Неживая природа: определение, признаки и классификация. Природная зональность

1. Природные комплексы очень разнообразны. Какие из них называют природными зонами?

Природный комплекс суши, так же как и комплекс географической оболочки в целом, представляет собой неоднородное образование и включает природные комплексы более низких рангов, отличающих ся качеством составляющих комплекс природных компонентов. Такими более низкими по рангу являются природные зоны. Изучив карту природных зон, вы сможете самостоятельно назвать эти природные зоны и проследить закономерности их размещения.

2. Выделите главные признаки понятия "природная зона".

Каждая природная зона отличается от других качеством составляющих ее почв, растительного и животного мира. А качество этих компонентов, в свою очередь, зависит от особенностей климата, совокупности получаемого света, тепла и влаги.

3. Каковы особенности размещения природных зон на материках и в океане?

Границы природных зон на суше наиболее четко прослеживаются по характеру растительности. Не случайно именно растительность взята за основу названия природных зон суши.

В Мировом океане также выделяют природные зоны, но границы этих зон менее четки, и в основе деления на зоны в океане лежит качественная характеристика водных масс (соленость, температура, прозрачность и т. д.).

4. Что такое широтная зональность и высотная поясность?

Закономерность, с которой природные зоны размещены по поверхности Земли, называется широтной зональностью. Изменение качества составляющих природную зону компонентов происходит в зависимости от их географического положения, особенно от географической широты, от которой зависит количество получаемого тепла и влаги.

В горах, в отличие от равнинных территорий, природные зоны меняются с высотой. Изменение природных зон от подножия гор к их вершинам аналогично изменению природных зон от экватора к полюсам. Закономерность изменения природных зон с высотой в горах называется высотной поясностью или высотной зональностью.

5. В каких горах имеется наибольшее количество высотных поясов, в каких - наименьшее? Почему?

Количество природных зон в горах зависит от географического положения гор по отношению к экватору и от их высоты. На южных склонах Гималаев сменяются практически все природные зоны: от влажных экваториальных зон у подножия до арктических пустыынь на вершинах. В горах, расположенных в более высоких широтах, количество природных зон будет меньше. Таким образом, можно проследить зависимость, существующую между количеством природных зон в горах и географическим положением гор по отношению к экватору. Причина такой закономерности - в количестве получаемого тепла и влаги.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Природная зональность уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. По карте определите, в каких климатических поясах находятся тропические пустыни и полупустыни. Для выполнения этого задания вам потребуются карты природных зон и климатических поясов. Определите, в каких климатических поясах находятся данные природные зоны. Почему они сформировались именно в этих климатических поясах? Самой главной причиной является среднегодовое количество осадков, характерное для данного климатического пояса. Уменьшение количества осадков в районе тропиков ведет к образованию полупустынь и пустынь. 2. Пользуясь картами, определите климатические условия
    1. Какое влияние на природу Атлантического океана оказывают его географическое положение и размеры? Меридиональная протяженность Атлантического океана определяет различие его природы по широте. Север океана находится под сильным влиянием Арктики, а юг - Антарктики; океан лежит почти во всех климатических поясах. Различия по долготе не так велики, так как, в отличие от Тихого океана, Атлантический значительно уже. Сильное влияние на природу и климат побережий океана оказывают морские течения, особенно Гольфстрим и
    Тема: «Природные зоны Евразии» Цель: Закрепить понятие о природных зонах, раскрыть связи природозональных особенностей материка с климатическими условиями, особенностями расположения зон. Дать представление о чередовании зон континента. Продолжить формирование умении и навыков работы с атласом, картой и компьютером. Продолжить воспитание заботливого отношения к природе и оосознание собственной возможности сохранения природы. Оборудование: Физическая карта Евразии, карта природных зон мира, атласы, компьютер с электронной энциклопедией «БЭКиМ», мультимедийный проектор. Ход урока. Орг. Момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Изучение нового материала. Сообщение учителя:
    1. Каковы особенности географического положения южных материков? Особенностью географического положения южных материков можно считать их частичное или полное расположение в Южном полушарии. Такое положение оп ределяет особенности климата, сочетание природных зон, характер человеческой деятельности на территории каждого из материков. 2. Назовите общие черты рельефа южных материков. Чем они объясняются? В расположении основных форм рельефа можно выделить такую закономерность: центральные, относительно устойчивые части материков - платформы - занимают равнины; горы располагаются по окраинам материков.
    1. Каковы особенности размещения природных зон в Австралии? Чем они объясняются? Изучив карту природных зон, вы сможете легко определить особенности их размещения. А вот для того, чтобы правильно ответить на второй вопрос этого задания, необходимо внимательно прочитать текст 37 учебника и сопоставить карту природных зон с климатической картой Австралии. Направление преобладающих ветров, рельеф, влияние окружающих Австралию океанов определяют климатические характеристики территории (среднюю температуру воздуха, годовое количество осадков и режим их выпадения,
    1. Назовите черты сходства и различия между природными зонами Южной Америки и Африки. Вы уже знаете, что выделение черт сходства и различия представляет собой метод сравнения. Внимательно изучите карты природных зон Южной Америки и Африки. Выполняя задание 2 после 42, вы сравнивали климат этих двух материков, полученные знания можно использовать, сравнивая природные зоны. Различия в природе материков в наибольшей степени связаны с различиями в климатических условиях. В пределах каждого климатического пояса
    1. В чем проявляется закон природной зональности на территории Евразии? Этот географический закон на территории Евразии наиболее наглядно проявляется в последовательности чередования природных зон. Одна природная зона сменяет другую при движении с севера на юг. 2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых. Чем это объяснить? Каждая природная зона имеет свои географические особенности, тип растительности, почвы и т. д. Почвы лесов, несмотря на

