Пражская мистика Императора Рудольфа II Габсбурга. История Чехии. Рудольф II Император магов и шарлатанов

Безумство по наследству

Будущий император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Рудольф II родился в 1552 году в Вене. В родном городе он пробыл недолго — его отец Максимилиан II отправил мальчика в Испанию к двоюродному дяде Филиппу II. Там Рудольфу надлежало обучиться искусству управления страной. Именно благодаря неустанному контролю испанских иезуитов он вырос фанатичным католиком, к тому же склонным к мистицизму. У дяди Рудольф также перенял строгий придворный церемониал.

Рудольфа II воспитывали при дворе испанского императора

По возвращении домой Рудольф получил венгерскую корону, а затем чешскую. Лишь после смерти отца его провозгласили главой Священной Римской империи, и в его руки попали немецкие земли. Прабабушка императора Хуана I Безумная писала о внуке: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Рудольф II

От прабабушки, страдавшей от душевных недугов, Рудольф получил в наследство шаткую психику. Да и физическое здоровье императора оставляло желать лучшего. Врачи, на протяжении всей жизни следившие за Рудольфом, побаивались назвать окончательный диагноз. Время от времени император решал, что в него вселился дьявол, и с ним случались припадки. Его дети, кстати, унаследовали болезни отца. Например, его внебрачный сын Юлий Цезарь Австрийский был таким буйным, что его пришлось заточить в замке на юге Чехии. Однажды в припадке ярости он убил свою любовницу.

Расцвет Праги

Почти всю свою жизнь Рудольф прожил в Праге, многое сделав для развития города. Он активно благоустраивал улицы и украшал дома. Сам император поселился в Старом дворце, который превратил в настоящий музей. Рудольф потратил несметную сумму на покупку произведений искусства. Более пяти тысяч экспонатов украшали дворец. А Вацлавский зал в резиденции Рудольфа считался самым большим в Европе. В нем избирали чешских королей и даже проводили рыцарские турниры.

Император магов и шарлатанов

Рудольф II был поклонником алхимии и увлекался каббалой

Император был не только большим поклонником искусства, но и собирал сомнительные реликвии. В его коллекции были, например, гвозди из Ноева ковчега и сосуды с прахом, и которого бог якобы создал Адама. Рудольф вообще верил во всякого рода мистику. Он с радостью принимал странствующих алхимиков, одним из которых был английский маг Эдгар Келли. На родине за шарлатанство ему отрезали уши, но императора то не смутило. Келли пообещал Рудольфу изготовить философский камень, который превращал бы металлы в золото и тем самым помог бы заткнуть дыры в государственной казне. Поговаривали, будто Келли продал душу дьяволу, которую тот унес сквозь дыру в потолке. Дыру эту, кстати, до сих пор не заделали.


Император Рудольф II и алхимики

Император очень любил воскрешать умерших и вызывать души предков. Увлекался он и каббалой. Маги и алхимики чаще всего селились на Золотой улице. Это место каббалисты особенно охраняли, поскольку считали, что сатана может зачать от Пражского града ребенка, который родится ужасным чудовищем с двумя затылками и руками до земли. В таком случае каменные гиганты Градчан должны бы были спуститься и разрушить городов. Именно при Рудольфе в Праге появилось большое количество знаменитых легенд. Например, многие писатели обращались к истории о Големе — глиняном великане, которого оживил пражский раввин.

Пражские евреи

При Рудольфе II в Праге появились евреи

При Рудольфе в Чехии появилась и большая еврейская община. Император позволил им поселиться в городе, а те обещали быть верными подданными. В средние века нередки были кровавые погромы, которые начинались из-за неприятных слухов о евреях. Один из них остановил знаменитый раввин Иегуда Лёв. Чтобы лично поговорить с императором, он пришел на Карлов мост и преградил дорогу экипажу Рудольфа. Зеваки принялись бросать в него камни и грязь, но они превращались на лету в розы и фиалки. Император выслушал раввина и запретил досаждать евреям.


Корона Рудольфа II

Политика неудач

Внешняя политика Рудольфу давалась с трудом. Император то воевал с турками, то пытался противостоять венгерским повстанцам. Его приближенными стали люди из низших сословий, льстившие правителю. В 1606 родственники Рудольфа решили отобрать у него власть и посадить на трон его младшего брата Матиаша. После войны и долгого противостояния императору пришлось отдать свои владения. Правда, умер он все-таки в своей любимой Праге, жители которой не пожелали защищать Рудольфа. По легенде, перед смертью о посмотрел в окно и горестно воскликнул: «"Прага, неблагодарная Прага! Я принес тебе славу, а ты нынче отвергаешь меня, своего благодетеля!»

