Системы гласных и согласных фонем. Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ
Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.
В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:
С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:
по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б ] – губно-губной, [р ] – переднеязычный и т.д.);
по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б ] – смычный, [с ] – щелевой и т.д.);
по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б ] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).
согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.
По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:
<б> <б ’ > <в> <в ’ > <г> <г ’ > <д> <д ’ > <ж> <ж# ’ > <з> <з ’ >
<п> <п ’ > <ф> <ф ’ > <к> <к ’ > <т> <т ’ > <ш> <ш# ’ > <с> <с ’ >, т.е. 24 фонемы.
Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:
<м> <н> <р> <л> <м ’ > <н ’ > <р ’ > <л ’ >
В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.
Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:
1) перед всеми гласными фонемами: <с ýд> <з ýд> ;
2) перед сонорными фонемами: <с рáм> <з рáза > ;
3) перед фонемами <в>, <в ’ >: <с вóи> <з вóн> ;
4) перед фонемой
По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:
<б> <в><г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф><х> <б ’ ><в ’ ><г ’ ><д ’ ><з ’ ><к ’ ><л ’ ><м ’ ><н ’ ><п ’ ><р ’ ><с ’ ><т ’ ><ф ’ ><х ’ >, т.е. 30 фонем.
Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: <ж>, <ш>, <ц>, <ч>, <ш# ’ >, <ж# ’ >,
Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:
1) позиция конца слова: <брáт>,<брáт ’ > ;
2) позиция перед всеми гласными: <т ’ эма>, <атэл ’ jэ> ;
3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: <под бáвит ’ >, <свáд ’ ба> ;
4) для фонем <л> <л ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: <вол нá> <вол ’ нá> .
Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.
характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной . В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).
Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных <д óм>, <т óм>, о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).
Система гласных фонем современного русского языка.
В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:
С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и ], [и э ], [ь ], среднего ряда – [ы ], [а ], [α ], [ъ, ], заднего ряда – [о ], [у ]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и ], [ы ], [у ], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь ], гласные среднего подъема – [э ], [ъ, ], [о ], гласные нижнего подъема – [а ], [α ]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о ], [у ], нелабиализованные – все остальные).
С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – <и>, <у>, фонемы среднего подъема – <э>, <о> , фонема нижнего подъема – <а> ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – <о> , <у> , гласные нелабиализованные – <и>, <э>, <а> ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).
В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>.
С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать . Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).
Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым ), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).
Система согласных и гласных фонем разных языков
- План:
- Понятие о фонетики
- Согласные фонемы
- Гласные фонемы
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.
Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
1.Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка относятся:
Ударение (словесное и фразовое)
Интонация.
- Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи .
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.
Например: галка - галька,
бой - вой,
рот - крот,
Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.
- Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.
Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.
Например: роза - роса и роз - рос [рос - рос].
Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:
По способу |
По месту |
губные |
зубно-
|
зубные |
средне-
|
задне-
|
|
Взрывные |
|||||||
Фрикативные |
|||||||
Аффриканты |
|||||||
Сонорные |
|||||||
взрывные |
Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице
(["], ["] - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).
Долгие и двойные согласные. В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие ["] и ["] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рΛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пΛ"елкъ], [ыл], [л"ц"ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.
Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).
Звуковые законы в области согласных звуков:
- Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
- Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).
- Ассимиляция согласных по мягкости . Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).
Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рΛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).
Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ьез"-н"и е во), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр"], [д"в"кр"], [т"в"кр"], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рΛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).
Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.
- Ассимиляция согласных по твердости . Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мълΛт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).
- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/.htm Ассимиляция зубных перед шипящими . Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рΛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рΛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рΛ"от] (счет, расчет); [рΛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).
- Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:
1) степень подъема языка
2) место подъема языка
3) участие или неучастие губ.
Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Таблица гласных звуков современного русского литературного языка
Звуковой закон в области гласных звуков.
Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
ЛЕКЦИЯ №1
ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
Система согласных и гласных звуков русского языка
Система гласных звуков русского языка строится на противопоставлении ударных гласных безударным. Это – важнейшая типологическая характеристика фонетической системы русского языка.
(Вспомним, что в соответствии с артикуляционными классификациями гласные звуки характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка, 2) местом подъема языка, 3) огубленностью-неогубленностью).
