Методика обучения английскому языку в школе. Основные принципы методики Виталия Левенталя. Обучение с помощью онлайн-упражнений. Пример

Языки всегда входили в число дисциплин, обязательных для изучения в школах, гимназиях, колледжах и университетах. Разумеется, с течением времени подход к преподаванию и изучению языков, в том числе и английского, менялся – добавлялось что-то новое, а от чего-то и отказывались. Давайте рассмотрим основные и самые известные методики преподавания английского.

Grammar-Translation (Грамматико-переводной метод)

Это самый старый способ преподавания языка, который уже считается классическим. Как следует из названия, основой этого метода является изучение грамматики и плотная работа с переводом. Хотя в настоящее время многие учебные заведения отказались от него в пользу коммуникативной методики, он и поныне используется хотя бы частично.

Audiolingual Method (Аудиолингвальный метод)

Иногда аудиолингвальный метод еще называют Армейским методом. Он основан на постулате бихевиоризма о том, что изучать и запоминать различные вещи можно и нужно с помощью постоянного повторения. Метод предполагает устную подачу материала и многократное повторение различных лексических и грамматических структур под руководством педагога.

Direct Method (Прямой метод)


Этот метод зародился в 1900-х годах во Франции и Германии для того, чтобы можно было быстро научить военных осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Также его еще называют Natural Method (Естественный метод). Он несколько схож с аудиолингвальным подходом, так как предполагает многократное повторение и отработку различных структур. Однако основное различие состоит в том, что язык преподносится индуктивно, то есть преподаватель не разъясняет студентам правило, а наоборот, помогает им самим понять и вывести его на основе языкового материала. Также стоит отметить, что и в аудиолингвальном, и в прямом методе преподаватель использует исключительно изучаемый язык; родной язык не допускается.

The Structural Approach (Структурный подход)

Как следует из названия, в основе этого метода лежит структура и ее изучение. Основной идеей подхода является гипотеза о том, что любой язык состоит из комплексных грамматических правил, и изучать их необходимо в определённом порядке. Например, перед тем, как изучать время Present Continuous, нужно изучить глагол to be, с помощью которого это время образуется.

Suggestopedia (Суггестопедия)


Хотя этот метод часто считают псевдонаучным, некоторое время он был довольно популярен. Он строится на уверенности студента в том, что подход сработает; используются методики легкого гипноза. Большое внимание уделяется тому, чтобы студент не испытывал ни малейшего дискомфорта во время занятия. Также в методе широко применяется использование музыки.

Total Physical Response (Полный физический отклик)

В основе метода лежит принцип «делать изучая». Он хорошо работает с учащимися младшего возраста – дошкольниками и младшеклассниками. На уроках практикуется выполнение команд и поручений, например: «Stand up!» — «Встаньте!», «Close the door!» — «Закройте дверь!». Таким образом учащийся запоминает простейшие фразы, которые со временем становятся всё более сложными.

The Silent Way (Молчаливый метод)

В этом методе большое внимание уделяется самостоятельности учащихся: педагог, как и следует из названия, практически не говорит (например, не дает подробных и пространных объяснений грамматики). Вместо этого он выступает в роли помощника, которые направляет учащихся. Большую важность имеет произношение – ему отводится много времени на каждом занятии. Также регулярно повторяется пройденная лексика и грамматика. Зачастую учащиеся даже не пишут формальных тестов по изученному материалу; вместо этого преподаватель оценивает их успехи из урока в урок.

The Lexical Approach (Лексический подход)

Здесь во главу угла ставится изучение лексики. Изначально определяется список наиболее часто употребляемых слов и лексических конструкций, и изучение движется постепенно, от простого к сложному. Грамматике уделяется значительно меньшее внимание, чем в остальных методах.

Task Based Learning (Обучение, ориентированное на задачи)

В этом методе изучение языка строится на выполнении какой-либо коммуникативной задачи. Например, преподаватель дает студентам задание разыграть диалог на тему «В ресторане». Студенты в парах или группах выполняют его, используя только те лексические и грамматические средства, которыми располагают. Затем проводится анализ того, какой язык необходим для успешного выполнения задания, педагог дает учащимся необходимую лексику и грамматику, после чего выполняется аналогичное задание с использованием новых языковых инструментов.

Community Language Learning (Метод общины)

Здесь основой является работа учащихся в группе; они помогают друг другу и делятся уже имеющимися языковыми знаниями. Преподаватель снова выступает лишь в роли помощника, а не педагога в классическом смысле слова.

Communicative Language Teaching (Коммуникативная методика)


Коммуникативная методика на данный момент является самой популярной. В ее основе лежит, как мы видим из названия, коммуникация: преподавателя со студентами, студентов в парах или группах, всей группы вместе. Главное задачей обучения является научить студентов общению, а не выучить досконально всю грамматику или уметь переводить тексты. Общение преподавателя с учащимися ведется полностью или практически полностью на изучаемом языке. Коммуникация учащихся так же поощряется в любом виде; даже если в речи присутствуют ошибки или неточности, они не так важны, как сам процесс общения.
.

У каждого человека, желающего выучить язык, возникает вопрос: «По какой методике надо учиться?». Сейчас на рынке есть огромное количество курсов и репетиторов, которые предлагают свои услуги. И каждый из них обучает по своей методике, утверждая, что именно она является самой эффективной.

К сожалению, большинство методик такими не являются. И вопреки обещаниям, изучение языка растягивается на несколько лет и не дает нужных результатов. Как же избежать разочарований?

Сегодня мы поговорим о 5 основных методах обучения английскому языку и посмотрим, какие результаты можно получить, занимаясь по ним. В итоге вы поймете, какая методика вам подойдет лучше всего.

1. Специальные методики (25 кадр, гипноз, ассоциации, песенки)


Очень много людей хотят выучить английский быстро и легко. В связи c этим на рынке услуг появились довольно необычные методы, обещающие поразительные результаты, при этом не требующие особых усилий.

Как построены занятия?

Это, конечно, зависит от того, какой способ обучения вы выберете. Например, обучение по методике 25 кадра осуществляется с помощью просмотра видео. Однако, у всех таких занятий есть общая черта: не нужно прилагать усилия и уделять много времени на изучение языка.

Какова эффективность?

Легких методов изучения языка нет. Все эти методики не являются эффективными. Много вы встречали людей, которые могут вам сказать, что выучили английский с помощью 25 кадра?

Возможно, вы сможете запомнить какое-то количество слов. Однако, использовать язык, то есть писать и говорить на нем, грамотно строить предложения, понимать собеседника, они вас не научат.

Каков результат?

Вы сможете выучить некоторое количество слов. Но обещанного «волшебного» результата вы не получите.

2. Классическая методика обучения английскому

Помните её? Именно по такой методике всех нас обучали в школе, университете и на многих курсах.

Как построены занятия?

Основное внимание на занятиях направлено на изучение теории английского языка. Этому уделяется до 90% времени урока. На занятиях студенты читают рассказы, переводят их, делают письменные упражнения, слушают аудио и иногда смотрят видео-уроки. Разговорным навыкам уделяется около 10% времени урока.

Какова эффективность?

Эффективность данной методики многие оценили на себе. После обучения человек может писать, читать, переводить и знает правила в теории.

Но учить английский таким методом - то же самое, что учиться ездить на машине, изучая строение двигателя, при этом не садясь за руль. Ведь потом, когда человек сядет за руль, он не сможет поехать.

После обучения по классической методике, столкнувшись с иностранцем, вы поймете, что, если вы и можете понять его, то ответить и сформулировать свои мысли вам не под силу.

Каков результат?

Данная методика может дать вам только теоретические знания, но разговаривать на языке вы не сможете . Важный момент: вся теория без практического применения забывается очень скоро. Именно поэтому люди почти ничего не помнят, делая перерывы в обучении на длительный срок.

Сколько нужно учиться?

Это напрямую зависит от вашей цели. Обычно прохождение одного уровня занимает от 6 месяцев. Обучение с начального уровня до уровня intermediate займет примерно 2,5 года.

3. Занятия на компьютере с помощью специальных программ

Этот метод очень похож на классический. Отличие лишь в том, что учебники и преподаватель заменяются компьютером и программами.

Как построены занятия?

Во время занятий вы работаете за компьютером:

  • читаете и переводите;
  • выполняете упражнения;
  • проходите тесты на закрепление теоретических знаний;
  • смотрите обучающие видео;
  • учитесь понимать речь на слух с помощью аудио.

Разговорному навыку внимание также почти не уделяется.

Какова эффективность?

Так же, как и в классическом методе упор делается на изучение теоретической части. Если вы хотите научиться говорить, то надо понимать, что задания на компьютере и просмотр видео не научат вас этому. Поэтому столкнувшись в реальной жизни с английским языком, вы поймете, что не можете высказывать свои мысли на английском и правильно формулировать предложения.

Каков результат?

Вы будете знать теорию, понимать, что вам говорят, но говорить сами на языке не сможете.

Сроки получения результата:

Ваше обучение может растянуться на много лет. К тому же, если вы работаете за компьютером самостоятельно, то обучение будет проходить медленнее, чем с профессиональным преподавателем. Так как только преподаватель может доходчиво объяснить материал, исправить и объяснить ваши ошибки, при необходимости помочь в чем-то разобраться.

4. Погружение в языковую среду


Этот метод раньше считался единственным способом заговорить на английском языке. Появилось такое утверждение благодаря классической методике обучения. Ведь люди учили только теорию, почти не тренируя разговорный навык. А за рубежом они наконец-то начинали говорить и получали результат.

Как построены занятия?

Обучение проходит за рубежом. Занятия проходят утром-днем, а вечером у вас есть свободное время.

На занятиях вы:

  • Разбираете теорию;
  • Делаете письменные упражнения;
  • Много говорите на английском;
  • Обсуждаете различные темы.

Стоит заметить, что русская речь на таких занятиях полностью отсутствует, все уроки проходят на английском языке.

Какова эффективность?

Такая форма обучения включает в себя огромное количество разговорной практики. Вы говорите на английском не только на занятиях, но и в свободное время, полностью погружаясь в английский. Соответственно, обучение очень результативно. Но и тут есть свои минусы.

1. Этот метод подходит людям с уровнем владения языком не ниже intermediate. Для начинающих - это будет большой стресс. Они просто не смогут понять, что им объясняют. Тут никто не будет объяснять правила на русском языке.

2. Цена обучения за рубежом обычно в 3-7 раз выше, чем обучение на курсах в Москве. Помимо этого надо учитывать расходы на еду и досуг.

Подробнее о том, в каких случаях эта методика является наиболее эффективной, читайте .

Каков результат?

Для людей с высоким уровнем владения английским, бесспорно, этот метод даст отличные результаты: человек точно научится выражать свои мысли и думать на языке, увеличит словарный запас и улучшит произношение.

Сроки получения результата:

Конечно, первые результаты можно получить уже после 1-2 недель занятий. Но чтобы достичь видимого результата вам потребуется обучение: от месяца и больше. В этом случае вы заметно улучшите свой английский.

5. Коммуникативная методика обучения английскому

Эта методика пользуется огромной популярностью на сегодняшний момент. При этом существует много якобы "коммуникативных" методик, которые ими не являются.

В этому пункте мы разберем методику нашего курса, которая называется ESL (English as a Second Language). Это позволит вам понять базовые принципы, которые лежат в основе всех настоящих коммуникативных методик.

Как построены занятия?

Занимаясь по этой методике, человек начинает говорить на английском с первого занятия. И это не зависит от того, какой уровень владения языка у студента. Естественно, для начинающих, берутся совсем простые темы и базовые правила, которые отрабатываются на занятиях.

80% времени занятия отведено именно на практическую часть и 20% - отдается теории. Нет никакого смысла учить много теории и не пользоваться ей. Ведь важно не только знать, но и уметь применять эти знания на практике.

Например, студенту объясняется время Present Simple. Преподаватель рассказывает, в каких случаях мы используем это время и как оно образуется. А дальше студенты с помощью специальных разговорных упражнений закрепляют эту теорию на практике. Дома все студенты обязательно делают домашнюю работу.

Какова эффективность?

Отрабатывая каждый кусочек пройденной теории на практике, человек учится применять все эти знания. Все правила раскладываются в голове по полочкам и отлично запоминаются.

Каков результат?

Обучаясь по коммуникативной методике, вы не только поймете всю теорию, но и научитесь читать, писать, говорить и думать на английском языке.

Сроки получения результата:

Если вы начинаете учить английский с 0, то:

  • 1 месяц обучения нужен, чтобы начать говорить.
  • 6 месяцев нужно, чтобы достигнуть уровня pre-intermediate (цель - английский для путешествий).
  • 9 месяцев, чтобы достигнуть уровня intermediate (цель - английский для работы).
  • около 12 месяцев, чтобы поднять свои знания до уровня upper-intermediate/advanced .

Итак, теперь вы знаете особенности основных методик изучения английского. Какие-то из них эффективны и действительно дают результат, другие же вряд ли помогут при изучении. Одни ориентированы на то, чтобы дать знания, а другие на то, чтобы дать знания и развить навыки.

Самое главное при выборе методики - понять, зачем вам нужен английский язык, и, исходя из этого, выбрать подходящий вам вариант.

Как средство кросс-культурной коммуникации, английский обязателен для изучения в образовательных учреждениях (ОУ) в России и за рубежом. Изучение английского является трендом среди китайцев. Так можно подчеркнуть состоятельность и благополучие семьи и стать ценнейшим для общества человеком.

  1. Школьное обучение в Китае и китайский язык.

В Китае с 2008 года обязательно бесплатное 9-летнее школьное образование. Обучение предполагается на протяжении 12 лет. Преподавание ведется на путунхуа, государственном языке Китая. Чем южнее находится город, тем меньше местный диалект напоминает путунхуа. В шанхайском диалекте, например, нет тонов, тогда как в путунхуа их четыре. Таким образом, изучение китайского языка для некоторых школьников превращается в занятие ИЯ. Начиная с 3 класса, школьники изучают английский язык. В шанхайских ОУ дети изучают два ИЯ. По окончании школы дети сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием. Число учеников в классе составляет более 30 человек, иногда достигает 70-80 детей.

Отличительной чертой школ в Китае является высокая нагрузка на учеников. Главная причина - в китайском языке. Язык занесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из самых сложных, хотя на нем уже говорит пятая часть населения Земли. Вики Дюмер из Гамбурга - преподавательница немецкого языка в средней шанхайской школе Цзядин - делится своими впечатлениями о школе в Китае:

— У меня сложилось очень противоречивое мнение о китайских школьниках. На переменах они вели себя как обычные дети, разве что слишком много играли в детские игры (я преподавала школьникам 13-14 лет). Зато, как только звенел звонок на урок, они превращались в ответственных, сосредоточенных на учебе роботов. К вопросу о дисциплине. Главное, чтобы ребенок научился пробиваться в условиях жесткой конкуренции.

  1. Перспективы развития китайского языка в России.

15% россиян, по данным опроса ВЦИОМ, считают, что их дети должны знать китайский, так как это поможет найти им успешную, высокооплачиваемую работу (из них 10% называют французский, 2% — испанский). Зампредседателя комитета по вопросам образования и культуры Татьяна Ордынская считает, что китайский язык должен пополнить список предметов с пятого класса, так как «наука и производство связаны с Востоком», который «очень мощно развивается».

Весной 2016 года школьники впервые сдавали ЕГЭ по китайскому языку в Москве, Петербурге, в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке.

  1. Методы обучения английскому языку в китайских ДОУ

В 5 лет дети могут начать изучать английский язык в ДОУ. Хотя не каждая китайская семья может позволить себе оплатить такие занятия, в настоящее время они достаточно популярны. Китайские детские сады можно сравнить с театром. В одних садиках преподавание построено на международной системе «Montessori». В других каждый урок состоит из 4-х частей:

  1. «Greeting/warm up» - приветствие детей с музыкальной зарядкой.
  2. «Revising/learning» — повторение предыдущего материала, новый материал. Полпулярны флэш-карточки со словами (цвета, животные, цифры, легкие фразы).
  3. «Revising game» - игра с использованием слов и фраз из текущего урока, для закрепления материала.
  4. «Good bye part» - финальная часть урока, где учитель использует такие фразы как: «Thank you! See you next time! Have a nice day! See you tomorrow!».
  5. Методы, используемые китайскими учителями на уроках ИЯ.

