Обозначение буквы п. Презентация на тему. Пословицы и поговорки на букву П

С буквой «П» и её значением мы вскользь познакомились в прошлой главе. Самое время пообщаться поближе и узнать её получше, все-таки именно она возглавляет самое большое воинство слов в русском языке. Например, в словаре Даля «П» полностью оккупировала целый том из четырех напечатанных. И неудивительно. Полистав его, нетрудно заметить, что колоссальную долю составляют слова, ведомые приставками. Их у буквы «П» почти десяток, и это не просто больше всех, это почти треть от общего количества в русском языке. «По», «Под», «Пере», «Пре», «Пред», «При», «Про», «Пра». Каждая из этих приставок имеет собственное уникальное значение, которое, как мы уже знаем, изменяет смысл любой последующей морфемы. Более того, раз «П» и её приставки стоят впереди значения не только корня, но и вообще всех морфем, то мы с уверенностью можем сказать, что их значение является определяющим для всей темы слова. А вот это уже очень серьёзно. Вкупе с тем, что «П» зачинает почти четверть всех русских слов, это напрямую указывает на её ведущую роль в словообразовании.

Логично предположить, что причиной такой плодовитости является значение буквы «П». Здесь и будем копать. Что есть «постоянство» и как его употреблять?

Павел постоянно спит по ночам. У Оли постоянно звонит телефон. Дима постоянно слушает музыку. В каждом из этих примеров постоянство явное, и оно заключается в закономерном повторении одного и того же события, связанного с одними и теми же действующими лицами, через определенный промежуток времени. Делаем узелок на память: постоянство – повторение одних и тех же событий на определенном отрезке времени.

Река течет. Ветер дует. Деревья растут. Солнце светит. Здесь постоянство иного рода. Река течет в своем русле, и ничего в этом процессе не меняется, он постоянен. Если она река, она всегда будет течь. Если есть ветер, он всегда будет дуть, сильно или незаметно, неважно. Дерево, если оно является деревом, является живым и находится корнями в земле, будет продолжать постоянный рост. Отсюда делаем второй простой и логичный вывод: постоянство - это неизменность состояния одного и того же объекта по отношению к собственным свойствам и функциям .

Но, рано или поздно звонки прекратятся, музыка заглохнет, ветер перестанет дуть, дерево иссохнет и упадет, а с речкой приключится какой-нибудь катаклизм. Мы с вами взрослые люди и знаем, что рано или поздно все заканчивается, рано или поздно, каким бы глобальным ни был постоянный прежде процесс, он прекратится. Увы, ничто не вечно, это не наша вина, это порядок вещей, и с этим нужно считаться. Возьмем на заметку и это свойство: любое постоянство временное, то есть оно имеет временные рамки.

Немножко примеров разнообразия ради, понимания для.

Уныние в массы! А вы знаете, что слово «уныние» является уникальным в русском языке, других таких нет. Кстати о трупе. Это, правда, русское слово, даже древнерусское. И какое точное, верно? Тело обрело постоянное, неизменное состояние, перешло в стадию разложения, и процесс этот необратим. Что же случилось? Внутри тела (Т) начался процесс (Р), и этот процесс указывает на (У) текущую, очевидно, собственную, постоянность (П).

Поменяем пару букв местами и поглядим, что изменилось. Вместо твердого хладного трупа мы получили… не менее твердый и хладный… объект. Прут – это тонкая ветка дерева. Под связкой «Постоянство (П) процессом (Р)», вполне вероятно, понимается постоянный рост и развитие дерева, то есть формирование, веток, почек, листьев. Сюда же вписывается и наш прут, как частный случай ветки.

Здесь постоянство (П) является причиной, создающей строго ограниченное по времени действие (Д). Кстати, здесь мы снова видим «Д», хотя по смыслу вроде бы снова напрашивается движение «Г». Ведь, кажется, падение – это движение. Но это только кажется. Падение – это процесс. Постоянство «П» характеризует этот процесс, как постоянный, то есть не меняющийся, а действие «Д» определяет рамки этого процесса. Ведь то, что начало падать, рано или поздно упадет. Если что-то начало падать и никак не может упасть, значит, либо оно летит, либо оно в невесомости. А это уже другой процесс. Если мы углубимся в смысл расшифровки и посмотрим на взаимодействие самих букв, то увидим, что постоянство «П» описывает действие «Д», происходящее в заданных временных рамках, как постоянное. И пока объект находится в этих рамках, он совершает постоянное (П) не изменяющееся действие (Д) – падение. Запутались? Ничего страшного, перечитайте и распутайтесь.

