Обучение на основе интериоризации носит операциональный характер. Согласование навыков происходит, когда. Интериоризация это в педагогике

Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Л.С. Выготский).

План ответа

    1. выделение понятия ВПФ

      понятие ВПФ

    Строение ВПФ.

    1. структура ВПФ

      отличительные свойства ВПФ

    1. возникновение ВПФ

      развитие ВПФ

    Понятие интериоризации.

    1. понятие интериоризации

      стадии интериоризации

    Понятие высших психических функций (ВПФ).

    1. Выделение понятия ВПФ

В 1920 – 30-х годах культурно-историческая теория Выготского сформировалась под влиянием положения марксистской философии об определяющей роли орудийного труда в процессе антропогенеза. Выготский продолжил развитие идеи о связи орудийной и знаковой (речевой) деятельности.

Отличительной особенностью человека является его способность к преобразованию среды средствами, накопленными и выработанными в рамках культурной традиции. Культурный опыт сохраняется и передаётся от поколения к поколению не только в виде изготовленных орудий, но, главным образом, посредством знаковой речи, фиксирующей накопленный опыт.

Если внешняя среда преобразовывалась с помощью материальных орудий, собственная психика также осваивалась человеком с помощью орудий, только психических – знаков. Знак не только подменяет собою конкретный предмет или действие, но выполняет также и функцию обобщения, формируя понятия. Мир, таким образом, как бы раздваивается на вещественный и «обозначенный» в сознании, что открывает дорогу мышлению как «внепрактическому» познанию.

Изучая проблемы развития личности, Л.С.Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

      Понятие ВПФ

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами , являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

    Строение ВПФ.

    1. Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

      Отличительные свойства ВПФ

      произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке;

      осознанность ВПФ;

      опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы;

      социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности;

      системность .

    Возникновение и развитие ВПФ.

    1. Возникновение ВПФ

В отличие от низших психических функций, которые врожденны, неопосредствованы, непроизвольны и изолированы одна от другой, высшие формируются социально, опосредствованы, произвольно управляемы и объединены в системы. Среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Согласно Выготскому, ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Процесс развития психики в онтогенезе Л.С. Выготский рассматривал как процесс интериоризации отношений управления и знаковых средств, т.е. перевод их из межличностной сферы во внутриличностную в ходе освоения культуры через речевое общение.

      Развитие ВПФ

Законы формирования . Выготским были выделены законы формирования ВПФ:

1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взгляд, допустимо считать продолжением данного ряда.

4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения".

Пример . В качестве примера формирования ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развития указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегося хватательного движения ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести значение указательного жеста, если будет соответствующим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становится опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взять это", которое быстро усваивается ребенком; последний начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом, который он не может достать самостоятельно. Делая это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "для-других" может быть сознательно использован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществляет контроль над своим собственным поведением; например (моя интерпретация смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает посредством указательного пальца (или предмета, его заменяющего), есть особый акт, осуществляемый с целью не дать вниманию расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "для-себя" или, точнее говоря, для ребенка, который использует его и в то же время знает, что он его использует.

    Понятие интериоризации.

    1. Понятие интериоризции

Общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы (сделай то, возьми это). Потом человек стал обращать слова приказы на самого себя (говорит «встань» и встает). Сначала был процесс интерпсихологический , т.е. межличностный, коллективный. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические . Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические – процесс интериоризации , т.е средства-знаки (зарубки, узелки) превратились во внутренние (образы, элемент внутренней речи). Интериоризация (по Выготскому) - это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану её существования. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

      Стадии интериоризации

3 стадии интериоризации в онтогенезе :

    взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;

    ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

    ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Пример : Л.С.В проводил опыты в виде игры с детьми 3-4 лет. Исследование произвольного внимания (когда предмет сам не бросается в глаза). Перед ребенком ставили чашки с крышками, на которые были наклеены прямоугольники, которые различались оттенками серого цвета: светло- и темно-серые. Прямоугольники и различия цвета были не очень заметны. В одну чашку помещали орех и просили детей отгадать, где он. Орех всегда находился в чашке темно-серого цвета. Если цвет был ярко-красный, то это был бы опыт на изучение НПФ. Ребенок то отгадывает, то проигрывает. Но условной связи нет, он не может выделить сигнальный признак. Затем экспериментатор на глазах у ребенка кладет орех в чашку и указывает на темно-серое пятно. После этого ребенок начинает выигрывать. Т.е. взрослый направил внимание ребенка на нужный предмет и затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Здесь использовался знак – указательный палец экспериментатора. И ребенок сформулировал правило: надо смотреть на пятнышки и выбирать то, которое темное. Т.е. произошла интериоризация, знак превратился из внешней формы во внутреннюю.

