Символы мечтаний в процессе индивидуации юнг. Купить диплом вуза в россии, диплом института, университета, академии. Учение Юнга о психических типах

Индивидуация

Юнг считал, что, поскольку коллективное бессознательное представляет источник психического роста, рабочие отношения между сознательными и бессознательными уровнями существования очень важны для психического здоровья и душевного благополучия. В этом контексте рабочей связью между сознанием и бессознательным является описанное Юнгом отношение между индивидуальным Эго-комплексом и архетипом Самости, архетипом целостности и завершенности, представленным символами, которые Юнг постоянно обнаруживал в снах и фантазиях своих пациентов. Он заметил, что, когда сознание и бессознательное, Эго и Самость взаимосвязаны, человеку нетрудно поддерживать в себе ощущение собственной индивидуальности, с одной стороны, и осознавать свою связь с коллективным опытом человеческого существования - с другой. Это позволяет такому человеку жить подлинно творческой, символической жизнью. Уделяя внимание голосу, идущему изнутри, человек обретает новое единство сознания и бессознательного.

Этот процесс обретения психического равновесия Юнг назвал индивидуацией, принципом и процессом, которые он считал лежащими в основе любой психической деятельности. Тенденция психического устремляться в сторону целостности и равновесия является фундаментальным постулатом юнговской психологии. Называемый по-разному: телеологическим, целенаправленным, синтетическим, конструктивным или финальным, - этот принцип, согласно которому психическое всегда направлено в сторону целостности, содержит в себе и другой типично юнговский постулат, гласящий: реальная человеческая жизнь состоит из противоположностей, ищущих своего единства в человеческой душе. Обретение такого единства противоположностей в психическом заключается в способности их носителя образовывать объединенную, логически последовательную и вместе с тем единственную в своем роде индивидуальную личность со всей присущей ей глубиной и живым великолепием. Индивидуация, или процесс развития индивидуальной личности, как раз и может быть понят из этой этимологии, то есть как собственно процесс становления нераздельным или единым с самим собой: «…только тот, кто сознательно внемлет силе внутреннего голоса, становится личностью» (Юнг, 19956, с. 200).

Одной из целей юнгианского анализа и является помощь в организации процесса индивидуации, особенно на архетипическом уровне. Юнг рассматривал индиви-дуацию главным образом как вопрос психологического развития во второй половине жизни, то есть тогда, когда внешние достижения молодости и ранней зрелости начинают ощущаться как не столь важные. Хотя, конечно же, в рамках анализа могут появляться многие вещи, которые отнюдь не ставят во главу угла помощь на пути индивидуации (например, проблема разрешения житейских драм или простого эмпатического понимания), наивысшая цель анализа остается прежней: содействие в продвижении анализанда по пути индивидуации путем исследования и переживания архетипических символов и фигур в снах, видениях, грезах, активном воображении и повседневной жизни.

Говоря об индивидуации в контексте внутренней жизни, не следует забывать, что она предполагает также активное участие в жизни внешнего мира. Сам Юнг, например, проявлял живейший интерес к вопросам швейцарской политики, выступал в печати по различным вопросам общественной жизни, ежегодно проходил двухнедельные армейские сборы. Невозможно достичь подлинной индивидуации, замкнувшись в башне из слоновой кости. Об этом Юнг писал:

Мы живем во времена великих потрясений: политические страсти воспламенены, внутренние перевороты привели национальности на порог хаоса, сотрясаются даже сами основы нашего мировоззрения. Это критическое состояние вещей имеет огромное влияние на психическую жизнь индивида, так что доктор должен принимать во внимание эффекты такого воздействия с особым тщанием. Раскаты грома социальных потрясений слышны не только на улицах и площадях, но и в тишине консультационных кабинетов. И если психотерапевт ответственен перед своими пациентами, то он не смеет уводить их на спасительный остров тихой природы теорий, но сам же должен постоянно погружаться в пучину мировых событий, для того чтобы участвовать в сражении конфликтующих страстей и мнений. Иначе он не сможет правильно понять и оценить сущность проблемы пациента или помочь выйти ему из недомогания, выглядывая из своего убежища. По этой причине психолог не может избежать схватки с современной историей, даже если его собственная душа страшится политического волнения, лживой пропаганды, дребезжащих речей демагогов (Jung, С. W., vol. 10, р. 177).

