Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия. Перинатальная психология: основы, базовые матрицы

Филиппова Г.Г .

Перинатальная психология и психология родительства как области исследования в психологии сформировались относительно недавно, и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания.

Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Именно эти области медицины во-первых, обращаются к «стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и включение психологической помощи в свою работу.

Объединяет данные области психологии и медицины еще два обстоятельства. Во-первых, исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством материнской заботы. Такое же мнение существует в психологии относительно развития личности. Во-вторых, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в психологии). Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое мнение, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия материнской депривации (разных ее форм и выраженности). А это уже проблемы психологии, в которой изучается взаимодействие матери с ребенком и его влияние на развитие ребенка.

Таким образом, и медицина, и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, которая на ранних этапах развития детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система «мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).

Такая ориентация перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с медициной усугубляются запросом со стороны населения на оказание психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот запрос может быть удовлетворен.

В нашей стране для родителей именно в период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность медицинского персонала соответствующих учреждений.

Это, наряду с другими обстоятельствами, привело к тому, что перинатальная психология с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности, родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для объединения ее с психологией родительства, развивавшейся в русле психологии личности, психологии семьи и детской психологии, и эта общая теперь область все больше «внедряется» в медицинские учреждения (роддома, женские консультации, детские поликлиники, центры медико-психолого-социальной помощи населению и т.п.) как в плане практики, так и в плане научно-исследовательской работы.

Об этом свидетельствуют и постоянно проводящиеся в России в течение последних уже почти десяти лет конференции по перинатальной психологии и медицине. В целом, такая же взаимосвязь перинатальной психологии и соответствующих областей медицины существует за рубежом и имеет уже двадцатилетнюю традицию (первый международный конгресс по пренатальной психологии проходил в Торонто в 1983 году).

Взаимосвязь перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей стране еще нельзя назвать гармоничной, к сожалению, здесь еще встречается недостаточное взаимопонимание между медиками и психологами. Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная психология и психология родительства (в первую очередь - материнства) соприкасаются с акушерством, гинекологией и перинатологией, то есть в области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь объединены функции родителя - быть способным родить и вырастить здоровое потомство, и здоровье самого ребенка - как будущего родителя, который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.

Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится еще более явным при рассмотрении основных областей психологии, занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением родительских функций.

Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка

Перинатальная психология

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; клиническая психология
Предмет: развитие психики ребенка
Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»
Цель: оптимизация развития ребенка
Область исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения; терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.
Задачи: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.
Средства воздействия: оптимизация состояния матери и отца; принятие беременности, ребенка и материнства (родительства); повышение материнской компетентности; гармонизация семейных отношений.
Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка
Основные достижения: разработаны теоретические основы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка; предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству); разработаны методы и средства психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.

Психология родительства

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; социальная психология; клиническая психология
Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;
Объект: диада «мать-дитя»;система «ребенок-родители»
Область исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства (материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения; кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез родительства (материнства, отцовства); терапевтические и коррекционные методы оптимизации родительской сферы, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений.
Цель: оптимизация родительской сферы женщины и мужчины
Задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем.
Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.
Основные достижения: разработаны теоретические основы психологии родительства и оказания психологической помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья женщины; показана взаимосвязь между психологическими проблемами и нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее развития (онтогенез, половое созревание, зачатие, гестация, роды, послеродовый период, лактация, менопауза); предложены методы диагностики готовности к родительству, нарушений психологической составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов, послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов; разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции зачатия, гестации, родов, послеродового периода и лактации, материнско-детских отношений.

Психосоматика

Отрасль психологии: клиническая психология; общая психология и психология личности;
Предмет: взаимосвязь психических и соматических механизмов жизнедеятельности
Объект: формы соматизации психологических проблем; нарушение психического и физического здоровья и отношение человека к этим нарушениям.
Цель: профилактика и коррекция психосоматических проблем.
Область исследования: психосоматические нарушения; отношение человека к болезни и психологическая помощь в преодолении физических и вторичных психических проблем; психологическая помощь в клинических условиях; формирование психосоматического способа реагирования на фрустрирующую ситуацию; стрессовые и постстрессовые состояния.
Задачи: диагностика психосоматического способа реагирования и его форм; профилактика и коррекция психосоматических проблем; разработка методов и форм оказание психологической помощи больным, людям в кризисной ситуации, жертвам насилия и катастроф.
Средства воздействия: выявление, профилактика и коррекция психосоматических проблем средствами психотерапии и оптимизации условий жизнедеятельности. Результаты воздействия: симптоматическое решение психосоматических проблем; формирование запроса на выявление психологических причин возникновения соматических проблем и соответствующую психологическую помощь; профилактика и коррекция формирования психосоматического способа реагирования.
Основные достижения: разработано теоретическое обоснование взаимосвязи нарушений психологических условий развития ребенка и формирования его вегето-соматического статуса и ведущего способа нервно-психического реагирования; предложены объяснительные модели и методы психотерапии нарушений общего психического и физического, в том числе и репродуктивного здоровья (в период раннего развития, полового созревания, зачатия, гестации, родов, послеродовых расстройств, лактации, менопаузы).