Автор Д.Пучков
Среди многочисленных представителей огромной династии Габсбургов есть одна трагическая и парадоксальная фигура. Это Император Священной Римской Имеприи Рудольф 2. При всей неоднозначности его оценки и современники, и потомки сходядся в одном — правление этого человека было крайне неудачным и нанесло огромный вред самому институту императорской власти. Но давайте попробуем разобраться по порядку, опираясь на известные факты.

Итак, будущий имеператор родился в 1552 гду в Вене. Он был старшим из выживших сыновей от брака императора Максимилиана 2 и инфанты Марии Испанской. А всего его родители произвели на свет 16 детей.Здесь невозможно не упомянуть о семье — предках и родственниках Рудольфа. По отцу он приходился внуком Фердинанду 1, младшему брату Карла 5, и Анны Ягеллонки.По матери его дедом был сам Карл 5, а бабкой Изабелла Португальская. Таким образом его родители были двоюродными братом и сестрой. Родившись в Вене, практически все детство будущий иператор провел при дворе своего дяди, брата матери, императора Испании Филиппа 2. Нетрудно предположить, что воспитан он был в самых строгих католических правилах. В общем, среди ближайшей родни — одни сплошные императоры и ревностные католики. А вот держава, доставшаяся в управление Рудольфу 2 после смерти отца, почти полностью протестантская. Это одна из самых больших и совершенно неразрешимых проблем, котрая будет преследовать его с первых дней и до конца правления.

Итак, 12 октября 1576 года, не дожив и до 50 лет, умирает отец Рудольфа 2, Максимилиан 2. Вопрос о престолонаследии не стоит — Рудольф уже достиг вполне зрелого возраста (ему на тот момент 24 года) и формальных препятствий для его коронации нет. Правда, особыми талантами молодой иператор тоже не отличается — он не слишком интересуется делами управления государства. И вовсе не от юношеского легкомыслия — скорее наоборот. Он не по годам серьезен, стремится скорее к уединению, чем к пышным церемониям и блеску. Кроме того, от своих предков, и в первую очередь од деда, великого Карла 5, Рудольф унаследовал предрасположенность к меланхолии, иногда переходящей в степень депрессии. Периоды апатии резко сменяются у него немотивированными вспышками гнева, когда он буквально крушит все, что попадается на его пути. Многие исследователи сходятся на том, что он вообще был изначально психически нездоров, что лишь усугубилось с годами. Во многом — история его правления является историей его болезни.

Первые годы своего правления он проводит в резиденции Императоров Священной Римской империи, в Вене. Однако через 2 года после коронации, 1578 г., с ним случается некое событие (формально — говорят о какой-то тяжелой болезни, когда император в течении долгого времени находился на грани жизни и смерти), которое нанесло огромный вред как его физическому здоровью, так и психическому состоянию. Приступы меланхолии становятся практически постоянными. Император никого не хочет видеть, всячески стремится ограничить общение с внешним миром, забрасывает все государственные дела. Наконец, в 1583 году, несколько оправившись от многолетней депрессии, он вдруг совершает нетривиальный шаг: переносит свою резиденцию и переводит императорский двор из Вены в Прагу.

При этом государственные дела Рудольфа 2 по прежнему не интересуют, любая регламентированная деятельность вызывает у него яростный протест. Все его секретари пребывают в полной уверенности, что он яростно ненавидит их лично и, даже изредка пытаясь разбираться в накопившихся делах, делает все, чтобы намеренно запутать все и без того запущенные бюрократические процедуры. Он создает настоящий хаос в делопроизводстве, путая и перекладывая важнейшие бумаги и документы, устраивает скандалы по самым незначительным поводам и буквально доводит своих ближайших помощников до нервного срыва. Сам же он при этом увлеченно собирает коллекции различных диковинных предметов и артефактов, произведений искусства,старинных книг и манускриптов. Кроме этого он все больше интересуется магией и алхимией, наполняя свой двор самой пестрой публикой — от серьезных ученых до абсолютных авантюристов и мистификаторов.