Среди основополагающих работ, посвященных индивидуации, следует назвать «Исследование процесса индивидуации», «Символ трансформации в мессе», где Юнг проводит параллели между ритуалами богослужения и символическим действием Самости в индивидуацион-ном процессе.

Литература

Юнг К. Г. Индивидуация // ЮнгК. Г. Психология бессознательного.-

М., 1994. С. 235–315. Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации // Юнг К. Г. Тави-

стокские лекции. - М.; Киев, 1998. С. 211–283. ЮнгК. Г. О символизме мандалы // ЮнгК. Г. О природе психе. - М.;

Киев, 2002. С. 95–182. ЮнгК. Г. Символ трансформации в мессе // Юнг К. Г. Ответ Иову.-

М., 1995. С. 288–348.

Юнг К. Г. Современность и будущее // Одайник В. Психология политики. - СПб., Ювента, 1996. С. 205–265.

Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996. С. 197–207.

Adler G. The Living Symbol: A Case Study in the Process of Individua-tion- New York, 1961.

CarotenutoA. The Vertical Labyrinth: Individuation in Jungian Psychology.-Toronto, 1981.

JacobiJ. The way of Individuation.- New York, 1967.

Jung СG. Civilization in transition // Jung C. G. Collected Works.-Princeton University Press, 1970. Vol. 10.

Из книги Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания автора Стайн Мюррей

Глава 8 ИНДИВИДУАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 17 мая 2000 года Президент США Билл Клинтон сказал в своей речи в Нью-Лондоне, штат Коннектикут: «Основная реальность наших дней в том, что наступление глобализации и революция в информационных технологиях увеличили как

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Ранк: тревога и индивидуация Представления Отто Ранка о тревоге согласуются с его мнением о том, что центральной проблемой развития человека является индивидуация. По его убеждению, вся жизнь человека - это непрерывная череда отделений, напоминающих отделение от

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Психологический рост: индивидуация Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Эта идея подобна понятию самореализации Маслоу, но базируется на более сложной теории

Из книги В поисках божественной обители [Роль мифа в современной жизни] автора Холлис Джеймс

Из книги Эго и Архетип автора Эдингер Эдвард

ЧАСТЬ I Индивидуация и стадии психологического развития И если верно то, что мы приобрели наше знание до нашего рождения и утратили его в момент рождения, но, впоследствии, благодаря восприятию чувственных объектов с помощью наших органов чувств вновь обрели знание,

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

ЧАСТЬ II Индивидуация как путь жизни...Все виды человеческой деятельности... на­правлены на восстановление в каждом из нас с помощью каждого из нас первоначаль­ного центра, в котором единственным и неповторимым образом мироздание от­ражается.ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ

Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

Призвание, индивидуация и СЧЛ Итак, что можно сказать о вашей конкретной профессии? В соответствии с рассуждениями Карла Юнга я воспринимаю каждую жизнь как процесс индивидуации, поисков ответа на конкретный вопрос, ради которых мы появляемся на земле. Возможно, этот

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Индивидуация как модель развития Третий важный вклад Юнга в психотерапию – это идея индивидуации как последовательной интеграции в индивидуальное сознание бессознательных комплексов, продолжающейся в течение всей жизни. Эта идея также согласуется с феминистской

Из книги Очерки по психологии бессознательного [сборник] автора Юнг Карл Густав

Самость и индивидуация Самость, по Юнгу, выражает психическую целостность человека и оказывается субъектом всей психики. Между внутренним и внешним миром человека пребывает эго-комплекс, задача которого – приспособление к обоим этим мирам. Экстравертной ориентацией