Ребенок родился, и он сразу начинает контактировать с миром, познавать его. Он словно губка с жадностью поглощает огромное количество информации, приходящей от окружения. Звуки, цвета, свет и темнота, ощущения холода и тепла, вкус - все это ново и непонятно. Память, мышление, восприятие, эмоции - все психические функции находятся в зачаточном состоянии. Толчком для их бурного развития становится процесс интериоризации.

Интериоризация: что это?

Понятие интериоризации впервые было использовано группой французских социологов для обозначения элементов социализации. Индивидуальное развитие человека как члена общества зависит от его принятия ценностей социума. Формирование сознания напрямую зависит от заимствования культурных, идеологических, моральных ценностей общества.

Интериоризация - это процесс становления психики человека через ассимиляцию деятельности, интегрирования общественного опыта и полномасштабного развития. Термин был образован от двух слов: лат. interior – "внутренний" и фр. intériorisation - "переход извне внутрь".

Интериоризация в психологии

В психологии интериоризация – это формирование психических процессов через усвоение деятельности, принятой в социуме. Впервые об этом явлении в психологии заговорили французские психологи Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон. Вплотную этим вопросом занимался также советский психолог Л. С. Выготский. По его теории, становление психики происходит через внедрение внешних социальных факторов. Первоначально идет принятие механизма взаимоотношений и жизнеустройства общества, которые благодаря процессу интериоризации становятся компонентами психики.

Становление личности по П. Я. Гальперину

Работу в данном направлении продолжил советский ученый П. Я. Гальперин. Заслуга его заключается в том, что он продолжил линию изучения данного явления, заданную Л. С. Выготским, которая отличалась от мнения зарубежных ученых. Ж. Пиаже отводил интериоризации второстепенное значение в формировании психики до определенного возраста, на первом плане было логическое мышление. Переход от непсихического к психическому (т. е. как материальное действие) становится внутренним процессом, не освещается.


Напротив, Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин настаивают на том, что интериоризация – это ключевой механизм переноса внешнего впечатления во внутренний план на всех этапах развития. Глубоко изучается вопрос перехода непсихического плана в психический.

Преобразование деятельности

Психологический механизм интериоризации заключается в преобразовании внешней деятельности в компоненты психики. Это происходит в процессе общения и обучения.

Осмысленные действия выполняются в результате опыта взаимодействия с миром, т. к. интериоризация в психологии – это переход «извне внутрь», который становится основой формирования умственной деятельности. Гальперин вывел такие параметры преобразования деятельности: уровень исполнения, мера обобщения, количество операций, степень освоения навыка.

Становление умственной деятельности

Формирование умственных действий, по Гальперину, проходит несколько этапов:

  1. Мотивационный. Наилучшей базой для мотивации является естественный познавательный интерес.
  2. Ориентировочный. Осуществляется наблюдение за манипуляциями обучающего, происходит составление схемы будущих действий.
  3. Материальный. Осуществляется непосредственное действие с предметом.
  4. Внешней речи. На данном этапе происходит проговаривание действий вслух.
  5. Внешней речи про себя. Здесь то, что ранее проговаривалось вслух, произносится про себя, что значительно сокращает время действия.
  6. Умственного действия. Все действия происходят в уме, с большой скоростью на уровне автоматизма, что говорит об усвоении навыка.

Начало

Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.


Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции - малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых - умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.


Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Социальная адаптация

Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:

  • ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
  • средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
  • дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).

В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности - это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.


Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.

Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.


Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация - это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

Характерен для высших психических функций и активности. Разрабатывался термин как западными, так и советскими психологами, особенно в рамках психологии деятельности.

Определение понятия

Понятие интериоризации впервые было введено в научный оборот исследователями из Франции. Первоначально имелось другое значение итериоризации. Это был феномен, обозначавший процесс прививания идеологии личности, то есть сознание общества переносилось в сознание индивида.

