Системы гласных и согласных фонем. Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:

по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б ] – губно-губной, [р ] – переднеязычный и т.д.);

по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б ] – смычный, [с ] – щелевой и т.д.);

по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б ] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).

согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.

По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:

<б> <б ’ > <в> <в ’ > <г> <г ’ > <д> <д ’ > <ж> <ж# ’ > <з> <з ’ >

<п> <п ’ > <ф> <ф ’ > <к> <к ’ > <т> <т ’ > <ш> <ш# ’ > <с> <с ’ >, т.е. 24 фонемы.

Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:

<м> <н> <р> <л> <м ’ > <н ’ > <р ’ > <л ’ > <х> <х ’ > <ц > <ч>.

В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.

Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:

1) перед всеми гласными фонемами: <с ýд> <з ýд> ;

2) перед сонорными фонемами: <с рáм> <з рáза > ;

3) перед фонемами <в>, <в ’ >: <с вóи> <з вóн> ;

4) перед фонемой : <б ’ j от> <п ’ jот>.

По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:

<б> <в><г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф><х> <б ’ ><в ’ ><г ’ ><д ’ ><з ’ ><к ’ ><л ’ ><м ’ ><н ’ ><п ’ ><р ’ ><с ’ ><т ’ ><ф ’ ><х ’ >, т.е. 30 фонем.



Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: <ж>, <ш>, <ц>, <ч>, <ш# ’ >, <ж# ’ >, . В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых они нейтрализуются.

Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:

1) позиция конца слова: <брáт>,<брáт ’ > ;

2) позиция перед всеми гласными: <т ’ эма>, <атэл ’ jэ> ;

3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: <под бáвит ’ >, <свáд ’ ба> ;

4) для фонем <л> <л ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: <вол нá> <вол ’ нá> .

Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.

характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной . В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных <д óм>, <т óм>, о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).

Система гласных фонем современного русского языка.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и ], [и э ], [ь ], среднего ряда – [ы ], [а ], [α ], [ъ, ], заднего ряда – [о ], [у ]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и ], [ы ], [у ], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь ], гласные среднего подъема – [э ], [ъ, ], [о ], гласные нижнего подъема – [а ], [α ]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о ], [у ], нелабиализованные – все остальные).

С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – <и>, <у>, фонемы среднего подъема – <э>, <о> , фонема нижнего подъема – <а> ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – <о> , <у> , гласные нелабиализованные – <и>, <э>, <а> ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).

В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>.

С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать . Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым ), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).

Система согласных и гласных фонем разных языков

  1. План:
  2. Понятие о фонетики
  3. Согласные фонемы
  4. Гласные фонемы

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

1.Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

Интонация.

  • Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи .

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.

Например: галка - галька,

бой - вой,

рот - крот,

Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.

  • Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.

Согласные различаются:

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.

Например: роза - роса и роз - рос [рос - рос].

Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

По способу

По месту

губные

зубно-
губные

зубные

средне-
небные

задне-
небные

Взрывные

Фрикативные

Аффриканты

Сонорные

взрывные

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

(["], ["] - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).

Долгие и двойные согласные. В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие ["] и ["] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рΛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пΛ"елкъ], [ыл], [л"ц"ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.

Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).

Звуковые законы в области согласных звуков:

  1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

  1. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

  1. Ассимиляция согласных по мягкости . Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рΛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ьез"-н"и е во), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр"], [д"в"кр"], [т"в"кр"], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рΛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

  1. Ассимиляция согласных по твердости . Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мълΛт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).
  2. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/.htm Ассимиляция зубных перед шипящими . Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рΛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рΛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рΛ"от] (счет, расчет); [рΛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

  • Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Таблица гласных звуков современного русского литературного языка

Звуковой закон в области гласных звуков.

Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

ЛЕКЦИЯ №1

ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

Система согласных и гласных звуков русского языка

Система гласных звуков русского языка строится на противопоставлении ударных гласных безударным. Это – важнейшая типологическая характеристика фонетической системы русского языка.

(Вспомним, что в соответствии с артикуляционными классификациями гласные звуки характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка, 2) местом подъема языка, 3) огубленностью-неогубленностью).

Если брать только ударные звуки, то система гласных будет иметь следующий вид:

передний

Если же добавить те гласные звуки, которые встречаются и в безударных слогах, то получится следующее:

передний

Все согласные русского языка классифицируются по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума, 2) по месту образования, 3) по способу образования, 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации).

Наиболее важны для русского языка следующие характеристики согласных: 1) соотношение голоса и шума, 2) место образования и 3) наличие/отсутствие палатализации.

Поэтому отметим

1) сонорные согласные: м, н, л, р, j и соответствующие мягкие;

2) переднеязычные зубные согласные: т, д, с, з, н, л, ц и соответствующие мягкие;

3) переднеязычные небные согласные: ш’, ч’, ш, р, р’;

4) заднеязычные согласные: к, г, х и соответствующие мягкие.

Фонетические (позиционные) чередования, их виды

Вспомним, что, находясь не в изолированном положении, а в звуковом потоке, звуки речи могут подвергнуться различным изменениям в результате воздействия на них различных факторов, связанных с фонетической позицией данного звука. Например, звук о, находясь не под ударением, меняет свое качество (дом  дма), как говорят – редуцируется; превращается в редуцированный . Можно сказать, что он чередуется в позиции 1 предударного слога со звуком  (о чередованиях можно говорить только когда сопоставляются разновидности одной морфемы!). Другой пример: звук д, находясь в конце слова, изменяется, чередуясь со звуком т: вода  вот.

Рассмотрим виды чередований звуков в русском языке.

А. ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ.

I. Позиционные чередования – в результате редукции гласных.

*после ш,ж,ц.

(1 позиция редукции – редукция менее выраженная, звук изменяется в меньшей степени, 2 позиция редукции – звук изменяется в большей степени)

[а] – сад – сады – садовода

ряд – ряды – рядовой

Особое внимание окончаниям:

какая [ккајь]

тихая [т’ихъјь]

[о] – дом – дома – домовой

лёд – ледок – ледяной

В окончании: сколько [скол’къ]

[э] (после [ш], [ж], [ш’:] в исконных словах, после любых – в заимствованных, но мы их брать не будем)

шерсть – шерстить – шерстяной

лес – леса – лесовик

В окончании: поле, си́нее

Звуки [и], [ы], [у] не изменяются. Примеры: число, прибежали, была, сыровары.

Особое внимание:

[шы], [жы], [цы]: [шылъ], [жыз’н’], [цыфръ]

II. Комбинаторные чередования.

и/ы после твердых согласных: искать – разыскать

Это – прогрессивная аккомодация, в данном случае – влияние согласного на гласный: твердый, непалатализованный согласный как бы оттягивает звук и назад, превращая его в ы.

После приставок на твердую согласную: и//ы: искать → разыскать, игра → контригра, институт → пединститут.

Б. ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

I. Позиционные чередования – в результате оглушения шумных согласных на конце слова: вода – вод, роза – роз, ежа – ёж.

II. Комбинаторные чередования

1. В результате ассимиляции

а) по глухости и по звонкости

 озвончение глухих шумных согласных перед звонкими шумными (кроме в, в’): просить – просьба, такой – так же, отец – отец бы, дочь – дочь бы, бог – бог бы

 оглушение звонких шумных перед глухими шумными: сказочка – сказка, подобрать – подпереть, в окно – в сад

(оба случая – регрессивная ассимиляция неполная)

б) по твердости и по мягкости

(характер этих чередований зависит а) от позиции в слове, т.е.внутри морфемы, на стыке морфем или на стуке служебного слова и знаменательного, б) от стиля произношения.

а) твердый с смягчается перед н’

внутри морфемы – снег

на стыке морфем – снять

на стыке служебного слова и знаменательного – с ним

б) старая норма – смягчение, новая норма – тенденция к отсутствию смягчения)

Чаще всего происходит чередование следующих звуков:

(внутри корня или на стыке корня и суффикса или окончания)

1) переднеязычные зубные перед переднеязычными зубными:

с/с’ перед т’: косточка – кости

з/з’ перед д’: звезда – звезде

с/с’, з/з’ перед н’, л’: баснописец – басня, казна – казне, ослы – осле, козлы – козле

н/н’ перед т’, д’: бант – бантик, команда – командир

т/т’, д/д’ перед н’: одна – одни, подлый – подленький, лето – летний, пот – потливый

2) н/н’ перед ч’, ш’: концы – кончик, жена – женщина

3) два одинаковых согласных рядом или оба мягкие, или оба твердые: ванна – ванне, группа – группе

4) любой согласный перед j: брат – братья, суды – судья, кол – колья (регрессивная неполная ассимиляция, или ассимилятивное смягчение)

в) в результате полной ассимиляции (уподобление по месту и способу образования)

с, з перед ш: собрать – сшить, из окна – из шахты

с, з перед ж: сорвать – сжать, разорвать – разжечь

с, з перед ш’: с щипцами – через щелку

д, д’, т, т’/ц, ч’ перед ц, ч’: молодец – молодца, брат – братца, наладить – наладчик, газета – газетчик

г) в результате других видов ассимиляции (регрессивной и прогрессивной – разнонаправленной):

с, з перед ч’: разносить – разносчик, возить – возчик (ч’ влияет на с и з, делая их небными ш’, а этот звук, в свою очередь ассимилирует себе ч’, делая его щелевым, в результате чего получается один долгий ш’)

т, д перед с (дает ц): дети – детский, города  городской

т перед с’ (т, ть в глаголах + ся, дает цц: деть – деться, делает – делается

III. Чередования с нулем звука в результате диэрезы (выпадения звука):

стн, здн: прелесть – прелестный, опоздать – поздно

стл: счастье – счастливый

стц, здц, нтц, ндц: голландец – голландцы

нтск, ндск: гигантский

вств: здравствовать

рдц: сердце

лнц: солнце

Фонологическая система русского языка

Чем характеризуется система фонем русского языка? Как объединяются звуки в фонему?

Вспомним критерии фонемтичности.

1. Если звуки, встречаясь в одной фонетической позиции, способны различать звуковые оболочки слов – они представляют собой разные фонемы.

4 разных фонемы

2. Если звуки никогда не встречаются в одной позиции или если, что то же самое, их появление зависит целиком от фонетической позиции, они не способны различать звуковые оболочки слов и не являются разными фонемами, а являются представителями одной фонемы – ее аллофонами.

1. и встречается в начале слова и после мягких согласных: игра, мина.

ы встречается после твердых согласных: сыграть .

Значит, и и ы объединяются в одну фонему: /и/.

Таким образом, слово сир следует записать по фонемам следующим образом: /сир/, а слово сыр – /с’ир/.

2. Звук о встречается только под ударением, звук   только в первом предударном слоге, звук ъ  только в остальных безударных словах.

Значит, воды – вода – водяной

о  ъ = /о/

реализации фонемы /о/

(представители, аллофоны)

сСонейс

сбратомз

сСимойс’ /с/

сЗинойз’

с Женей ж’

с Шурой ш

темный – темно – темнота

о и э  ь

водный – вода – вод – воде

/д/ = д // т // д’

Таким образом, аллофоны одной фонемы не могут встречаться в одной позиции.

Тот аллофон фонемы, который в наименьшей степени зависит от влияния позиции, называется основным представителем фонемы и дает название самой фонеме.

Система фонем любого языка характеризуется спецификой сильных и слабых позиций и наличием и характером нейтрализации.

Какие же сильные и слабые позиции выделяются в русском языке?

Вспомним, что сильные позиции – такие, где звуки различаются, слабые позиции – такие, где хотя бы два звука не различаются. В последнем случае говорят о нейтрализации фонем.

(Для чего необходимо различение сильных и слабых позиций звуков? Для практических целей: написания слова. Слабая позиция – стоп, внимание! Можно ошибиться, написать не ту букву! Именно в слабых позициях должны действовать почти все орфографические правила),

рос – /з/ и /с/ – позиция нейтрализации, слабая по глухости/звонкости

сма – /о/, /а/ – 1 предударный слог – слабая позиция для гласных

Перечислим сильные и слабые позиции:

А. У гласных:

1. Сильные позиции – под ударением.

2. Слабые позиции – в безударных слогах.

Б. У согласных (будем учитывать только сильные и слабые позици по глузости/звонкости):

1. Сильные позиции – перед гласными, сонорными согласными и в, в’: кора – гора, для  тля, свал – звал.

2. Слабые позиции

а) на конце слова: рот – род

б) перед звонкими шумными (кроме в, в’): рок же – рог же

в) перед глухими шумными: роз-то – рос-то

Таким образом, основной представитель фонемы выступает в сильной позиции.

Для того, чтобы узнать, какая именно фонема реализуется в данной слабой позиции, следует:

1) определить, в составе какой морфемы находится данная фонема (корень – с каким значением, приставка, суффикс, постфикс, окончание – обузятельно выделить их значение);

2) найти слово, словоформу, в котором бы данная фонема находилась в составе той же морфемы в сильной позиции.

проколоть – можно ли проверить словом кол? Нет, только прокол, укол и т.д.

косьба – можно ли проверить словом покос? Нет, в этом слове эта фонема тоже находится в славбой позиции. Можно – коса, покосы.

В окончании: роза – стена, сада – стола, розой – стеной

В приставке: подправить – поднял.

рассердить ръс’с’и э рд’и́т’  /р??с’?рд’и?/

росказни

розвальни  /о/

разорвать

разыграть  /з/

сердится  /э/

идти  /т’/

/розс’эрд’и́т’ / фонематическая транскрипция

Что делать, если фонема “не проверяется”?

[кровъ] → /к – рова/

где <у > и <о > – лабиализованные .

Данная таблица демонстрирует гласные, произнесенные изо-лированно от других звуков. При таком произношении максималь-но четко реализуются все дифференциальные признаки каждого звука. Иначе говоря, эта схема представляет весь состав русских гласных фонем. Как видим, их всего 5. Такое количество фонем выделяет МФШ в соответствии с ее основным критерием позици-онных чередований звуков одной фонемы в морфах одной и той же морфемы. Так, звуки [и ] и [ы ] позиционно чередуются: [и ] встреча-ется в начале слова и после мягких согласных, [ы ] – после твердых и является аллофоном фонемы <и > (МФШ).

Таблица представляет не только состав, но и систему удар-ных гласных фонем. В отличие от согласных, которые могут про-тивопоставляться одним ДП, гласные чаще противопоставляются одновременно несколькими признаками. Одним признаком проти-вопоставлены фонемы <и > ~ <э > – подъемом; <о > ~ <у > – тоже подъемом; двумя признаками – <и > ~ <а >, <э > ~ <а > – рядом и подъемом, тремя – <и > ~ <о >, <о > ~ <а >, <а > ~ <у > – рядом, подъ-емом, лабиализацией. Максимально сильная позиция для гласных переднего ряда – после мягких согласных, для гласных непереднего

– после твердых согласных.

Исторические изменения гласных. История русских глас-

ных шла по пути количественного сокращения. Если в исходный период развития древнерусского языка система вокализма насчи-тывала 10 фонем, то к настоящему времени это количество сокра-тилось вдвое.

Уменьшению состава русских гласных способствовали такие явления исторической фонетики русского языка, как смягчение полумягких согласных, падение редуцированных, модификация зву-ка, обозначаемого буквой .

После вторичного смягчения согласных началось объединение гласных и и ы в одну фонему. Процесс этот завершился вследствие падения редуцированных, когда установилась фонологиче-ская категория согласных по твёрдости/ мягкости. Употребление и и ы стало позиционно обусловленным: и – только после мягких согласных, ы – только после твёрдых.

Процесс падения редуцированных привел и к утрате сверх-кратких звуков ъ и ь в слабой позиции и их изменению в сильной позиции, соответственно, в звуки о и е . Одно из следствий этого процесса – появление чередования фонем <е > и <о > с нулём звука: де нь – дня , со н – сна («беглость гласных»).

Что касается звука , то в большинстве русских говоров он изменился в звук [е ] (хлеб < хл бъ), а в некоторых северноруссих говорах он совпал с [и ] (лис < л съ).

Русский язык знает и результат изменения, которое происхо-дило только в восточнославянском диалекте – переход <е > в <о >. Большинство исследователей считает этот процесс самым важным в русской исторической фонетике.

Изменение [е ] в [о ] происходило в положении под ударением после мягких согласных перед твёрдыми, причём при таком изме-нении мягкость предшествующего согласного сохранялась: ср.

[н’есу ] – [н’ос ], [в’еду ] – [в’ол ], [вес’ел ]ье – [вес’ол ]ый , [с’ело ] – [с’ола ] и т.д. В положении перед мягким согласным, как правило, [е ] сохраняется без изменения в [о ]: [д’ен’ ], [в’ес’ ], ве [с’ел’jе ],

п [л’ет’ ], [п’еч’ ], [сел’скии ]и т.д.

Изменение [е ] в [о ] возникло после падения редуцированных, так как такому изменению подвергся и звук [е ], развившийся из редуцированного [ь ] в сильной позиции. Окончание действия фо-нетического закона изменения [е ] в [о ] связано с отвердением ис-конно мягких шипящих [ж’ ], [ш’ ] и [ц’ ]. Шипящие [ж’ ], [ш’ ] отвердели примерно в XIV в.: перед отвердевшими [ж ] и [ш ] обна-руживается [о ]: на [д’ож ]а , о [д’ож ]а . С другой стороны, перед мяг-ким [ц’ ] звук [е ] не изменяется в [о ]: о [т’ец’ ], огу [р’ец’ ], мо-ло [д’ец’ ].Звук[ц’ ]отвердел кXVIв.Таким образом,в периодXIV

– XVI вв. изменение [е ] в [о ] перестало быть живым процессом в русском языке.

Иногда произношение [о ] на месте [е ] наблюдается там, где его быть не должно. Во всех этих случаях речь может идти только об аналогических, а не фонетических процессах. Например, перед мягким согласным по аналогии с бе [р’оз ]а возникает на бе [р’оз’ ]е ,

· ве [с’ол ]ый ве [с’ол’ ]енький ,с[кл’он ]– на [кл’он’ ]е и т.д.;в гла-

гольных формах не [с’от’е ], ве [з’от’ ]е и т.п. [о ] возник по аналогии

· не [с’ом ], нe [c’от ], ве [з’ом ], ве [з’от ].

· результате перехода е в о в русском языке стало возможным произношение звука [о ] как после твёрдого, так и после мягкого согласных: [вол ] – [в’ол ]. Позиция перед [о ] стала для согласных фонем позицией противопоставления по твёрдости/ мягкости.

Ещё одно изменение русской фонетической системы – развитие аканья в период после падения редуцированных, ставшее результатом смены исконного музыкально-тонического ударения экспираторным. Это привело к появлению редукции безударных гласных в русском языке.

Система гласных фонем

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).

Табл.1 Система гласных фонем

Подъем Лабиализация нелабиализованные лабиализованные

Верхний |и| |у|

Средний |е|

Нижний |а|

Система согласных фонем

Система согласных фонем

  • -губные
  • -зубные
  • -небные
  • 1)заднеязычные(гкх)
  • 2)незаднеязычные(сзрч j-йот)

По способу артекуляции делятся на смычные, носовые, взрывные и дрожащие аффрикаты ц ч

чисто щелевые –ф в

Понятие о редукции в фонетике

Редукция, в фонетике

  • - под этим термином в европейской фонетической литературе (главным образом в немецкой) разумеется сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их.
  • 1. Закон редукции безударных гласныхРедукция - закон ослабления гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные - редактированные гласные. Различают позиции в первом предударном слоге(слабая позиция первой степени) и позицию в остальных безударных слога(второй степени)Гласные во второй позиции подвергаются большей редукции, чем в первом предударном слоге(первой слабой позиции)25) Позиционные чередования звуков. Аллофоны, как разновидности фонем

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского языка имеются позиционные череования звуков. Они обусловлены фонетически, т. е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией гласных.

Аллофо?н (греч. ????? другой и???? звук) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать.

В современном испанском языке согласные звуки д, г, б, имеют ослабленные леницией позиционные аллофоны в положении между гласными. В некоторых говорах, например в испанском языке Кубы и других странах Карибского региона межзубный аллофон "Д" между гласными вообще превращается в ноль звука: enamorado > enamoradho > enamorao "влюблённый". В данном конкретном примере замена звука -d- на межзубный -dh- или -ноль звука- не несёт никаких семантических или грамматических изменений значения слова, кроме разве что по ним можно судить (и то не всегда) о происхождении и/или уровне образования говорящего.