Психотерапия

Отрасль психологии: клиническая психология; общая психология и психология личности; психология развития.
Предмет: коррекция психологических и психосоматических проблем, психических нарушений психотерапевтическими средствами.
Объект: все виды психологических проблем, неврозов и пограничных состояний, психическая патология, психосоматические проблемы.
Цель: диагностика и коррекция деструктивных для психического и физического состояния человека психологических проблем.
Область исследования: личностные проблемы и их коррекция; проблемы межличностных, в том числе детско-родительских и семейных отношений и их коррекция; нарушение психического развития ребенка и его коррекция; неврозы, пограничные состояния и психическая патология и их коррекция.
Задачи: диагностика форм проявления патологизирующих психологических проблем; разработка методов и форм применения психотерапевтических воздействий.
Средства воздействия: индивидуальная и групповая психотерапия психологического направления (терапия личностных и межличностных проблем); индивидуальная и групповая психотерапия лечебного направления (терапия неврозов, пограничных состояний, психических расстройств и психосоматических проявлений).
Результаты воздействия: симптоматическое разрешение психологических, психических и психосоматических проблем; стабилизация и поддержание адаптивного состояния; в сочетании с психологической помощью коррекция и реабилитация психологических проблем, психических и психосоматических нарушений.
Основные достижения: разработаны теоретические основания диагностики и психотерапии нарушений развития и функционирования психики и соматики; разработаны методы диагностики и психотерапии психологического и клинического направления различных нарушений репродуктивного здоровья (психосексуального развития, зачатия, гестации, родов, послеродовых расстройств, лактации).

Семейная психология

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; педагогическая психология; социальная психология.
Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.
Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.
Цель: диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.
Область исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.
Задачи: диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи семье.
Средства воздействия: индивидуальная и семейная психотерапия и психокоррекция.
Результаты воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.
Основные достижения: разработаны методы и средства психотерапии и психокоррекции семейных проблем, связанных с физическим и психическим (в том числе и репродуктивным) здоровьем (планирование рождения ребенка, зачатие, беременность, послеродовый период, взаимодействие в ребенком в разные возрастные периоды).

Вышеперечисленные особенности различных областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и координации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психология родительства.

Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка).

Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является (помимо задач оптимизации и коррекции актуальных проблем психического и физического репродуктивного здоровья родителей и развития ребенка) ее превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с самых ранних этапов развития ребенка.

Теперь обратимся к характеристике перинатальной психологии и психологии родительства как общей области исследования и практики в психологии. Как показывает само название, эта область представлена двумя взаимопроникающими и взаимодополняющими «частями», которые правильнее назвать двумя аспектами исследования.

Действительно, невозможно рассматривать ребенка на ранних стадиях развития без матери (и шире - родителей). Это нашло отражение в диадическом подходе, который является общепринятым в той области психологии развития, которая занимается ранним онтогенезом. С другой стороны, родители - это вообще то, чего без ребенка «не бывает». Это социальная роль, личностная позиция и т.п., существующая только как отнесенная к ребенку. Более того, в период своего раннего развития (от зачатия до конца раннего возраста) ребенок сначала находится внутри матери, затем связан с ней физически и психически, и лишь постепенно отделяется во всех планах, проходя этот основной путь отделения (стадии сепарации) до трех лет (с разной успешностью и завершенностью каждого этапа).

Все это и ведет к объединению в общую область теоретического изучения и практической работы проблем, связанных с ранним развитием ребенка и его взаимоотношений с родителями, в первую очередь с матерью (и, соответственно, проблем самих родителей). Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития - связь физическая, послужила основанием выделения в самостоятельную область исследования первоначально одной части психологии родительства - психологии материнства. Но в настоящее время уже можно говорить о психологии родительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства, общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития - постродительство, и т.п.

Рассмотрим коротко эти три составляющих части - перинатальную психологию, психологию материнства и психологию родительства

«Перинатальная психология»

Существует узкое и широкое значение термина «перинатальная психология». В узком смысле перинатальный - это период индивидуального развития от 28 недель после зачатия до 7 дней после рождения. Однако, в психологии невозможно рассматривать развитие психики на таком изолированном возрастном участке. Период возрастного развития в психологии очерчивается исходя из определенных критериев, как частных, так и системных (в зависимости от предмета исследования). В данном случае речь идет о становлении основных психических процессов и базовых личностных структур.

В этом смысле перинатальный период в его узком значении может быть выделен только в рамках более общего, который, исходя их всех психологических подходов и теорий, следует определить от зачатия до окончания стадий сепарации ребенка с матерью - то есть до становления его как «отдельного, самостоятельного субъекта» (появление «внутреннего Я»).

Такая логика выделения этого возрастного периода подтверждается и практикой: все теоретические и практические исследования в данной области охватывают именно этот возраст, хотя более концентрируются на периоде от зачатия до конца первого года. Однако, возрастные рамки - это еще не все ограничения (точнее - расширения) названия данной области психологии. В нее с полным основанием включено и исследование условий развития ребенка в этом возрасте - а это в первую очередь мать (и шире - родители). Поэтому сюда же входит все, что касается проблем зачатия, беременности, родов и послеродового периода у матери, ее отношений с отцом ребенка (и ребенка с отцом тоже).

Это понятно, так как зачатие - это ведь зачатие ребенка, а беременность женщины — одновременно внутриутробный период развития ребенка. Роды тем более их общий процесс.