Спрос на английский язык создал потребность в качественном преподавании, использовании новых методов, материалов и ресурсов для этой цели. Каждый метод обучения базируется на определенном видении и понимании языка.

Метод грамматического перевода.

  • классический метод на основе детального анализа грамматических правил;
  • Основные направления - это чтение и письмо;
  • Словарный запас формируется при чтении текстов;
  • Слова запоминают с помощью двуязычного списка слов, сформированного в виде переводческого словаря;
  • Основной метод обучения - это письменный перевод.

Метод коммуникативного обучения языку.

  • современный стандартный метод.
  • огромные возможности для креативного обучения.
  • изучение языка должно происходить в контексте (в языковом, социальном / ситуативном).
  • активное взаимодействие учащихся на ИЯ;
  • ученики не только изучают ИЯ, но они также участвуют в выработке стратегии для его понимания;
  • Большое значение имеет содержание урока;
  • Использование нового языка в условиях репликаций создает возможности для обучения за пределами аудитории.

Инновационные методы обучения английскому языку.

Преподавание английского языка с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедийных средств (ММС), считается наиболее перспективным. Это ценный инструмент для повышения качества преподавания. Этот метод обеспечивает более эффективное общение и развитие навыков языковой грамотности.

Методика ИКТ позволяет учащимся выйти за рамки обычных методов и способствует самостоятельному обучению.

Основная цель - акцент на слуховое восприятие, текстовые изображения, видео изображения, анимацию и интересный контекст. Используя мультимедийные средства, учащиеся лучше понимают уроки, учатся самостоятельно мыслить, развивая одновременно все четыре основных навыка РД, которые связаны между собой и дополняют друг друга.

Технические ресурсы для обучения языку.

Аудиоустройства и видеоустройства позволяют учащимся иметь доступ к важным элементам разговорной коммуникации: жесты, произношение, интонация, погружение в естественный, культурный контекст. Такие устройства как DVD - плееры, видеокассеты, Web-источники, лазерные диски и видеокамеры обеспечивают и улучшают процесс преподавания. Предлагаются различные виды визуальной поддержки, например, субтитры на родном языке, помогающие понять и обеспечить частично прямое восприятие изучаемого языка.

Метод case-study.

Метод case-study (от английского case-случай, ситуация) - это анализ конкретной ситуации, основанный на обучении путем анализа конкретных задач-ситуаций.

Цель метода - анализ ситуации учащимися с поиском возможных путей решения.

Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации) и обучающие (искусственно созданные, содержащие значительный элемент условности при отражении в них жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством метода моделирования).

При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой и командной работы, определяется их роль в решении проблемы.

Метод конкретных ситуаций подразделяется на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый. Вовлечение в дискуссию имеет очень важное значение для успешного обучения.

Метод кейс-стади впервые был применен в Гарвардском университете в 1870 году. В настоящее время существует две классические школы кейс-стади - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). Кейс-стади является одним из самых эффективных методов обучения в ряде ОУ Европы, Америки и Азии .

Метод кейс-стади развивает следующие навыки:

  1. Аналитические - умения анализировать информацию, классифицировать её, выделять существенную и несущественную информацию, мыслить логически;
  2. Практические - способствуют формированию на практике навыков использования различных методов и принципов;
  3. Творческие;
  4. Коммуникативные - умения вести дискуссию, использовать наглядный материал, защищать свою точку зрения, составлять краткий обзор;
  5. Социальные - оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Соответствовать четко поставленной задаче;
  • Иметь соответствующий уровень сложности;
  • Иллюстрировать несколько аспектов;
  • Быть актуальным на сегодняшний день;
  • Развивать аналитическое мышление;
  • Провоцировать дискуссию;
  • Иметь несколько решений.

Мозговой штурм

или мозговая атака (англ. вrainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Из общего числа высказанных идей отбирают самые удачные, которые могут быть использованы на практике.

Сначала группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. Затем обсуждение. На третьем этапе происходит презентация результатов. Можно разделить участников на несколько групп: генераторы идей, критики и аналитики.

Брифинг

(англ. вrief-краткий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу в режиме прямого диалога. Ответы следуют сразу.

Метод портфолио

(итал. portfolio—портфель, англ. - папка для документов). Это современная образовательная технология. Портфолио может быть индивидуальным и групповым. Способствует самонаправленному обучению и улучшает качество обучения. Разделы портфолио включают то, что изучается на теоретических и практических занятиях.

Имитация и ролевые игры.

Способствуют оценке учебного материала, обеспечивая практическое обучение чему-то “делая что-то”. Возможность участвовать в учебном процессе ведет к чувству принадлежности, мотивации и успеха. Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода, широко применяемого как в России, так и в Китае.

Методика « TRP » используется китайскими учителями в основном для закрепления лексического материала.

Примеры методик парной работы:

1. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача - по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик - без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Эмоционально-смысловой метод

Относится к наиболее востребованным в плане обучения школьников, он основан на специфике восприятия информации детьми и подростками.

Все перечисленные выше методы с использованием мультимедийных технологий и ИКТ вошли в разработанную и широко применяемую за рубежом программно - аппаратную обучающую среду компании SANAKO (Финляндия). В качестве альтернативы устаревшим методам преподавания появились понятия безбумажной и безмеловой технологии. Изменение роли преподавателя в ОУ неизбежно при использовании интерактивного обучения, с введением мультимедийных технологий и появлением технологически продвинутого поколения. Любой метод не является постоянным или универсальным, важно правильно их сочетать.

Каждый ученик индивидуален, а каждый педагог отличается своим собственным уникальным стилем преподнесения информации.

В статье вы найдете описание различных подходов в сфере преподавания английского языка учащимся. Тема будет полезна молодому преподавателю и тем, кто хочет приступить к изучению языка самостоятельно. Потребителю важно понимать с помощью каких методик будут реализовываться его языковые потребности.

Уровень знаний

Чтобы преподавателю понять, какую методику преподавания английского языка выбрать для своих занятий, нужно иметь представление о том, какие уровни владения языком существуют.

  • Elementary – элементарный уровень. Учащийся имеет знания, достаточные для понимания простых фраз, указаний. Может участвовать в несложных диалогах. Учащийся также понимает простые тексты, содержащие ограниченный словарный состав, может писать элементарные словосочетания и предложения.
  • Pre-intermediate . Учащийся, обладая знаниями ниже среднего, способен выражать свои желания, мысли и нужды. Может понимать простые тексты, содержащие в себе базовую лексику, составлять предложения, касающиеся личной информации.
  • Средний уровень владения или Intermediate . Учащийся способен выражать свое мнение на известные темы, участвовать в беседах. Понимание текстов таким учащимся осуществляется гораздо легче, появляется способность познавать новую лексику из контекста. Может писать несложные тексты, связанные логической мыслью, используя знакомую лексику.
  • Upper-Intermediate . На этом этапе владения языком учащийся может обсуждать различные темы, включающие в себя специализированную терминологию. При работе с текстом понимает общую информацию и детали, контекст продолжает играть вспомогательную роль в изучении незнакомой лексики.
  • Advanced – продвинутый уровень. Изучающий язык может активно дискутировать на знакомые и новые темы. Понимает тексты различных жанров и направлений, использует контекст в роли идентификатора незнакомой лексики. Обладая знаниями на данном уровне, предполагается, что изучающий язык может писать подробные тексты с использованием разных грамматических конструкций.
  • Proficiency – профессиональный уровень. Говорящий свободно общается на разные темы. Уверенно себя чувствует в обсуждении и дискуссиях, знания близки к уровню носителя языка. На этом этапе владения языком происходит быстрое ориентирование в новой языковой ситуации на различные тематики. Работа с текстом также связана с опорой на контекст. Владение уровнем Proficiency предполагает написание развернутых тестов на специализированные темы, с грамотным использованием терминологии, грамматических конструкций и знаков препинания.

Описание различных методик преподавания английского языка

Наиболее актуальна в современном и стремительно меняющемся мире интенсивная методика изучения языка. Сегодня потребитель может выбрать тренинги на любой вкус – «Английский для юристов», «Английский для экономистов», «Бизнес английский» и т.д. С таким подходом слушатели будут наделены массой шаблонных фраз и клише. Да, это даст возможность сориентироваться в рабочей ситуации, но будут ли действительно сформированы языковая база и чувство языка? Этот вопрос остается открытым.
  • Лингвосоциокультурный метод изучения языка. Данная методика представляет собой структурированный подход к изучению культурной и социальной среды без цели «сухо» овладеть лексическими особенностями и грамматическими конструкциями. Лингвосоциокультурный метод приоткрывает завесу стилистической окрашенности и живости языка. Наглядным примером могут послужить два глагола – make и do. Их главное отличие в том, что глагол make подразумевает творческий подход к делу, продуманность действий.

    Одним из авторов методики является Тер-Минасова С.Г. Сферы научных интересов профессора как пазлы выстраивают картину данного метода изучения языка. Это и морфология, и синтаксис языка, стилистика, лексикология и лексикография, лингвопоэтика (как звучит!), культурная антропология и др.

    Целью данного метода изучения языка является способность учащегося адекватно понимать собеседника, чувствовать особенности языка с точки зрения культуры и этики.

  • Коммуникативный метод изучения английского языка. Такой подход получил наиболее широкое распространение в период появления многообразия языковых курсов и тренингов. Аутентичные учебные пособия рассчитаны как раз на применение такой методики. Использование этого метода прекрасно работает за рубежом.

    Суть сводится к тому, что слушатели курсов учатся воспринимать иностранную речь, будучи активно вовлеченными в процесс. Говорение и аудирование занимают значительную часть учебного времени. Данный метод подразумевает под собой искусственное воссоздание языковой среды. Целью коммуникативного метода является помощь учащимся в преодолении языкового барьера, обучение слушателей курсов сначала говорить на языке, а затем и мыслить на нем.

    Ярким примером воплощения данной методики является учебник Headway , состоящий из пяти уровней. Это дает преподавателю возможность спланировать обучение разных групп студентов/учащихся, с отличными друг от друга потребностями, уровнем знаний и кругозором.

  • Эмоционально-смысловой подход к изучению английского языка представляет собой ситуацию, когда преподаватель свободно общается со своими студентами. Это позволяет учащимся избежать страха перед наставником и аудиторией. По данной методике работает школа Галины Китайгородской и Игоря Шехтера .

    Суть методики в том, что учащиеся обучаются в атмосфере созданной ими «легенды» и моделирования ситуаций.

  • Фундаментальный подход к изучению языка. Данный метод широко применяется в языковых вузах и школах. Суть методики заключается в построении недвижимой базы знаний «от малого к великому».

    Автор учебников Н.А. Бонк является наиболее ярким представителем этой методики. Нужно действительно быть всецело увлеченным языком, чтобы погрузиться в мир многообразия конструкций и форм, дающих истинное представление о языке. Именно поэтому студенты языковых вузов выбирают такой путь сознательно – непростой путь скрупулезного изучения языка.

Изучение языка с помощью классического метода наиболее актуально в той ситуации, когда язык ранее не изучался. Классика…., она на то и существует, чтобы поставить фонетику, сформировать четкое представление о грамматическом строе языка, планомерно наращивать лексическую базу и уверенно ввести учащегося в аудирование. Классическая методика подразумевает занятия с преподавателем, говорящем на родном языке учащегося.

Уважаемые молодые специалисты, помните, что не бывает единственно верной методики, по которой вы будете работать с учащимися. Ваш выбор должен соответствовать каждому конкретному случаю и отвечать потребностям ученика. Не идите прямо по дороге, начерченной тем или иным методом, иногда сворачивайте на соседние улицы, быть может, именно там найдется неожиданное и интересное разрешение конкретной педагогической ситуации.


Удачи!

