Методики исследования восприятия супругов в психологии. Исследование восприятия. Фактические данные позволяют осветить одну проблему, долгое время составляющую предмет оживленной дискуссии. Давно известно, что цвет, величина и форма предмета кажутся нам н

После того как были рассмотрены теоретические аспекты понятия «восприятие» перейдем к методологическим, к тому какие способы существуют, чтобы измерить восприятие. Потребность в таком методологическом аппарате возникла в связи с тем, что у людей появилось осознание того, что изучив особенности восприятия образа конкретного объекта у различных индивидов или социальных групп, можно получить ценную и интересную информацию для дальнейшего анализа. В настоящее время адекватными и, по сути, единственными методами для решения задачи оценки сходств и различий между конкретными социальными группами и описывающими их атрибутами, возникающими на основе изучаемого объекта, являются многомерные статистические методы. Широкое распространение данная группа методов получила в начале 80-х годов, когда алгоритмы, первоначально разработанные исключительно для больших специализированных компьютеров, стали доступны и адаптированы для пользователей персональных компьютеров, а для их применения больше не требовалось специфических и узкопрофильных знаний программистов. По сути, использования данной группы статистических методов для изучения восприятия сформировало отдельную конкретную методику, называемую картами восприятия. Карты восприятия подразумевают под собой графическое представление сходств и различий между конкретными социальными группами в контексте описывающих их свойств или атрибутов в пространстве низкой размерности. Данный подход к анализу данных позволяет значительно упростить задачу сравнения восприятия изучаемого объекта различными социальным группами. Наглядность графического подхода и широкое распространение статистических программ для анализа привели к росту использования карт восприятия, а также к увеличению решаемых задач с помощью них, а соответственно и росту ошибок при выборе правильного инструментария для построения карт восприятия. В связи с этим, рассмотрим концептуальные и методологические особенности всей совокупности методов, позволяющих использовать такую методику как карты восприятия .

В рамках изучения многомерных статистических методов можно выделить две группы таких методов: композиционные и декомпозиционные. Естественно при построении карт восприятия исследователь должен в первую очередь определить какую группу методов ему необходимо использовать. От этого выбора во многом зависит и дизайн будущего исследования, так как данные собранные при помощи композиционных методов, нельзя обрабатывать декомпозиционными. Итак, композиционные методы подразумевают под собой, что для изучения сходств и различий между конкретными индивидами или социальными группами / категориями исследователь самостоятельно составляет список атрибутов, степень соответствия которых изучаемым категориям и предлагается сопоставить респондентам. Соответственно, после статистической обработки собранных данных изучаемые социальные категории и описывающие их атрибуты графически отображаются в пространстве низкой размерности. Положение категорий определяется касательно полученных ими оценок от респондентов по каждому из атрибутов, на основе чего и происходит композиция (формирование) общей оценки близости между категориями . Далее, рассмотрим преимущества и недостатки данной группы методов. Важнейшим преимуществом является относительная простота интерпретации полученных карт, так как в ходе анализа используются заранее составленный список атрибутов, который уже логически и семантически согласован между собой. Данный список сам по себе формирует некоторое пространство, в которое затем и помещаются исследуемые категории, все это значительно упрощает интерпретацию. Другим достоинством композиционной группы методов является факт, что категории и описывающие их атрибуты помещены в единое пространство. Это позволяет наглядно оценить положение каждой из исследуемых категорий и ее восприятие относительно каждого атрибута . Теперь поговорим о недостатках данной группы методов. Первый - использование самостоятельно составленного списка описывающих атрибутов, так как зачастую некоторые из используемых атрибутов могут искажать целостную картину восприятия у респондента, а также готовый список атрибутов не будет отражать всю когнитивную систему респондента (аналогично понятию генеральной совокупности и выборки). Другим недостатком является высокая зависимость композиционных методов от качества полученных данных. Очевидно, что под качеством исходных данных подразумевается их нормальное или близкое к нему распределение, так как любое изменение выборки в ту или иную сторону приведет к непосредственному изменению конечного решения, что может ввести в заблуждение исследователя .

Теперь поговорим о декомпозиционном подходе. В данной группе методов респондент дает лишь общую оценку степени сходства или различия между изучаемыми категориями, руководствуясь только собственными решениями, а не заранее составленным списком атрибутов. Полученная матрица расстояний на основе общих оценок может быть отражена в пространстве низкой размерности. Соответственно можно говорить о декомпозиции общих оценок в необходимое количество измерений для сравнения изучаемых категорий . Рассмотрим достоинства и недостатки декомпозиционных методов. Главным преимуществом является тот факт, что данная группа методов позволяет получить некую «идеальную» модель восприятие категории, неограниченную заранее созданным списком атрибутов. Соответственно, можно говорить о более точной оценке, нежели композиционными методами. Еще одним преимуществом можно назвать малые требования к исходному массиву данных, так как для анализа требуется, по сути, только наличие матрицы расстояний, которая может состоять даже из единичного наблюдения .

Существенным недостатком декомпозиционной группы методов является сложность интерпретации, полученного пространства, так как в нем отсутствуют какие-либо описывающие атрибуты, поэтому зачастую данные нуждаются в дополнительной пост-обработке в специализированных программах, которые требуют от исследователя специализированных навыков.

Следующий минус - относительная утомительность опросного листа для респондента, так как существует правило касательно минимального количества сравниваемых объектов, то респонденту приходится попарно сравнивать между собой довольно значительное число объектов.

Еще один недостаток заключается в том, что из анализа нельзя выбрасывать ни одной категории или социальной группы, совокупное пространство которых требуется получить. Потому что даже при отсутствии одного объекта данные получат сильное смещение в силу того, что данная группа методов отображает относительные позиции всех объектов касательно друг друга.

И последний недостаток говорит о том, что из-за отсутствия заранее подготовленного списка атрибутов, полученные данные могут сильно различаться друг от друга, так как когнитивные системы каждого респондента не совпадают, а соответственно, и критерии, по которым они воспринимают изучаемые объекты тоже скорее всего будут отличаться. Поэтому массив данных должен быть однородным, то есть включать респондентов из примерно одного сегмента, что позволит принять гипотезу о схожести их восприятия .

Рассмотрев композиционную и декомпозиционную группу методов, возникает вопрос: как же сделать правильный выбор между ними? В каких ситуациях следует использовать каждую группу методов? Сразу стоит обратить внимание, что правильного ответа на поставленные вопросы нет, так как все определяется спецификой конкретного исследования, но можно сделать ряд предположений. Так, использование композиционных методов более оправдано в ситуации, когда требуется определить конкретные различия между исследуемыми категориями и их соответствие конкретным заданным атрибутам. Также использование данной группы методов будет в приоритете, когда необходимо получить в первую очередь соответствие атрибутам, а не различие между категориями. Аналогично можно предположить, что использование декомпозиционных методов будет более актуально, когда поставленной задачей является нахождение общей степени различия между категориями, а не их конкретное сопоставление с атрибутами. Естественно, в ситуации, когда исследователь понимает, что в исследуемой сфере попросту невозможно составить список атрибутов, который будет отражать реальное положение вещей, использование декомпозиционных методов будет оправдано. Также, оно будет оправдано, если есть возможность дальнейшего контакта с экспертами исследуемой сферы, с целью помощи в интерпретации полученных данных .

Далее, рассмотрим подробнее следующий шаг исследователя после определения концептуального подхода, а именно конкретный выбор статистического метода, благодаря которому будет построена карта восприятия. В рамках композиционного подхода он может использовать дискриминантный анализ, факторный анализ или анализ соответствий, а в рамках декомпозиционного - многомерное шкалирование. Отметим то, что в данной работе не будем подробно вдаваться в техническое описание методов, а постараемся раскрыть их сильные и слабые стороны при построении карт восприятия. Начнем с композиционных методов.

Дискриминантный анализ представляет собой количественный метод, при котором на основании некоторых признаков объект может быть определен в ту или иную заданную заранее группу. Основной идеей является то, что в качестве групп (зависимой переменной) используются изучаемые категории, а в качестве независимых соответственно атрибуты из заранее составленного списка, по которым респонденты оценивали каждую категорию. Далее, рассчитав дискриминантную функцию будут получены коэффициенты при независимых переменных, по которым можно будет судить о важности каждого из атрибутов. Соответственно атрибуты с наиболее высокими коэффициентами будут интерпретироваться как те, которые формируют значительные различия между категориями.

В самом процессе дискриминантного анализа производится последовательное построение целого ряда дискриминантных функций, что позволяет далее получить из стандартизованных коэффициентов при независимых переменных координаты осей пространства. Получив пространство восприятия благодаря атрибутам необходимо добавить на него исследуемые категории, для этого необходимо взять стандартизованные средние значения дискриминантных функций, полученных для каждой из категорий. Очевидно, что отразив эти данные мы окончательно сформируем карту восприятия .

В реальной практике дискриминантный анализ достаточно редко используется, но это не отнимает у него ряд преимуществ. Основным достоинством данного метода является статистически верная методологическая основа метода. Так, исследование различий между категориями на основании их значений по атрибутам наиболее адекватный способ для построения карт восприятия.

Еще одной положительной стороной является легкость интерпретации - чем ближе категория к атрибуту на карте, тем сильнее выраженность данного атрибута у этой категории (в отличие, например, от анализа соответствий, где такую же близость нельзя трактовать данным образом). В качестве недостатка стоит отметить, что дискриминантный анализ очень чувствителен к исходным данным. Желательно подавать «на вход» только нормально распределенные данные, иначе велика вероятность получить неудовлетворительный результат .

Факторный анализ прежде всего известен как один из самых эффективных способов снижения размерности данных, изучения их структуры и латентных переменных, которые формируют исходный массив. В процессе факторного анализа сильно коррелирующие между собой переменные объединяются в один фактор, а именно латентную переменную, которая состоит из линейной комбинации исходных. Но факторный анализ зачастую используется и для построения карт восприятия, так как полученные факторы будут независимы по сравнению друг с другом, то их можно использовать в качестве осей. Очевидно, что для того, чтобы построить карту восприятия необходимо получить два или три фактора. В качестве координат каждой из осей карты восприятия необходимо задать средние значения факторных нагрузок для исследуемых категорий / объектов. За кажущейся простотой построения карт восприятия с помощью факторного анализа, можно найти несколько существенных недостатков данного метода. Во-первых, если рассмотреть подробнее, что такое фактор, то мы получим, что это некие сгруппированные атрибуты, то есть назвать получившееся пространство пространством восприятия респондентов довольно сложно из-за его общего характера, так как оно не дает представлений о том, как конкретно респонденты предпочитают данные категории. Во-вторых, для построения карты восприятия, как правило, используется два первых фактора, но обычно они учитывают и объясняют только порядка половины (а то и меньше) всей информации, то есть происходит значительная потеря информации при использовании метода факторного анализа .

Анализ соответствий в настоящее время является самым популярным методом для построения карт восприятия. Для применения анализа необходима всего лишь таблица сопряженности между категориями и описывающими их атрибутами, причем оценка соответствия атрибута категории может быть дано даже в категориальной форме. Основой анализа соответствий является критерий хи-квадрат. Сам анализ проводится в две стадии: сначала для набора категорий одной переменной (строк таблицы), затем для набора категорий второй переменной (столбцы таблицы). После проведенных стадий результаты совмещаются. Каждая из стадий состоит, в свою очередь, из трех этапов. На первом этапе происходит расчет так называемых профилей или другими словами относительных частот, а также их масс - маргинальных пропорций. Второй шаг заключается в вычислении расстояния между каждой парой профилей, а также средним профилем. На третьем шаге происходит нахождение осей n-мерного пространства, которые лучше всего будут описывать получившееся облако точек. Соответственно в полученных ортогональных измерениях исследуемые объекты располагаются согласно приобретенной степени близости . Размерность, полученного пространства с которой в итоге работает исследователь, также низкая (обычно двумерное пространство), потому что одной из задач метода является снижение размерности исходного пространства, а также работа с трехмерным пространством значительно усложняет процесс интерпретации данных. Соответственно, одним из главных достоинств метода будут достаточно простые требования для исходного массива данных, а также некая автоматизация процесса построения карты, так как все современные статистические пакеты сразу же выдают карту восприятия с уже нанесенными на нее атрибутами и объектами. Недостатками метода могут являться недостаточно точные данные из-за допущения использовать категориальную шкалу ответов, так как данные, полученные с ее помощью будут менее точными, чем если использовать шкалы более высокого уровня .

Многомерное шкалирование, если рассматривать общую логику метода, то его задача эффективно (максимально приближенно к исходным данным) разместить исследуемые объекты в пространстве низкой размерности на основе критериев сходства или различия. Как правило, исходными данными для данного метода является симметричная матрица. Данные метод достаточно прост в реализации, но обладает значительной сложностью со стороны интерпретации данных, так как на карту не нанесены описывающие атрибуты. Так, чтобы дать правильную интерпретацию необходимы обширные знания о природе исследуемых объектов у исследователя или же помощь экспертов .

При построении карт восприятия композиционными методами, дизайн исследования рекомендуется составлять таким образом, чтобы можно было построить карты восприятия всевозможными методам для дальнейшего их сравнения между собой и расширения спектра полученных оценок. С методологической точки зрения рекомендуется в первую очередь использовать дискриминантный анализ, так как он позволяет в наибольшей степени решить поставленную задачу - оценить степень восприятия объектов на уровне определенных атрибутов .

В данном исследовании было принято использовать методы композиционной группы, а именно факторный анализ и анализ соответствий, Решение использовать данные методы было принято в связи с наиболее низкими требованиями к исходным данным массива - требует простую таблицу сопряженности между переменными, а также из-за самого удобного вида для интерпретации результатов.

Стоит отметить особую важность качества составляемого списка атрибутов / конструктов, на данных которого в последствии основаны композиционные методы анализа данных: в нашем случае факторный анализ и анализ соответствий. На данный момент, мы имеем слабое представление о существующих конструктах в личной системе восприятия университетских специальностей абитуриентов и выпускников образовательной программы «Социология», поэтому самостоятельно составив данный список атрибутов / конструктов, мы рискуем оказать сильное влияние на восприятие респондентов. Именно поэтому было принято решение воспользоваться таким психосемантическим методом как метод репертуарных решеток Дж. Келли, а конкретно его разновидностью - методом триад.

Далее, постараемся определить, что это за разновидность психосемантических методов. Дж. Келли является создателем теории индивидуальных конструктов. В своей основной работе он разрабатывает такой метод измерения конструктов, как метод репертуарных решеток . Для начала постараемся дать определения основным понятиям его теории.

Так, главным понятием является понятие «конструкт». Под конструктом Дж. Келли понимал особое субъективное средство, которое создал и проверил на личном опыте сам человек. С помощью таких конструктов каждый человек оценивает различные события, поведение людей, систему общественных взаимоотношений и т.п. Конструкт всегда является биполярным, то есть обладает противоположными по смыслу полюсами. Поэтому сразу можно отметить, что конструкт подразумевает под собой как минимум шкалу порядка. Все схожие конструкты объединяются в системы. Люди оперируют от части общими конструктами, но существует и отдельная другая часть конструктов, которая различается у всех. Наличие общих конструктов у людей характеризуется наличием у них социальной общности, а различие конструктов связано с их индивидуальным способом формирования - их не возможно усвоить из социального мира или общества, в котором мы находимся. Например, можно найти конструкты, которые существуют исключительно у одного индивида. Таким образом, техника репертуарных решеток представляет под собой экспериментальный метод, направленный на выявление конструктов личности. Стоит обратить внимание, что данный метод получает информацию не о каждом респонденте в отдельности, а о конкретных объектах шкалирования .

Под методом триад Дж. Келли определяет следующий тип репертуарных решеток, при котором респонденту предлагается выбрать два из трех исследуемых элементов, сказав чем они похожи, а также указать, чем они отличаются от третьего. Так, по мнению Дж. Келли конструкты, которые выявляются по его предложенным методам, представляют собой некую репрезентативную выборку из различных глубинных конструктов каждого респондента, данная выборка оказывается более релевантна для всего исследования в целом .

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Методы исследования восприятия:

  • - Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность - феномен.
  • - Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.
  • - Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур. В экспериментах по восприятию используют следующие подходы: тахитоскопия (строго дозированное и ограниченное время экспозиции, контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула) и хронометрия (измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов).
  • - Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.
  • - Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.
  • - Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала.
  • - Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приемы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.
  • - Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.
  • - Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.
  • - Метод моделирования работы перцептивных процессов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.

Методики изучения восприятия:

  • 1) методика «Классификация предметов» - для выявления зрительной агнозии;
  • 2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;
  • 3) таблицы Равена - для исследования зрительного восприятия;
  • 4) таблицы, предложенные М.Ф.Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), - для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);
  • 5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т.д.) - для исследования слухового восприятия.

32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

Этих методов довольно много, но ни один из них не удовлетворяет критерию универсальности. Каждый метод либо группа методов, как правило, подбирается или создаётся заново при решении специальных исследовательских задач.

1. Пожалуй, чаще всего используются методы, имеющие название тахистоскопия .

От двух слов: тахисто – быстрый, скопия – смотреть. Это метод, который был разработан в середине 19 столетия в связи с изобретением тахистоскопа – специального прибора, позволяющего точно дозировать время предъявления информации. Тахистоскоп представлял собой следующее устройство: внешний экран с прорезью – это то, что наблюдал испытуемый. С обратной стороны экрана устанавливалась тяжёлая шторка, которая падала вниз под влиянием различных грузиков. Чем больше вес грузика, тем быстрее перемещалась шторка. Это что-то наподобие гильотины. Шторка тоже имела прорезь. Когда шторка падала и прорези совпадали, наблюдатель имел возможность видеть то, что изображено на третьем экране. Геометрическая фигура, изображение человечка, слово или что-то другое. Меняя грузики и их вес, экспериментатор варьировал скорость перемещения шторки, а следовательно – время предъявления визуальной информации. Таким прибор был в середине 19 века, а к 20-му веку появились уже электронные тахистоскопы, которые работали на иных принципах, но обеспечивали ту же самую функцию. Единица измерения событий, которые воспринимаются с помощью тахистоскопа – 1 миллисекунда, что равняется тысячной доли секунды. Измерение восприятия осуществляется именно в этих единицах. Чтобы вы имели более или менее полное представление: взгляд, брошенный на предмет или человека, предполагает всего 300 млсек, т.е. треть секунды. 2 – 3 раза в секунду мы переводим взор с одной позиции на другую, но, как правило, об этом не знаем.

2. Второй метод, который получил название исследование времени реакции .

Время реакции – это время ответа испытуемого на те или иные сенсорные воздействия. Этот метод тоже появляется в середине 19 столетия, когда было обнаружено, что время реакции на события различной сложности изменяется. Чем сложнее событие, тем больше время реакции на него. В классических исследованиях 19-го и первой половины 20-го века время реакции определялось с помощью нажатия испытуемого на телеграфный ключ. Начиная с середины 20-го века, время реакции оценивается либо с помощью специального устройства, либо с помощью одной из кнопок клавиатуры компьютера.



3. Группа методов, которая получила название: метод оптических (акустических) преобразований . В эту группу входят:

- Инвертоскопия .

Речь идёт об использовании в психологическом эксперименте специальных оптических устройств, которые укрепляются либо непосредственно на голове, либо в очковой оправе. Имеется в виду либо система зеркал, либо система призм, которая формирует необычное изображение проекции предметов на сетчатке глаза.

Вот некоторый предмет, который освещается внешним источником света. Свет отражается от поверхности предмета, попадает в глазное яблоко, где у поверхности сетчатки формируется уменьшенное перевёрнутое изображение предмета. Этот факт был известен ещё в 16 веке. И с 16 века философы, физики и художники задавались одним и тем же вопросом: а что случится, если изображение на сетчатке сделать нормальным? Нормальным – в смысле таким же прямым, как и изображение предмета. Вот инвертоскоп, как раз, и позволяет достигать этой цели.



Американский психолог по фамилии (Стрэттон) был первым, кто перевернул изображение на сетчатке, сделал его нормальным. Стрэттон сам носил специальные устройства – инвертоскопы на своей голове и убедился, что в течении по крайней мере трёх дней воспринимаемый мир представляется перевёрнутым вверх ногами, и более того – смещается вместе с любым поворотом головы или перемещением туловища. Только через три дня Стрэттон осознал стабильность воспринимаемого мира и его привычную ориентацию. Эксперимент Стрэттона многократно повторялся на протяжении всего 20-го столетия и не был ни опровергнут до конца, но и не подтверждён до конца.

Вторая разновидность методов оптических преобразований называется (псевдоскоп), псевдоскопия.

Псевдоскопия это метод, построенный на том, что ближние предметы воспринимаются удалёнными, а дальние – приближенными. Этот прибор также представляет собой систему призм, которые крепятся в очковой оправе. Когда вы смотрите на выпуклый предмет, он воспринимается вами как вогнутый и наоборот. Например, когда вы смотрите на маски, выпуклая маска воспринимается вогнутой. Но когда вы смотрите на человеческое лицо, оно никогда вогнутым не воспринимается. Это говорит о том, что существует система норм, которым подчиняется наше восприятие. А псевдоскопия – это метод, который позволяет установить эти нормы. Каковы они, как конкретно они проявляются.

Наконец третий метод из этой группы, из группы оптических преобразований, называется стереоскопия .

В основе метода лежит прибор, который называют стереоскоп. Стерео- означает объёмный. Назначение этого прибора – превращение плоскостных изображений в объёмные. Представим себе, что наблюдатель воспринимает два разделённых круга с поставленными асимметрично точками. Вот это – своеобразный разделительный экран, который позволяет делать так, чтобы каждый глаз воспринимал своё изображение.

В реальной жизни это сделать трудно, потому что существует механизм, который называется конвергенция и аккомодация. Конвергенция – это сведение зрительных осей. Оси сводятся таким образом, чтобы наиболее чётко и правым и левым глазом видеть фиксируемый объект. Есть прямо противоположный процесс, процесс разведения осей. Он называется дивергенция. В процессе сведения и разведения осей постоянно участвует аккомодация глаза. Речь идёт об изменении кривизны хрусталика, т.е. передней линзы.

В том случае, когда оси каждого глаза, правого и левого, направлены на свой самостоятельный предмет, происходит явление, которое называется фузия – слияние двух образов в единое целое. Вот когда это происходит, плоские изображения воспринимаются объёмными. Скажем, в том, что я изобразил, наблюдатель будет видеть конус, ориентированный в сторону наблюдателя. Не зная этого механизма, к такому выводу очень трудно прийти. С помощью метода стереоскопии изучают пространственное зрение, его организацию и функционирование.

4. Психофизические методы .

Это методы, которые позволяют определить пороги ощущений и восприятий, рабочий диапазон сенсорной чувствительности, а также провести оценку воспринимаемого: воспринимаемой величины, формы, удалённости, цвета. Для того, чтобы выполнить такую оценку, необходимо предъявить два предмета или два события. По тому, чем одно событие отличается от другого или чем один предмет больше или меньше другого, делается заключение об их воспринимаемых свойствах. Пример с индивидуальным усилителем, который создается специально под чувствительность конкретного человека.

5. Психофизиологические методы .

Чаще всего речь идёт о регистрации движений глаз, реже – о регистрации движений головы или пальцев рук.

Методы регистрации движения глаз (методы окулографии) – от окулюс – глаз, графия – изображение.

Речь идёт о регистрации позиции и перемещения глаз в пространстве. Выделяют несколько разновидностей движения глаз.

Первая группа называется микродвижения глаз. В эту группу включают тремор глаз – это очень быстрые малоамплитудные дрожания глазного яблока. Движения глаз, в частности тремор, невозможно прервать, а строго говоря, глаз невозможно остановить. Исследования показывают, что пока есть движения глаз, в частности тремор, зрительная функция глаза сохраняется, но как только тремор убирается, человек слепнет.

Есть исследования, которые показывают, что тремор глаз вообще связан с витальными процессами и смерть человека в первую очередь проявляется в отсутствии тремора глаз. Любопытная вещь!

В группу микродвижений глаз входят микроскачки или как их называют обычно микросаккады . Это французское слово – саккада, которое означает резкое перемещение позиции. В психологии принято оценивать и измерять движение глаз в угловых градусах. Вот величина микросаккады не превышает одного углового градуса.

Третье микродвижение называется дрейф глаз или просто дрейф . Это тоже движение, тоже с амплитудой не более одного градуса, но очень медленное. Средняя скорость дрейфа – 15 – 20 угловых минут в секунду. Во время дрейфа, как впрочем и во время микросаккад сохраняется тремор. Чтоб вы представляли себе: амплитуда тремора не превышает 1 – 2 угловых секунд. Это очень маленькое дрожание. А частота тремора может доходить до 200 Гц. Это очень высокая частота. Глаз – один из самых подвижных биологических органов. Он динамично изменяется.

Итак, тремор составляет что-то вроде фона, на этом фоне развёртываются микросаккады и дрейф. И микросаккады и дрейф нужны для того, чтобы обеспечить нам оптимальные условия рассматривания предметов или событий. Они имеют место тогда, когда мы смотрим или, на профессиональном языке, фиксируем предмет. Микросаккады и дрейф очень часто объединяются и образуют сложную форму движений, которая называется микронистагм . Это четвёртая - производная форма.

Микронистагм представляет собой дрейф, т.е. плавное движение, кстати очень маленькое, и резкое перемещение в противоположную сторону. Потом снова дрейф и снова резкое перемещение. Иногда микронистагм называют физиологический нистагм.

Вторая группа называется макродвижения . Их отличительная особенность – амплитуда. Амплитуда и саккад и плавных движений больше 1 градуса. 1 градус – это как бы граница. Но граница очень условная.

Сюда включают: макросаккады или просто саккады . Средняя амплитуда саккад при рассматривании изображений – около 6 – 10 угловых градусов. Саккады предназначены для того, чтобы изменять фиксационную позицию. Т.е. рассматривать разные части предмета. Например, оглядывать комнату или читать текст.

Вторая разновидность движений получила название следящие движения . Они имеют место тогда, когда предмет, на который мы смотрим, приходит в движение. Следящие движения как бы прилипают к предмету и воспроизводят траекторию его движения, правда при условии, что это движение не будет больше 90 угловых градусов в секунду. Это очень высокая скорость. Скорость же макросаккад много больше. Она может достигать 600 градусов в секунду. Производной от саккад и следящих движений является так называемый железнодорожный нистагм . Вы наблюдали эту разновидность движений, когда смотрели на идущий поезд, пытаясь фиксировать вагоны. Ваши глаза совершают плавное движение, а потом резко возвращаются назад. Это движение большой амплитуды, в отличие от микронистагма. Скорость и амплитуда этого железнодорожного нистагма в 10 раз, т.е. на порядок отличается от скорости и амплитуды физиологического нистагма.

К макродвижениям относят так называемые вергентные движения – это конвергентное и дивергентное движения. Конвергентное сведение оси, дивергентное – разведение оси.

Наконец, последняя разновидность движений получила название торзионные – от слова торзия – вращение. Это вращение глаза вокруг своей оси.

Регистрация подобного рода движений глаз даёт информацию исследователю о распределении внимания по предметам или событиям, информацию о способах решения зрительных и интеллектуальных задач, а также информацию о наиболее информативных участках зрительного поля.

К другим физиологическим методам, достаточно часто используемым при изучении восприятия, можно отнести вызванные потенциалы . Вызванный потенциал - это ответ, который регистрируется в зрительной коре непосредственно после стимуляции сетчатки. Вызванный потенциал продолжается в течении нескольких сотен миллисекунд, а его форма говорит о различных фазах или этапах формирования зрительного образа.

6. Очень часто в психологии восприятия используются проективные методы , прежде всего пятна Роршаха и тест тематической аперцепции (ТАП).

К подобным методам обращаются тогда, когда пытаются изучить восприятие в связи со структурой личности. Прежде всего, в связи с определёнными потребностями и мотивами человека. Мы видим то, что нам интересно.

Наконец, нужно отметить рисуночные тесты, т.е. рисунки, изображения, которые позволяют раскрыть смысловое содержание того, что воспринимается. В психологии восприятия принято дифференцировать предметное значение воспринимаемого и смысл. Предметное значение – это функциональная характеристика предмета, которая присутствует в нём объективно, независимо от вас. Например, это книга, но моё отношение к этой книге будет самым различным и, возможно, отличаться от отношения к этой книге каждого из вас. Вот это отношение в психологии называется специальным термином смысл.

Если значение объективно, то смысл всегда субъективен. Предметное значение вот этой вещи, которую я держу, одинаково для вас и для меня, но смысл этого предмета для каждого из нас оказывается различным. В этом разница!

Рисуночных тестов довольно много и главное их назначение – это установление мотивационной основы воспринимаемого и установление личностного смысла того, что воспринимается.

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различ­ные причины и разные формы проявления. Знание этих особен­ностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза,

а знание механизмов нарушений - в разработке и осуществле­нии коррекционных программ.

При локальных поражениях головного мозга наблюдаются два вида нарушений:

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нару­ шение разных видов восприятия (восприятие предметов, про­ странственных отношений). Эти нарушения связаны с пораже­ нием корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встре­чается не снижение, а усиление болевого ощущения, так назы­ваемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д. Карва-сарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно ус­тановить соотношение сенсорного и эмоционального компонен­тов переживания боли для выбора правильного лечения: преоб­ладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализи­ровано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревь­ями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов свя­заны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмо­циональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувстви­тельность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоцио­нального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному, и зависит от клинической картины:

а) при депрессивно-параноидном синдроме - аффективное искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном - восприятие отличается вну­ шаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необхо­димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра­ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо­щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето­ды, к примеру, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследо­вания зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, к примеру, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия ис­пользуют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органи­ческих изменений головного мозга используют таблицы с дви­жущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования зрительного восприятия используют та-хистоскопический метод (предъявление изображений в течение определœенного времени); а в случае крайне важности исследова-

ния слухового восприятия - идентификацию магнитофонных записей. Для этого крайне важно иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелœест страниц переворачиваемой кни­ги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т. д. С помощью этого метода, как вы уже знаете, можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Библиографический список

1. Атлас для экспериментального исследования психиче­ ской деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко Киев, 1980.

2. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

4. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

5. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диаг­ ностике неврозов и шизофрении // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и меди­ цинской деонтологии. Л., 1972.

6. Зейгарник Б. В. Биренбаум, Г. В. К проблеме смыслово­ го восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. М., 1935. Т. IV. Вып. 6.

7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

8. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М„, 1952.

9. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментально-психологический подход к исследованию обманов слуха // Невропатоло­ гия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1971. № 6.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­ сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.