Changing Magic of Tidying Up: The Japanese Art of Decluttering and Organizing» . На русский книга не переведена. Апдейт: книгу перевели на русский! Ура!) Можно купить в бумажнои или цифровом формате под названием "Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни")))))))) Дословный перевод названия - "Магия уборки, меняющая жизнь: японское искусство избавления от ненужных вещей и организации пространства".

В родной Японии Мари популярна, как поп-звезда. Она увлеклась организацией пространства еще в раннем детстве, а последние 10 с лишним лет работает консультантом по организации дома, разработала свой чудодейственный метод "КонМари", постоянно участвует в телешоу, написала 4 книги. Одна из них, собственно "Магия уборки", стала бестселлером и заработала Мари популярность и на западе. Мари сама себя называет "фанатиком наведения порядка" (в выступлении на Talks@Google даже прозвучало слово hentai ^____^).

Пример результатов ее работы с клиентом:

На Ютубе ежедневно появляются новые видео ее последовательниц, разбирающих шмотки, книги, детские вещи и все что угодно по системе КонМари.

Вот, например (даже если с английским не очень, можно посмотреть, и так в принципе понятно):

Я офигеваю от того, сколько одежды может быть у одного человека! Столько, чтобы целую комнату забить от пола до потолка! Неудивительно, что в результате "чистки" можно убрать две трети вещей спокойно.

Секрет популярности Мари в том, что после уборки по ее методу ты наводишь порядок раз и навсегда и уже никогда не возвращаешься к накопительству вещей, захламленности и необходимости постоянно наводить порядок. Ты просто меняешь свою жизнь в один момент, разобравшись со своим эмоциональным отношением к вещам, и дальше тебе не нужно ничего делать, кроме как возвращать каждую вещь на место после использования. В основе метода КонМари лежат и принципы минимализма (или эссенциализма?) - оставлять только то, что тебе важно и дорого, чтобы не тратить время и силы на ненужное, и что-то от религии синтоизма - отношения к вещам, как к одушевленным предметам, диалог и сотрудничество с ними.

Не большая предыстория моего знакомства с этой книгой
Расхламлением, или тем, что в англоязычной среде называется красивым словом деклаттеринг (разбирание, упорядочивание), я увлеклась лет 5 назад. Начиналось все со статьи Освоить искусство пустоты , из которой я впервые узнала о том, что можно жить как дзенский монах - с минимумом вещей, о Доминик Лоро и ее книге "Искусство жить просто" , которую я потом неcколько лет мечтала прочесть (сейчас я читаю ее уже во второй раз и чуть позже, возможно, тоже расскажу о ней, если вам будет интересно). Потом были статьи Лео Бабауты и миллионы советов о том, что нужно взять и выбросить из своей жизни прямо сейчас.

В тот момент я осознала, что все мои предыдущие попытки наводить порядок в квартире по сути представляли собой перекладывание хлама с места на место. Благо, работы хватало - все накопленное бабушкой и дедушкой за 50 лет совместной жизни, плюс нажитое мной за студенческие годы.

Сначала я избавлялась от всего откровенно старого, лишнего и ненужного - тетради с лекциями с первого курса, какие-то запчасти и материалы для рукоделия, которым я все равно не занималась, прочие бумажки, просроченная косметика и другой мусор. Я все больше входила во вкус и начала избавляться от хороших и полезных, но ненужных именно в нашей квартире вещей. Зарегистрировалась на дарударе и за 4 года раздала 164 вещи , большая часть которых была чем-то вполне ценным (в хорошем состоянии одежда и обувь, книги, посуда...), хотя должна признаться, всякую фигню, достойную помойного ведра, тоже несколько раз случалось дарить. Дарудар - это вообще прекрасное место для экологичного избавления от вещей, но времени на это требуется уйма!

Так я и жила, постоянно что-то выкидывая или отдавая в дар (изредка что-то удавалось продать на авито), но при этом ничего особенно не менялось - в доме так же постоянно появлялся новый хлам. То есть, я вроде бы и стремилась к минимализму, простоте и порядку - но как-то не очень успешно. Хотя у меня был относительный порядок в комнате и немного вещей, если сравнивать с большинством людей, у которых я бывала дома... Но внешне моя комната выглядела не очень-то минималистично, а если открыть шкаф - то вообще ужас: глубокие и широкие пространства полок были завалены стопками вещей.

Потом в моей жизни случилась семейная жизнь и два переезда, и это открыло мне новые грани проблемы и новые возможности. С одной стороны, обнаружилось, как много всего нужно для привычной жизни из числа всяких хозтоваров, кухонной утвари и прочих предметов обихода вроде коврика в ванную... Когда всего этого навалом в родительском доме - даже об этом не задумываешься. А когда въезжаешь в пустую квартиру - столько всего нужно купить, притащить и где-то расставить. Мы смеялись над собой - минималисты, как же - выходя из Ашана с очередной тележкой предметов первой необходимости. И все эти швабры, бутыли и девайсы должны где-то находиться, загромождая углы, шкафы и стойки...

С другой стороны - не так уж много нужно личных вещей и места для их хранения. Если есть только один небольшой шкаф на двоих - все нужные вещи уместятся в этот шкаф. И одежда, и техника, и книги, и косметика, и еще много чего. Многие вещи я не стала перевозить от бабушки и вовсе про них забыла - значит, они были на самом деле мне не нужны.

Но по-настоящему задуматься меня заставил переезд на свою квартиру - вновь оказалось, что вещей чудовищно много, и все это нужно куда-то деть... а денег хватило только на один шкаф из икеи, и то наполовину без полок и ящиков. Где-то в планах остался комод и шкафчик с зеркальными дверцами для ванной. Хотя мы покрасили стены в белый цвет, поставили белый шкаф и нейтральный диван - ни на шаг ближе к минимализму и интерьеру мечты мы не стали почему-то. Я продолжала выкидывать по чуть-чуть всякую мелочь, пыталась поплотнее утрамбовать вещи в шкафу по сумкам и пакетам, но наверное понимала в душе, что никуда это не ведет...

И тут мне два раза подряд в разных блогах попалось упоминание о Мари Кондо - японской иконе порядка и организации. Пошла читать статьи и смотреть видео - и тут меня поглотило полностью...

Очень вкратце описание метода можно найти в статьях в интернете или в тех же видео. Вот они:

1. Наводим порядок в один заход, настолько быстро, насколько это возможно
2. Сортируем вещи по категориям, а не по месту хранения
3. Критерий отбора всего один: "Эта вещь вызывает радость?" (делает тебя счастливым, производит впечатление). Если да - вещь оставляем, если нет - выбрасываем, отдаем на переработку или благотворительность
4. Порядок расхламления:
одежда, книги, документы и бумаги, все остальное, сувениры и памятные вещи
5. Одежду нужно хранить сложенной в аккуратные прямоугольнички в вертикальном положении в выдвижных ящиках, так же как и книги, и бумаги - чтобы они не лежали стопкой, давя друг на друга, и чтобы открывая шкаф, ты всегда мог найти нужную вещь.

Вот, в общем-то и все. Можно посмотреть несколько видео, где Мари показывает, как складывать футболки и свитера, и приступать к уборке =)

Я балдею от того, как по-японски бережно, тщательно и с душой она это делает. Красота!

Или вот, как сложить белье и носки в крышку от коробки:

Также рекомендую посмотреть выступление Мари на Talks@Google, где она в общих чертах рассказывает про свой метод. Там есть блок вопросов и ответов, довольно интересный, потому что вопросы задают жизненные - именно те, которые у любого, как мне кажется, возникнут при попытке применить эту систему к себе.

Но если вы действительно хотите понять эту систему и раз и навсегда прийти от самонаводящегося бардака к самоподдерживающемуся порядку - советую прочесть книгу!

Она содержит намного больше, чем просто описание метода - в ней объясняется вся философия, почему это надо делать именно так, а не иначе, и самое важное - ЗАЧЕМ это нужно делать. И хотя со многими идеями и правилами Мари я сначала никак не могла согласиться, постепенно она меня переубедила-таки =) К тому же, она оказывает чудодейственное мотивирующее влияние (в отличие от книги Доминик Лоро, которая выносит мозг и создает ощущение, что это все нереально и недостижимо для простых смертных). Я не могла дождаться, пока дочитаю до конца - срывалась и бежала снимать полочку в ванной или убирать все с кухонной стойки. Сколько я мечтала о свободной красивой кухне, как на фотографиях интерьеров в скандинавском стиле:

А оказывается, всего-то и нужно было, что спрятать под мойку страшную бутылку фейри и губку, и переставить кружки сохнуть в шкаф! Нет, мне конечно еще очень далеко до скандинавского дизайна, черт побери))) но это был инсайт!

Так что, если вопрос, как сделать свой дом красивым, упорядоченным, удобным для жизни и не тащить на себе кучу ненужного груза - вам надо читать книгу Мари Кондо!

"Яблочники" могут приобрести электронную версию на iTunes. Единственный минус - отсутствие перевода:) так что поттягиваем английский!

Ну или читаем мой (не)краткий вольный пересказ. Я пропустила некоторые главы, которые показались мне не очень содержательными, но таких было совсем немного. Если у вас появятся вопросы или желание что-то обсудить по книге - буду рада! Пока меня прет, я готова говорить о расхламлении бесконечно =) В следующем посте буду рассказывать про свои скромные успехи в уборке по советам из книги)

Приготовьтесь к тому, что пересказ будет длинный, запаситесь чаем и терпением! :)

Примечание: жирным курсивом выделены цитаты из книги в моем вольном переводе. Остальное - еще более вольный пересказ своими словами:) // курсив за слэшами // - мои комментарии по поводу

Часть 1. Почему у меня не получается поддерживать дома порядок?
Первая заповедь КонМари — разбираем вещи и наводим порядок один раз и на всю жизнь.

Убираться или выкидывать вещи по чуть-чуть каждый день — это значит, не закончить никогда. //это про все наши любимые проекты «минус 365 вещей» или «избавляться от 27 ненужных предметов каждый месяц»//
Мари пробовала метод «избавляться от одной вещи каждый день», и он ей не подошел — она забросила его через 2 недели. Это оказалось неудобно и неэффективно.
Уборка одним махом, с другой стороны, кардинально меняет ход мыслей. Такое глубокое эмоциональное потрясение непременно повлияет на то, как ты думаешь и твой привычный образ жизни.

"Не гонитесь за совершенством. Начинайте постепенно и избавляйтесь от одной вещи в день" - эти слова как мед на душу тем, кому не хватает уверенности в своих способностях навести порядок.

Это не работает! Хотя поначалу кажется, что в такой постепенной работе есть смысл, а совершенства все равно нельзя достичь.
Мари считает, что достичь совершенства просто — нужно взять каждую вещь в руки (по одной за раз) и задать себе 2 вопроса: нужно ли избавиться от этой вещи и если нет, куда ее положить.
Приспособления для хранения (всяческие ящички, органайзеры, подставки и коробки) — не решают проблему захламленности, а только создают иллюзию порядка.

Сортировать вещи нужно по категории, а не по месту, где они лежат. Люди часто хранят одно и то же в нескольких местах (часть одежды в шкафу, другую часть в прихожей, книги на полках в нескольких комнатах и т. д.). Уборка «по местам» - это частая ошибка! Это повторение одного и того же, плюс так ты не видишь общий объем своих вещей.

Наведение порядка сводится к двум вещам: во-первых, избавиться от лишних вещей, во-вторых, решить, где хранить оставшиеся.

Тогда ежедневная уборка будет сводиться только к тому, чтобы класть каждую вещь на место.

Наведение порядка - это не рутинная работа, а праздник, большое событие, которое нужно осуществить один раз в жизни. Лишь один раз в жизни тебе нужно пережить это состояние идеального порядка, тогда тебе не захочется возвращаться к прежней жизни, и поддерживать этот порядок будет не сложно.

Часть 2. Сначала закончи с избавлением от вещей

Пока не отобрал все вещи, которые нужно устранить из своей жизни — даже не пытайся задумываться о хранении оставшихся.

Начни уборку с подготовки:
1) подумай о цели того, что ты делаешь. Представь себе свой образ жизни в новом, свободном от хлама пространстве. Составь четкое представление, как ты хочешь проводить время в нем. Например: «Я прихожу домой с работы, на полу ничего не валяется... моя комната аккуратна, как гостиничный номер, ничего не нарушает поле зрения. У меня розовое постельное белье и лампа в старинном стиле. Прежде чем лечь спать, я принимаю ванну, зажигаю ароматическую лампу, слушаю классическую музыку, пока занимаюсь йогой и пью травяной чай. Я отправляюсь спать с ощущением неспешности и простора.»

2) подумай, ПОЧЕМУ ты хочешь так жить? Найдя ответ, снова спроси себя — почему? И так пять раз. Смысл в том, чтобы прийти к осознанию, что твоя цель — быть счастливым. Это кажется очевидным, но ты должен это прочувствовать. Спроси себя «Зачем мне наводить порядок?». Когда найдешь ответ — ты можешь начать изучать то, что у тебя имеется.

Сложные критерии выбора, что выкинуть, а что нет, только повергают в стресс. Забудь про правила «выкинь то, что не надевал больше года», «сложи в коробку и убери на месяц» и все в этом роде. Надо выбирать, что ты хочешь ОСТАВИТЬ, а не ломать голову, как определить, что выбросить.

Обязательно возьми каждую вещь в руки! Задай себе вопрос «Эта вещь меня радует?» Если радует — оставь ее. Если нет — избавься от нее.
Конечно, это весьма расплывчатый критерий, но вся фишка в том, чтобы взять вещь в руки. Нельзя просто посмотреть в шкаф и решить, что все тебя радует. Возьми вещь в руки. Твое тело отреагирует на каждую вещь по-разному.
Оставь только те вещи, которые «говорят» с твоим сердцем. От остального избавься.

Разбирай по одной категории вещей за раз. Начинай с одежды. Собери всю одежду в одном месте, обыщи все комнаты, чтобы ничего нигде не завалялось. Сложи всю одежду в кучу на полу. Теперь поочередно бери каждый предмет в руки и спрашивай себя, приносит ли эта вещь ощущение радости. Да — оставляй, нет — сразу кидай в мешок «на вынос»

Людям тяжело избавляться от вещей, которые им еще могут послужить (функциональная ценность), которые содержат полезную информацию (информационная ценность) и которые связаны с воспоминаниями (эмоциональная ценность). Когда эти вещи - раритеты (их сложно приобрести или заменить), с ними становится еще труднее расстаться.

Самая правильная последовательность: одежда, книги, бумаги, все прочее, памятные вещи. Это путь от простого к сложному. К тому же, так развивается способность ощущать реакцию тела на вещи.

Не позволяй своей семье видеть, как ты выбрасываешь вещи. Родители и бабушки непременно будут переживать что ты не выживешь на том, что осталось. Возможно, они захотят забрать часть хлама себе, хотя им это на самом деле не нужно!

Если тебя раздражает то, что твоя семья не хочет содержать дом в порядке и избавляться от ненужного — оставь их в покое и начни со своих вещей. На самом деле, это у тебя проблемы с хламом. Когда ты с ними разберешься, тебя не будет волноваться хлам других людей. А они, возможно, вдохновятся твоим примером.

Не сплавляй ненужные тебе вещи членам семьи только потому, что тебе жалко их выкидывать и хочется, чтобы они еще послужили.

Что делать, если ты никак не можешь себя заставить расстаться с какой-то вещью? Подумай о том, что она уже сыграла свою роль в твоей жизни, выполнила свою задачу. Больше нет смысла ее хранить.

Не может быть ценным то, что хранится в дальнем углу шкафа, и то, о чем ты даже не вспомнил бы, если бы не вытащил на свет.

И тут ЖЖ сказал, что запись слишком большая =((поэтому продолжение в

Японский эксперт по наведению порядка Мари Кондо обещает: если Вы готовы к большим переменам, результатом уборки станет настоящее чудо

Бестселлер Мари Кондо «Меняющая жизнь магия наведения порядка: Японское искусство избавления от ненужных вещей и организации пространства» по-настоящему изменил жизнь Эмили Клэй, хозяйки дома в Орегоне. По ее словам, после прочтения книги она избавилась от «тонны» одежды и книг, и хотя очень любит ходить по магазинам, советы Мари Кондо удержали ее от того, чтобы заново забить до отказа все полки и шкафы. «Эта книга полностью изменила мое представление от вещах, — говорит она. — Если мне не нравится какая-то вещь, если я никогда не использовала ее, не читала, не носила — я избавляюсь от нее, не задумываясь».

Того же мнения придерживается дизайнер из Сан-Франциско: «Я сама следую основным постулатам книги Кондо и советую всем поступать так же: хранить стоит только то, что приносит удовольствие, — говорит она. — Это правило помогает мне определить место вещей в моем сердце и моем доме. Просто поразительно, насколько чище стал мой дом после того, как я выбросила все барахло».

Мы ждем перемен!
Впрочем, определение «меняющая жизнь», пожалуй, слишком смелое. Жизнь меняют такие события, как брак, рождение, смерть, переезд. Уборка, даже капитальная, не подпадает под мое представление о глобальных изменениях, но отношение к дому идеи Мари Кондо меняют вне всяких сомнений.

Не имеет значения, как Вы относитесь к магии, на которой постоянно делается акцент к этой книге. Однако объемы продаж этой книги по всему миру действительно можно назвать сверхъестественными. Она 23 недели продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» в категории «Советы и практические руководства». На сайте Amazon была названа лучшей книгой 2014 года в разделе «Рукоделие, дом и сад». С выхода первого издания прошлой осенью книга запускалась в печать 13 раз, и было продано два миллиона копий. Глядя на эти цифры, можно сделать вывод, что люди действительно отчаянно хотят изменить существующий порядок вещей. Давайте разберемся, выполнит ли Мари Кондо обещание, данное в смелом заголовке своей книги.

Два ключевых правила
После многих лет практики японский специалист по организации пространства разработала свой собственный метод. Суть проста, а вот применить его бывает невероятно трудно (говорю по собственному опыту), ведь люди ни за что не желают расставаться с собственными вещами.

Итак, две ключевые установки метода Мари Кондо сводятся к тому, что держать дома следует только те вещи, которые наполняют сердце радостью. А в процессе уборке нужно работать не с комнатами, а с категориями вещей.

Храните то, что любите
Кондо довольно часто использует фразу «искриться радостью», говоря о дорогих сердцу вещах. Суммируя сказанное, можно сделать такой вывод: если вы не любите вещь, избавьтесь от нее. Трудность заключается в том, чтобы, как говорится, отделить зерна от плевел и различить понятия «счастье» и «привязанность». В своей книге Кондо предлагает довольно жесткий способ, помогающий это сделать.

Разбирайтесь с вещами, а не с комнатами
Одна из главных идей, которая отличает метод Кондо от всех прочих, гласит, что разбирать вещи следует по категориям. Например, вместо того, чтобы убраться в гардеробной, надо разобраться со всей одеждой, которая есть в доме.

Обычно она хранится в нескольких местах: в гардеробной, комодах и шкафах спален и детских, в прихожей и даже на чердаке. Опыт работы Мари Кондо показал, что если убираться в каждой комнате отдельно, это будет бесконечный процесс. Поэтому все, что есть в доме, надо поделить на категории и разбираться с каждой из них. На первой странице своего труда автор пишет: «Сначала надо забраковать все ненужное, а потом навести порядок во всем доме раз и навсегда».

Уборка шаг за шагом
Знакомьтесь, это Мари Кондо в начале уборки в гардеробной одного из своих клиентов. В ее мире путь к чистоте и порядку начинается с представления того, как вы хотите жить. В своем интервью она описала этот процесс поэтапно.

1. Подумайте о том, что такое идеальная жизнь . Другими словами, как вы хотите жить.

2. Соберите вещи одного типаи сложите их вместе . Например, положите всю одежду на пол. Кондо предлагает начинать с одежды, потом заняться книгами и, наконец, документами.

3. Спросите себя, излучает ли каждая вещь радость. «Возьмите вещь в руки, пощупайте ее и постарайтесь ощутить, есть ли в ней радость», — пишет Кондо.

4. Рассортируйте вещи и положите их на место . Подходящее место для каждого предмета определите заранее.

Кажется слишком просто, не так ли? Но Кондо считает, что метод труден тем, что многие из нас наполняют вещи эмоциями. Порой мы привязываемся к вещам, которые нам не нравятся, просто потому, что нам их подарили. Мы позволяем книгам и бумагам накапливаться на столе в надежде, что когда-нибудь их прочитаем. Мы наотрез отказываемся выбрасывать неудачные покупки, потому что жалеем потраченных денег. «Суть моего метода заключается в том, чтобы беспристрастно взглянуть на свое добро и решить, что из всего накопленного за многие годы действительно важно», — пишет Кондо.

Теперь Вы понимаете, как это трудно. В ответ на все сомнения Кондо приводит слова принцессы Эльзы из «Холодного сердца»: отпусти и забудь.

Это фотография комнаты одной из клиенток Кондо до уборки. Для многих из нас забитые до отказа полки и бесконечные пакеты с вещами — привычная картина.

А уж Мари Кондо видела такое сотни раз. Она призывает людей забыть те вещи, которые переполняют шкафы (раз они там спрятаны, значит, никому не нужны), не привязываться к предметам, которые могут понадобиться «когда-нибудь» (для Кондо «когда-нибудь» значит «никогда»), и обязательно отдавать свои вещи тем, кто в них нуждается, чтобы не испытывать чувство вины за то, что вы от них избавляетесь.

Та же самая комната после уборки по методу Кондо. Издатель волновался, что фотографии домов японских клиентов Кондо могут напугать европейцев. И в самом деле, после того, как стол передвинули в другую комнату, а большинство вещей выбросили, это помещение кажется пустоватым.

Однако то, что одному человеку кажется спартанским, другой назовет идеальным. Вот как Кондо описывает свой собственный дом: «У себя дома я испытываю чувство блаженства, даже воздух кажется свежее и чище. Вечерами я люблю посидеть в тишине и подумать о прошедшем дне за чашечкой травяного чая.

Оглядываясь по сторонам, я вижу картину, которую очень люблю, и вазу с цветами в углу комнаты. Мой дом небольшой, и в нем находятся только те вещи, которым есть место в моем сердце. Такой стиль жизни приносит мне радость каждый день».

ДО: Эту токийскую кухню ждет волшебное превращение. Только представьте, с какими трудностями приходится сталкиваться ее хозяйке!

ПОСЛЕ: Та же самая кухня после работы Мари Кондо. Радикальные преобразования, не так ли?

А как же соображения необходимости?
«Многим людям трудно следовать правилам Мари Кондо, — говорит Кейли, специалист по организации пространства из Сан-Франциско. ─ Мне нравятся некоторые из ее идей, но не все они работают». Как, например, применить на практике идею о том, что хранить надо только те вещи, которые вызывают радость? «В любом доме полно вещей, которые не имеют никакого отношения к счастью, а просто необходимы», — говорит Кейли.

Кондо говорит и о нужных вещах, но ее определение необходимого идет дальше привычных представлений. Например, что делать с учебниками и руководствами по эксплуатации техники? Их можно найти в Интернете. Книги, которые вы нечитали? Отдайте, Вы все равно никогда их не прочитаете. Подарки от любимых, которыми Вы не пользуетесь? Освободите себя и от них тоже.

Реальный пример из Калифорнии
Кейли уверена, что многим людям непросто во всем следовать советам Кондо. Чтобы не быть голословными, мы обратились за помощью к Сьюзи Шоаф, жительнице Сан-Франциско, которая выиграла бесплатную консультацию Мари Кондо. На этом снимке Вы видите Сьюзи (слева) в своем доме площадью 84 кв. м во время встречи с Мари Кондо.

Это фотография гостиной Сьюзи после визита Мари Кондо. «Вы можете смеяться, но я действительно давно собиралась навести порядок, — говорит Сьюзи, которая слышала о методе Мари Кондо, но не читала ее книгу. — Многие вещи достались мне по наследству от родителей, да и сама я люблю коллекционировать находки с блошиных рынков. Вещи копились до тех пор, пока по дому не стало трудно передвигаться. С этим надо было срочно что-то делать».

ПОСЛЕ и ДО:

Хотя Сьюзи обычно берет книги в библиотеке, у нее слабость к альбомам по искусству и дизайну, а также гидам по зарубежным странам. Так выглядел ее книжный шкаф до того, как она начала убираться вместе с Кондо.

Перспектива избавиться от множества своих вещей немного пугала Сьюзи, но она знала, что сможет сохранить то, что по-настоящему любит, и эта мысль ее успокаивала.

«Она начала с того, что сняла все книги со всех полок на первом и втором этаже»,— рассказывает Сьюзи, которая и сама была шокирована тем, как много у нее на самом деле книг (в своей книге Кондо приводит много подобных примеров). «Она не осуждала меня, — продолжает Сьюзи. — Но когда я увидела, сколько книг накопила, я поняла, что хочу справиться с этой лавиной и всем сердцем приняла метод Мари».

«Перед разбором Кондо похлопала по каждой книжке и сказала, что так она их будит,— вспоминает Сьюзи. — Затем мы сели на диван и стали брать одну книгу за другой. Через переводчика Мари спрашивала меня про каждую книгу, излучает ли она радость. Если я говорила «да», мы откладывали книгу в одну стопку, если «нет» — в другую. В тот день мы просмотрели 300 книг и избавились от 150».

Когда все книги были разобраны, Кондо предложила поклониться книгам, с которыми было решено попрощаться, и поблагодарить их.

В своей книге Кондо говорит, что благодарить вещи за службу — важная часть прощания с ними. «Когда вы говорите «спасибо» вещам, которые служили вам верой и правдой, вы избавляетесь от чувства вины за то, что выбрасываете их, и чувствуете признательность по отношению к тем вещам, которым позволили остаться», — пишет она.

ПОСЛЕ: Сама мысль о том, что можно выбросить так много книг, многих смущает. Но что бы вы ни думали, признайтесь: теперь этот книжный шкаф выглядит намного лучше. «Я отнесла семь коробок с книгами в фонд «Библиотечные друзья» . Для меня это очень много значит. И я уверена, что, как бы парадоксально это ни звучало, анализ каждой отдельной книги ускорил процесс и помог мне понять, какие из них действительно важны», — делится Сьюзи. Когда Сьюзи и Мари разобрали книги и оставили только самые любимые, на полках появилось достаточно места для фотографий и декоративных предметов. И, что немаловажно, теперь их лучше видно.

«Книги, которые Вам нравились, когда Вы их купили, со временем могут стать бесполезными. Информация в книгах, статьях и документах недолго остается актуальной,— говорит Кондо. ─ Когда выставите на полки только те книги, которые вызывают радость, Вам легче понять, что остальные Вам больше не нужны. А дальше все просто: чем меньше книг на полке, тем легче поддерживать порядок».

С одеждой работает тот же принцип. Вытащите из шкафов все, что там есть, отберите самое любимое и избавьтесь от остального.

ДО: Сьюзи очень хотела, чтобы Мари показала ей свой метод складывания одежды. На этом снимке вы видите один из ящиков комода до уборки.

ПОСЛЕ: Тот же самый ящик! Кондо советует укладывать вещи не одну поверх другой, а вертикально, или, как она сама говорит «стоя». По ее мнению, только так можно сохранять порядок и быстро нахлдить то, что нужно.

Еще один совет: складывайте вещи компактными прямоугольниками.

Сьюзи демонстрирует этот метод на блузке: «Заверните длинные стороны блузки или футболки внутрь и уберите туда же рукава, чтобы получился длинный прямоугольник.

Теперь возьмитесь за узкую сторону прямоугольника и сложите его пополам.Продолжайте складывать вещь вдвое или втрое до тех пор, пока она не уменьшится настолько, чтобы аккуратно «встать» в ящик рядом с остальными вещами».

«Теперь мои ящики выглядят красиво и внутри, и снаружи»,— смеется Сьюзи.

Уборка как путь к успеху
Как стать международной звездой в области организации пространства? В первой части своей книги Кондо рассказывает, как начала свой путь к успеху. С самого детства она была одержима чистотой и разбором завалов. «Когда мне было пять лет, я читала мамины журналы о домоводстве, и это пробудило во мне интерес ко всему, что связано с домом», — говорит она.

В школе она в первый раз поняла, в чем заключалась ее основная ошибка. До того, как Мари открыла для себя книгу «Искусство выбрасывать вещи» Нагисы Тацуми, ее эксперименты рано или поздно превращались в заколдованный круг. Она убиралась в одной комнате, потом переходила в следующую, в следующую — и так до тех пор, пока не возвращалась в первую, где все начиналось сначала. «Мне казалось, что сколько бы я ни убиралась, лучше не становилось. В лучшем случае процесс разбора завалов наступал позже, но все равно наступал», — рассказывает она.

Однако после прочтения книги Тацуми Мари поняла, что ей нужно срочно перезагрузить всю систему. Она вернулась домой и заперлась в своей комнате на несколько часов. В своей книге она пишет: «Когда я закончила, у меня было восемь полных пакетов с одеждой, которую я никогда не носила, учебников из начальной школы и игрушек, с которыми я не играла много лет. Я даже выбросила свою коллекцию ластиков и печатей. Честно признаюсь, что я и забыла о том, что у меня есть все эти вещи. После разбора я целый час сидела на полу и задавалась вопросом, зачем я вообще хранила все это барахло».

Этот самый вопрос положил начало собственному бизнесу с клиентами, которые ждут своей очереди по нескольку месяцев. Он же в результате привел и к написанию книги, которая стала бестселлером во многих странах.

Работает ли это на самом деле?
Итак, мы возвращаемся к вопросу, поставленному в заголовок этой статьи: может ли уборка изменить нашу жизнь?

Конечно, Кондо считает, что может. «Весь смысл моего метода в том, чтобы научить людей понимать, что важно в их жизни, а что нет, — говорит Мари. ─ Следуя моим советам, вы поймете, какие вещи вызывают у вас чувство радости, а значит, будете точно знать, что вам нужно для счастья».

Читатели — такие, как Эмили Клэй — согласны: «Книга заставила меня задуматься о том, сколько вещей у меня есть и сколько мне на самом деле необходимо. Я ничуть не жалею, что избавилась от кучи всего ненужного, хотя мне неприятно вспоминать о том, сколько денег я потратила зря. Избавление от лишних вещей в какой-то мере освободило меня, — признается Эмили. — Теперь вместо того, чтобы покупать новые сумки или туфли, я откладываю деньги на поездку в Италию».

Текущая страница: 7 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Шрифт:

100% +

Непрочитанные книги
«Когда-нибудь» означает «никогда»

Самая распространенная причина, по которой люди не выбрасывают книги, – это «возможно, я ее еще прочитаю» или «возможно, мне захочется перечитать ее снова». Потратьте немного времени на то, чтобы сосчитать своих любимцев – книги, которые вы действительно читали не один раз. Много ли таких? У кого-то таких может найтись всего пять, а отдельные выдающиеся читатели могут насчитать не меньше сотни. Однако люди, которые читают и перечитывают столько книг, обычно являются представителями конкретных профессий, например учеными или писателями. Очень редко можно найти совершенно обычного человека, подобного мне, который так много читает. Давайте смотреть фактам в лицо. Наверняка вы будете перечитывать лишь немногие из ваших книг. Как и в случае с одеждой, нужно взять паузу и подумать, какой цели служат эти книги.

Книги – это, в сущности, бумага, листы бумаги, покрытые печатными буквами и переплетенные вместе. Их истинное предназначение – быть читаемыми, передавать информацию своим читателям. Значение имеет именно та информация, которую они содержат. Нет никакого смысла в том, чтобы они просто стояли на ваших полках. Вы читаете книги, чтобы пережить опыт чтения. Книги, которые вы прочли, уже были пережиты, и их содержание находится внутри вас, даже если вы его не помните. Так что, решая, какие книги стоит сохранить, забудьте и думать о том, что вы будете снова их перечитывать, и не задумывайтесь, усвоили ли вы их содержание. Вместо этого берите каждую книгу в руки и решайте, трогает ли она вас или нет. Сохраняйте только те книги, при одном взгляде на которые вы будете чувствовать себя счастливыми, только те книги, наличие которых на ваших книжных полках пробуждает в вас любовь. Это относится и к моей книге. Если вы не испытываете никакой радости, держа ее в руке, я предпочла бы, чтобы вы ее выбросили.

А как насчет книг, которые вы начали, но еще не закончили читать? Или книг, которые вы купили, но еще не начали читать? Что делать с книгами, подобными этим, которые вы намерены прочитать «когда-нибудь»? Интернет здорово облегчил покупку книг, но мне кажется, что вследствие этого у людей на руках теперь больше непрочитанных книг, чем когда-либо прежде. Не такое уж это редкое явление – когда человек покупает одну книгу, а потом покупает следующую, едва успев или даже не успев начать читать первую. Непрочитанные книги накапливаются. Проблема с книгами, которые мы намерены прочитать «когда-нибудь», в том, что от них куда трудней избавиться, чем от тех, которые мы уже прочли.

Помню, как-то раз я рассказывала президенту одной компании о том, как очистить его кабинет. Его книжные полки были полны книгами с непроизносимыми названиями, которые вроде как положено читать президенту компании, начиная с такой классики, как Друкер и Карнеги, и заканчивая последними бестселлерами. Было такое впечатление, что ты входишь в книжный магазин. Когда я увидела его коллекцию, сердце у меня ушло в пятки. И действительно, начав их сортировать, он одну за другой клал книги в стопку, которую надлежало сохранить, говоря, что они еще не прочитаны. К тому времени как он закончил сортировку, у него по-прежнему оставалось 50 томов, и по сравнению с изначальной коллекцией едва ли что-то изменилось. Когда я спросила его, зачем он их хранит, он дал классический ответ из моего списка наиболее вероятных ответов: «Потому что мне, возможно, когда-нибудь понадобится их прочесть». Боюсь, что, опираясь на свой личный опыт, могу сказать вам прямо сейчас: «когда-нибудь» означает «никогда».

Если вы упустили свой шанс прочесть какую-то конкретную книгу, даже если вам ее рекомендовали или вы намеревались ее прочесть давным-давно, то это ваш шанс расстаться с ней. Возможно, вы хотели прочесть ее, когда покупали, но если вы не прочли ее до сих пор, значит, предназначение этой книги в том, чтобы подсказать вам, что она вам не нужна. Нет никакой необходимости заканчивать читать книги, которые вы прочли лишь наполовину. Их задача и была в том, чтобы быть прочитанными наполовину. Так что избавьтесь от всех этих непрочитанных книг. Гораздо полезнее для вас будет прочесть книгу, которая по-настоящему захватывает вас прямо сейчас, чем ту, которая собирала пыль годами.

Сокращая количество вещей в доме, вы в какой-то момент осознаете, сколько и чего именно вам нужно.

Люди, имеющие большие собрания книг, почти всегда являются прилежными учащимися. Вот почему нередко можно увидеть в их собраниях множество справочников и учебников. Руководства и учебники для приобретения определенных квалификаций часто бывают невероятно разнообразными, начиная от пособий по бухгалтерии, философии и компьютерным навыкам до ароматерапии и рисования. Иногда меня просто изумляет то, каким видом знаний интересуются мои клиенты. Многие мои клиенты также хранят старые учебники, начиная со школы, и тетради тех времен, когда они еще только учились писать.

Так что если вы, как многие мои клиенты, храните книги, которые подпадают под эту категорию, я призываю вас перестать утверждать, что когда-нибудь вы ими воспользуетесь, и избавиться от них сегодня же. Почему? Потому что очень мала вероятность, что вы все-таки когда-нибудь их прочтете. Из всех моих клиентов менее 15 процентов действительно используют такие книги. Когда они объясняют, почему так цепляются за эти книги, их ответы всегда вертятся вокруг того, что они намерены сделать «когда-нибудь». «Я когда-нибудь хотела бы это изучить», «я буду заниматься этим, когда у меня появится немного больше времени», «я думала, что было бы полезно выучить английский язык», «я хотел бы изучить бухгалтерский учет, потому что занимаюсь менеджментом »… Если вы еще не сделали то, что намеревались сделать, выбросите эту книгу. Только избавившись от нее, вам удастся проверить, насколько вы горите желанием изучить данный предмет. Если после избавления от книги в вашей жизни ничего не меняется, что ж, так тому и быть. Если же эта книга нужна вам настолько, что, выбросив ее, вы готовы купить еще один экземпляр, тогда купите его – и на этот раз прочтите.

Книги, которые следует сохранить
Те, которым место в «зале славы»

Сейчас я ограничиваю свое книжное собрание примерно 30 томами в любой произвольный момент времени, но в прошлом мне было очень трудно избавляться от книг, потому что я их люблю. Когда я впервые разбирала свою библиотеку, пользуясь критерием доставляемой ими радости, в моем шкафу осталось около 100 томов. Хотя это не избыточное количество, если сравнивать со среднестатистическими данными, я чувствовала, что могла бы еще его сократить. Однажды я решила пристальнее присмотреться к тому, что у меня осталось. Я начала с книг, расставание с которыми считала решительно невозможным. В моем случае первой в списке стояла «Алиса в стране чудес», которую я перечитываю со времен начальной школы. Такие книги, которые попадают в личный книжный «зал славы» человека, легко выявить. Далее я стала присматриваться к книгам, которые доставляли удовольствие, но не дотягивали до этой высокой планки. С течением времени содержимое этой категории существенно меняется, но это книги, которые я определенно хочу сохранить в данный момент. Одной из них являлась «Искусство избавления от ненужных вещей», книга, которая впервые раскрыла мне глаза на уборку, хотя у меня ее больше нет. Книги, которые обеспечивают такое удовольствие, тоже стоит хранить.

Самый сложный случай – те книги, которые доставляют умеренное удовольствие; в которых встречаются слова и фразы, трогающие ваше сердце, и которые вам, возможно, захочется перечитать снова. Их выбросить труднее всего. И хотя я не испытывала настоятельной потребности избавиться от них, я не могла обойти своим вниманием тот факт, что они доставляли мне лишь умеренное удовольствие. Я начала искать способ избавиться от них без сожалений и со временем набрела на то, что назвала «методом сокращения объема». Осознав, что на самом деле я хотела сохранить не книгу, а лишь определенную информацию или конкретные слова, которые она содержала, я решила, что если сохраню лишь то, что необходимо, то смогу выбросить остальное.

Моя идея состояла в том, чтобы переписать вдохновлявшие меня предложения в блокнот. Со временем, думала я, этот блокнот станет личной коллекцией моих любимых афоризмов. Будет здорово перечитывать ее в будущем и отслеживать тот путь, по которому вели меня мои интересы. Полная энтузиазма, я вытащила блокнот, который мне нравился, и взялась за осуществление своего проекта. Я начала с подчеркивания тех мест, которые хотела переписать. Затем я вписывала в блокнот заглавие книги и начинала переписывать. Однако начав, я осознала, что этот процесс потребует слишком большого количества работы. На переписывание требуется время, а если я хочу иметь возможность перечитывать эти слова в будущем, почерк должен быть аккуратным. На переписывание всего десяти цитат из одной-единственной книги потребовалось бы по меньшей мере полчаса, и это очень оптимистичная оценка. От мысли, что такое придется проделать с 40 книгами, у меня закружилась голова.

Тогда я решила использовать копировальную машину. Я скопирую те фрагменты, которые хочу сохранить, а потом вырежу их и вклею в блокнот. Это, думала я, должно быть гораздо быстрее и легче. Но когда я попробовала так сделать, оказалось, что работы получается еще больше. Наконец, я решила вырывать нужные страницы прямо из книги. Вклеивание страниц в блокнот тоже требовало усилий, поэтому я упростила процесс, вкладывая вырванные страницы в файловую папку. При этом на каждую книгу уходило лишь пять минут, и я сумела избавиться от 40 книг и сохранить при этом те высказывания, которые мне нравились. Я была невероятно довольна результатами. Спустя два года пользования этим «методом сокращения объема» меня накрыло внезапное осознание: я ни разу не заглянула в ту папку, которую создала. Все эти усилия были потрачены лишь ради того, чтобы утихомирить собственную совесть.

Не так давно я заметила, что наличие меньшего количества книг на самом деле усиливает воздействие прочитанной мной информации. Я стала гораздо легче распознавать необходимую информацию. Многие мои клиенты, в особенности те, которые выбрасывали существенное количество книг и документов, также упоминали об этом. В случае книг выбор времени решает все. Момент, когда сталкиваешься с конкретной книгой, как раз и есть то время, когда нужно ее прочесть. Чтобы не пропустить этот момент, рекомендую вам ограничивать размеры своей книжной коллекции.

Сортировка документов
Основное правило: выбросите всё

Как только вы покончите с упорядочиванием книг, пора переходить к документам. Речь идет, например, о полке для писем, которая переполнена конвертами; о школьных объявлениях, прилепленных на холодильник; о лежащем возле телефона приглашении на встречу одноклассников, на которую вы не пошли; о газетах, которые скопились на вашем столе за последние несколько дней. В доме есть несколько мест, где бумаги склонны накапливаться, как снежные сугробы.

Хотя общее мнение таково, что в доме обычно бывает гораздо меньше разных бумаг, чем в офисе, на самом деле это не так. Минимальное количество бумажного мусора, который обычно выбрасывают мои клиенты, составляет около двух 45-литровых мусорных мешков. На сегодняшний день максимальное количество составило 15 таких мешков. Я не раз слышала, что шредеры для бумаг, принадлежащие моим клиентам, просто задыхаются от работы. Крайне трудно сладить с таким огромным объемом бумаги, но время от времени мне попадаются удивительные клиенты, от чьих навыков обращения с документами у меня захватывает дух. Когда я спрашиваю: «Как вы ухитряетесь разбираться со своими бумагами?» – они дают мне очень подробные объяснения.

«Документы, связанные с детьми, отправляются в ту папку. А эта папка – хранилище для моих кулинарных рецептов. Журнальные вырезки кладу сюда, инструкции к электроприборам – в эту коробку…» Они классифицируют свои бумаги настолько подробно, что я порой теряю нить рассуждений уже на середине объяснения. Признаюсь, я терпеть не могу складывать бумажки! Я никогда не пользуюсь папками-скоросшивателями и не пишу ярлычков. Возможно, эта система лучше работает в офисной обстановке, где множество людей пользуется одними и теми же документами, но нет совершенно никакой необходимости использовать такую детальную систему документооборота у себя дома.

Мой основной принцип сортировки документов – выбросить их все. Мои клиенты лишаются дара речи, когда я это говорю, но нет ничего более раздражающего, чем бумаги. В конце концов, радости от них никакой, как бы тщательно вы их ни хранили. По этой причине я рекомендую выбрасывать все, что не подпадает под три категории: используемые в настоящие время, необходимые в течение ограниченного периода времени и те, которые необходимо хранить неограниченно долго.

Термин «документы», между прочим, не включает бумажные документы, обладающие сентиментальной ценностью, например старые любовные письма или дневники. Попытка разобрать эти бумаги кардинально замедлит темп вашего продвижения. Ограничьте себя поначалу разбором бумаг, которые не приносят вам радости, и закончите эту работу одним широким движением. Письма от друзей и любимых могут быть оставлены на то время, когда вы приметесь разбираться с предметами, имеющими сентиментальную ценность.

Когда вы покончите с теми бумагами, которые не приносят ни малейшего удовольствия, что следует сделать с теми, которые вы решили сохранить? Мой документальный метод крайне прост. Я разделяю их все на две категории: документы, которые нужно хранить, и документы, с которыми нужно разбираться. Хотя мой главный принцип – выбрасывать все бумаги, эти две – единственные категории, для которых я делаю исключение. Письма, требующие ответа, документы-анкеты, требующие заполнения, газета, которую вы намерены прочесть, – отведите специальный уголок для бумаг, с которыми необходимо разобраться. Позаботьтесь о том, чтобы все подобные документы хранились только в одном месте. Никогда не позволяйте им распространяться по остальным помещениям. Я рекомендую пользоваться вертикальным органайзером, в котором документы могут храниться стоя, и отвести для этого органайзера особое место. Все бумаги, требующие внимания, можно разместить в нем, не разделяя их.

Что касается документов, которые необходимо хранить, я подразделяю их соответственно частоте использования. Опять же способ, которым я их подразделяю, несложен. Я делю их на нечасто используемые и чаще используемые. В категорию нечасто используемых входят полисы страхования, гарантийные талоны и лицензии. Увы, их необходимо хранить автоматически, не принимая во внимание тот факт, что они не вызывают никакой радости. Поскольку вам практически никогда не придется пользоваться документами из этой категории, нет необходимости прилагать массу усилий к их хранению. Я рекомендую сложить их все в одну-единственную обычную прозрачную пластиковую папку, не заботясь об их дальнейшей классификации.

Другая подкатегория включает бумаги, которые вы будете доставать и просматривать чаще, например материалы по семинарам или вырезки из газет. Хранить их имеет смысл только в том случае, если можно легко получить к ним доступ и прочесть, поэтому я рекомендую вставлять их в прозрачные пластиковые файловые папки на манер книжных страниц. Эта категория – самая сложная из всех. Хотя бумаги, подобные этим, не являются насущной необходимостью, они имеют тенденцию множиться. Сокращение объема этой категории – главный принцип в упорядочивании ваших документов.

Документы организуются только по трем категориям: те, которые требуют внимания; те, которые следует сохранить (контрактные документы), и те, которые следовало бы хранить (иные). Главное – хранить все документы из одной категории в одном и том же контейнере или папке и намеренно воздерживаться от подразделения их на дальнейшие категории по содержанию. Иными словами, вам понадобится три контейнера или папки. Не забывайте, что контейнер под грифом «требует внимания» должен быть пустым. Если в нем есть документы, вы должны понимать, что у вас в жизни есть несделанные дела, которые требуют вашего внимания. Хотя мне никогда не удавалось полностью опустошить этот контейнер, это цель, к которой нам всем следует стремиться.

Все о бумагах
Как организовывать проблемные бумаги

Мой основной принцип, как я уже говорила, – выбрасывать все бумаги; но всегда будут оставаться те, которые выбросить трудно. Давайте подумаем, как с ними разбираться.

Учебные материалы

Люди, которые любят учиться, с высокой степенью вероятности посещают семинары или курсы по разнообразным предметам, например ароматерапии, логическому мышлению или маркетингу. В последнее время в Японии наметилась тенденция использовать часы раннего утра для посещения утренних семинаров. Их содержание и временные рамки постоянно расширяются, предоставляя людям широкие возможности выбора. Для участников семинаров материалы, трудолюбиво распространяемые лектором, сродни почетной медали, поэтому с ними трудно расстаться. Но когда я оказываюсь дома у таких пылких учащихся, я обнаруживаю, что эти материалы узурпируют значительную часть пространства, создавая в их комнатах гнетущую атмосферу.

Одной из моих клиенток была женщина немного за тридцать, она работала в рекламной компании. Стоило войти в ее комнату, как мне показалось, что я нахожусь в офисе. Мне бросились в глаза ряды папок с аккуратно отпечатанными заголовками. «Все это – материалы с семинаров, которые я посещала», – сказала она мне. Будучи фанатиком семинаров, по ее собственному выражению, она хранила и собирала в папки материалы со всех семинаров, на которых когда-либо побывала.

Люди часто уверяют: «Я хочу когда-нибудь заново перечитать эти материалы», – но большинство никогда этого не делают. Более того, у большинства из них дома хранятся материалы множества семинаров на одни и те же или близкие темы. Почему? Потому что узнанное на семинарах не задержалось в голове. Я не хочу никого критиковать, просто указываю, почему не стоит сохранять материалы прошлых семинаров. Если содержание таких курсов не применяется на практике, они не имеют смысла. Ценность посещения курсов по повышению квалификации возникает в тот момент, когда мы начинаем их посещать, и главная задача – извлечь из них максимум пользы, применяя изученное на практике с того момента, когда курс заканчивается. Почему люди идут на существенные расходы, оплачивая такие курсы, когда могут прочесть ту же информацию в книге или еще где-нибудь? Потому что они хотят ощутить энтузиазм преподавателя и особую учебную атмосферу. Таким образом, истинный материал – это сам семинар или сходное событие, и усваивать его следует вживую.

Посещая курсы, делайте это с внутренней решимостью выбрасывать весь раздаточный материал. Если вам жаль его выбросить, тогда пройдите этот курс снова – и на этот раз примените изученное на практике. Это парадоксально, но я убеждена, что мы не способны применить изученное на практике именно потому, что цепляемся за такие материалы. Самая большая коллекция семинарских материалов, с которой я сталкивалась, составила 190 файловых папок. Нет необходимости говорить, что я заставила свою клиентку выбросить все их до последней.

Выписки по кредитным картам

Еще один тип документов, которые нужно выбросить, – это все отчеты по вашим кредитным картам. Каково их предназначение? Для большинства людей они являются просто способом проверить, как расходовались деньги в течение конкретного месяца. Так что, как только вы проверили содержание этих документов, чтобы убедиться, что все правильно, и внесли эти цифры в свой домашний бухучет, отчеты выполнили свое предназначение, и вам следует их выбросить. Поверьте! Вам совершенно не нужно чувствовать себя виноватыми.

Вы можете придумать какой-нибудь еще случай, когда вам действительно понадобятся отчеты по кредитным картам? Можете ли вы представить себе, что приносите их в суд, чтобы доказать, сколько денег было снято? Этого никогда не случится, поэтому нет необходимости бережно хранить эти отчеты до конца вашей жизни. То же самое касается извещений о списаниях с вашего счета по оплате коммунальных услуг2
В России, в отличие от Японии, хранение счетов за коммунальные услуги имеет смысл как минимум в течение года (прим. ред. ).

Будьте решительны и воспользуйтесь этой возможностью избавиться от них.

Из всех моих клиентов трудней всего выбрасывать бумаги было двоим, и оба они были юристами. Они то и дело задавали вопрос: «А что, если этот документ понадобится в суде?» Поначалу их трудно было сдвинуть с мертвой точки, но под конец даже они смогли избавиться от всех своих бумаг, не испытывая при этом особых проблем. Если уж они смогли это сделать, сможете и вы.

Первый шаг - создайте в голове картину вашего идеального дома. Цвета, объемы, декоративные элементы, свет... Методика Мари Кондо не в том, чтобы любой ценой освободить пространство, но «упорядочить его, чтобы создать условия для жизни, которые вам нравятся».

2. Настройтесь

Пока голова забита повседневными делами, разобраться с хаосом в доме не получится. Не поддавайтесь панике, глядя на горы вещей. Выберите тихое место, где вы сможете оценить место каждого объекта в вашей вселенной. Подойдет все, что позволит вам войти в это состояние: тихая ненавязчивая музыка или бормотание телевизора. Но лучший союзник - тишина.

«Вещи, скрытые от глаз, обычно не используются годами»

3. Принимайте решение сразу

Когда почувствуете, что готовы, начните сортировать вещи. Прежде всего, определитесь, какие предметы не нужны. Чтобы добиться оптимальных результатов, придерживайтесь следующего правила: либо выбросьте лишнее сразу, либо положите на место.

4. Никаких «на всяких случай»

Единственный вопрос, который стоит задавать, глядя на каждую вещь: «Доставляет ли она мне радость?» Если ответ «нет» - вы знаете, что делать. Довольно часто нас терзают сомнения: «Может, мне это еще понадобится? Выбросить всегда успею». Колебания означают, что вы привязаны к вещи. Вспомните, когда и почему вы купили ее. Важна ли она вам сегодня, как и раньше?

5. Сортируйте вещи по категориям, а не по комнатам

Хаос - это когда у вещей нет своего места и они произвольно кочуют из одного угла в другой. Держите в одном месте все, что относится к одной категории. Осмотрите дом в поисках однотипных предметов (средств для уборки, украшений, косметики). Разложите их на полу по группам. Так вы сможете оценить объемы вещей, относящихся к одной категории, и поймете, как и где их лучше держать.

6. Не заполняйте ящики больше чем на 90%

Места для хранения, забитые до отказа, - это черные дыры. То, что скрыто от глаз, обычно не используется годами. Мы забываем о кастрюлях, носках и записных книжках, которые забаррикадированы в шкафах и комодах. «Нам свойственно стараться заполнить лакуны, - говорит Мари Кондо, - Но если цель - порядок, лучше, чтобы все было на виду. Ограничьтесь одним-двумя рядами, чтобы можно было взглядом охватить содержимое каждой полки».

7. Складывайте одежду с помощью оригами

Одежда, сложенная как попало, занимает больше места и создает ощущение беспорядка. Лучший способ этого избежать - всегда складывать вещи по одной и той же схеме. Используйте японскую методику оригами. «Потренируйтесь несколько раз - и будете делать это всякий раз автоматически, как робот», - говорит эксперт.


8. Создайте свое «место силы»

Удобный диван, столик, отгороженный ширмой, кресло-качалка - в доме должно быть место, которое будет служить вам убежищем (или логовом). «Иметь личное пространство очень важно для душевного комфорта. Оно будет греть вас изнутри, словно теплый кот за пазухой в зимнюю стужу», - говорит коуч. Небольшого уголка вполне достаточно.

9. Разберитесь с прошлым

Вещи, которые дороги как память об эмоциях, связанных с ними, оказываются не только «долгожителями» в нашем доме, но и главным источником беспорядка. Как можно выбросить этот билет на концерт, где вы так хорошо провели время? А этот фотоаппарат, на который дедушка снимал вас в детстве? Драгоценные воспоминания не исчезнут, даже если вы расстанетесь с их физическим воплощением. Если нужно, проведите немного времени с ценной для вас вещью. Сфотографируйте ее, опишите. Примиритесь с тем, что она больше не принадлежит вашей сегодняшней жизни. Расставаться с прошлым важно, чтобы освободить место для настоящего и будущего - в прямом и переносном смысле.

10. Пользуйтесь вещами осмысленно

Чтобы ежедневно поддерживать порядок, Мари Кондо советует следовать определенным ритуалам: всегда возвращать вещи на место, благодарить их за то, что вы смогли ими воспользоваться, и заботиться о них. «Когда вы закончите приводить дом в порядок, вам станет ясно, в чем смысл и предназначение каждой вещи, - поясняет коуч. - Вы поймете их истинную ценность и научитесь осознанно обращаться с ними. Такой подход - залог не только физической чистоты, но и ясности ума и внутренней гармонии».

Об эксперте

Мари Кондо - консультант по организации домашнего быта, автор бестселлера «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» (Эксмо, 2016).