Конечно же существует множество методов, но ни один из них не является лучшим во всех контекстах, и ни один из них, по своей сути, не превосходит другие. Кроме того, невозможно применять одну и ту же методику для всех учащихся, которые имеют разные цели, условия и потребности в обучении. Нужно применять наиболее подходящий метод для выполнения конкретных задач учащегося.

Каждый метод обучения базируется на определенном видении понимания языка или процессе обучения, часто с использованием специальных методик и материалов, которые используются в заданной последовательности.

4 основные методики преподавания английского в хронологическом порядке их развития:

  1. Grammar Translation- классическая методика по изучению английского языка;
  2. Direct Method – прямой метод;
  3. Audio-lingualism – один из первых современных методов;
  4. Communicative Language Teaching – современный стандартный метод.

Какая между ними разница? Каждый из методов имеет иную направленность и свои приоритеты. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Классическая методика по изучению английского языка Grammar Translation

Один из самых традиционных методов начиная с конца девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Первоначально он использовался для того, чтобы обучать «мертвым языкам», таким как латынь и греческий. Основной характеристикой данного метода является изучение грамматических правил и их применение при переводе текста с родного языка на инностранный. Основной недостаток такого метода – это то, что 80 процентов урока ведется на родном языке, а применение инностранного языка происходит только при переводе тех или иных грамматичсекий конструкций или предложений (текстов), в которых они представлены.

Этот метод также известен как «естественный», он возник в начале 1900гг в качестве альтернативы традиционному Grammar method. Основное внимание уделяется хорошему произношению, спонтанному использованию языка, без использования перевода и мало внимания уделяется анализу грамматики. Данный метод основан на непосредственной практики студента в разговорном английском , понимании иностранного языка в общих повседневных ситуациях. Чтобы такой метод работал, потребуются небольшие группы учащихся, а также их высокая мотивация, потому как в искусственной среде тяжело генерировать природные ситуации, а также гарантировать понимание и достаточную практику для всех участников.

Audio-lingualism Method — повторение и запоминание стандартных фраз

Этот подход имеет свои корни в США во времена второй мировой войны, когда возникла потребность в обучении ключевых сотрудников быстро и эффективно разговаривать на иностранном языке. В то время, этот метод был признан довольно успешным, но опять же при условии работы в небольших группах и высокому уровню самомотивации. Данный метод направлен на образование механической привычки, которая образовывается посредством повторения основных моделей. Эта же направленность на повторение и запоминание стандартных фраз, полностью игнорирует роль контекста в процессе изучении языка.

Communicative Language Teaching Method. Коммуникативная методика изучения.

Коммуникативный метод основан на идее, что успешное изучение иностранного языка происходит посредством его изучения в реальных ситуациях, что, в свою очередь, приводит к естественному овладению и умению использовать иностранный язык. Преподаватель несет две основные функции: первая роль заключается в содействии процесса коммуникации между всеми участниками в классе, а также использовании различный видов деятельности. Вторая роль – выступать в качестве руководителя данной группы, контролировать процесс обучения, а также мотивировать учащихся.

У носителей английского языка часто есть много возможностей для поездок за границу и преподавания английского для студентов других стран. Вы можете быть удивлены, но чтобы выучить другой язык гораздо эффективнее заниматься с учителем, который знает только английский язык. Этот метод обучения, когда преподаватель заставляет своих студентов говорить только по-английски на уроке, называется прямым методом или естественным методом обучения иностранному языку. Данный метод в значительной степени фокусируется на правильном произношении и нарабатывает разговорные навыки. Именно этот метод используем и мы в Native English School.

P.S. Первым навыком, которым вам нужно овладеть, чтобы начать успешно изучать английский язык, является способность использовать эффективно жесты тела. Наши студенты считают, что учить английский эффективнее, когда они вынуждены говорить только на английском в классе. Отказываясь использовать родной язык, преподаватель заставит вас изучать английский язык, используя язык тела и жестов, чтобы научить вас новым словам. Эта модель обучения точно имитирует способ, когда маленькие детки учат свой родной язык. Этот метод обучения является одним из наиболее эффективных в изучении любого языка. Доказательством этого является то, что вы говорите сейчас на своем языке.)))

Приходите на уроки в NES и убедитесь в эффективности этого метода сами!