На конференциях по перинатальной психологии, психотерапии и медицине неоднократно обсуждалась проблема «границ» и определения перинатальной психологии (доклады Г.И. Брехмана, И.В. Добрякова, Г.Г. Филипповой и др.). Основываясь на этих работах и изложенных выше ограничениях и определениях можно охарактеризовать современную перинатальную психологию как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения основных возрастных стадий сепарации ребенка от матери.

Наиболее широким в этом случае будет ограничение от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узкими - от зачатия до конца первого года жизни.

Перинатальная психология как самостоятельная область науки и практики начала формироваться в последней четверти ХХ века, а в России — практически в последнее десятилетие ХХ века. Первые конференции по проблемам перинатальной психологии проходили в 1996 году в Москве (Первая конференция по психотерапии) и в Санкт-Петербурге (Первая конференция по перинатальной психологии). Несколько ранее, в 1994 году, в Иваново было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

Перинатальная психология возникла на стыке нескольких наук и видов практики. Основные научные отрасли: медицина (акушерство и гинекология, перинатология, психиатрия), психотерапия, психология, педагогика, социология. Из видов практики в развитии перинатальной психологии участвовали родительские объединения, духовные практики (как христианского направления, так и других конфессий, а также основанные на не традиционных религиозных взглядах и нередко эклектически объединяющие различные духовные подходы), «альтернативные» направления воспитания, обучения, оздоровления и лечения тела и души.

Это не очень традиционный путь в выделении самостоятельной отрасли науки, так как помимо чисто научных дисциплин в становлении перинатальной психологии принимали активное участие и такие отрасли практики, которые не всегда основываются на научном подходе, то есть не имеют научного теоретического обоснования и разработанных методик приложения научных знаний. Все это и определяет современную специфику перинатальной психологии, используемых в ней теоретических подходов и ее практического приложения, а также перспективы ее дальнейшего развития.

«Психология материнства»

Изучение материнства с разных позиций целенаправленно началось в зарубежной психологии во второй половине ХХ века и в первую очередь связано с психоанализом, теорией привязанности и теорией объектных отношений. Использовались разные термины, в основном mathering (материнствование, состояние быть матерью) и matherhood (материнство, выполнение материнских функций).

В отечественных исследованиях речь шла о детско-родительских отношениях, слово «мать» в научных публикациях практически не встречалось, использовался термин «близкий взрослый». Ситуация изменилась в 80-е годы, появился интерес к зарубежным исследованиям и развернулись работы по изучению особенностей матери и ее отношений с ребенком.

Как самостоятельная область исследования психология материнства стала оформляться в 90-х годах, тесно взаимодействуя с психотерапией, акушерством и гинекологией (вследствие практического запроса на психологическую помощь в беременности и родах), педагогикой. Термин «Психология материнства» для определения этой области исследования как самостоятельной был предложен Г.Г. Филипповой в конце 90-х годов (доклады на 1 Всероссийской конференции РПО, 1996г.; на Психотерапевтических конференциях в Москве, 1997, 1998гг; конференциях по перинатальной психологии и медицине в Иваново, 1998, 1999г.; конференциях по перинатальной психологии и психотерапии в Санкт-Петербурге, 1998, 1999гг.; в публикациях: Г.Г. Филиппова «Материнство: сравнительно — психологический подход» \ Психологический журнал, 1999, № 5; Г.Г. Филиппова «Психология материнства: концептуальная модель» монография, М.: Ин-т молодежи, 1999).

Психология родительства

Психология родительства - более широкая область и общая по отношению к психологии материнства как частной. То, что она выделилась в самостоятельную область раньше и заложила основы теоретической разработки всей психологии родительства - это следствие логики развития всей психологической науки, так как в первую очередь необходимо было разобраться в самом близком и определяющем все развитие ребенка «условии» — матери. Основными теоретическими истоками психологии материнства, конечно, является диадический подход, психоанализ и его современные направления (в частности, теория объектных отношений), а также сравнительная психология. Это также определило приоритет именно «материнских» проблем.

Современное состояние данной области исследования свидетельствует, что теперь уже пришло время, когда можно и должно говорить о психологии родительства, в которой психология материнства является составной частью. Можно следующим образом охарактеризовать структуру и содержание психологии родительства.

Структура и содержание психологии родительства

Предмет: родительство как часть личностной сферы мужчины и женщины
Объект: диада (система «мать-ребенок»); система «отец-ребенок», триада «мать-ребенок-отец».
Подобласти: психология материнства; психология отцовства; психология межродительских отношений (и их связи с другими типами межличностных отношений в семье); общие проблемы родительства (возрастные, социально-культурные и др.).
Исследовательские задачи: изучение родительской сферы, ее структуры, содержания, развития в онтогенезе, культурных особенностей, девиантных проявлений, методов и средств оптимизации и коррекции.
Практические задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей родительской сферы с различными типами межличностных отношений в семье: супружескими, детско-родительскими разных уровней, сиблинговыми и т.п.); психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем родителей.
Цель: оптимизация родительской сферы мужчины и женщины
Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в родительской сфере; коррекция родительской сферы, межродительских и детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы мужчины и женщины; разрешение диадических проблем; гармонизация семейных и межличностных отношений.

Охарактеризованные области исследования - перинатальная психология и психология родительства — тесно связаны между собой в истории развития и в современном состоянии, а главное - по самой своей сущности:

Области исследования и междисциплинарные связи перинатальной психологии

Психология развития личности
психология материнства
психология родительства
семейная психология
перинатология
акушерство и гинекология
психосоматика
сознательное родительство

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии — на стыке психологии развития и психологии роительства

Области исследования и междисциплинарные связи психологии родительства

Психология развития личности
психотерапия и психологическое консультирование
психология детско-родительских отношений
семейная психология
перинатология
акушерство и гинекология
психолого-педагогическое направление
психосоматика

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии — на стыке психологии развития, семейной психологии перинатальной психологии и психосоматики

Современная концепция психологии родительства основывается на генеральной идее о том, что родительство, с одной стороны, должно рассматриваться с позиций его функций, а с другой стороны - как часть личностной сферы женщины и мужчины, то есть с позиции субъекта, эти функции выполняющего.

Функция родительства: обеспечение условий для развития ребенка

Родительство как часть личностной сферы женщины и мужчины: системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации.

Таким образом видно, что перинатальная психология и психология родительства - две взаимодополняющие области, различающиеся по предмету исследования и целям, совпадающие по объекту исследования, частично перекрывающиеся по задачам, средствам воздействия и по результату. Это обуславливает ориентацию исследователей и область их интересов и знаний, определяет различие в используемых средствах и ожидаемых результатах.

Необходимость рассматривать ребенка и родителей как единую систему и перекрытие интересов и направленности усилий специалистов свидетельствует о том, что в настоящее время перинатальная психология и психология родительства может быть охарактеризована как единая междисциплинарная область исследования и психологической практики, состоящая из нескольких «составных частей»:

психология (основные отрасли: психология развития; психология личности; психология родительства и детско-родительских отношений; психосоматика; медицинская психология; психотерапия психологического направления)
медицина (основные отрасли: акушерство, гинекология и перинатология; педиатрия; психиатрия взрослая и детская; психотерапия медицинского направления)
педагогика (основные отрасли: воспитание и обучение детей и родителей; семейная педагогика; дефектология)
социология (социально-культурные проблемы детства и родительства; социальная работа с населением; социальная педагогика)
оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка.

Все эти отрасли направлены на одну общую цель: обеспечение репродуктивного здоровья населения и оптимизация физического и психического развития детей и личности родителей, однако имеют разные конкретные цели, задачи, предмет и объект работы, методологию и методы, несмотря на то, что тесно переплетаются между собой. Соответственно, они используют разную терминологию, теоретические подходы, практические методики. Для продуктивной интеграции этих наук и практик в единую эффективно работающую отрасль необходимо четко представлять себе специфику каждого направления, области их пересечения, специальные и общие задачи работы. Коротко охарактеризуем выделенные направления по следующим параметрам: цели; задачи; предмет деятельности; объект деятельности; теоретические подходы; терминология; методы работы с семьей и ребенком.

Психология

Цели: оптимизация психического здоровья и создание условий для полноценного развития личности
Задачи: психологическая подготовка к родительству; коррекция личностных проблем родителей; психологическое просвещение, психологическое сопровождение и психологическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка; оптимизация психического развития ребенка; психопрофилактика и терапия психологических проблем, связанных с репродуктивной сферой и детско-родительскими отношениями.
Предмет деятельности: развитие личности ребенка и психологические особенности репродуктивной сферы родителей.
Объект деятельности: диада «мать-дитя», триада «мать-дитя-отец», взаимодействия в семье.
Теоретические подходы: естественно-научный; психотерапевтические практики, основанные на научном подходе.
Терминология: субъект; личность; развитие психики; психологические проблемы; психологическая помощь; психологическое взаимодействие.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление и стимуляцию собственных возможностей человека, помощь в овладении средствами работы с собой и оптимизации своего психического и физического состояния.
Основные методы: психологическое просвещение; психодиагностика; психопрофилактика; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психотерапия психологического направления; психологическая подготовка индивидуальная и групповая; психокоррекция индивидуальная, семейная, групповая; психологическое консультирование индивидуальное и семейное.

Педагогика

Цели: формирование знаний, умений и навыков (у родителей и ребенка)
Задачи: педагогическая подготовка к родительству; освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания ребенка; педагогическое просвещение, педагогическое сопровождение и педагогическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка.
Предмет деятельности: процесс и методики обучения и освоения родителями и ребенком необходимых знаний, умений и навыков.
Объект деятельности: ребенок; родители; диада «мать-дитя», триада «мать-дитя-отец».
Теоретические подходы: естественно-научный; методики обучения и воспитания, основанные на научном подходе.
Терминология: человек как объект и субъект обучения и воспитания; обучение; проблемы учения и воспитания; методики обучения и воспитания.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на формирование знаний, умений и навыков, помощь в овладении средствами научения, обучения и воспитания.
Основные методы: педагогическое просвещение; обучающие и развивающие методики; педагогическая коррекция групповая и индивидуальная.

Медицина

Цели: оптимизация и лечение нарушений физического и психического здоровья
Задачи: выявление, профилактика и лечение нарушений физического и психического здоровья ребенка и репродуктивного здоровья родителей; создание условий для оптимизации физического и психического здоровья ребенка и репродуктивного здоровья населения; медицинское просвещение, медицинское сопровождение и медицинская помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка.
Предмет деятельности: физическое и психическое здоровье ребенка и родителей; репродуктивное здоровье родителей.
Объект деятельности: ребенок; женщина; мужчина.
Теоретические подходы: естественно-научный; медицинские практики, основанные на научном подходе.
Терминология: здоровье; нарушение здоровья; болезнь; факторы нарушения здоровья; медицинские методы диагностики, профилактики и лечения.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление, профилактику и лечение нарушений или риска нарушений в физическом и психическом здоровье ребенка и репродуктивной сферы родителей

Основные методы: медицинское просвещение; медицинская диагностика; медицинские меры профилактики нарушений здоровья; медицинские методы лечения; медицинское наблюдение и сопровождение; психотерапия медицинского направления.

