Навязчивая амбивалентность. Амбивалентное поведение. Что такое амбивалентность

«Амбивалентный» - это сейчас очень модное слово. Но мало кто знает, что оно означает. В этом случае школьный курс химии помогает слабо. Поэтому мы и решили написать эту статью. В ней будет дано определение, представлены основные случаи употребления. Чтобы читателю было не скучно, примеры подобраны простые и понятные каждому.

Определение

Амбивалентное отношение - это двойственное расположение к какому-либо объекту. Здесь очень важно отличать двойственность от отношения «с одной стороны…с другой стороны…». Первый случай - это амбивалентность, а второй - обычная аналитическая оценка объекта. Как отличить одно от другого? При типе отношений «с одной стороны… с другой стороны…» в человеке нет противоборства. Субъект точно знает, как именно он оценивает событие или явление внешнего мира. Когда же отношение человека можно с полной уверенностью охарактеризовать термином «амбивалентный» (это, как мы помним, некоторая двойственность), то он и сам не скажет, как именно воспринимает нечто.

Архетипы К.-Г. Юнга

Самые знаменитые примеры амбивалентности дал К.Г. Юнг - родоначальник аналитической психологии, автор концепции коллективного бессознательного. Также он подарил миру учение об архетипах.

Архетип - это наиболее древние представления человечества, которые предопределяют восприятие субъектом реальности. Они - часть «фонда» коллективного бессознательного. Проявляют себя в сновидениях, мифах и легендах, одним словом, в творчестве. В любом сотворении из ничего, как известно, силен подсознательный элемент. Архетип всегда амбивалентный, это его основное качество.

Архетип матери

В теории Юнга образ матери двойственен по природе. С одной стороны, мать - это дом, защищенность, спокойствие, отсутствие тревог, а с другой стороны, мать, старуха во снах может символизировать смерть.

В реальности мы тоже можем уловить эту двойственность. Кто из подростков не испытывал к матери и нежность, и вместе с тем ненависть? Материнская любовь может спасти, а может и убить, задушить. Вот такой вот амбивалентный это феномен - материнская любовь.

И еще один интересный момент, о котором стоит упомянуть. Материнское лоно во снах может символизировать могилу. В каждом языке есть представления, которые уравнивают мать и смерть. Если анализировать отношение «лоно-могила», то мы можем вспомнить, что есть такое выражение, как «мать сыра земля». Соответственно, погребение может восприниматься как возвращение в материнское лоно. Так оно и есть, в принципе, ибо мы прах, и в прах мы обратимся в итоге.

Но, однако ж, пора отвлечься от тяжелых тем и дум и поразмышлять о женской привлекательности.

Амбивалентность красоты

Этот раздел будет интересен не только мужчинам, но и женщинам.

Когда парень видит красивую девушку, о чем он думает в первую очередь? Конечно, он прежде всего мечтает о физическом обладании. Потом, когда первая волна очарования объектом вожделения сходит, молодой мужчина ловит себя на мысли о страхе перед красотой. Отличный пример, который можно отнести в категорию «амбивалентные чувства».

Парадокс, но наш воображаемый парнишка даже не знает, чего больше в его отношении к девушке: страха или желания. Как мы видим, это рассуждение подводит нас к разгадке тайны, почему красивые женщины несчастны и одиноки (да-да, это не миф) - их боятся, но в то же время любят.

Можно ли победить страх перед женской красотой?

Разумеется, можно. Для этого надо, прежде всего, унять внутреннюю дрожь. И разложить свой страх на простейшие составляющие, задав себе вопрос: «А чего конкретно я боюсь?» Каждый раз, сосредотачиваясь на предметных опасениях и тревогах, человек побеждает свою неуверенность, которая может выражаться в таком феномене, как амбивалентная привязанность - «и хочется, и колется, и мама не велит».

Амбивалентное отношение к тексту. Кафка, «Замок»

Как известно, одной из характеристик классической литературы является полифония смыслов. Но есть такие авторы, как, например, Франц Кафка, чья проза настолько самобытна, что может спровоцировать амбивалентное поведение читателя. Оно выражается в том, что любитель классической литературы может, с одной стороны, не любить Кафку, но с другой стороны, читать его сочинения, ибо в творчестве немецкоязычного писателя силен магический элемент. Он-то и гипнотизирует читателя.

Например, возьмем одно из известнейших произведений Кафки - «Замок». Когда человек читает это сочинение первый раз, то его держит в напряжении только ожидание финала, чем же закончатся скитания землемера. При этом нельзя не отметить, что сама проза занудно-тягостная. Но бросить ее нет никакой возможности, интересно же. Чем закончилось путешествие землемера, читатель узнает, если ознакомится с содержанием романа.

Дмитрий Горчев. Смешение высокого и низкого стиля

Амбивалентное восприятие читателем текста еще более характерно тогда, когда он читает современного, к сожалению, уже ушедшего от нас в 2010 году писателя Дмитрия Горчева. Он своей манерой неуловимо напоминает Д.И. Хармса. На устах Ювачева (настоящая фамилия Даниила Ивановича) также все время играет ироническая улыбка. Правда, Горчев обильно «посыпает» свою прозу нецензурной лексикой, а Хармс позволяет себе такое только в записных книжках, которые не предназначались для печати первоначально. Но мы снова отвлеклись.

Проза Горчева, возможно, не так глубока, и классиком он, конечно, не успел стать. Но в то же время, если уметь воспринимать скрытый месседж текста, то выйдет, что это вполне себе экзистенциальная проза со смысложизненным подтекстом. Особенно это справедливо в отношении его сказок, например «Злодей». Горчев через аморальный образ напоминает о классической триаде - «Добро, Истина и Красота».

Амбивалентность или двойственность – термин, первоначально фигурировавший в медицинской психологии и психиатрии. Под ним подразумевается существование в один момент в сознании человека двух полярных идей, эмоций, желаний.

Понятие было введено в научную сферу в начале 1900-х годов психиатром из Франции Блейлером, который настаивал на том, что амбивалентность выступает ключевым симптомом шизофрении.

Позднее идея двойственности начала фигурировать в психоаналитических теориях и работах Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, в которых делался акцент не только на пациентов с невротической симптоматикой. Если с точки зрения медицины состояние, в рамках которого сосуществуют, не перемешиваясь, две мысли или два чувства, выступает как патология, то в контексте психологическом двойственность считается общим понятием и не претендует на звание отклонения.

Для полного понимания смысла термина рассматривать амбивалентность необходимо с двух точек зрения: психологической и психиатрической.

Несмотря на тот факт, что первоначально понятие использовалось исключительно в медицинской сфере, идея об амбивалентности получила широкое распространение в психоанализе, позднее становясь общепринятым термином.

В психологии это состояние не позиционируется как болезненное, а предписывается буквально каждому человеку. Разнится лишь степень проявления двойственности. Фрейд настаивал на том, что выраженная амбивалентность характерна для разного рода невротических состояний, а также может отмечаться в контексте Эдипова комплекса, присутствовать во время некоторых стадий развития личности, например, при оральной стадии.

Из-за чего психоаналитики уделяют значительное внимание данной черте? Все основывается непосредственно на представленной в психологическом учении модели строения психики (ид, эго, суперэго). Немаловажным основанием выступает и наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос) и инстинкта смерти (танатос). Подобные инстинкты, сосуществуя внутри каждой личности, уже являются наглядным примером амбивалентности. Благодаря чему невозможно настаивать на идеи, что двойственность – состояние приобретенное, вызванное какими-либо внутренними или внешними негативными факторами.

Однако амбивалентность считается такой особенностью, которая при создании «благоприятных условий» может заостряться и, как следствие, приводить к различным пограничным состояниям, неврозам.

