Орёл первый русский парусный корабль западноевропейского типа. Корабль «Орел» - первый русский военный фрегат

Картины и изображения известных кораблей, морских сражений и событий из истории военно-морского флота.

Первый русский парусный корабль западноевропейского типа "Орел" . Был построен в 1667-69 г.г. по указу царя Алексея Михайловича на верфях села Дединово. После захвата в 1670 году казаками Степана Разина был сожжен.

А.М. Ананьев. Первый русский корабль "Орел"

И.Овчинников. "Спуск на воду корабля "Орел"

Ботик "Фортуна" . Единственный сохранившийся корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере. Потешная флотилия была спущена на воду 1 мая 1692 года, а в 1783 году при пожаре погибли все суда, кроме ботика.

Ботик "Фортуна" в музее "Ботик Петра I" в г. Переславль-Залесский

Е.В.Войшвилло "Ботик Петра Великого"


Андреевский флаг . Кормовой флаг кораблей Военно-морского флота Российской империи с 1712 года, а с 2000 года знамя Военно-морского флота Российской Федерации. Во флоте Российской империи традиционно последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: "С нами Бог и Андреевский флаг!".

Андреевский флаг над Адмиралтейством в г. Санкт-Петербург

Линейный корабль "Полтава" . Первый линейный корабль, заложенный и построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе.В строительстве принимал личное участие Петр I. Корабль получил свое название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве. Спущен на воду 15 (26) июня 1712 года.

В.Н.Щербаков. "Полтава". Первый корабль Балтийского флота. 1712 год"

Гангутское сражение. Сражение между русским и шведским флотами у мыса Гангут в Балтийском море 27 июля (7 августа) 1714 года. Первая в истории России морская победа русского флота.

Линейный корабль "Лесное" . Первый русский линейный корабль 1 ранга. Спущен на воду 26 июля 1718 года.

М.С.Семенов. "Трехпалубный 90-пушечный корабль "Лесное"

Хиосское сражение . Сражение между российским флотом и турецкими флотами во время первой русско-турецкой войны 1768-74 г.г. Произошло 24 июня 1770 года в Хиосском проливе Средиземного моря. Турецкий флот потерпел поражение.

И.К.Айвазовский. "Хиосский бой"

Чесменское сражение . Сражение между российским и турецкими флотами возле и в Чесменской бухте 5-7 июля 1770 года. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по "указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны": "Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице".

И.К.Айвазовский. "Чесменский бой"

Шлюп "Надежда" и шлюп "Нева". Российские корабли, на которых было совершено первое русское кругосветное плавание в 1803-06 г.г. под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского.

Е.В.Войшвилло.Шлюпы "Надежда" и "Нева"

Афонское сражение . Произошло 19 июня 1807 года у полуострова Афон в Эгейском море между российским и турецкими флотами. В результате сражения Османская империя более чем на десятилетие потеряла боеспособный флот.

Шлюп "Мирный" и шлюп "Восток" . Парусные военные шлюпы, на которых была совершена первая русская антарктическая кругосветная экспедиция 1819-21 г.г. под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, открывшая Антарктиду.

Гравюра из Российского государственного музея Арктики и Антарктики, г. Санкт-Петербург

В.П.Яркин. "Шлюпы "Восток" и "Мирный" у берегов Антарктиды"

Фрегат "Паллада" . В 1852-55 г.г.на фрегате вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин совершил плавание с дипломатической миссией из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом плавании участвовал писатель Иван Александрович Гончаров, написавший цикл путевых заметок: "... Вот достигается наконец цель десятимесячного плавания, трудов. Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом, страна, в которую заглядывали до сих пор с тщетными усилиями склонить, и золотом, и оружием, и хитрой политикой, на знакомство. Вот многочисленная кучка человеческого семейства, которая ловко убегает от ферулы цивилизации, осмеливаясь жить своим умом, своими уставами, которая упрямо отвергает дружбу, религию и торговлю чужеземцев, смеется над нашими попытками просветить ее и внутренние, произвольные законы своего муравейника противоставит и естественному, и народному, и всяким европейским правам, и всякой неправде".