Если брать только ударные звуки, то система гласных будет иметь следующий вид:
передний | |||
Если же добавить те гласные звуки, которые встречаются и в безударных слогах, то получится следующее:
передний | |||
Все согласные русского языка классифицируются по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума, 2) по месту образования, 3) по способу образования, 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации).
Наиболее важны для русского языка следующие характеристики согласных: 1) соотношение голоса и шума, 2) место образования и 3) наличие/отсутствие палатализации.
Поэтому отметим
1) сонорные согласные: м, н, л, р, j и соответствующие мягкие;
2) переднеязычные зубные согласные: т, д, с, з, н, л, ц и соответствующие мягкие;
3) переднеязычные небные согласные: ш’, ч’, ш, р, р’;
4) заднеязычные согласные: к, г, х и соответствующие мягкие.
Фонетические (позиционные) чередования, их виды
Вспомним, что, находясь не в изолированном положении, а в звуковом потоке, звуки речи могут подвергнуться различным изменениям в результате воздействия на них различных факторов, связанных с фонетической позицией данного звука. Например, звук о, находясь не под ударением, меняет свое качество (дом дма), как говорят – редуцируется; превращается в редуцированный . Можно сказать, что он чередуется в позиции 1 предударного слога со звуком (о чередованиях можно говорить только когда сопоставляются разновидности одной морфемы!). Другой пример: звук д, находясь в конце слова, изменяется, чередуясь со звуком т: вода вот.
Рассмотрим виды чередований звуков в русском языке.
А. ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ.
I. Позиционные чередования – в результате редукции гласных.
*после ш,ж,ц.
(1 позиция редукции – редукция менее выраженная, звук изменяется в меньшей степени, 2 позиция редукции – звук изменяется в большей степени)
[а] – сад – сады – садовода
ряд – ряды – рядовой
Особое внимание окончаниям:
какая [ккајь]
тихая [т’ихъјь]
[о] – дом – дома – домовой
лёд – ледок – ледяной
В окончании: сколько [скол’къ]
[э] (после [ш], [ж], [ш’:] в исконных словах, после любых – в заимствованных, но мы их брать не будем)
шерсть – шерстить – шерстяной
лес – леса – лесовик
В окончании: поле, си́нее
Звуки [и], [ы], [у] не изменяются. Примеры: число, прибежали, была, сыровары.
Особое внимание:
[шы], [жы], [цы]: [шылъ], [жыз’н’], [цыфръ]
II. Комбинаторные чередования.
и/ы после твердых согласных: искать – разыскать
Это – прогрессивная аккомодация, в данном случае – влияние согласного на гласный: твердый, непалатализованный согласный как бы оттягивает звук и назад, превращая его в ы.
После приставок на твердую согласную: и//ы: искать → разыскать, игра → контригра, институт → пединститут.
Б. ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ
I. Позиционные чередования – в результате оглушения шумных согласных на конце слова: вода – вод, роза – роз, ежа – ёж.
II. Комбинаторные чередования
1. В результате ассимиляции
а) по глухости и по звонкости
озвончение глухих шумных согласных перед звонкими шумными (кроме в, в’): просить – просьба, такой – так же, отец – отец бы, дочь – дочь бы, бог – бог бы
оглушение звонких шумных перед глухими шумными: сказочка – сказка, подобрать – подпереть, в окно – в сад
(оба случая – регрессивная ассимиляция неполная)
б) по твердости и по мягкости
(характер этих чередований зависит а) от позиции в слове, т.е.внутри морфемы, на стыке морфем или на стуке служебного слова и знаменательного, б) от стиля произношения.