Одной из самых сложных проблем теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К. Д. Ушинского, К. П. Ягодовского, М. Н. Скаткина, Н. А. Рыкова, С. А. Павловича, В. А. Сухомлинского и др.

Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

Огромную роль в разработке классической теории формирования естественно-научных понятий у младших школьников сыграли работы К. П. Ягодовского. В 1929 г. в книге «Исследовательский метод в обучении» педагог поставил вопрос об элементах и структуре знаний. Он подчеркнул важность чувственного восприятия при знакомстве с предметами и явлениями природы. В работе «Вопросы общей методики естествознания» (1951) К. П. Ягодовский рассмотрел этапы образования элементарных понятий: восприятие природных объектов с помощью органов чувств, формирование на этой основе представлений. Огромное значение Ягодовский придавал развитию умений находить существенные признаки предметов или явлений и обобщать для того, чтобы постепенно перейти к понятию.

К. П. Ягодовский предложил пути и средства формирования понятий, которые актуальны до настоящего времени.

Существенный вклад в разработку теории развития природоведческих понятий внес и П. А. Завитаев. Предложенная им методика проведения практических работ, наблюдений, экскурсий помогла создать конкретно-образную основу для образования понятий.

Глубокая разработка проблемы развития биологических понятий была сделана коллективом ленинградских методистов под руководством Н. М. Верзилина.

Основой для формирования понятий является мыслительная деятель­ность. Учителю в процессе формирования и развития понятий необходимо знать природу мышления, операций и формы мышления, этапы развития, а также особенности протекания мыслительных процессов у младших школьников. Понятия составляют значительную часть тех знаний, которыми поль­зуется каждый человек. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.

Понятие – это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.

Основными характеристиками понятия как логической категории являются следующие:

Объем понятия;

Связи и отношения данного понятия с другими понятиями.

По содержанию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия включают в себя один элемент знаний о предмете или явлении. Например, простое понятие «линия горизонта» определяется как «воображаемая линия, где небо как бы сходится с поверхностью земли». Сложное понятие «горизонт» характеризуется не только как «видимое вокруг наблюдателя пространство», но и включает знания о сторонах горизонта.