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Часть вторая Индивидуация

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

III. Адаптация, индивидуация, коллективность 1. Адаптация A. Психологическая адаптация состоит из двух процессов:1. Адаптация к внешним условиям.2. Адаптация к внутренним условиям.Под внешними условиями имеются в виду не только условия окружающего мира, но также и мои

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

2. Индивидуация и коллективность Индивидуация и коллективность являются парой противоположностей, двумя различными судьбами. Друг с другом они связаны виной. Коллективные требования понуждают индивида выстраивать свою индивидуацию за счет эквивалентной работы в

Из книги Созидание души автора Зойя Луиджи

Из книги автора

Индивидуация и столкновение с реальностью Итак, мы возвращаемся к тому очаровательному эпизоду повествования, когда сестры Психеи приходят к горному утесу, на котором она была оставлена, и начинают оплакивать ее. Здесь сестры представляют «зов» реальности, обращенный к

Из книги автора

Индивидуация после смерти Юнг интерпретирует это сновидение как относящееся к процессу психологического воспитания души его друга. Отметим, что, по мнению Юнга, именно его умершему другу потребовалось «постичь реальность своего психического существования» – нечто

Из книги автора

2.4. Индивидуация и пайдейя38 В данной статье делается попытка обнаружить важный исторический прецедент концепции индивидуации в идее «пайдейи», которую сегодня часто ошибочно принимают просто за форму образования, практиковавшуюся в Древней Греции. Однако, «пайдейя» не

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Индивидуация [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В настоящее время отмечается новый всплеск интереса к психологическому консультированию и психологии в России. В этой связи ряд ключевых понятий нуждаются в трактовке и анализе. Такое понятие как индивидуация берет своё начало в школе психоанализа Карла Густава Юнга и представляет собой одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга. В свете текущих тенденции данное понятие очень актуально.

Психоанализ К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг личность известная всем и каждому. Его новаторские исследования используются в психиатрии по всему миру и не теряют свою актуальность. Его изыскания в сфере теории личности и психоанализа изучаются снова и снова, находя подтверждения их гениальности.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875году в Кесвиле, Тургау, Швейцария. Отец Юнга был пастором швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле .

Является одним из самых знаменитых учеников основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Он также был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Фрейда. По предложению Зигмунда Фрейда Юнг был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

На начальном этапе развития своей теории психоанализа К.Г. Юнг следовал постулатам З. Фрейда, но позднее возникли разногласии в природе понимания либидо и иных аспектах. Рассмотрим подробнее ключевые разногласия в теориях Фрейда и Юнга . Как упоминалось ранее, ключевое разногласие имело место в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Ключевые отличия отраженны в таблице ниже.

Разногласия в теориях психоанализа З.Фрейда и К.Г. Юнга

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Карла Густава Юнга

Причина все психических расстройств лежит в подавлении сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир.

Контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную. Например, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением.

Невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом.

Невроз связан с настоящим пациента. Все детские фантазии – явление второго порядка.

Сновидения – это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. "Зримое содержание сна", говорил он, всего лишь покрывало на "скрытом содержании", которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства .

Сновидения – это каналы связи с бессознательным. Они наполнены символами, которые весьма сложны для понимания и трактовки. Они необязательно связаны с желаниями или скрывают неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути .

Рассмотрев различия в восприятии психоанализа, следует отметить, что разрыв между двумя гениями психоанализа было лишь делом времени. В 1913 году Юнг и Фрейд прервали научное сотрудничество. Это было сложно для обоих гениев психоанализа. На этой почве у К.Г. Юнга произошел духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. Однако расхождение во взглядах и последующее расставание обернулось стало плацдармом для свободных и широкомасштабных уникальных изысканий в сфере психоанализа. В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому. Гений психиатрии Карла Густава Юнга часто обращается к проблеме индивидуации . В соответствии с этим, существование личности определяется не только ее собственными границами.

