План конспект пример составления. Примерное оформление конспекта урока. Этап V. Оборудование

Создание эффективных планов уроков требует времени, усердия и понимания целей и способностей студентов. Цель, как и во всей учебе, – мотивировать учащихся понять суть того, что вы преподаете, чтобы они как можно больше запомнили. Вот некоторые идеи, которые помогут вам получить максимальную отдачу от вашего класса.

Шаги

Создание основной структуры

  1. Обязательно определите свои цели. В начале каждого урока пишите цель плана урока вверху. Она должна быть совершенно простой. Что-то вроде, "Ученики научатся идентифицировать различные структуры тела животных, которые позволяют принимать пищу, дышать, двигаться и развиваться". В принципе, это то, что будут знать ученики после того, как вы с ними поработаете! Если вы хотите что-то добавить, допишите, как они могут сделать это (с помощью видео, игр, карточек и так далее).

    • Если вы работаете с младшими школьниками, ваши цели могут быть более базовыми, как "Совершенствование навыков чтения или письма." Они могут основываться на навыках или концепции. Ознакомьтесь с материалами о том, как писать образовательные цели, для получения более подробной информации.
  2. Напишите обзор занятия. В общих чертах обозначьте его главные идеи. Например, если ваш класс проходит Гамлета Шекспира, ваш обзор может включать информацию о том, каково место «Гамлета» среди остальных произведений Шекспира, насколько исторически точно описаны события и как темы желания и ухищрений могут соотноситься с текущими событиями.

    • Все зависит от продолжительности урока. Мы расскажем о шести основных шагах к любому уроку, все из которых нужно включить в ваш обзор. Но тем не менее, вы всегда можете запланировать больше.
  3. Спланируйте свой график. Если у вас много работы в установленный промежуток времени, разбейте план на разделы, которые можно пройти быстрее или медленнее, перестраиваясь с учетом изменений, если таковые произойдут. Давайте используем часовое занятие в качестве примера.

    • 1:00-1:10: Разминка . Сосредоточьте внимание на занятии и кратко повторите вчерашнюю дискуссию о больших трагедиях; свяжите это с «Гамлетом».
    • 1:10-1:25: Представление информации. Для начала, обсудите биографию Шекспира в общих чертах, сосредоточив внимание на его творческого периоде за 2 года до и после написания «Гамлета».
    • 1:25-1:40: Практическое задание под руководством учителя . Обсуждение в классе основных тем пьесы.
    • 1:40-1:55: Более произвольное практическое задание. Класс пишет один абзац, описывая текущее событие по-шеспировски. Индивидуально поощряйте способных учеников написать 2 абзаца и помогайте тем, кто справляется медленнее.
    • 1:55-2:00: Заключение. Собираем работы, даем домашнее задание, распускаем класс.
  4. Узнайте своих учеников лучше. Четко определите, кого вы собираетесь воспитывать. Какой их стиль обучения (зрительный, слуховой, тактильный или комбинированный)? Что они уже знают и в чем могут быть недостаточно осведомлены? Разработайте свой план так, чтобы он подходил всем ученикам класса, а затем внесите изменения, которые необходимо учитывать для школьников с ограниченными возможностями, для тех, кто испытывает трудности или недостаточно мотивирован, и для талантливых учеников.

    • Шансы 50/50, что вы будете работать с кучей экстравертов и интровертов. Некоторые ученики будут ярче проявлять себя в индивидуальных заданиях, а другие лучше раскроются в парной работе или в группах. Зная об этом, вы сможете разработать такие виды деятельности, которые подойдут для людей с разными предпочтениями во взаимодействии.
    • Вы также решите вопрос тех учеников, которые разбираются в теме так же, как и вы (к сожалению!), и тех, которые вроде и не глупые, но смотрят на вас, будто вы с Марса. Если вы знаете, кто эти дети, то сможете грамотно объединить или разделить их в работе (чтобы выиграть!).
  5. Используйте несколько форм взаимодействия учеников. Некоторые ученики хороши сами по себе, другие – в парах, а третьи – в больших группах. Пока вы позволяете им взаимодействовать и развивать друг друга, вы делаете свою работу. Но так как каждый ученик – индивидуальность, попытайтесь создать возможности для всех типов взаимодействий. Ваши ученики (и сплоченность класса) только выиграют от этого!

    • Действительно, любой деятельностью можно управлять так, чтобы поработать отдельно, попарно или в группах. Если у вас уже появились интересные идеи, посмотрите, сможете ли вы их переделать так, чтобы смешать разные виды взаимодействия. Иногда для этого просто нужна лишняя пара ножниц!
  6. Обращайтесь к разнообразным стилям обучения. У вас обязательно будет несколько учеников, которые не могут высидеть 25 минут при просмотре видео, и такие, которым надоедает прочтение двух страниц отрывка из книги. Никто из этих учеников не глупее другого, так что помогайте им, переключая виды деятельности и используя способности каждого школьника.

    • Каждый ученик учится по-своему. Некоторые должны увидеть информацию, кому-то лучше воспринимает на слух, а другим нужно в буквальном смысле дотронуться к этому. Если вы отлично провели время за разговором, остановитесь и дайте им об этом поговорить. Если ученики что-то читали, придумайте практическую деятельность, чтобы они смогли использовать свои знания. Школьники благодаря этому будут меньше скучать!

    Планирование этапов

    1. Сделайте разминку. В начале каждого урока ум учеников еще не нацелен на работу. Если бы кто-то вдруг начал объяснять операцию на открытом сердце, вы бы, вероятно, смогли произнести лишь: "Ого, помедленнее. Вернитесь к "возьмите скальпель."" Облегчите им работу. Это то, для чего создана разминка – она не только позволит вам оценить знания учеников, но и помогает им войти в привычную колею.

      • Разминка может быть простой игрой (возможно, о лексике по теме, чтобы увидеть их текущий уровень знаний (или то, что они помнят с прошлой недели!) или это могут быть вопросы, обсуждение или изображения для начала разговора. В любом случае, заставьте школьников говорить. Пусть они думают о теме (даже если вы явно не дали такую установку).
    2. Представьте информацию. Это совершенно просто, не так ли? Несмотря на ваш формат урока, нужно начать с представления информации. Это может быть видео, песня, текст или даже понятие. Вот та база, на которой основывается весь урок. Без этого ученики не достигнут нужных результатов.

      • В зависимости от уровня знаний учеников, вам, наверняка, придется возвращаться к основам. Подумайте о том, как далеко назад вам придется пойти. Предложение "Он повесил пальто на вешалку" не имеет смысла, если не знать, что такое "пальто" и "вешалка". Объясните им самые основы и прорабатывайте эти моменты на следующем уроке (или двух).
      • Возможно, полезным будет напрямую рассказывать школьникам, что они будут изучать. То есть, объяснить им свои цели . Более ясного способа сделать это вы не найдете! Таким образом, все будут уходить, зная , что выучили в этот день. Никаких вокруг да около!
    3. Дайте ученикам попрактиковаться под вашим руководством. Теперь, когда они получили информацию, вам нужно разработать такое занятие, чтобы ввести ее в активное использование. Тем не менее, это все еще новый для школьников материал, поэтому начинайте с такой деятельности, которая направит их в нужное направление. Разработайте рабочие листы, задание на сопоставление или используйте изображения. Не следует приступать к сочинению, прежде чем вы выполните упражнение по заполнению пропусков!

      • Если у вас есть время для двух видов деятельности, тем лучше. Хорошая идея – проверить знания на двух различных уровнях: например, письмо и говорение (два разных навыка). Попробуйте включить различные виды деятельности для учеников с разными способностями.
    4. Проверяйте их работу и оценивайте продвижение вперед. После работы под вашим руководством оцените своих учеников. Понимают ли они, что вы до этого им объясняли? Если да, то это здорово. Вы можете двигаться дальше, возможно, добавив элементы понятия посложнее или проработав более трудные навыки. Если они не поняли вас, вернитесь к прошлой информации. Как представить ее по-другому?

      • Если вы занимались с одной и той же группой некоторое время, то скорее всего, вы знаете учеников, у которых могут возникнуть трудности с определенными понятиями. Если это так, объедините их со школьниками посильнее, чтобы занятие было успешным. Вы же не хотите, чтобы определенные ученики отставали, или чтобы весь класс ждал, пока все достигнут одного уровня.
    5. Дайте ученикам поработать без своего руководства. Теперь, когда школьники усвоили основы, позвольте им показывать свои знания самостоятельно. Это не означает, что вы должны выйти из класса! Просто подразумевает то, что ученикам пора войти в творческий процесс, что позволит им по-настоящему усвоить представленную вами информацию. Как добиться преуспевания интеллектуальной деятельности школьников?

      • Всё зависит от предмета и навыков, которые вы хотите использовать. Это может быть что угодно – от 20-минутного проекта по изготовлению марионеток до двухнедельных жарких дебатов относительно трансцендентализма.
    6. Оставьте время для вопросов. Если на вашем занятии достаточно времени, чтобы охватить предмет, оставьте десять или около того минут в конце для вопросов. Можно начать обсуждением и перейти к более детальным вопросам по данной теме. Или же используйте оставшееся время для разъяснений –два этих способа пойдут на пользу вашим ученикам.

      • Если в вашей группе полно детей, которых не заставишь поднимать руку, то дайте им работать друг с другом. Предоставьте им аспект темы для обсуждения и около 5 минут на разговор об этом. Затем вынесите обсуждение в класс и обговаривайте идеи в группе. Обязательно всплывут интересные моменты!
    7. Конкретно завершите урок. В некотором смысле, урок напоминает разговор. Если вы просто прекратите его, покажется, что он завис в воздухе. Это не то, чтобы плохо... но просто оставляет странное и неудобное чувство. Если позволяет время, подведите итог дня вместе с учениками. Это хорошая идея, чтобы в буквальном смысле показать им, что они что-то изучили!

      • Уделите пять минут, чтобы пройтись по изученным за день понятиям. Задайте им вопросы по понятиям (не вводя новую информацию), чтобы повторить то, что вы сделали и получили за день. Это своего рода циклический прием, который суммирует вашу работу!

    Оставьте пространство для маневра. Вы расписали свой урок по минутам, правда? Отлично – но знайте, что это только ваша опора. Вы же не будете говорить: "Дети! Уже 1:15! ПРЕКРАТИТЕ ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ." Преподавание работает не так. Хотя вам лучше пытаться придерживаться своего учебного плана в пределах разумного, дайте себе немного пространства для маневра.

    • Если вы обнаружили, что не хватает времени, подумайте, что вы можете и не можете выпустить. Что нужно обязательно изучить, чтобы дети побольше усвоили? А что по сути «вода» и просто помогает убить время? С другой стороны, если у вас в запасе осталось время, лучше иметь дополнительный вид деятельности, который можно использовать, если что.
  7. Перепланируйте занятие. Лучше пусть у вас останутся лишние занятия, чем не хватит до конца урока. Хотя вы и рассчитываете хронометраж урока, планируйте по нижней планке. Если что-то может занять 20 минут, рассчитывайте на 15. Вы никогда не знаете, как быстро справятся ваши ученики!

      Разработайте запасной план. В вашей преподавательской карьере у вас будут дни, когда ученики пронесутся по вашему плану и оставят вас в потрясении. Еще у вас будут дни, когда тесты перенесли, пришла только половина класса, или видео, DVD-плеер «проглотил» ваш диск. Когда такой день поднимает свою уродливую голову, у вас должен быть план про запас.

      • У большинства опытных учителей под рукой всегда есть много планов-конспектов, которые они могут вытащить в любой момент. Если у вас прошел особенно успешной урок по решетке Пеннета, придержите этот материал на потом. Вы можете превратить его в другой урок с другим классом об эволюции, естественном отборе или генах в зависимости от возможностей следующего класса. Или у вас может быть припасен урок по, скажем, Бейонсе (подумайте о гражданских правах или движении за права женщин, распространении поп-музыки или просто об уроке музыки на пятничный день). Любой.

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля.

План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.

Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.

В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?

План урока состоит из нескольких частей:

  • Формулировки темы урока,
  • Целей урока,
  • Указания средств обучения,
  • Хода урока,
  • Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).

Остановимся на каждой из них подробнее.

Тема урока

Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».

Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».

Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».

Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».

Ход урока

Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):

  1. Приветствие (1 минута).
  2. Речевая разминка (5 минут).
  3. Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
  4. Фронтальный опрос (4 минуты).
  5. Объяснение нового материала (десять минут).
  6. Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
  7. Выполнение упражнения у доски (десять минут).
  8. Подведение итогов урока (3 минуты).
  9. Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).

Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).

Домашнее задание

Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.

Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.

Казалось бы, что может быть проще, чем написать конспект урока, который учитель составляет изо дня в день, из года в год. Сел и написал на бумаге то, о чем будешь говорить!

Но не все так просто! Времена меняются, меняются и требования, предъявляемые к составлению плана-урока. Новшества приходят в школу каждый день, использование и проектной деятельности на уроке стало необходимостью.

Итак, конспект урока - это четко структурированный план проведения учебного занятия. Написание конспекта урока можно назвать подготовительным этапом работы учителя. Молодые педагоги берут за принцип написание подробных разработок занятий на каждый день, создавая собственную систему преподавания. Опытные учителя могут обойтись лишь планом урока, так как методика уже «в голове» и расписана по минутам во всех деталях, учитывая специфику класса. Открытые уроки от любого учителя требуют написания конспекта и тщательной подготовки, продумывания его деталей.

Конечно, есть множество методической литературы, но это всего лишь руководство к проведению урока, никто в книге не учитывает индивидуальные особенности учащихся, методы и способы, которые подходят именно вам и вашим детям. Да и администрация многих школ требует именно рукописные разработки занятий, и спешит наказать за их отсутствие, отражая это в документации.

Даже, если урок написан и продуман на бумаге, он не всегда может получиться. Иногда реальное воплощение проведенного урока очень расходится с бумажным вариантом. Напрашивается вопрос: «Что же помешало? Плохая подготовка к уроку или отсутствие опыта?»

Поскольку все учителя разные, следовательно, и подход к написанию конспектов должен быть разным, не зависимо от опыта работы. Один преподаватель будет опираться на схему урока в виде тезисов, другой опишет в деталях все вопросы и задания, перевернет массу литературы.

Следует помнить, что учитель - человек творческий, он и актер, и режиссер, а творчество - процесс непредсказуемый, живой. И тем не менее, планировать урок нужно заранее, постараться «прожить» его уже на бумаге, пропустить через свое сердце и разум, чтобы избежать затяжных пауз и невнятных объяснений.

В любой план-конспект урока входит :

Тема согласно тематическому плану учебной программы;

Определение типа урока (закрепление пройденного материала; ознакомление с новой информацией; повторительно-обобщающий урок; комбинированное занятие; контрольный, практический);

Обозначение цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задач, которые вытекают из цели урока;

Оборудование или материально-техническое оснащение,

Описание деятельности учителя и учеников,

Примерный анализ урока (оценка своей работы, если требуется)

Естественно, содержание материала будет зависеть от преподаваемого предмета, но основные принципы составления конспекта урока будут одинаковы для всех.

Каждый последующий урок обязательно должен стать продолжением предыдущего, взаимосвязь этапов четко отслеживаться, а методы и формы работы активизировать деятельность учеников, достигая поставленных целей и задач.

Структура урока , проводимого в любом классе, зависит от особенностей и творческих возможностей учителя, а также от типа урока, и будет примерно такой:

  1. Организационный этап
  2. Изучение новых понятий и способов действия
  3. Формирование умений и навыков
  4. Закреплении, применение, систематизация знаний
  5. Оценка знаний. Информация о домашнем задании.
  6. Подведение итога урока. Рефлексия

Не секрет, что уроки в начальной школе включают в себя игровые моменты, а уроки в старших классах нацелены на подготовку к предстоящим экзаменам.

Писать или не писать конспект урока решать вам, дорогие педагоги, главное, чтобы урок получился. А об этом вам расскажут загоревшиеся глаза детей!

Образец составления поурочного плана

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя.

Этап II. Цели урока

М олодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (работать с лабораторным оборудованием и тд).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

Для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведу примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Можно заменить этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, но практикуйте самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей (создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию).