Памятник Василию Ивановичу Чапаеву и его дивизии (армии). За что Чапаеву поставили памятник в ЮАР? В каком году был установлен памятник чапаеву

Самый эмоциональный и выразительный памятник Самары расположен на площади Чапаева, перед зданием драмтеатра. Скульптурная композиция изображает группу солдат во главе с Василием Ивановичем Чапаевым. Памятник был установлен в ноябре 1932 года, в день празднования пятнадцатилетия Октябрьской революции. Авторами самого крупного в стране (на тот момент) монумента стали архитектор И.Лангбард и скульптор М.Манизер. Высота 12-тонного памятника составляет более десяти метров, а размеры основания - 17 на 22 метра. Монумент установлен на месте захоронения двенадцати красногвардейцев.

В создании скульптуры принимал участия сын В.И. Чапаева. Имея внешнее сходство с отцом, Александр Васильевич позировал Манизеру при создании скульптуры полководца. Многофигурная композиция включает восемь человек: Чапаев с шашкой на коне, крестьянин-партизан, боец-башкир, матрос с пулемётом, женщина с винтовкой, солдат, татарин с разорванной рубахой и комиссар. Вся скульптурная группа установлена на высоком двойном постаменте со ступеньками.

Скульптурная композиция изготавливалась в Ленинграде, где попалась на глаза Сергею Кирову, который попросил изготовить копию понравившегося памятника. Так, в Санкт-Петербурге, на площади перед Военной академией, появилась копия самарского монумента.

Памятник В.И.Чапаеву долгое время являвшийся символом города Куйбышева (ныне Самара) и в наши дни не перестаёт удивлять туристов своей выразительностью.

Легендарному советскому и революционному полководцу красной армии, монумент был торжественно открыт 6 ноября 1932 года на площади Парижских Коммунаров (в наше время это площадь Чапаева) и приурочен к 15 годовщине октябрьской революции. Памятник имеет высоту около 10 метров, а основание 17 на 22 метра и на момент создания он являлся одним из самых крупных в стране. Советскому полководцу наверно не совсем корректное определение, поскольку канувший в лету Союз Советских Социалистических Республик был объявлен в 1922 году, по прошествии трёх лет после гибели Василия Ивановича в 1919 году, но ведь он является чуть ли не самым известным борцом за власть тех самых советов.
Памятник был создан в Ленинграде в 1932 году, в то время ещё и уже не Петербурге, товарищем Матвеем Генриховичем Манизером, конечно скульптором, да да, товарищами называли тогда почти всех жителей СССР. Над проектом постамента работал товарищ, понятно тоже скульптор, Иосиф Лангбард. При открытии памятника постамент был оштукатурен и покрашен в чёрный цвет, однако в 1963 году Куйбышевский архитектор Ваган Гайкович Каркарьян создал проект облицовки памятника гранитом, в некоторых источниках лабрадоритом, который и был воплощён в жизнь (Куйбышев - в то время ещё и уже не Самара). В итоге мы имеем возможность лицезреть результаты трудов трёх архитекторов, воплощённые в замечательный памятник легендарному революционному Василию Ивановичу и его революционной же армии.


Описание памятника Чапаеву

Все фигуры композиции, за исключением коня выполнены размером в полтора роста человека. Фигуры памятника созданы с учётом местного революционного колорита и имеют символическое значение (как многое и часто в советское время). Лицо главной фигуры - самого Чапаева скульптор ваял с сына комдива, который ожидаемо был похож на отца. Отдельные фигуры красноармейцев и Анки - пулемётчицы имели своих прототипов из реальных жителей Самары и среднего поволжья.

Памятник до сих пор вызывает интерес у жителей и гостей города. К сожалению нездоровый интерес проявляют к нему и вандалы, которые со времён развала римской империи, благодаря их безобразиям, так и шмустают по Европе, не забывая и Самару. В результате своей неблаговидной деятельности они неоднократно умыкали у комдива шашку, а у бойцов пулемёт системы "Максим".

Необходимо заметить, что у памятника имеется копия-двойник в Санкт-Петербурге. В процессе подготовки отправки в Самару его увидел товарищ Киров и внёс предложение создать такой же монумент для города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).

Некоторые, возможно малоизвестные факты о Чапаеве

Начать нужно видимо с того, что до 30-х годов 20 века фамилия Василия Ивановича звучала и писалась через букву "е" - Чепаев, однако благодаря известному роману Д. Фурманова и ещё более известному фильму "Чапаев" снятому по материалам этой книги в 1934 году мы с вами знаем Василия Ивановича Чапаева.

Лихой командир на лихом же коне, вряд ли это про Чапаева, эта картинка скорее всего создана кинематографом для зрелищности. Дивизия Василия Ивановича была пехотной, скорее даже мотопехотной, об этом далее. Ездить верхом он мог только на иноходце с более плавной манерой передвижения из за полученного в сражениях первой мировой серьёзного ранения в бедро, у него к тому же была прострелена правая рука что видимо мешало и лихому маханию шашкой.

Чапаев, как указывают некоторые источники активно интересовался техникой и довольно часто пользовался автомобилями. В его дивизии насчитывалось около 50 (!) единиц бронетехники и автомобилей различных марок. Так же в дивизии был авиаотряд из пяти аэропланов, Чапаев часто летал в Москву на воздушном судне. Кроме того во всех частях активно пользовались телефонной, телеграфной связью и посыльными на мотоциклах.

Как видим комдив по достоинству ценил и пользовался современными видами вооружений.

Вроде бы, бояннейший самарский памятник... Но все ли его детально разглядывали? Лично для себя я узнал много нового.

Памятник Чапаеву работы Матвея Манизера на площади, носящей имя комдива, видели чуть ли не все бывавшие в Самаре или в Куйбышеве с момента его открытия 6 ноября 1932 году (тогда площадь носила название Парижских коммунаров).

Сам Чапаев уже давно не ассоциируется с реальным историческим комдивом. По большому счёту, в умах он уже не красный и не белый. Черты его личности и подвиги представляются через призму советского блокбастера братьев Васильевых 1934 года и многочисленных анекдотов, которые появились после триумфа кинокартины. Постомодернистского огонька поддал полководцу ещё и Пелевин, сделавший этот персонаж актуальным и для современного юношества. Теперь Чапаев - усатый мужик, демонстрирующий тактические схемы при помощи картошки; персонаж, воющий с Петькой за сердце пулемётчицы Анки и тачанка с надписью про силу ночи и силу дня.
Вероятно, именно поэтому эта скульптурная композиция, действительно, любима жителями города.

Не менее любим памятник не только у поклонников монументального, но и популярен в среде охотников за цветметом. На протяжении 2000-х у комдива дважды реквизировалась шашка, а однажды даже пулемёт "Максим" у его свиты.

Я же прежде всего уважаю это произведение за две вещи. Во-первых, оно наглядно демонстрирует этно-социальный срез Поволжья. Кроме русских типажей здесь присутствуют татарин и башкир. А сам Чапаев был наполовину мордвином-эрзя, наполовину чувашом. Так что, практически полный набор. Во-вторых, памятник весьма демократичен. При желании можно взобраться к самой скульптурной композиции и рассмотреть всё досканально. Чем я любил промышлять в детстве и не преминул воспользоваться прошлой осенью. Как результат - нижеследующие фото.

Немного истории: над памятником Матвей Манизер работал в Ленинграде. Там же ему позировали прототипы скульптурных фигур. Перед тем, как отправить памятник на волжские берега, его осмотрел Киров, который весьма впечатлился. Памятник получился на славу. К тому же, это была первая многофигурная композиция, изготовленная при советской власти. Киров возжелал для Ленинграда такое же чудо. Копия была отлита перед самым началом войны, а установлена у Военной академии связи уже во время блокады.
За памятник Манизер получил звание Заслуженного художника.
Архитектор куйбышевского постамента - Иосиф Лангбард, прославившийся, прежде всего, своими конструтивистскими постройками в Белорусской ССР.
Оплатили изготовление монумента бывшие бойцы чапаевской дивизии и самарский пролетариат.

Ленинградская копия памятника. Фото отсюда .

Технические характеристики: вес памятника 12 тонн. Материал - бронза. Высота - 10 метров. Основание постамента 17 х 22 метра. Фигуры в полтора раза человеческого роста.

А теперь будем разглядывать памятник:

Общий вид. Здесь можно рассмотреть всех персонажей за исключением плетущегося в арьергарде матроса. Обратите внимание на состояние постамента. А это, между прочим, памятни культуры федерального значения.

То же, но с обратной стороны.

Сам Василий Иванович. Запечатлеть его непросто, потому как он нависает над общей толпой на своём лихом коне. Скульптор создавал образ с сына Чапаева Александра, который, как поговаривают, имел поразительное сходство с отцом.

Вперёд дивизионного батьки в бой рвётся комиссар.

За комиссаром находится фигура, приподнимающегося с земли бойца-башкира.

Прототипом послужил башкирский поэт Гайсы Юсупов, погибший во время Великой Отечественной.

Боец-татарин. Социальное происхождение - волжский грузчик. Чисто самарский татарский типаж. Ведь, как известно, бизнес грузчиков в Самаре крепко держали татары, обитавшие на улице Алексея Толстого. В прошлом - Казанской, что характерно.
Лицо татарина могут разглядеть, разве что, птицы. Зато сосок виден всякому.

Крестьянин-партизан. Символизирует русский roots.

Первая пятёрка. Тяните билеты. .

Единственная дама. Кстати, подумалось, что по гендерному составу композиция памятника соответствует главным героям сказки "Белоснежка и семь гномов".
Модель сгенерирована по образу бывшей ткачихи с характерной для этой профессии фамилией Ткачёва. Позже Е.В. Ткачёва стала заместителем председателя Самарского горисполкома, а ещё позже была обвинена в правотроцкистской деятельности.

Последние две фигуры, замыкающие композицию, символизируют, нарождающиеся из орд вооружённых оборванцев регулярные части Красной Армии:

Боец. Этому парню постоянно не везёт. Почему-то при перечислении фигур скульптурной композиции о нём постоянно забывают.

А вот матрос, замыкающий композицию, часто бывает в центре внимания. Особенно после кражи у него пулемёта с лафета. Обратите внимание на то, как он изящно изгибает спину, если смотреть с этого ракурса.

Если посмотреть на матроса с другой стороны, то выглядит он не так кокетливо.

Разумеется, близость ВУЗА, пусть это даже Академия искусств и культуры, не может не сказаться на гениталиях коня. Гениталии бронзовых коней нигде не дают покоя студентам нашей страны.

В целом, состояние памятника федерального значения можно оценить на твёрдую "четвёрку". Хуже всего дело обстоит с ремнями от винтовок. Про проблемы с постаментом я уже писал.

Памятник в комплексе площади:

На мой взгляд, памятник очень удачно вписался среди невысоких построек окружающих его. Благо, когда он возводился, у советских властей ещё не так сильно была развита тяга к циклопизму. И, тем более, радостно, что это не Церителиевский формат.

Весьма эффектно он выглядит и на фоне волжских закатов.

Нужно заметить, что долгое время на площади располагался Обком партии. И памятник расположен таким образом, что Чапай будто ведёт свою бригаду на его штурм. Это служило поводом для многочисленных шуток обывателей.

Уже мало, кто об этом помнит, но под памятником находятся могилы. Здесь в декабре 1917 года были захоронены погибшие от "рук контрреволюционеров". Ранее эта табличка висела на постаменте памятника, а теперь перенесена на стену одного из близлежайщих домов.

Bonus-track: можно посмотреть 3D-панораму площади Чапаева заодно с памятником.

"Памятник Чапаеву" – это была первая многофигурная скульптурная композиция, созданная при советской власти.

Памятник Чапаеву , стоящий на одноименной площади, вместе с "пряничным" зданием Самарского театра драмы часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города. Тем не менее, если рассмотреть эту скульптурную композицию подробнее, можно узнать о ней много нового.

Двенадцатитонный бронзовый памятник был изготовлен в Ленинграде скульптором Матвеем Генриховичем Манизером , автором и других самарских памятников – например, Ленину и Куйбышеву. Но, несомненно, Чапаев со своими бойцами – самое удачное творение скульптора, сделанное для города. Уже готовый памятник в Ленинграде очень понравился Сергею Кирову , и тот в 1933 г. распорядился изготовить его копию. Близнецы самарских красноармейцев и сейчас стоят в Санкт-Петербурге у Военной академии связи. Москвичам же Матвей Манизер хорошо знаком по многочисленным бронзовым фигурам, украшающим станцию метро "Площадь Революции". Они, хотя и сделаны позже, но во многом перекликаются с бронзовыми чапаевцами. Именно за памятник Чапаеву Манизер получил звание заслуженного художника СССР. Над постаментом самарского изваяния работал Иосиф Лангбард , более всего известный своими конструктивистскими постройками в Белоруссии. Постамент-трибуна был оштукатурен и окрашен в черный цвет. Архитектор Каркарьян выполнил проект облицовки постамента полированным черным лабрадоритом и согласовал его с Манизером.

Куйбышевский памятник был торжественно открыт 6 ноября 1932 г. на площади Парижских Коммунаров (прежнее название площади Чапаева). Это была первая многофигурная скульптурная композиция, созданная при советской власти, и она поразила собравшихся на открытие горожан.

Почти все бронзовые бойцы имели реальные прототипы.

Памятник Чапаеву

Все фигуры памятника сделаны размером в полтора человеческих роста. Каждая из восьми фигур либо отражает местный волго-уральский революционный колорит, либо имеет символическое значение. Возглавляет отряд сам комдив – с шашкой и на вздыбленном коне. Скульптор ваял лицо военачальника с сына Чапаева, Александра Васильевича , который, по общему мнению, был очень похож на отца. Некоторые другие фигуры также имели свои прототипы. Для единственной женской фигуры (Анна-пулеметчица), идущей вслед за полководцем, Манизеру позировала ткачиха Ткачева , бывшая в то время заместителем председателя Самарского горисполкома. Уже после открытия памятника ее карьера оборвалась, когда она была обвинена в правотроцкистской деятельности. Но фигура бывшей ткачихи, разумеется, никуда не делась с одной из главных площадей города.

Именно за памятник Чапаеву скульптор Манизер получил звание заслуженного художника СССР.

Отдельно Манизер отразил местный этнический колорит. Из коренных народов Поволжья, кроме самого Чапаева, представлены фигуры башкира и татарина. Таким образом, в композиции появились представители наиболее многочисленных народностей региона. Нужно заметить, что, когда устанавливался памятник, город был административным центром большого многонационального Средневолжского края.

Для фигуры башкира, поднимающегося с земли, позировал башкирский поэт Гайсы Юсупов , погибший во время Великой Отечественной войны. Фигура татарина была сделана с одного из самарских волжских грузчиков. Именно татары, жившие на улице Казанской (ныне – Алексея Толстого), составляли значительную часть персонала городских торговых пристаней. Русские представлены фигурой бородатого партизана в папахе. Замыкают же композицию фигуры солдата в буденновке с винтовкой системы Мосина и матроса с пулеметом "Максим". Они символизируют собой части только появляющейся регулярной Красной Армии.

Около памятника находятся захоронения 12 человек – "борцов с контрреволюцией" и чекистов.

Прежде в этом здании находился обком КПСС, что служило поводом для немалого количества шуток горожан. Сейчас бронзовый Чапаев направляет свою армию в сторону Академии культуры. Тоже, в общем, символично...

Мало кто знает, но около памятника находятся захоронения 12 человек – "борцов с контрреволюцией" и чекистов. До того как на площади "поселился" Чапаев со своими бойцами, возле захоронений стоял гипсовый памятник III Интернационалу, (автор – самарский скульптор Копылов ), установленный в первые послереволюционные годы и быстро пришедший в негодность. Хочется верить, что, в отличие от первого памятника на площади, скульптурный шедевр Манизера значительно дольше будет украшать Самару – так органично он вписался в ее многоликий архитектурный ансамбль.

Одним из выразительных и красивых монументов Самары является памятник легендарному командиру дивизии, герою Гражданской войны Василию Чапаеву. Эта скульптурная композиция была открыта в ноябре 1932 года в честь 15-летия Октябрьской революции на площади перед зданием Самарского академического театра драмы им. Горького . До установки памятника площадь носила название Парижской коммуны, на ней была установлена скульптура, посвященная III Интернационалу. Однако площадь решили переименовать, в результате чего она стала носить название площадь Чапаева.

По своей величине скульптурная композиция была одной из самых больших в стране - высота самого памятника составляет 10 метров, основание 17x22 метра. Вся скульптурная композиция отлита из бронзы, на это ушло около 12 тонн. Постамент состоит из двух площадок. На первую можно подняться по ступеням с двух сторон, на второй установлена сама скульптурная композиция.

Историческая справка

Авторами скульптурной композиции, посвященной чапаевцам во главе с комдивом, являются архитектор И. Лангбард и скульптор М. Манизер, который являлся также автором скульптур В.И. Ленину и В.В. Куйбышеву. Позировал скульптору сын Чапаева Александр, который внешне был похож на отца. Эту сложную скульптурную композицию изготавливали в Ленинграде. Перед отправкой его собрали для оценки проделанной работы. Скульптура произвела большое впечатление на С.М. Кирова и он выступил с предложением отлить точную копию и оставить в Ленинграде. Так появился двойник памятника, который можно встретить на площади перед зданием Военной академии связей имени Буденного Санкт-Петербурге.