Социология

Цели: оптимизация социального здоровья населения и создание условий для полноценного функционирования семьи
Задачи: обеспечение социальных условий для оптимального функционирования семьи и воспитания детей; профилактика социальной дезадаптации; социальная помощь населению.
Предмет деятельности: семья и ребенок как члены социальной структуры общества.
Объект деятельности: семья; ребенок; родители.
Теоретические подходы: естественно-научный; культурологический; духовный.
Терминология: общество; личность как член общества; семья как ячейка общества; социальные проблемы личности и семьи; социальная помощь; факторы, влияющие на социальную адаптацию личности и семьи.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление и оптимизацию факторов, влияющих на социальное благополучие личности и семьи.
Основные методы: социологическое обследование населения; проектирование и осуществление мероприятий по социальной поддержке и помощи личности и семье; профилактика социальной дезадаптации личности и семьи.

Оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка

Цели: оптимизация и коррекция психического, физического и духовного здоровья человека и создание условий для полноценного развития личности.
Задачи: физическая, психическая и духовная подготовка к родительству; помощь в преодолении личностных проблем родителей; просвещение, сопровождение и психолого-педагогическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка; оптимизация отношений человека с миром, самим собой и отношениями в семье.
Предмет деятельности: физическое, психическое и духовное здоровье человека.
Объект деятельности: родители; ребенок; семья.
Теоретические подходы: естественно-научный; культурно-исторический; традиционно-обрядовый; духовные практики, основанные на религиозных, мистических подходах и собственном жизненном опыте.
Терминология: физическое, психическое и духовное здоровье; личность; ребенок; семья; родительское предназначение, долг, ответственность; саморазвитие; самореализация и достижение идеала.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на предложение правил и средств достижения поставленных целей, в большинстве случаев используется принцип веры и обязательного следования предложенным стратегиям воздействия, обучения, воспитания и т.п.
Основные методы: предложение определенной парадигмы понимания и действий; убеждение; внушение; организация групповой поддержки и контроля; обучение конкретным приемам и методам работы с собой, обучения, воспитания;

Как видно, все составляющие современную перинатальную психологию и психологию родительства отрасли частично перекрываются по многим параметрам (особенно практическое направление, которое стремится решать все задачи сразу), но тем не менее имеют свою специфику. Собственно, эта специфика и определяет необходимость их объединения в единую область, предметом которой в широком смысле является обеспечение успешности рождения и развития личности, осуществляющееся в семье в процессе детско-родительского взаимодействия. Предложенная классификация свидетельствует о том, что продуктивное сотрудничество столь разных направлений возможно только на основе четкого понимания специфики задач и методов работы каждого из них.

Это позволит избежать распространенной сейчас ситуации расширения полномочий отдельных специалистов (в первую очередь это касается педагогов и психологов, которые нередко стремятся решать задачи медиков) с одной стороны, и достаточно выраженной позиции конфронтации специалистов разных направлений с другой стороны (это больше относится к медикам, нередко весьма настороженно воспринимающих психологов и педагогов). Серьезной проблемой является дифференциация задач психологии и педагогики, которые имеют разный предмет и методы работы. В немалой степени описанное положение базируется на разнице в терминологии, что усугубляется применением одних и тех же понятий как в разных науках, так и в бытовом языке (что еще больше обостряет сложность взаимопонимания между разными специалистами, работающими в области перинатальной психологии). Примером конструктивного сотрудничества является взаимодействие педагогов и психологов в психологии образования.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что первоочередными стратегическими задачами развития перинатальной психологии и психологии родительства являются два взаимосвязанных процесса:

Дальнейшая конкретизация предметов, объектов и методов каждого направления (в первую очередь это касается психологии, педагогики и социологии, осваивающие эту область как новую для себя).
Выработка единого концептуального и категориального аппарата, позволяющего достичь взаимопонимания и разработать единую стратегию взаимодействия в достижении общей цели обеспечения репродуктивного здоровья населения и оптимизации физического и психического развития ребенка.

Литература:

Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего. Экология Земли - экология лона - экология Земли. Мат. конф. по проблемам перинатальной психологии медицины, Иваново, 21-22 мая 19998г., Иваново: 1998С. 12-18
Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конф. -- СПб.: АМСУ, 2000. - С. 11 - 15.
Добряков И.В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы // «Психология и психотерапия семьи»: материалы Международной Конференции. СПб, 2001. - С. 45 - 50.
Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002. - С.265 - 285.
Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства. \ Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Межвуз. сборник научн. трудов. Пермь: 1995, с. 31-36
Филиппова Г.Г. Эволюция структуры материнского поведения. \ Психология сегодня. Еж. Рос. Пс. об-ва т.2, вып.3, М.: 1996, с. 126-127
Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе. \Психология сегодня. Еж. Рос. Пс. об-ва т.2, вып.3, М.: 1996, с. 133
Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание.\Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сб. мат. конф. по перинатальной психологии. С-Пт.:1999, с. 12-18
Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель. Монография.М.: Ин-т Молодежи, 1999
Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход \Психологический журнал, 1999, № 5, с. 81-88
Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М.: Жизнь и Мысль, 1999
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии \Вопросы психологии, 2001, № 2, с. 24-35
Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Изд-во иститута психотерапии, 2002

Перинатальная психология — это раздел психологии, который занимается изучением условий становления и развития психики ребенка, находящегося в материнской утробе или недавно родившегося.

Перинатальная психология — модное и новое направление в психологии, существующее около 30 лет и интенсивно развивающее в цивилизованных странах.

Перинатальный период жизни ребенка, согласно медицинской науке, охватывает время внутриутробной жизни с 22 недель беременности и 28 дней после рождения.

Слово «перинатальный» переводится с латинского следующим образом: peri — вокруг, около, natalis — относящийся к рождению.

Таким образом, перинатальную психологию можно обозначить как науку о психической жизни нерожденного малыша и недавно родившегося. Например, в Японии и Китае началом жизни ребенка считается не время его рождения, а момент зачатия. И в этом есть глубинный сакральный смысл.

Издавна беременные женщины обращали внимание на тот факт, что их ребенок реагирует на их настроение, чувства и мысли. Изменяет свое поведение в животике, темп и характер движений, начинает пинаться. Сейчас учеными доказана связь между малышом и его мамой, начиная с периода внутриутробной жизни.

То есть вся информация, которую черпает малыш, находясь в животике мамы, а также во время своего рождения и непосредственно после родов, глубинно оседает в закоулках его памяти. Плюсуясь с генетической, эта информация оказывает влияние на формирование поведенческих и психологических характеристик взрослого человека, накладывая сильный отпечаток на его судьбу.

Основы перинатальной психологии

В основе перинатальной психологии 2 базовых постулата:
1. У ребенка в утробе матери (плода) уже есть психическая жизнь!
2. У плода и новорожденного существуют механизмы долговременной памяти. Напомним, что плодом называют ребенка в течение 4 недель после его рождения.

Перинатальная психология занимается изучением психической жизни ребенка в период его внутриутробной жизни, в момент родов и сразу после рождения, а также (что немаловажно) ее влиянием на формирование малыша как личности.

Это раздел психологии, предмет которой — тесная взаимосвязь между плодом и новорожденным с психическим состоянием его матери, а также влияние психической жизни мамы на ее малыша.

Изучением этой сферы занимаются целый ряд специалистов из разных областей медицины: педиатры, акушеры, педагоги, психотерапевты и, конечно, психологи.

Психология перинатального развития ребенка

Считается, что малыш сохраняет в долговременной памяти все ситуации, события, которые происходят с ним и с его мамой в период беременности, во время родов и сразу непосредственно после рождения. Эти события записываются в подсознание малыша, участвуют в его формировании и влияют на закладку его психических и поведенческих особенностей как взрослого человека.

Научно доказано, что главное свое влияние события перинатальной жизни ребенка оказывают на:
1. характер поведения человека в экстремальные и критические периоды его жизни: сильный стресс, брак, развод, серьезное заболевание, смерть близких и т.д.
2. на стремление человека к острым ощущениям, экстремальным видам спорта, к азартным играм, отношение к службе в вооруженных силах, отношение с сексу.

Перинатальная психология: матрицы

Основателем перинатальной психологии считается Станислав Гроф, который предложил теорию перинатальных матриц. И по сей день его теория активно изучается и пересматривается учеными и его последователями.

Согласно теории Грофа, все события перинатальной жизни ребенка записываются в подсознании в виде клише. Эти клише он назвал матрицами. Матрицы соответствуют периоду беременности (внутриутробная жизнь плода), моменту родов и периоду непосредственно после рождения.

Первая матрица — Матрица наивности. Она соответствует временному интервалу беременности до начала самих родов. Моментом ее формирования одни исследователи считают образование корковых структур мозга плода (это 22-24 неделя беременности), другие — момент самого зачатия.

Матрица наивности определяет потенциал человека, который он может реализовать в своей жизни, и его способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (то есть способность к адаптации). Давно замечено, что при здоровом протекании беременности и у желанных доношенных детей этот жизненный потенциал больше (его еще называют базовым психическим потенциалом).

Вторая базовая матрица — Матрица Жертвы образуется со времени начала родов до момента раскрытия шейки матки. В этот период малыш ощущает схватки, но «выход» для него еще закрыт. Частично регуляция частоты схваток и самих родов осуществляется самим ребенком, точнее, выбросом его собственных гормонов в кровеносную систему мамы через сосуды плаценты.

Если возникает угроза появления гипоксии в родах, ребенок способен при помощи гормональной регуляции притормозить частоту схваток и приостановить на время сам процесс родов. Это позволит ему «набраться сил» или, как говорят медики, перейти в состояние компенсации.

Поэтому с точки зрения перинатальной психологии, родовая стимуляция грубо вмешивается в процесс родов, который должен регулироваться гормональной системой матери и ребенка. Происходит искажение естественного взаимодействия мамы и малыша и образуется матрица Жертвы.

Кроме того, страх матери перед самим процессом родов приводит к выбросу в ее кровоток стрессовых гормонов, что вызывает сужение сосудов плаценты и приводит к кислородному голоданию плода. И также формируется патологическая матрица Жертвы. Подобный процесс происходит и при экстренном оперативном вмешательстве в родах — кесаревом сечении.

Третья матрица — Матрица борьбы образуется в конце раскрытия шейки матки и до момента самого появления малыша на свет. Эта матрица оказывает влияние на дальнейшее поведение человека в плане принятия решений. Какую позицию он займет, активную, или будет выжидать. От его решения в этот момент будет зависеть очень многое, такой результат он и получит в жизни.

В этом периоде родов очень многое зависит от правильного поведения мамы. Если мама активно помогала себе и малышу появиться на свет, активно принимала участие в потужном периоде, ребенок ощущает ее Любовь, Заботу, Участие.

И в дальнейшем по жизни, будучи взрослым человеком, он будет адекватно реагировать на все происходящие с ним события, будет использовать предоставленные возможности, вовремя принимать нужные и правильные решения. Он не станет пассивным наблюдателем своей жизни.

Поэтому, вероятно, при кесаревом сечении, когда малыша извлекают из родовых путей женщины врачи, матрица Борьбы не формируется.

Четвертая базовая матрица — матрица Свободы. Сроки ее появления спорны. Считается, что она формируется в момент появления малыша на свет, а заканчивается ее образование по одним данным — после первых 7 дней жизни, по другим — после первого месяца жизни. Либо она формируется и переоценивается человеком на протяжении всей его жизни.

То есть человек периодически изменяет свое мнение о свободе, пересматривает его, переоценивает свои собственные силы, свой жизненный потенциал, учитывая способ своего появления на свет.

Если ребенка отнимают от матери в первые часы-дни после его появления на свет, то во взрослой жизни он может рассматривать свободу и независимость как тяжкую ношу, будет мечтать о возвращении в матрицу наивности, к материнскую утробу.

Существует мнение, что грудное вскармливание малыша до года, полноценный уход, материнская Любовь, тепло и забота могут значительно нивелировать влияние патологических матриц на жизнь человека и его Судьбу.

Поэтому, будущие мамочки, помните одну простую истину: Судьба вашего малыша закладывается еще в вашей утробе. И только вам делать выбор, как провести свою беременности, какие эмоции испытывать, какие событие привлекать и как на них реагировать.

Под редакцией Марины Белой.

ИСПиП имени Рауля Валленберга

Реферат на тему:

«Современное состояние перинатальной психологии».

Выполнила студентка группы 05/14

«Клиническая психология»

Кулаева Я.Е.

Прената́льная и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri - около, лат. natalis - относящийся к рождению) - наука о психической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося. Это область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.

Перинатальная психология и психология родительства - новые области исследования и практики в психологии. Сформировались они относительно недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания. Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Такая ориентация перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с медициной сформировались благодаря запросом со стороны населения на оказание психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот запрос может быть удовлетворен. В нашей стране для родителей именно в период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность медицинского персонала соответствующих учреждений. Это привело к тому, что перинатальная психология с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности, родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для объединения ее с психологией родительства, психологии семьи и детской психологии. Взаимосвязь перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей стране еще нельзя назвать гармоничной. Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная психология и психология родительства соприкасаются с акушерством, гинекологией, то есть в области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь объединены функции родителя – быть способным родить и вырастить здоровое потомство, и здоровье самого ребенка – как будущего родителя, который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.

Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится еще более явным при рассмотрении основных областей психологи, занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением родительских функций.

Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка:

Перинатальная психология

Предмет: развитие психики ребенка

Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»

Цель: оптимизация развития ребенка

Область исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения; терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.

Задачи: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.

Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка

Психология родительства

Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;

Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»

Цель: оптимизация родительской сферы женщины и мужчины

Область исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства (материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения; кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез родительства (материнства, отцовства); коррекционные методы оптимизации родительской сферы, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений.

Задачи: диагностика содержания родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства.

Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений.

Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.

Основные достижения: разработаны теоретические основы психологии родительства и оказания психологической помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья женщины; показана взаимосвязь между психологическими проблемами и нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее развития; предложены методы диагностики готовности к родительству, нарушений психологической составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов, послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов; разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции зачатия, родов, послеродового периода и лактации, материнско-детских отношений.

Семейная психология

Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.

Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.

Цель: диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.

Область исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.

Задачи: диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи семье.

Результаты воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.

Вышеперечисленные особенности различных областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими являются перинатальная психология и психология родительства. Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является ее превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с самых ранних этапов развития ребенка. Что очень актуально на данный момент.

Современное состояние перинатальной психологии:

Все составляющие современную перинатальную психологию и психологию родительства отрасли частично перекрываются по многим параметрам, но тем не менее имеют свою специфику. Это определяет необходимость их объединения в единую область, предметом которой в широком смысле является обеспечение успешности рождения и развития личности, осуществляющееся в семье в процессе детско-родительского взаимодействия. Предложенная классификация свидетельствует о том, что продуктивное сотрудничество столь разных направлений возможно только на основе четкого понимания специфики задач и методов работы каждого из них. Это позволит избежать распространенной сейчас ситуации расширения полномочий отдельных специалистов (в первую очередь это касается педагогов и психологов, которые нередко стремятся решать задачи медиков) с одной стороны, и достаточно выраженной позиции конфронтации специалистов разных направлений с другой стороны (это больше относится к медикам, нередко весьма настороженно воспринимающих психологов и педагогов). Серьезной проблемой является дифференциация задач психологии и педагогики, которые имеют разный предмет и методы работы. Все вышеизложенное позволяет сказать, что первоочередными задачами развития перинатальной психологиии являются два процесса:

Дальнейшая конкретизация объектов и методов каждого направления.

Выработка взаимопонимания и единой стратегии взаимодействия для обеспечения репродуктивного здоровья населения и оптимизации физического и психического развития ребенка.

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии:

Перинатальная психология, как междисциплинарная наука, нуждается в обосновании теоретическими положениями разделов, которые отвечают её цели и задачам. Вследствие отсутствия единства взглядов появилось большое количество программ обучения перинатальных психологов, существенно отличающихся друг от друга. Господствующие в перинатальной психологии взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга теоретическими подходами:

Эклектически-дилетантский подход;

Медико-редукционистский подход;

Психолого-редукционистский подход;

Интегративный биопсихосоциальный подход.

Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается в работах лиц, не имеющих к психологии отношения. Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно которому её задачи заключаются в том, чтобы привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории. Эффективность своей работы дилетанты оценивают исключительно по субъективным критериям: собственным впечатлениям и отзывах беременных. Это вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество психологов и медиков в данной области.

Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время понимание психологии у многих врачей-акушеров остаётся весьма поверхностным. Подход медицинских работников к перинатальной психологии проявляется в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами. В качестве теоретической основы они используют в основном биологические и медицинские знания.

Психолого-редукционистский подход отличается наличием теоретической базы, но в противоположность медико-редукционистскому подходу считается, что течение репродуктивного процесса определяется преимущественно психологическим состоянием партнёров, и поэтому при возникновении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским уделяется мало внимания.

Биопсихосоциальный подход к перинатальной психологии представляет собой соединение биологических, психологических и социальных построений в единую теоретическую модель, нацеленную на полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Н. П. Коваленко, Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым.

Психология развития

Клиническая психология и психосоматика

Семейная психология

Психологическое консультирование.

Перинатальная психология предполагает 2 аксиомы :

Наличие психической жизни плода;

Наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Предметом перинатальной психологии является развитие отношений в системе «мать - дитя», характеризующаяся следующими признаками:

Наличие симбиотической связи матери и ребенка;

Несамостоятельность психики ребенка, зависимость ее от особенностей материнских психических функций;

Отсутствие у ребенка самосознания, т. е. четких телесных границ и границ психики, неспособность его выделять себя из окружающего мира на самых ранних этапах их формирования.

Диада «мать-дитя» формируется во время беременности и разрушается примерно к 3м годам жизни ребенка, когда выделяется самосознание ребенка. Это зависит от онтогенеза материнской сферы. У человека это зависит от взаимоотношений будущей матери со своей матерью (ранний возраст), игровой деятельности (3-6 лет), первого опыта общения с младенцем (или отсутствие этого опыта), подготовки к рождению собственного ребенка. На сегодняшний день перинатальной психологией проработан ресурсный подход психологической готовности к материнству. Он включает в себя:

Мотивационно-потребностный ресурс: Место родительства в иерархии ценностей, мотивация рождения ребенка.

Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, контроль над эмоциями, уровень тревожности.

Когнитивный ресурс: Знания об уходе, развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

Операциональный ресурс: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

Психо-физологический: Способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

В последние годы для психологов актуальной становится задача психологического сопровождения будущих родителей. Она заключается в содействии созданию благоприятных условий для всестороннего развития ребенка через: оптимизацию отношений в диаде «мать-дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений, привлечение при необходимости внешних источников поддержки.

Специалистами проводится диагностика психологической готовности к родительству в беременности, прогноз детско-родительских отношений, план развития и коррекции родительской сферы с учетом ресурсов конкретной пары.

Не менее важной является задача психологического сопровождения молодых родителей, заключающаяся в содействии выработке стиля воспитания с учетом: возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, ресурсов матери (личностных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, психофизиологических), ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, ресурсов общества.

Обозначены перспективные направления перинатальной психологии:

В связи с освоением вспомогательных репродуктивных технологий женщинам требуется психологическое сопровождение при бесплодии и применении этих репродуктивных технологий;

Психологическое сопровождение родителей при утратах перинатального периода, помощь в преодолении негативных эмоций, депрессии;

В связи с увеличением количества женщин, входящих в «группу риска» по девиантному материнству необходимо социально-психологическое сопровождение беременных с целью обеспечения безопасности и условий для нормального развития младенца;

Формирование родительских компетенций в онтогенезе

В связи с новым явлением – «партнерскими родами» -психологическое сопровождение женщины и мужчины в родах.

Перинатальная психология, несомненно, является одним из важнейших разделов психологии. Она способствует правильному отношению родителей к своим детям и развитию ребенка еще до его рождения. Психологическая помощь родителям еще во время беременности снижает риск развития негативных эмоций у матери, что способствует лучшему психическому развитию ребенка. Очень полезна перинатальная психология и для отцов, так как отношение мужчины к своему ребенку и поведение с ним играют не менее важную роль в становлении ребенка, как личности, как и влияние матери.

Список литературы:

Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4.

Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 79–87.

Добряков И.В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы // Психология и психотерапия семьи / Материалы Международной Конференции. СПб, 2001. С. 45 – 50.

Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей / Сборник материалов межрегиональной конференции СПб., 2000. С. 11 – 15.

Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000.

Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 1992. № 2. С. 75–78.

Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей / Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. СПб., 1999. С. 12 – 18

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -