Шифр пакета содержащего конкурсные задания состоит из. Уроков на изучение главы. Пример оформления файла с личными данными
Глава 4. КОМБИНАТОРИКАГуманитарный профиль (6 – 8 уроков на изучение )
^ I вариант
1. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из пяти цифр 1,2,3,4,5?
2. Были куплены билеты в театр для шести ребят.
Сколькими способами эти ребята могут занять свои места в театре?
3. У покупателя имелись в кошельке по одной купюре 10 руб., 50 руб.,
100 руб. и 500 руб., а у продавца не было денег, чтобы дать сдачу. Сколько различных товаров мог купить покупатель, чтобы ему не нужно было требовать сдачу (Предполагается, что в магазине есть товары на любую сумму, доступную покупателю)?
4. Шифр пакета, содержащего конкурсные задания, состоит из трех различных букв и последующих 4 цифр (цифры могут повторяться). Сколько может быть различных пакетов, если в них используется 10 букв и 5 цифр?
5. Сколькими способами можно поставить в две одинаковые вазы 8 различных цветков, если в каждой вазе их должно быть нечетное число?
Ответы: 1) 125; 2) 720; 3) 15; 4) 450000; 5) 448.
II вариант
1. Пять ребят решили поехать за город, но забыли договориться, в какой вагон всем следует садиться, поэтому каждый мог сесть в любой вагон. Сколько существует различных вариантов распределения ребят по вагонам, если в поезде было 10 вагонов?
2. Учеников попросили нарисовать прямоугольник, разбить его на 6 прямоугольников параллельными отрезками и раскрасить шестью разными красками. Сколько может получиться различных раскрасок?
3. К началу учебного года в магазине покупателям предлагались комплекты тетрадей, альбомы, ручки, линейки, краски и наборы цветных карандашей. Сколько можно было сделать различных покупок, если брать не более одного предмета каждого наименования?
4. Сколько можно изготовить кодовых замков, у которых код состоит из двух различных цифр и трех любых букв, если можно использовать 10 цифр и 15 букв. Порядок набора цифр и букв не имеет значения.
5. Сколькими способами можно разложить 10 различных конфет в два одинаковых пакета, если в них должно быть четное число конфет?
Ответы: 1) 10 5 ; 2) 720; 3) 15; 4) 303750; 5)255.
(20 – 24 урока на изучение )
1. Сколько существует четырехзначных чисел, у которых вторая и третья цифра четные?
2. Монета бросается 6 раз. Сколько существует вариантов, в которых 2 раза выпадет решка, а 4 раза орел?
3. Сколько можно получить различных слов, переставляя буквы в слове абракадабра?
4. Шесть различных цветков разложили в три различные вазы.
Сколько существует вариантов, при которых в первой вазе будет всего один цветок?
5. В классе 30 человек, из которых 12 девочек. Сколько можно составить спортивных команд, в которые должны входить 2 девочки и 2 мальчика?
Ответы: 1)2250; 2) 15; 3)83160; 4) 192; 5)10098
Глава 5. КООРДИНАТЫ И ВЕКТОРЫ
Гуманитарный профиль (6 – 8 уроков на изучение )
I вариант
1. В треугольнике ABC отрезок BO является медианой.
а) Постройте вектор , равный сумме векторов и
.
BAKC является параллелограммом.
в) Выразите вектор
через векторы и .
B
, который является разностью векторов и
.
F (8; 1; 0), E (0; 0; 4), K (0; 5; 1).
а) Постройте их в декартовой системе координат.
б) Укажите, в каких координатных плоскостях или на каких координатных осях они находятся.
в) Докажите, что треугольник FKE равнобедренный.
FKE
с точностью до целых.
Ответы: 1.в) 0,5(
г)
; 2.г) 11.
II вариант
1. Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке O .
а) Постройте вектор
, равный сумме векторов
и
.
б) Докажите, что четырехугольник OAFD – ромб.
в) Выразите вектор
через векторы
и
.
г) Укажите вектор, выходящий из точки B
, который является разностью векторов
и
.
2. Даны три точки с координатами: P (4; 0; 0), K (0; 2; 0), T (2; 0; 4).
а) Постройте их в прямоугольной системе координат.
б) Укажите, на каких координатных осях или в каких координатных плоскостях они находятся.
в) Докажите, что треугольник PKT – равнобедренный.
г) Вычислите площадь треугольника PKT
.
Ответы: 1.в)
; г)
; 2.г)
Технический профиль НПО и СПО
(20 – 24 урока на изучение
)
Контрольная работа № 1
1. DABC
– тетраэдр, точка K
– середина AC
, точка M – середина KD
,
,
,
. Разложите вектор
по векторам , , .
2. Даны векторы (1; −2; 0), (3; −6; 0) и (0; −3; 4). Найдите координаты вектора = 2– + .
3. Дан треугольник MNC , вершины которого имеют координаты: M (2; −3; 3), N (−1; 1; −2) и C (5; 3; 1).
Докажите, что треугольник равнобедренный и вычислите его площадь.
Ответы: 1. -
; 2.
3.
Контрольная работа № 2
1. Найдите скалярное произведение
, если || = 2, || = 3, (
) = 120°.
2. Даны точки C (3; −2; 1), D (−1; 2; 1), M (2; 1; 3), N (−1; 4; −2).
а) Определите, будут ли прямые CM и DN перпендикулярны.
б) Найдите длину вектора
.
в) Проверьте, является ли уравнение 21x + 11y – 6z – 35 = 0 уравнением плоскости CMN .
3. ABCDA
1 B
1 C
1 D
1 – куб. Точка M
– середина стороны DD
1 . Найдите угол между прямыми AM
и DC
1 .
Ответы: 1. 1; 2.а) да; б)
; в) да; 3.
Глава 6 ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
Гуманитарный профиль
(12 – 14 уроков на изучение
)
I вариант
1. Дан угол поворота α = .
в) Укажите знаки чисел: sin, cos, tg.
г) Укажите значение sin, cos, если известно, что sin36 = 0,5878.
Р х
а) sin x = 1,
б) cos x = 0,
в) sin x = 0,5,
г) sin x
= –
,
д) cos x
= –0,5.
3. Для каждого случая из пункта 2 укажите значения остальных тригонометрических функций в этих точках.
Ответы: 1.г) -0,8090
II вариант
1. Дан угол поворота α = .
а) Выразите величину угла поворота α = в градусной мере.
б) Постройте на единичной окружности точку, соответствующую углу поворота α = .
в) Укажите знаки чисел sin, cos, tg.
г) Укажите значение sin, cos, если известно, что cos 20 = 0,9397.
2. На единичной окружности постройте точки P x и укажите значения углов поворота в этих точках, если:
а) sin x = 0,
б) cos x = –1,
в) cos x = –0,5,
г) sin x
=
,
д) sin x = –0,5.
3. Для каждого случая из пункта 2 укажите значения остальных тригонометрических функций.
Ответы: 1.г) 0,3420
Технический профиль НПО
(32 урока на изучение
)
Контрольная работа № 1
1. Вычислите cos (β – α), если sin α =
; π α ≤
и cos β =
; ≤ β ≤ π.
2. Упростите
.
3. Расположить числа в порядке убывания:
cos 40; cos
; cos 1000, сos 1,6.
4. Построите график функции y
= 2 sin x
на отрезке
и укажите для значений 2
y
Комбинаторика – это раздел математики, посвящённый решению задач выбора и расположения элементов некоторого множества в соответствии с заданными правилами. Комбинаторика изучает комбинации и перестановки предметов, расположение элементов, обладающее заданными свойствами. Обычный вопрос в комбинаторных задачах: сколькими способами….
К комбинаторным задачам относятся также задачи построения магических квадратов, задачи расшифровки и кодирования.
Рождение комбинаторики как раздела математики связано с трудами великих французских математиков 17 века Блеза Паскаля (1623–1662) и Пьера Ферма (1601–1665) по теории азартных игр. Эти труды содержали принципы определения числа комбинаций элементов конечного множества. С 50-х годов 20 века интерес к комбинаторике возрождается в связи с бурным развитием кибернетики.
Основные правила комбинаторики – это правило суммы и правило произведения .
- Правило суммы
Если некоторый элемент А можно выбрать n способами, а элемент В можно выбрать m способами, то выбор «либо А, либо В» можно сделать n + m способами.
Например, Если на тарелке лежат 5 яблок и 6 груш, то один плод можно выбрать 5 + 6 = 11 способами.
- Правило произведения
Если элемент А можно выбрать n способами, а элемент В можно выбрать m способами, то пару А и В можно выбрать n m способами.
Например, если есть 2 разных конверта и 3 разные марки, то выбрать конверт и марку можно 6 способами (2 3 = 6).
Правило произведения верно и в том случае, когда рассматривают элементы нескольких множеств.
Например, если есть 2 разных конверта, 3 разные марки и 4 разные открытки, то выбрать конверт, марку и открытку можно 24 способами (2 3 4 = 24).
Произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно называется n – факториалом и обозначается символом n!
n! = 1 2 3 4 … n.
Например, 5! = 1 2 3 4 5 = 120.
Например, если есть 3 шарика – красный, синий и зелёный, то выложить их в ряд можно 6 способами (3 2 1 = 3! = 6).
Иногда комбинаторная задача решается с помощью построения дерева возможных вариантов .
Например, решим предыдущую задачу о 3-х шарах построением дерева.
Практикум по решению задач по комбинаторике.
ЗАДАЧИ и решения
1. В вазе 6 яблок, 5 груш и 4 сливы. Сколько вариантов выбора одного плода?
Ответ: 15 вариантов.
2. Сколько существует вариантов покупки одной розы, если продают 3 алые, 2 алые и 4 жёлтые розы?
Ответ: 9 вариантов.
3. Из города А в город В ведут пять дорог, а из города В в город С ведут три дороги. Сколько путей, проходящих через В, ведут из А в С?
Ответ: 15 путей.
4. Сколькими способами можно составить пару из одной гласной и одной согласной букв слова «платок»?
гласные: а, о – 2 шт.
согласные: п, л, т, к – 4 шт.Ответ: 8 способами.
5. Сколько танцевальных пар можно составить из 8 юношей и 6 девушек?
Ответ: 48 пар.
6. В столовой есть 4 первых блюда и 7 вторых. Сколько различных вариантов обеда из двух блюд можно заказать?
Ответ: 28 вариантов.
7. Сколько различных двузначных чисел можно составить, используя цифры 1, 4 и 7, если цифры могут повторяться?
1 цифра – 3 способа
2 цифра – 3 способа
3 цифра – 3 способаОтвет: 9 различных двузначных чисел.
8. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить, используя цифры 3 и 5, если цифры могут повторяться?
1 цифра – 2 способа
2 цифра – 2 способа
3 цифра – 2 способаОтвет: 8 различных чисел.
9. Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, если цифры могут повторяться?
1 цифра – 3 способа
2 цифра – 4 способаОтвет: 12 различных чисел.
10. Сколько существует трёхзначных чисел, у которых все цифры чётные?
Чётные цифры – 0, 2, 4, 6, 8.
1 цифра – 4 способа
2 цифра – 5 способов
3 цифра – 5 способовОтвет: существует 100 чисел.
11. Сколько существует четных трёхзначных чисел?
1 цифра – 9 способов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
2 цифра – 10 способов (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
3 цифра – 5 способов (0, 2, 4, 6, 8)9 10 5 = 450
Ответ: существует 450 чисел.
12.Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из трёх различных цифр 4, 5, 6?
1 цифра – 3 способа
2 цифра – 2 способа
3 цифра – 1 способОтвет: 6 различных чисел.
13. Сколькими способами можно обозначить вершины треугольника, используя буквы А, В, С, D?
1 вершина – 4 способа
2 вершина – 3 способа
3 вершина – 2 способаОтвет: 24 способа.
14. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5,при условии, что ни одна цифра не повторяется?
1 цифра – 5 способов
2 цифра – 4 способа
3 цифра – 3 способаОтвет: 60 различных чисел.
15. Сколько различных трёхзначных чисел, меньших 400, можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, 9, если любая из этих цифр может быть использована только один раз?
1 цифра – 2 способа
2 цифра – 4 способа
3 цифра – 3 способаОтвет: 24 различных числа.
16. Сколькими способами можно составить флаг, состоящий из трёх горизонтальных полос различных цветов, если имеется материал шести цветов?
1 полоса – 6 способов
2 полоса – 5 способов
3 полоса – 4 способаОтвет: 120 способов.
17. Из класса выбирают 8 человек, имеющих лучшие результаты по бегу. Сколькими способами можно составить из них команду из трёх человек для участия в эстафете?
1 человек – 8 способов
2 человек – 7 способов
3 человек – 6 способовОтвет: 336 способов.
18. В четверг в первом классе должно быть четыре урока: письмо, чтение, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день?
1 урок – 4 способа
2 урок – 3 способа
3 урок – 2 способа
4 урок – 1 способ4 3 2 1 = 24
Ответ: 24 варианта.
19. В пятом классе изучаются 8 предметов. Сколько различных вариантов расписания можно составить на понедельник, если в этот день должно быть 5 уроков и все уроки разные?
1 урок – 8 вариантов
2 урок – 7 вариантов
3 урок – 6 вариантов
4 урок – 5 вариантов
5 урок – 4 варианта8 7 6 5 4 = 6720
Ответ: 6720 вариантов.
20. Шифр для сейфа составляется из пяти различных цифр. Сколько различных вариантов составления шифра?
1 цифра – 5 способов
2 цифра – 4 способа
3 цифра – 3 способа
4 цифра – 2 способа
5 цифра – 1 способ5 4 3 2 1 = 120
Ответ: 120 вариантов.
21. Сколькими способами можно разместить 6 человек за столом, на котором поставлено 6 приборов?
6 5 4 3 2 1 = 720
Ответ: 720 способов.
22. Сколько вариантов семизначных телефонных номеров можно составить, если исключить из них номера, начинающиеся с нуля и 9?
1 цифра – 8 способов
2 цифра – 10 способов
3 цифра – 10 способов
4 цифра – 10 способов
5 цифра – 10 способов
6 цифра – 10 способов
7 цифра – 10 способов8 10 10 10 10 10 10 = 8.000.000
Ответ: 8.000.000 вариантов.
23. Телефонная станция обслуживает абонентов, у которых номера телефонов состоят из 7 цифр и начинаются с 394. На сколько абонентов рассчитана эта станция?
№ телефона 394
10 10 10 10 = 10.000
Ответ: 10.000 абонентов.
24. Имеется 6 пар перчаток различных размеров. Сколькими способами можно выбрать из них одну перчатку на левую руку и одну перчатку на правую руку так, чтобы эти перчатки были различных размеров?
Левые перчатки – 6 способов
Правые перчатки – 5 способов (6 перчатка того же размера, что и левая)Ответ: 30 способов.
25 . Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составляют пятизначные числа, в которых все цифры разные. Сколько таких чётных чисел?
5 цифра – 2 способа (две чётные цифры)
4 цифра – 4 способа
3 цифра – 3 способа
2 цифра – 2 способа
1 цифра – 1 способ2 4 3 2 1 = 48
Ответ: 48 чётных чисел.
26. Сколько существует четырёхзначных чисел, составленных из нечётных цифр и делящихся на 5?
Нечётные цифр – 1, 3, 5, 7, 9.
Из них делятся на 5 – 5.
4 цифра – 1 способ (цифра 5)
3 цифра – 4 способа
2 цифра – 3 способа
1 цифра – 2 способа1 4 3 2 = 24
Ответ: 24 числа.
27. Сколько существует пятизначных чисел, у которых третья цифра – 7, последняя цифра – чётная?
1 цифра – 9 способов (все, кроме 0)
2 цифра – 10 способов
3 цифра – 1 способ (цифра 7)
4 цифра – 10 способов
5 цифра – 5 способов (0, 2, 4, 6, 8)9 10 1 10 5 = 4500
Ответ: 4500 чисел.
28. Сколько существует шестизначных чисел, у которых вторая цифра – 2, четвёртая – 4, шестая – 6, а все остальные – нечётные?
1 цифра – 5 вариантов (из 1, 3, 5, 7, 9)
2 цифра – 1 вариант (цифра 2)
3 цифра – 5 вариантов
4 цифра – 1 вариант (цифра 4)
5 цифра – 5 вариантов
6 цифра – 1 вариант (цифра 6)5 1 5 1 5 1 = 125
Ответ: 125 чисел.
29.Сколько различных чисел, меньших миллиона, можно записать с помощью цифр 8 и 9?
Однозначных – 2
Двузначных – 2 2 = 4
Трёхзначных – 2 2 2 = 8
Четырёхзначных – 2 2 2 2 =16
Пятизначных – 2 2 2 2 2 = 32
Шестизначных – 2 2 2 2 2 2 = 64Всего: 2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 = 126
Ответ: 126 чисел.
30. В футбольной команде 11 человек. Нужно выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
Капитан – 11 способов
Заместитель – 10 способовОтвет: 110 способов.
31.В классе учатся 30 человек. Сколькими способами из них можно выбрать старосту и ответственного за проездные билеты?
Староста – 30 способов
Ответ. за билеты – 29 способовОтвет: 870 способов.
32. В походе участвуют 12 мальчиков, 10 девочек и 2 учителя. Сколько вариантов групп дежурных из трёх человек (1 мальчик, 1 девочка, 1 учитель) можно составить?
12 10 2 = 240
Ответ: 240 способов.
33. Сколько комбинаций из четырёх букв русского алфавита (в алфавите всего 33 буквы) можно составить при условии, что 2 соседние буквы будут разными?
Глава 4. КОМБИНАТОРИКАГуманитарный профиль (6 – 8 уроков на изучение )
I вариант
1. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из пяти цифр 1,2,3,4,5?
2. Были куплены билеты в театр для шести ребят.
Сколькими способами эти ребята могут занять свои места в театре?
3. У покупателя имелись в кошельке по одной купюре 10 руб., 50 руб.,
BAKC является параллелограммом.
B
F (8; 1; 0), E (0; 0; 4), K (0; 5; 1).
А) Постройте их в декартовой системе координат.
Б) Укажите, в каких координатных плоскостях или на каких координатных осях они находятся.
FKE равнобедренный.
FKE с точностью до целых.
Б) Докажите, что четырехугольник OAFD – ромб.
Г) Укажите вектор, выходящий из точки B , который является разностью векторов и .
2. Даны три точки с координатами: P (4; 0; 0), K (0; 2; 0), T (2; 0; 4).
А) Постройте их в прямоугольной системе координат.
Б) Укажите, на каких координатных осях или в каких координатных плоскостях они находятся.
В) Докажите, что треугольник PKT – равнобедренный.
Г) Вычислите площадь треугольника PKT .
Технический профиль НПО и СПО (20 – 24 урока на изучение )Контрольная работа № 1
1. DABC – тетраэдр, точка K – середина AC , точка M – середина KD , . Разложите вектор по векторам , .
3. Дан треугольник MNC , вершины которого имеют координаты: M (2; −3; 3), N (−1; 1; −2) и C (5; 3; 1).
Докажите, что треугольник равнобедренный и вычислите его площадь.
Контрольная работа №2
1. Найдите скалярное произведение , если | | = 2, | | = 3, () = 120°.
2. Даны точки C (3; −2; 1), D (−1; 2; 1), M (2; 1; 3), N (−1; 4; −2).
А) Определите, будут ли прямые CM и DN перпендикулярны.
В) Проверьте, является ли уравнение 21x + 11y – 6z – 35 = 0 уравнением плоскости CMN .
3. ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – куб. Точка M – середина стороны DD 1 . Найдите угол между прямыми AM и DC 1 .
Ответы: 1. 1; 2.а) да; б) ; в) да; 3.
Глава 6 ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
Гуманитарный профиль (12 – 14 уроков на изучение )
I вариант
Д) cos x
= –0,5.
3. Для каждого случая из пункта 2 укажите значения остальных тригонометрических функций в этих точках.
Ответы: 1.г) -0,8090
II вариант
А) Выразите величину угла поворота α = в градусной мере.
Б) Постройте на единичной окружности точку, соответствующую углу поворота α = .
А) sin x = 0,
Б) cos x = –1,
В) cos x = –0,5,
Д) sin x = –0,5.
3. Для каждого случая из пункта 2 укажите значения остальных тригонометрических функций.
Ответы: 1.г) 0,3420
Технический профиль НПО (32 урока на изучение )
Контрольная работа № 1
1. Вычислите cos (β – α), если sin α = ; π ? α ≤ и cos β = ; ≤ β ≤ π.
3. Расположить числа в порядке убывания:
Е) количество корней уравнения 2 sin x = a в зависимости от a .
Ответы: 1. 0,352; 2.