Основные свойства внимания. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки. Общайтесь с природой

Страница 4 из 4

Основные свойства внимания

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово­рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо «проваливается» - большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем - это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную при­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания - недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. С. 143-153.

/ / Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

Что значит быть внимательным к людям? Это не просто с дежурной улыбкой поинтересоваться о делах. Это искреннее желание помочь людям, обремененным какими-то проблемами, оказавшимся в трудной ситуации. Именно такое внимание может спасти чью-то жизнь.

Тема внимания к человеку, небезразличия к чьей-то судьбе находит отражение в мировой классической литературе.

Мастер сатиры М.Е. Салтыков-Щедрин изобразил в своем романе «Господа Головлевы» бессердечную мать семейства . Она умело заправляла хозяйством, наживала добро, но была равнодушна к своим детям. Их жизнь, мысли, чувств были вне сферы ее интересов. Дочь, лишенная поддержки матери в трудном положении, умерла, оставив двух осиротевших дочерей. Внучки Арины Петровны тоже были обделены заботой и вниманием бабки. В итоге они подались в актрисы, позже ступили на гибельный путь разврата, и младшую это довело до самоубийства. Ни один из детей и внуков Арины Петровны не был согрет ее лаской, участливым вниманием. Все они были несчастны. Арина Петровна в конце жизни была обречена на одиночество. Будь она другой матерью, все сложилось бы иначе.

А вот в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна со всем вниманием отнеслась к своему ученику, пытаясь спасти его от голода, хотя непросто было накормить гордого мальчишку. Чтобы он не противился, она приняла его мальчишеские понятия: стала играть с ним на деньги. Спасение больного малокровием ребенка было для нее выше всяких условностей. Она поплатилась потерей работы за азартные игры с учеником, но мальчику помогла.

Очень похожи «Девочка со спичками» Г.К. Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского. В обоих произведениях дети замерзают зимой от безучастности окружающих. Того и другого находят утром замерзшими. Неужели так непосильно было кому-нибудь впустить замерзающего ребенка в дом, отогреть, накормить? Прояви к ним внимание - и дети остались бы живы, устроены в жизни и благодарны. Отрадно, конечно, что Христос взял мальчика к себе на елку, а девочка встретится на небесах с бабушкой, только каково взрослым, виновным в равнодушии к этим детям, видеть их замерзшие трупики?

Так что же значит внимательность к человеку в трудной для него ситуации? Может ли она спасти ему жизнь? На основании рассмотренных произведений ответ утвердительный. Конечно, может. Но в жизни часто приходится сожалеть о своем равнодушии, невнимательности к какому-то человеку, когда исправить уже ничего нельзя.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Современным людям, особенно с момента появления мобильных телефонов и социальных сетей, порой очень сложно концентрироваться на чём-то, слишком большой объём информации со временем расслабляет внимание человека, и порой доходит до абсурдных вещей, когда мы не помним, что ели утром или куда положили ключи от дома буквально час назад. Поэтому сегодня я расскажу, как развить внимательность, чтобы вы не упускали важных деталей и могли находить важное среди большого потока информации.

От чего зависит?

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец


Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Если вам недостаточно информации в статье, я рекомендую посмотреть вот этот курс .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Можете установить себе специальные программы и игры, с помощью которых будете практиковаться, комплексный подход принесёт более высокий результат, ваш мозг всегда будет в тонусе, и тогда вы быстрее и эффективнее будете выполнять работу, а соответственно, добиваться необходимых результатов. Подписывайтесь на блог, чтобы не упустить новой интересной информации. До скорых встреч.


Что такое внимательность к людям? Это желание интересоваться делами, проблемами других людей, неважно, родных ли, или просто соседей, или друзей, или просто незнакомых людей. И не просто интересоваться, а попытаться оказать помощь. И тогда, возможно, удастся спасти жизнь кому - нибудь. Ведь некоторые ждут какого - нибудь внимания, не желая жаловаться на свои затруднения в жизни. Тема эта часто поднимается русским и зарубежными писателями в своих произведениях.

