Последняя победа русского флота над турецким: малоизвестные факты

День воинской славы в честь победы эскадры Павла Нахимова над турецким флотом у мыса Синоп отмечается 1 декабря. В честь этого события «Ридус» вспомнил 8 любопытных фактов, связанных с баталией.

А.П. Боголюбов. Истребление турецкого флота в Синопском сражении. 1854 г.


  • 30 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил турецкий флот у Синопского мыса. На полный разгром противника великому флотоводцу понадобилось всего 4,5 часа. Силы сторон были примерно равны, но потери оказались несравнимыми. Русские потеряли 37 человек убитыми и 233 ранеными. Турецкая эскадра была уничтожена практически полностью: затоплено 15 из 16 судов разного типа, три тысячи убитых и раненых, двести пленных, в числе которых был вице-адмирал Осман-паша.

  • Синопская битва — последняя в мировой истории победа парусного флота. В дальнейшем бал в морских сражениях правили пароходы. Кроме того, битва при Синопе стала первой морской баталией, в которой эффективно были применены «бомбические» пушки. Их эффективность ускорила переход к созданию броненосного флота.


  • В числе уничтоженных турецких кораблей был фрегат «Фазли Аллах» — «Данный богом». Такое название фрегат получил в 1829-м, до этого он назывался «Архангел Рафаил» и входил в состав Черноморского флота. Под андреевским стягом корабль ходил всего год. В мае 1829 года в районе Синопа «Рафаил» нарвался на турецкую эскадру и сдался без боя, тогда же он и получил новое название. Четвертого июня того же года император Николай Первый издал следующий указ: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата „Рафаил“, не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню». После Синопского сражения Павел Нахимов доложил Николаю: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат „Рафаил“ не существует».
  • Синопское сражение стало первым в истории поводом для масштабной пропаганды и передергивания в газетах фактов. В английской прессе битва получила название «Синопской резни». Британские газетчики штамповали статьи о зверствах безжалостных русских моряков, достреливающих плавающих в море несчастных раненых турок. В действительности эта сенсация не имела под собой реальных оснований. Как писал граф Алексей Орлов, «нам не прощают ни искусных распоряжений, ни смелости выполнения».
  • Синопское сражение стало первой битвой, в которой отличился ставший позднее знаменитым матрос Кошка. У Синопа его отметили за отвагу и меткую стрельбу. Героем всевозможных баек и рассказов он стал во время обороны Севастополя.

  • Разгром турецкого флота при Синопе крайне негативно повлиял на важную отрасль турецкой экономики — работорговлю. Как только русский флот захватил господство в Черном море, цены на живой товар резко взлетели. Ситуация изменилась лишь после вступления в войну Англии и Франции. Европейский флот изменил баланс в регионе, и турки живо возобновили прибыльное дело. Цены на людей упали на треть. По сообщениям англо-французской прессы, таким образом европейцы защищали «богатую, но несколько своеобразную турецкую культуру».
  • Великая победа русского флота в итоге оказалась пирровой. Разгром турецких сил подтолкнул Францию и Великобританию к вступлению в войну на стороне Османской империи, что итоге привело к осаде Севастополя и поражению в Крымской войне.
  • Узнав о грандиозном сражении, Иван Айвазовский срочно отправился в Севастополь. Опросив участников боя, художник в течение месяца написал две картины: «Морское сражение при Синопе 18 ноября 1853 года» и «Синопский бой. Ночь после боя». Последнюю работу художник написал по схеме князя Виктора Барятинского, которую тот зарисовал на месте по поручению Петра Нахимова. Возможно, именно поэтому картина удостоилась похвалы адмирала. «Картина чрезвычайно верно сделана», — отметил флотоводец. Этой морской баталии также посвятили свои картины Жуковский, Медовиков, Красовский, Боголюбов и другие.


  • Синопское сражение увековечили не только живописцы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский по просьбе своего издателя Петра Юргенсона написал марш «Русский добровольный флот» под псевдонимом П. Синопов. Сочинение было издано с изображением парусника на титульном листе и надписью: «Весь сбор, не исключая расхода на издание, назначается в пользу фонда на приобретение крейсеров». Не получил за это ни копейки и сам великий композитор: «Гонорария не нужно, ибо я тоже патриот».
  • К сорокапятилетию Синопского сражения, в 1898 году, в Севастополе воздвигли памятник Павлу Нахимову. Этот монумент простоял всего 30 лет. В 1928 году в соответствии с декретом «О снятии памятников царям и их слугам» скульптуру демонтировали. Пьедестал Нахимова занял Ленин. Впрочем, вождь мирового пролетариата простоял там тоже всего ничего — до 1942-го. Немецкие оккупанты отправили бронзового Ильича на переплавку. На свое место русский флотоводец вернулся в 1959 году. Воссозданный монумент отличается от первоначального: советский Нахимов стал выше царского на 130 сантиметров, развернулся лицом к городу, а вместо трофейной сабли Осман-паши рука флотоводца покоится на рукоятке палаша. Эту идею скульптору Томскому подарил адмирал Иван Исаков: «Памятник Нахимову в Севастополе должен явиться и памятником славы русскому оружию, поэтому лучше будет, если бронзовый Нахимов предстанет не при турецкой сабле, а при русском палаше».