Он всерьез одержим поиском пресловутого «филосовского камня» и стремится получить эликсир вечной жизни. Еще одно увлечение императора — экзотические хищные животные. Он приручил льва, нескольких леопардов и пару орлов, и все время ходит в сопровождении своего зверинца, получая истинное удовольствие от того, какую панику вызывает его «свита» у царедворцев. Рудольф 2 так и не женился, будто бы намеренно не задаваясь вопросом престолонаследия. В то же время, он состоит в многолетней связи с дочерью своего аптекаря (а по другим сведениям — архивариуса, или антиквара) Катериной Страда, от которой у него 6 детей.

Между тем — дела в Империи идут, мягко говоря, неблестяще. Не утихают религиозные распри между католиками и протестантами. Все дело в том, что большинство правителей Австрийских, Чешских и Венгерских областей империи исповедуют протестантизм. Император-католик не может и не хочет найти с ними общего языка. Он то предпринимает жесткие меры по насаждению католицизма, то, не добившись никакого результата, идет на уступки. В Венгрии, королем которой он формально является, Рудольф не появился ни разу за все время своего правления, что вызывало у тамошней аристократической элиты вполне законный протест. Рудольф 2 пытается сплотить разрозненные силы империи под флагом борьбы с турками, но и это не находит никакого энтузиазма у подданных. Наконец, в первое десятилетие нового, 17 века, дела в Империи приходят в такой упадок, что уже и родственники Рудольфа, многочисленные представители семейства Габсбургов, вынуждены вмешаться. Чтобы не допустить дело до открытого мятежа, решили устроить дело «по семейному». В 1608 году родственники принудили Рудольфа к тому, чтобы он уступил венгерскую корону, а так же эрцгерцогство Австрийскоек и Моравию своему младшему брату, Матвею (Матиасу). На некоторое время это снизило накал страстей. По сути — под управлением Рудольфа остается лишь Чехия. Но подданныхъ-протестантов (которых подавляющее большинство) по прежнему не устраивают законы государства, по которым они находятся по сравнению с католиками в откровенно невыгодном положениии. В 1609 году, чтобы удержать по крайней мере Чехию, Император вынужденно подписывает «Грамоту Величества» — документ, уравнивающий в правах католиков и протестантов.

Рудольф практически полностью утрачивает власть. Его последней надеждой становится эрцгерцог Штирии Леопольд, который вторгается в пределы Чехии и занимает часть Праги. Однако устроенная его солдатами в Малой Праге кровавая резня вызывает народное восстание пражан и против агрессора, и против Императора. Наконец, весной 1611 года Рудольф 2 вынужден отречься от императорской короны в пользу своего брата Матвея. Отныне он фактически находится под домашним арестом в своем дворце до самой смерти, последовавшей 20 января 1612 г. Говорят, что перед этим умерли 2 его ручных орла и старый лев.

Комментарии

    Спасибо, за очередное познавательное и интригующее. Пражский затворник, последний из правивших Габсбургов, похороненный в Праге — фигура, большей частью не изученная, хотя во многом поворотная для истории и Габсбургов. Двор гениев и шарлатанов, художников, музыкантов, астрономов, врачей, магов и алхимиков. Плюс маниакальные синдромы преследования, страх отравления, опасения наемных убийц, рожденные, скорее всего, алкоголем и сифилисом — свое дело сделали, предания и легенды до нас дошедшие — глиняный великан Голем и оживляющие магические свитки, и философский камень и прочее и прочее. Хорош меланхолик. А его блестящий ум и стремление к совершенству, поразительны и теперь, по прошествии 400 лет. Многое не известно и не очень понятно, хотя опять же, причинно-следственные связи последствий кровосмешения очевидны.

    Не совсем понятно, а точнее совсем непонятно о каких правителях в Венгерских, Австрийских и Чешских областях вы говорите. Правитель был один Рудольф и его родственники Эрцгерцоги являвшиеся владетелями отдельных земель, и все они были ревностные католики. Другое дело что сословия, т.е дворянство, и бюргеры и крестьянство практически поголовно перешли в Лютеранство, а в Венгрии широкое распространение получил Кальвинизм. Более того большая часть Венгрии, а точнее Короны Святого Штефана, вообще находилась частью под протекторатом Турции а частью под Турецкой оккупацией, так как Венгерское дворянство в большинстве своём не признало конституционности сделки заключённой между Людовиком Ягеллончиком и Фердинандом, что в случае смерти первого без наследников мужского пола Короны Святого Вацлава и Святого Штефана переходят к Фердинанду и его наследникам. Поскольку Венгерская монархия была выборной то договор без согласия Венгерского парламента не имел силы. После гибели Людовика в битве у Мохача, большая часть венгерского дворянства группируется вокруг Яноша Хуньяди, владетеля Трансильвании, который правит под Турецким протекторатом. Попытки Габбсбургов подавить с их точки зрения мятеж приводят к прямой турецкой интервенции,первой осаде Вены и созданию турецкого пашалыка с центром в Буде, в руках у Габбсбургов остаётся только Верхняя Венгрия, ныне Словакия с центром в Прессбурге, ныне Братислава. После разгрома Таборитов, сословия короны Святого Вацлава(Богемия, Моравия, Лузатия и Силезия) достигают соглашения с Габбсбургами о признании легального статуса за национальной Утракистской Церковью (церковь Яна Гуса и Иеронима Пражского), позже среди дворянства и бюргеров распространяется широко Лютеранство, а среди крестьянства и городских низов различные изводы радикального анабаптизма наиболее известны Моравские Братья. Никакой дискриминации протестантского дворянства и городской буржуазии сидевшей в сейме короны Святого Вацлава, а так же в сеймах Верхней и Нижней Австрии, Форальберга, Штири Каринти Карниолы(ныне Словения) и Тироля небыло и быть не могло, по той простой причине что Рудольф и Эрцгерцоги являлись конституционными монархами и зависели от сословий в финансовом отношении. Попытка Рудольфа в 1609 году обявить Католицизм госсударственной религией, а остальным религиям даровать лишь право терпимости (не распространялось на кальвинистов и членов анабаптистских сект)вызвало повсеместное возмущение, в том числе и Католического дворянства, которое узрело в этом не столько религиозную меру, но покушение на свои сословные права и попытку сворачивания конституции и введение абсолютизма. Упомянутая вами Граммота просто восстанавливала статус кво.Реально религиозная дискриминация и сворачивание конституализма во всех землях германской ветви дома Габбсбургов началась только после прихода к власти Фердинанда,Эрцгерцога Штирии и закончилось всё известной Дефенестрацией 1618 года и последующей 30 летней Войной. Вена не была столицей Священной Римской Империи, Империя к этому времени не имела столицы несколько сотен лет. Вена была резиденцией Габбсбургов, а имперские рейхстаги созывались в различных городах Империи по случаю выборов Императора или для решения общеимперских конституционных вопросов. Император был не более чем первый среди равных и избирался принцами-избирателями(курфюрстами) империи.

Рудольф II (1552-1612) - император Священной Римской империи с 1576 по 1612 (в последние годы фактически лишён власти), сын и преемник Максимилиана II. Воспитывался при дворе своего двоюродного дяди короля Испании Филиппа II и совершенно не походил на своих непосредственных предшественников; католики возлагали на него большие надежды, так как он вынес из Испании ненависть к ереси и мог быть послушным орудием в руках иезуитов. Он отличался вялым, апатичным характером, был крайне подозрителен, склонен к меланхолии. Его своенравие, трусость и грубость, вместе с чувственностью и капризным деспотизмом, лишали его популярности и влияния. Досадуя на своё бессилие, он занимался только астрологией и алхимией. В пражском дворце, где жил Рудольф, была собрана им громадная коллекция книг, рукописей, картин, монет и всяких редкостей. Любимцами его были люди продажные и фанатики.

Став императором, Рудольф II шесть лет не собирал имперского сейма, но должен был созвать его в 1582 г., ввиду необходимости просить у империи помощи против турок, а также ввиду религиозных споров. Рудольф II начал искоренять протестантизм в Австрии, Чехии и Венгрии. В Австрии почти все дворянство и все города исповедывали протестантизм. С восшествием на престол Р. здесь началась сильная католическая реакция, а также борьба абсолютизма с областными сеймами и самоуправлением городов. Особенной силой отличалась реакция в Моравии.

Протестантские члены верхнеавстрийского и нижнеавстрийского ландтагов заключили между собою союз (1603) для защиты протестантизма; католики также составили унию (1605). В Венгрии владычество австрийцев переносилось весьма неохотно. Видя общее недовольство, Рудольф II думал привлечь общественное мнение на свою сторону войной с турками. Всеобщее восстание продолжало, однако, быть неизбежным, и родственники Рудольф сочли необходимым отнять у него власть в пользу его брата Матфея или Матвея (апрель 1606 г.), сделавшего громадные уступки протестантам (см. Матвей). По договору 1608 г. Рудольф II отдал Матфею Венгрию, эрцгерцогство австрийское и Моравию и объявил его своим наследником в Богемии.

Для удержания за собой чехов Рудольф II вынужден был подписать 9 июля 1609 г. составленный сеймом акт, получивший название «грамоты величества» (Majestätsbrief). На основании этой грамоты утраквисты и чешские братья были уравнены в правах с католиками. Чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефенсоров, по 8 от каждого из 3-х сословий сейма. Комитет должен был руководить действиями консистории, управлять делами пражского университета, собирать войско, взимать налоги для его содержания, а в случае надобности - созывать представителей протестантского населения для совещаний об общем деле.

Рудольф II придумывал средства отнять у Матфея отданные ему земли, интриговал против него, но все-таки должен был отречься от чешской короны. 23 мая 1611 г. Матфей был коронован, а Рудольфу дали пенсию и сохранили за ним внешний почёт. Лишённый власти, изнурённый болезнью и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 г., не оставив законного потомства, так как не был женат.

Этот властитель сыграл особую роль в судьбе Чехии и Праги. Именно благодаря ему Прага считается ныне мировой столицей алхимии, мистики и черных сил.

Рудольф II родился 18 июля 1552 г. в Вене. Отец его - император Максимилиан II, мать - Мария Испанская. Воспитывался мальчик при испанском королевском дворе, где с ним долгие годы занимались иезуиты. В результате Рудольф вырос, с одной стороны, фанатичным католиком, а с другой - великим мистиком. Считается, что он был душевнобольным.

Взойдя на императорский престол в 1576 г., Рудольф II фактически переселился в Прагу. Испокон веков этот город считали центром оккультизма, европейским аналогом Вавилона, воротами Бога.

Весомый вклад в создание репутации города как двери в потустороннее внесли алхимики, изготовители золота. Они более или менее успешно внушали своим современникам, что располагают секретами, с помощью которых можно перевернуть мир.

Одним из восторженных поклонников алхимии и стал Рудольф II. Император алхимиков поселился в Старом дворце. Самой большой его достопримечательностью был Вацлавский зал длиной 62 м. В XVII в. зал считался самым большим светским помещением Европы. Здесь избирались чешские короли, а во время турниров, проводившихся внутри дворца, стены зала отражали стук копыт галопирующих лошадей. Чтобы рыцарь мог попасть на ристалище в полном боевом облачении, не слезая с коня, средневековый архитектор спроектировал специальную лестницу без ступеней.

Свою резиденцию Рудольф II превратил в музей. Дворец украшали 3000 картин и 2500 скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 млн гульденов. Страсть императора не ограничивалась только изобразительным искусством: он собирал часы, научные приборы и весьма сомнительные реликвии, например гвозди из Ноева ковчега или флакончики с прахом, из которого Бог якобы сотворил Адама. Излюбленным развлечением императора были сеансы по оживлению мертвецов и вызыванию душ умерших.

Рудольф был нелюдимым и психически неустойчивым человеком, часто впадающим в депрессии. Он предпочитал уделять внимание не проблемам страны, а толпе шарлатанов, которых пригласили в Прагу. Часть из них жила на знаменитой Золотой улочке. В тесных домиках, где рукой можно достать до крыши, алхимики искали философский камень. Это место охраняли каббалисты, так как, по их мнению, сатана мог в любой момент совокупиться с Пражским Градом и родить Армиллоса, чудовище с двумя затылками и длинными, до ступней, руками. Если бы это произошло, то каменные гиганты Градчан спустились бы вниз, перелезли через реку и разгромили бы город.

Среди особ, приближенных к императору, был английский фокусник Эдгар Келли, которому на родине за публичное шарлатанство отрезали уши. Келли пообещал Рудольфу чудесным образом решить проблему государственной казны. Верящий в псевдонауку император посвятил обманщика в рыцари и подарил роскошный дом на Карловой намнести. Здесь, согласно легенде, фокусник продал душу дьяволу. Сатана унес ее через дыру в потолке, которую, между прочим, до сих не заделали. Говорят, что судьбу Келли разделил некий студент. Он не смог удержаться от соблазна и набил мошну при помощи черной магии. Впоследствии эти сюжеты использовал Гёте.

С Рудольфом II связано и возникновение еврейских общин в Праге. Старое предание гласит, что евреи жили на месте сегодняшней Праги с незапамятных времен. Когда в Богемию пришли кельты, прекрасный еврейский город был разрушен, а жители изгнаны. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что однажды на берега Влтавы явится «маленький угнетенный народ, верящий в одного-единственного Бога. Будущий король должен принять этих людей благосклонно, ибо с ними в нашу страну придет благодать».

Не прошло и ста лет со дня предсказания, а в Чехию явилась целая еврейская община, которая бежала из Киевской Руси. Помня о словах Либуше, тогдашний князь-язычник взял несчастных под защиту. Те же, в свою очередь, пообещали быть ему верными подданными. На левом берегу Влтавы евреям предоставили место для строительства города. Они много трудились, богатели, старались жить тихо, несмотря на бури, бушевавшие в Средние века. Тогда-то в Богемии и стали распускать сплетни о евреях. За сплетнями следовали кровавые погромы. Жители прятались от них в Староновой синагоге - старейшей в Европе. Ее стены выложены из камней иудейского молитвенного дома, который стоял на этом месте еще при кельтах. Говорят, во время первого пожара шпиль синагоги облюбовали два голубя, улетевшие только тогда, когда огонь был потушен. С тех пор за Староновой закрепилась репутация духовного центра евреев. В ней когда-то венчался Мордыхай Майзель, личный банкир императора, получивший несметные богатства в награду за честность и милосердие. На его средства вымостили грязные улочки, построили красивую ратушу, ритуальную баню, богадельню, сиротский дом и две синагоги, одну из которых назвали в его честь. Пожалуй, никто и никогда не сделал столько для своих единоверцев, сколько сделал Мордыхай Маркус Майзель.

В одно время с ним жил другой великий еврей Праги - Иегуда Лёв бен Бецалель, потомок царя Давида. Сам император Рудольф II назначил его верховным раввином еврейского города. Церемония проходила в королевском дворце при большом стечении лиц дворянского звания. Трудно было подобрать на эту должность человека более подходящего, ибо рабби Лёв, как утверждают предания, «явился на свет защитить евреев от злой клеветы и подозрений со стороны христиан».

Когда в очередной раз над общиной нависла угроза изгнания, раввин отправился на Карлов мост. По нему в Старый город должен был проехать монарх. Иегуда Лёв находился в толпе зевак. Заметив императорский экипаж, рабби встал на его пути. Зрители начали бросать в него камнями и поливать грязью, но камни и грязь превращались налету в розы и фиалки. Пораженный император остановил карету и выслушал раввина. В тот же день Рудольф II приказал не причинять евреям зла. Отныне каждый их проступок рассматривался в суде. За преступление отдельного лица вся община ответственности уже не несла.

К концу жизни император Рудольф II потерял все свои владения и власть. В 1611 г. у него отняли и Чехию. Правда, умер он все-таки в любимой Праге.

По сей день совершают паломничество в этот чудесный город приверженцы алхимии, магии и чародейства. И всякий раз спешат поклониться памяти великого императора алхимиков и чародеев.

Пражский затворник Рудольф II.

Австрийская династия Габсбургов более 400 лет правила Чехией, как и многими другими землями Центральной и Восточной Европы, которые Габсбургам удалось соединить в огромную пеструю империю. С 1526 года, когда чешские сословия предложили корону Фердинанду I Габсбургу, до 1918-го, когда после поражения в Первой мировой Австро-Венгерская империя распалась, на чешском троне сменились 17 представителей австрийской династии. Отношения между чехами и их габсбургскими государями никогда не были простыми. Некоторые монархи этой династии ограничивали исторические свободы чешских земель, вели германизаторскую политику, другие были слишком пассивны, третьи, напротив, правили энергично и мудро... Но лишь один Габсбург, Рудольф II, оказался так тесно связан с Чехией и ее столицей, что и через 400 лет после смерти он остается одним из символов Праги.

Впервые Рудольф побывал в Праге в 1562 году, десятилетним ребенком, когда там проходила церемония коронации его отца, Максимилиана II. Вряд ли воспоминания об этом городе надолго задержались в его памяти, поскольку два года спустя жизнь юного принца сильно изменилась – вместе с братом Эрнстом отец послал его в Мадрид, ко двору своего двоюродного брата Филиппа II Испанского, учиться основам наук и искусству государственного управления. У Филиппа II будущий германский император и чешский король перенял приверженность строгому испанскому придворному церемониалу, который позднее активно внедрял при своем пражском дворе.

Проведя в Испании 10 лет, Рудольф вернулся домой. Еще при жизни отца он был коронован в качестве короля венгерского, а затем и чешского. В 1576 году император Максимилиан II умер, и на голову его 24-летнего сына была возложена третья корона – древней «Священной Римской империи», в состав которой входили немецкие земли, Чехия и ряд других территорий. Вот что пишет о молодом Рудольфе немецкий историк Фолькер Пресс:
Испанская королева Хуана, прабабка Рудольфа II
«Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией... Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Через несколько лет после вступления на императорский трон Рудольф II серьезно заболел. С этого времени его физические и душевные недуги переплетаются в трагический клубок, в котором почти невозможно разобрать, что было причиной, а что – следствием. Очевидно, сыграла свою роль как генетика (прабабкой Рудольфа была безумная испанская королева Хуана), так и внешние обстоятельства – в частности, напряженные отношения с родственниками из младшей, штирийской ветви рода Габсбургов, имевшей большое влияние в Вене. Вероятно, это послужило одной из причин переезда Рудольфа II и его двора в Прагу в 1583 году. Здесь, в пражском Граде, он почти безвылазно провел без малого 30 последних лет своей жизни.

Переезд императорского двора в чешскую столицу способствовал бурному развитию города. Вот что пишет биограф Рудольфа II, чешский историк Йозеф Яначек:
«Большой пожар 1541 года привел к заметным перестановкам в городе и началу бурного строительства. Ренессансная архитектура с середины XVI века становится преобладающим стилем в Праге. Инициатива здесь принадлежала дворянству, но вслед за ним начали вести бурное строительство и зажиточные мещане. Так начался период ренессансной перестройки Праги, сильно изменивший прежний средневековый облик города».

Пражский Град

Рудольф поощрял эти перемены и сам немало сделал прежде всего для обустройства своего дома – пражского Града.
Рудольф, увлекавшийся науками и искусствами, стремился превратить свой двор в культурный центр всей Европы. Во многом это ему удалось, и именно поэтому, пожалуй, этот странный человек и не слишком удачливый правитель столь надолго и прочно вошел в историю. Император был, можно сказать, гениальным любителем. Он разбирался в поэзии, живописи, математике, физике, архитектуре, химии и алхимии, астрономии и астрологии, философии и оккультизме, и хотя ни в одной из этих областей не был профессионалом, стремился окружать себя людьми, которые профессионалами были. В Праге в годы его правления жили и работали крупнейшие астрономы того времени – Иоганн Кеплер и Тихо де Браге, художники Бартоломей Шпранглер и Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Ври и многие другие.

Впрочем, в те времена граница между научным знанием и мистикой, явлениями земными и потусторонними воспринималась иначе, чем сейчас, была размытой, чем пользовались многочисленные шарлатаны, выдававшие себя за магов. Так и получилось, что умный и образованный Рудольф привечал при своем дворе таких личностей, как английский авантюрист Эдуард Келли, обещавший императору найти способ производить золото «столь же быстро, как курица клюет зерна». Рудольф II и его маги искали то философский камень, то эликсир вечной молодости, то способ оживлять неодушевленные предметы... Большой интерес у Рудольфа вызывала каббала – таинственное еврейское философско-религиозное учение. В эту эпоху возникли многие легенды и предания, ставшие частью культурной истории Праги и придавшие ей таинственный, мистический оттенок. Позднее многие из этих легенд были переработаны чешскими и немецкими авторами и получили широкую известность. Среди них – история Голема, глиняного великана, который ожил после того, как пражский раввин вложил в него свиток с магическими заклинаниями.

Между тем государственные дела шли у Рудольфа II ни шатко ни валко. Император вел не слишком удачные войны – вначале с турками, позднее – с венгерскими повстанцами, с которыми в 1606 году заключил мир, гарантировавший Венгрии многие ее традиционные вольности. Главными советниками императора, не любившего административную рутину, были Пауль Траутзон и камергер Вольфганг Румпф, хитрые и довольно умелые царедворцы. Однако после 1598 года, когда Рудольф перенес новую тяжелую болезнь, всё изменилось. Его психическое состояние резко ухудшилось, он стал еще более мрачным, подозрительным, меланхоличным и склонным к неконтролируемым вспышкам гнева. Йозеф Яначек отмечает:
«Людям, окружавшим императора, казались ненормальными многие его реакции, но его врачи колебались с диагнозом. Даже если они и понимали, что Рудольф страдает серьезным психическим расстройством, то не отваживались ясно сформулировать свою точку зрения. Между тем вспышки ярости, сменявшиеся периодами апатии и депрессии, все более ухудшали состояние императора».

Психическое состояние Рудольфа II сказалось как на ведении государственных дел, так и на личной жизни императора. Он выгнал Траутзона и Румпфа, приблизив к себе людей совсем иного сорта – своего камердинера Филиппа Ланга, простого слугу Иеронима Маховского и даже некоего истопника. Вряд ли тут можно говорить о каком-то демократизме императора – скорее он просто окружил себя людьми, которые бессовестно льстили ему, потакали его прихотям и не досаждали повседневными делами, к которым Рудольф питал всё большее отвращение.

Столь же сильным было и отвращение императора к браку. Несколько европейских принцесс считались в разные годы его нареченными, но ни одна из них не дождалась свадьбы – Рудольф колебался, да так и не решился пойти под венец. Между тем женщин император совсем не сторонился, у него было немало любовниц, самая известная из которых, итальянка Катарина Страда, дочь императорского антиквара, родила Рудольфу троих сыновей и трех дочерей. Старший из детей, носивший громкое имя Юлий Цезарь Австрийский, стал жертвой плохой наследственности Габсбургов: он страдал припадками буйного помешательства и был по приказу отца изолирован в замке в Крумлове на юге Чехии. Там в феврале 1608 года произошла трагедия – во время одного из припадков Юлий зверски убил свою любовницу, дочь цирюльника Маргариту Пихлер.

Поскольку законных потомков у Рудольфа II не было, его наследником считался младший брат Матиаш – человек недалекий, но весьма амбициозный. В 1606 году он и другие родственники императора подписали в Вене тайное соглашение. В нем Матиаш признавался главой династии вместо Рудольфа, которого предполагалось отстранить от власти. Но только два года спустя Матиаш пошел на открытый разрыв с братом. Началась недолгая война, в которой Австрия и Моравия выступили на стороне Матиаша. Богемия осталась верна Рудольфу II, но тот, хоть и был ревностным католиком, вынужден был подписать специальный указ (так называемый Majestat), которым признавал в королевстве свободу вероисповедания. К тому же Матиаш получил во владение австрийские, венгерские и моравские земли.

Отныне смыслом политической деятельности Рудольфа стала месть коварному брату. В 1611 году для этого представилась возможность. Один из родственников императора, Леопольд из Пассау, предложил в распоряжение Рудольфа II свою армию, набранную им ранее для участия в одном внутригерманском конфликте. «Воинство из Пассау» пошло на Прагу, но вело себя при этом откровенно по-бандитски, и горожане при поддержке чешской аристократии оказали ему активное сопротивление. К тому же у Леопольда кончились деньги, и вскоре он распустил своих наемников. Этой авантюрой Рудольф II скомпрометировал себя окончательно. Предводитель чешского войска, знатный вельможа Индржих Турм и его приближенные фактически принудили Рудольфа отречься от чешского трона в пользу Матиаша. Рудольфу II остался лишь мало что значивший императорский титул. Его власть фактически не распространялась за пределы пражского Града.

Эти события сломили императора. Он попытался поднять против брата германских князей, но эти планы оказались несбыточными. Зимой 1612 года Рудольф II заболел и 20 января умер. По преданию, незадолго до смерти, смотря из окна на город, он воскликнул: «Прага, неблагодарная Прага! Я принес тебе славу, а ты нынче отвергаешь меня, своего благодетеля!». Упрек был несправедлив – своими несчастьями Рудольф был обязан прежде всего психической болезни и вызванной ей неумелой политике. Как пишет один из современных историков, «император скрывался от печальной действительности в другие миры, будь то таинственный мир науки или прекрасный мир искусства. В этом и состоит непреходящее очарование этого талантливого человека».

Рудольфа II похоронили в пражском соборе святого Витта. Он стал последним монархом, погребенным в Праге: остальные Габсбурги, начиная с мятежника Матиаша, лежат в склепе церкви капуцинов в Вене.



Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.