Усиление особенности может происходить при:

В психоаналитическом формате также существует идея о том, что в определенный момент имеющиеся два противоположных чувства (мысли, идеи, желания) могут вступить в острый конфликт, в результате которого одно из состояний вытесняется в подсознание. Благодаря подобному не каждая личность может наглядно «страдать» от выраженной двойственности, присутствующей в сознании.

С точки зрения психиатрии

В медицинском аспекте неразумно рассматривать амбивалентность как отдельное патологическое состояние. Это негативное проявление фигурирует в психиатрии как важный симптом при ряде заболеваний. Потому именно болезни можно считать причинами, при которых развивается двойственность.

Несмотря на тот факт, что первоначально амбивалентность рассматривалась как один из ярких проявлений шизофрении, этот симптом характерен и для ряда других состояний. О данной отрицательной особенности принято говорить при:

  • психозах разного происхождения;
  • депрессиях;
  • навязчивых состояниях, например, в рамках невроза навязчивых движений, обсессивно-компульсивном расстройстве;
  • фобиях, пищевых расстройствах и панических атаках также может фигурировать амбивалентность.

И в психологии, и в медицине двойственность предполагает не перемешивание, не подмену имеющихся эмоций (идей, желаний и так далее), а параллельное их отражение буквально в один момент. Однако в психиатрии амбивалентность рассматривается и как смена состояния (отношения) в течение суток. При таком раскладе с ходом времени происходит изменение на противоположное отношение к какому-либо неизменному явлению, предмету.

Симптомы

Так как амбивалентность является общим понятием, для обозначения ключевой симптоматики необходимо опираться на то разделение, которое первоначально было описано в психиатрическом контексте. Оно предполагает три ключевых момента: воля, мысли, эмоции. Если рассматривается амбивалентность как состояние патологическое, то у человека могут постоянно отмечаться все три этих составляющих, порождая друг друга.

Эмоциональная двойственность

Именно амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере считается наиболее распространенной особенностью. Она является характерной для многих пограничных состояний, способна фигурировать в жизни вполне здорового человека время от времени.

Основным проявлением двойственности данного типа является присутствие двух абсолютно разных по окраске эмоций. Человек одновременно способен ощущать любовь и ненависть (типично для вспышек ревности), испытывать страх и интерес, симпатию и антипатию и так далее. Особенно характерна такая амбивалентность для ностальгических состояний, когда личность переживает чувство грусти из-за минувших событий, при этом ощущая трепет и радость от того, что является приятным воспоминанием.

Опасность эмоциональной двойственности заключается в том, какое из внутренних эмоциональных состояний в итоге становится доминирующим. Например, при сосуществовании страха и интереса по отношению к чему-либо, если на первый план выходит интерес, это может повлечь за собой создание опасных для жизни и здоровья ситуаций. При доминировании ненависти, когда «запускается» состояние аффекта, человек способен навредить не только себе, но и окружающим людям.

Полярность идей и мыслей

Принято считать, что амбивалентно мышление может проявляться непосредственно при невротических состояниях, навязчивых идеях, которые меняют друг друга. Наличие в сознании двух полярно разных мыслей становится ключевым симптомом. Присутствие в сознании разных идей напрямую связано с эмоциональной двойственностью. При этом спектр вариантов мыслей может быть огромным.

Амбивалентность в рамках мышления способна восприниматься как непосредственный «раскол», указывающий на развитие шизофрении.

Волевая двойственность

Волевого типа амбивалентность включает в себя невозможность определиться с действием, сделать конкретный выбор. Человек способен испытывать чувство жажды, но отказываться от питья или застывать на долгое время в одной позе с поднесенной ко рту чашкой, не делая глотков. Проявиться состояние может в ситуациях расстройства сна, когда сосуществуют желание лечь спать и желание отказаться от такого отдыха, а попытки отправиться ко сну пресекаются на полпути.