Итак, десяток примеров, и перед нами примерная картина того, что такое постоянство. Это не процесс и не действие, и, конечно, не предмет. Это свойство, характеризующее и описывающее процессы, действия и, конечно, предметы, в качестве постоянных. Оно выражается в неизменности свойств и функций объекта или процесса, а также в повторяемости одного и того же действия на определенном отрезке времени. Попросту говоря, если постоянство описывает процесс, то этот процесс в определенный промежуток времени протекает без изменений по отношению к наблюдателю и его точке зрения.

А вот скажите, каким способом мы можем дать такую оценку действию? С помощью чего в устной и письменной речи мы можем охарактеризовать процесс или описать предмет? Это можно сделать, например, с помощью кучи глаголов и существительных, составив из них десяток однотипных предложений.

Зонт раскрывается. Зонт закрывается. Зонт не протекает. Зонт спасает от дождя. Зонт спасает от солнца. Зонт сделан из нейлона. Ручка зонта сделана из дерева. Ручка зонта не скользит. И так далее. Это можно сделать, правда, и это даже будет чем-то похоже на оценку или характеристику. Но вот скажите, вы, правда, в повседневной жизни, для того, чтобы сказать, что «зонтик качественный» используете вот такое словесное безобразие?

Больше того, даже 100 предложений из глаголов и существительных не смогут указать на то, что «зонтик-то чудо как хорош!». Потому что «хороший» – это личное отношение к предмету с точки зрения чувств, а не с точки зрения выполняемых предметом функций. Для одного зонт хороший, потому что с ним можно гулять под дождем. Для другого этот же самый зонт – плохой, так как в нем нельзя носить кирпичи или варить суп. Это личная качественная оценка наблюдателя, какой бы сумасшедшей она ни была. И выразить эту оценку можно только с помощью одной части речи – прилагательного.

Вот и наше постоянство «П» – это качественная личная оценка, которая характеризует или описывает предмет, действие или процесс с точки зрения наблюдателя. То есть, если наблюдатель видит, что свойства и функции объекта не меняются с течением времени, он сочтет состояние данного объекта постоянным. Если с точки зрения наблюдателя происходящий процесс не претерпевает видимых изменений, не меняет вектора направления собственного развития, он сочтет данный процесс постоянным.

Ну, что примем «П» в качестве прилагательного при расшифровке? Давайте попробуем на старых знакомых, для которых мы выдумывали подчинительную связь.

«Прут» на «отлично»! «Труп» - неуд. Делаем вывод, не всегда это удобно и не всегда понятно. Давайте присмотримся и выясним, почему и в чем разница; когда можно применять прилагательное, а когда не стоит. Удобно с помощью прилагательного описывать существительное. Белый парус, черствый хлеб, жизненный принцип. Если прилагательным описывать глагол, ничего хорошего не получается. Вычурный льется, веселый карабкается, синий белеет. Забавно, но понятной смысловой нагрузки такие предложения не несут. Значит, если рядом стоят две согласные, и одна из них «П», то её можно расшифровывать в качестве прилагательного. Если после «П» стоит гласная, то лучше использовать «П» в качестве существительного «постоянство». Все правильно, как в жизни.

А ещё в жизни мы обычно располагаем прилагательное перед существительным для облегчения понимания текста. Сначала прилагательное описывает существительное, затем существительное действует с помощью глагола. «Зеленый слон полетел». Мы не говорим «Слон зеленый полетел». Значит, и в расшифровке будет логично отталкиваться от этой же логичной схемы. В слове «прутъ», прилагательное «постоянный» (П) стоит перед существительным «процесс» (Р), образуя связку «пр», которая читается слева направо: «постоянный процесс». И только после этого стоит глагол «указывает» (У). На правильность такой логики указывает ещё и то, что в нашем языке НЕТ ни одного слова, которое бы начиналось или имело внутри себя неразделенную смыслом обратную связку «рп», которую можно было бы расшифровать «процесс постоянный».

Теперь также становится понятно и то, почему у буквы «П» огромное количество слов, начинающихся с приставок, и так мало без них. Ведь свойство постоянства в форме прилагательного можно придать практически любому слову, начинающемуся с любой буквы и обозначающему любое действие, процесс или объект, просто добавив подходящую по смыслу приставку. И наоборот, не являясь «самостоятельным» процессом или объектом, «постоянство» не в состоянии создать большого количества слов, не используя приставки.