Кроме этого, по содержанию объектов изучения естественно-научные понятия могут быть биологическими, географическими, геологическими, экологическими и т. д.

Под объемом понятия понимают количество объектов, охватываемым данным понятием (или отражаемым в сознании с помощью данного понятия). По объему понятия подразделяются на единичные, общие, категории.

Единичными называют понятия, объем которых равен единице (например, река Ока); общими, если объем больше единицы (например, реки Калужской области). К категориям относят понятия широкой степени общности (движение, развитие, время и др.).

Отношения между понятиями – это отношения подчинения. Невозможно дать ни одного определения, не подчинив видовое понятие родовому.

По характеру отношений понятия делят на сравнимые и несравнимые; совместимые и несовместимые.

Процесс образования понятий у ребенка изучали многие психологи (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, З. И. Калмыкова и др.).

Несмотря на различие предлагаемых учеными путей, учитель должен знать, что при формировании понятия необходимы:

1) Наблюдение и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие.

2) Анализ каждого нового явления (предмета, факта) и выделение в нем существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории.

3) Абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков, для чего используются предметы с варьирующимися несущественными признаками и с сохранением существенных.

4) Включение новых предметов в известные группы, обозначенные новыми словами.

А. В. Усова в книге «Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий» приводит путь формирования понятий, состоящий из 14 этапов:

1. Чувственно-конкретное восприятие.

2. Выявление общих существенных свойств класса наблюдаемых объектов.

3. Абстрагирование (отделение существенного от несущественного).

4. Определение понятия.

5. Уточнение и закрепление в памяти существенных признаков понятия.

6. Установление данного понятия с другими понятиями.

7. Применение понятия в решении элементарных задач учебного характера.

8. Классификация понятий.

9. Применение понятия в решении задач творческого характера.

10. Обогащение понятия – выявление новых существенных свойств объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.

11. Вторичное, более полное определение понятия.

12. Опора на данное понятие при усвоении нового понятия.

13. Новое обогащенное понятие.

14. Установление новых связей и отношений.

1) Знание учителем содержания понятий, основных этапов развития формируемого понятия.

2) Учитель должен правильно выбрать способы формирования понятий, методов и приемов, которые обеспечивают быстрейшее выделение существенных признаков понятия, его существенных связей и отношений с другими понятиями.

3) Организацию активной познавательной деятельности на всех этапах формирования понятия.

4) Обеспечение правильного сочетания наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно-практического компонентов мышления учащихся.

Это достигается правильным использованием наглядной опоры при формировании понятия, организацией мыслительных операций, а после этого – организация системы упражнений, направленной на выработку у учащихся умения оперировать понятиями в решении учебных задач и в познании нового.

5) Реализацию межпредметных связей при формировании понятия.

П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина, исходя из развиваемой ими теории поэтапного формирования умственных действий, предлагают следующую последовательность формирования понятий:

А) практическое оперирование (материализованные действия) с объектами (или их знаковыми моделями);

Б) определение громкой речи (внешнее проговаривание);

В) внутреннее проговаривание (умственное оперирование понятием).

1. Организация наблюдений единичных предметов или явлений.

2. Обогащение наблюдений.

3. Выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов или явлений.

4. Уточнение.

5. Определение понятий.

6. Упражнения по практическому применению понятий и проверка их усвоения.

7. Расширение и углубление понятий.

Образовавшееся понятие не остается неизменным, оно постоянно развивается, т. е. закономерно переходит из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Этот процесс должен проходить под руководством учителя.

Можно выделить следующие уровни развития понятий:

1) Эмпирический (фактологический). Связан с изучением единичного и особенного, накоплением ф актов. Носит, в основном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: «Выбери…», «Подпиши…», «Нарисуй…».

2) Операционно-доказательный. Предполагает самостоятельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.

3) Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого используют уже новые факты в новых ситуациях.

4) Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опытов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов. (по А. В. Усовой).

В начальной школе дети овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Их дальнейшее развитие происходит в процессе изучения курсов биологии, географии, химии, физики и т. д.

Существенным условием развития понятия должно быть его включение в систему уже имеющихся знаний. Содержание системы начальных естественно-научных знаний впервые было определено и обосновано А. Я. Гердом.

Мысли А. Я. Герда актуальны и для современной начальной школы. Структура предложенной им системы отражена в обязательном минимуме содержания образовательной области «Естествознание». Наиболее общим в этой системе является понятие «природа», которая делится на неживую и живую. Главными признаками живого организма являются питание, дыхание, раздражимость, движение, размножение, выделение, рост. Схема 1 отражает общие природоведческие понятия, которые получают свое развитие в начальной школе.

Схема 1. Общие природоведческие понятия

В начальной школе начинают формироваться первоначальные представления о природных закономерностях. Например, о причинах смены дня и ночи и времен года. Их усвоение возможно только при опоре на средства обучения: глобус, теллурий, географическую карту.

Существует два способа формирования понятий на уроках окружающего мира:

1. Индуктивный.

2. Дедуктивный.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему или от общего к частному.

Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности:

1. организация наблюдений единичного предмета/явления с выделением признаков.

2. обогащение наблюдений.

3. выделение существенных признаков изучаемых предметов.

4. уточнение (организация сопоставлений, сравнений)

5. определение понятий (синтез или обощение).

6. упражнение по практике применения понятий и проверке их усвоения.

7. расширений и углубление понятия (все 4 года).

Такой путь изучения учитель организует в 1,2 классах, что дает ему возможность не только решать познавательные цели урока, но и развивать наблюдательность и учить детей выполнять логические действия.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный путь состоит из:

1. введение понятия в готовом виде (2-3 определения).

2. выделение существенных признаков из понятий.

3. выделение множества признаков.

4. определение понятия и сравнение его с введенными понятиями.

5. отработка понятия.

6. расширение понятия.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

1. Природные комплексы очень разнообразны. Какие из них называют природными зонами?

Природный комплекс суши, так же как и комплекс географической оболочки в целом, представляет собой неоднородное образование и включает природные комп-лексы более низких рангов, отличающих-ся качеством составляющих комплекс природных компонентов. Такими более низкими по рангу являются природные зоны. Изучив карту природных зон, вы сможете самостоятельно назвать эти при-родные зоны и проследить закономернос-ти их размещения.

2. Выделите главные признаки понятия «природ-ная зона».

Каждая природная зона отличается от других качеством составляющих ее почв, растительного и животного мира. А качество этих компонентов, в свою оче-редь, зависит от особенностей климата, совокупности получаемого света, тепла и влаги.

3. Каковы особенности размещения природных зон на материках и в океане?

Границы природных зон на суше наибо-лее четко прослеживаются по характеру растительности. Не случайно именно рас-тительность взята за основу названия природных зон суши.

В Мировом океане также выделяют природные зоны, но границы этих зон ме-нее четки, и в основе деления на зоны в океане лежит качественная характерис-тика водных масс (соленость, температу-ра, прозрачность и т. д.).

4. Что такое широтная зональность и высотная поясность?

Закономерность, с которой природные зоны размещены по поверхности Земли, называется широтной зональностью. Изменение качества составляющих при-родную зону компонентов происходит в зависимости от их географического поло-жения, особенно от географической широ-ты, от которой зависит количество полу-чаемого тепла и влаги.

В горах, в отличие от равнинных терри-торий, природные зоны меняются с высо-той. Изменение природных зон от под-ножия гор к их вершинам аналогично из-менению природных зон от экватора к полюсам. Закономерность изменения при-родных зон с высотой в горах называется высотной поясностью или высот-ной зональностью.

5. В каких горах имеется наибольшее количество высотных поясов, в каких — наименьшее? Почему? Материал с сайта

Количество природных зон в горах за-висит от географического положения гор по отношению к экватору и от их высоты. На южных склонах Гималаев сменяются практически все природные зоны: от влаж-ных экваториальных зон у подножия до арктических пустыынь на вершинах. В го-рах, расположенных в более высоких ши-ротах, количество природных зон будет меньше. Таким образом, можно просле-дить зависимость, существующую между количеством природных зон в горах и гео-графическим положением гор по отноше-нию к экватору. Причина такой законо-мерности — в количестве получаемого теп-ла и влаги.


Дидактическое сопровождение урока по теме «Природная зональность» курса географии материков

Формирование понятий

Инструкция 1-я:

1. Разделить класс на группы по 5-6 человек

2. В течение десяти минут вы будете работать с понятийно-терминологической
картой. Вы видите список из восьми понятий и их определений. Прочитайте эти
определения. (См. Приложение «Определения к теме «Природная зональность»).
Определения к теме «Природная зональность»

Широтная зональность - это закономерная смена крупных природных комплексов от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.

Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Высотная поясность -чередование природных зон в горах.

Саванна - это тропическая лесостепь, имеющая влажный сезон года и много тепла.

3. В течение десяти минут в группе разберите эти понятия и выделите из них
отличительные признаки.

4.Запишите то, что получилось в тетрадь.

5. Попробуйте сформулировать определения этих понятий своими словами.

6.Разбейтесь на двойки.

7. Опросите друг друга, используя прием «Толстые и тонкие вопросы». (См. Приложение «Толстые и тонкие вопросы»). «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

1 .От чего зависит распространение зон?

1 .Что такое природная зона?

2.Чем отличается широтная зональность от

2.Где расположена зона тропических

высотной поясности?

3. Как выдумаете, могут ли в тропических

З. С какими климатическими

пустынях произрастать

условиями

широколиственные леса?

связано изменение природных зон?

4.Предположите, что будет, если в

4.Где распространяется зона

антарктической пустыне повысится

широколиственных лесов?

температура?

5.Является ли зональность географической

5. Чем объясняется изменение

закономерностью?

природных зон на равнине?

8. Составьте связный текст из этих понятий.

9. Запишите свои баллы в листок учета. (Приложение «Листок учета»)

Листок учета

Чтение и анализ текста

Учащимся предлагается кластер (кластер - «гроздь»), в котором надо увеличить количество «гроздьев»:

Кластер «Природные зоны» Арктические пустыни

Температура

Животный мир

Растительность

Инструкция 2-я

На это задание отводится 5-10 минут 1 1.Разделиться по парам.

2. Сообща дополнить недостающую информацию в кластер. 3.Озвучьте свои «гроздья».

Чтение и размышление

Используем прием « Кубик ». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1) Почему понижается температура воздуха в горах при подъеме.

2) Чем природный комплекс отличается от географической оболочки.

3) Каковы особенности размещения природных зон на материках и океанах.

4) Что такое широтная зональность и высотная поясность?

5) Покажите на карте природные зоны.

6) Выделите главные признаки понятия «природная зона».

Инструкция 3-я 1.Класс разбивается на команды по 4-6 человек.

2. Ведущий бросает кубик над столом.

З. На выпавший вопрос должен ответить по очереди каждый из учащихся группы.

3. Запишите свои баллы в листок учета.

Резюмирование

Используем прием «синквейн». «Синквейн»- пять (с французского)

Инструкция 4-я

1.В течение пяти минут напишите самостоятельно «синквейн», в котором главное слово «Природная зона».

2. Объединившись в пары, чтобы озвучить и обсудить свои синквейны.

3. Для написания «синквейна» используйте правила. (См. Приложение «Правила
написания «синквейна»).

Правила написания «синквейна»

1. Одним словом называется тема:

2. Описание темы двумя прилагательными

3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.

4. Фраза, показывающая личное отношение к теме.

5. Синоним темы, подчеркивающий её суть

4. Запишите свои баллы в листок учета.