С психологической точки зрения невозможность определиться, в итоге отказываясь от самостоятельного принятия решения, может быть связана с такими внутренними проблемами как:

  • отсутствие чувства ответственности за себя и свою жизнь или, напротив, чрезмерная ответственность, при которой страх ошибиться доминирует;
  • патологического рода нерешительность, замкнутость, страх привлечь к себе излишнее внимание;
  • склонность к самокритике, перфекционизму;
  • наличие внутренних фобий, повышенной тревожности и так далее.

При этом, избегая выбора, человек может одновременно испытывать ощущение облегчения и жгучее чувство стыда за свою нерешительность, что вновь указывает на то, что один из видов двойственности способен порождать другой.

Так как амбивалентность сама по себе является или чертой психики, или симптомом заболевания, другие фоновые проявления, возникающие в контексте состояния, зависят от конкретной основы и первопричины.

Методы коррекции (лечения)

Если возникает амбивалентность в редких случаях, не проявляется ярко и не влечет существенных отрицательных последствий, то говорить о патологии не приходится. Являясь чертой психики, она не нуждается в целенаправленной терапии.

Какое-либо вмешательство необходимо, если данное состояние приносит дискомфорт в жизнь или становится сигналом о возникновении и протекании патологического состояния. Заниматься попытками самоанализа или домашнего лечения серьезных заболеваний не следует. Это не только способно не дать результата, но и может повлечь за собой неприятные последствия.

Медикаментозное лечение

Не существует какого-либо специально разработанного лекарства, которое целенаправленно действует на амбивалентность патологического характера. Фармакологические средства подбираются специалистом, исходя из общего состояния человека и опираясь на то, симптомом какого заболевания выступает двойственность.

Для терапии, при которой оказывается воздействие и на присутствующую патологию, могут применяться антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты и иные средства, направленные на подавление патологических проявлений психики и стабилизацию состояния пациента. В некоторых случаях, когда основное заболевание является сильно выраженным, предполагает наличие угрозы для жизни и здоровья человека, его окружения, лечение может проводиться в психиатрических больницах.

Психотерапия

В рамках психотерапии может осуществляться индивидуальное консультирование для выявления внутреннего состояния, при котором активна данная патология. В частности способен применяться психоаналитический подход к пациенту.

Коррекция осуществляется на основе того, какое внутреннее состояние порождает двойственность. Если «спусковым крючком» выступает какая-либо травма детства, то ее необходимо проработать. Направляется работа на изменение самооценки, прививание чувства ответственности, коррекцию эмоциональной сферы. В ситуации, когда амбивалентность влечет за собой отрицательные последствия в виде тревожности, фобий, психотерапевтическое воздействие затрагивает проработку и этих проблемных моментов.

В некоторых случаях будут актуальны групповые и тренинговые занятия, например, по тематике личностного роста или в формате борьбы с внутренними страхами.

Несмотря на то, что двойственность признана чертой психики, важно внимательно относиться к своему состоянию, подмечая возможные перемены. Если полярные навязчивые идеи и желания начинают преследовать, а разобраться в истинности отношения к чему-либо не выходит, нужно обратиться за помощью, консультацией к специалисту. Это позволит не только избавить от присутствующего дискомфорта, но и определить какое-либо отклонение в психике на ранних этапах, что значительно упростит подбор варианта коррекции.

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

Часто амбивалентное отношение к предмету или личности свидетельствует о психическом расстройстве, особенно в том случае, когда оно приобретает навязчивый характер. В основном, люди, которые настоятельно призывают других «определиться или-или», упускают из виду или просто не понимают, что две противоположности, будь то чувства или мысли, могут мирно уживаться друг с другом. Можно и любить, и испытывать неприязнь, и бояться, и желать чего-либо.

Амбивалентность – что это?

Двойственное отношение в психологии называется амбивалентностью. Чаще всего под понятием подразумевают переживание, испытываемое человеком, сознание которого смущают противоположные чувства к тому же объекту.

Швейцарский психиатр Эйген Блейлер считал амбивалентность признаком шизофрении или шизоидного склада характера. Зигмунд Фрейд полагал, что амбивалентность подразумевает изначальную уживаемость в человеке или присутствие противоположных глубинных побуждений. Психиатр и психоаналитик Фрейд называл их «эрос» и «танатос» или влечением к жизни и созиданию и влечением к смерти, саморазрушению. Это фундамент, на котором строится и развивается личность человека.

На заметку. По сей день амбивалентность в психоанализе – это гамма сложных, противоречивых чувств. Она считается нормальным явлением по отношению к тем, чье влияние и роль в жизни человека нельзя отнести к полюсу «хорошо» или «плохо».

Вообще, однозначное положительное или отрицательное отношение к кому-либо свидетельствует скорее о желании идеализировать или обесценить, чем об адекватном взгляде на субъекта. Не говоря уже о возможности принятия кого-то как личности, ведь человек, который идеализирует или обесценивает, намеренно отвергает «обратную» или «теневую сторону» другого.

Нужно знать. Современная психология рассматривает амбивалентность, как симптом, а человека, который испытывает двойственное ощущение к чему-либо или кому-то, как пациента или клиента.

Виды амбивалентности

Именно Блейлер выделил три типа двойственного отношения, которые касаются трех важных сфер в структуре личности: чувств, воли, мыслей.

Эмоциональная амбивалетность

Это одновременно положительное и отрицательное чувство, ощущение по отношению к кому-то (чаще всего значимому другому) или чему-то (так же важному, событию, предмету). Такие противоречивые эмоции часто испытывают дети к родителям. Они не могут не любить самых главных людей в жизни, но часто стесняются взрослых, презирают, даже ненавидят их. Такое же может случиться в отношениях между близкими людьми. Конфликт обостряет противоречия, и тогда наряду с нежностью проявятся совсем иные ноты, когда близкий человек раздражает.

Волевая амбивалетность

Человек, пребывающий в состоянии бесконечного выбора. Он колеблется между «да» и «нет», но так и не может выбрать. Такое состояние изнуряет. В конце концов личность отказывается действовать, принимать решения и нести ответственность.

Интеллектуальная амбивалетность

Человек может противоречить сам себе и выдвигать противоположные идеи в рассуждении, касаемые какой-то одной темы. К примеру, люди встают на сторону матерей-одиночек вообще, но строго осуждают знакомую персону, которая растит ребенка без отца.

Причины появления амбивалентности

Амбивалентность часто свидетельствует о серьезном личностном расстройстве, таком, как расщепление личности, и даже шизофрении. Само двойственное отношение никак не влияет на развитие заболевания, оно – лишь следствие болезней психики.

Такое отношение характерно не только для шизофрении. Амбивалентные ощущения проявляются при:

  • психозах;
  • навязчивых состояниях;
  • разных расстройствах (обсессивно компульсивном, пищевом);
  • различных фобиях;
  • панических атаках.

Чаще проявление амбивалентности связаны со взглядами, убеждениями и ценностями человека. Воспитание так же играет роль в способности человека разобраться в себе, определиться и принять решение.

Амбивалентность характерна для людей подросткового возраста, когда человек склонен бунтовать и делить мир на «черное» и «белое», но совершенно не приемлет серого, «скучного» цвета. Двойственное отношение и невозможность определиться в любом случае указывает на внутреннюю проблему или ряд противоречий.

К амбивалентности приводит:

  1. Чувство гиперответственности или наоборот отсутствие такого, когда над человеком довлеет страх ошибиться.
  2. Замкнутость, нерешительность на грани патологии.
  3. Страх внимания окружающих, категорическое нежелание становится объектом суждений или пересуд.
  4. Склонность к неадекватной самокритике.
  5. Перефекционизм – чувство, когда человек заведомо не доволен результатом, поэтому не действует вообще.
  6. Фобии, тревожность.

На заметку. Избегая ответственности, отказываясь выбирать и действовать, человек с одной стороны вроде бы успокаивается, но с другой – испытывает чувства стыда и вины из-за своей нерешительности, так что двойственность воли, к примеру, может вести к амбивалентности эмоций.

Каждый время от времени склонен «разрываться напополам». Если состояние проходит, не влечет отрицательных последствий, то вмешательство психолога или психотерапевта, как правило, не требуется. Зрелая личность вполне способна самостоятельно справиться с острыми моментами, чувствами, разобраться, чего хочет, так же решить, как будет действовать. В том случае, если метания приносят страдания и грозят личностной целостности и психическому здоровью, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Как преодолеть амбивалентность

Патологические состояния, при которых возникает ярко выраженная амбивалентность отношений , чувств, мыслей или воли, требуют врачебного вмешательства. В зависимости от тяжести симптомов и состояния, в котором пребывает человек, существует несколько способов, помогающих преодолеть проблему:

  1. Медикаментозное лечение применяется, если амбивалентность возникла вследствие заболевания. Врач назначит препараты, которые направлены на стабилизацию личности. Не существует единственного медикаментозного средства, помогающего преодолеть амбивалентность. Применяться могут и антидепрессанты, и седативы, и транквилизаторы.
  2. Психотерапевтические методы. Прояснить внутреннее состояние помогает индивидуальное консультирование, в ходе которого человек «разбирает» триггеры («спусковые крючки», запускающие амбивалентные мысли, ощущения.) Чтобы устранить проблему, психотерапевт помогает клиенту проработать слабые места. К примеру, изменить (как правило, поднять) самооценку, перестать страшиться ответственности, разобраться с чувствами, научиться лучше слышать себя.
  3. Групповая психотерапия, различные тренинги личностного роста помогают справиться с проблемой, побороть внутренние страхи, обрести ясность мышления , уверенность в собственных силах и признать право на самостоятельные решения.

Люди часто не задумываются, что ситуации «Помогите, разрываюсь, не пойму «или-или» - это моменты, в которых человеку предстоит понять – не существует никаких «или». «Хочу уйти от человека, но боюсь» и тому подобные амбивалентные ощущения лучше перефразировать и произнести так: «Хочу сделать то-то и то-то и боюсь» Так вопрос желания уже не стоит. Ясно же, чего человек хочет. Так же понятно, чего он боится. К примеру «прыгнуть с парашютом» он хочет, а боиться он не прыгать, но высоты. Тогда работать надо со страхом, фобией, а не с желанием.

Случается и такое, что устранив все препятствия, само желание отступает. Амбивалентность в таком случае просто указывала на проблемную зону, которая требовала внимания. Одно состояние или отношение вовсе не исключает другого. Человек испытывает двойственные чувства к близким людям, к затрагивающим явлениям, к значимым объектам. Ведь и личность «сделана» из света и тени и все время балансирует между «да» и «нет», грехом и святостью. Часто проблема лежит не в области преодоления двойственных чувств, а в признании права на существовании таковых.

Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом. Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э. Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три ее формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.

Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях .

Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.

Амбивалентность чувств

Нередко можно встретить пары, в которых превалирует , где сумасшедшая любовь переплетается с . Это является проявлением амбивалентности чувств. Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.

Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих. Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке. Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.

В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.
Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим. Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.

Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности. А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания. Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.

Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».

Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.

Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу. Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту. В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.

В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.

Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.

Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос. Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью. Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.

Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.

Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности). Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.

Амбивалентность в отношениях

Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.

Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.

Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.

Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов , стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.

Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью. Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума. На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.

К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:

— соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);

— интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);

— самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;

— отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;

— универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.

Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.

Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.

Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.

Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.

Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.

Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.

Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.

Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.