Подготовка к олимпиаде по биологии 10

1. Выберите один правильный ответ.

1) К эукариотическим относятся клетки

А) клубеньковых бактерий б) цианобактерий

В) растений г) кишечной палочки

2) В систематике животных классы объединяются в

А) типы б) роды в) семейства г) отряды

3) У позвоночных животных с постоянной температурой тела и высоким

Уровнем обмена веществ клетки снабжаются кровью

А) венозной б) смешанной в) артериальной

Г) насыщенной углекислым газом

4) Твёрдость кости придаёт

А) жиры и клетчатка б) белки и нуклеиновые кислоты

В) гликоген и крахмал г) минеральные соли

5) По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

А) имеют плоды и семена б) половые клетки созревают в шишке

В) цветут весной до распускания листьев г) имеют ксилему и флоэму

2. Определите правильность суждений (да – нет).

1) Пластиды встречаются только в растительных клетках.

2) Клетка – единица строения и жизнедеятельности вируса табачной

Мозаики.

3) Гормоны в организме человека образуются в печени.

4) Папоротниковидные растения размножаются спорами.

5) У птиц постоянная температура тела.

3. Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в организме человека витамина и его видом.

4. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: каких насекомых нужно

Охранять и почему?

5. Решите задачу.

Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов А, Т, Г, и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком ДНК? Ответ поясните.

6. Определите, что изображено на рисунке и опишите.

7. Термины.

1) Рефлекс

2) Гормоны.

3) Микроэлементы.

4) Регенерация.

5) Ткань.

8. Исключите лишнее.

1) Аппарат Гольджи, пластиды, лизосомы, эндоплазматическая сеть.

2) Глюкоза, фруктоза, галактоза, целлюлоза.

3) Амёба, гидра, инфузория – туфелька, эвглена.

4) Хвощи, плауны, папоротники, пихта.

5) Клён, липа, берёза, шиповник.

Критерии оценки. 10 класс

Задание 1. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 2. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 3. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 4. 10 баллов.

Задание 5. 20 баллов.

Задание 6. 20 баллов.

Задание 7. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 8. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Ответы.

Задание 1. 1) в, 2) а, 3) в, 4) г, 5) б.

Задание 2. 1) да, 2) нет, 3) нет, 4) да, 5) да.

Задание 3. 1ВГ, 2АБД.

Задание 4. Охранять нужно пчёл, шмелей, особенно весной, когда встречаются только их самки, безвредных бабочек – крапивниц, адмиралов, махаонов (это насекомые-опылители), божьих коровок, жужелиц, стрекоз (это насекомые-хищники, истребляют вредных насекомых).

Задание 5. По принципу комплементарности А=Т, Г=Ц. Если на одной цепи ДНК А=300, след. на второй цепи ДНК Т=300. На одной цепи ДНК Т=100, след. на второй цепи А=100. Аналогично, на одной цепи Г=150, на второй цепи Ц=150; на одной цепи Ц=200, на второй цепи Г=200.

Таким образом, в двуцепочечной молекуле ДНК содержится А-нуклеотидов 300+100=400, Т-нуклеотидов 100+300=400, Г-нуклеотидов 150+200=350 и Ц-нуклеотидов 200+150=350.

Белок кодируется геном, т. е. участком молекулы ДНК. На предложенном участке молекулы ДНК содержится 300 А-нуклеотидов, 100 Т-нуклеотидов, 150 Г-нуклеотидов и 200 Ц-нуклеотидов.

300+100+150+200=750.

Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами след. 750:3=250 аминокислот.

Ответ: В состав двуцепочечной молекулы ДНК входит 400 А-нуклеотидов, 400 Т-нуклеотидов, 350 Г-нуклеотидов и 350 Ц-нуклеотидов. Данный участок ДНК кодирует 250 аминокислот. Вторая цепь, комплементарная данному участку будет кодировать также 250 аминокислот.

Задание 6. На рисунке изображено строение клеточной мембраны, которая состоит из двух слоёв липидов, в которые погружены белки. Каждая молекула липидов образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. В клеточных мембранах молекулы липидов располагаются головками наружу, а хвостами внутрь. Двойной слой липидов обеспечивает барьерную функцию мембраны. В билипидный слой мембраны погружены многочисленные молекулы белка. Одни находятся на внешней стороне мембраны, другие – на внутренней, а третьи пронизывают всю мембрану насквозь. Белки мембраны выполняют разнообразные функции: рецепторную, транспортную, ферментативную.

Задание 7.

1) Рефлекс – ответ организма на раздражение при участии нервной системы.

2) Биологически активные вещества, вырабатываются железами внутренней секреции, выделяются в кровь и регулируют работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие. Постоянство внутренней среды организма.

3) Микроэлементы – элементы, на долю которых приходится от 0,001 до

0,000001% от массы тела.

4) Регенерация – восстановление утраченных частей организма.

5. Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняющих общие функции.

Задание 8. 1) пластиды, 2) целлюлоза, 3) гидра, 4) пихта, 5) шиповник.

Время на выполнение работы – 1,5 часа (90 минут).

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На агар-агаре можно вырастить культуру возбудителей:

а) дизентерии б) гриппа в) малярии г) диабета.

2. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:

а) живые, но их клеточные оболочки одревесневают

б) живые, но их ядро исчезает

в) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки

г) мертвые.

3.В вишне или сливе съедобными являются бывшие:

а) семязачатки б) стенки завязи в) цветоложа г) пыльники.

а) сосна, ель, банан б) кедр, туя, секвойя

в) тисс, кокос, кипарис г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма.

5. Из оплодотворенной центральной клетки покрытосеменных растений образуется:

а) плод б) семя в) зародыш семени г) эндосперм.

6. Характерными соцветиями для бобовых являются:

а) простой зонтик и корзинка б) колос и метелка в) головка и кисть г) щиток и сложный зонтик

7. После «выстрела» стрекательные клетки тела гидры:

а) восстанавливаются б) отмирают

в) превращаются в покровно-мускульные клетки г) становятся промежуточными клетками.

8. Какая группа является наиболее древней среди современных рептилий:

а) крокодилы б) черепахи в) гаттерии г) змеи.

а) гермафродитизм

б) отсутствие органов чувств

в) отсутствие пищеварительной системы

г) сильно развитая половая система.

10. У цапли, долго стоящей в холодной воде, не бывает переохлаждения из-за:

а) противоточного кровообращения в ногах

б) равномерного тонкого слоя жира под кожей ног

в) роговых чешуек на конечностях

г) интенсивного обмена веществ в конечностях.

11. Cердце насекомых:

а) в виде трубки б) однокамерное; в) двухкамерное г) четырехкамерное.

12. К отряду Перепончатокрылые относятся:

а) пчела, оса, овод

б) шершень, наездник, муравей

в) шмель, слепень, богомол

г) пилильщик, рогохвост, стрекоза.

13. Синтез белка не происходит в следующих органоидах клетки:

а) рибосомах б) лизосомах в) митохондриях г) ЭПС.

14. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение лимфатического сосуда

б) расширение лимфатического сосуда

в) поворот глазного яблока

г) формирование внутреннего сфинктера мочевого пузыря

15. Естественная форма бесполого размножения, известная у человека

а) клонирование б) почкование в) полиэмбриония

г) у человека бесполое размножение отсутствует

16. Плодовитый капустно-редечный гибрид создал:

а) Вавилов Н.И. б) Мичурин И.В. в) Астауров Б.Л. г) Карпеченко Г.Д.

17. Бройлерные куры - это:

а) особая мясная порода кур

б) яйценосная порода кур

в) гетерозисный гибрид

г) инбредная порода кур.

18. Возможной переходной формой от дриопитековых к австралопитековым являются: а) парапитеки б) шимпанзе в) гориллы г) рамапитеки.

19. В какой момент определяется вероятность рождения девочки или мальчика:

а) при рождении ребенка

б) при образовании зиготы

в) при проведении УЗИ на 4-ой неделе беременности

г) при образовании гамет.

20. Гормон роста образуется в:

а) надпочечниках

б) щитовидной железе

в) гипофизе

г) поджелудочной железе.

21. Онтогенез начинается с:

а) момента рождения

б) образования морулы

в) образования зиготы

г) образования половых клеток.

22. Плод человека соединен с материнским организмом через:

а) плаценту

б) стенку матки

в) пуповину

г) желтое тело.

23. Нервная система образуется из:

а) разных зародышевых листков

б) эктодермы

в) энтодермы

г) мезодермы.

24. Расщепление клетчатки у человека происходит главным образом в:

а) желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике

г) вообще не происходит.

25. Соматической нервной системой называется:

а) центральная нервная система;

б) периферическая нервная система;

в) часть нервной системы, управляющая

внутренними органами;

г) часть нервной системы, управляющая

произвольной мускулатурой.

26. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены

светочувствительные клетки, в которых:

а) образуется витамин А;

б) возникают зрительные образы;

в) черный пигмент поглощает световые лучи;

г) формируются нервные импульсы.

27. В результате мейоза образуется:

а) четыре диплоидные клетки

б) четыре гаплоидные клетки

в) две гаплоидные клетки

г) две диплоидные клетки.

28. Конкурентные отношения характерны для пары видов:

а) лиса и воробей б) сова и воробей в) заяц и сова г) лиса и сова

29. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:

а) дивергенции б) ароморфоза в) дегенерации г) идиоадаптации.

30. «Бессмысленные» кодоны УАА, УАГ и УГА:

а) могут кодировать сразу несколько аминокислот

б) препятствуют соединению РНК с рибосомой

в) означают прекращение синтеза белковой молекулы

г) ничем не отличаются от остальных кодонов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Какие органоидов нет в животной клетке:

I . Митохондрии II . Клеточная целлюлозная стенка
III . Клеточный центр IV . Пластиды V . Рибосомы VI . Вакуоли с клеточным соком

а) II , V , VI

б) II , III , IV , VI

в) II , IV , VI

г) I , IV , VI .

    Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I . Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте. II . Образование глюкозы из воды и углекислого газа. III . Гидролиз белков. IV . Синтез жиров.

V . Синтез белков на рибосомах. VI . Образование глюкозы из гликогена печени.

а ) I, II,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК: I . Двухцепочная молекула. II . Переносит наследственную информацию. III . Отсутствует у прокариот IV .Хранит наследственную информацию.

V . Может быть трех видов. VI . Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а ) I, IV,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Среди животных развитие с метаморфозом характерно для :
    I . Пауков. II . Лягушек III . Змей IV . Бабочек V . саранчи
    а) II ; IV

б) II , III

в) I , IV

г) I , II , III , V .

    Какие функции не могут выполнять липиды :
    I . Строительную. II . Гормональную III . Транспортную IV . Энергетическую

V . Ферментативную
а) II ; IV б) II , III в) I , IV ,V г) III , V .

Часть 3 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

6. Все растения содержат хлоропласты.

7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

16. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

17. В настоящее время образования новых видов не происходит.

18. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

20. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между названием органоида и его типом . К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами .

Название органоида

тип органоида

А) ЭПС

Б) рибосомы

В) митохондрии

Г) ядро

Д) комплекс Гольджи

Е) клеточный центр

1. мембранные органоиды

2. немембранные органоиды

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите соответствие между видом отбора и его признаками .

Признак отбора

Вид отбора

А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями;

Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений;

В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями;

Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе;

Д) действует в природе миллионы лет;

Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.

    Естественный

    Искусственный

А

Б

В

Г

Д

Е

    Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией.

Функции

Органические вещества

А) крахмал

Б) гликоген

В) целлюлоза

Г) муреин

Д) хитин

    Компонент клеточной стенки грибов

    Компонент клеточной стенки растений

    Компонент клеточной стенки бактерий

    Запасной полисахарид растений

    Запасной полисахарид грибов

А

Б

В

Г

Д

    Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Б) окисление органических соединений для получения энергии

В) поглощение кислорода

Г) использование солнечной энергии для синтеза АТФ

Д) синтез органических веществ из неорганических

1) клеточное дыхание

2) фотосинтез

А

Б

В

Г

Д

    Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой.

Характеристика размножения

Способ размножения

А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть V . Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее 3-х причин.

2. Задание.

Какие функции выполняет хвост у разных видов позвоночных животных? Дайте классификацию этих функций и приведите примеры.

3. Задание.

Группа радикально настроенных «зеленых» разгромила крупную пушную звероферму и выпустила на волю полторы тысячи норок. Предложите возможный дальнейший сценарий: какая судьба ожидает этих освобожденных норок в природе и как это событие отразится на местной фауне?

Матрица ответов

По набранным баллам определяются три первых места в олимпиаде.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов школьного_ __этапа

___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Часть II

1

2

3

4

5

Часть III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

+

+

+

+

+

+

"нет"

+

+

+

+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

"ДА"

"нет"

Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

3 задание

А

Б

В

Г

Д

4 задание

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

1

2

5 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

1

2

2

Часть V

Ответ на вопрос № 1:

    Непосредственно поражают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

Ответ на вопрос № 2:

Хвост у животных выполняет различные функции, среди них:
1) механическая (является опорой при беге, прыжках у кенгуру, является рулем при полете, плавании у птиц и рыб):

а) хвост как балансир (у белок, куниц, лемуров);
б) хвост как руль и тормоз (крокодилы, дельфины, рыбы);
в) снаряжение альпиниста (хвост помогает многим животным лазать по древесным стволам и отвесным скалам, например, обезьяны с помощью хвоста обвивают ветку дерева и висят, тем самым освобождая лапы для более важного дела).
2) физиологическая (самозащита у ящериц; крысиные лемуры в дождливые дни накапливают запас жира):

а) хвост как средство защиты и нападения (у ската на основании хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый шип, которым он защищается при нападении).
3) коммуникабельная (взмахами хвоста животные общаются друг с другом. Причем зримые сигналы сопровождаются запахами. Дело в том, на хвосте у некоторых животных располагаются пахучие железы. Известно, что при помощи таких желез олени могут предупреждать друг друга о беде, распространяя так называемый «запах опасности»):
а) хвост как средство общения (у некоторых птиц хвост играет роль удостоверения личности, примером этого является большой и яркий хвост петуха, если собака виляет хвостом, то она показывает свои благонамеренные действия, а не агрессивность).
4)Удивительные функции хвоста :
а) использование его под склад (тушканчики, откладывают излишки жира в основание хвоста;
б) песцы, лисы, куницы, соболи и барсы – используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло;
в) некоторым животным хвост заменяет жабры. Тритоны имеют легкие. Поэтому им приходится постоянно всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха. Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород легко проникает в кровь

Ответ на вопрос № 3:

1.Большое количество выпущенных норок подорвет кормовую базу и нарушит сложившиеся пищевые связи.

2.Большая часть, выпущенных норок, погибнет, так как животные, выращенные в неволе не приспособлены находить себе пищу, прятаться от врагов, не адаптированы к сильным морозам.

3.Разводят американскую норку. Мы можем предположить, что на воле она вытеснит местную европейскую норку, которая менее конкурентноспособна, или это событие не отразиться на местной фауне, так как эти животные могут быть легкой добычей для хищников.

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___
школьного_ __этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5

Часть III . [мах. 20 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

"нет"

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

"ДА"

"нет"

Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

3 задание

А

Б

В

Г

Д

4 задание

А

Б

В

Г

Д

5 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть V . [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________ Итого ______________ баллов

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011-2012 учебном году.

10-11 класс

На выполнение заданий отводится 90 минут.

Задание 1. Задание включает 34 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

1. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

2. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

3. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:

а) черешка и листовой пластинки;

б) прилистников и листовой пластинки;

в) основания и листовой пластинки;

г) только листовой пластинки.

4. Формула цветка крестоцветных:

а) Ч 4 Л 4 Т 6 П (2)

б)*Ч 4 Л 4 Т 4 П (2) ;

в) *Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) ;

г) *Ч 4 Л 4 Т 8 П (2) .

5. Клеточная оболочка отсутствует у:

а) корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

6. Основной хозяин малярийного плазмодия:

а) человек;

б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;

7. Заражение дизентерией происходит:

а) через укус насекомого, переносчика заболевания;

б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;

в) воздушно-капельным путем;

г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.

8. У кишечнополостных медуза и полип являются:

а) различными стадиями бесполого размножения;

б) соответственно личинкой и взрослым животным;

в) проявлением чередования поколений;

г) различными видами кишечнополостных.

9. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:

а) автотрофами;

б) всеядными животными;

в) фильтраторами;

г) хищниками.

10. Основная часть мезодермы плоских червей приходится на:

а) кожный покров;

б) мускулатуру;

в) нервную систему;

г) паренхиму,

11. Кровеносная система кольчатых червей:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.

12. У дождевого червя кровь:

а) не содержит специальных пигментов;

б) содержит свободный гемоглобин;

в) содержит эритроциты с гемоглобином;

г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

13. Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:

а) каракатицы;

б) осьминоги;

в) кальмары;

г) наутилусы.

14. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

а) ракообразных;

б) паукообразных;

в) насекомых;

г) многоножек.

15. В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:

а) 14 хромосом;

б) 24 хромосомы;

в) 34 хромосомы;

г) 44 хромосомы.

16. Ядовитые железы паука находятся:

а) у основания хелицер;

б) у основания ног;

в) в передней части брюшка;

г) в задней части брюшка.

17. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

а) комнатная муха;

б) постельный клоп;

в) медведка;

г) рыжий муравей.

18. Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:

а) стрекоза;

б) мясная муха;

в) комар звонец;

г) жук плавунец.

19. Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых на развиты половые железы;

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

20. Ланцетники живут:

а) только в теплых морях;

б) только в теплых пресных водоемах;

в) в холодных морях высокой солености;

г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.

21. От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:

а) только одна дуга аорты;

б) только две дуги аорты;

в) одна дуга аорты и легочная артерия;

г) две дуги аорты и легочная артерия

22. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

а) чешуя;

б) печень;

в) кишечник;

г) плавательный пузырь.

23. Температура тела тритона зависит от:

а) характера пищи;

г) температуры окружающей среды.

24. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:

а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;

б) уменьшение обилия кормовой базы;

в) изменение длины светового дня;

г) образование брачной пары.

25. Мышечная ткань образована:

а) только одноядерными клетками;

б) только многоядерными мышечными волокнами;

в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;

г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.

26. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:

а) костной;

б) хрящевой;

в) рыхлой волокнистой;

г) плотной волокнистой.

27. Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:

а) двигательных;

б) чувствительных;

в) только вставочных;

г) вставочных и чувствительных.

28. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

29. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

30. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

31. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазм этическая сеть;

г) ядрышко.

32. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

33. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

в) ВИЧ;

г) вирус герпеса.

34. Примером ароморфоза является:

а) теплокровность;

б) волосяной покров млекопитающих;

в) наружный скелет беспозвоночных;

г) роговой клюв у птиц.

Задание 2. Задание включает 12 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

1. Элементарное соцветие колосок в метелке:

а) пшеницы;

б) ячменя;

в) риса;

г) овса;

д) камыша.

2. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

б) трёхслойность;

в) наличие гастральной полости;

г) ганглинозный тип нервной системы;

д) хищнический образ жизни.

3. Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:

а) величины тела;

б) развития и строения дыхательной системы;

в) величины сердца;

г) формы сердца;

д) объема крови.

4. Представители типа моллюсков по способу размножения могут:

а) быть раздельнополыми;

б) быть гермафродитами;

в) быть партеногенетическими самками;

г) изменять свой пол в течение жизни;

д) размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).

5. Четырехкамерное сердце имеют:

а) ящерицы;

б) черепахи;

в) крокодилы;

г) птицы;

д) млекопитающие.

6. Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;

б) рыб и птиц;

в) амфибий и рептилий;

г) рептилий и млекопитающих;

д) птиц и млекопитающих.

7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

а) грызунов;

б) хоботных;

в) парнокопытных;

г) зайцеобразных;

д) непарнокопытных.

8. В состав среднего уха входит:

а) молоточек;

б) слуховая (евстахиева) труба;

в) полукружные каналы;

г) наружный слуховой проход;

д) стремя.

9. К плоским костям скелета человека относят:

а) надколенник;

б) лопатку;

в) грудину;

г) тазовую кость;

д) позвонки.

10. Эволюция организмов приводит к:

а) естественному отбору;

б) разнообразию видов;

в) адаптации к условиям существования;

г) обязательному повышению организации;

д) возникновению мутаций.

11. Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:

а) естественный отбор;

б) дрейф генов;

в) популяционные волны;

г) изоляция;

д) борьба за существование.

12. Из перечисленных методов селекции в XX веке появились:

а) межвидовая гибридизация;

б) искусственный отбор;

в) полиплоидия;

г) искусственный мутагенез;

д) клеточная гибридизация.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (15 суждений).

1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.

6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.

8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.

9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.

12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.

13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.

14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

15.Усики гороха и усики огурца - гомологичные органы.

Задание 4. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя.

1) чума

2) туляремия

3) малярия

4) эпидемический сыпной тиф

5) бешенство

A) собаки, шакалы, летучие мыши

Б) комары

Задание 2 :

1 - в, г д; 2 - а, в, д; 3 - а, б; 4 - а, б; 5 - в, г, д; 6 - б, д; 7 - а, б, г; 8-а, б, д; 9-6, в, г; 10-6, в; 11-а, д; 12-в, г, д.

Задание 3 :

Правильные суждения - 1, 4, 6, 8, 12.

Задание 4 :


Школьный этап 2016-2017 учебный год

Биология 10-11 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

А – центрифугирования;

Б – гибридологического;

В – цитогенетического;

Г – биохимического.

2. Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:

А - единства и общности происхождения органического мира;

Б - многообразия растительного и животного мира;

В - эволюции органического мира;

Г - постоянства живой природы.

3. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них

закодирована информация о:

А - первичной структуре молекул белка; Б - составе молекулы АТФ;

В - строении триплета; Г - строении аминокислот.

4. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

А - транспорт белка;

Б - синтез белка;

В - энергетический обмен;

Г - транскрипция иРНК.

5. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет:

А - полипептидная нить;

Б - плазматическая мембрана;

В - мембрана эндоплазматической сети;

Г - одна из цепей молекулы ДНК.

6. Какие признаки характерны для телофазы митоза?

А - спирализация хромосом;

Б - выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;

В - деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;

Г - деспирализация хромосом, образование двух ядер.

7. Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро, цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:

А – эукариот;

В – автотрофов;

Г – прокариот.

8 . В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

А – гаметогенеза;

Б – филогенеза;

В – мейоза;

Г – митоза.

9. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

А - ААВВ х ВbВb;

Б - АаВb х ааbb;

В – ААВВ х ААВВ ;

Г – Вb х Аа.

10. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает

изменчивость:

А – комбинативная;

Б – генотипическая;

В – наследственная;

Г – модификационная.

11. Чистая линия растений - это потомство:

А - гетерозисных форм;

Б - одной самоопыляющейся особи;

В - межсортового гибрида;

Г - двух гетерозиготных особей.

12. Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма?

А – абиотический;

Б – ограничивающий;

В – биотический;

Г – оптимальный.

13. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

А - АЦУ;

Б - ЦУГ;

В - УГА;

Г – АГА.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 5 баллов за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Какие органоидов нет в животной клетке:

I . Митохондрии

II . Клеточная целлюлозная стенка
III . Клеточный центр

IV . Пластиды

V . Рибосомы

VI . Вакуоли с клеточным соком

а) II , V , VI

б) II , III , IV , VI

в) II , IV , VI

г) I , IV , VI .

    Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I . Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте.

II . Образование глюкозы из воды и углекислого газа.

III . Гидролиз белков.

IV . Синтез жиров.

V . Синтез белков на рибосомах.

VI . Образование глюкозы из гликогена печени.

а ) I, II,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК:

I . Двухцепочная молекула.

II . Переносит наследственную информацию.

III . Отсутствует у прокариот

IV .Хранит наследственную информацию.

V . Может быть трех видов.

VI . Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а ) I, IV,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Какие функции не могут выполнять липиды :
    I . Строительную.

II . Гормональную

III . Транспортную

IV . Энергетическую

V . Ферментативную
а) II ; IV

б) II , III

в) I , IV ,V

г) III , V .

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

2. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

3. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

4. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

5. В настоящее время образования новых видов не происходит.

6. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 5 баллов за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Б) окисление органических соединений для получения энергии

В) поглощение кислорода

Г) использование солнечной энергии для синтеза АТФ

Д) синтез органических веществ из неорганических

1) клеточное дыхание

2) фотосинтез

Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой. А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

Матрица ответов

Биология 10-11 класс

Часть 1. ( max

Часть 2. ( max

Часть 3. ( max

Часть 4. ( max

1 задание

2 задание

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Бланк ответов

Биология 10-11 класс

Часть 1. ( max -13, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 2. ( max -20, по 5 баллов за каждый правильный ответ)

Часть 3. ( max -7, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 4. ( max -10, по 5 баллов за каждый правильный ответ)

1 задание

2 задание

Задания части I. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. В зародыше семени у высших семенных растений могут присутствовать:

а) две семядоли;
б) одна или две семядоли;
в) одна, две или больше семядолей;
г) одна семядоля.

2. Среди листопадных растений красной осенней окраски не имеют листья:

а) березы повислой;
б) рябины обыкновенной;
в) клена платановидного;
г) вяза шершавого.

3. Среди тканевых элементов высших растений наибольшую длину имеют:

а) клетки-волокна склеренхимы;
б) клетки-членики сосудов (ксилемы);
в) клетки столбчатого мезофилла;
г) клетки аэренхимы.

4. Ткань, представленная на рисунке поперечного среза, носит название:

а) эпидермис;
б) мезофилл;
в) аэренхима;
г) пробка.

5. Различные типы плодов могут иметь растения, принадлежащие к семейству:

а) злаки;
б) бобовые;
в) сложноцветные;
г) розоцветные.

6. Необходимость микоризы для развития растений, высокая специализация цветка по отношению к насекомым-опылителям, исключительно мелкие размеры семян – все эти признаки относятся к представителям семейства:

а) лилейные;
б) пасленовые;
в) орхидные;
г) бромелиевые.

7. Представленная на схеме часть жизненного цикла сосны происходит:

а) в начале лета;
б) весной;
в) в середине лета;
г) осенью.

8. Изображенный на рисунке древний лес из гигантских древовидных споровых растений представляет реконструкцию растительного сообщества:

а) девона;
б) карбона;
в) перми;
г) триаса.

9. Коричневая или оливковая окраска бурых водорослей объясняется:

а) отсутствием хлорофиллов;
б) наличием водорослевых пигментов фикобилинов;
в) обилием желтых и оранжевых пигментов, дополнительных по отношению к хлорофиллу;
г) мощным развитием покровных тканей.

10. Среди представителей высших грибов преобладание в жизненном цикле стадии двуядерного мицелия (дикариона) характерно для класса:

а) аскомицеты;
б) базидиомицеты;
в) дейтеромицеты;
г) зигомицеты.

11. Златоглазка относится к отряду:

а) сетчатокрылых;
б) вислокрылых;
в) веерокрылых;
г) равнокрылых;

12. Гиеновидная собака относится к семейству:

а) куньих;
б) волчьих;
в) медвежьих;
г) енотовых.

13. Какая рыба не встречается в природе:

а) рыба-клоун;
б) рыба-мичман;
в) рыба-тряпка;
г) рыба-рулевой.

14. Рептилии эволюционно произошли от:

а) кистеперых рыб;
б) бесчерепных;
в) амфибий;
г) двоякодышащих рыб.

15. Какое приспособление является адаптацией птиц к полету:

а) двойное дыхание;
б) двойная аккомодация зрения;
в) двойной прыжок;
г) раздвоенный хвост.

16. Что не является основным принципом классификации насекомых на отряды:

а) строение крыльев;
б) строение ротового аппарата;
в) строение конечностей;
г) тип развития.

17. Араморфозом млекопитающих является:

а) различное строение хвоста;
б) различное строение ушей;
в) различное строение зубов;
г) различное строение конечностей.

18. Среди простейших не имеет специальных органоидов для передвижения:

а) эвглена;
б) амеба;
в) инфузория;
г) трипаносома.

19. Семейство цаплевые относятся к отряду:

а) трубконосые;
б) веслоногие;
в) голенастые;
г) фламингообразные.

20. К насекомым с полным превращением не относятся:

а) чешуекрылые;
б) жесткокрылые;
в) прямокрылые;
г) двукрылые.

21. Фильтрация первичной мочи происходит в:

а) почечной лоханке;
б) в дистальном отделе извитых канальцев;
в) в петле Генле;
г) в капсуле Шумлянского-Боумена.

22. Кислород в скелетных мышцах запасается белком:

а) гемоглобином;
б) миоглобином;
в) кальмодулином;
г) альбумином.

23. К инкапсулированным нервным рецепторам относятся:

а) тельца Фатер-Пачини;
б) тельца Мейснера;
в) болевые рецепторы;
г) нервно-мышечные веретена.

24. Слизь в желудке выделяется одноклеточными железами:

а) главными клетками;
б) добавочными клетками;
в) обкладочными клетками;
г) бокаловидными клетками.

25. В коре головного мозга у человека не бывает доли:

а) зрительной;
б) лобной;
в) теменной;
г) височной.

26. К подвижным соединениям костей относятся:

а) синхондрозы;
б) синостозы;
в) диартрозы;
г) синдесмозы.

27. Чтобы выработать условный рефлекс «свет – слюна», необходимо:

а) действовать светом и пищей одновременно;
б) сначала давать пищу, потом включать лампочку;
в) дать часть пищу, включить лампочку и дать оставшуюся пищу;
г) сначала включить лампочку, потом дать пищу.

28. Антитела образуют клетки иммунной системы:

а) В-лимфоциты;
б) плазмоциты;
в) Т-лимфоциты;
г) нейтрофилы.

29. Подкожный жир у человека выполняет функцию:

а) усиление плавучести;
б) улучшение осанки;
в) сохранение тепла;
г) увеличение массы тела.

30. Фоторецепторами у человека являются:

а) колбочки и палочки;
б) палочки и кувшинчики;
в) кувшинчики и колбочки;
г) колбочки и стрелочки.

31. Свойством генетического кода не является:

а) избыточность;
б) коллинеарность;
в) линейность;
г) тождественность.

32. Для стабилизации рибосом необходимы ионы:

а) Са2+;
б) Nа+;
в) K+;
г) Mg2+.

33. В клетках эукариот не происходит процесс:

а) уксуснокислое брожение;
б) молочнокислое брожение;
в) гликолиз;
г) β-окисление жирных кислот.

34. Примером взаимодействия неаллельных генов является:

а) плейотропия;
б) пенетрантность;
в) полимерия;
г) доминирование.

35. В эксперименте мышам ввели меченый (по 3Н) тимидин. В каких клеточных структурах будет обнаружено излучение:

а) в рибосомах;
б) в эухроматине;
в) в гетерохроматине;
г) в ядрышке.

36. Организмы, адаптированные к узким пределам выносливости экологических факторов, называются:

а) стенотопные;
б) эвритопные;
в) узкоспециализированные;
г) целеэкотопные.

37. Однослойным зародышем является:

а) нейрула;
б) бластула;
в) гаструла;
г) фистула.

38. Одноклеточным организмам присущи формы раздражимости:

а) рефлексы;
б) тропизмы;
в) настии;
г) таксисы.

39. Критерием вида не является:

а) свободное скрещивание;
б) анатомическое строение;
в) эволюционное развитие;
г) гендерный состав.

40. Лимитирующими экологическим факторами называют:

а) ограничивающие организмы по пище;
б) выходящие за границы пределов выносливости:
в) короткие по времени действия;
г) границы ареалов.

41. Первичной сукцессией является:

а) заселение горнодобывающих отвалов;
б) восстановление леса после пожара;
в) зарастание пруда;
г) угнетение биогеоценоза.

42. Непосредственно не взаимодействуют органоиды:

а) ЭПР и аппарат Гольджи;
б) митохондрии и лизосомы;
в) микротрубочки и аппарат Гольджи;
г) ядрышко и рибосомы.

43. Тип строения биологической мембраны определяется:

а) выполняемыми функциями;
б) соотношением белков и липидов;
в) пространственным расположением молекул;
г) генетической информацией.

44. Основной целью Международной биологической программы «Геном человека» являлось:

а) лечение наследственных заболеваний;
б) изучение генотипа человека;
в) определение нуклеотидной последовательности ДНК человека;
г) развитие генной инженерии.

45. Синдром Марфана относится к группе мутаций:

а) генных;
б) анэуплоидии;
в) полиплоидии;
г) хромосомных.

46. Каталитическую функцию могут выполнять:

а) только белки;
б) белки и ДНК;
в) белки и липиды;
г) белки и РКН.

47. Коэнзимами не могут быть:

а) витамины;
б) нуклеотиды;
в) гормоны;
г) ионы металлов.

48. Если в панмиктической популяции частота встречаемости доминантного гена равна 0,2, какова будет частота встречаемости в этой популяции гетерозигот:

а) 0,04;
б) 0,32;
в) 0,16;
г) 0,08.

49. Какие вещества не относятся к липоидам:

а) холестерин;
б) нейтральный жир;
в) миелин;
г) прогестерон.

50. Какая из приведенных ниже экосистем считается наиболее устойчивой:

а) степь;
б) поле пшеницы;
в) березовая роща;
г) саванна.

Задания части II. Задание включает 10 вопросов с одним вариантом ответа из четырех или пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Среди суккулентов – засухоустойчивых растений, имеющих водозапасающие ткани в различных органах, имеются листовые и стеблевые. В приведенном списке растений листовыми суккулентами не являются:

I) Алоэ;
II) Филлокактус;
III) Мамиллярия;
IV) Эхиноцереус;
V) Литопс.

а) II, III, IV;
б) I, II, IV;
в) III, IV, V;
г) I, II, III.

2. Настоящие деревья имеются среди представителей следующих семейств:

I) Розоцветные
II) Березовые
III) Пальмовые
IV) Злаки
V) Бобовые.

а) I, II, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, V;
г) I, III, V.

3. К царству прокариот относятся:

I) стрептококки;
II) эхинококки;
III) пневмококки;
IV) стафилококки;
V) диплококки.

а) I, II, III, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

4. Араморфозами у млекопитающих являются:

I) теплокровность и разнообразие конечностей;
II) волосяной покров и дифференциацию зубов;
III) матка и теплокровность;
IV) вскармливание детенышей молоком;
V) подкожная жировая клетчатка.

а) II, IV, V;
б) I, III, IV;
в) II, III, IV;
г) I, IV, V.

5. Обмен газов в альвеолах легких обеспечивается следующими факторами:

I) тонкой стенкой капилляров и вязкостью крови;
II) большой поверхностью альвеол и сильным током крови в капиллярах;
III) тонкими стенками альвеол и медленным током крови в капиллярах;
IV) тонкими стенками капилляров и большой поверхностью легких.

а) I, III;
б) III, IV;
в) II, IV;
г) I, IV.

6. Менструальный цикл контролируется гормонами:

I) гонадотропинами и эстрагенами;
II) экстрагенами;
III) экстрагенами и тироксином;
IV) экстрагенами и холецистокинином.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) I, III;
г) III, IV.

7. Никотин, присоединяясь к тубулинам, нарушает полимеризацию микротрубочек. Это может вызывать в организме человека следующие патологические изменения:

I) «утренний» кашель курильщиков;
II) внематочную беременность;
III) нарушение всасывания микроворсинками;
IV) мужское бесплодие;
V) иммунологические патологии.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV;
г) I, II, III, IV, V.

8. Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека:

I) генеалогический и цитогенетический;
II) биохимический и онтогенетический;
III) генеалогический и эволюционный;
IV) дерматоглифика и ДНК-зонды;
V) близнецовый и популяционный.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

9. Синтетическая теория эволюции как современный дарвинизм является интеграцией достижений, прежде всего, генетики, дарвинизма и экологии. Какие из приведенный ниже феноменов относятся к этой теории:

I) изменчивость бывает определенная и неопределенная;
II) мутации являются элементарным эволюционным материалом;
III) изоляция – один из видов элементарный эволюционных факторов;
IV) популяция – основная единица эволюции вида;
V) естественной отбор играет творческую роль в процессе эволюции.

а) I, III, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

10. Агроценозы по сравнению с естественными биогеоценозами характеризуются:

I) неполноценными цепями питания;
II) разветвленными сетями питания;
III) нарушением круговорота веществ и энергии;
IV) обедненным видовым составом;
V) большей продуктивностью.

а) I, III, IV;
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) II, III, IV, V.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений.

Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите, к каким выделенным Н.И. Вавиловым центрам происхождения относятся следующие группы возделываемых человеком растений:

1) Рис, сахарный тростник, огурец, манго;
2) Ячмень, пшеница, виноград, инжир, дыня;
3) Овес, лен, лук, капуста, свекла;
4) Кукуруза, фасоль, батат, стручковый перец;
5) Кофе, арбуз, сорго, банан.

Центры: А – средиземноморский, Б – переднеазиатский, В – индийский, Г – эфиопский; Д – мексиканский.

2. Ниже представлены зубные формулы некоторых млекопитающих:

1) 3 1 3 1
3 1 2 1
2) 2 0 3 3
1 0 2 3
3) 1 0 0 3
1 0 0 3
4) 2 1 2 3
2 1 2 3
5) 0 0 3 3
3 1 3 3

Каким животным из ниже перечисленных они принадлежат: А – заяц, Б – корова, В – кошка, Г – хомяк; Д – шимпанзе.

3. Соотнесите гормоны, образуемые в организме человека, с железами внутренней секреции. Гормоны:

1) тироксин;
2) АКТГ;
3) прогестерон;
4) мелатонин;
5) глюкагон.

Железы: А – островки Лангерганса, Б – щитовидная железа, В – яичник, Г – аденогипофиз; Д – промежуточная доля гипофиза.

4. Соотнесите органоиды эукариотической клетки с выполняемыми ими функциями. Функции:

1) осуществление экзоцитоза;
2) проведение цикла Кребса;
3) синтез липидов, углеводов и белков;
4) движение у сперматозоидов;
5) автолиз клетки.

Органоиды: А – ЭПР, Б – аппарат Гольджи; В – лизосомы, Г – митохондрии; Д – микротрубочки.

Ответ:

Часть I.

1-10

11-20

21-30