Педагогические труды а с макаренко. Педагогические идеи а.С. Макаренко. Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Ерофеева Юлия Игоревна

ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

« Педагогическая деятельность и взгляды

А.С. Макаренко»

Выполнила: Ерофеева Юлия Игоревна

22 группа 2014 год.

Проверила: Куракина И.Н.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888- 1939)

БИОГРАФИЯ

Русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 в г.Белополье Сумского уезда Харьковской губ. в семье рабочего-маляра. Родители: Отец - Семён Григорьевич, мать - Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895-1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва. Брат А. С. Макаренко - Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским».

Доктор филасофии Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича. Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» (глава о приезде польской делегации).

В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Слово отца, стало делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов, он начал, в 17 лет, работать в родном училище. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение « Кризис современной педагогики». В 1917-1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву.

· Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .

· Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)

· Приёмный сын - Лев Михайлович Салько .

· Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Трудовая деятельность .

Имея реальные перспективы научной карьеры, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г.Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 Макаренко отослал на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, заметил в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет,мировое значение»., в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею с 1920 по 1928 год,с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.

Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:

1. у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием.

2. добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы, то есть безделье также не поощрялось.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии).). Ядром коллектива явились бывшие воспитанники Колонии имени М. Горького. Воспитательный процесс в коммуне строился на основе соединения обучения с производительным трудом (первоначально в мастерских, затем в производственных цехах)…В 30-х гг. передана в систему исправительно-трудовых учреждений.» , Коммуну им. Ф. Дзержинского можно охарактеризовать как «закрытое заведение профессионально-трудового обучения и производства», которое, кроме того, занималось перевоспитанием (реабилитацией, социализацией и коллективизацией) детей-правонарушителей.

В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производстве с новейшим техническим оборудованием. Но решающее значение в становлении нового человека Сталинской эпохи имело, по мнению Макаренко, образование; об этом он много говорил и писал. Даже в колонии имени А.М. Горького, где в своё время работал А.С.Макаренко, в тяжёлые послереволюционные годы существовали школа в составе шести классов и группы подготовки на рабочие факультеты. Макаренко всячески расширял образовательные идеалы воспитанников.

Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе.

Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды.

В коммуне проводился точный учет внешкольных занятий, в конце месяца представлялись сводки о работе каждого кружка и каждого кружковца. Руководил кружками клубный совет - орган комсомольской общественности. Клубный совет издавал газету «Резец»; её критические выступления в духе требовательной самокритики немало содействовали общественно-идеологическому воспитанию коммунаров.

М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического не просветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками».

Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают труды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.

В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории…»

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время - до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

Член Союза советских писателей (с 1934 года)..

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литературное творчество

В или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому , но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А. М. Горький , для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В. И. Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского, на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании.

Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» () и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма » (1925-1935). Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б)

Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона , А. Барбюса , Д. Бернала ,У. Бронфенбреннера , А. Валлона , В. Галля, А. Зегерс , Я. Корчака , С. Френе и других деятелей культуры и образования.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

Во-первых, его достижениям зачастую не верили («мальчики в сладком сиропе» - характерный отзыв о книге «Флаги на башнях», то есть «сказка, такого не бывает»).

Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми («Система Макаренко есть система не советская» - это уже оценка чиновников, приведённая в «Педагогической поэме» .

В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и жестокость. Именно на основе сообщений от подобных«доброжелателей» Н. К. Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в «Комсомольской правде»), что имело целый ряд печальных, а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенного из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С. А. и Г. К. Калабалиных).

Поэтому неудивительно, что произведения А. С. Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников.

Труды Антона Семеновича Макаренко

Романы и повести

1937 - Книга для родителей

1925 - 1935-Педагогическая поэма

1930 - Марш тридцатого года

1938-Флаги на башнях

Работы о воспитании:

Воспитание в семье и школе

Лекции о воспитании детей

Письмо пионервожатому

Проблемы воспитания в советской школе

Проблемы школьного советского воспитания

Методика организации воспитательного процесса (1936-1937)

Рассказы и очерки:

1937 - О человеческих чувствах

1937 - Из истории героизма

1940 - Преподаватель словесности

1939 - Домой хочу

1937 - Случай в походе

1938 - Симфония Шуберта

1938 - Премия

1941- В библиотеке

1937 - В день Первого Мая

1937 - Три разговора

1938 - Незабываемая встреча

Педагогические идеи.

Макаренко создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют свое значение до сих пор.
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: "Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во "взрослого" гражданина.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей.

Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип «параллельного действия», использовался в качестве важнейшего при воспитании личности в коллективе. Законов сплочения коллектива являлось стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому, создают мажорный тон в коллективе.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного, А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становиться, только выражая интересы всего коллектива».

Советский педагог и писатель Макаренко Антон Семенович осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии и детской коммуне. Разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.

Особое внимание А.С. Макаренко уделил роли состава семьи. Взгляды по этому вопросу изложены в педагогической статье «Общие условия семейного воспитания». Он подчёркивал, что родительская забота может иметь нормальный характер только в семье, где есть несколько детей.

А.С. Макаренко так же отмечает важную роль структуры семьи и доказывает, как болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе.

«Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей. Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение».

Следующий вопрос, на который А.С. Макаренко обратил самое серьезное внимание,-- это вопрос о цели воспитания в семье.

«В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».

В лекциях о воспитании детей Антон Семенович указывает на важность воспитания дисциплины у ребенка. Прежде всего, он утверждает мысль о том, что каждый родитель сможет выработать такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи.

«Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности в старшем возрасте».

В своей статье он показывает, что в некоторых семьях часто свято верят в целебность раз принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и своим собственным. Режим не может быть постоянным по своему характеру, именно потому, что является только средством воспитания.

«Первое, на что мы обращаем внимание родителей,-- это следующее: какой бы вы ни выбрали режим для вашей семьи, он должен быть, прежде всего, целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети. Во всяком случае, и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного правила».

Вторым важным свойством каждого режима А.С. Макаренко отмечает его определенность.

«Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как правило, же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям».

«Определенность режима, его точность и обязательность подвергаются большой опасности, если родители сами относятся к режиму неискренне, если они требуют его выполнения от детей, а в то же время сами живут беспорядочно, не подчиняясь никакому режиму. Конечно, вполне естественно, что режим самих родителей будет отличаться от режима детей, но эти отличия не должны быть принципиальными. Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убрать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

В своей статье А.С. Макаренко подчёркивает, что режим в семье обязательно должен касаться следующих частностей: точно должно быть установлено время вставания и время отхода ко сну, должны соблюдаться правила аккуратности, чистоты и порядка. Каждый ребенок с самого раннего возраста должен уметь вести себя за столом, уметь пользоваться уборной, умывальником, ванной, электрическим светом. Строгому режиму должно подчиняться распределение рабочего времени ребенка, что особенно важно, когда он начинает ходить в школу.

«Большое внимание нужно оказывать вопросам движения. Некоторые думают, что детям необходимо много бегать, кричать, вообще буйно проявлять свою энергию. Что у детей есть потребность в движении в большей степени, чем у взрослых, не подлежит сомнению, но нельзя и слепо следовать за этой потребностью. Необходимо воспитывать у детей привычку к целесообразному движению, к умению тормозить его, когда это нужно. Во всяком случае, в комнате не нужно допускать ни бега, ни прыжков, для этого более подходит площадка во дворе, сад» - утверждает Антон Семенович в своей статье «Дисциплина».

Чрезвычайно важным А.С. Макаренко считает вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В той области, где дело касается режима, неуместны ни ласка, ни беседа, ни уступчивость. Здесь он рекомендует единственную и лучшую форму -- распоряжение.

«Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжения, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы, ни у вас, ни у ребенка не было сомнении в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения».

Р екомендации А.С. Макаренко по отдаче ребёнку распоряжений:

  • 1 Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание.
  • 2 Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  • 3. Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
  • 4 Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя.

«Самое важное в этой области -- следить, чтобы у детей не накоплялся опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим. Очень плохо, если вы допустили такой опыт, если вы позволили детям смотреть на ваши распоряжения как на нечто необязательное. Если вы этого не допустите с самого начала, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям. Если режим развивается правильно с самого начала, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это -- самый правильный путь семейного воспитания…» - констатирует А.С. Макаренко.

В своих лекциях о воспитании детей в статье «Семейное воспитание» Антон Семенович уделяет внимание важности воспитания ответственности у ребёнка.

«Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том еще, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь. Именно такую ответственность нужно воспитывать у советского гражданина, и именно поэтому не нужно наказывать за порчу вещей или грозить наказанием, а нужно, чтобы ребенок сам увидел тот вред, который он принес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности. Об этом ребенку нужно, конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты небрежности, но еще полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует эти результаты».

Когда ребенок поймёт, добавляет А.С. Макаренко, что его поступки приводят к некоторым неприятным последствиям, у него появится ощущение естественной ответственности. Чем старше ребенок, тем эта естественная ответственность должна быть для него обязательнее и привычнее.

«В особенности важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже интересы общественные. Если в семье есть правильный коллективный тон, это воспитание проводить очень нетрудно» .

А. С. Макаренко -- педагог-новатор, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т.д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т.п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив -- это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,-- говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учит нас,--писал он,-- что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива».

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде -- объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив -- часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».

«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,-- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «Принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.

В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины -- только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т.д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе, -- говорил он, -- дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко--это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность Родине и Педагогическим принципам.

Несомненно, что родителям нашего современного общества стоит прислушаться к мнениям великого педагога и мастера своего дела.

Используемая литература

  • 1. А.С. Макаренко Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Педагогические соч.: В 8 т. -- М., 1984. Т. 4
  • 2. А.С. Макаренко, Из лекций «О воспитании детей. Дисциплина», Педагогические соч.: В 8 т. -- М., 1984. Т 4
  • 3. А.С. Макаренко, Из лекций «О воспитании детей. Семейное воспитание», Педагогические соч.: В 8 т. -- М., 1984. т. 4
  • 4. А.С. Макаренко «О воспитании» Москва,1988
Макаренко Антон Семёнович (1888-1939) - известный советский педагог, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. События 1905-1907 гг. оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увлекался творчеством Горького. В 1914 г., имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917/18 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков и с увлечением отдался работе. Октябрьскую революцию встретил с восторгом.

Педагогическая деятельность Макаренко

В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Задача была трудной. Подростки и юноши, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были недисциплинированными, не привыкшими к труду, с уголовным прошлым. Однако в течение 3-4 лет Макаренко создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени A.M. Горького». Число ее воспитанников в 1926 г. составило 120 человек. В этом же году колония переселилась в поселок Куря ж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. Посетив колонию в 1928 г., A.M. Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». Далее Горький указывает, что Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. 15 конце1 1928 Г. педагог ушел из колонии и в течение нескольких последующих лет отдавал все свои силы руководству коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Если в колонии имени A.M. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.
В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени A.M. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского. В 1933-1939 гг. он написал несколько крупных произведений, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Широкую известность педагогу при несли книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).
Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе. Педагог сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма его жизни, остановка — форма его смерти -- и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
По мнению Макаренко, процесс формирования коллектива проходит через ряд этапов. На первом этане в качестве средства сплочения детей выступает единолично с требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно в младших возрастных группах, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, на основании которых можно судить о превращении диффузной группы в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к нему должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от прямых требований, направленных к отдельным воспитанникам. Здесь вступает в силу метод параллельного действия: на каждого воспитанника воздействует и воспитатель, и актив, и коллектив в целом. Педагог может опереться в своих требованиях на группу учащихся, обращаясь к нему через актив. Однако актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к нему, а через него и к отдельным воспитанникам.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал Макаренко. Положение, когда требует коллектив, говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Он подвергался нападкам в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. Ни при жизни Макаренко, ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний, и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. К опыту Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги, многие из них в свое время были его воспитанниками. После смерти Макаренко был канонизирован как классик марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х гг. XX в. позволило российским исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству Макаренко.

Выдающийся отечественный педагог и писатель родился в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожника. После окончания Полтавского учительского института (1914 г.) заведовал начальным городским училищем. В течение 1917-1919 гг. заведовал школой в г. Крюкове. В сентябре 1920 года создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. С 1927 года его деятельность проходит в детской трудовой коммуны имени Ф.Э.Дзержинского (пригород Харькова). Зарождение и расцвет колонии имени Горького отображены в работе “Педагогическая поэма” (1933-1935 гг.).

Жизнь коммуны художественно представлена в работе “Флаги на башнях”. В 1935 году Макаренко был переведен в Киев для заведования частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 году переехал в Москву, где занимается теоретической педагогической деятельностью. В 1937 году опубликована “Книга для родителей”.

А.С.Макаренко творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Он занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания.

А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика и техника, трактующих педагогику, как практически целесообразную науку. Такой подход означает необходимость выявления закономерностей, соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.

Узловой пункт теории Макаренко – принцип параллельного действия, т.е. организованного единства воспитания и жизни, коллектива и общества, общества и личности. При параллельном действии обеспечивается свобода и самочувствие воспитанника как творца, а не объекта воздействия. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе - общий и единый метод, обеспечивающий эффективность воспитания коллектива и личности. Центральное место в теории А.С.Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является:

Орудием формирования активной творческой личности.

Средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители её развития.

Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес всего коллектива. Непосредственное воздействие педагога на ученика может быть малоэффективным. Лучше результаты тогда, когда воздействие идет через окружение школьников. Отсюда и принцип параллельного действия; требование воздействовать на ученика непосредственно через первичный коллектив. Учение Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти. Выделены принципы развития коллектива:

гласность

зависимость

ответственность

параллельное действие.

Этапы становления коллектива:

1. Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель: превратить организованно оформленную группу (класс) в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.

2. Усилие влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.

Процесс движения: через коллективный опыт ученик предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом - увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка.

Именно в труде в первую очередь формируется личность будущего гражданина. В руководимых А.С.Макаренко воспитательных учреждениях труд – рычаг системы воспитания. Труд и потребность улучшить этот труд – вот фундамент самоорганизации коллектива. Трудовое воспитание – важный фактор физической культуры, содействует психическому, духовному развитию человека. Он стремился воспитать у своих воспитанников умение заниматься любым трудом. При участии в коллективном труде человек приобщается к правильному нравственному отношению к другим людям. В коммуне имени Ф.Э.Дзержинского были построены два первоклассных завода по производству электрического инструмента и фотоаппаратов. «Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из ложных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина».

«Мы желаем воспитать культурного советского рабочего, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать чувство долга и понятие чести у него, а это возможно лишь в условиях такой жизни воспитательного коллектива, которая включала бы в себя обучение в средней школе, участие в труде в сфере промышленного производства».

А.С.Макаренко сумел перейти от примитивного самообслуживания, от ремесел полукустарных мастерских и надуманных комплексов к педагогически целесообразной организации комплексного, общественно-полезного и производительного труда воспитанников в условиях производства. Макаренко стремился к подчинению труда учебно-воспитательным задачам и органического его включения в целостную педагогическую систему (технология производства, электротехнологии и т.д.).

Благодаря связи производственного труда с образованием усиливается воспитательная роль и труда, и обучения. Производственное обучение дополнилось сетью технических кружков и свободной мастерской (где занимались в свободное время: изготовляли что-либо из разнообразных материалов). Особое внимание уделялось вопросам, связанным с ручными операциями. Отличительная черта коммуны – это организация коллектива воспитанников в общественно-полезном труде. Наряду с оплачиваемым производительным трудом и самообслуживанием в коммуне широко применялся безвозмездный, общественно-полезный труд: коммуна помогала хутору Шишовка.

Лучшим воспитательным средством, способствующим развитию всех материальных и идеальных стимулов трудовой деятельности коллектива коммуны, было соревнование. Особое внимание было уделено развитию самоуправления и других самодеятельных начал. Антон Семенович был последовательным в осуществлении идеи о соединении обучения основам наук с общественно-полезным производительным трудом. В проекте «Устройства школ» говорится, что, как правило, школьное производство должно быть подсобно-механическим, производящим детали для крупного производства.

В опыте А.С.Макаренко можно выделить три категории проблем трудового воспитания:

Проблемы организации трудовых коллективов детей, подростков и старшеклассников.

Проблемы трудовой дисциплины и педагогического воздействия в условиях общественно-полезной трудовой деятельности школьников.

Педагогика должна иметь следующую логику: от коллектива к личности. Объект воспитания – целый коллектив. Только через организацию коллектива личность будет дисциплинирована и наиболее свободна. Коммунары получали высокую квалификацию, связанную со средним образованием и в тоже время у них воспитывались разнообразные качества хозяина и организатора. Влияние личности на личность есть фактор узкий и ограниченный. Педагогическое влияние направлено на весь коллектив. Цель коммуны: создание правильного влияния коллектива на личность. Детский коллектив не может жить подготовительной жизнью к будущей жизни, он уже член полноправной общественной жизни.

Негативные положения трудового воспитания: это когда нет производства, нет коллективного труда, а есть отдельные усилия, т.е. трудовая деятельность имеет цель якобы дать труд. Труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительной частью воспитания. Он должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать. Коллектив должен иметь перед собой ясно поставленные цели, должен преодолевать трудности.

«Только свободное образование может обеспечить самобытность личности».

Из коммуны выходил человек знающий производство, его организацию, образованный человек, получивший среднее образование. Метод трудового воспитания: перед ребенком ставится задача, которую он может решить, используя то или иное трудовое средство. Задача может иметь длительный характер. Ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести ответственность за выполнение работы и за её качество.

Заключение

К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила "безнравственное и бесправное" отношение человека к человеку. Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, на править ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель "прошлых времен". В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.; были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации.

А.С. Макаренко является новатором в истории педагогики, он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Он занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания.

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому , но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.