Методы нлп. В технике калибровкой называют подстройку прибора. Например, при подстройке весов кладут эталонный груз в один килограмм и подкручивают специальную ручку, чтобы стрелка показывала этот самый килограмм. В чем состоит польза, ценность, необходим


1.Разбейтесь на пары.

Найдите себе пару и завяжите приятный разговор, задавая простые и понятные вопросы. Затем дублируйте их вопросами, требующими ответа «да/нет», одновременно обращая внимание на невербальные реакции собеседника, когда он произносит «да» или «нет».


«Так вы говорите, вас зовут Боб?»

«Как вы предпочитаете, чтобы вас называли?»

«Бобби? Значит, вы предпочитаете Бобби?»

«Вы родились в Калифорнии?»

«У вас есть машина?»

2.Произведите калибровку под «да» и «нет» собеседника.

Что составляет невербальные реакции «да» и «нет» для вашего партнера? Продолжайте отмечать его реакции, задавая вопросы, до тех пор пока вы не определите разницу между не-вербальными реакциями для «да» и реакциями, сопровождающими «нет».

Например, некоторые люди будут непроизвольно напрягать челюстные мышцы при «нет» и расслаблять их при «да». Другие будут немного бледнеть при «нет» и немного розоветь или краснеть при «да». Некоторые будут наклонять голову чуть вперед, говоря «да», и немного назад при «нет». В процессе калибровки обязательно обратите внимание на мышечный тонус, движения глаз, жестикуляцию, расслабление/напряжение глаз, рот, дыхание и т. д.

3.Обратная связь «да/нет» для тренировки вашей интуиции.

Когда вы почувствуете, что способны различать «да» и «нет» собеседника на невербальном уровне, попросите его отвечать на вопросы мысленно, не говоря ни слова.

Продолжайте задавать вопросы и наблюдать реакции. После каждого вопроса дайте партнеру знать, какой, по-вашему, ответ он вам передал: «да» или «нет». Когда вы угадаете четыре раза подряд, поменяйтесь ролями.

4. Продолжайте практиковаться, пока не начнете различать «да» и «нет» автоматически.

Сколько времени потребуется вам для тренировки вашей интуиции, чтобы вы смогли различать сигналы «да, я согласен» и «нет, я не согласен» у данного конкретного человека?

Попрактикуйтесь с несколькими людьми, чтобы лучше осознать их индивидуальные особенности. Затем в течение одного-двух дней просто отслеживайте сигналы «согласен/не согласен», которые будут подавать вам окружающие.

версия 1.1

На нашей улице праздник. Выпустили сериал про тяжёлые трудовые будни специалистов . Ну или почти про них. По крайней мере можно сказать: - Вот, это про то, чем я занимаюсь. Как вы понимаете, я про сериал «Lie to me». Потому что про сериалы тяжёлые трудовые будни врачей, пожарников, милиционеров-полиционеров, офисных работников были. А вот про нас не было.

И просмотр этого сериала вызвал страстное желание посмотревших, и не посмотревших, научиться калибровать ложь. Вопрос о об этом с завидной регулярностью возникал и раньше, но сейчас это вполне законное желание достигло пика. Итак, как калибровать ложь?

Вы будете смеяться, но калибровать ложь нельзя. По крайней мере, однозначно. Про это, кстати, пишет и сам Пол Экман - на основе его разработок как раз и снимается этот научно-популярный сериал. Мы можем калибровать некоторые признаки, которые в некоторых случаях можно интерпретировать как ложь.

Ложь, как она есть

Ложь - неправда, намеренное искажение истины.
Истина - то, что есть в действительности, соответствует действительности, правда.
Словарь Ушакова

Мысль изречённая есть ложь.
Фёдор Тютчев

Ложь - понятие довольно абстрактное, вроде свободы, равенства, истины и правды. Словарь Ушакова её определяет как «неправда, намеренное искажение истины». Большинство людей опираются на эту точку зрения, когда говорят о лжи, вот только забывают, что мы постоянно искажаем истину. Хотя бы даже по определению. Истина - это то, что есть в действительности (из того же Ушакова). А действительность мы воспринимаем через наши фильтры восприятия, перерабатываем эту информацию, и то что у нас внутри очень сильно отличается от того, что снаружи. А уж если ещё наше уже вполне лживое представление о «действительности» переводить в слова. Так что рот открыл - соврал.