Посмотрим, как все это работает.

По простой аналогии с «падением» мы можем сказать, что пока объект «пара» существует, он постоянно (П) создает (А) процесс (Р), для того он собственно и создается. Какая глубокая мысль и какое глубокое слово, верно? Только находясь в кооперации с чем-то или кем-то, можно начать какой-либо процесс. Действие можно совершать в одиночку, но процесс всегда затрагивает несколько участников, как минимум двух. Чтобы попить воды, нужны человек и вода. Для продолжения рода, мужчине нужна женщина. Чтобы зажечь свечу, требуются огонь, воздух и, собственно, свеча. Несколько обязательных предметов, приводящих к необходимому результату. Кстати, вероятно, именно поэтому мы под словом «пара» нередко понимаем не двух человек, а «около» двух, больше одного, но не больше минимального количества достаточного для начала какого-то определенного простого процесса. Осознанно или неосознанно, но пара всегда начинает какой-либо процесс. Потому и поэтому они пара. Двух мальчиков называют парой разбойников, потому что, будучи рядом друг с другом, они наведались в соседский сад и наворовали яблок. А на прошлой неделе разукрасили школьную стену нецензурными надписями и подожгли траву в походе. Парня с девушкой называют парой, потому что они, будучи вместе, будучи парой, постоянно занимаются положенными парню и девушке делами. Кстати, сам слово «парень» – пару ищет, ёпт.

Порода – это постоянство образования рода. Интересное словечко, правда? Нам даже не потребовалось расшифровывать корневое слово «родъ», чтобы понять смысл. Постоянство рождения детей внутри одной семьи из поколения в поколение привело к образованию (появлению) породы. То есть эти люди по рождению имеют какой-то определенный признак или статус, благодаря которому их можно отнести именно к этому роду.

Печать – это такая штука, которая своим существованием образует у наблюдателя ощущение постоянного присутствия владельца этой печати. Пока печать существует, а наблюдатель её видит или знает о ней, ощущение присутствия её хозяина не пропадет. В качестве определения, оно и лучше, и понятнее. Ну, вот, а мы мучились с этим «постоянством».

Поход – постоянный образ хождения. Опять. Это становится тенденцией. Если кто-то куда-то долго (постоянно) идет или постоянно куда-то ходит, то это поход. Пока существует поход, хождение будет постоянным. Кстати, буква «Х», вероятно, тоже является определением, качественной оценкой действия, процесса или объекта, потому вполне резонно будет и её время от времени по необходимости использовать в качестве прилагательного по тем же логичным правилам.

Да, с прилагательными стало значительно лучше, особенно, если они стоят рядом с другой согласной. Стоит лишь уточнить по поводу «плача». Под вместилищем, очевидно, понимается вместилище слез, причем вместилище это постоянное. Слезы в нем никогда окончательно не закончатся. И через день, и через два, и через год, и через десять, это вместилище в подходящей ситуации заслезится или, по крайней мере, будет иметь такую возможность.

Нельзя дать объективной оценки или достичь полного понимания процесса без сравнения его с процессом похожим. Поэтому возьмем слово, а потом добавим к нему букву «П», и посмотрим что получилось.

Луг – это обширная площадь с многолетними травами. Используется в качестве кормового угодья для сенокоса или пастбища для скота. То есть это вместилище (Л), указывающее (У) куда идти (Г) сенокосить или гнать скот, потому что там есть трава. А сам луг никуда не движется. Точно нет. Роли расставлены.

Плуг – это сельхозорудие для обработки земли. Здесь снова «вместилище (Л) указывает на (У) движение (Г)». Начнем с движения (Г). Так как мы знаем значение слова, мы можем точно сказать, что «плуг» это указание не на то, куда надо двигаться, это указание на то, что надо двигать. Двигать надо сам плуг. Хорошо, дальше.

Плуг это вместилище? «Нууу… эээ…». Нет, плуг это не вместилище, скорее уж, плуг – это соединение. Тогда о каком вместилище идет речь? Давайте думать. Допустим, что под «постоянным вместилищем» понимается человек. Тогда получим: «Человек указывает на движение». Что-то совсем ничего не понятно, причем тут сельхозорудие. Подождите, а мы ничего не забыли? Плуг же ворочает землю, в этом его назначение. Он двигается, вместе с ним двигается земля, а в земле жучки, паучки, червячки, там перегной и прочее. Раз в земле что-то есть, можем мы её назвать «вместилищем»? Да, конечно! А «постоянным вместилищем» можем? Ещё как можем! Эти жучки и паучки в ней всегда. Ура! Значит, наше первое логичное предположение, основанное на знании значения «плуг», было неверно. Плуг указывает не на движение, которое нужно к нему применить, чтобы пользоваться. Плуг указывает на движение постоянного вместилища (почвы), которое происходит при использовании плуга.