Психоаналитики рассматривают немного другое определение интериоризации. Это, по их мнению, процесс, протекающий в психике и определяющий отношения индивида с существующим или не существующим объектом, трансформацию фактора внешней среды в фактор внутренней среды. Этот феномен до сих пор вызывает дискуссии в психоаналитическом направлении. На данный момент ученные так и не выяснили, идентичны ли такие процессы, как интроекция, поглощение и идентификация, или они происходят по параллельным линиям.

Советский психолог Л. С. Выготский дал следующее определение интериоризации - это трансформация внешней деятельности во внутреннюю среду сознания. Ученый считал, что первоначальное происходит во внешней среде и зависит от различных окружающих факторов, пребывающих в окружении индивида. Но со временем эти внешние общие формы активности благодаря феномену интериоризации поглощаются человеческим сознанием и становятся высшими психическими функциями конкретного индивида.

Как же происходит процесс интериоризации?

Выше уже было указано, что внешние отношения между людьми постепенно превратились в человека, такие как память, мышление, восприятие, ощущение, воображение. Л. С. Выготский проводил эксперименты в школе, чтобы подтвердить свои теоретические предположения. В результате исследований ученый пришел к следующим выводам:

  • Увидеть процесс построения высших психический функций можно только в генезе, после того как они сформируются. Тогда строение входит вглубь сознания и становится неразличимым.
  • Интериоризация помогла зародиться психической реальности посредством перехода внешних форм во внутренние.
  • Сформировавшаяся сущность сложно объяснима, особенно если говорить с точки зрения физиологических процессов. Для ее рассмотрения нужен инструментарий иного рода - психологический.

Процесс трансформации внешних отношений во внутренние возможен путем интериоризации. Это превращение не происходит самостоятельно, ведь оно также зависит и от окружающих людей, общения с ними. Только благодаря адекватному воспитанию ребенок и его психика развиваются правильно. Феномен интериоризации помогает человеку мысленно строить планы, составлять диалоги, рассматривать различные варианты событий. категориями становится доступным.

Интериоризация деятельности

Каждый термин - это продукт деятельности человека. Получается, вряд ли можно этому научить. Но благодаря правильно организованному процессу обучения интериоризация деятельности будет поступательной и поэтапной.

Возьмем, к примеру, школьника, который учится читать. Для начала ему следует выучить внешние формы, то есть буквы. Потом постепенно ученик изучает слоги и начинает читать вслух. Но и на этом процесс обучения чтению не заканчивается, ведь следующим этапом становится переход чтения вслух во внутреннее чтение. Вот это и есть процесс превращения внешний действий в высшие психический функции - процесс интериоризации.

Помимо этого феномена, есть еще и другое противоположное понятие. Интериоризация и экстериоризация - это как две стороны медали. Одна трансформирует внешнее во внутреннее, а другая - внутреннее во внешнее. Например, когда автоматизированный навык дает сбой, человек начинает искать, что не так, и потом делает правильно. Таким образом, внутреннее возвращается во внешнее.

Занимался изучением и разработкой этих понятий в рамках теории этапов развития мыслительной деятельности П. Я. Гальперин. Он считал высшим уровнем интериоризации то, что человек может проделать те или иные действия мысленно, не прибегая к дополнительным манипуляциям.

Теория П. Я. Гальперина

Ученый считал, что мыслительное действие сформируется только после прохождения таких этапов:

  1. Знакомство с требованиями к результату деятельности.
  2. Внешние манипуляции с предметами.
  3. Собственно, интериоризация - освоение действия в условиях отсутствия материальных объектов, трансформация во внутренний план. Здесь используется внешняя речь для обозначения внешних объектов.
  4. Окончательный переход речи в мыслительную деятельность.
  5. Завершение интериоризации.

Вот таким образом развивается человеческая психика, и внешние действия с помощью интериоризации становятся мыслительной деятельностью.

1

В статье рассматривается проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке. Автором проанализирована научно – педагогическая литература, позволяющая сделать выводы, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности. Автор определяет интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов во внутренне-присвоенные, личностно-значимые, позволяющие решать профессиональные задачи будущей деятельности, приобретения социального опыта, которые не только обобщаются, формируются, но и в дальнейшем используются в процессе профессиональной деятельности, при этом образовательная среда вуза и современные требования к профессиональной подготовке определяют содержание профессионально-ориентированных знаний, а их присвоение обеспечивает профессиональное развитие социальных педагогов.