Ах, да, есть ещё слово «намеренно». То есть целенаправленно. Хотел и сделал. Но куча народа вполне целенаправленно и намеренно слегка «приукрашивают» рассказ или опускают некоторые детали. Они лгут?

Например, вряд ли получится откалибровать признаки лжи, если человеку не слишком важна ситуация - он может вполне конгруэнтно рассказать о том, что его зовут барон Мюнхгаузен или что оно президент США. Но, естественно, его можно поймать на несоответствии информации - но это уже не калибровка.

Так что однозначного определения, что есть ложь, а что нет, я не дам. Зато порадую вас тем, что мы можем калибровать лжёт или не лжёт человек по его личному представлению о том, что такое ложь. То есть если верит, что лжёт - это можно откалибровать. А вот если не верит…

Что же мы калибруем

Мы можем откалибровать либо эмоциональную реакцию на сообщение - обычно, если человек врёт, то есть сам думает, что врёт, то он волнуется - или несоответствие. Ещё можно отследить процесс фантазирования. Но обо всём по порядку.

Отрицательные переживания

Если человек верит, что он сейчас врёт, он может испытывать сильные отрицательные переживания - стыд, вину, раздражение, страх. Может он испытывать и сильные положительные чувства, вроде азарта: "А вот я вас обману"! В любом случае будет повышаться уровень эмоционального возбуждения, обычно называемый волнением. Собственно, волнение чаще всего и калибруют, в том числе и большинство детекторов лжи. А уровень этого волнения напрямую будет зависеть от того, каковы последствия лжи и насколько плохо по представлениями человека врать.

Вот если человек испытывает сильные неприятные эмоции- стыд, вина, страх - довольно часто он начинает тереть или трогать различные чувствительные части тела - нос, шею, губы, руки, прикусывает губы (обычно, женщины). Правда, это ещё не означает что он лжёт. Эти эмоции могут возникать по самым разным поводам, например "мне не верят" или "я плохо выгляжу". Или онволнуется и не хочет это показать. Например, потому что он считает волноваться неприличным или неподходящим в данной ситуации.

Демонстрация попытки скрыть волнение тоже имеет свой смысл. Например, когда героиня эротического фильма прикусывает или потирает губы - это должно обозначать "плохо скрываемую страсть".

Естественно, если человек спокоен или не пытается скрыть волнение - такой способ калибровки не пройдёт. В сериале для обмана детектора лжи предлагали успокоительное, а в фильме «13 друзей Оушена» кнопку в ботинке - человек концентрировался на боли от кнопки и важность вопроса была не так важна.

Неконгруэнтность

Следующий признак неконгруэнтности - несоответствие передаваемой информации. Здесь уже не важно, верит человек, что он лжёт или нет. Но при этом зачастую не понятно, с чем связано несоответствие информации.

При калибровке неконгруэнтности можно различить:

Несоответствие между словами и поведением

Человек говорит «Да», но при этом отрицательно кивает головой. Или он говорит о том, что взволнован, совершенно спокойным голосом с безразличным лицом.

Совершенно расслабленное лицо при рассказе о гибели своих детей

Несимметричный ответ

Человек одновременно невербально показывает два разных сообщения. Например - одностороннее пожимание плечом или ассиметричная ухмылка.

Ассиметричное пожимание плечом

Последовательная неконгруэнтность

Следующий вариант - последовательное несоответствие. Сначала человек показывает «НЕТ», а потом «ДА». Или сначала демонстрирует гнев, а потом радость.

Но помните, что неконгруэнтность - это только признак внутреннего несоответствия. А оно может возникать по совершенно разным поводам. У меня на тренинге был случай: девушку спросили, есть ли у неё кошка. Она сказал «Да», но при этом отрицательно покачала головой. Оказалось, у неё кот.

Так что такая неконгруэтность может показывать и различную интерпретацию смыслов, и реакцию на какое-то воспоминание, и что-то ещё в этом духе.

Судя по всему, Экман невнимательно читал Вильяма Джеймса. Потому как представление о ключах глазного доступа у него очень смутное. То есть он заметил, что люди в некоторых случаях отводят глаза, но куда и зачем не определил. Кратко напомню:

В - визуальное вспоминание.
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.
В К - визуальное конструирование.
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.
А - аудиальное вспоминание.
Звуковая память - интонации, голоса, звуки, музыка.
А К - аудиальное конструирование.
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.
А д - внутренний диалог.
Контроль речи, проговаривание.
К - кинестетика.