И снова повторю, это не другая логика, это другое понимание мира. Люди, создававшие слова, которыми мы пользуемся до сих пор, мыслили образами, а не объектами, как это делаем мы. Другое мышление рождает другую картину мира, и въехать в неё с информационным багажом мира современного без подготовки невероятно сложно. К этому надо привыкать постепенно. Одно за другим, медленно и последовательно. А первый шажок, думается, мы уже сделали вместе.

Скажите, вы, правда, ещё не пробовали подставлять найденные значения букв в названия простых бытовых предметов и не улыбаться при этом?

Происхождение и значение буквы П в русских словах

Вспомним, что раньше, даже ещё в середине XVIII века, буквы В и П были взаимозаменяемыми (см, например, , т. 1]). На рис. 11 приведена выдержка из «Сказания о Мамаевом побоище» (см. ). Таких замен буквы В в «Сказании» великое множество. Переход их друг в друга происходит, я так думаю, через букву Б. Например, слово печать раньше писалось и, возможно, произносилось как бъйчата/бечата (см. ).

С другой стороны, посмотрите на написание этих букв (вы помните, что буквы нашего алфавита - это иероглифы?). Буква В связывает верх и низ, буква Б - это прерванная связь с верхом, а буква П целиком замкнута на землю, прижимает к земле. Так как буквы В и П - противоположности, они по праву могли переходить друг в друга.

Рис. 11. Переход букв В и П друг в друга, в самом низу слово ВРАГОВ написано как ПРАГОП

Поскольку буква П замкнута на землю и прижимает к земле, то корень па означает то же самое. Вглядитесь во внутренний смысл слов драпать, лопать, хапать, лопата, патовая ситуация, этап (следующий этап наступает после того, как человек побывал в пате), пал (стелющийся по земле огонь), па-дать ; почувствуйте их. Во всех этих словах возникает чувство силы, прижимающей к земле. Вспомните свинью, которая в силу устройства своей шеи физически не может видеть неба. Так вот, буква П и слог па тоже вызывают это ощущение - ничего, кроме низа и земли, не видишь вокруг.

Пать - это глагол, образованный от корня па , а пат/пата - древние существительные. И глагол, и существительные сейчас нами утеряны, а хорошо бы вернуть их в язык.

Интересное слово топь - то-пь , в нём буква П вообще проваливает сквозь землю, и в этом ей помогает мягкий знак, как ему и полагается. А посмотрите на имя Перун. Само имя говорит о том, что перун - это тот, кто упёрт в землю, очень прочно стоит на земле и не видит неба. Он может переть именно потому, что не видит неба и прочно связан с землёй. Перуны обычно имеют небольшой рост, крепкое или кряжистое телосложение, они очень сильны, лоб у них часто бывает узким, чувства закрыты, они идут прямо к цели.

Вернёмся к теме и расшифруем имя Парис полностью.

Итак, получается, что имя Парис - Па-рис - буквально означает «патший/падший русский», русский, который с небесных высот упал на землю и оказался в патовой ситуации. Такое происходит только из-за гордыни, и ниже мы увидим не раз, в чём состоит гордыня русских, которая уронила их на землю и поставила в патовую ситуацию. А русские увлекли за собой в ад весь остальной мир. Когда мы разберём «Слово о полку Игореве» до конца, вы поймёте, о чем идёт речь.

Но значение «патший русский» не главное в имени Парис. Предки в каждом значимом имени всегда помещали несколько разных смыслов, один из которых часто был главным, объясняющим протекающие на земле процессы с точки зрения строения ума и мироздания. Давайте ещё раз расшифруем корень рис .

Рис - рус - Русь. Русь - наоборот сур - сурья - санскр. солнце - с-ур - с светом - солнце светит светом. Ур означает свет (культура - культ света). Следовательно, имя Русь означает Страна Света, Страна Мудрости, поскольку солнце отождествлялось предками с разумом и Золотым царством. И конечно же, под Русью понималось прежде всего ПРОСТРАНСТВО СОЗНАНИЯ. Да и мягкий знак на конце имени Русь указывает на то, что мы имеем дело с навью, с умом.

Ур - свет. Русь - Страна Света - разум/мудрость. Следовательно, имя Парис своим вторым корнем указывает на то, что мы имеем дело со светом, с разумом, с умом. Тогда, кроме значения «патший русский», другое значение имени Парис - ПАТШИЙ СВЕТ.

Парис - Патший Свет, то есть свет, который упал в материю, попал в плен плоти и оказался в патовом положении. А кто упал на землю и оказался в плену плоти? Кто оказался в патовой ситуации? Человек, его душа, именно она оказалась в плену замкнутого на себя ума-эго. Обратите внимание, уму-эго соответствует личность, личность, как и ум-эго, предназначена обеспечивать выживание человека в обществе. Поэтому правильно также говорить «душа оказалась в плену личности».

Душа - свет - воплотилась на земле, то есть упала на землю и обрела плоть. Теперь она живёт в теле, как в тюрьме, и вынуждена проходить уроки жизни. В страданиях и муках она учится любить .

Вы помните, мы проходили психопатический/смещённый характер (см. ). Напоминаю, что имя психопат переводится как «душа, попавшая в патовую ситуацию».

По сути, это ум/личность/маски/личины - всё это Кощей - полонили душу, то есть свет, и теперь она ищёт выход. Душа ищёт выход, а ум-эго ищет свет полонённой им души, поскольку они составляют одно целое. Когда душа найдёт выход, а ум найдёт и примет свет души и её саму, он превратится в Разум, в Любовь, в Свет. Почему ум/личность не видит полонённую им душу и её свет, вы увидите ниже, когда мы будем разбирать, кто такие половцы в «Слове о полку Игореве».

Замечание. В дальнейшем я вместо слова «личность» буду в основном употреблять слово «ум» в смысле ум-эго.

А сейчас мы с вами отвлечёмся, чтобы сделать одно небольшое открытие.

Из книги Маски мира автора Зорин Петр Григорьевич

31 О СЛОВАХ Определяют ли что-либо слова? Я думаю, что очень мало. Вот вы Иван, или Егор, или Джо. Вы откликаетесь на свое имя, но имя еще не вы. Тот, кто окликает вас по имени, знает о вас очень мало, а может быть, ничего не знает, кроме того, что вы человек. И любой объект или

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

45 О СЛОВАХ Истина не может быть выражена в словах, так же как и любое знание не может быть выражено в словах, потому что для каждого человека слова несут в себе свой индивидуальный, зависящий от его опыта, смысл. Не существует слов синонимов, есть слова близкие по смыслу

Из книги Число жизни. Код судьбы. Прочти эту книгу, если ты родился 5-го, 14-го или 23-го числа автора Харди Титания

93 ЕЩЕ О СЛОВАХ Все проявленное в бесконечной Вселенной – это только отражение или символы реальности, стоящей за ней. Слова не могут быть символами непроявленной реальности, потому что она не выразима до тех пор, пока не станет для человека проявленной. Действительные

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

Из книги Слова-лекари. 22 древних ведовских слова, которые дадут вам то, что вы хотите. Книга вам в помощь автора Тихонов Евгений

О пятерке в двух словах Ключевые характеристики: прогрессивность, свободолюбие.Счастливые цвета: лиловый, розовый, светло-вишневый, бордо, малиновый.Растения удачи: лаванда, сандаловое дерево, перечная мята.Ароматы: лаванда, сандал, перечная мята, фига, оливки.Стиль

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Как я узнал о словах-лекарях Несколько лет назад судьба свела меня с удивительным человеком, одним из тех, благодаря кому сложилось присловье «богата талантами земля Русская». Мой необычный знакомец по ряду обстоятельств, в том числе и из присущей ему скромности,

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Значение порядкового номера буквы в имени Каждая буква имени играет определенную роль, понять которую помогает ее порядковый номер. Но в мужских и женских именах информация, связанная с порядковым номером буквы, имеет свои особенности. Это объясняется изначальным

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Значение каждой буквы уменьшительного имени Первая буква, которая уже была рассмотрена выше, - это цель имени, чего он главным образом хочет и как он начинает дела в кругу близких людей, в семье, дома.Вторая буква показывает отношение к партнеру по браку и близкому

Из книги Астральная проекция для начинающих. Шесть техник для путешествия в другие миры автора Мак-Кой Эдайн

Значение каждой буквы фамилии В авестийской астрологии каждую букву фамилии связывают с одним из семи Благих Творений нашего мира. Первая буква связана с Огнем, вторая - с Небом, третья - с Водой, четвертая - с Землей, пятая - с Растениями, шестая - с Животными, седьмая -