Рассмотрим произведение М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы». Помещица, Арина Петровна Головлёва, властная, умеющая копить деньги и вести дела, внимательности к детям своим не проявляла. Если они делали что - то не так, то, по её выражению, «кидала им кусок» - выделяла что - то из имущества и забывала о них. Не интересовалась их жизнью, их мыслями и чувствами.

И на старости лет осталась с одним сыном, получившим ещё в детстве прозвище «Иудушка» и не без причины. А проявила бы Арина Петровна внимание к дочери, особенно после пропажи её мужа, была бы она жива и не оставила бы двух дочерей сиротами. И сироты закончили плохо - сначала поступили в актрисы, а потом дошли и до неприличных дел, из - за чего младшая покончила жизнь самоубийством. И сын властной помещицы, Стёпка - балбес, как называла его мать, хоть и был принят ею после продажи дома за долги, тоже не получил от властной, ослеплённой жаждой накопительства матери, ни капли внимательности. И внук, проигравший казённые деньги - тоже. А в конце жизни поняла Арина Петровна, что осталась одна.

А прояви она внимание к близким - были бы они живы и она была бы счастлива, окружённая детьми и внуками.

Обратимся к произведению Г. - Х. Андерсена «Девочка со спичками». Бедная сирота вынуждена была продавать спички весь день. Было это накануне Рождества. Девочка мечтала о ёлке, праздничном столе, семье, подарках. Но ничего этого не было, мимо шли равнодушные люди. И за весь день никто не купил у неё ни одной спички, и злой мальчишка отнял у неё обувь. Никто не проявил внимательности к замёрзшему, идущему босиком ребёнку. И девочка замёрзла, её нашли утром уже бездыханной. Перед своей смертью девочка зажигала спички, и в их свете ей виделась и ёлка, и семья. А в самом конце она увидела бабушку и попросила взять её к себе, на небо. Проявил бы кто - нибудь внимание к бедной девочке, она осталась бы жива и была бы счастлива в семье.

Итак, рассмотрев некоторые произведения, можно сделать вывод, что внимательность к людям может спасти жизнь, если захотят проявить это чувство к ближнему. На деле же часто оказывается, что понимание этого приходит слишком поздно, когда уже ничего исправить невозможно, что за занятостью своими делами, за равнодушием к чужому горю проходит жизнь. И ничего не остаётся, как только пожалеть о том, что мог бы сделать и не сделал.

Обновлено: 2017-11-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

См. осторожность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. внимательность 1. см … Словарь синонимов

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, внимательности, мн. нет, жен. 1. Степень внимания, сосредоточенность внимания (книжн.). Внимательность слушателей. 2. Предупредительность, любезность в обхождении. Внимательность хозяина к гостям. Отнестись к чему нибудь с… … Толковый словарь Ушакова

Ж. 1. Проявление внимания (1). 2. Внимательное отношение к кому л Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Внимательность - нравственное качество человека, проявляющееся как направленность сознания и чувств на заботу о ком то, о чем то. Внимательный человек предупредителен, он способен к оказанию бескорыстной помощи и поддержки, он может вовремя заметить, понять,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВНИМАНИЕ избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме… … Википедия

внимательность - ▲ внимание высокий (уровень) внимательность повышенное внимание. сосредоточенность концентрация внимания на чем л. ↓ медитация умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.… … Идеографический словарь русского языка

внимательность - rus бдительность (ж), внимательность (ж) eng vigilance, alertness fra vigilance (f) deu Wachsamkeit (f), Vorsicht (f) spa vigilancia (f), atención (f) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Внимательность, внимательности, внимательности, внимательностей, внимательности, внимательностям, внимательность, внимательности, внимательностью, внимательностями, внимательности, внимательностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов

Небрежность невнимательность рассеянность халатность … Словарь антонимов

внимательность - вним ательность, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Внимательность как средство духовного воспитания , Нянапоника-махатхера. Описываемый в книге буддийский метод духовного воспитания в своем применении никоим образом не ограничивается лицами, исповедующими буддизм как мировоззрение. Конечная цель изложенного здесь…
  • Как воспитать в себе внимательность. Характеры. Книга 1 , . Что такое внимательность? Как Бог призывает нас к внимательности? Как научиться внимательности? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой книге…