Материал о разновидностях иллюзий. Причины появления оптических иллюзий. Как взаимодействуют фигура и фон

Организм человека имеет очень сложное устройство, благодаря чему его владелец имеет возможность видеть, двигаться, ощущать запахи. Органы чувств – это очень важная составляющая общей системы, которая позволяет получать данные об окружающем мире и анализировать поступившую информацию. К сожалению, система не всегда работает полноценно и дает сбои. здесь все зависит от индивидуальных особенностей работы организма человека, а также от наличия у него определенных заболеваний.

Достаточно часто, отклонения возникают в отношении зрительного органа, и называется оптической иллюзией. Иногда видения вызывают у человека серьезное удивление по причине своей необычности и красочности.

В чем суть явления и какие разновидности иллюзий бывают?

Зрительные или оптические иллюзии – это событие или действие, при котором человек видит не то, что есть в реальности. Многие зрительные известные иллюзии уже давно получили научное объяснение и получили научное подтверждение, полученное опытным способом. Иные иллюзии до сих пор остаются непонятными, и человечество не может определить их основу.

На самом деле, все оптические иллюзии имеют определенное происхождение, с учетом которого, можно разделить такие аномалии на три вида:

Каждый вид иллюзии имеет свои нюансы и особенности, о которых обязательно стоит упомянуть далее.

Причины появления оптических иллюзий

Оптические иллюзии возникают в том случае, когда для этого имеется определенная причина. В качестве наиболее известных причин, которые выделяют ученые можно отметить такие моменты:

  • естественная патология восприятия, когда зрительный орган человека воспринимает идущее от объекта излучение, неверно, тем самым направляя в мозг недостоверные данные;
  • проблемы возникают в момент передачи поступивших сведений по нервным путям к мозгу;
  • мозг определяет принятый от глаза сигнал неверно и у человека появляется оптическая иллюзия.

В качестве примера таких патологий можно выделить сразу несколько интересных изображений.


Геометрические иллюзии

Оптические иллюзии могут быть геометрическими. Название принято в связи с тем, что зрительная аномалия приводит к неправильному толкованию параметров объекта. Существует классификация всех видов геометрических иллюзий с учетом особенностей их проявления. В качестве категорий таких иллюзий можно выделить:

  • размерность и направление рисунка. В этом случае зрительный орган неверно оценивает параметры изображения и его направленность. Сюда можно отнести иллюзию Сандера;
  • контрастность размера. Людям кажется, что один круг больше другого в диаметре, хотя размеры у них одинаковы;
  • угловая иллюзия возникает в результате искажения данных, полученных в результате измененного угла обзора. К этой группу принадлежит фигура Золлнера.

Анаморфные рисунки

При появлении подобных аномалий, у многих людей возникает вопрос, что на самом деле они видели? Была ли это иллюзия или зрелище было реальным. К сожалению, ответ на данный вопрос не получен и сегодня, однако, следует отметить, что оптические иллюзии начали вызывать интерес у людей еще в древние времена и подтверждением этому стали так называемые анаморфные рисунки, где изображены объекты, скрытые в общем образе. Догадаться и вычленить такой рисунок достаточно сложно и помочь в этом может только специальный цилиндр с отражающей поверхностью, помещенный под правильным углом.

Как взаимодействуют фигура и фон?

Особый интерес у ученых вызывал тот момент, как воспринимает ту или иную иллюзию человек, а именно, как воспринимают иллюзии люди разного пола. На сегодняшний день, существенных различий между мужчинами и женщинам не выявлено, однако, был обнаружен необычный эффект, который возникал в зависимости от возраста испытуемого. К примеру, на одной картинке, взрослый человек видел картинку для взрослых, а вот ребенок воспринимал изображение только с детской точки зрения (картинка с играющими дельфинами).

Почему ученые изучают появления иллюзий?

С первого взгляда, изучение картинок с иллюзией кажется забавной игрой, однако, благодаря проведенным исследованиям и сделанным наблюдениям, ученые смогли получить новую информацию о работе мозга.

К примеру, известно, что повреждение клеток мозга может привести к изменению поведения у пациента, а также, к появлению различных визуальных искажений. Если пациент видит совсем не то, что есть на самом деле, то врачи могут заподозрить развитие опухоли в головном мозге и назначить необходимый курс лечения.

По какой причине возникают кратковременные галлюцинации?

Оптическое искажение может принимать форму кратковременной оптической галлюцинации. Пациент начинает видеть совсем не то, что есть на самом деле. Важно, что у каждого человека видения могут быть разными и, прежде всего, это связано с несколькими причинами:

  • индивидуальные особенности организма;
  • наличие зрительных дефектов;
  • патологии или фоновые заболевания;
  • психические отклонения.

При наличии каждой из причин, пациент может видеть самые разнообразные изменения в окружающем мире, однако, не всегда они являются галлюцинациями.

Что делать при зрительной иллюзии?

Иногда это может быть оптической иллюзией. Достаточно часто можно встретить примеры зрительных иллюзий в школе, когда детям задают домашнее задание или во время получения образования в ВУЗах. Кроме того, столкнуться с такой иллюзией можно в домашних условиях или в других различных ситуациях.

Если такое проявление имеет место, то нервничать не стоит, а лучше всего, обратиться к специалисту и попробовать выяснить, в чем причина появления такого симптома. В отдельных случаях, заболевание может появиться при наличии травмы или фоновой патологии, о которой следует обязательно знать.

Зрительные иллюзии считаются своеобразными нарушением при поступлении полученной информации от глаза к головному мозгу. Иногда оптические иллюзии носят безобидный характер, а иногда, имеют сложную природу. В этом случае, следует обязательно посетить врача.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.

Что такое иллюзия?

В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.

Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное .

В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как и уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.

В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.

Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша , поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.

При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.

Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, подверженности , патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.

Виды иллюзий

Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.

Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего . Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.

Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.

Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».

И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.

Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.

Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.

Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.

Случалось ли вам наблюдать довольно странную картину, когда пестрый узор на контрастном ярком фоне внезапно обретал объем и приходил в движение, хотя вы были полностью уверены в том, что вся композиция абсолютно неподвижна? Если да, то в тот момент вы находились в плену у зрительной .

Не верь глазам своим!

Ваш мозг исказил истинное соотношение формы и размера наблюдаемого вами объекта, заставив вас поверить в то, что картинка движется. Такое ложное зрительное восприятие встречается довольно часто, и благодарить за него мы должны в первую очередь цепочку связей между нашими рецепторами, органами зрения и определенными мозговыми центрами, отвечающими за «расшифровку» поступающей к ним зрительной информации.

Подобные обманы зрения в корне отличаются от галлюцинаций, которые тоже, по сути своей, являются иллюзией, только не увиденной в реальности, а той, которую человеческий мозг создал сам, сотворив тем самым «нечто из ниоткуда». Это происходит в результате различных нарушений мозговой активности и этимология таких видений может быть различной, начиная от влияния каких-либо факторов, привнесенных в организм извне в случае применения наркотических или психотропных веществ и заканчивая психическими расстройствами или элементарной нехваткой сна.

Виды иллюзий

Разновидностей иллюзий зрения существует великое множество. Наиболее распространенными из них являются: иллюзия движения, двойственные изображения, а также искаженное восприятие размера. Отдельно стоит упомянуть о бинокулярных иллюзиях. Любой человек может провести простой опыт: сведите вместе концы своих указательных пальцев, расположив их горизонтально, на расстоянии 30-40 см от глаз и посмотрите сквозь них вдаль, слегка расфокусировав взгляд. Вы четко увидите между ними еще одну несуществующую фалангу пальца, похожую на небольшую сосиску. Причина ее появления кроется в разнице информации, которую наш мозг получает от светового изображения, поступающего на сетчатки левого и правого глаза.

Что касается иллюзий движения, то они непосредственно связаны с интерпретацией сведений о размере и скорости объекта, которые подаются в зрительные центры коры головного мозга. К примеру, всем знаком, так называемый, лунный эффект преследования. Когда вы едете ночью на автомобиле вам кажется, что небесное светило следует за вами и это притом, что ваша машина, двигается с довольно приличной скоростью, а луна, по идее, просто остается на месте.

Кстати, не все секреты иллюзий зрения получили свое логическое объяснение. Все та же луна, висящая над горизонтом, кажется гораздо больше, чем в случае, когда она находится прямо у вас над головой. Почему мы воспринимаем зависимость размеров крупных объектов от расстояний и перспективы расположения именно таким образом, науке еще только предстоит выяснить.

Искусство видеть

Многие виды иллюзий зрения стали просто даром небес для художников и других представителей мира искусства. В частности, почти половина всего созданного в жанре сюрреализма, так или иначе, имеет в своей основе обманные оптические эффекты, дающие возможность видеть совмещенные или двойственные изображения, придающие картинам особый, скрытый смысл.

Кроме того, способность нашего мозга искать знакомые формы и образы там, где их, по идее, быть не должно, на протяжении веков использовалась жрецами, шаманами и экстрасенсами для всякого рода предсказаний и пророчеств. Работая с изображениями, проявляющимися на различных вязких, жидких и сыпучих субстанциях, они соотносили их с грядущими событиями. Да и зачем ходить далеко? Достаточно просто поднять глаза и взглянуть на небо. В любом проплывающем над вами облаке при желании можно разглядеть, как минимум, пару знакомых форм.

Склонность человеческого разума искать узнаваемое в бесформенном, с успехом используется в психологии и психиатрии, когда для определения психологического состояния пациента, последнему предлагается определить, что именно изображено на так называемых «картинках-кляксах», темные пятна, которых, казалось бы, не несут никакой смысловой нагрузки. Тем не менее два разных человека способны увидеть в них абсолютно отличные друг от друга образы. Подобная разница в видении объясняется не только текущим эмоциональным и психологическим состоянием пациента, но и степенью развития сложной цепи взаимосвязей между проецированием изображения на сетчатку глаза и последующей передачей информации о нем определенным мозговым центрам. Этим и объясняется тот факт, что одним людям гораздо легче удается «узреть незримое» в привычных нам объектах, чем другим.

Кто-то из великих сказал, что весь наш окружающий мир, по сути, одна большая иллюзия, психология которой до конца не изучена. Когда-нибудь мы поймем как устроена сложная машина взаимодействия человеческого сознания с внешней средой, но станет ли от этого проще жить? Вот в чем вопрос.


Государственное учреждение образования

«Гимназия имени Я. Купалы»

«Геометрия зрения, иллюзии. Морис Эшер.»

Ученика 7 «А» класса

Гимназии имени Я.Купалы

Трояна Артёма Александровича

Научный руководитель – учитель

Гимназии имени Я.Купалы

Чак Елена Николаевна

Мозырь-2010

Введение

1. Разновидности иллюзий.

2. Анатомия зрения

3. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

3.1 Иррадиация

3.2 Слепое пятно

3.3 Астигматизм

4. Геометрия зрения

5. Оптические иллюзии

6. Ма́уриц Корне́лис Э́схер

6.1 Биографические сведения

6.2 Творчество

6.3 Математическая составляющая в работах Эшера

6.3.1 Невозможные фигуры

6.3.2 Визуальные парадоксы

6.3.3 Мозаика

6.3.4 Метаморфозы

6.3.5 Многогранники

6.3.6 Самовоспроизведение

Заключение

Литература

Введение

В гимназии я изучаю такой предмет, как геометрия. Это наука со своим специфическим методом познания мира, так как она изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве, их свойства. Это пространство, которое окружает нас. Все предметы в окружающем нас мире имеют три измерения, хотя не у всех можно указать длину, ширину, высоту Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творения природы и человека. Представители естественных наук, в частности физиков и астрономов всегда волновала надежность визуальных наблюдений.

Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. В такие моменты мы сталкиваемся со зрительными иллюзиями - ошибками зрительного восприятия. Ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.

Впервые увидев картины художника-одиночки Мориса Эшера я заинтересовался ими и решил исследовать математическую сторону иллюзий, проанализировать необычные работы художника.

Цель работы: объяснить зрительные иллюзии с точки зрения геометрии, увидеть и обосновать математическое начало в творчестве Мориса Эшера; углубить понимание природы зрения и восприятия в целом, в том числе иллюзорном.

Задачи исследования:

1. изучить теоретический материал по данной теме;

2. изучить и систематизировать картины Мориса Эшера;

3. найти примеры использования оптических иллюзий.

  1. Разновидности иллюзий

Иллю́зия (лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей.

Разновидности иллюзий:

Физические - связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).

Оптические иллюзии - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа.

Звуковые иллюзии.

Физиологические - связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке).

Аффективные - возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.

Вербальные - возникают в результате искаженного восприятия реальных разговоров окружающих людей.

Органические (метаморфопсии) - искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения.

Иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) - ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда.

Парейдолические (функциональные иллюзии) - особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.

  1. Анатомия зрения

То, о чем мы думаем как о чем-то, что мы видим, дает нам гораздо более достоверные сведения о нас самих, нежели об окружающем мире. И эта идея лежит в основе главнейших психологических и духовных учений мира.

Когда ученые объясняют феномен зрения, они часто начинают, сравнивают глаз с фотоаппаратом. Свет, подобно тому, как это происходит с линзами аппарата, попадает в глаз через небольшое отверстие - зрачок, расположенный в центре радужной оболочки глаза. Зрачок может быть шире или уже: таким образом, регулируется количество попадающего света. Далее свет направляется на заднюю стенку глаза - сетчатку, в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Точно так же, когда свет попадает на заднюю стенку фотоаппарата, изображение фиксируется на пленку. Однако анатомия зрения не сводится к этому. Чтобы понять процесс сознательного визуального восприятия, необходимо исследовать и то, как человек, чтобы видеть, одновременно использует и глаза, и мозг, а для этого недостаточно простой аналогии с фотоаппаратом. Занимаясь изучением анатомии человеческого зрения, быстро обнаружим, что свет, проникая в глаза, способствует возникновению целого ряда явлений и процессов в нашем сознании, естественно, влияя на нашу жизнь в целом. Более того: хорошо видеть - не значит просто иметь острое зрение. Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собственную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром.

Оптические обманы - не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. То, что человеку свойственно при известных обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения, обманываться относительно источника своих зрительных впечатлений, не следует вовсе рассматривать как всегда нежелательный недостаток, безусловный порок нашей организации, устранение которого было бы для нас во всех отношениях благотворно.

Что касается причин, обусловливающих ту или иную иллюзию зрения, то только для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение; к ним принадлежат те, которые обусловлены строением глаза: иррадиация, иллюзия Мариотта (слепое пятно), иллюзии, продолжаемые астигматизмом, и т. п.

Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Мюллера-Лайера. Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь.

  1. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

3.1 Иррадиация

Рассмотрим одну из самых распространенных иллюзий (Приложение 1). При рассматривании издали белые фигуры внизу - круг и квадрат - кажутся крупнее черных, хотя те и другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее. Явление это называется иррадиацией.

Иррадиация обусловлена тем, что каждая светлая точка предмета дает на сетчатке нашего глаза не точку, а маленький кружок (вследствие так называемой сферической аберрации); поэтому светлая поверхность окаймляется на сетчатке светлой полоской, увеличивающей занимаемое ею место. Черные же поверхности дают изображения, уменьшенные за счет светлой каймы окружающего фона.

Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

3.2 Слепое пятно

Естественные иллюзии появляются из-за особенностей в строении нашего зрительного аппарата. На поверхности сетчатки, у основания зрительного нерва, есть участок лишенный чувствительных к свету клеток. Лучи, приходящие в эту зону, не воспринимаются нами. Мы можем «терять» элементы окружающей нас картинки, если они совпадают со слепым пятном.

Чтобы подтвердить это явление проведем ряд экспериментов.

1. Рассматривая левым глазом крестик (Приложение 2) в правой части фигуры, мы на некотором расстоянии не увидим вовсе черного кружочка, хотя будем различать обе окружности. Круг совпал со слепым пятном.

2. Закрыв правый глаз, смотрите левым на верхний крестик (Приложение 2), с расстояния 20 - 25 сантиметров. Вы заметите, что средний большой белый кружок исчезает совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка, смотреть на нижний крестик, кружок исчезает только отчасти. Этот опыт носит имя своего создателя – Мариотта.

Исчезновение элементов в этих опытах обусловлено тем, что при указанном положении глаза относительно фигуры изображение кружка попадает на так называемое слепое пятно - место входа зрительного нерва, нечувствительное к световым раздражениям.

Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Вот интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться, и мы это видим.

3.3 Астигматизм

Астигматизмом - это неодинаковая выпуклость роговой оболочки глаза в различных направлениях (вертикальном, горизонтальном). Редкий глаз вполне свободен от этого несовершенства. Приблизительно 10% всех людей страдают врожденным астигматизмом.

Рассмотрим ещё одну иллюзию, связанную с астигматизмом. Эта фигура

(Приложение 3) дает другой способ обнаружить астигматизм глаза. Приближая ее к исследуемому глазу (закрыв другой), на некотором, довольно близком, расстоянии, сосредоточив взгляд на белом квадратике вверху, вы приблизительно через полминуты заметите, что нижняя белая полоса исчезнет (вследствие утомления сетчатки).

Перцептуальный опыт, который не является настоящим отображением физического события, воспринимаемого через органы чувств. Иллюзия представляет собой нечто большее, чем «ошибку восприятия», так как является опытом, который нельзя предсказать на основе простой регистрации самого стимула. К примеру, в иллюзии Мюллера-Лайера линия с отогнутыми концами кажется длиннее, чем линия со стрелками, хотя на самом деле их длина одинакова. Иллюзии многое говорят о способе нашего восприятия, особенно в связи с активной ролью мозга в перцептуальных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия. Это можно показать на примере иллюзии Эббингауза, когда два одинаковых круга в центре узора кажутся разными из-за размера соседних кругов.

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) "Субъективное извращение объективного содержания" восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА - тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

ИЛЛЮЗИЯ

иллюзия восприятия) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие. Самыми изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти иллюзии оптико-геометрические заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий относится феномен контраста яркостного; так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения:

1) движение автокинетическое - хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;

2) движение стробоскопическое - впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;

3) движение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению внешнего фона. К иллюзиям восприятия незрительной природы относится, например, иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии (-> установка). Некоторые иллюзии имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, - результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, что в нормальных условиях обеспечивают его константность. В основе механизмов, обусловливающих появление иллюзий.

В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности сфер мотивационной и потребностной, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня развития интеллектуального. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, картины мира. По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий восприятия в ситуациях актуализации образа другого значимого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (-> субъектность отраженная). Особенно многочисленны пространственные иллюзии зрительные, хотя известны иллюзии на основе иных модальностей, - в частности такие, что проявляются для разных модальностей (=> движение кажущееся; иллюзия Аристотеля; иллюзия тяжести; полоса Маха; стереоэффект Пульфриха; установка неосознаваемая; цвет фехнеровский; эффект автокинетический).

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) - ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта. Например, человек может неверно интерпретировать разговоры других людей, расценивая их как недружелюбные и ставящие своей целью уничтожить его. Иллюзии могут возникать и у психически абсолютно нормальных людей, но в этом случае они обычно самостоятельно корректируются и устраняются. Также они могут наблюдаться практически при любом психическом заболевании, особенно при депрессии. Для сравнения: Галлюцинация.

ИЛЛЮЗИЯ

В основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

ИЛЛЮЗИЯ

искаженное восприятие реальности. В работах З. Фрейда проводится различие между иллюзией и заблуждением.

Не все заблуждения являются иллюзиями, последние не обязательно должны совпадать с заблуждениями. Так, мнение древнегреческого философы Аристотеля о том, что насекомые возникают из нечистот, З. Фрейд считал заблуждением; мнение же португальского мореплавателя Колумба, будто он открыл новый путь в Индию, – иллюзией. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в ее создании участвует желание человека, в то время как во втором случае такое желание отсутствует.

С точки зрения З. Фрейда, нашедшей отражение в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927), характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания. В этом отношении иллюзия напоминает собой бредовую идею, то есть несоответствующее реальности представление. Однако, несмотря на определенные сходства между собой, иллюзия отличается от бредовой идеи одним важным моментом: в бредовой идее есть противоречие с реальностью, в иллюзии такое противоречие вовсе не обязательно. Так, девушка может жить иллюзией, что рано или поздно она найдет своего принца, который полюбит ее и осчастливит. Это возможно, хотя бывает не так часто, как хотелось бы девушкам.

З. Фрейд соотносил иллюзию с верой: возникновение веры также связано с предполагаемым исполнением желания. Под этим углом зрения он рассматривал религиозные учения, считая их иллюзиями. Но в данном случае не имеется в виду признание истинности или ложности религиозных учений, поскольку их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Речь у З. Фрейда идет о том, что религиозные учения являются иллюзиями именно по своей психологической природе.

Иллюзии подобного рода З. Фрейд противопоставлял науке. Он исходил из того, что научная деятельность остается для человека единственным средством, способствующим познанию окружающего мира. Научные теории могут быть ошибочными. Они могут отражать заблуждения ученых. Однако на смену одним научным теориям приходят другие, более плодотворные и дающие более адекватное представление о мире.

Психоаналитическая трактовка религии как иллюзии встретила возражение среди ряда исследователей. Некоторые из них считали, что вера З. Фрейда в науку – это тоже иллюзия. Основоположник психоанализа не согласился с подобной точкой зрения. Более того, он всячески подчеркивал, что в отличие от религии наука не является иллюзией. По его собственным словам, иллюзией была бы вера, «будто мы еще откуда-то можем получить то, что она не способна нам дать».