Размеры в стихосложении: ямб четырехстопный. Внеклассный урок - стихотворные размеры

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями"). МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом. СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные). ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный. ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.). АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.). АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Хорей

Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! -), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия )

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

! - ! - ! - !

! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - !

! - ! - ! - ! –

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

! - ! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - ! - ! –

Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - !), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды

- ! - ! - ! - !

- ! - ! - ! - ! -

- ! - ! - ! - !

- ! - ! - ! - ! -

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

- ! - ! - ! - ! - ! -

- ! - ! - ! - ! - !

- ! - ! - ! - ! - ! -

- ! - ! - ! - ! - ! -

Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Четырехстопный

четырехстопный (4-стопный)


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "четырехстопный" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 2 многостопный (6) четырёхстопный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ая, ое. Лит. Состоящий из четырёх стихотворных стоп. Ч. ямб. Ч. стих … Энциклопедический словарь

    - (5 и 4 стопный) … Орфографический словарь-справочник

    ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ, четырёхстопная, четырёхстопное (лит.). Состоящий из четырех стоп (см. стопа в 4 знач.). Четырехстопный стих. Четырехстопный ямб. Четырехстопный хорей. «Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы.» А.Тургенев. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова

    белый стих - БЕ´ЛЫЙ СТИХ название метрических (стопных) стихов, без рифм. Термин Б. с. перешел в русскую поэтику с французского vers blanc, который, в свою очередь, взят из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются blank verse (blank сгладить,… … Поэтический словарь

    пауза - ПА´УЗА (лат. pausa, от греч. παῦσις остановка, прекращение) перерыв в звучании метрического стиха, обусловленный логикой содержания, требованиями метрического ритма и дыханием. В соответствии с этим все П. в звучащем метрическом стихе можно… … Поэтический словарь

    ямб - (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь

    Поэт; родился 22 го ноября 1821 года в маленьком еврейском местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где в то время квартировал армейский полк, в котором служил его отец Алексей Сергеевич Некрасов. А. С. принадлежал к обедневшей дворянской… … Большая биографическая энциклопедия

    Ая, ое. лит. Состоящий из четырех стихотворных стоп. Четырехстопный ямб. Четырехстопный стих … Малый академический словарь

    Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Поэтика И. опосредована основной чертой модернизма ХХ в., которую… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Три русских народных лирических размера , Джеймс Бейли. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе…
  • Три русских лирических размера , Бейли Джеймс. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе…

Ямб - один из размеров русского силлабо-тонического стихосложения. Научное его определение - метр, в котором сильные места (икты) приходятся на четные слоги (см. Стихосложение).

Иллюстрация А. Бенуа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Практически ямб проще всего определить так: это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. «Пора, пора, рога трубят!» (А. С. Пушкин), «Адмиралтейская игла» (А. С. Пушкин), «Предшественница дня златого» (Г. Р. Державин), «Под железнодорожный мост» (Б. Л. Пастернак) - в этих стихах разное количество ударений (4, 2, 3, 2), они падают на разные слоги (2, 4, 6, 8; 4, 8; 2, 6, 8; 6, 8), но эти слоги всегда будут четными.

В зависимости от «длины» строки ямб различается по стопности, т. е. по максимально возможному количеству ударений в стихе - от 1‑стопного до 6‑стопного. 1‑стопный ямб в чистом виде из-за малого объема стиха неупотребителен, известны только экспериментальные стихи. 2‑стопный употребляется не часто, но все же встречается («Играй, Адель, / Не знай печали; / Хариты, Лель / Тебя венчали / И колыбель / Твою качали» - А. С. Пушкин; есть образцы А. И. Полежаева, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и других). 3‑стопный ямб, бывший в XVIII в. размером песен и анакреонтической лирики, после появления послания К. Н. Батюшкова (1811–1812) примерно на 10 лет стал очень популярным, потом его употребительность пошла на спад.

Самый распространенный из всех размеров русского стиха - 4‑стопный ямб, вошедший в русскую поэзию с «Оды… на взятие Хотина» М. В. Ломоносова. В современной поэзии 4‑стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

В русской поэзии XX века почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример 4‑стопного ямба:

Так, бей не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби мой гневный ямб, каменья! (А. А. Блок. Возмездие. Пролог).

5‑стопный ямб был в XVII в. неупотребителен, но с начала XIX в. он входит в метрический репертуар русской поэзии, сначала цезурованный (см. Цезура), затем и бесцезурный.

Для стиха XVIII в. одним из основных размеров был 6‑стопный ямб, который вслед за французской поэзией, в виде александрийского стиха (см. Строфика) употребляли в трагедиях, героических поэмах, посланиях - в большинстве высоких жанров поэзии. Обязательное требование для классического 6‑стопного ямба - цезура после 6‑го слога, делившая стих на две равные части, причем разнообразие стихам придавалось чередованием мужской и дактилической цезуры.

К блестящим шалостям, как прежде, не привязан, Я правилам твоим последовать бы мог; Но ты ли мне велишь оставить мирный слог И, едкой желчию напитывая строки, Сатирою восстать на глупость и пороки? (Е. А. Баратынский)

К началу XX в. 6‑стопник отступает, и в современной поэзии он малоупотребителен.