Из книги Как назвать вашу собаку автора Хигир Борис Юрьевич

Глава 10 Внутренняя речь: Янус в словах Язык – дверь между телом и сознанием, материей и идеей, но дверь эта выполняет две функции. У Януса, римского бога дверей и ворот, было два лица: одно – смотрящее вперед, другое – назад. Он и открывал и закрывал вход – то же самое делает

Из книги автора

К главе 10. Внутренняя речь: Янус в словах Какие пары противоположностей, относящиеся к устройству мира, ограничивают ваше восприятие: «мужской – женский», «умный – глупый»? Каким образом вы можете разрушить эти оппозиции и воспринять их по-новому, без изначального

Из книги автора

Связь букв в словах Люди, старательно соблюдающие связи между буквами в словах, считают, что мир спасет логика. Прежде чем что-либо сделать, они не только все взвесят, критически оценят и в уме сделают несколько шагов вперед, но и логически просчитают максимальное

Из книги автора

98. Избавьтесь от эгоцентризма в словах и поступках Есть люди, все разговоры которых крутятся только вокруг них самих: «Я…», «Мне…», «У меня…», «Я сделал это», «Я люблю то», «Я – единственный, кто может это сделать!» и так далее, и тому подобное. Судя по их разговорам, весь

Из книги автора

Из книги автора

Значение и происхождение кличек Суки Агата – Древнегреческое «добрая, хорошая» Ада – Древнееврейское «украшение» Адела, Адель – Франко-германское «благородная» Аза – От имени Аза Айна – Киргизское «луна» Алма – Латинское «кормящая, питающая, нежно любящая» Альбина

Светлана Гонина
Изучение буквы п и звука [п] в подготовительной группе

Цель : знакомство детей с буквой П и звуком [п]

Задачи :1. Учить находить звук [п] в словах и тренироваться в чтении слогов.

2. Развивать у детей связную речь, мышление.

3. Воспитывать доброжелательность, усидчивость и интерес к занятию.

Ребята, приготовились к занятию.

Для начала давайте вспомним, с какими буквами вы уже знакомы . Я показываю букву , вы хором ее произносите и называете звук . Буква А , звук [а] (Дети называют, опираясь на наборное полотно)

Ребята, у меня на столе лежит письмо, интересно, от кого оно к нам пришло! Здесь написано, что письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. Давайте посмотрим, что внутри. В нем лежит буква , с которой нам предлагает познакомиться сегодня почтальон Печкин. Но прежде, чем мы узнаем, какая именно это буква , посмотрим, кто изображен на картинках. (достаются картинки из письма) ПАНДА, ПТИЦА, ПЧЕЛА, ПИНГВИН

С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука п )

Давайте теперь вспомним, как пыхтит каша (п-п-п, а как пыхтит паровоз (п-п-п)

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с буквой П и звуком п (достается карточка с буквой П из письма )

- Буква П является согласной или гласной? Как мы это проверим? (пропеть)

Каким цветом обозначаются согласные буквы ?

А на что похожа буква П ? Давайте послушаем стихотворения про букву П .

Говорил недавно кто-то

П – похожа на ворота,

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле (показ картинки)

А другой сказал тут маме :

«Буква П в спортивном зале

Перекладиною стала!»

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди, да подтянись. (картинка)

А дома букву П найдем

Заглянув в дверной проем (картинка)

Давайте выложим букву П с помощью счетных палочек. (выкладывают) . Теперь напишем букву П в тетрадях в верхней части листа. (показ на доске, с последующей записью детьми буквы в прописях )

Поднимемся на ножки и прокатим букву П на паровозе .

Загудел паровоз (наклон вперед)

И вагончики повез (вращать руки перед собой)

П-п-п-п (прыжки)

Прокатили букву П (вращать руки перед собой)

Садимся на места. Почтальон Печкин приготовил для вас игру (достать из письма, которая называется «Доскажи словечко»

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?. (палатка)

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется (перрон)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он- веселая игрушка,

И зовут его (петрушка)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?. (петушок)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту-

Зовусь я (подосиновик)

Я – хозяйка разных снов,

Про дельфинов, про слонов,

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны… (подушка)

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней (помидора)

Молодцы, ребята! Вы знаете, пока мы с вами играли, буква П подружилась с некоторыми гласными буквами . Давайте посмотрим на доску.

