Романтический мир поэзии Жуковского. Язык и стиль поэта, развитие жанра элегии. Мир поэзии

Лирика / Федор Тютчев. - М.: ACT : Астрель, 2010. - 352 с.: ил. - (Стихи и песни. Премия народного признания).

Стихотворения Тютчева - «звездная карта» русской поэзии. «Дули» и «звезда» - едва ли не самые распространенные слова в его лирике: «Душа хотела б быть звездой...» Закономерно, что уравнять в правах эти слова стремился поэт, впервые с такой силой заговоривший о неизъяснимом - «про древний хаос, про родимый». Афанасий Фет, сравнивая тютчевские стихотворения с небесными светилами, писал: «Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом поэзии!..

Не только каждое стихотворение, почти каждый стих нашего поэта дышит какой-нибудь тайной природы, которую она ревниво скрывает от глаз непосвященных. Какою эдемскою свежестью веет его весна и юг! Каким всесильным чародеем проникает г. Тютчев в заветную область сна... Прислушайтесь к
тому, что ночной ветер напевает нашему поэту,- и вам станет страшно... Называя г. Тютчева поэтом мысли, мы указали только на главное свойство его природы, но она так богата, что и другие ее стороны не менее блестящи. Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией, вернейшим доказательством силы…»

ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Сценарий

внеаудиторного мероприятия

« Волшебный мир поэзии »

Макеевка, 2017

Цель и задачи:

    Расширять и углублять знания студентов о поэтах и поэзии.

    Популяризировать чтение, стимулировать интерес к поэтическим текстам.

    Развивать читательскую активность студентов.

    Развивать творческие способности, воображение, способствовать развитию литературного творчества.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

    Содействовать в организации учебной и досуговой деятельности студентов.

    Выявлять талантливых студентов, создавать условия для их самореализации, раскрывать творческую индивидуальность.

    Формировать общекультурные компетенции через восприятие поэзии.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, буктрейлер, видео.

Литература:

1. Борев Ю.Б. Теоретическая история литературы // Теория литературы. Т. 4: Литературный процесс. - М., 2001.

2. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. - М., 2009.

3. Гуревич А.Я. Мировая культура и современность. – СПб, 2002.

4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 2007.

5. Панченко A.M. Топика и культурная дистанция // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. – М., 2006. .

6. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

Ведущий 1. «Поэзия - это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря», - так говорил Джебран Халиль Джебран.

Ведущий 2. К сожалению, сегодня поэтическое искусство не имеет былой ценности – той, что «музыка души» обретала в эпоху Александра Пушкина или Анны Ахматовой. Однако есть еще надежда на возрождение прошлых традиций, ведь ежегодно 21 марта авторы и читатели отмечают Всемирный день поэзии, призванный напомнить жителям планеты о существовании мира Прекрасного.

Ведущий 1. Стихотворения – это не просто рифмованные строчки, построенные с учетом определенного ритма, а целый мир. От поэзии ждешь невозможного, сверхъестественного, чуда.

Ведущий 2. Поэзия – это оригинальный язык, понятный всем и каждому, но для изъяснения подходящий лишь избранным. Многие пытаются писать, но великими становятся единицы. Как начинают жить стихом?

Пивоварова: Борис Пастернак. Так начинают. Года в два...

Так начинают. Года в два

От мамки рвутся в тьму мелодий,

Щебечут, свищут, - а слова

Являются о третьем годе.

Так начинают понимать.

И в шуме пущенной турбины

Мерещится, что мать - не мать

Что ты - не ты, что дом - чужбина.

Что делать страшной красоте

Присевшей на скамью сирени,

Когда и впрямь не красть детей?

Так возникают подозренья.

Так зреют страхи. Как он даст

Звезде превысить досяганье,

Когда он - Фауст, когда - фантаст?

Так начинаются цыгане.

Так открываются, паря

Поверх плетней, где быть домам бы,

Внезапные, как вздох, моря.