Индивидуация по Карлу Густаву Юнгу

Индивидуация относится к числу ключевых понятий в психоанализе Карла Густава Юнга. Индивидуация создает фон для развития личности в рамках не только социума, но и внутреннего мира пациента. Полное раскрытие возможно исключительно через соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного. В связи с этим, он выделяет три взаимодействующих между собой структуры:

  1. Личное бессознательное
  2. Коллективное бессознательное.

Как писал об индивидуации Мюррей Стайн: "Индивидуация направлена на то, чтобы сдвинуть эго-сознание за рамки установившихся личностных черт, привычек и культурных ценностей к гораздо более широкому горизонту самопонимания и целостности ".

По мнению Юнга К.Г. индивидуация имеет цель обнаружения точки, в которой человек раскрывается как "собственная самость". Если обратиться непосредственно к терминологическому аппарату Карла Густава Юнга, то такое понятие как самость являет собой сложное явление, имеющее множество трактовок. Однако, будучи лаконичным следует понимать самость как координирующий центр и конечный результат индивидуации. Он характеризует это понятие как центр тотальной безграничной психической личности, не поддающейся описанию . Это означает, что самость отражает то, кем человек в реальности является – все его многообразные стороны, а не то, кого в нем видят другие, или то, что он о себе думает.

Самость подразумевает наличие противоречивых сторон человека, включающих противоположности, такие как бессознательное и сознательное.

Но противоположности не означают борьбу, поскольку самость соединяет их в целостную личность. По мнению Юнга К.Г., в психике человека присутствует постоянное стремление к достижению самости. Именно эта сила и проявляет себя в процессе индивидуации .

Самость, с одной стороны, индивидуальна, а с другой – связана с внутренней силой коллективного бессознательного, в которой самость находит свое архетипическое воплощение в образе идеальной, гармоничной и совершенной личности. Поскольку индивидуальная личность связана со всем человечеством, к символам самости относятся именно те, которые существовали испокон веков.

Процесс индивидуации является врожденным и свойственен человеку с самого рождения. Он делится на две части и напрямую связан с налом и концом жизни.

Первая часть индивидуации является инициацией, посвящением во внешнюю действительность. Для этого этапа индивидуации характерно:

  1. укрепление "Я"
  2. выделение основной функции и доминирующей установки
  3. развитие соответствующей "маски" достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды.

Этап связанный со второй половиной жизни второй половины жизни, имеет своей целью "посвящение во внутреннюю действительность", а именно углубленное самопознании и познание человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми.

Индивидуация в психоанализе связана с образом матери и имеет особенности у мужчин и женщин. В рамках психоаналитического подхода личность матери изучалась с точки зрения того, что она должна дать ребенку, и как отношение матери к ребенку влияет на его развитие. В то же время, как считают многие специалисты, упущением было то, что не рассматривалась психология материнства в структуре личности женщины. Однако, возможно это справедливо лишь отчасти. Какую-то часть этой проблемы все же можно проследить в работах Юнга К.Г., связанных с процессом индивидуации в целом и архетипе матери в частности.

Теории психоанализа активно развиваются. В актуальной психоаналитической литературе получила распространение точка зрения, в соответствии с которой многие психические заболевания связаны с отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Отечественные и зарубежные психоаналитики поддерживают мнение о том, что отделение младенца от матери в сопровождении с прекращение эмоциональных связей чревато серьезными последствиями. Это обусловлено тем, что сопровождаемое прекращением эмоциональных связей отделение младенца от матери не только вызывает у ребенка чувство незащищенности и порождает переживания горя, но и способно привести к крайнему проявлению враждебности или депрессии. Краткое по времени отделение ребенка от матери вызывает ухудшение его психического состояния, которое может быть устранено в случае последующего восстановления соответствующих эмоциональных связей между ними или своевременного терапевтического лечения.

Литература

  1. Лейбин В. М. Психоанализ, Юнг, Россия // Российский психоаналитический вестник. 1992. № 2
  2. Карл Густав Юнг. Психологические типы Перевод: София Лорие /Под ред. В. Зеленского -Спб.:Азбука, 2001
  3. Мюррей Стайн Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания – М.: 2016г.
  4. Бойко О.А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К.Г. Юнга // Вестник ТГУ, выпуск 4 (84), 2010г.

Психологические теории развития человека

Пожалуй самый выдающийся ученик Фрейда Карл Густав Юнг в свое время отошел от позиций своего учителя и создал собственную оригинальную теорию, описывающую человека в более глубоких и сущностных измерениях. Concepture публикует небольшую лекцию, посвященную теории индивидуации Юнга.

Карл Густав Юнг, создатель аналитической (глубинной) психологии, считал, что в течение всей жизни человек осуществляет процесс, который он назвал «индивидуация». Смысл индивидуации невозможно понять вне контекста теории архетипов, разработанной Юнгом. Понятие «архетип» он заимствует у религиозного мыслителя Филона Александрийского и обозначает им специфический комплекс явлений, само признание существования которых кладет начало реактулизации сакрального знания в парадигме позитивистской науки (Вслед за Юнгом эту линию продолжит Мирча Элиаде). Если аутентичное содержание понятия обладало теологическим смыслом и означало «прообразы сотворенных вещей, находящихся в Божественном Разуме», то у Юнга оно приобретает совершенно иное значение, а именно - врожденных универсальных психических форм, которые предрасполагают людей переживать и реагировать на происходящие события определенным образом. Архетипы, по Юнгу, это первичные модели, обуславливающие способ восприятия мира. Юнг выделяет 5 базовых архетипов, осознание и раскрытие которых составляет собственно процесс индивидуации: Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.

Персона - это совокупность социальных масок, которые человек использует для представления себя другим людям. Персона необходима для сокрытия истинной сущности человека с целью его приятия со стороны общества. Реализация этого архетипа первична в процессе индивидуации, поскольку человек по своей природе животное социальное. Персона играет ключевую роль в адаптации человека внутри социума, являясь способом регулирования отношений с другими людьми в повседневной жизни. Тем не менее застревание на этом архетипе, чрезмерное преувеличение его значимости может привести к тому, что человек на всю жизнь останется исключительно поверхностным существом, не имеющим никакого внутреннего измерения.

Тень является архетипом противоположным Персоне. Она включает в себя социально неприемлемые стороны личности, ее низменные негативные аспекты, импульсы и побуждения недопустимые с точки зрения морали. Реализация этого архетипа стоит на втором месте, так как для достижения гармонического целого, человеку необходимо интегрировать все части своей личности, в том числе отрицательные.

Если пара Персона/Тень характеризуют Культурное/Природное начала в человеке, то Анима/Анимус обозначают его психическую двуполость. Эти архетипы отражают половую целостность личности (андрогинность). Анима - это женственность, как энергетическое начало, в структуре психики мужчины. Анимус - это мужественность в структуре психики женщины. Наличие реализованной Анимы превращает самца в мужчину, в то время как наличие реализованного Анимуса превращает самку в женщину. Как и во всех остальных случаях раскрытия архетипов - здесь важна мера. Ее нарушение чревато появлением женоподобных мужчин и мужеподобных женщин.

