Развитие навыков критического мышления. Развитие критического мышления (советы Дайаны Халперн)

В возрасте полутора лет у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Попросту говоря, чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать.

К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Мышление не простое, а критическое

Почему так важно развивать у детей не просто "мышление", а именно "критическое мышление"? В чем разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.

Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Пожалуйста, не думайте, что все это слишком трудно для дошкольников. Так может показаться лишь в теории, но на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос "почему?" — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. А если ребенком движет любознательность, ни в коем случае нельзя отмахиваться от его вопросов. Ведь игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. Именно взрослые могут помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Здесь нужно помнить еще о том, что иногда игра в "почемучку" — это способ привлечь к себе внимание родителей. Если таким образом ребенок "подает сигнал": "Мне вас не хватает!" — необходимо задуматься. Ни в коем случае нельзя пропускать такие "сигналы" мимо ушей, нужно решить этот вопрос вовремя.

Приведем еще один пример из повседневной жизни. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В такой ситуации родителям нужно задать ребенку вопрос: "Почему ты не согласен?". Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос: "Почему я так считаю?". И это говорит о высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, и не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему. Именно самые близкие люди смогут так построить общение с ребенком, чтобы он научился размышлять критически на разные темы.

Мыслящий или послушный?

Пришло то время, когда очень многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

Естественно, нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье. Но ведь это совсем не значит, что нужно лишать ребенка желания познать истину. Плохо именно то, что это желание может так и не возникнуть, если ребенку не давать выражать и доказывать свою точку зрения! Нам, взрослым, важно научиться разделять эти вещи — уважительное отношение к старшим и естественное желание осознать и объяснить свою детскую позицию умудренным жизненным опытом родителям.

Сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать, еще нужно решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту.

Чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

  1. В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если..., то...".
  2. Пусть ребенок сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
  3. Не принимайте ответ: "Потому что так хочу!" или "Потому что мне так нравится!", если речь идет об аргументации своего мнения. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над ними. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
  4. Позвольте ребенку сомневаться. Этим он выражает недоверие к каким-то фактам. Значит, он будет стараться доказать, что он прав, и захочет узнать все об объекте спора. Так он узнает и запомнит много нового и интересного.
  5. Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и мечтает все знать. Поощряйте такие разговоры.
  6. Старайтесь на своем примере и на примерах из жизни показывать ребенку, что сначала всегда нужно получить о событии полную информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Знакомая история))) Теперь понимаю почему мой папа все время при мне свои мысли и рассуждения в слух выражал!

Комментировать статью "Ребенок и критическое мышление: поощряйте ""почемучку""!"

Все это требует развития в ребенке критического мышления, способности к анализу и оценке медиатекстов. Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать? Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "?

Обсуждение

Беда, если она и в должности министра станет воспитанием заниматься. Нужен бы министр Образования и Науки, а не воспитательница.

К вопросу изоляции ещё:

"Катастрофически растет отставание имеющегося научного оборудования от мирового уровня. Самоизоляция страны и отсутствие ключевых технологий в сочетании с тем, что научное оборудование устаревает буквально за несколько лет, делают процесс отставания лавинообразным. Проблема кадров связана как с низким уровнем среднего и высшего образования, так и с непрестижностью профессии ученого в России. Разумеется, для решения проблемы оборудования и кадров требуются деньги, и не малые. Однако не менее важным (а по сути дела первичным и главным) является политическая воля и желание сделать Россию страной научной и образованной. Стране, обществу необходимо создание культа знаний, а не веры и эмоций; осознание ценности образования и самого существования научной среды, поддерживающей интеллектуальный потенциал нации. Не все станут эйнштейнами, но без тщательного, кропотливого и постоянного культивирования этой среды страна обречена продолжать быстрое движение на периферию научной карты мира. Это как с футболом - для сборной команды требуется всего 11 игроков, но чтобы эта сборная чего-то достигла, нужно, чтобы тысячи людей занимались этим видом спорта."

Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "? Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стоит! Как развить речь? Ребенку 12 лет.Какие кн. Как подготовить ребенка к школе: расширяем кругозор.

Обсуждение

Там, где я живу, половина взрослых не имеет энциклопедических знаний, читают только комиксы, и в 40 лет режутся в компьютерные игры со своими 10 летними детьми (это к вопросу об инфантильности). При этом ухитряются быть вполне успешными и прилично зарабатывающими профессионалами в своей профессии.
И отсутствием ненужных им знаний не парятся. Поэтому, согласна, что проблема интеллигентская.

К инфантильности никакого отношения не имеет. считаю своего ребенка абсолютно инфантильным именно потому, что он вообще не читает беллетристику, а только энциклопедии, и детскую научно популярную литературу. Может вам рассказать (правда, довольно путанно), про глобальное потепление, про строение звезд и как получаются алмазы. Но энциклопедии он читает потому, что там статьи короткие, 5 минут и уже какую то информацию получил, долго напрягаться не надо.

Как про мою написано.Слово в слово:-)
6 класс,12 будет в конце декабря.

Развитие критического мышления у детей. Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше. Чем занимаемся (в плане логики и мышления): 1. книжки с задачками по логике 2...

у тебя есть примеры как развивать абстрактное мышление у ребенка? "Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять...

Обсуждение

Имхо это что нибудь попадающее под определение "вообще". Вот к примеру стол, буквально это то на чем сейчас скорее всего стоит ваш комп, а вообще это любое чего-нить с плоской поверхностью за которое можно сесть или встать, бочка накрытая большим куском фанеры тоже считается.

С такими людьми очеь тяжело работать, т.к. они не в состоянии взять книгу, прочесть немного теории, увидеть что из прочитанного применимо конкретно в его проекте, взять и воплотить в жиСТЬ кусок теории. Я с такими раз работала и чуть умом не тронулась. Беседы вести бесполезно. Как с роботом говоришь, всё "мимо кассы". Да, проект тот накрылся.

Развитие воображения и творческого мышления. Развивающие игры. Развитие критического мышления у детей. Ведерникова Ольга. Развитие критического мышления у детей. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее , то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Знание того, как развить критическое мышление, помогает усовершенствоваться в профессиональной сфере, научиться подходить к любой работе творчески и уменьшить риск быть обманутым. Ниже описаны методы, приемы и способы критического анализа.

Критическое мышление: что это такое

Познание окружающего мира у любого развитого человека предполагает следующие процессы:

  1. Получение новой информации.
  2. Обработка полученных сведений.

Первый процесс осуществляется абсолютно любым из нас независимо от возраста и уровня образования.

Важно! Где бы мы ни были и что бы мы не делали, мы получает какие-то сведения извне и либо принимаем их как факт, либо оцениваем.

На этапе приобретения каких-либо навыков, будь то изучение нового языка или ознакомление с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, необходимо сначала пассивно заучивать новое. Однако человек, принимающий все и всегда «на веру», рискует стать жертвой обмана и манипуляций как в профессиональной, так и в личной сфере.

Пассивное принятие не требует большой затраты энергии, критическое же мышление имеет два аспекта:

  1. Способность сомневаться . Поступающая к человеку информация изначально не принимается как истинная и потому требует проверки на подлинность.
  2. Способность оценивать . Человек сопоставляет новые сведения с тем, что ему уже известно. Опираясь на свой личный опыт, он оценивает, насколько новая информация является актуальной, правдивой и интересной.

Думать критически означает не только скептически относиться ко всему, что нас окружает, но и мыслить творчески. Обыденный скептицизм, основанный на неприятии и отрицании, не имеет ничего общего с критическим анализом. Последний предполагает глубокую умственную работу, целью которой является поиск истины, а не отрицание как таковое.

Методы критического мышления

Для того, чтобы улучшить собственные способности подходить критически к получаемой из внешнего мира информации, можно использовать такие методы:

Выделение ключевых мыслей из книги, статьи

Читая литературный, публицистический или научный текст, подчеркивайте фразы, которые кажутся вам основными, а затем собирайте их вместе и анализируйте.

Построение синквейнов

Синквейн – это упражнение, которое предполагает создание небольшого текста по строго установленным правилам. Сначала пишется существительное – тема анализа, затем под ним записывают два прилагательных, под прилагательными – три глагола. На 4-й строке пишут фразу, которая раскрывает главную мысль темы. На 5-й, заключительной, строке должно быть одно существительное, подводящее итога сказанному.

Пример синквейна:

  • Учеба
  • Интересная, трудная
  • Учиться, оценивать, развиваться
  • Учеба помогает построить успешную карьеру
  • Профессия

Попробуйте формировать подобные короткие тексты к тем проблемам, которые нужно решить. Слово в последней строке должно отражать итог информации, описанной в остальной части синквейна.

Проверка фактов

От кого бы ни исходила информация (от вашего начальника или от соседки по лестничной площадке), не принимайте ее как истину, но и не отвергайте. Проверьте подлинность фактов из надежных источников.

Плюсы и минусы

Это общепсихологический прием, направленный на принятие решения. Если перед вами стоит выбор, впишите в левую колонку плюсы, которые вы приобретете в случае положительного решения, а в правую – минусы и их последствия. Проанализируйте полученные результаты.

Работа на результат

До начала обучения новым навыкам и умениям, составьте вопросы, на которые хотите получить ответы, затем проверьте, достигли ли вы желаемых целей.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе

С детского сада и школы большинство людей приучают принимать несомненный авторитет старших. От детей часто требуют механического заучивания и впитывания новой информации. С одной стороны, это не так уж и плохо, потому что составлению собственного мнения должно предшествовать пассивное получение знаний.

С другой стороны, чрезмерная авторитарность учителей может привести к тому, что у учащегося просто-напросто исчезнет потребность сомневаться. Важно! Развитие навыков критического анализа не предполагает навязывание своей точки зрения или неуважение к старшим.

Наоборот, учитель, умеющий создать пространство для творческой мыслительной работы, пользуется большим авторитетом.

Обучение критическому мышлению проходит эффективней в игровых формах. В начальной школе для развития способности детей мыслить критически могут быть использованы следующие педагогические приемы:

  1. Если ученик делает ошибку в выполнении устного задания, учитель спрашивает других, согласны ли они с его ответом . Если кто-то не согласен, педагог просит объяснить, почему. Одновременно с этим учитель должен сказать совершившему ошибку ученику, что в этом нет ничего страшного, потому что, только делая ошибки, мы по-настоящему познаем новое.
  2. Давать задания на поиск ложной или ошибочной информации . Упражнение может быть оформлено в виде «вредных советов» от какого-нибудь персонажа, например, 1. Алина считает, что когда кто-то угостил конфетой, не нужно говорить «спасибо». 2. Максим думает, что если на светофоре горит красный свет, нужно перебежать дорогу. 3. Саша считает, что все девочки глупые и потому их нужно дёргать за косички.
  3. Предложить ученикам выявить положительные и отрицательные стороны какого-нибудь события . Например, ситуация «Холодно и идет снег». Что хорошего в такой погоде? Что плохого? Ответы нужно записывать в две колонки.
  4. Перед началом занятия учитель пишет на доске его план . В конце урока педагог задает учащимся вопросы по теме урока и интересуется, соответствовало ли занятие указанному плату и что еще они хотели бы узнать по данной теме. Учащиеся должны почувствовать, что для учителя важно не только дать новый материал, но и иметь обратную связь.

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.