Когда человек выдумавает - а выдумывание не обязательно обозначает ложь в обычном понимании - ему нужно сделать две вещи:

    сконструировать образ или звук

    подумать, как об этом сказать.

Движение глаз будет соответствующее - справа вверху или сбоку и налево вниз

Тонкостей тут несколько:

    Если человек всё заранее придумал - он будет брать информацию из памяти. Но тут можно подловить на мелочах - всё придумать невозможно.

    Некоторые люди просто постоянно прикидывают, как поинтереснее о чём-либо рассказать, и движение глаз у них при этом точно такие же: вверх справа - налево вниз.

    Вполне успешно можно сочинять и в трансовом состоянии, при этом движения глаз может не быть. Например, при этом могут быть расширенные зрачки по центру.

Различия в поведении

В любом случае, для определения "врёт - не врёт" нужна калибровка ситуации, когда человек точно говорит правду. Потому что если он постоянно трогает свой нос или трёт губы - это не признак вины (страха, стыда), если он постоянно неконгруэнтен - это тоже не признак лжи, если он постоянно думает как интереснее о чём-то рассказать и глаза его бегают Вк-Ад - это тоже не признак лжи. Нужны различия. И это самое главное.

Вместо заключения

В основном это всё (а дьявол, как известно, кроется в деталях). Есть ещё калибровка оговорок, уменьшение количества жестов и так далее - но это как раз относится к "различиям в поведении".

Помните так же, что наше общество построено на лжи - мы постоянно врём друг другу делая комплименты, отвечая на вопросы «Как живёшь», «Понравилось ли тебе моё платье» или «Всё будет хорошо?». К тому же, причин по которым человек врёт тоже может быть очень много. Да и представление о том, что такое ложь, тоже у каждого своё.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Калибровка

Как вы уже поняли из предыдущей главы, самое главное – это добиться доверия человека на подсознательном уровне. Но как это сделать? Самый простой способ – подстроиться к нему. Делать все так же, как и он, говорить с таким же тембром, уловить ритм дыхания, почувствовать его мысли. Процесс улавливания сигналов подсознания в позе, движениях, голосе, дыхании и ритме называется калибро?вкой. Научитесь замечать то, что человек выражает подсознательно телом или голосом: чем лучше вы будет подмечать сигналы, тем быстрее вы поймёте своего собеседника.

Например, когда человек рассказывает вам о радостном известии, его глаза горят, плечи расправлены, усиливается жестикуляция, голос становится звонким, а сама речь – быстрой. Когда о печальной новости вам сообщают в напряженной позе, с поникшим видом: глаза опущены, голос тихий, а ритм голоса становится медленным, возможно даже прерывистым.

А теперь представьте, что вы смогли откалибровать человека и сумели к нему подстроиться, что же делать дальше? Теперь вы можете вести человека. Вы можете менять свои движения и замечать, как ваш собеседник следует за вашими действиями, и самое главное, вам обоим доставляет такое общение огромное удовольствие. Подобное состояние называется раппо?ртом.

Калибровка – это своеобразный сбор информации о человеке. Чем лучше будет произведена калибровка, тем качественнее будет раппо?рт.

Самое первое, что следует откалибровать, это то, как ваш собеседник выражает согласие и несогласие. Это особенно важно, если вы хотите изменить его точку зрения. Для этого необходимо задать вопрос, на который ваш собеседник однозначно ответит «Да», и уловить небольшие телодвижения или изменения голоса. Иногда необходимо задать несколько вопросов, чтобы найти как можно больше таких сигналов. После чего задать вопросы, на которые ваш собеседник ответит «Нет». Чтобы не было ложных ощущений, вы должны быть точно уверены, какой ответ будет честным.

Продолжая изучать своего собеседника, помните, как важно узнать, что ему нравится, а что нет и насколько сильно. Это очень поможет в подстройке и последующем ведении человека. Задайте собеседнику несколько вопросов, на которые он бы не смог ответить однозначно и посмотрите за его реакцией. Отметьте для себя, как человек жестами и мимикой выражает, что ему нравится или нет; обратите внимание на интенсивность этих сигналов. Например, вы спросили своего собеседника «Как вы относитесь к тараканам?». Он вам ответил, что он их терпеть не может. При этом вы заметили, что, отвечая на этот вопрос, человек сделал брезгливое лицо, дернул плечами, а в теле появилось напряжение.

Если же вы задаете вопрос о том, что нравится собеседнику, реакция будет совершенно другой. Например, вы спрашиваете: «Как вы относитесь пляжному отпуску?». А в ответ услышите: «Я просто обожаю загорать на пляже!». В этом случае вы можете заметить, как засверкали глаза, поднялись уголки губ, приподнялись плечи, оживилась речь.

Одних сигналов недостаточно, важно понимать, какие ценности у вашего собеседника, как он мыслит и во что верит. Для этого существует система под названием «Врата сортировки». Ее суть заключается в том, что всех людей можно разделить на несколько типов в зависимости от его приоритетов. В зависимости от це?нностной ориентации люди будут употреблять различные слова или типы предложений и даже немного по-разному двигаться и произносить слова.

Первый тип людей – «Кто?». Для них на первом месте стоят другие люди. Им важно, кто говорит, кто будет участвовать в процессе и как все будут взаимодействовать между собой. Все их вопросы в первую очередь связаны с людьми.

Второй тип – «Что?». Такие люди обращают в первую очередь внимание на вещи, одежду, машину и обстановку и лишь потом на человека. В эту же категорию попадают те, кто часто употребляет слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда». Для этого типа людей эти слова имеют измеримую ценность. Человек «Что?» любит заменять глаголы существительными. Например, фразу «Я планирую сегодня делать покупки» он может сказать так: «В моих планах сегодня шопинг».

Третий тип – «Зачем?». Такие люди в первую очередь задумываются о ценности. Всё, что происходит, они мысленно взвешивают: «Зачем это надо?», «Какая в этом ценность?» Как и для типа «Что?», им важны слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда», но, в отличие от него, они смотрят на эти слова с точки зрения их зна?чимости.

Четвертый тип людей – «Как?». Для них важен процесс. Что бы ни происходило, первый вопрос, который возникнет в их голове, будет «Как?» Таким людям свойственно строить планы, задумываться о том, что они будут делать завтра или на следующей неделе. Для них важен именно процесс.

Пятый тип – «Когда?». Для таких людей важно, когда и во сколько. Что бы ни произошло, им важно, как это событие укладывается во времени. Такие люди обычно очень педантичны и не любят, когда другие не ценят время.

Шестой тип – «Где?». Такие люди делают акцент на том, где они были, есть или будут. В разговоре с таким человеком вы наверняка можете услышать: где он отдыхал на выходных, как сейчас у него дела на работе и куда он планирует сходить в пятницу. Вся его жизнь крутится вокруг того, что он должен где-то быть.

Приглядитесь к себе и своим знакомым. Как бы вы охарактеризовали каждого из них?

Еще один важный момент в калибровке – это определение намерения собеседника. Помните, что поведение – это то, что снаружи, а наме?рение – это то, что внутри. Чтобы понять, что человек действительно хочет выразить своим поведением, придется задать ему несколько вопросов и определить, что ему интересно. Постепенно необходимо прощупать моменты, на которые у него появляется положительная реакция. Шаг за шагом отсеивайте лишние варианты, пока, наконец, не выявите истинное намерение человека.

Для тренировки попытайте определить, какие вы несёте намерения в различных ситуациях. Например, вы часто рассказываете анекдоты коллегам по работе. Ваше намерение – понравиться им. Вы постоянно следите за новостями, значит вы хотите иметь чувство уверенности.

Из книги Мастерство коммуникации автора Любимов Александр Юрьевич

Визуальная калибровка Демонстрация: «Да» – «Нет» – Почему ты выглядишь таким бледным и печальным? – спрашивает один приятель другого. – Случилось ужасное, – признается юноша. – Она самая удивительная девушка на свете. И я, в конце концов, набрался храбрости и

Из книги автора

Калибровка в группе: «Нравится – не нравится» – Милый, тебе нравятся мои глазки? – Угу. – Милый, тебе нравятся мои ножки? – Угу. – Милый, тебе нравятся мои губки? – Угу. – Милый, а тебе нравится меня целовать? – Угу. – Какой ты красноречивый, ну скажи еще

Из книги автора

Ритмическая калибровка Сейчас мы займемся калибровкой и подстройкой под Внутренний Ритм. Ритм обычно очень хорошо описывает состояние человека и помогает войти в его внутреннее пространство, то есть «стать своим».А калибровка этого самого ритма (Ритмическая

Из книги автора

Калибровка и Подстройка Если в предыдущем задании проверялись в основном знания, то сейчас мы будем проверять гораздо более важные вещи – ваше умение выполнять определенные действия. Например, ваши способности подстраиваться и калибровать. Объединитесь в тройки.