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

Галиот "Орел"

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Яхта «Святой Петр»

"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

Галера "Принципиум"

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

Фрегат "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

Линейный корабль "Полтава"

«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

Линейный корабль "Победоносец"

"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

January 14th, 2018 , 04:14 pm

Орёл (1667—1669) — первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орёл» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль.

Вооружение

22 пищали (18 × 6-фн и 4 × 6-фн)
40 мушкетов
40 пар пистолетов
ручные гранаты

По одной из версий на корабле был поднят триколор, первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что — как он дальше разъясняет — «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов. Вернее, как тогда говорили, черчатого, белого и лазоревого.

Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса». Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1694 году — именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были иностранцами. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь.
Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

По одной из версий, в 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному снаряжению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших. Но судя по найденной ведомости осмотра обветшалого корабля после подавления восстания, фрегат был захвачен бунтовщиками,но так и не использовался по назначению, в течение многих лет простоял в протоке Кутум и пришёл в негодность.

Существует мнение, что корабль был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

План
Введение
1 Строительство
2 Вооружение
3 Российский флаг
4 Первое плавание
5 Гибель корабля
6 Изображение корабля
Список литературы

Введение

«Орёл» (1667-1669) - первый русский парусный корабль западноевропейского типа, фрегат. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

1. Строительство

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы Яков Полуектов и С. Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орел» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлась казне в 2 тысячи 221 рубль.

2. Вооружение

· 22 пищали (18х6-фн и 4х6-фн)

· 40 мушкетов

· 40 пар пистолетов

· ручные гранаты

3. Российский флаг

По одной из версий впервые российский триколор был размещен на корабле «Орёл». Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что - как он дальше разъясняет - «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани белого, синего и красного цветов. Вернее, как тогда говорили - белого, лазоревого и алого. Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Тем не менее достоверно не известно каким был рисунок, так как говорилось лишь о сочетании цветов. Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1693 году - именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

4. Первое плавание

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были нерусскими. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

5. Гибель корабля

В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина корабль «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному снаряжению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших.

6. Изображение корабля

Существует мнение, что корабль был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Список литературы:

1. Предполагаемый флаг корабля «Орёл».

2. В. Дыгало, М. Аверьянов. История корабля. Москва, Изобразительное искусство, 1991. ISBN 5 85200 267 4 стр 13

3. Блонский Л. В., Титкова Т. В. Парусный корабль «Орёл» // Флот России. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. - С. 15. - 480 с. - ISBN 978-5-903036-81-3

4. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

14 (24) ноября 1667 года — закладка первого русского парусного корабля европейского типа. Это событие положило начало целому ряду важных государственных новаций, которые успешно развиваются вплоть до нашего времени. Честь и заслуга создания Военно-Морского флота России, бесспорно, принадлежит Петру I. Однако начинал он вовсе не на пустом месте и не с нуля. Попытки создать флот для решения больших государственных задач предпринимались и ранее. Также как и при Петре I, делалось это на основе использования опыта ведущих морских держав запада.

С этого события начинается и история первой русской государственной верфи, которая создавалась как передовое мануфактурное предприятие. Общее руководство ее строительством и работой осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин Афанасий Лаврентьевич Орди́н-Нащо́кин, который представил царю план создания военного флота на Каспийском море. Для реализации этого проекта были приглашены лучшие кораблестроители и моряки, коими считались тогда голландцы. Они же привезли с собой современное оборудование и инструменты.

Зачем понадобился флот на Волге и Каспии

В середине XVII века по Волге и Каспийскому морю шла оживленная торговля между западными и восточными странами. Однако тихоходные караваны речных судов часто подвергались набегам разбойников, которые на легких казацких «чайках» настигали и грабили купцов. Положение особенно осложнилось, после того как в 1664 году персидский шах Аббас II ввел ряд льгот для русских купцов. Через три года русский царь Алексей Михайлович разрешил персидским купцам торговать с Западной Европой через Россию шелком и другими товарами.