ПА ПИ ПЕ ПУ ПО

Прочитаем слоги все вместе. Попробуйте сами придумать слова, которые начинаются с данных слогов. (помочь, если затрудняются ПЕ-НАЛ)

Теперь запишем слоги, представленные в тетрадях. Открываем тетради, берем карандаши и пишем слоги.

Сейчас я прочитаю слова, а вы назовете только те, которые начинаются на букву П .

Слушаем внимательно.

ПОЛКА, СТУЛ, ПОДУШКА, ПАРК, КЛУМБА, ПОСУДА, БУМАГА. (дети называют)

Теперь придумайте сами слова, которые начинаются или содержат букву П .

Итак, с какой буквой и каким звуком мы познакомились на занятии?

- Буква П является гласной или согласной?

Публикации по теме:

Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.

Цель:сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, учить применять эти знания в дорожных ситуациях,способствовать потребностям.

Комплексная игра по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Большие буквы» 1. Игра «Вспомни алфавит» - дети стоят в круге, перебрасывая мяч, друг другу по-очереди, называют буквы алфавита по порядку и любое слово.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Потерянные буквы Мэри Поппинс» Учитель - логопед Уроженко Ольга Львовна I квалификационной категории Педагогический стаж работы -18 лет МБДОУ комбинированного вида № 134.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД в подготовительной группе «Наши друзья - звуки и буквы» Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Задачи: - формировать умение разгадывать числовые и буквенные.

Цель занятия: изучаем букву П, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой П, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву П по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

У дедушки Паши есть большая блестящая труба. Когда дедушка дует в трубу, она поет: пу-пу-пу!..

  1. Повтори, как поет труба.
  2. ПУ - какой тут первый звук?

При произнесении слов взрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук [п].

  1. Как звали дедушку?
  2. Какой первый звук в словах ПАША? — ПОДСОЛНУХ? — ПОМИДОР?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Когда мы произносим звук [п], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Произнеси: П! Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [п].

  1. Гласный или согласный звук [п]?
  2. С голосом или без голоса мы произносим этот звук?
  3. Какие гласные звуки ты знаешь?
  4. А какие ты знаешь согласные звуки?
  5. Вспомни и назови слова, в которых первый звук [п].

Задание: печатная буква П для дошкольников

Рассмотри букву П. На что она похожа? Напиши букву П в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? … (Палатка.)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? … (Петушок.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик).

Я - хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны… (подушка).

Я взял муку и взял творог.
Испек рассыпчатый… (пирог).

Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять).

Он круглый и красный.
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).

Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева»,-
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в … (паутине).

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник.
Букварь и … (пенал).

Веселятся Коля, Лена -
Это значит… (перемена).

Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали?
Это … (птица).

Сказка про букву П

День поросенка
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете почтальону:
- Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко, не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

Помогите! Тону-у! - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо - Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.
- Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

Загадки для детей на букву П

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня».
(Полотенце)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)

Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает.
(Пылесос)

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)

Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг.
(Подснежник)

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
(Подосиновик)

Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)

Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажите, я такой?
(Подъемный кран)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.
(Пальцы)

Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?
(Пастух)

Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт.
(Паук)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.

Золотое решето
Черных домиков полно.

Пословицы и поговорки на букву П

Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Правда глаза колет.
Пишут не пером, а умом.
Признание - половина исправления.
Переливать из пустого в порожнее.

Веселые стихи про букву П для детей

Петя
Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.
(И. Коньков)

Висит пиджак.
Опустив рукава.
Живет пиджак,
Спустя рукава:
Прогулял урок,
И все ему трын-трава!
Скажи, дружок,
Хоть раз была
На твоих плечах голова?
(Г. Сапгир)

Пила
Наша острая пила -
Не пила, а пела.
Не пила, не ела.
Ни разу не присела.
Звонко пела,
Как могла,
Развеселая пила.
Напилила дров -
Будь, хозяин, здоров!
(Перевод Я. Акима)

Попугай
- Если сможешь, угадай,
Что нам скажет попугай?
- То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!
(Б. Заходер)

Полосатые стихи
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у Енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума - полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята -
Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
(Г. Сапгир)

Пони
Адрес перепутали
Маленькие кони:
Вместо Лилипутии
К нам попали пони.
(А. Шлыгин)

Прививка
- На прививку!
Первый класс!
- Вы слыхали?
Это нас!
Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!
Ну подумаешь, укол!
Укололи и - пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
- На прививку!
Первый класс!
- Вы слыхали?
Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки.
(С. Михалков)

Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
(В. Берестов)

Не жалейте пятачка,
- Говорит корова.-
Вкусного, парного! -
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке!
- Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
(А. Шибаев)

До чего красив Павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается С хвоста.
(Б. Заходер)

Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом
- Прослывешь большим глупцом.
(Ф. Бобылев)

Паучок приехал на базар,
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
- Кто из вас желает паутинки?
(В. Орлов)

В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
- Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывет.
- Слов на букву П немало,
- Птичка Пеночка сказала.
(Г. Сатир)

Через рельсы - переход,
А на рельсах - пароход.
Через речку - перевоз,
А на речке - паровоз.
Поменяем все местами.
Что теперь мы видим с вами?
Вот на речке - пароход,
Через речку - переход.
Вот на рельсах - паровоз,
Через рельсы - перевоз.
(Г. Сатир)

Петрушка-озорник привез
На самый полюс Пылесос.
Он в пять минут почистил льдину,
Ну а потом - пиджак пингвину.
(Г. Сатир)

Причина
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет.
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдешь -
И дыши глубоко!
С совестью мир.
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра - мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
(В. Викторов)

Ни пуха, ни пера
Рано утром Мама-квочка
В класс отправила Сыночка.
Говорила:
- Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час,
Едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха,
Ни пера.
(В. Орлов)

Продленный день
Две девчонки говорили:
- В нашей школе день продлили!
- Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали.
Тут же нас
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом обед продленный -
Борщ, сметаной забеленный.
А потом - внимание! -
Во дворе гуляние!
А потом - продленный срок,
Чтобы выучить урок.
Только вечер очень-очень
Был в тот вечер укорочен.
(Л. Фадеева)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Петр Петрович пишет Полине

В русском языке больше всего слов на букву П. В 17-томном словаре русского языка - академическом издании, наиболее полно отражающем современный словарный запас, - три тома отведены словам на П. Существует даже особое развлечение - составление рассказов с полноценным сюжетом, в которых все слова начинаются на эту букву. Самый известный образец подобного народного творчества - рассказ про Петра Петровича Петухова, женившегося на Полине:
«Петр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте, - писала прелестная Полина Павловна Перепелкина, - поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем, посетим полузабытый, полузаросший пруд, порыбачим. Приезжайте, Петр Петрович, поскорее погостить». Петухову предложение понравилось. Прикинул: приеду. Прихватил полуистертый полевой плащ, подумал: пригодится. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папа Полины Павловны, Павел Пантелеймонович. «Пожалуйста, Петр Петрович, присаживайтесь поудобнее», - проговорил папаша» и т. д. Этот рассказ короткий - всего 2101 знак. Но есть и гиганты. К примеру, в приключенческой повести «Плоды прогресса» Владимира Левина и Тима Юнаева уже больше 20 000 знаков и довольно сложный сюжет.

Открытый рот

Глядя на русскую букву П и английскую P, с ходу и не подумаешь, что они ближайшие родственники. Обе, как и многие другие буквы кириллического и латинского алфавитов, начали свое путешествие от берегов Мертвого моря - из финикийского алфавита. Предшественница современных П и P сначала называлась очень похоже на нынешнюю П - пе (рот). Она писалась в финикийском алфавите крючком, напоминающим открытый рот, и передавала звук [п]. Позже в греческом алфавите у П выросла ножка, так появилась буква π, пи.

Русская П непосредственно восходит к греческому варианту. Попав в кириллический алфавит, она почти не меняла начертание и вот уже более 1000 лет остается в одном и том же виде. В древние времена она обозначала цифру 80, а глаголическая П, напоминающая виселицу, кроме звука [п] обозначала 90.

Не путай пса с псалмом!

До реформы русской орфографии 1918 года П называлась покоем. Ее следовало отличать еще от одной буквы - ψ, пси, - обозначавшей звук [пс] и пришедшей в кириллический алфавит из греческого. О необходимости различия предупреждал «Азбуковник» XVII века, вопрошавший: «Что может быть общего у пса с псалмом?» Дело в том, что в русском языке церковнославянские слова воспринимаются как слова высокого стиля, а исконно русские - как, соответственно, низкого. Греческое слово «псалом» писали через пси, а вот для «низкого» исконного «пса» в косвенных формах - то есть «пса» или «псу» - следовало использовать покой (в именительном падеже в слове «пес» между П и С писалось Е, поэтому проблемы перепутать, что писать - пси или покой, - не было).