а) твердый с смягчается перед н’
внутри морфемы – снег
на стыке морфем – снять
на стыке служебного слова и знаменательного – с ним
б) старая норма – смягчение, новая норма – тенденция к отсутствию смягчения)
Чаще всего происходит чередование следующих звуков:
(внутри корня или на стыке корня и суффикса или окончания)
1) переднеязычные зубные перед переднеязычными зубными:
с/с’ перед т’: косточка – кости
з/з’ перед д’: звезда – звезде
с/с’, з/з’ перед н’, л’: баснописец – басня, казна – казне, ослы – осле, козлы – козле
н/н’ перед т’, д’: бант – бантик, команда – командир
т/т’, д/д’ перед н’: одна – одни, подлый – подленький, лето – летний, пот – потливый
2) н/н’ перед ч’, ш’: концы – кончик, жена – женщина
3) два одинаковых согласных рядом или оба мягкие, или оба твердые: ванна – ванне, группа – группе
4) любой согласный перед j: брат – братья, суды – судья, кол – колья (регрессивная неполная ассимиляция, или ассимилятивное смягчение)
в) в результате полной ассимиляции (уподобление по месту и способу образования)
с, з перед ш: собрать – сшить, из окна – из шахты
с, з перед ж: сорвать – сжать, разорвать – разжечь
с, з перед ш’: с щипцами – через щелку
д, д’, т, т’/ц, ч’ перед ц, ч’: молодец – молодца, брат – братца, наладить – наладчик, газета – газетчик
г) в результате других видов ассимиляции (регрессивной и прогрессивной – разнонаправленной):
с, з перед ч’: разносить – разносчик, возить – возчик (ч’ влияет на с и з, делая их небными ш’, а этот звук, в свою очередь ассимилирует себе ч’, делая его щелевым, в результате чего получается один долгий ш’)
т, д перед с (дает ц): дети – детский, города городской
т перед с’ (т, ть в глаголах + ся, дает цц: деть – деться, делает – делается
III. Чередования с нулем звука в результате диэрезы (выпадения звука):
стн, здн: прелесть – прелестный, опоздать – поздно
стл: счастье – счастливый
стц, здц, нтц, ндц: голландец – голландцы
нтск, ндск: гигантский
вств: здравствовать
рдц: сердце
лнц: солнце
Фонологическая система русского языка
Чем характеризуется система фонем русского языка? Как объединяются звуки в фонему?
Вспомним критерии фонемтичности.
1. Если звуки, встречаясь в одной фонетической позиции, способны различать звуковые оболочки слов – они представляют собой разные фонемы.
4 разных фонемы |
|||||
2. Если звуки никогда не встречаются в одной позиции или если, что то же самое, их появление зависит целиком от фонетической позиции, они не способны различать звуковые оболочки слов и не являются разными фонемами, а являются представителями одной фонемы – ее аллофонами.
1. и встречается в начале слова и после мягких согласных: игра, мина.
ы встречается после твердых согласных: сыграть .
Значит, и и ы объединяются в одну фонему: /и/.
Таким образом, слово сир следует записать по фонемам следующим образом: /сир/, а слово сыр – /с’ир/.
2. Звук о встречается только под ударением, звук только в первом предударном слоге, звук ъ только в остальных безударных словах.
Значит, воды – вода – водяной
о ъ = /о/
реализации фонемы /о/
(представители, аллофоны)
сСонейс
сбратомз
сСимойс’ /с/
сЗинойз’
с Женей ж’
с Шурой ш
темный – темно – темнота
о и э ь
водный – вода – вод – воде
/д/ = д // т // д’
Таким образом, аллофоны одной фонемы не могут встречаться в одной позиции.
Тот аллофон фонемы, который в наименьшей степени зависит от влияния позиции, называется основным представителем фонемы и дает название самой фонеме.
Система фонем любого языка характеризуется спецификой сильных и слабых позиций и наличием и характером нейтрализации.
Какие же сильные и слабые позиции выделяются в русском языке?
Вспомним, что сильные позиции – такие, где звуки различаются, слабые позиции – такие, где хотя бы два звука не различаются. В последнем случае говорят о нейтрализации фонем.
(Для чего необходимо различение сильных и слабых позиций звуков? Для практических целей: написания слова. Слабая позиция – стоп, внимание! Можно ошибиться, написать не ту букву! Именно в слабых позициях должны действовать почти все орфографические правила),
рос – /з/ и /с/ – позиция нейтрализации, слабая по глухости/звонкости
сма – /о/, /а/ – 1 предударный слог – слабая позиция для гласных
Перечислим сильные и слабые позиции:
А. У гласных:
1. Сильные позиции – под ударением.
2. Слабые позиции – в безударных слогах.
Б. У согласных (будем учитывать только сильные и слабые позици по глузости/звонкости):
1. Сильные позиции – перед гласными, сонорными согласными и в, в’: кора – гора, для тля, свал – звал.
2. Слабые позиции
а) на конце слова: рот – род
б) перед звонкими шумными (кроме в, в’): рок же – рог же
в) перед глухими шумными: роз-то – рос-то
Таким образом, основной представитель фонемы выступает в сильной позиции.
Для того, чтобы узнать, какая именно фонема реализуется в данной слабой позиции, следует:
1) определить, в составе какой морфемы находится данная фонема (корень – с каким значением, приставка, суффикс, постфикс, окончание – обузятельно выделить их значение);
2) найти слово, словоформу, в котором бы данная фонема находилась в составе той же морфемы в сильной позиции.
проколоть – можно ли проверить словом кол? Нет, только прокол, укол и т.д.
косьба – можно ли проверить словом покос? Нет, в этом слове эта фонема тоже находится в славбой позиции. Можно – коса, покосы.
В окончании: роза – стена, сада – стола, розой – стеной
В приставке: подправить – поднял.
рассердить ръс’с’и э рд’и́т’ /р??с’?рд’и?/
росказни
розвальни /о/
разорвать
разыграть /з/
сердится /э/
идти /т’/
/розс’эрд’и́т’ / фонематическая транскрипция
Что делать, если фонема “не проверяется”?
[кровъ] → /к – рова/
где <у > и <о > – лабиализованные .
Данная таблица демонстрирует гласные, произнесенные изо-лированно от других звуков. При таком произношении максималь-но четко реализуются все дифференциальные признаки каждого звука. Иначе говоря, эта схема представляет весь состав русских гласных фонем. Как видим, их всего 5. Такое количество фонем выделяет МФШ в соответствии с ее основным критерием позици-онных чередований звуков одной фонемы в морфах одной и той же морфемы. Так, звуки [и ] и [ы ] позиционно чередуются: [и ] встреча-ется в начале слова и после мягких согласных, [ы ] – после твердых и является аллофоном фонемы <и > (МФШ).
Таблица представляет не только состав, но и систему удар-ных гласных фонем. В отличие от согласных, которые могут про-тивопоставляться одним ДП, гласные чаще противопоставляются одновременно несколькими признаками. Одним признаком проти-вопоставлены фонемы <и > ~ <э > – подъемом; <о > ~ <у > – тоже подъемом; двумя признаками – <и > ~ <а >, <э > ~ <а > – рядом и подъемом, тремя – <и > ~ <о >, <о > ~ <а >, <а > ~ <у > – рядом, подъ-емом, лабиализацией. Максимально сильная позиция для гласных переднего ряда – после мягких согласных, для гласных непереднего
– после твердых согласных.
Исторические изменения гласных. История русских глас-
ных шла по пути количественного сокращения. Если в исходный период развития древнерусского языка система вокализма насчи-тывала 10 фонем, то к настоящему времени это количество сокра-тилось вдвое.
Уменьшению состава русских гласных способствовали такие явления исторической фонетики русского языка, как смягчение полумягких согласных, падение редуцированных, модификация зву-ка, обозначаемого буквой .
После вторичного смягчения согласных началось объединение гласных и и ы в одну фонему. Процесс этот завершился вследствие падения редуцированных, когда установилась фонологиче-ская категория согласных по твёрдости/ мягкости. Употребление и и ы стало позиционно обусловленным: и – только после мягких согласных, ы – только после твёрдых.
Процесс падения редуцированных привел и к утрате сверх-кратких звуков ъ и ь в слабой позиции и их изменению в сильной позиции, соответственно, в звуки о и е . Одно из следствий этого процесса – появление чередования фонем <е > и <о > с нулём звука: де нь – дня , со н – сна («беглость гласных»).
Что касается звука , то в большинстве русских говоров он изменился в звук [е ] (хлеб < хл бъ), а в некоторых северноруссих говорах он совпал с [и ] (лис < л съ).
Русский язык знает и результат изменения, которое происхо-дило только в восточнославянском диалекте – переход <е > в <о >. Большинство исследователей считает этот процесс самым важным в русской исторической фонетике.
Изменение [е ] в [о ] происходило в положении под ударением после мягких согласных перед твёрдыми, причём при таком изме-нении мягкость предшествующего согласного сохранялась: ср.
[н’есу ] – [н’ос ], [в’еду ] – [в’ол ], [вес’ел ]ье – [вес’ол ]ый , [с’ело ] – [с’ола ] и т.д. В положении перед мягким согласным, как правило, [е ] сохраняется без изменения в [о ]: [д’ен’ ], [в’ес’ ], ве [с’ел’jе ],
п [л’ет’ ], [п’еч’ ], [сел’скии ]и т.д.
Изменение [е ] в [о ] возникло после падения редуцированных, так как такому изменению подвергся и звук [е ], развившийся из редуцированного [ь ] в сильной позиции. Окончание действия фо-нетического закона изменения [е ] в [о ] связано с отвердением ис-конно мягких шипящих [ж’ ], [ш’ ] и [ц’ ]. Шипящие [ж’ ], [ш’ ] отвердели примерно в XIV в.: перед отвердевшими [ж ] и [ш ] обна-руживается [о ]: на [д’ож ]а , о [д’ож ]а . С другой стороны, перед мяг-ким [ц’ ] звук [е ] не изменяется в [о ]: о [т’ец’ ], огу [р’ец’ ], мо-ло [д’ец’ ].Звук[ц’ ]отвердел кXVIв.Таким образом,в периодXIV
– XVI вв. изменение [е ] в [о ] перестало быть живым процессом в русском языке.
Иногда произношение [о ] на месте [е ] наблюдается там, где его быть не должно. Во всех этих случаях речь может идти только об аналогических, а не фонетических процессах. Например, перед мягким согласным по аналогии с бе [р’оз ]а возникает на бе [р’оз’ ]е ,
· ве [с’ол ]ый – ве [с’ол’ ]енький ,с[кл’он ]– на [кл’он’ ]е и т.д.;в гла-
гольных формах не [с’от’е ], ве [з’от’ ]е и т.п. [о ] возник по аналогии
· не [с’ом ], нe [c’от ], ве [з’ом ], ве [з’от ].
· результате перехода е в о в русском языке стало возможным произношение звука [о ] как после твёрдого, так и после мягкого согласных: [вол ] – [в’ол ]. Позиция перед [о ] стала для согласных фонем позицией противопоставления по твёрдости/ мягкости.
Ещё одно изменение русской фонетической системы – развитие аканья в период после падения редуцированных, ставшее результатом смены исконного музыкально-тонического ударения экспираторным. Это привело к появлению редукции безударных гласных в русском языке.
Система гласных фонем
Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).
Табл.1 Система гласных фонем
Подъем Лабиализация нелабиализованные лабиализованные
Верхний |и| |у|
Средний |е|
Нижний |а|
Система согласных фонем
Система согласных фонем
- -губные
- -зубные
- -небные
- 1)заднеязычные(гкх)
- 2)незаднеязычные(сзрч j-йот)
По способу артекуляции делятся на смычные, носовые, взрывные и дрожащие аффрикаты ц ч
чисто щелевые –ф в
Понятие о редукции в фонетике
Редукция, в фонетике
- - под этим термином в европейской фонетической литературе (главным образом в немецкой) разумеется сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их.
- 1. Закон редукции безударных гласныхРедукция - закон ослабления гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные - редактированные гласные. Различают позиции в первом предударном слоге(слабая позиция первой степени) и позицию в остальных безударных слога(второй степени)Гласные во второй позиции подвергаются большей редукции, чем в первом предударном слоге(первой слабой позиции)25) Позиционные чередования звуков. Аллофоны, как разновидности фонем
В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского языка имеются позиционные череования звуков. Они обусловлены фонетически, т. е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией гласных.
Аллофо?н (греч. ????? другой и???? звук) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать.
В современном испанском языке согласные звуки д, г, б, имеют ослабленные леницией позиционные аллофоны в положении между гласными. В некоторых говорах, например в испанском языке Кубы и других странах Карибского региона межзубный аллофон "Д" между гласными вообще превращается в ноль звука: enamorado > enamoradho > enamorao "влюблённый". В данном конкретном примере замена звука -d- на межзубный -dh- или -ноль звука- не несёт никаких семантических или грамматических изменений значения слова, кроме разве что по ним можно судить (и то не всегда) о происхождении и/или уровне образования говорящего.