социальный педагог

профессионально-ориентированные знания

психолого-педагогическая наука

интериоризация

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные труды по психологии. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

2. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - ЧеРо, 1999Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. В.В.Давыдова. В 2-х т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

3. Голубинцев B.O., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия. - М.: «Феникс», 2007.

4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999.

5. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. - С.3-12. // http://www.rusnauka.com/Pedagog/84.html.

6. Левкович В. П. Моральные нормы - регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. - 1976. - № 3. - С. 96 – 107.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 19 Гончаров В.С. Интериоризация как центральный механизм когнитивного развития. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. - 235 с.

8. Мушкирова А.Н. О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения // http://www.rusnauka.com/Pedagog/84.html.

9. Нуреев Р. М. Теория общественного выбора. - ГУ ВШЭ, 2005.

10. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М.Бим-Бада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 – 528с.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат, 1985.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 528с.

13. Психология развития. Словарь. /Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. - М., 2005

14. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - №3.

15. Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: Дис. … канд. псих. наук. – М., 2009. – 306с.

16. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня //Вопросы психологии. – 1993. - № 1. – С.92-101.

17. Шоттер Джон, Бахтин М.М., Выготский Л.С.: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии. - 1996, №6. С. 107-117 // http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/ shotter01.htm.

18. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 89 – 105.

В статье рассматривается проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке. Автором проанализирована научно - педагогическая литература, позволяющая сделать выводы, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности. Автор определяет интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов.

Целью исследования являлось изучение проблем интериоризации знаний в психолого-педагогической науке.

Материал, методы и результаты исследования

Развитие проблемы интериоризации знаний связано с традиционным вопросом психолого-педагогической науки - вопросом внешней и внутренней детерминации. В построении теоретических основ для решения данной задачи, как показало осмысление современных подходов, сложившихся в психолого-педагогической литературе, значительными преимуществами обладают концепции развития личности как особой целостности, которое осуществляется только при единстве двух процессов: внешнего - социального и внутреннего - личностного.

В педагогике интериоризация (фр. intériorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) рассматривается как формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом .

Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский дают понятие интериоризации через формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности . Аналогичные определения понятия «интериоризация» как формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности мы находим и в других психологических словарях .

Термин «интериоризация» используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики.

Понятие «интериоризация» было введено в научный оборот представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). У Э.Дюркгейма интериоризация была представлена как процесс, когда ребенок заимствует из общественного сознания понятия, представления, категории, которые затем образуют структуру его личных взглядов.

Первым психологом, который рассматривал интериоризацию как психологический принцип, был Пьер Жане. Понятие «интериоризация» означало прививание элементов идеологии к изначально биологическому сознанию индивида: идеология, общественное сознание переносилось «в» индивидуальное сознание; менялось местонахождение, но не природа явления; оно как было, так и оставалось идеальным .

Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. Для Ж.Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций. Вопрос о переходе от непсихического к психическому при этом не затрагивался . В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма .

Понятие интериоризации занимает важное место в системе понятий ряда советских психологических теорий, поскольку выступает в них одним из основных средств решения таких ключевых теоретических проблем, как:

  • проблема объективного метода психологического исследования,
  • проблема социальной детерминации психики человека,
  • психофизическая проблема (в современной трактовке - проблема природы и происхождения психического), которые актуальны в современной психологии.

Именно поэтому мы обратились к изучению понятия интериоризации - уточнению его содержания и разграничения различных значений термина, сопоставлению теоретических положений и эмпирических данных, выявления связей данного понятия с другими понятиями, перспектив его применения для решения современных теоретических проблем психологии.

В отечественной психологии процесс интериоризации понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Большая группа советских психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и их сотрудники) отвечала словом «интериоризация» на вопрос: каким образом в ходе онтогенетического развития формируются социальные механизмы психики человека? Содержательно сам процесс интериоризации эти ученые понимали во многом по-разному. Позиции данных ученых по проблемам интериоризации критически оценивали другие советские психологи - С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский.

Принципиальное значение понятие «интериоризация» получило в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Л.С. Выготский преимущественно пользовался термином «вращивание» (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида .

Данные теоретические построения А.Н. Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению А.Н.Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

П.Я. Гальперин выделяет в действии две основные части: ориентировочную и исполнительную. Производной от них выступает контрольно-корректировочная часть. В теории П.Я. Гальперина ориентировочная часть действия, или ориентировочная основа действия, занимает ведущее место. Ученый подчеркивает: «Именно ориентировочная часть, а вовсе не все действие представляет предмет психологии» .

С.Л. Рубинштейн критиковал позицию А.Н. Леонтьева по вопросу о предпосылках интериоризации. Исходя из принципа марксистской философии - внешние причины действуют через внутренние условия, С.Л. Рубинштейн считал безусловно необходимым признание внутренних (филогенетически и во внутриутробный период сформировавшихся) предпосылок процесса усвоения; усвоение не может идти «в пустоту». Вопрос стоит так: как содержательно охарактеризовать эти предпосылки (а не только констатировать их существование)? Последняя проблема упирается, в конце концов, в знаменитую проблему «первоначала» и далека от решения в психологии и сегодня. Вместе с тем какое-то, пусть промежуточное, решение проблемы предпосылок необходимо: ведь если констатировать наличие предпосылок, но не указать, чем предпосылки отличаются от результатов интериоризации, то тогда само понятие интериоризации оказывается просто бессодержательным .

Таким образом, осваивая и выполняя профессиональные роли человек сначала интериоризирует (переводит внешнее во внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, то есть как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Личность, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике .

Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами.

А.Н. Мушкирова считает, что формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации. .

Интериоризация общественно значимых ценностей, по мнению И.Ф. Клименко, происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане .

Интериоризация и социальная адаптация, по мнению К.В. Рубчевского, являются основными формами социализации личности. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей .

Р.М. Нуреев предложил исследовать интериоризацию индивида по трем измерениям. Измерение степени рациональности индивида: от рутинного к разнообразному и от ориентации на среднее мнение к ориентации на удовлетворительный результат. Измерения степени преследования личных интересов: от индивидуализма к принципам коллективисткой этики, а также степени ориентированности деятельности на рыночные отношения: от «рыночности» к «антирыночности» поведения .

В исследовании проблем интериоризации практик B.C. Любченко на первый план выходят практические знания и навыки. В основе интериоризации отношений, по мнению автора, выступают не теоретические знания индивида, а практическое знание .

П. Бергер развивал интегральный подход к процессу интериоризации социального мира, исследовал механизмы реализации различных форм социального контроля и их взаимосвязь с формированием самоидентичности личности при смене социального контекста .

В.П. Беляниным исследованы процессы интериоризации значений слов в общении и деятельности, как основы конструирования смысловой матрицы социума индивидом .

Б.Г. Ананьевым было проведено сравнение двух подходов к интериоризации социальных ролей, а через них установок и мотивов: социологического и психологического .

Джон Шоттер, в исследовании о возможности места конкретного высказывания в цепи речевого общения, в определенной социальной группе, целиком солидарен с Л.С. Выготским и М. М. Бахтиным, «мы формируем свою внутреннюю жизнь через возможности, предоставляемые нам «другими» вокруг нас, равно как и «аудиторией», интериоризованной нами, благодаря функционированию в различных сферах общения или речевых жанрах» .

Как отмечает В. П. Левкович, «нормы - это внешние по отношению к личности требования общества или группы, предъявляемые к ее поведению в той или иной ситуации». Интернализованные нормы не ощущаются индивидом как принудительные, они сливаются воедино с его правилами и нормами. В этом случае они представляют собой внутренний регулятор поведения, то есть такой императив, который принят личностью, образует се установку .

А.Н. Леонтьев определяет интериоризацию действий как постепенное преобразование внешних действий в действия внутренние, умственные. Он подчеркивает, что этот процесс необходимо совершается в онтогенетическом развитии человека .

По Гончарову В.С для интериоризации понятия учеником действие должно быть предварительно экстериоризованно учителем. Иначе говоря, педагог должен спроектировать процесс его усвоения в соответствии, с системой планомерно-поэтапного формирования .

Н.Ф.Талызина также выделяет три составляющие процесса интериоризации: переходы «внешнее-внутреннее», «социальное-индивидуальное», «материальное-идеальное».

Таким образом, анализ различных научных подходов к определению термина «интериоризация», показал, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности.

Таким образом, мы определяем интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов во внутренне-присвоенные, личностно-значимые, позволяющие решать профессиональные задачи будущей деятельности, приобретения социального опыта, которые не только обобщаются, формируются, но и в дальнейшем используются в процессе профессиональной деятельности, при этом образовательная среда вуза и современные требования к профессиональной подготовке определяют содержание профессионально-ориентированных знаний, а их присвоение обеспечивает профессиональное развитие социальных педагогов.

Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе детерминирована изменяющимися социальными, экономическими и культурными условиями развития российского общества, значимыми для системы высшего педагогического образования, а также принципами, отражающими специфику профессиональной деятельности социальных педагогов

В процессе профессиональной подготовки студент, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей профессиональной деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Интериоризация профессиональных знаний в процессе осуществления учебной деятельности осуществляется поэтапно: формирование ценностного знания; постижение и принятие социального опыта в процессе рефлексии и интерпретации; смысловое постижение социального опыта, и как результат присвоение социального опыта как личного.

Рецензенты:

Жог В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Леванова Е.А., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Пушкарева Т.В. ПРОБЛЕМА ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17247 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Людей всегда интересовал вопрос:как работает наша психика? Этот сложный механизм, производимый мозгом, регулирует практически все внутренние процессы нашего организма, а также позволяет человеку быть социальным существом. Именно благодаря психике, человек способен формировать полученную извне информацию внутри своей головы. Социализация, идентификация личности, познание, общение, гнев, страх - это все результат работы мозга.

Однако существует ряд вопросов, возникающих по мере изучения этого феномена. Например, как полученная нами информация перерабатывается? Какой внутренний мозговой процесс осуществляет взаимосвязь внешнего и внутреннего? Любая внешняя деятельность, так или иначе, формирует в голове человека особые психические структуры. Этот процесс является ответом на все вопросы, и называется он интериоризацией.

Характеристика термина

Интериоризация в психологии - это процесс появления особых психических структур, возникающих вследствие внешней человеческой деятельности. Другими словами, все сложные действия обрабатываются и превращаются в опыт именно посредством интериоризации. Помимо представленных функций, процесс даёт возможность оперировать предметными образами.

Мы можем думать про себя, представлять предметы, вещи, людей, которых рядом нет, изменять их. Процесс интериоризации даёт возможность выходить за рамки реально существующего. Внутри своей головы человек может делать все, что ему заблагорассудится. Проблема интериоризации в психологии беспокоит умы учёных много лет, ведь именно этот сложный психический процесс делает из мозга микромир, в котором все подчинено одному субъекту.

Учёные, изучающие вопрос интериоризации

Впервые термин был выдвинут французским учёным Дюкгеймом. По его мнению, интериоризация в психологии - это составляющие элементы человека или же взаимосвязь общественного (внешнего) и личного (внутреннего). Теория основывается на том, что все категории формируются с учётом внешних общественных представлений. Подобную точку зрения поддерживали и другие французские представители психологической школы, а именно: Пиаже, Жане, Валлон.

Из множества советских учёных нужно выделить Выготского. Он утверждал, что вся внешняя деятельность, общение между людьми или процесс познания чего-то становятся частью сознания в виде опыта после интериоризации. Таким образом, интериоризация в психологии - это процесс перехода внешней, социальной с людьми в компонент человеческой психики.

Интериоризация общения

Любые наши внешние действия, например общение, проходят интериоризацию. Без этого процесса люди не смогли бы получать нужный жизненный опыт. Основой интериоризации служит внутренний психологический план человека. Он претерпевает существенные изменения в ходе жизненной деятельности.

Весь этот сложный процесс отличает человека от животного, которое существует инстинктивно. Итогом действия интериоризации является переработанная которая имеет форму структурного элемента психики.

переработанной информации

Общение производится лишь только для следующих целей: получить опыт или произвести какое-либо действие. С опытом понятно, он имеет место только после интериоризации. А вот с действиями дело обстоит немного сложнее. Ранее уже было сказано, что интериоризация в психологии - это изменение внешней социальной деятельности внутри сознания человека. Но существует также процесс, который обуславливает проявление этой переработанной информации. Экстериоризация - это преобразование внутреннего во внешнее. Процесс позволяет использовать полученный опыт в повседневной жизни. Таким образом, интериоризация и экстериоризация в психологии являются прямо противоположными процессами, хотя их функции кое в чём похожи. Благодаря им людей можно сравнить с высококлассными компьютерами, которые обрабатывают информацию с бешеной скоростью.

Заключение

Итак, в статье была детально изложена суть термина «интериоризация». Это в психологии пример внутреннего осмысления и переработки внешней деятельности. Без этого процесса человек превратится в обычное животное, чьи действия направляются только элементарными желаниями и инстинктами.