Так будут начинаться ямбы.

Так ночи летние, ничком

Упав в овсы с мольбой: исполнься,

Грозят заре твоим зрачком,

Так затевают ссоры с солнцем.

Так начинают жить стихом.

Ведущий 1. Мир поэзии полон волшебства и тайн. В поэтических строчках заключен целый мир чувств, эмоций, событий. Мысль, вооруженная рифмой, становится яркой, необыкновенной и стремительной. Она быстро находит путь к нашему сердцу и пробуждает душу, ведь в стихах дышит сама жизнь – это знает каждый.

Ведущий 2.

Поэзия – чудесная страна,

Где правит рифма целым миром!

Ей власть особая дана

Нас покорять звучаньем лиры!

Она открыта тем, кто слышит

Души движенье, мысли ход,

Кто рифмами живёт и дышит,

В ком жажда творчества живёт.

Ведущий 1. А как звали автора первого в мире стихотворения?

Ведущий 2. Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Однако специалисты в области исторической науки приписывают сочинение первого поэтического произведения жрице Эн-хеду-ан, дочери правителя шумеров. Это был гимн в честь богов.

Ведущий 1.

Словно жемчужину

Из океана,

Из глубины веков

Миру поведала

Эн-хеду-ана

Тайну рожденья стихов.

Ведущий 2. Тайну рождения стихов знает один лишь автор, а мы можем наслаждаться яркими, искренними произведениями, поэтому мы предлагаем Вам путешествие по странам и во времени , чтобы Вы могли познакомиться с волшебным миром поэзии.

Ведущий 1. Давайте перенесемся в Древнюю Грецию, ведь невозможно переоценить эстетическое значение поэзии греков: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они и скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе.

Ведущий 2. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

Ведущий 1. И вот песчаный берег Эгейского моря, далекие склоны гор и высоких холмов, фруктовые и оливковые рощи, в тени которых поет свою героическую поэму «Одиссею» древний слепой старец Гомер.

Звучит отрывок из поэмы.

Ведущий 2. Проносятся года и страны, позади греко-персидские войны, и нас ждет Персия, ныне Иранская народная республика. Какие ассоциации у тебя вызывает слово «Персия»?

Ведущий 1. Дай подумать... Может, гурии, тегеранская конференция.

Ведущий 2. Но мы же говорим о поэзии и поэтах.

Ведущий 1. Тогда – Омар Хайям. Кто не знает его порой резких, но очень глубоких рубаи. Мне вот, например, нравится такое:

Чем ниже человек душой,

тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда,

куда душою не дорос.

Ведущий 2. Вот именно Омара Хайяма знают все, но волшебный мир персидской поэзии полон и другими именами: Рудаки́, ибн Сина, Низами́, Ширази́ и, конечно, Фирдоуси. Это поэт, живший в Х-ХІ веках, который высоко ценил знание и за глубину и широту своих познаний получил прозвище «хаким», что означает «мудрец», «учёный».

Серегина. Фирдоуси отрывок из «Шахнаме»

Ум - наилучший дар, тебе от Бога данный,

И похвала уму есть лучшее из дел.

Ум руководствует и сердце услаждает,

И здесь, и в мире том помощник он тебе;

Источник для тебя всех радостей и скорбей,

Источник также он всех выгод и потерь.

Коль помрачился ум, и при дарах блестящих

Не может более быть счастлив человек,

Как это высказал муж умный, знаменитый,

Которого слова питают мудрецов:

Кто разум для себя не ставит в руководство,

Делами тот себе все сердце изъязвит:

Разумный человек сочтет его безумным,

И даже близкие чужим его сочтут”.

И здесь, и в мире том лишь ум дает нам цену:

В оковах рабства тот, кто немощен умом.

Ведущий 1. Я понимаю , что мы мало знаем об этой стране, а она таит в себе столько неизведанного и интересного. Но время двигаться дальше. Промелькнуло столетие, тысячи километров позади и впереди Великая Китайская стена, за которой притаился не менее прекрасный мир. В нем не принято проявлять эмоции – это варварство. Особенно отрицательные эмоции – не полагается увеличивать количество горя на земле. И стихотворений это тоже касается .

Ведущий 2. Давайте познакомимся с творчеством китайского поэта.

Александрова. Чжан ЛЭЙ. СЛУШАЮ СВЕРЧКА

Бамбук шелестит под осенним ветром,

об осени напоминает;

Впервые на опустевших ступенях

услышал сверчка ночного.

Хотя и скитаюсь-брожу на чужбине,

а все же почувствовал радость -

с жизнью меня примиряет.

Два года странствовал по воде,

отдавшись во власть волнам;

Лицо старика, седина на висках -

всё, что я приобрел.

Под кровлю заглядывает луна,

гнется под ветром бамбук;

Сегодня впервые в этом году

Ведущий 1. И снова мчимся в Европу. Нам важно не пропустить, как в Средневековье рождается новое мышление, в центре которого Человек с о всеми своими мыслями, раздумьями, переживаниями. Волну «высокой поэзии» подхватывает первый человек нового времени – Франческо Петрарка.

Дудко. Франческо Петрарка

Обжорство, леность мысли, праздный д ух

Погубят в людях доброе начало:

На свете добродетелей не стало,

На небе свет благих светил потух -

И жизнь былую форму потеряла,

И среди нас на удивленье мало

Таких, в ком песен не скудеет дух.

"Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?

От Философии протянешь ноги!" -

Стяжателей не умолкает хор.

С тобой, мой друг, не многим по дороге:

Тем паче должен ты стези держаться

Достойной, как держался до сих пор.

Ведущий 2. Имя Петрарки осталось в народе сонетами, которым он не придавал особого почтения. Та жизненная сила, что запечатлена в стихах Петрарки, позволила увидеть поэтический мир именно живым. И в этом заслуга поэта. Одним из первых Петрарка начал утверждать обыкновенные – живые – чувства, переживания отдельного человека, живущего «здесь и сейчас» - на земле в этот миг, в это время. Перед читателем предстает человек, который, зная о своей смертности, более не думает о ней как о неизбежном роке, он верит в одно – он живет, он жив и это - важно, и это - главно!

Ведущий 1. Эпоха Ренессанса цветет, рождая массу имен и шедевров не только в литературе, но и в живописи, в архитектуре, в скульптуре, в науке.

Ведущий 2. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан, Палладио, Уильям Шекспир, Кристофер Марло, Эдмунд Спенсер, Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, сэр Филипп Сидни. И еще множество других имен.

Ведущий 1. Португалия и легендарный человек – Луис де Камо́энс. Я не преувеличиваю: празднуемый 10 июня каждого года День Португалии или День Камоэнса ныне приурочен к дню смерти величайшего национального поэта.

Ведущий 2. Камоэнс со временем стал самым чтимым португальцем, единственным португальским поэтом мирового значения, по стихам которого современные дети изучают историю своей страны, а влюбленные объясняются волшебными строками некогда неугодного и обездоленного «принца поэтов».

Можайская. Луис де Камо́энс

Зачем Надежда лжёт мне, как всегда,

Зачем Судьба скликает беды снова?

Не может быть возврата для былого,

И вспять не обращаются года.

Так пусть идут, проходят без следа

Свидетелями жребия людского,

Один всегда отличен от другого,

Но и с мечтой не сходен никогда.

Что так любил я, с чем душа сроднилась,

Всё стало чуждым, всё переменилось,

Я постарел, утратил к жизни вкус.

Меня Судьба замкнула в круг проклятый,

Но Время – счастья злобный соглядатай –

Надежд убитых множит тяжкий груз.

Ведущий 1. А вот национальным героем Англии, безусловно, считается Шекспир. Мир шекспировской поэзии полон яркими, запоминающимися образами. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели.

Хворостянова . Уильям Шекспир

Люблю твои глаза. Они меня,

Забытого, жалеют непритворно.

Отвергнутого друга хороня,

Они, как траур, носят цвет свой черный.

Поверь, что солнца блеск не так идет

Лицу седого раннего востока,

И та звезда, что вечер к нам ведет, –

Небес прозрачных западное око –

Не так лучиста и не так светла,

Как этот взор, прекрасный и прощальный.

Ах, если б ты и сердце облекла

В такой же траур, мягкий и печальный, –

Я думал бы, что красота сама

Черна, как ночь, и ярче света – тьма!

Ведущий 2. Да, Шекспир как истинный гений своего времени своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки.

Ведущий 1. Практически в это же время на другой стороне нашей планеты, но в едином пространстве мира поэзии, другой поэт творит воздушные философичные хокку. Сейчас этот жанр называют хайку, а поэта, пишущего хайку, - хайдзин. Одним из самых известных представителей этого жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё.

Трейлер Басё Мацуо

Ведущий 2. «Стиль Басё» определил развитие японской поэзии почти на 200 лет. Принцип «вечного одиночества», освобождая творца от суеты мира, ведёт его по дороге от личных интересов и целей к своему высшему предназначению. Мир поэзии обретает сакральный смысл, оно становится ориентиром на жизненном пути.

Ведущий 1. Поэзия – не только ориентир, она всегда поднимала вопросы, которые волнуют человечество: счастье, мир, любовь, свобода.

Ведущий 2. Так, Фридрих Шиллер, немецкий философ, поэт, профессор истории и военный врач, вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности.

Петренко. Фридрих Шиллер. «Начало нового века»

Где приют для мира уготован?

Где найдёт свободу человек?

Старый век грозой ознаменован,

И в крови родился новый век.

Сокрушались старых форм основы,

Связь племён разорвалась; бог Нил,

Старый Рейн и Океан суровый -

Кто из них войне преградой был?

Два народа, молнии бросая

И трезубцем двигая, шумят

И, делёж всемирный совершая,

Над свободой страшный суд творят.

Злато им, как дань, несут народы,

И, в слепой гордыне буйных сил,

Франк свой меч, как Бренн в былые годы,

На весы закона положил.

Нет на карте той страны счастливой,

Где цветёт златой свободы век,

Зим не зная, зеленеют нивы,

Вечно свеж и молод человек.

Пред тобою мир необозримый!

Мореходу не объехать свет;

Но на всей земле неизмеримой

Десяти счастливцам места нет.

Заключись в святом уединенье,

В мире сердца, чуждом суеты!

Красота цветёт лишь в песнопенье,

А свобода - в области мечты.

Ведущий 1. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие - оплотом нравственности. Однако многие строчки Шиллера превратились в крылатые выражения.

Загадкой вечной буду я себе.

Тесен мир, мозг же человека необъятен.

Ведущий 2. Конечно, Фридрих Шиллер был не единственным поэтом свободы в Европе. Деятель польского национального движения, поэт, который считается в Польше одним из трёх величайших поэтов эпохи романтизма (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским) – это Адам Мицкевич.

Сметанина. Адам Мицкевич. Восток и север

В краю, где мы живем, владычествует вьюга.

Завидовать ли тем, кто ближе к солнцу юга?

Ковром кашмирским ширь без края и конца,

Цветы в шелках зари, из пламени сердца,

Но там бюльбюль, запев, уже смежает очи,

Цветенье розы там мгновения короче,

Наш материк суров, но память он хранит

О тех, кто сотни лет в его могилах спит.

А там, где чтит земля тех, кто лежит в могилах,

Живые о живых вовек забыть не в силах!

Ведущий 1. К Мицкевичу с величайшим уважением относился А. С. Пушкин. Он посвятил ему целый ряд своих произведений.

Путешествуя по странам и временам, так захотелось оказаться дома. А что всегда символизировало для русских дом? Дом – это вся Россия и ее сердце – Москва.

Уварова. Александр Пушкин. Но вот уж близко

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Ведущий 2. Кто расскажет о красоте природы, о любви к просторам, о жителях земли русской как не поэт!

Афанасьева. МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ «РОДИНА»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Ведущий 1. И какой же мир без любви?

А.Фет На заре ты ее не буди. Видео

Ведущий 2. Вдохнули русского духа? Готовы ли вы продолжить наше путешествие?

Ведущий 1. Я уверена, что готовы.

Ведущий 2. Итак, один из самых любимых поэтов Испании, драматург, известный во всем мире, в том числе и в России, - Федерико Гарсиа Лорка.

Нестерова. ФЕДЕРИКО ГАРСИА ЛОРКА. «ЛЮДИ ШЛИ ЗА ЛЕТОМ»

Люди шли за летом,

осень - следом.

Люди шли

зелёными лугами.

Шли с гитарами

и петухами.

По владеньям

ливней и лучей.

Медлила река,

звенел ручей.

Сердце,

бейся горячей!

Люди шли

зелёными лугами.

Осень шла

с лимонною звездой,

птичьим плачем,

вздрогнувшей водой.

Свесясь на манишку

головою.

Тише,

сердце восковое!

Люди шли за летом,

осень - следом...

Ведущий 1. Слава и гордость Испании Лорка был расстрелян за три дня до фашистского путча, став символом поэзии и любви, таланта и свободы.

Ведущий 2. А теперь, вперед через океан, в необыкновенную страну Чили, где мы познакомимся с Лауреатом Нобелевской премии 1971 года «за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента»- Пабло Неруда, пламенный борец за демократические изменения в Чили, за равенство и справедливость, объяснивший свою жизненную позицию пронзительными словами: «Когда на земле гибнут дети, которые родились не для того, чтобы быть погребенными, дети, светлые глаза которых могли бы затмить свет солнца… я не могу, не могу молчаливо созерцать жизнь и мир, я должен выйти на дорогу и кричать, кричать до конца дней моих»

Семенова. Пабло Неруда. Наваждение запаха

Запах

первой сирени…

Были в детстве прозрачны ручьи и закаты,

и текли сквозь камыш и осоку мгновенья.

Взмах платка и перрон. И не будет возврата

к золотистой звезде над кипеньем сирени.

Придорожная пыль и усталость утраты.

От тоски ножевой не отыщешь спасенья.

Где-то колокол плачет, как плакал когда-то,

где-то девичьи очи светлы и весенни…

Запах

первой сирени…

Ведущий 1. На его похороны, проходившие под дулами автоматов, не побоялись прийти тысячи жителей Сантьяго, начав тем самым борьбу с преступной хунтой, захватившей страну.

Ведущий 2. Поэзия вдохновляет, одухотворяет нас, несет тепло, свет в наши души и делает мир необыкновенно прекрасным, сложным, но все равно волшебным, делает нас сопричастными проблемам всего мира и каждой личности в отдельности.

Ведущий 1. А какое же вдохновение без любви?

Александр Блок. О доблестях, о подвигах, о славе... Видео.

Ведущий 2. И вот мы дома. Представьте, на дворе начало 20 века. В живописи, музыке, литературе появляется масса новых имен, течений, направлений, объединений. А в воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури.

Щербинина. 3инаида Гиппиус.

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, -

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1. Поэзия получила название «Поэзия серебряного века». Творчество поэтов Серебряного века сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл.

Ведущий 2. Великая нация не может существовать без языка, великие преобразования невозможны без главного оружия – слова.

Фирцева. Валерий Брюсов «Родной язык»

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил...

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю,- ты ответствуй,

Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Ведущий 1. И вот именно с его помощью, с помощью великого и могучего русского языка поэты воспевали любовь к Родине.

Каглян . Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»

Ведущий 2. Стихотворения, необыкновенные люди, талантливые поэты и даже целые эпохи остались позади, но мы не познакомились даже с маленькой частицей мира поэзии.

Ведущий 1. Поэзия - вечно молодая, трепетная и прекрасная любовь человечества! Она позволяет нам наслаждаться словом, рождает сильные, проникновенные чувства, которые обладают особой энергией, подчиняющей наше воображение и увлекающей за собой. Эту великую силу в нас вдохнул поэт, а черпает её он из окружающего нас мира, воспринимая и ощущая силу ветра и солнца, слыша мелодию набегающих волн и шелестящего леса, находя её в тревожащем напряжении любви.

Ведущий 2. Главная цель международного дня поэзии - подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе!

Ведущий 1. Предоставляем возможность заявить о себе юным мастерам художественного слова. Свои стихотворения читают студенты ГПОУ «Макеевский педагогический колледж».

Чтение стихотворений:

Ильина Анита, студентка 13 группы

Ты сидел у забытого омута

Веки опущены вниз

Глаза твои цвета золота,

Как тепло пожелтевших страниц

Это нежно щемящее чувство,

Трепетно жмется в груди,

Так тихо твое «невозможно» ,

Отзывается болью внутри.

Я буду кричать на весь мир

Я буду кричать «все возможно»

Ты в глаза мне украдкой взгляни

Ведь любить это так не сложно.

Ты сидел у забытого омута

Веки опущены вниз

Глаза твои цвета золота

как тепло пожелтевших страниц

Эти тихие серы будни

Ласку былых унося

Эти тихие горькие слезы

в пучине столетий храня

Заблоцких Надежда, студентка 11 группы

Цветок, бабочка и мы

Цветок красивый нежно-синий

Смотрел куда-то в облака,

Он видел контур плавных линий,

В его душе была тоска.

Мечтал он бабочкой родиться,

Чтоб в воздухе легко парить,

Но не судьба желанью сбыться,

Ведь должен он собою быть.

А бабочка, легка, воздушна,

С цветка садится на цветок.

Судьбе своей она послушна,

Но думает, что мир жесток.

Ведь хочет стать она цветами,

В лугу зелёном песни петь,

Летает с грустными мечтами,

Ей горько на цветы смотреть.

А так всегда у тех бывает,

Кто не желает быть собой,

О жизни о другой мечтает,

Не находя себе покой.

И всё завидуя кому-то,

Не ценят то, что у них есть,

Не замечая почему-то

Свои достоинства и честь.

Часы бегут, и всё проходит,

Не стоит по теченью плыть,

Ведь счастье лишь к тому приходит,

Кто радостно умеет жить.

Романцова Лия, студентка, 11 группы

Страстей больших немое чудо
В порыве гнева можем заглушить,
Но боль Джульетты не осудит строго
И лишь глупец её способен осудить.

Нам не даны высокие понятия,
Без них мы можем запросто прожить.
И страсть потушим мы не зная,
Что вот Ромео так не смог бы поступить.

Зачем нам эта долгая наука -
Живём мы мало и хотим пожить.
И может это есть немое чудо
Что нам подарено все выше - это жизнь!

Лишь гордости не стоит цело отдаваться ,
Рубая связанную нами нить.
Рубать и плакать - лишь бы не сдаваться,

Гореть и думать - лишь бы не сгореть!

Ведущий 2. Хотя наше путешествие и подошло к концу, но такое кругосветное турне вы можете организовать самостоятельно. Мир поэзии полон чудес, новых открытий, на этой карте еще много белых пятен, которые открыть и исследовать, возможно, предстоит именно вам.

Ведущий 1. Спасибо, что путешествовали с нами.

Викторина

Мы поговорили с вами о серьезных писателях, о серьезных темах. Время немного отдохнуть и развлечься, предлагаю вам викторину на литературную, но не совсем серьезную тему.

Судя по постам в социальных сетях нет ничего важнее, чем разговор о котах и кошечках. Ну, что ж, давайте поговорим!

Считается, что у кошки девять жизней. Однако в мировой художественной литературе она прожила гораздо больше перевоплощений. Отвечайте правильно на вопросы и зарабатывайте баллы.

1. Из какого произведения данный отрывок, кто автор?

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(«Руслан и Людмила» А.С. Пушкин)

2. Этот кот обладает поистине волшебным голосом. Своими чудесными сказками он заговаривает и усыпляет приближающихся путников. А сегодня его именем названы успокоительные таблетки для кошек. Как зовут кота?


Кот Баюн

3. Самые запоминающиеся коты - это связанные с нечистой силой. Как звали кота-оборотня, любимого шута Воланда?

Кот Бегемот

4. Даже когда речь идет о совершенно обычных, настоящих животных, безо всякой бесовщины и сверхъестественных сил, писатели не могут удержаться и придают им человеческие черты. Назовите этих писателей.

Иван Хемницер, Александр Сумароков, Иван Дмитриев, Василий Жуковский, Василий Пушкин, Лев Толстой (в сказках) и Сергей Михалков.

5. Из какого произведения крылатое выражение «А Васька слушает да ест»? Кто автор?

Из басни Крылова «Кот и повар»

6. Самое большое раздолье котам, конечно, в детских стихах, считалочках и колыбельных. Кто автор этого стихотворения?

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.


Агния Барто

7. Кто автор этих строк?

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Сергей Есенин

8. Постоянный спутник Лисы Алисы, отъявленный мошенник и плут, прикидывающийся слепым для сбора милостыни. Назовите его имя.

Кот Базилио

9. Во второй половине ХХ века коты проникают из детских книжек в мультфильмы. Назовите известные вам мультфильмы, созданные по мотивам книг?

Григорий Остер («Котенок по имени Гав»), Владимир Сутеев («Кто сказал «мяу»?»), Эдуард Успенский («Дядя Федор, пес и кот»)

Можно еще много и много перечислять произведения «кошачьей» тематики. Основное, что художественные произведения о кошках - это животный мир глазами людей и мир человеческий глазами животных. В сущности, мы похожи больше, чем кажется на первый взгляд.

1. Понятие «поэтический мир».
2. Слова-символы и слова-знаки.
3. Стиль есенинских стихотворений.
4. Характеристика поэтического мира.

Мир поэзии — сложное литературное понятие. Оно включает в себя не только основные темы и образы, но и общее настроение произведений, символику и значения упоминаемых образов, средства выражения мыслей и авторского «я». Он может быть скудным — тогда идет речь о несостоятельности личности как поэта, а может быть очень широким, ярким и разнообразным. Именно такой, многогранный, искрящийся и цветастый поэтический мир читатель видит в стихотворениях, созданных известнейшим поэтом серебряного века С. А. Есениным.

Несмотря на сложность, многогранность и некоторую противоречивость, мир поэзии Есенина характеризуется, прежде всего, тесной связью с мировоззрением и личностью поэта. Поэтический мир являет собой плотную ткань, соединившую и смешавшую в себе образы и символы, мотивы и темы творчества. Многократно повторяясь в одном и том же тексте, кочуя из одного произведения в другое, слово приобретает новые оттенки смысла и становится символом есенинской лирики. Соединяясь и взаимодействуя между собой, символы и становятся тем самым полем поэтического мира.

Один из самых распространенных слов-символов у поэта — черемуха. Осыпающиеся в середине лета белые лепестки напоминают ему снегопад, метель, «черемуховую вьюгу»: «сыплет черемуха снегом». Цветы и снег плохо сочетаются между собой, но художник, сравнивая и смешивая эти понятия, добивается особенного звучания текста.

Белые цветы, белый снег, белая кора берез — часто кочующий из одного стихотворения в другое цвет также является символичным. Для поэта он — саван, смерть, холод и неустроенность мира:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Сами по себе не имеющие оттенков настроения, цвета в произведениях Есенина, также становятся символами, настолько сильными, что их начинают использовать и другие поэты. Так, синий — любимый поэтом цвет — становится символом чистоты, глубины, огромных просторов и свободы. Большое значение имеет золотой или рыжий цвет: это цвет осеннего лесного пожара, цвет куполов церквей, цвет волос самого Есенина.

В этом плане белый — противоречивый цвет. Он и печаль, тоска и одиночество, но он же символизирует чистоту, церковность, веру. Белые снега, метель, иней, в зависимости от задумки художника, несут в себе различные оттенки смысла и эмоций. Переходящий образ метели несет за собой еще один значимый образ лирического мира — образ-символ тройки. Он двойственен: мчащаяся упряжка — радость, молодость, сила; запоздалая или чужая — потерянная любовь, радость, молодость:

Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.

Символы, встречающиеся в тексте, переплетаются друг с другом, выстраивая оригинальные и неожиданные образные линии. Часто в этом процессе слова приобретают новые оттенки значения, начинают нести в себе определенное настроение. Особое значение для Есенина имеет слово «окно». Оно может просто обозначать предмет, часть избы:

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Однако сочетаясь с другими словами, оно становится образом, символом:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

Здесь «мерзлое окно» — символ безнадежности, неприкаянности, тоски. Во многих произведениях окно — своеобразный пункт наблюдения лирического героя, откуда открывается вид на огромный и яркий мир:

Я смотрел из окошка на синий платок...
В пряже солнечных дней время выткало нить...

Эта же позиция характерна как для самого лирического героя:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня...
Ты увидишь из окошка белый саван мой...,

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Читатель может заметить, что окно — наблюдательный пункт не только для простого человека, но и для высших существ:

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай...

Откуда у поэта такая привязанность к одному образу? Но ведь окна — это глаза избы, прикрытые ставнями или широко распахнутые навстречу небу и вольным просторам! Окно — это граница двух миров, разделяющая понятия «там» и «здесь», защищающая наблюдателя от воздействий внешнего, иногда жестокого мира.

Для поэта русская изба — это еще один мир, вместительный и информативный. Это — аллегория крестьянской жизни, спокойной, несколько сонной, размеренной. Еще в ранних стихотворных опытах поэтом затрагивается этот образ, довольно оригинально и точно исполненный:

Смолкшим колоколом над прудом
Опрокинулся отчий дом
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Часто на контрасте с богатыми, большими хоромами теплого и сытого дворянского мира простая русская изба с ее немудреным колоритом, но знакомым и приятным настроением, оказывается симпатичней читателю и автору:

Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.

Изба является центром немудреного мироздания крестьянской жизни, вокруг которой, словно притянутые ей, собираются прочие атрибуты землепашцев. Избы, простые, не слишком аккуратные, окруженные садами с плетнем и объединенные общей дорогой — это собирательный образ дореволюционной, милой сердцу Есенина России:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
...В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.

Окно в таком случае выполняет роль заслона, препятствия между жестоким миром и теплом родной избы:

Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.

Так из обыденных слов с легкой руки мастера получаются значимые образы — символы. Эти символы — тоски и радости, света и ненастья, взаимодействуя между собой, создают Сложный и разнообразный поэтический мир. В нем всему есть место — огромной стране и маленькой травинке, любви и смерти, метели и цветущей черемухе. Уникальность есенинского мира, цельного, зримого и богатого, отмечали не только современники поэта, но и потомки. Не случайно М. Горький, воодушевленный утонченностью, изяществом, образностью и символичностью стихотворений Есенина, так сказал о поэте: «Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения».