Причастия и деепричастия упражнения. Образование деепричастий несовершенного вида. Причастный и деепричастный оборот: упражнения

Самостоятельная работа. Вариант № 1

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

    Сварливый голенастый петух прозва(н,нн)ый Горлачом пристально посмотрел на Фунтика одним глазом склонив голову набок.

    Раз…ярё(н,нн)ый донельзя петух топая мозолистыми лапами и хлопая крыльями стремительно помчался на Фунтика...

    Пр…ехав однажды на станцию поздно вечером я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель.

    Над домами и дворами радуясь приходу весны выписывали в небе головокружительные виражи грачи (не)смолкавшие ни на одну минуту.

    Высунув немного голову я мог хорошо видеть с утёса возвышающ…….ся над морем всё, что в этот момент происходило внизу.

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

    Высунув немного голову я мог хорошо видеть с утёса возвышающ…….ся над морем всё, что в этот момент происходило внизу.

Самостоятельная работа. Вариант № 2

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

    Языки пламени костра колебл…мые ветром поднялись в небо оз…рив багряным блеском виноградники.

    Среди зар…слей камыша рогами расставив страшные клешни проворно пробирался к большой воде старый краб.

    Я сидел на маленьком островке окружё(н,нн)ом со всех сторон тёмной водой и затаив дыхание внимательно наблюдал.

    Высунув немного голову я мог хорошо видеть с утёса возвышающ…….ся над морем всё, что в этот момент происходило внизу.

    Ветер (не)утихающий ни на минуту с бешеной скоростью несётся над морем ломая гребни волн и раскидывая во все стороны солёную пену.

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

Самостоятельная работа. Вариант № 3

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

    Ра(з,с)пряжё(н,нн)ые на ночь лошади опустив головы погрузились в чуткую дремоту.

    Вдруг один из охотников чутко пр…слушивавшийся к подозрительному ш…роху встал и заслонив рукой свет костра посмотрел направо.

    Печорин закута(н,нн)ый в шинель старался пробраться к дверям надвинув на глаза офицерскую фуражку.

    Однажды в лесу я провалился в глубокую яму распоров себе острой корягой бок и повредив кожу на затылке.

    Гуляя с псом во дворе дома Николай Иванович даже не подозревал об огорчениях подстерегающ… их у соседнего подъезда.

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

    Кот противно шипя ударил несчастную Каштанку (не)ожидавшую такого подлого нападения лапой по голове.

Самостоятельная работа. Вариант № 4

А) Подчеркните подлежащее и сказуемое (в каждом предложении).

Б) Найдите причастия и деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

В) Поставьте крестик над главным словом и проведите стрелку (вопрос НЕ писать!)

Г) Выделите графически причастные и деепричастные обороты.

Д) Расставьте знаки препинания.

    Интерес…но сидя зимним вечером у камина поговорить с возвративш…мся из похода туристом.

    Только изредка на Волге подплывая к родной пристани вдруг закричит хриплым голосом старый пароход простуже(н,нн)ый от осенних ветров.

    (Кое)где на опушках пасутся дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив уши к незнакомым звукам.

    Каштанка отскочила и приседая на все четыре лапы залилась громким лаем разбудивш… весь дом.

5. Кот противно шипя ударил несчастную Каштанку (не)ожидавшую такого подлого нападения

Приводим материал для тренировочных работ.

1. Из предложений выписать деепричастия и указать, от какого глагола они образованы и их вид.

1) Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая все вокруг.

2) Тяжело дыша, отец подошел к дивану и, не раздеваясь, прилег.

3) Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днем, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

4) Женька сидел, подняв колени к подбородку и охватив их, узкие штаны его вздернулись, открывая тощие ноги (В. Пан.).

5) Марья Павловна стояла подле него, прислонясь к березе и заложив назад руки (Т.).

2. Заменить деепричастие спрягаемыми формами глагола, образовать простое предложение, в котором союз и соединяет однородные сказуемые, подчеркнуть главные члены. Там, где нужно, предложения можно перестроить: Мы выбежали из дома, одеваясь уже на ходу. - Мы выбежали из дома и одевались уже на ходу. Объяснить различие в значении этих предложений.

1) Сидя у окна, сестра рассматривала иллюстрации к книге.

2) Ребята, отдохнув немного, отправились дальше.

3) Огромная елка стояла посредине, наполняя комнату смолистым ароматом.

5) Толкнув ногой незапертую дверь, я нерешительно вошел в комнату.

6) Громко заблеяв, овцы выбежали из загона.

7) Устроившись на ночь в палатке, все крепко заснули.

3. Заменить деепричастия спрягаемыми формами глагола, образовать сложное предложение, подчеркнуть главные члены: По стремительной зеленоватой воде плыли, покачиваясь и обгоняя друг друга, бревна.- По стремительной зеленоватой воде плыли бревна, они покачивались обгоняли друг друга.

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке и стараясь заснуть.

2) Печально садилось осеннее солнце, заливая прощальным светом уже убранные поля.

3) Свежий весенний ветер пронесся по лугам, пригибая к земле длинные стебли трав.

4) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок - на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

Разбор начинаем с неправильно построенного предложения: «Дойдя до опушки леса, ему послышались крики». Устанавливаем, что главное действие в нем обозначается глаголом послышались, а добавочное деепричастием дойдя. Доходит до опушки леса он, а действие, которое обозначено глаголом послышались, согласуется с подлежащим крики (крики послышались), следовательно, главное и добавочное действия производятся не одним и тем же лицом. В этом и заключается ошибочность построения разбираемого предложения. При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное и добавочное действие (он должен дойти до опушки леса, и он же должен услышать крики). Правильное предложение выглядит так: Дойдя до опушки леса, он услышал крики.

Потренироваться можно, исправив ошибки в следующих предложениях.

1) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

2) Получив известие о Павле, радость охватила Ниловну.

3) Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос, кто автор этого произведения.

4) Включив радио, раздались звуки музыки.

5) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

Приводим текст диктанта.

Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плеса, обломав сухие ветки. Птицы исчезли бесследно. Работяги кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось с серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошел снег, засыпая все неровности на земле, смягчая рельефы склонов. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лебяжьим пухом лег на ветви березы. Мелкие хлыстики ивняка покорно пригнулись к земле. Сквозь пуховое одеяло остались видны лишь остренькие верхушки сиротливо растущих у опушки елочек. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Все реже раздаются всплески, невнятнее доносится бульканье. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные вереницы белых фигур, погрузив все лесное царство в мир безмолвия и сновидений.

Заключительной работой по всей теме может явиться составление таблицы «Образование глагольных форм».Каждый учащийся должен заготовить такую таблицу на развернутом листе бумаги. Заполняя таблицу, проводим тренировочную работу по образованию всех форм глагола.

Затем на каждом уроке, уже при изучении других тем, мы предлагаем учащимся в классе или дома образовать все глагольные формы от 1-2 глаголов. Подобная работа как бы подводит итог всему пройденному, систематизирует и закрепляет полученные знания.

Несовершенного и совершенного вида. Деепричастный оборот

Общие сведения о деепричастии

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая ? что сделав ? (читая – прочитав, думая – подумав ).

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками:

1. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Например: Набирая, исследуя (что делая? ) – набрав, исследовав (что сделав? ).

2. Деепричастия могут быть переходными и непереходными. Например: а) переходные: убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; б) непереходные: блестя на солнце, шагнув в бездну;

3. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными. Например: раскачиваясь – раскачивая; нагнувшись – нагнув.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте диалог.

– Абдулла, скажи, пожалуйста, что такое деепричастие?

– Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие как признак другого, главного действия: вяжет как? – сидя; идут как? – разговаривая; отправил когда? – наклеив марку; бросил когда? – поймав.

– Какие признаки имеют деепричастия?

– Деепричастия, как и наречия, не изменяются. Они являются глагольной формой и, следовательно, имеют вид. Деепричастия сидя, разговаривая – несовершенного вида, а наклеив, поймав – совершенного вида.

– Как образуются деепричастия?

– С помощью суффиксов - а (-я), - в, - вши; спеша, играя, подумав. Суффикс - вши несколько устарел, больше употребляется в устно-разговорной форме речи и в художественных текстах, а также в возвратных деепричастиях: собравшись, убедившись, умывшись.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Найдите и выпишите предложения с деепричастиями. Подчеркните деепричастия и задайте к ним вопрос.

Дядя ПАША

Был у отца брат – Павел Иванович. Очень мы его любили.

Дядя Паша, приходя к нам, обычно оставался ночевать. Постелив постель на сене, ляжем мы, бывало, вместе с дядей и начнем разговаривать. Лежим с раскрытыми глазами, а над нами звезды сверкают. Мой старший брат, желая узнать все о звездах, все допытывался:

– Живут ли там люди?

Дядя Паша, усмехнувшись, задумчиво скажет:

– Кто его знает... Но думаю, жизнь на звездах есть... Не может быть, чтобы из миллионов планет посчастливилось одной Земле.

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом – сказуемым. Например: Слушая музыку, он вспоминал о родном доме.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса -а (-я) .

После шипящих (ж, ш,ч, щ ) употребляется суффикс , а в остальных случаях – .

Обратите внимание:

1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва - в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) – выдавая.

2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:

бить – бьют, рвать – рвут, шить – шьют, жечь – жгут и др.

б) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х : беречь – берегут, мочь – могут и др.;

в) от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, хлестать – хлещут и др.;

г) от глаголов с суффиксом -ну -: блекнуть – блекнут, мокнуть – мокнуть, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Любят, мешают, наступают, выбирают, встречают, спрашивают, встречаются, собираются, боятся, смеются, причесываются.

Упражнение 2. Составьте предложения, заменив выделенный глагол деепричастием несовершенного вида.

Синичка смотрела на трещинку на дереве, постучала клювом. Птички летают по лесу, проверяют , где какая букашка спряталась. Синицы перелетают с дерева на дерево, уничтожают вредителей, лечат деревья.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия , выраженного глаголом-сказуемым. Например: Написав контрольную работу , студенты вышли из аудитории.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, - ши.

От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида по предложенным образцам.

Сказал – сказав ; рассмотрел, бросил, окончил, перестал.

Встретился – встретившись ; простился, вернулся, расположился.

Принесет – принеся ; вспомнит, услышит, прочитает.

Упражнение 2. Перепишите. Замените причастия деепричастиями. Запятые сохраняйте.

Образец. Мой брат, окончивший в прошлом году среднюю школу , поступил на курсы пользователей ПК. – Мой брат, окончив в прошлом году среднюю школу, поступил на курсы пользователей ПК.

1. Сестра, окончившая в прошлом году университет, поступила на курсы английского языка . 2. Спортсмен, вернувшийся с чемпионата мира, дал интервью журналистам. 3. Актер, сыгравший главную роль в новом фильме, получил признание зрителей.

Деепричастный оборот

Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие.

Деепричастный оборот отвечает на вопрос что делая ? или что сделав ?. В предложении деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельствами. Например.

Упражнение 1 . Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7. Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

Упражнение 2.

Укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов. Исправьте эти ошибки. В случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями.

1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме». 7. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо под готовить теоретически. 8. Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами, будут лишены возможности писать сочинение. 9. В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским, если бы такие занятия были организованы. 10. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.

Упражнение 3.

Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.

Образец . Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя).- Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (А. Фадеев ).

1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (держа его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; напоминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

Упражнение 4.

Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями времени.

1. Этот талантливый литератор, пиша фельетон, строил фразу с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень внимательно читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Каспаров, встречаясь с Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, побеждая спортсменов из школы-интерната. 8. Вчера, обедая с писателем, он мне сказал... 9. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 10. Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций.

Тест по теме "Употребление причастий и деепричастий"

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из предложения.

Одна из самых интригующих тайн Вселенной - то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена.

А) действительное причастие

Б) страдательное причастие

В)отглагольное прилагательное

Г) деепричастие совершенного вида

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из предложения:

Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

А) деепричастие

Б) наречие

В) краткое причастие

Г) страдательное причастие

3. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН из предложения:

Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный - в верхней части земной коры.

А) краткое прилагательное

Б) страдательное причастие

В) наречие

Г) деепричастие

4.

А) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

Б) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

В) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

Г) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо.

Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.

В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края.

Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

Б) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

В) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?

Г) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

8.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

Б) это способствовало распространению и развитию науки.

В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

Г) нужны дополнительные финансовые средства

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

Б) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

В) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая о страданиях Бруно и Галилея,

А) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.

В) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

Г) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

Г) уже стемнело.

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,

А) возникает желание уберечь её от любых бед.

Б) космонавту не было равных.

В) космонавта охватило радостное возбуждение.

Г) космонавт зачарованно замер.