Послушай это стихотворение. Вот так ягоды


Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;


Вот свернулись санки
И я на; бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.


И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.


Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!


Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На; небе темно.


Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнёшь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.


Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на; печь
К бабушке седой,


И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.


В уголке согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лен прядёт.


Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…


И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:


Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.


Слушаю я сказку -
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.


Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.


И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.


Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.


Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;


Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.


Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.


Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.


Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.


Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.


Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.


1865 или 1866
Николай Рыленков


Средь цветов медуницы и кашки...


Средь цветов медуницы и кашки,
Где журчит тишина ручейком,
Русый мальчик в холщовой рубашке
По лужайке идёт босиком...


Он идет прямиком, без тропинки,
Всё, что встретится, видит насквозь,
Друг-приятель здесь каждой травинке
И у каждого дерева гость.


Сколько солнца в глазах его синих
Под упрямым разлетом бровей!
Он ни гнезд не боится осиных,
Ни шипящих в малиннике змей.


Что в ожогах и ссадинах ноги,
Волдыри на руках - не беда,
Ведь оглядчивому недотроге
Не откроется мир никогда.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.02.2017. Суриков Иван Захарович

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

На этом уроке ты познакомишься с жизнью и творчеством замечательного русского поэта . Это не просто урок. Это литературный праздник. Праздник поэзии, праздник русского слова!

Стихотворение «Детство»

Трудную жизнь прожил Иван Захарович Суриков. Несмотря на это поэт написал много замечательных стихов. Одно из них – удивительно светлое и сказочное стихотворение . У каждого человека детство – это особая пора в жизни. Поэтому и воспоминания о детстве, как правило, светлые и радостные.

При просушивании и чтении стихотворения тебе встретятся новые слова. Познакомься с их значением, запиши в словарь. Это облегчит тебе понимание содержания стихотворения.

Кубарем качуся – стремительно, быстро.
Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.
Светец – приспособление для укрепления горящей лучины.
Омрачали – сделать мрачным, темным.
Смежить – сомкнуть, закрыть.

Послушай это стихотворение.

Работа над текстом стихотворения.

Прочитай первую часть стихотворения и посмотри иллюстрации к этой части стихотворения, выполненные нашим современником художником-иллюстратором Михаилом Быковым .

Обрати внимание, что события в стихотворении происходят в деревни. Автор о них рассказывает от своего имени, употребляя слова «я », «моя », «мой ». В первом четверостишии поэт трижды И.З. Суриков начинает строки со слова «вот ». Тем самым поэт пытается обратить внимание читателя на то, что ему особенно дорого, что больше всего запомнилось из детства: родная деревня, родительский дом, зимние забавы с друзьями на горке.

Как ты думаешь, воспоминания о катании с горки были приятными для поэта? Как описано в стихотворении? Как можно объяснить смысл строчек:

«И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб».

Прочитай еще раз, как описывает поэт состояние мальчика, когда он упал при катании с горки на санках:

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!»

Согласись, что воспоминания поэта о падении с горки – радостные. Все дети любят кататься с горки на санках. В те далекие времена, когда было написано это стихотворение, для деревенских ребятишек – это была единственная доступная забава зимой. Поэтому в словах поэта нет горечи, стихи – светлые. Они передают те счастливые ощущения, которые испытывал маленький мальчик в своем детстве.

Обсудить с учителем (можно на ).

Мы можем сказать вместе с поэтом, что мальчик был счастлив? Подумай, подготовь ответ и обсуди его с учителем.

Прочитай еще раз первую часть стихотворения вслух и с выражением. Не забудь, что ты читаешь стихотворение о счастливом мальчике! Передай это ощущение интонацией! Читай эту часть стихотворения радостно! Но не торопись при чтении!

Прочитай вторую часть стихотворения и посмотри иллюстрации к этой части стихотворения.

В этой части стихотворения поэт описывает настроение мальчика, который вынужден уйти с горки домой. Зимний светлый день – короткий. Так было весело на горке, что он и не заметил, как стало темнеть. Надо идти домой: мальчишка весь промерз, но домой все равно возвращаться не хочется. Какими словами передает поэт настроение мальчика? Найди их в тексте.

Проверь себя.

Вот эти слова:

«И домой тихонько,
Нехотя бредешь. »

Что значит «нехотя бредешь »? Это означает без желания.

Прочитай еще раз вслух и с выражением эту часть стихотворения, передай интонацией настроение мальчика.

Прочитай третью часть стихотворения и посмотри иллюстрации к этой части стихотворения.

Обсудить с учителем (можно на ).

Настроение этой части стихотворения отличается от первой? Подумай и обсуди с учителем.

Следующая часть стихотворения – о сказках. Представь, в те времена не было радио и телевизора. Зимние вечера были длинными. Что могло радовать детей? Сказки и истории, которые им рассказывали взрослые. Чаще всего – это бабушки и дедушки. У поэта остались воспоминания о сказках, которые ему рассказывала бабушка.

Прочитай строки из стихотворения, которые говорят о большой любви поэта к сказкам:

Какую сказку бабушка рассказывала внуку?

Вспомнил? Это сказка «Иван-царевич и серый волк» .

Обсудить с учителем (можно на ).

Как ты понимаешь слова «Сердце так и мрёт… »? Что пытается этими словами поэт донести до читателя? Мальчику страшно, у него сжимается и замирает от страха сердце (сердце так и мрет…)? А может быть, сердце замирает от восторга ? Сказка ведь очень интересная! Мальчик слушает сказку, ждёт дальнейших чудес. Обрати внимание, как поэт описывает речь бабушки: «тихо речь журчит » , т.е. автор сравнивает речь бабушки с ручейком? О какой речи можно так сказать? Подбери слова: плавная, громкая, ровная, мелодичная ?

Продолжай чтение. Обрати внимание, что мальчик засыпает под сказку бабушки….

«И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич –
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.




Вот я к ней подкрался
И за клетку – хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.»


Обрати внимание, мальчику снится сказочно страшный сон. Читать эту часть стихотворения надо с особой интонацией: загадочной, немного устрашающей!

А просыпаясь, что видит мальчик? Он видит солнышко и любимую бабушку:

Начинается чудный солнечный и морозный день. Опять можно будет пойти кататься на горку, а вечером…. Вечером слушать бабушкины сказки. Все детские «страхи» были во сне! Вот, что хочет донести до читателя поэт! Детство – счастливая пора жизни! Эта основная мысль стихотворения изложена в последнем четверостишии. Прочитай его:

В этих строчках главное, о чём хотел рассказать нам Иван Захарович в своём стихотворении «Детство». Детство – это прекрасная пора! Не думай о плохом. Помни: жизнь очень сложная. В ней случаются разные события, не всегда самые приятные. Порой маленькие огорчения кажутся ребенку горем, бедой. Проходит время, все забывается: в памяти детской остаются только самые хорошие воспоминания. Детские годы – это самые веселые и беззаботные годы жизни. Рядом всегда есть взрослые, которые помогут и подскажут, выручат из любой беды. Взрослые стараются сделать детство детей счастливым. Помни это. Преодолевай трудности. Будь настойчив и терпелив! Радуйся детству и жизни. Удачи!

Это интересно

В 2014 году вышла книга Ивана Захаровича Сурикова «Детство» с иллюстрациями петербургского художника-иллюстратора Михаила Быкова . Эти иллюстрации использованы в этом уроке. Прочитай о том, как художник работал над книгой. Михаил Быков поистине проникся тем временем, бытом и жизнью простых крестьян. Вот как художник говорил о своем отношении к работе над этой книгой:

«...Рисуя, я очень хотел, чтобы любовь, свет и тепло, мерцавшие в душе Ивана Сурикова, согрели иллюстрации и перешли как чудесный дар в ваши сердца, маленькие читатели...»

В стихотворении И.З. Суриков использует эпитеты для передачи своих чувств и своего отношения к природе. Например, снег пушистый . Найди в тексте эпитеты. Для чего используются эпитеты, какой они делают нашу речь? Использует ли поэт другие образные средства языка?

Прочитай с выражением стихотворение И.З. Сурикова «Зима» учителю или взрослым.

Два снежка (Агния Барто)

Погода снежная была,
Отличная погода.
Швырнул снежком из-за угла
Я прямо в пешехода!

Он рассердился, поднял крик,
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я не чуток.

Подумайте, какой чудак:
Не понимает шуток!

Погода снежная была,
И мне гулять охота,
Но вдруг снежком из-за угла
В меня швыряет кто-то!

Снег тает под воротником -
Я простужусь, пожалуй!
Швырнул мне в спину снежный ком
Какой-то глупый малый!

Он просто трус и озорник
И человек нечуткий!
Бросать снежки за воротник -
Какие ж это шутки!

Детство (отрывок)

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

И. Суриков

Вот так ягоды!

Шел однажды
Дед Мороз
По лесной аллее.
Видит –
Кустик,
А на нем
Ягоды алеют!
Что за чудо!
Средь зимы
Ягоды алеют!
Осторожно дед Мороз
Вышел из-за ели.
Только – фьють!
И кто куда –
Ягоды взлетели!
Вот так чудо!
Нет, не чудо:
Снегири взлетели!

Снежинки

У сестренки, у Маринки,
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?

МОРОЗ

У подъезда плакал мальчик:
- Укусил мне кто-то пальчик!
А другой малыш орал:
- Кто-то уши мне надрал!
Третий трогал нос и щеки:
- Кто меня так больно щелкал?
Стало ясно детворе -
Невидимка во дворе.

Л. Сандлер

МОРОЗ

Вот мороз так мороз!
Месяц к облаку примерз!
Дым примерз к печной трубе,
Чьи-то санки - к речке,
Даже валенки в избе
Греются у печки.

В. Шульжик

ПРАЗДНИК

На елочке нашей
Смешные игрушки:
Смешные ежи
И смешные лягушки,
Смешные олени,
Смешные моржи
И смешные тюлени!
Мы тоже немножко
В масках смешные.
Смешными мы
Деду Морозу нужны,
Чтоб радостно было,
Чтоб слышался смех -
Ведь праздник сегодня
Веселый у всех!

Ю. Кантов

БЕЛЫЙ ДЕД

Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня: -
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе -
Грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги.
И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Все царапины земли
Белым снегом замели.

Н. Артюхова

Зимние яблоки

Солнечный, погожий
Выдался денек.
Всей семьей на лыжах
Выбрались в лесок.

Вдруг трехлетний Вовка
Маме говорит:
«Чудеса! На елке
Яблоко висит!»

А взглянул левее
И застыл без слов:
На соседней ели
Россыпи плодов!

Но пронесся ветер,
И тотчас с ветвей
Упорхнули яблоки
Стайкой снегирей.

(Т. Гусарова)

Словно белые пушинки
С неба падают снежинки.
Щедро сыпет снег зима
На прохожих и дома.
Он летит за воротник,
На лицо и, тает в миг.
Мы с приятелем вдвоём
В школу весело идём.
Под ногами снег скрипит,
За спиной мой друг сопит.
Оглянулся я, и в крик,
Вместо друга снеговик.
Говорит он мне в ответ:
Ну, а ты, совсем как дед,
Настоящий Дед Мороз,
Весь в снегу и красный нос.

Я принёс морковку-нос
И расстроился до слёз –
Снеговик мой, будто в сказке,
Превратился в колобка...

И сказал мне: – Будет хуже...
Превращусь я скоро в лужу...

Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише… Пусть Миша поспит.

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство». Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Такие воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.
Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.

Иван Суриков (1841 - 1880) стих, Детство

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова.
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,-
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня.
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Иван Суриков — Детство: Стих

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Иван Суриков - Вот моя деревня (Детство)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
№ 4 По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
№ 8 Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
№ 12 Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе - горе,
№ 16 А ребятам - смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
№ 20 На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнешь
И домой тихонько,
№ 24 Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
№ 28 К бабушке седой.

И сидишь, ни слова.
Тихо все кругом;
Только слышишь: воет
№ 32 Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
№ 36 Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
№ 40 Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
№ 44 Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
№ 48 Серый волк достал.

Слушаю я сказку, -
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
№ 52 Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит, -
И глаза мне крепко
№ 56 Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края,
И Иван-царевич -
№ 60 Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
№ 64 Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
№ 68 Точно жар, горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поет;
Ярким, чудным светом
№ 72 Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
№ 76 С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
№ 80 В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня.
И, дрожа от страха,
№ 84 Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
№ 88 Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
№ 92 Горе и беда.

Vot moya derevnya,
Vot moy dom rodnoy;
Vot kachus ya v sankakh
Po gore krutoy;

Vot svernulis sanki,
I ya na bok - khlop!
Kubarem kachusya
Pod goru, v sugrob.

I druzya-malchishki,
Stoya nado mnoy,
Veselo khokhochut
Nad moyey bedoy.

Vse litso i ruki
Zalepil mne sneg.
Mne v sugrobe - gore,
A rebyatam - smekh!

No mezh tem uzh selo
Solnyshko davno;
Podnyalasya vyuga,
Na nebe temno.

Ves ty perezyabnesh,
Ruki ne sognesh
I domoy tikhonko,
Nekhotya bredesh.

Vetkhuyu shubenku
Skinesh s plech doloy;
Zabereshsya na pech
K babushke sedoy.

I sidish, ni slova.
Tikho vse krugom;
Tolko slyshish: voyet
Vyuga za oknom.

V ugolke, sognuvshis,
Lapti ded pletet;
Matushka za pryalkoy
Molcha len pryadet.

Izbu osveshchayet
Ogonek svettsa;
Zimny vecher dlitsya,
Dlitsya bez kontsa.

I nachnu u babki
Skazki ya prosit;
I nachnet mne babka
Skazku govorit:

Kak Ivan-tsarevich
Ptitsu-zhar poymal;
Kak yemu nevestu
Sery volk dostal.

Slushayu ya skazku, -
Serdtse tak i mret;
A v trube serdito
Veter zloy poyet.

Ya prizhmus k starushke.
Tikho rech zhurchit, -
I glaza mne krepko
Sladky son smezhit.

I vo sne mne snyatsya
Chudnye kraya,
I Ivan-tsarevich -
Eto budto ya.

Vot peredo mnoyu
Chudny sad tsvetet;
V tom sadu bolshoye
Derevo rastet.

Zolotaya kletka
Na suchke visit;
V etoy kletke ptitsa,
Tochno zhar, gorit.

Prygayet v toy kletke,
Veselo poyet;
Yarkim, chudnym svetom
Sad ves obdayet.

Vot ya k ney podkralsya
I za kletku - khvat!
I khotel iz sada
S ptitseyu bezhat.

No ne tut-to bylo!
Podnyalsya shum, zvon;
Nabezhala strazha
V sad so vsekh storon.

Ruki mne skrutili
I vedut menya.
I, drozha ot strakha,
Prosypayus ya.

Uzh v izbu, v okoshko,
Solnyshko glyadit;
Pred ikonoy babka
Molitsya, stoit.

Veselo tekli vy,
Detskiye goda!
Vas ne omrachali
Gore i beda.

Djn vjz lthtdyz,
Djn vjq ljv hjlyjq;
Djn rfxecm z d cfyrf[
Gj ujht rhenjq;

Djn cdthyekbcm cfyrb,
B z yf ,jr - }