7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770г.)

7 июля - день воинской славы России.
ЧЕСМЕНСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1770 г. - сражение во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Сражение произошло 24-26 июня (5-7 июля)1770 г. в бухте Чесма (Чешме) в Хиосском проливе Эгейского моря.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., по предложению А.Г. Орлова , часть кораблей Балтийского флота была направлена в Средиземное и Эгейское моря, чтобы там нанести туркам неожиданный удар и отвлечь их силы с Черного моря. Благодаря мужеству русских моряков этот план оказался удачным.

Две балтийские эскадры под командованием адмиралов Г.А. Спиридова и Д. Эльфинстона в разное время вышли в поход, и затем соединились под общим командованием графа А.Г. Орлова у о-ва Цериго в греческом Архипелаге.

Русский флот насчитывал 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов и 820 орудий. Ему противостояли главные силы турецкого флота, который господствовал в Эгейском море и заметно превосходил русские эскадры как по числу кораблей (16 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 малых судов), так и по их вооружению. Всего на турецких кораблях было 1430 орудий - на 610 больше, чем на русских.

24 июня (5 июля) 1770 г. , обнаружив турецкий флот в Хиосском проливе, в полумиле от анатолийского берега, русские на всех парусах атаковали неприятельские корабли, выстроившиеся в две линии. Во время боя противники сошлись на дистанцию в 50-70 м, на которой артиллеристы без промаха могли расстреливать противника. Командовавший турецким флотом Ибрагим Хасан-Эддин во время сражения находился на наблюдательном пункте на берегу. Его обязанности выполнял алжирский адмирал Хасан-бей Джезаирли, находившийся на флагманском корабле "Реал-Мустафа". Именно его и атаковал адмирал Г.А. Спиридов , командовавший русским авангардом. Он держал флаг на линейном корабле "Евстафий". В ходе боя оба корабля сблизились настолько, что их экипажи вступили в абордажную схватку.

После того как "Реал-Мустафа" загорелся, Спиридов и генерал Ф.Г. Орлов, находившийся с ним на одном корабле, перешли на пакетбот "Почтальон". Спустя несколько минут подгоревшая грот-мачта турецкого корабля рухнула на "Евстафий".

Попавшие в пороховой погреб искры вызвали взрыв, от которого погибли оба корабля.
Из 625 человек экипажа на русском корабле спаслось лишь 70 человек.

Устрашенные произошедшей катастрофой, турецкие корабли стали выходить из боя и отступать к югу, в Чесменскую бухту.

Русская эскадра не преследовала неприятеля и лишь к утру 25 июня 1770 г. блокировала турецкий флот в этой глубокой бухте, прикрытой со стороны моря сильной береговой батареей. В ночь на 26 июня 1770 г., корабли Орлова и Спиридова, начали обстрел окруженного флота зажигательными снарядами. Один за другим загорелись и взорвались два турецких линейных корабля.

Тогда, по особо оговоренному сигналу (3 выпущенные с флагманского корабля ракеты), четыре русских брандера (небольшие шхуны, загруженные бочками с порохом и смолой) двинулись к неприятельскому флоту, находившемуся в глубине Чесменской бухты.
Три из них не достигли своей цели - один перехватили турецкие галеры, другой сел на мель, третий экипаж преждевременно его бросил, и он прошел мимо вражеских кораблей. Лишь брандер лейтенанта Д. Ильина вплотную подошел к борту турецкого корабля и был подожжен вместе с ним. От начавшегося пожара загорелся весь неприятельский флот.

Экипажи горящих судов , прекратив сопротивление, в панике бросали свои корабли и бежали в глубь побережья. Победа русских была полной. Им удалось даже спасти некоторые из брошенных турецких кораблей. Русские моряки вывели из огня линейный корабль "Родос" и 5 галер, ставшие боевым трофеем.

Потери с турецкой стороны оцениваются приблизительно. Считается, что только погибшими турецкий флот потерял 10-11 тыс. человек.

Таким образом, Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, на который возлагалось много надежд.

Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президент Адмиралтейств-коллегий писал: «…Честь Всероссийскому флоту! 25 на 26 неприятельский военный флот… атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге… господствующими».

Героями Чесмы стали адмирал Спиридов , по планам и под руководством которого русский флот одержал выдающуюся победу, младший флагман С. К. Грейг, произведенный после сражения в контр-адмиралы, командиры кораблей: капитаны I ранга Круз («Евстафий»), Клокачев («Европа»), Хметевский («Три Святителя»), лейтенант Ильин (командир брандера) и многие другие, удостоенные высоких наград.

Чесменское сражение представляет собой ярчайший пример уничтожения неприятельского флота в расположении его базы.

Победа русского флота над вдвое превосходящими силами противника была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в то время в западноевропейских флотах. По инициативе адмирала были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил противника и ведение боя на предельно короткой дистанции.

Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны.
Благодаря этой победе русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

В память о Чесменской победе была выбита медаль , которой награждались все участники сражения.

Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи - Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, давший ему право на потомственное русское дворянство.

В честь этой победы в 1775 году в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, а в 1778 году в Царском Селе - Чесменская колонна .

В Петербурге в 1774–1777 годах был построен Чесменский дворец , а в 1777–1778 годах - Чесменская церковь .

Имя «Чесма» в Российском флоте носили броненосец и линейный корабль.

В честь лейтенанта Ильина были названы линейный крейсер и эсминец.

Морское сражение у крепости Чесма между русской и турецкой эскадрами – одно из крупнейших в эпоху парусного флота. Чесменское сражение стало настоящим триумфом русского флота и послужило весомым аргументом при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768-1774 гг.

По своим результатам это сражение не имело аналогов в истории парусных флотов мира. 73 турецких судна - линейные корабли, фрегаты, шебеки, галеры, галиоты - сгорели в течение одной ночи; более 10 тысяч человек - две трети личного состава турецкого флота - погибли в огне и морской бездне. Русская объединенная эскадра потеряла в том сражении 11 человек: 8 на 66-ти пушечном линейном корабле «Европа » (командир капитан 1 ранга Клокачев Федот Алексеевич) и 3 на линейном корабле «Не тронь меня » (командир капитан 1 ранга Петр Бешенцев Федорович). Турецкий флот прекратил свое существование на Средиземном море.

По этому поводу адмирал Григорий Андреевич Спиридов доносил президенту Адмиралтейств-коллегии следующее: «Слава господу богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 июня неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили,…а сами стали быть во всём Архипелаге…господствующими ».

Этой победе Россия обязана была, прежде всего, опытному флотоводцу адмиралу Г. А. Спиридову.

Первое столкновение русских и турецких кораблей произошло в Хиосском проливе. 24 июня (7 июля) 1770 года, нагнав вдвое превосходящую по численности турецкую эскадру, адмирал Спиридов, под командованием которого находилось 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль и 17 вспомогательных судов, оценив позицию неприятельского флота, принял решение атаковать. Эскадра турок была построена в две линии, что позволяло использовать лишь половину огневой мощи, кроме того, пространство для маневра было ограниченно берегом.

План Спиродова заключался в следующем: под прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления флотом, не позволяя, при этом, туркам использовать численное превосходство.

Для сражения А. Орлов весь флот разделил на три части: авангард:

«Европа » (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Клокачев Федот Алексеевич)
«Евстафий » (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Круз Александр Иванович)
«Три святителя » (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Хметевский Степан Петрович)
фрегат «Святой Николай » (36-ти пушечный, командир грек Поликутти).

Командовал авангардом адмирал Г.А.Спиридов. Он находился вместе с Федором Орловым на «Евстафии ». Кардебаталия:

«Иануарий» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Борисов Иван Антонович)
«Три иерарха» (66-ти пушечный, командир капитан бригадирского ранга Самуил Карлович Грейг)
«Ростислав» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Лупандин Василий Федорович)
бомбардирский корабль «Гром» (20-ти пушечный, командир капитан-лейтенант Перепечин)
пакетбот «Почтальон» (16-ти пушечный, командир капитан-лейтенант Еропкин)
транспорт «Орлов» .

Командовал кардебаталией А. Орлов, который находился на «Трех иерархах» . Арьергард:

«Не тронь меня» (66-ти пушечный, командир капитан 1-го ранга Бешенцев)
«Святослав» (84-х пушечный, командир капитан 1-го ранга Роксбург)
«Саратов» (66-ти пушечный, командир капитан 2-го ранга Поливанов Афанасий Тимофеевич).

Командовал арьергардом контр-адмирал Д.Эльфинстон, который находился на «Святославе» . Линейные корабли: «Евстафий» , «Три святителя» , «Иануарий» , «Три иерарха» и «Святослав» , а также фрегаты «Надежда благополучия» и «Святой Николай» , бомбардирский корабль «Гром» были построены на «Адмиралтейских вефях» . Остальные корабли построены в Архангельске на Соломбальской верфи.

В 11:30 корабли турецкой эскадры открыли огонь по приближающемуся флоту русских, однако, ощутимых повреждений не нанесли. К 12:00 маневр русского был, в целом завершен – начался ожесточенный обмен пушечными залпами на близкой дистанции. Не удалось занять свои места в строю трем русским кораблям: «Европа» , вынужден был выйти из линии по настоянию лоцмана, позже он развернулся и встал за «Ростиславом» , «Трех Святителей» из-за повреждения такелажа снесло в центр турецкого строя, «Св. Януарий» отстал и вынужден был развернуться и выйти из строя. После выхода из боя «Европы» основной целью турецких кораблей стал «Евстафий» , на котором находился адмирал Свиридов. Флагман русского флота на расстояние ружейного выстрела сблизился с турецким 90-пушечным флагманом «Реал-Мустафа» . Из-за больших потерь «Евстафий» не мог сманеврировать – завязался абордажный бой.

В 12.30 бой был в полном разгаре. К часу дня подошли корабли арьергарда. «Евстафий» начал постепенно уваливаться на турецкий флагманский 90-то пушечный корабль «Реал Мустафа» . Русские матросы с нетерпением ожидали схватки с противником в рукопашном бою. В это время бушприт «Евстафия» воткнулся в «Реал-Мустафу» между грот и бизань мачтами. Абордажные команды бросились на турецкий корабль. Завязалась ожесточенная схватка. Один из матросов вцепился в турецкий флаг, неприятельская сабля отрубила смельчаку руку, он протянул левую руку, но и она была ранена. Тогда он вцепился в конец флага зубами. Но тут же был проколот насквозь. Вот как описывает этот эпизод в своей поэме «Чесменский бой» поэт М.М.Херасков: «…Тогда над турками победу возвестить, хотел россиянин с кормы их флаг схватить; не отнял вдруг его, колико ни пытался, меж волн и меж небес висящ на нем остался; он руки потеряв, его не отпустил, всех способов лишен, зубами флаг схватил; сарацин его мечом во чрево прободает, трепещет, держится, луну не покидает; до крайности такой её не уступал, доколь на свой корабль со флагом не упал ». Не выдержав атаки, турецкий адмирал Хасан-Бей бросился за борт. За ним последовала вся турецкая команда. В напряженную минуту, когда оба корабля уже сцепились на абордаж, из-под палубы турецкого корабля вырвался столб пламени, и он весь загорелся. Русские матросы бросились спасать свой корабль. Тем временем пламя с горящего «Реал-Мустафа» перебросилось на «Евстафий» . К «Евстафию» на помощь устремились шлюпки, но успели снять только адмирала Г. А. Спиридова и Ф. Г. Орлова да еще несколько человек.

Горящая грот-мачта турецкого корабля упала поперек «Евстафия» , и пожар стал общим, охватив и русский и турецкий корабли. Прошло еще несколько минут, и раздался оглушительный взрыв. Огонь попал в крюйт-камеру «Евстафия» и он взлетел на воздух. Так как «Евстафий» был флагманским, на нем находилась казна и другие важные документы, которые сгорели вместе с кораблем. Вслед за ним взлетел и «Реал-Мустафа» . Горящие обломки засыпали турецкие корабли. Мужество оставило турок. Их передние корабли, не выдержав натиска русских, устрашенные двумя взрывами, рубили канаты якорей и беспорядочно, побежали, толкаясь, и ломая друг друга, в Чесменскую бухту, расположенную рядом. Было 13.30. Корабль «Три иерарха» , на котором находился А. Орлов, поднял сигнал общей погони, и русские корабли, тесня отступавшего врага, преследовали его до самого входа в Чесменскую бухту. К двум часам дня сражение закончилось. Русская эскадра блокировала вход в Чесменскую бухту, где беспорядочно столпились вражеские корабли. Так завершилась первая фаза Чесменского сражения, которую в военно-морской истории называют Хиосским сражением. Обе стороны потеряли по одному линейному кораблю. На «Евстафии» погибло 620 человек, в том числе 22 офицера. Спаслись лишь командир капитан 1-го ранга А. И. Круз, 9 офицеров и 15 матросов.

25 июня 66-ти пушечный корабль «Три иерарха» под командованием контр-адмирала С. К. Грейга и 20-ти пушечный бомбардирский корабль «Гром» бомбардировали турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте, а также береговую батарею, установленную турками на южном мысу Чесменской бухты. Адмирал Г. А. Спиридов говорил: «Легко мне было предвидеть по знанию моему морского искусства, что сие их убежище будет и гроб их ». Вечером на совете флагманов и капитанов у А. Орлова было решено уничтожить турецкий флот в ночь на 26 июня брандерами и зажигательными снарядами (брандскугелями). Алексей Григорьевич решился: «Наше ж дело должно быть решительное, чтоб оной флот победить и разорить, не продолжая времени, без чего здесь, в Архипелаге, не можем мы и к дальним победам иметь свободные руки; и для того, по общему совету, положено и определяется: к наступающей ныне ночи приуготовиться… ».

Для уточнения обстановки следует добавить, что ширина бухты Чесмы у входа около 750 метров, а длина её не превышает 800 метров. Турецкий флот стоял, скучено в глубине бухты, и если вспомнить, что длина корабля была около 54 метров, то можно себе представить, как плотно стояли турецкие корабли по ширине бухты. Турецкий флот представлял собой идеальный объект для атаки брандерами, и решение русского командования вполне отвечало как обстановке, так и задаче.

Еще в 17.00 6 июля (25 июня) бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел противника. Ночь с 6 на 7 июля (с25 на 26 июня) была тихой и лунной. В 23.30 корабль «Европа» снялся с якоря и, согласно приказу, занял место в непосредственной близости от турецких кораблей.

В 0.30 «Европа» завязал бой со всем турецким флотом, открыв огонь ядрами и брандскугелями. К часу ночи «Ростислав» занял назначенное место. За ним шли изготовленные брандеры. Вслед за «Европой» и «Ростиславом» приходили и становились на якорь и другие назначенные по диспозиции корабли. Удачно выпущенным зажигательным снарядом с бомбардирского корабля «Гром» был вызван пожар на одном из турецких кораблей, стоявшем в центре бухты, огонь с которого распространился на ближайшие подветренные турецкие корабли. В это же время по сигналу контр-адмирала С.К.Грейга были выпущены в атаку 4 брандера, из которых один (капитан-лейтенант Дугдаль) был отбит турецкими галерами, второй (капитан-лейтенант Мекензи) приткнулся к мели, третий (мичман Гагарин) свалился с уже горящим кораблем, четвертый же под командой лейтенанта Дмитрия Ильина, сцепившись с одним из турецких линейных кораблей, зажег его и создал новый очаг пожара, который вскоре распространился на несколько ближайших кораблей.

С окончанием атаки брандеров русские корабли, обеспечивавшие их атаку, вновь открыли огонь по противнику. В конце второго часа два линейных турецких корабля взлетели на воздух. В 2.30 ночи еще три турецких корабля прекратили свое существование. К этому времени в бухте пылало свыше 40 судов, представлявших собой море огня. От 4.00 до 5.30 взорвалось еще 6 линейных кораблей. К рассвету почти весь турецкий флот сделался жертвой огня. Сгорело 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и большое число мелких судов. Были выведены из огня и захвачены линейный корабль «Родос» и 5 галер. Турки потеряли свыше 10000 матросов и офицеров. Потери русских на судах отряда контр-адмирала С.К.Грейга - 11 убитых. По этому поводу адмирал Г. А. Спиридов доносил президенту Адмиралтейств-коллегии следующее: «Слава господу богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 июня неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили…а сами стали быть во всём Архипелаге…господствующими ». В письме к вице-канцлеру Голицыну А. Орлов писал: «Превосходные его силы не устрашили храбрых Россиян, кои все с великою радостию желали на неприятеля сделать нападение; почему медля нимало, того числа в полдень атаковали разбили и прогнали в порт под крепость Чесма. Не удовольствовавшись сим, 25 числа, в полночь, атакован был неприятель вторично и совсем разбит. Из шестнадцати неприятельских линейных кораблей, шести фрегатов, множества шебек, бригантинов, полугалер и других малых судов не осталось ничего, кроме печальных следов сего вооружения; все без остатка потоплены, переломаны и сожжены ».

В Петербурге о Чесменской победе стало известно только в начале сентября 1770 г.

Накануне Адмиралтейств-коллегия приказала, чтобы в этот день к 8 часам утра все ее члены, флагманы, экспедиторы и советники в парадной форме прибыли в Богоявленский морской собор Николая Чудотворца, где «для принесения вседолжного благодарения Всевышнему за одержанную флотом победу и совершенное истребление в Леванте всего турецкого флота» сама императрица «изволит быть ». После литургии, которую служил член Синода архиепископ Петербургский и Ревельский преосвященный Гавриил, Псковским архиепископом Иннокентием с прочим духовенством был совершен благодарственный молебен.

15 (4) сентября в Петропавловском соборе в присутствии Екатерины прошла соборная панихида по Петру I в честь и поминовение его «яко основателя и первого потому винника сего великого и славного происшествия морских российских сил ».

23 (12) сентября 1770 г. последовал указ Екатерины II Адмиралтейств-коллегии с повелением о производстве заслуженных в Архипелаге наград за турецкие флаги, пушки и взятые корабли и о пожаловании нижних чинов всех участвовавших в сражении морских и сухопутных команд серебряными, «на сей случай сделанными » наградными медалями для ношения их в память боя на голубой ленте в петлице.

В следующем 1771 г. по указу Святейшего Синода от 24 (13) мая благодарственные молебны в честь и память одержанной в 1770 г. при берегах ассийских победы отныне должны были служиться в церквях ежегодно 24 (13) июня. К синодскому указу прилагался список всех церквей адмиралтейского ведомства.

31 (20) мая того же года на представлении Адмиралтейств-коллегии, ходатайствовавшей о повелении произвести в день празднования пушечную стрельбу со всех адмиралтейских крепостей по примеру того, как это было узаконено Петром I в честь Полтавской битвы, Екатерина II написала: «Во вторник 24 числа из 31 пушки во время войны всякий год ».

24 (13) июня 1771 г., в день празднования первой годовщины Чесменской победы, после молебна в Богоявленском морском соборе Николая Чудотворца, по ракетному сигналу от собора, прозвучали выстрелы орудий с бастионов Адмиралтейской крепости и из Галерной гавани.

Триумфаторами Чесменской битвы стали граф Алексей Орлов: он был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил право добавить к своей фамилии почетное Чесменский; адмирал Спиридов: представлен к высшей награде Российской империи – ордену Св. Андрея Первозванного. С Грейгу было присвоено звание контр-адмирала, также он удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, который давал право на потомственное дворянство.

В честь этой победы установлен Чесменский обелиск в Гатчине. В 1778 году в Царском Селе была возведена Чесменская колонна. В Петербурге 1774-1777 построен Чесменский дворец и Чесменская церковь в 1777-1778. Имя «Чесма» в Российском флоте носил эскадренный броненосец и линейный корабль. Также в Анадырском заливе название Чесма получил мыс, открытый в экспедиции 1876 года клипером «Всадник» . Чесменское морское сражение стало триумфом военно-морских сил России и доказало способность адмиралов действовать даже в крайне сложных условиях.

Господи, молитвами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца даруй нашему оружию и нашему воинству быть непобедимыми, огради нашу страну от нашествия иноплеменных и от междуусобной брани и всех воинов и вождей за веру и Отечество головы свои на полях браней положивших упокой в Своих Небесных Селениях!

Морское сражение у крепости Чесма между русской и турецкой эскадрами – одно из крупнейших в эпоху парусного флота. Чесменское сражение стало настоящим триумфом русского флота и послужило весомым аргументом при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768-1774 гг.

Первое столкновение русских и турецких кораблей произошло в Хиосском проливе. 24 июня (7 июля) 1770 года, нагнав вдвое превосходящую по численности турецкую эскадру, адмирал Спиридов, под командованием которого находилось 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль и 17 вспомогательных судов, оценив позицию неприятельского флота, принял решение атаковать. Эскадра турок была построена в две линии, что позволяло использовать лишь половину огневой мощи, кроме того, пространство для маневра было ограниченно берегом.

И. Айвазовский. «Чесменский бой»

План Спиродова заключался в следующем: под прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления флотом, не позволяя, при этом, туркам использовать численное превосходство.

Утром эскадра русских кораблей вошла в Хиосский пролив и выстроилась в ордер-баталию, кильватерную колонну. Головным шел «Европа», следом – «Евстафий».

В 11:30 корабли турецкой эскадры открыли огонь по приближающемуся флоту русских, однако, ощутимых повреждений не нанесли. К 12:00 маневр русского был, в целом завершен – начался ожесточенный обмен пушечными залпами на близкой дистанции. Не удалось занять свои места в строю трем русским кораблям: «Европа», вынужден был выйти из линии по настоянию лоцмана, позже он развернулся и встал за «Ростиславом», «Трех Святителей» из-за повреждения такелажа снесло в центр турецкого строя, «Св. Януарий» отстал и вынужден был развернуться и выйти из строя. После выхода из боя «Европы» основной целью турецких кораблей стал «Евстафий», на котором находился адмирал Свиридов. Флагман русского флота на расстояние ружейного выстрела сблизился с турецким 90-пушечным флагманом «Реал-Мустафа». Из-за больших потерь «Евстафий» не мог сманеврировать – завязался абордажный бой. От огня «единорогов» на «Реал-Мустафе» начался пожар, в результате которого оба корабля взорвались. Адмиралу Спиридонову и графу Ф.Г. Орлову удалось спастись.

К 14:00 турецкий флот начал поспешное отступление, у которого было много общего паническим бегством, из-за столкновений многие корабли добрались до Чесменской бухты без бушпритов. Ярко смятение, посеянное среди турок, демонстрирует поведение экипажа 100-пушечного корабля капудан-паши. Обрубая якорь, команда забыла о шпринге, в результате турецкий корабль повернулся кормой к атакующему «Трем Иерархам» и около пятнадцати минут находился под шквальным продольным огнем. При таком положении ни одна турецкая пушка не могла стрелять по русскому кораблю.

С. Панин. Чесменское морское сражение в 1770 году

По итогам двухчасового боя в Хиосском проливе и русские, и турки потеряли по одному кораблю, однако инициатива полностью оказалась на нашей стороне, а турецкий флот оказался заперт в бухте, вырваться из которой не мог из-за слабого ветра. Так закончился первый этап Чесменского морского сражения.

Хотя турецкий флот и был блокирован в бухте, он по-прежнему оставался грозным противником. Кроме того, русская эскадра, не имея поблизости баз снабжения, и находясь под угрозой подхода помощи из Стамбула не могла позволить долгой блокады. Поэтому на военном совете 25 июня был принят план уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте. Для атаки был сформирован специальный отряд, под командование С.К. Грейга, в который вошли 4 линейных корабля, 2 фрегата и бомбардирский корабль «Гром».

В 17:00 «Гром» начал обстрел неприятельского флота и береговых батарей. К полуночи на заданные позиции вышли остальные корабли отряда. В соответствии с планом, огонь планировалось открыть с дистанции в 2 кабельтовых (ок. 370 метров), линкоры должны были внезапно обстрелять скученный бухте флот турок, а фрегаты подавить береговые батареи, «Гром» также должен был перенести огонь на вражескую эскадру. После массированного обстрела в бой должны были вступить брандеры. План сработал практически идеально.

К часу ночи один из турецких кораблей загорелся от попавшего в него брандскугеля (зажигательный снаряд), пламя начало распространяться на соседние корабли. Пытаясь спасти корабли от пожара, турки ослабили артиллерийский огонь. Это позволило вести в бой брандеры, до этого остававшиеся за линейными кораблями. В 1 час 15 минут 4 брандера выдвинулись к заранее назначенным целям, однако выполнил задачу только один. Брандер лейтенанта Ильина. Ему удалось поджечь 84-пушечный корабль и вместе с командой покинуть горящее судно. Через некоторое время турецкий корабль взорвался, расшвыряв тысячи горящих обломков по всей бухте и распространив пожар на оставшиеся корабли потрепанного турецкого флота.

В течение всего нескольких часов взорвалось 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 50 небольших судов. Обстрел Чесменской бухты прекратился только к 4 утра, когда практически все корабли турецкой эскадры были уничтожены. В 9 утра на берег был высажен десант, штурмом взявший береговую батарею северного мыса.

Ефошкин Сергей. Кульминация Чесменского сражения

Взрывы в бухте продолжались до 10 утра. Заметки свидетелей события описывают то, что осталось от турецкого флота как густое месиво из пепла, обломков, грязи и крови. Из всего флота в плен попало только 5 галер и один 60-пушечный корабль «Родос».

Турецкий флот в Эгейском море, на который возлагались большие надежды, прекратил свое существование.
Итогом Чесменского сражения стало установление господства русского флота в архипелаге и полное нарушение коммуникаций турок, что сильно ускорило завершение войны. Потери турецкой стороны составили более 10 тыс. человек. Русские потеряли 11.

Талант флотоводцев и нестандартные тактические решения блестяще продолжили, крайне плохо складывавшийся в начале, морской поход. Из 15 кораблей, вышедших из Кронштадта, до Средиземного моря добралось только 8. Граф Алексей Орлов пришел в ужас от увиденного в Ливорно флота. В экипажах не хватало врачей и квалифицированных офицеров, не было в достаточном количестве ни припасов, ни денег на их покупку. В своем сообщении Екатерине II он писал: «И если бы все службы были в таком порядке и незнании как эта морская, то беднейшее было наше Отечество». И, тем не менее, даже с такой «шикарной» характеристикой русскому флоту удалось одержать победу. Хотя сам граф Орлов не был столь оптимистичен в итогах сражения. «Если бы мы не с турками имели дело, легко бы всех передавили», – писал он императрице из Ливорно. Конечно, низкое качество турецкого флота сыграло свою роль, но учитывая двукратное превосходство в силах, не оно оказалось решающим в победе русской эскадры.

Виктория была достигнута за счет отказа от господствовавшей в то время в западноевропейских флотах линейной тактики, концентрации кораблей на главном направление, точному выбору момента нанесения удара и умелом использовании слабостей противника. Крайне важным было решение атаковать турецкую эскадру в бухте, несмотря на прикрытие береговых батарей южного и северного мысов. Тесное расположение турецких кораблей предопределило успех брандерной атаки и эффективность обстрела брандскугелями.

Триумфаторами Чесменской битвы стали граф Алексей Орлов: он был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил право добавить к своей фамилии почетное Чесменский; адмирал Спиридов: представлен к высшей награде Российской империи – ордену Св. Андрея Первозванного. С Грейгу было присвоено звание контр-адмирала, также он удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, который давал право на потомственное дворянство.

В честь этой победы установлен Чесменский обелиск в Гатчине. В 1778 году в Царском Селе была возведена Чесменская колонна. В Петербурге 1774-1777 построен Чесменский дворец и Чесменская церковь в 1777-1778. Имя «Чесма» в Российском флоте носил эскадренный броненосец и линейный корабль. Также в Анадырском заливе название Чесма получил мыс, открытый в экспедиции 1876 года клипером «Всадник». Чесменское морское сражение стало триумфом военно-морских сил России и доказало способность адмиралов действовать даже в крайне сложных условиях.

Подготовлено по материалам:
http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1770chesmen.php
http://wars175x.narod.ru/btl_chsm01.html
http://wars175x.narod.ru/btl_chsm.html

А.П. Боголюбов. Истребление турецкого флота в Синопском сражении. 1854 г.

  • 30 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил турецкий флот у Синопского мыса. На полный разгром противника великому флотоводцу понадобилось всего 4,5 часа. Силы сторон были примерно равны, но потери оказались несравнимыми. Русские потеряли 37 человек убитыми и 233 ранеными. Турецкая эскадра была уничтожена практически полностью: затоплено 15 из 16 судов разного типа, три тысячи убитых и раненых, двести пленных, в числе которых был вице-адмирал Осман-паша.

  • Синопская битва - последняя в мировой истории победа парусного флота. В дальнейшем бал в морских сражениях правили пароходы. Кроме того, битва при Синопе стала первой морской баталией, в которой эффективно были применены «бомбические» пушки. Их эффективность ускорила переход к созданию броненосного флота.


  • В числе уничтоженных турецких кораблей был фрегат «Фазли Аллах» - «Данный богом». Такое название фрегат получил в 1829-м, до этого он назывался «Архангел Рафаил» и входил в состав Черноморского флота. Под андреевским стягом корабль ходил всего год. В мае 1829 года в районе Синопа «Рафаил» нарвался на турецкую эскадру и сдался без боя, тогда же он и получил новое название. Четвертого июня того же года император Николай Первый издал следующий указ: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата „Рафаил“, не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню». После Синопского сражения Павел Нахимов доложил Николаю: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат „Рафаил“ не существует».
  • Синопское сражение стало первым в истории поводом для масштабной пропаганды и передергивания в газетах фактов. В английской прессе битва получила название «Синопской резни». Британские газетчики штамповали статьи о зверствах безжалостных русских моряков, достреливающих плавающих в море несчастных раненых турок. В действительности эта сенсация не имела под собой реальных оснований. Как писал граф Алексей Орлов, «нам не прощают ни искусных распоряжений, ни смелости выполнения».
  • Синопское сражение стало первой битвой, в которой отличился ставший позднее знаменитым матрос Кошка. У Синопа его отметили за отвагу и меткую стрельбу. Героем всевозможных баек и рассказов он стал во время обороны Севастополя.

  • Разгром турецкого флота при Синопе крайне негативно повлиял на важную отрасль турецкой экономики - работорговлю. Как только русский флот захватил господство в Черном море, цены на живой товар резко взлетели. Ситуация изменилась лишь после вступления в войну Англии и Франции. Европейский флот изменил баланс в регионе, и турки живо возобновили прибыльное дело. Цены на людей упали на треть. По сообщениям англо-французской прессы, таким образом европейцы защищали «богатую, но несколько своеобразную турецкую культуру».
  • Великая победа русского флота в итоге оказалась пирровой. Разгром турецких сил подтолкнул Францию и Великобританию к вступлению в войну на стороне Османской империи, что итоге привело к осаде Севастополя и поражению в Крымской войне.
  • Узнав о грандиозном сражении, Иван Айвазовский срочно отправился в Севастополь. Опросив участников боя, художник в течение месяца написал две картины: «Морское сражение при Синопе 18 ноября 1853 года» и «Синопский бой. Ночь после боя». Последнюю работу художник написал по схеме князя Виктора Барятинского, которую тот зарисовал на месте по поручению Петра Нахимова. Возможно, именно поэтому картина удостоилась похвалы адмирала. «Картина чрезвычайно верно сделана», - отметил флотоводец. Этой морской баталии также посвятили свои картины Жуковский, Медовиков, Красовский, Боголюбов и другие.


  • Синопское сражение увековечили не только живописцы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский по просьбе своего издателя Петра Юргенсона написал марш «Русский добровольный флот» под псевдонимом П. Синопов. Сочинение было издано с изображением парусника на титульном листе и надписью: «Весь сбор, не исключая расхода на издание, назначается в пользу фонда на приобретение крейсеров». Не получил за это ни копейки и сам великий композитор: «Гонорария не нужно, ибо я тоже патриот».
  • К сорокапятилетию Синопского сражения, в 1898 году, в Севастополе воздвигли памятник Павлу Нахимову. Этот монумент простоял всего 30 лет. В 1928 году в соответствии с декретом «О снятии памятников царям и их слугам» скульптуру демонтировали. Пьедестал Нахимова занял Ленин. Впрочем, вождь мирового пролетариата простоял там тоже всего ничего - до 1942-го. Немецкие оккупанты отправили бронзового Ильича на переплавку. На свое место русский флотоводец вернулся в 1959 году. Воссозданный монумент отличается от первоначального: советский Нахимов стал выше царского на 130 сантиметров, развернулся лицом к городу, а вместо трофейной сабли Осман-паши рука флотоводца покоится на рукоятке палаша. Эту идею скульптору Томскому подарил адмирал Иван Исаков: «Памятник Нахимову в Севастополе должен явиться и памятником славы русскому оружию, поэтому лучше будет, если бронзовый Нахимов предстанет не при турецкой сабле, а при русском палаше».