Самость представляет собой вершину индивидуации личности, конечный результат всех находящихся в оппозиции архетипов. В самости их противостояние снимается и образует гармоничное единство. Поэтому Самость - это архетип целостности. Образно говоря - центр личности, вокруг которого организуются все остальные ее аспекты. Самость - это подлинное Я человека, его истинная сущность. Достижение Самости - конечная цель индивидуации и соответственно смысл человеческой жизни по Юнгу. Понятно, что прохождение всех ступеней реализации архетипов на практике - дело куда более сложное, чем теоретическое описание. Гармонизация всех составляющих личности - это не однократный акт наподобие добегания до финишной черты. Это длящаяся во времени стабильная балансировка, удерживание собранных аспектов души в состоянии целостности. Поэтому реалист Юнг считал, что подлинного равновесия достичь почти невозможно. А если возможно - то не раньше среднего возраста, поскольку интеграция архетипов требует большого жизненного опыта.

Итак, согласно Юнгу, на протяжении всей своей жизни человек проходит индивидуацию. Индивидуация в теории Юнга - это процесс развития человека как существа отличного от остальных набором своих неповторимых личностных качеств, то есть, как индивидуальности. И поскольку норма индивидуальности, как правило, идет вразрез с нормами коллектива, процесс индивидуации предполагает известную долю отчуждения человека, вставшего на путь саморазвития. В то же время, индивидуация вовсе не означает изоляции. Это переход на качественно иной уровень бытия, где человеческая жизнедеятельность осуществляется по другим законам.

В конечном счете, индивидуация - это сформулированное на языке аналитической психологии понятие, которое выражает традиционные для классических духовных практик представления о человеке не как данности, а как за-данности, чистой потенции быть тем, кем в наличный момент человек не является, но кем он при желании и должном усердии может стать.

Философ Мераб Мамардашвили говорил: «Человек есть не то, кто он есть. Человек есть то, кем он может быть». Заслуга Юнга состоит в том, что он подробно исследовал и определил конкретные этапы, механизмы и символы становления человека.

В основе учения Юнга находится идея о том, что каждой личности присуща тяга к цельности, илииндивидуации . Как само творение имеет цель и направление, точно так же каждый человек изо всех сил стремится к своему предназначению, или интеграции личности, причем эта цельность достигается в различной степени и различными способами в зависимости от конкретного лица. Эта тяга проявляется в процессе индивидуации, протекающем, как правило, в зрелом возрасте, после прохождения предыдущих, более материалистичных стадий эволюции личности. Как внешние, или социальные и природные, факторы могут приносить пользу или причинять ущерб росту тела, точно так же внешние факторы оказывают благотворное или вредное воздействие на материализацию этой врожденной тяги и процесса индивидуации. Генетические предрасположенности также создают препятствия индивидуации. Для полного развития личности необходимо, чтобы полностью развилась, или индивидуировалась, каждая ее грань, которую индивид должен ввести в свое сознание. Абсолютное самоосуществление если и достижимо, то в крайне редких случаях.

Различные элементы индивидуированной личности не только полностью развиты, но и гармонично слиты друг с другом. По мере того как индивид осознает и выражает эти бессознательные грани, они сами развиваются все более полным образом. В процессе этого в игру вступает и так называемая «трансцендентная функция» (также присущая личности), примиряющая противоположности таким образом, что личность действует, опираясь уже не на ту или иную противоположность, но сразу и самопроизвольно на обе, то есть на интегрированную самость. Тогда как Юнг считал индивидуацию процессом, свойственным прежде всего зрелому и пожилому возрасту, современные юнгианцы склоняются к мысли о том, что она начинается еще в детстве. Порыв к индивидуации усиливается в зрелом возрасте, и на этот процесс благотворно или пагубно влияет многообразный жизненный опыт.

19. Учение Юнга о психических типах

Существуют особые личностные типы, характеризующиеся экстраверсией или интроверсией, и четыре функции сознания: ощущение, мышление, чувствование и предвидение (интуиция).

В душе каждого индивидуума имеется личное бессознательное, состоящее из личной биографии, и коллективное бессознательное, состоящее из образов или архетипов, общих всем людям; эти образы часто проявляются в снах, сказках и мифах.

Каждый индивидуум устроен таким образом, что ему присуще внутреннее стремление к совершенству, или к своей судьбе.

Индивидуация, или достижение личностной целостности, имеет место во второй половине жизни.

Сны берут свое начало во «всеобъемлющих глубинах» и стремятся восполнить пробелы в жизни бодрствующего индивидуума, облегчая ему осознание несовершенств своей личности и способствуя их преодолению.

Толкование сновидений

Поскольку ключевым пунктом юнгианской психотерапии является индивидуация, большое значение в этом процессе приобретает толкование сновидений , так как они мыслятся манифестациями - можно даже сказать, посланиями - бессознательного, которые компенсируют пробелы в яви индивидуума. Запомнившиеся сны могут внести более непосредственный вклад в индивидуальное стремление к целостности, Путем исследования и осмысления символов и структуры сновидений человек способен осознать и удовлетворить потребность в развитии недостающих или неразвитых сторон своей душевной жизни, находящих свое выражение в сновидениях. Аналитик помогает развернуть (amplification ) сновидение с помощью «направленной ассоциации» и отсылок на схожие ситуации в сказках, мифах, религиях и так далее. Направленная ассоциация учитывает спонтанные связи, устанавливаемые на основе материала сновидения и к нему возводимые. По мнению Юнга, «свободная ассоциация» Фрейда способна слишком легко увести от стержневого смысла сновидения.

Индивидуум может также использовать активное воображение для усиления контакта с различными элементами сновидения. Так, можно вспомнить персонажа из сна и вступить с ним в беседу, либо подхватить сновидение с конца и продолжить его в своем воображении, тем самым заручившись присутствием образов из сна в яви и облегчив (гармонизировав) контакт между сознательным и бессознательным. В обычных условиях эта методика используется на более поздней стадии психотерапии и применяется с более зрелыми индивидуумами. Можно также заниматься физической деятельностью, символизирующей недо- или неразвитые аспекты личности. Юнг, например, занимался живописью и гравированием, выражая с их помощью бессознательные порывы. Индивидууму, в котором преобладает функция мышления, возможно, следует рекомендовать танец или пение. Эти занятия не только позволяют осознать элементы бессознательного, но и дать выход, так сказать, неразвитой функции.

Во всем этом акцент делается не на индивидуацию как таковую, но на самопознание и самовыражение. Самоосуществление, таким образом, оказывается чем-то вроде побочного продукта данного процесса.

Сосредоточившись на примирении противоположностей и синтезе всех компонентов личности в одно гармоничное целое, Юнг во многом напоминал алхимиков, которыми он был не на шутку увлечен. И действительно, мы вправе говорить, что во многих отношениях он был гностическим алхимиком; в книге «Воспоминания. Сны. Размышления» сам Юнг прямо связывал свое творчество с алхимией: «Я очень скоро [после напряженного изучения гностицизма и алхимии] увидел, что аналитическая психология прелюбопытнейшим образом совпадает с алхимией. Опыт алхимиков был, в известном смысле, и моим опытом, их мир - моим миром. Разумеется, то было открытие исключительной важности, ведь я натолкнулся на исторического двойника моей психологии бессознательного. Возможность сопоставления с алхимией и неразрывная преемственность с гностицизмом обогатили содержание моей психологии. Когда я углубился в эти древние тексты, все встало на свои места…»

Благодаря своей открытости и увлечению религиозными и духовными проблемами Юнг обрел последователей не только в лице психологов и психиатров, но и в лице священнослужителей многих религий. Хотя в статье под названием «Психоанализ и целение душ» Юнг провел ясное различие между анализом и пасторским попечением, к его творчеству обращается все большее число священнослужителей, находя в нем глубокий интерес к душе человека и приятие вещей, обычно cчитающихся «духовными», трансцендентными или сверхъестественными. Нужно, однако, как можно яснее отличать друг от друга его личные взгляды на религию и его психологические наблюдения и теории.