План сочинения по литературе допуск к егэ. ЕГЭ для жителей Крыма. Для начала следует написать план сочинения

  • Темы сочинений - 2018
  • Небольшие советы тем, кто пишет сочинение
  • Итоговое сочинение - мероприятие не совсем понятное современным родителям. С одной стороны - это не экзамен, результаты которого будут иметь судьбоносное значение. Это только допуск к экзамену, и «заваливают» его менее 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти всякий. Да что там, за него даже оценки не выставят! Просто «зачет» или «незачет».

    С другой стороны, многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов, так что писать его спустя рукава тоже нежелательно.

    Как все-таки получить допуск и не провалить сочинение (если ребенок - «технарь»), и как написать его с блеском (если сочинение проверят в вузе)? За 10 дней вполне можно подготовиться!

    По каким причинам могут не засчитать сочинение

    Краткость - враг сочинения

    Умение писать кратко, емко, логично - несомненное достоинство будущего абитуриента. Но лаконичность должна иметь определенные пределы - 250 слов. «Словом» считается любое слово - и предлоги, и союзы, даже состоящие из одной буквы - засчитывается все.

    Сочинение, состоящее менее чем из 250 слов, комиссия рассматривать не будет!

    Плагиату - однозначно нет!

    Второе нарушение, которое лишит вас шанса быть оцененным - плагиат. Идея заучить наизусть парочку найденных в интернете «золотых сочинений» выглядит соблазнительно, но шанс быть пойманным крайне велик: у педагогов тоже есть доступ в интернет! Поэтому лучше сразу писать честно и не мошенничать.

    Пять критериев оценки сочинения: 2+3

    Итак, ваше сочинение достаточно большое и вы написали его совершенно самостоятельно. Как его будут оценивать? По пяти критериям: двум основным и трем дополнительным.

    Чтобы получить за сочинение «зачет», нужно, как минимум, удовлетворить двум основным критериям и хотя бы одному из трех второстепенных.

    Основные критерии

    1. Соответствие теме

    Несмотря на обманчивую простоту, многие выпускники «сыплются» именно на этом пункте. Ведь в сочинении должен прослеживаться четкий «коммуникативный замысел», иными словами - основная идея, логичное рассуждение, подводящее читателя к определенному выводу, напрямую связанному с заявленной темой. Между тем, одни дети «льют воду», вроде и обсуждая заявленную тему, но не формулируя свою позицию. Другие подменяют заявленную тему собственной. К примеру, обсуждение влияния человека на окружающую среду сводят к размышлениям о воздействии красот природы на духовный мир человека.

    Случаются и вовсе анекдотические ситуации. Так, в 2015 году, когда одной из тем была «Чем может быть ценен для отцов опыт детей?» довольно много школьников принялись рассуждать в обратном направлении - чем полезен для детей опыт отцов.

    1. Литературная аргументация

    Недавно мы писали об . В частности, одним из основных нововведений стала отмена литературной аргументации. Так вот, к итоговому сочинению эти правила не имеют никакого отношения.

    Как минимум один аргумент, опирающийся на литературное произведение, в сочинении должен быть обязательно!

    Не обязательно использовать именно художественное произведение; ссылаться можно практически на любой источник, вплоть до религиозных и философских трактатов. Большинство экспертов и не советуют это делать, но это не запрещено. Что до публицистической и научно-популярной литературы, то ее можете цитировать без ограничений.

    Дополнительные критерии

    Дополнительные критерии относятся к литературным достоинствам сочинения. Напомним, оно должно соответствовать хотя бы одному из трех критериев!

    1. Композиция сочинения

    Сочинение должно быть логично выстроено, соблюден баланс между тезисами и их доказательствами, текст должен быть грамотно разбит на абзацы.

    «Незачет» будет выставлен в случае отсутствия тезисно-доказательной части.

    1. Качество языка

    Если все предложения в тексте построены по схеме «подлежащее-сказуемое-дополнение», то такое сочинение будет оценено невысоко. Разнообразие грамматических оборотов, богатство лексики, образность речи, но, в то же время, точность выражения мысли пойдут вам в плюс.

    «Незачет» будет выставлен в том случае, если бедность речи и неточность использованных выражений затрудняют понимание текста..

    1. Грамотность

    Здесь все просто: на каждые 100 слов должно быть не более пяти ошибок.

    Подсчитываются все ошибки: речевые, пунктуационные, орфографические.

    Темы сочинений - 2018

    Тематические направления известны заранее. Это не секрет, министерство образования опубликовало их еще в начале сентября. Приводим их в соответствии с публикацией на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

    1. Отцы и дети

    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

    1. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

    1. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    1. Искусство и ремесло

    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

    1. Доброта и жестокость

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

    Однако конкретные темы сочинения (одна из каждого направления) станут известны за несколько минут до проведения итогового испытания. Поскольку соответствие теме - основной критерий оценки сочинения, важно держать в голове произведения, которые можно использовать в качестве литературных аргументов. А вот пытаться заранее придумать «идеальное» сочинение - бессмысленно и даже вредно; оно как раз может не попасть в конкретную тему.

    Для примера приведем список реальных тем итогового сочинения 2015 года по направлению «Спор поколений: вместе и врозь» (обратите внимание, что в этом году заявлено сходное направление - «Отцы и дети»).

    «Спор поколений: вместе и врозь»

    • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
    • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
    • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
    • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
    • Роль родительского наставления в жизни человека.
    • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
    • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
    • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
    • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
    • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
    • Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
    • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
    • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
    • Является ли вечным спор поколений?
    • Всегда ли ценны заветы отцов?
    • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
    • В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
    • Трудно ли быть взрослым?
    • Какую роль в становлении личности может играть семья?
    • Рождается ли истина в споре поколений?
    • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
    • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
    • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
    • Почему «отцы и дети» - вечная тема?
    • Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
    • Что значит быть взрослым?
    • Важно ли человеку получить родительское напутствие?
    • В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
    • Родители и дети: спор или диалог?
    • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

    Итак, вы решили проверить тренировочное сочинение своего одиннадцатиклассника и дать ему несколько дельных советов. Как должно выглядеть хорошее сочинение?

      Обозначьте тему рассуждения. Она должна раскрыть название сочинения и поставить вопросы, на которые вы дадите ответы в заключении.

      Основа сочинения должна состоять из фрагментов «тезис - аргумент - микровывод».

    Тезис должен перекликаться с темой сочинения и частично его раскрывать. Например, тема вашего сочинения: «Должна ли у человека быть цель в жизни?». В качестве тезисов можно использовать утверждения «отсутствие цели делает жизнь бессмысленной», «низменные цели приводят к разочарованию», «благородные цели делают нас лучше». Должен ли тезис быть кратким? В отличие от сочинения в ЕГЭ, где тезисы должны опираться на заданный текст, у итогового сочинения нет определенной литературной опоры. Так что каждый из них должен быть небольшим, но развернутым рассуждением.

    Хотя бы одно утверждение нужно аргументировать литературным примером. В подтверждение своей мысли можно привести описание героев, их взаимоотношений, поступков и даже отношение автора к ситуации. Важна аналитичность аргумента; если подросток опасается, что скатится в банальный пересказ, подскажите ему использовать обороты «я считаю, что» или «мне кажется, что». Это поможет продемонстрировать, что описание иллюстрирует выдвинутый тезис.

    После каждого аргумента должен следовать краткий вывод, подтверждающий первоначальный тезис.

    Таким образом, каждая триада «тезис - аргумент - микровывод» - это как бы сочинение в миниатюре.

    1. Сочинение должно завершаться общим выводом, который одновременно объединяет микровыводы, которые автор делает в ходе сочинения, и отвечает на вопрос, поставленный в начале сочинения.

    Мы надеемся, что наши советы станут последним штрихом, который сделает ваше сочинение безупречным (ну, или хотя бы помогут получить доступ к ЕГЭ). Если же волей злой судьбы подросток попадет в 2% проваливших испытание - не отчаивайтесь! Будет еще один шанс блеснуть литературным талантом: пересдача сочинения 6 февраля, есть время подготовиться!

    Подготовила Алена Новикова

    В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2017 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2017, так и летом 2018 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

    Темы прошлых лет

    Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.

    Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

    • Время.
    • Любовь.
    • Путь.
    • Год литературы в России.

    А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

    • Разум и чувство.
    • Опыт и ошибки.
    • Честь и бесчестие.
    • Победа и поражение.
    • Дружба и вражда.

    Зачем понадобилось итоговое сочинение?

    Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?

    • Чтобы воспитать личность школьника.
    • Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
    • Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.

    Как грамотно написать сочинение?

    Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
    Композиция итогового сочинения:

    • Вступление.
    • Основная часть.
    • Заключение.
    1. Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
    2. После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

    В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.

    Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
    Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.

    Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!

    Как можно меньше «лить воды»

    Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.

    Третья часть – заключение . Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

    Самая короткая часть – это заключение.

    Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

    Как выбрать тему?

    Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:

    • какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
    • какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
    • формулировка темы должна быть понятна;
    • сделать выбор в пользу какой-либо темы.


    Порядок работы

    Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.

    Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.

    После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.

    Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.

    По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:

    1. Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
    2. Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.

    Критерии оценивания итогового сочинения

    Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:

    Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

    Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

    О времени и результатах экзамена

    На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

    Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

    Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

    Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!

    Является главной формой итоговой аттестации для российских школьников, окончивших учебу в 11 классе. Данное испытание заставляет учащихся и их родителей не просто нервничать при подготовке к экзамену, но и с трепетом ожидать полученных результатов. Набранные балы покажут, сможет ли школьник , стать студентом бюджетной формы обучения, и сэкономить родителям оплату контракта, а впоследствии – стать востребованным специалистом с достойной оплатой труда.

    Впрочем, несмотря на обязательность ЕГЭ, к экзамену сначала нужно получить допуск. Не стоит думать, что для этого достаточно написать заявление! Учащимся, которые не слишком жалуют школьные предметы и подготовку к ним, сначала придется позакрывать долги. Кроме того, все ученики в обязательном порядке пишут по русскому языку. Что ж, давайте разберемся, как гарантированно получить право на сдачу ЕГЭ в 2018 году!

    Чтобы получить допуск к ЕГЭ-2018, вам придется выполнить ряд требований!

    Как получить доступ к написанию ЕГЭ?

    Допуск к сдаче общероссийских экзаменов могут получить:

    • лица, которые окончили старшую школу ранее 2017\2018 учебного года;
    • учащиеся 11-х классов, окончившие среднее образовательное учреждение в текущем учебном году;
    • ребята, которые обучались по программе средней школы в иностранных учреждениях;
    • учащиеся учреждений, которые не имеют подтвержденной госаккредитации на оказание образовательных услуг, а также дети, которые получали семейное образование или занимались самообразованием. Таким лицам нужно написать заявление на сдачу ЕГЭ за 3 месяца до наступления экзаменации.
    • лица, имеющие медицинское подтверждение проблем со здоровьем, а также те, кто помогает в обучении детей с инвалидностью;
    • те, кто обучается в учреждениях специального учебно-исправительного рода, или прошел обучение в местах лишения свободы;
    • лица, которые прошли программу профессионального обучения.

    Впрочем, если у вышеперечисленных категорий лиц нет желания сдавать ЕГЭ, то для получения школьного аттестата им все равно придется сдавать другую форму экзаменации. В России это ГВЭ.

    Требования, выдвигаемые к участникам ЕГЭ

    В нормативных документах, изданных образовательными ведомствами РФ, прописано, что допуск к ЕГЭ можно получить лишь в том случае, если ученик соответствует таким критериям:

    • имеет как минимум удовлетворительный рейтинг выполнения индивидуального плана (школьник должен закрыть год хотя бы с тройками и не иметь ни одной двойки);
    • в установленное время написал и сдал итоговое сочинение или изложение по русскому языку, которое получило позитивную оценку у проверяющего учителя (допуск получают все, кто получил «зачет»);
    • может предъявить паспорт на процедуре регистрации.

    Отдельное требование в виде дополнительного допуска к ЕГЭ выдвигается к тем ребятам, которые учились в семье или в школах без госаккредитации – сначала им предстоит промежуточная аттестация по дисциплинам из школьной программы, которую нужно сдать не менее чем на тройки. Если такие дети намереваются поступать в ВУЗ, им стоит пройти промежуточную аттестацию как можно лучше – ведь именно эти отметки пойдут в их школьный аттестат.


    Если вы не учились в школе, допуском к ЕГЭ станет промежуточная аттестация

    Сдача ЕГЭ в дополнительный или досрочный период

    К экзаменации, проводимой в дополнительный период, могут получить доступ такие категории лиц:

    • школьники, которые получили двойку не более чем по одному из предметов, относящихся к перечню обязательных (по русскому языку или математике), и не более чем по одному предмету из вариативной части ЕГЭ;
    • ученики, которые писали ЕГЭ в основные даты, но были вынуждены покинуть экзаменационную аудиторию, не закончив работу с билетом. Причина, по которой ученик ушел с экзамена, должна быть уважительной и подкрепленной документами;
    • выпускники, которые подавали вследствие нарушения порядка проведения ЕГЭ в основном периоде (плохой звук на аудировании, нехватка раздаточного материала и тому подобное). Если оценка получилась существенно ниже ожидаемой, а факт нарушения был доказан, то ученик может писать ЕГЭ повторно.

    Допуск к повторной сдаче ЕГЭ не могут получить школьники, которые были удалены из аудитории за неподобающее поведение или списывание, а также те, кто получил двойки сразу по двум обязательным предметам. Следующий шанс получить аттестат и сдать ЕГЭ им будет предоставлен лишь через год.

    Допуск к досрочному ЕГЭ предоставляется:

    • одиннадцатиклассникам, которые желают отправиться на в весеннюю кампанию призыва;
    • спортсменам, которые собираются ехать на соревнования или сборы на уровне страны или мира;
    • школьникам, которые представляют РФ на конкурсе или олимпиаде российского или мирового значения, если даты этих мероприятий совпадают с основным ЕГЭ;
    • ученикам, которым нужно пройти лечение или профилактику по состоянию здоровья;
    • ребятам, которые переезжают в другую страну (по семейным обстоятельствам или на учебу).

    Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ-2018

    Подробности о нюансах итогового сочинения можно прочитать в . Сейчас мы лишь немного остановимся на организационных моментах. Большая часть ребят пишет сочинение, так как оно может быть учтено при поступлении в ВУЗ – в отличие от изложения, которое ВУЗами не рассматривается. Подать заявление нужно не позже, чем за 2 недели до написания работы. Выпускникам, закончившим школу ранее 2017/2018 учебного года, к заявлению нужно приложить оригинал документов о полученном образовании.


    Потренируйтесь писать сочинения, чтобы точно получить допуск к ЕГЭ-2018

    В российской практике за данным мероприятием закреплен определенный день, которым является первая среда декабря. Писать сочинение можно на протяжении 235 минут. Проверяются работы только тех участников, которые написали более 350 слов, формулируя мысли самостоятельно, а не воспроизводя заученные наизусть тексты. В противном случае сразу ставится «незачет».

    Кто может выбирать форму работы самостоятельно?

    Между написанием сочинения и изложения могут выбирать такие группы лиц:

    • дети с ограниченными возможностями здоровья;
    • инвалиды;
    • дети, проходящие обучение в учреждениях санаторно-курортного типа из-за продолжительного лечения или реабилитации;
    • лица, находящиеся на обучении в закрытых учреждениях учебно-воспитательного характера и местах лишения свободы.

    Первые две категории лиц получат для написания работы 1,5 дополнительных часа. Важный момент: такие подростки будут писать работу в условиях, которые соответствуют их состоянию здоровья. Дети с особыми потребностями могут даже писать работу на дому, если такая необходимость подтверждается выводами комиссии, состоящей из психологов, медиков и педагогов.

    Особые условия создаются для детей, которые имеют аутистическое расстройство, слабо слышат или имеют значительные нарушения речи. Они могут читать текст, который выносится на изложение, на протяжении 40 минут. Еще один пункт касается лиц с инвалидностью и тех, кто имеет ограниченные возможности, – такие подростки могут сдавать изложение устно, а не письменно. Кроме того, таким участникам должны быть предоставлены помощники, которые помогут им осуществить передвижение по аудитории, занять свое место и прочитать текст.

    Отметим также, что если сочинение было выбрано по желанию, то ребенок-инвалид или ученик с ОВЗ могут выбрать удобную им дату из предлагаемого перечня. Участникам необходимо написать работу объемом от 250-300 слов, самостоятельно излагая информацию, опираясь на предложенный текст, но не записывая его дословно. Если эти критерии не соблюдены, то за работу сразу ставится «незачет».

    Пересдача сочинения


    Плохо написали сочинение? Не волнуйтесь – у вас еще будет шанс пересдать!

    Дополнительными сроками для написания работы в виде сочинения или изложения в России являются первая февральская среда и первая рабочая среда в мае. Список причин, которые дают право пересдавать сочинение или изложение.

    Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

    В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

    • 5 декабря 2018 года (основная дата)
    • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
    • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

    Кто будет писать в феврале и мае?

    • Несчастливые обладатели «незачета»;
    • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
    • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
    • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

    Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

    • Всех рассаживают в шахматном порядке;
    • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
    • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
    • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
    • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
    • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
    • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
    • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
    • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

    На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

    Новые направления 2018-2019 года

    По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.

    1. Отцы и дети;
    2. Мечта и реальность;
    3. Месть и великодушие;
    4. Искусство и ремесло;
    5. Доброта и жестокость.

    Темы

    Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Также наши авторы будут писать итоговые сочинения одновременно с вами, когда заветные вопросы появятся в открытом доступе, поэтому вы в любом случае сможете найти ответы в сети. Мы, конечно, понимаем, что, как и большинство шпаргалок, данная мера необходима не для списывания, а для того, чтобы вы были в полной уверенности, что «незачет» вам не светит в любом случае. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

    Примерные

    Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша . А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.

    Реальные

    Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

    Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

    Подготовка к итоговому сочинению

    Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

    Вот еще несколько советов:

    Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

    Как написать?

    Правила оформления работы:

    • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
    • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
    • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

    Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

    Алгоритм написания эссе:

    • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

    Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

    Список литературы

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

    Доброта и жестокость

    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    • В.П. Астафьев, «Людочка»;
    • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    • В.М. Шукшин, «Чудик»;
    • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

    Месть и великодушие

    • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    • В.М. Гаршин, «Трус»;
    • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

    Мечта и реальность

    • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

    Отцы и дети

    • А.Н. Островский, «Гроза»;
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    • И.А. Гончаров, «Обломов»;
    • В.Г. Распутин, «Уроки французского».

    Искусство и ремесло

    • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    • М. Горький: «На дне»;
    • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

    Критерии оценивания

    Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

    Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

    1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
    2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
    3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
    4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
    5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
    6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

    Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

    • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
    • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
    • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
    • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
    • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
    • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
    • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

    Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

    • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
    • от 5 до 6 – 1 балл;
    • от 7 до 8 – 2 балла;
    • от 9 до 10 – 3 балла;
    • от 13 до 14 – 5 баллов;
    • от 15 до 16 – 6 баллов;
    • 17 – ровны 7 баллам;
    • 18 – 8 баллам;
    • 19 – 9 баллам;
    • 20 – 10 баллам.

    Результаты и апелляция

    Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

    Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

    Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    2017-2018 учебный год

    Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

    5 открытых направлений тем итогового сочинения ЕГЭ на 2017/18 учебный год:

    1. Верность и измена

    2. Равнодушие и отзывчивость

    3. Цели и средства

    4. Смелость и трусость

    5. Человек и общество

    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    1. «Верность и измена».
    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

    2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

    Изложение вправе писать следующие категории лиц:

    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

    Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

    Обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

    Время написания сочинения – 3 часа 55 минут .

    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.