Более длинные ямбы (7‑, 8‑стопные), как правило, делятся сильными и регулярными цезурами на части, превращаясь фактически в сочетание 3‑ и 4‑стопников (7‑стопный), двух 4‑стопников (8‑стопный) и т. д. Бесцезурные многостопные ямбы носят экспериментальный характер и очень редки.

Особый случай представляет собой вольный ямб - размер, в котором сочетаются стихи различных стопностей, причем чередование это нерегулярно. Регулярное чередование особой проблемы не представляет (например, сочетание 4‑ и 2‑стопного ямба: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела.» - Пастернак), тогда как в вольных ямбах чередование строк разной «длины» создает эффект неожиданности, читатель как бы постоянно сбивается с привычной размеренности. Особенно резко ощущается это в баснях и стихотворных комедиях (начиная с «Горя от ума»), где количество стоп варьируется от 1 до 6:

Вот, в блеске и во славе всей, Феб лучезарный из морей Поднялся. Казалось, что с собой он жизнь принес всему, И в сретенье ему Хор громких соловьев в густых лесах раздался. (И. А. Крылов)

Важно отметить еще одно свойство ямба: способность включать так называемые побочные, неметрические ударения:

Запасшися крестьянин хлебом, Ест добры щи и пиво пьет. (Г. Р. Державин)

Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):

1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог;

2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Ямб - наиболее распространенный метр русской поэзии, необычайно разнообразен и многолик.

Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.

Н-р, двустопный ямб :

«Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали...»

А. Пушкин

Но наиболее часто встречаются четыре основных размера, занимающие среднюю часть «спектра» - от трехстопного до шестистопного ямба.

Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений . Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) :
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет. »
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.

Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри». Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

Это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские) , безударным (женские) , двумя безударными (дактилические) , тремя и более безударными (гипердактилические) . В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла...

Пятистопный ямб , согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:

«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом… »

(М. Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.
Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет .

Пятистопный ямб:

Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!

(Ильф и Петров, "Золотой телёнок")

Шестистопный ямб – последний из распространенных ямбических размеров. Это уже длинный размер, поэтому он, как правило, используется с цезурой, делящей его на два полустишия, сводящихся к трехстопному ямбу. Этим объясняется меньшее ритмическое разнообразие этого размера по сравнению с двумя предыдущими. Цезура в шестистопном ямбе также заимствована из французского стихосложения – а именно, из силлабического двенадцатисложника. Цезуры в шестистопном ямбе могут быть мужскими (с окончанием на ударный слог):
«Пью горечь тубероз, // небес осенних горечь
И в них твоих измен // горящую струю.
Пью горечь вечеров, // ночей и людных сборищ,
Рыдающей строфы // сырую горечь пью» (Пастернак) ,
но могут быть и женские:
«Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // - золотой приют… » (Брюсов)

Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука. »

Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)

ХОРЕЙ - стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (ипостаса - замена одной стопы другой), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы).

Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе - «и не»).

Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем

стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

Двустопный хорей : /_ /_

Тихой ночью
свет в окошке.
Мне не спится -
снег искрится...
- Спи со мною,-
шепчет кошка...

Трёхстопный хорей : /_/_/_

Сердце бьётся лихо,
снег кружится вихрем.
Ветры не пускают -
страхи в пот бросают.

Четырёхстопный хорей : /_/_/_/_

В даль летят галопом кони!
Мчатся дикие аллюром.
Их намёт правосторонний
Вмиг растаял в утре хмуром.

Пятистопный хорей : /_/_/_/_/_

Где ты спал сегодня Южный ветер?
Крылья где, твои, ласкали травы?
Ветер ничего мне не ответил -
Лишь погладил волосы лукаво...

Шестистопный хорей : /_/_/_/_/_/_

Бережно слова перебирая, в шёпот,
Словно струями журчащими играя,
Как и прежде, шестистопным метром,
Легкокрылые поэты сочиняют...

Семистопный хорей : /_/_/_/_/_/_/_

Нет покоя совести, в её звенящей Правде...
Временем не вылечишь зарубок жизни грешной...
Рукописи не горят - не смыть нам дел кровавых -
Всем Спаситель нужен из Миров не здешних...

Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей :
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)

Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра , и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

Четырехстопный хорей – размер русской частушки . Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)

Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных . Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).

Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку, да наливочку…»

Есть еще семистопный хорей . Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века , причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея , а также вольный хорей . Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Пример :

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Пример брахиколона:

(В.Ходасевич)

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

4-стопный

6-стопный

5-стопный

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

(А.С.Пушкин)

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

4-стопный (лирика, эпос),

6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

Вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

(А.С.Пушкин)

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

2-стопный (в XVIII в.)

4-стопный (с XIX в.)

3-стопный (с XIX в.)

Пример :

Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́н ники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

(М.Ю.Лермонтов)

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

4-стопный (начало XIX в.)

Пример :

Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ ли ручьи́ - __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з -воево́ да дозо́ ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́ дит владе́ нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

(Н.А.Некрасов)

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

4-стопный (с середины XIX в.)

3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ ю - __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ ю мечта́
Узнаю́ тебя, жи́знь ! Принима́ ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тс твую зво́ ном щита́ ! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

(А.Блок)

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Можно еще так представить.