Проявляя большую заинтересованность в успехе этой торговли, Россия взяла на себя охрану провозимых товаров. С тех пор и в течение многих последующих лет России для развития торговых связей со странами Востока пришлось укреплять свои позиции в Средней Азии, преодолевая сильное противодействие Англии и Франции. Смотрите, например, статью об с участием С.О. Макарова.

Для борьбы с пиратством 19 июня 1667 года Великий Государь Алексей Михайлович приказал строить корабли в селе Дединове. Выбор Дединова был неслучаен. Поначалу флот предполагалось строить в Астрахани, однако там ширились выступления в поддержку Степана Разина. Дединово же находилось на берегу Оки, которая являлась главной транспортной артерией Московского государства, объединявшей его центральные регионы. Обслуживание грузопотоков привело к расцвету речного судостроения в приокских селах, особенно в Дединово. Его жители считались опытными плотниками-корабелами, матросами и лоцманами.


Они строили тяжелые плоскодонные струги длиной 25-30 метров грузоподъемностью до 30 тонн, а также легкие, маневренные и устойчивые челны. Именно отсюда в 1640-1670-е годы отправляли опытных «постройщиков» на Дон, Западную Двину и Десну обучать местных мастеровых. В связи с этим село Дединово во всех отношениях лучше всего подходило для сооружения верфи и постройки судов. Руководивший строительством флота боярин А.Л. Ордин-Нащокин был инициатором создания государственной верфи по образцу западных и приглашения иностранных мастеров для налаживания ее работы.

Создание верфи

Почти через месяц 15 июля 1667 года последовал царский указ о подыскании лесов, пригодных для «судового дела». Искали сосны, растущие в окружении елей. Зажатые мелкими деревьями, они тянулись вверх, и получался прямой ровный ствол с сучками только у самой вершины. Такие стволы были особенно прочными. Требовались деревья, высота которых от комля до первых живых сучьев была бы не менее 10 метров, а диаметр ствола на пятиметровой высоте достигал полуметра.

Затем последовали царские указы, определившие основных участников работ и их функции. По рекомендации А.Л. Ордин-Нащокина начальником строительства был назначен дворянин Яков Леонтьевич Плуехтов — человек огромной работоспособности и редкой честности. Однако нрав он имел тяжелый и вспыльчивый, чем сумел нажить немало врагов. Но даже они ни разу не обвинили его в самом распространенном на Руси грехе — присвоении государственных денег. К строительству было привлечено 12 голландских специалистов во главе с полковником Корнилиусом Буковеном.

Деньги на строительство шли от Приказа Большого прихода. Из этого учреждения позднее вышла Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления флотом). Оно обеспечивало не только финансирование, но и набор квалифицированных рабочих, снабжение верфи материалами, инструментами и оборудованием. Это свидетельствовало о государственном характере постройки судов. За границей были закуплены 4 молота, 2 железных домкрата, различные пилы и другие инструменты, что позволило впервые ввести хоть какую-то механизацию работ.


Спуск на воду корабля «Орел»
С картины художника И. Овчинникова

В отличие от производства стругов, на верфи сразу сложилось четкое разделение труда, характерное для крупного европейского производства. Только по дереву здесь работали мастера четырех специальностей: плотники, пильщики, токари и резчики. Каждый мастер привлекался на время выполнения своей работы и имел индивидуальную, как правило, не очень высокую, плату. Для выполнения сложных работ приезжали мастера из различных районов страны: якорные мастера из Казани, кузнецы из Переяславля-Рязанского, токари из Москвы.

Постепенно верфь приобретала все характерные черты мануфактурного производства, хотя первоначально там явно преобладали кустарные традиции: отсутствие постоянного контингента рабочих, сезонность работ, преобладание ручного труда. Собственно говоря, в накоплении опыта, сравнении различных вариантов организации работ и было главное значение Дединовской верфи.

Закладка корабля

На набор рабочих, поставку кованых изделий и строевого леса требовалось время, поэтому закладка первого корабля, с чего и началось настоящее функционирование верфи, произошла только 14 ноября 1667 года. Заложили двухпалубное, трехмачтовое судно длиной 24,5, шириной 6,4 и с осадкой 1,5 метра. По размерам, парусному и артиллерийскому вооружению оно относилось к классу фрегатов, но в то время у нас еще не было четкой классификации судов, поэтому первое военное судно гордо именовали кораблем. Точно так же первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота «Штандарт» гордо именовали кораблем, хотя по своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов. Подобности читайте .

Его строили в соответствии со всеми достижениями мировой практики, и по конструкции он не отличался от европейских морских судов того времени. В январе 1668 года заложили яхту длиной около 18 метров, а затем еще несколько более мелких судов. Торжественный спуск на воду первенца состоялся 19 мая 1668 года. Оставалось еще установить мачты, настелить палубы, сделать надстройки и поставить такелаж. На выполнение этих работ ушло почти все лето. Все суда были готовы к отправке сначала в Нижний Новгород, а затем в Астрахань 16 сентября 1668 года. Зимовать флотилия осталась в Дединово.


Парусный корабль «Орел»
С картины художника И.И. Родинова

Зимой 1668-1669 года на верфи царила полная тишина. Строительство кораблей полностью прекратилось. Зато в Москве события развивались очень бурно. Еще 20 ноября 1668 года в Посольский приказ прибыл голландец Давид Бутлер, который год назад был нанят на русскую службу в качестве кормщика и капитана, но оставлен в Голландии для набора мастеров. Он сразу представил схематическую карту Каспийского моря, документы с расписанием обязанностей различных корабельных чинов и чертежи уже построенного фрегата. Предположительно он был автором проекта корабля.

Бутлер чувствовал себя очень уверенно, готовясь лично возглавить работу по осуществлению предложенных им проектов. Но в Дединове уже работали Буковен и нанятые им голландские мастера. Между ними стала развиваться интрига, в результате которой выяснилось, что Бутлер присвоил некоторую сумму казенных денег и не имел капитанского патента. Признав это, Бутлер заявил, что зато он имеет большой опыт дальних плаваний в Восточную Индию, Испанию и Францию. Дело закончилось тем, что полковника Буковена отстранили от управления верфью, а на его место назначили Бутлера.

Дальнейшая судьба этого проекта

К весне 1669 года верфь стала крупным предприятием со своими стапелями, кузницами, амбарами (складами), лесопильными приспособлениями и большими котлами для варки смолы. Да и работа на этот раз началась гораздо более организованно. Наиболее важные решения принимались уже русскими, прежде всего Полуехтовым. Полковник Буковен был уволен, а Бутлер вскоре был назначен командиром построенного корабля и всей флотилии. 24 апреля последовал царский указ о присвоении кораблю названия «Орел» в честь русского государственного герба. Впервые русское судно получило персональное имя.

На «Орле» был поднят первый в истории России флаг военного корабля. Он состоял из горизонтальных полос белого, синего и красного цветов или, как тогда говорили, белого, лазоревого и черчатого, с нашитым на него изображением орла. Этот флаг обозначал Россию, ибо, как писал будущий капитан корабля Давид Бутлер: «Какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». В 1694 году этот флаг стал личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске, а в настоящее время это государственный флаг России.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Москва и судьбы российского флота. Москва. 1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Крючков Ю.С. Имя на борту. Москва. 1989 г.
  • Туманов В. Где паруса Петровы ловили ветер. «Московская правда» 01.07.1994 г.

Строительство и судьба этого корабля довольно полно освещены в нашей литературе. Если у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные факты, Вы можете дополнить статью, изложив их в комментариях, а заодно и высказать свое мнение по этому проекту. Это будет интересно всем!