Социально-демографическая характеристика личности преступника. Основные характеристики социальной роли

    Факторы риска самоубийства представляют собой такие ситуации или ощущения, переживая которые, человек будет склонен к единственному выходу – самоубийству. Стоит отметить, что в наше время данный вопрос является актуальным для психологов, поскольку они не просто способны различать людей, подверженных риску самоубийства, но и в силу своей профессии должны помочь им выйти из сложной жизненной ситуации.

    Итак, к факторам риска самоубийства можно отнести следующие:

    • Биологические факторы риска – известно, что мужчины чаще решают свои проблемы методом самоубийства, чем женщины. Также стоит сказать, что наиболее подвержены риску самоубийства мужчины с пониженным весом;
    • Наличие психических заболеваний (шизофрения, посттравматический синдром, социальные фобии) – известно, что большинство самоубийств совершают лица, страдающие каким-либо расстройством психики;
    • Наличие хронических или смертельных заболеваний (рак, СПИД и другие);
    • Злоупотребление алкоголем и наркотиками;
    • Когнитивные и эмоционально-психологические факторы риска – например, ощущение некомпетентности, ненужности, безнадежности, чувство вины или стыда;
    • Депрессия (ее стоит выделить особо, поскольку до 96% самоубийц имеют данное расстройство) - в научной литературе существует несколько определений депрессии, мы остановимся на следующем: психическое расстройство, сопровождающееся утратой способности переживать радость, нарушениями мышления и двигательной заторможенностью;
    • Социальная изоляция индивида;
    • Географические факторы – перемена места нахождения, переезд (некоторые вынужденные эмигранты, не выдержав разлуки с Родиной, кончают жизнь самоубийством);
    • Перенесенное оскорбление или насилие;
    • Определенные верования (яркий пример – камикадзе);
    • Семейный сценарий: когда кто-то из членов семьи заканчивал жизнь самоубийством, или собственные предыдущие попытки самоубийства.
    Наиболее сильно подвержены риску самоубийства депрессирующие индивиды, которые
    • Ощущают безнадежность
    • Подвержены вспышкам гнева, ищут отмщения
    • Ведут себя безрассудным образом и рискованно
    • Чувствуют, что они попали в западню, что у них нет выхода
    • Увеличивают употребление алкоголя или наркотиков
    • Находятся в изоляции от друзей, семьи, общества
    • Ощущают волнение, взбудораженность, неспособность спать или, наоборот, все время спят
    • Испытывают резкие смены настроения
    • Выражают мыли о бессмысленности жизни и отсутствии цели.
    Сталкиваясь с любым из вышеперечисленных факторов, психолог должен быть особенно внимательным и чутким в беседе с клиентом. Можно выделить правила общения с такими клиентами:
    1. С ними нужно чаще встречаться.
    2. Консультант должен обращать внимание суицидного клиента на позитивные аспекты в его жизни.
    3. Узнав о намерении клиента совершить самоубийство, не следует паниковать, пытаться отвлечь его каким - то занятием и прибегать к морализированию, - это не поможет.
    4. Специалист должен привлечь к работе с клиентом между консультативными встречами значимых для него людей.
    5. Клиент должен иметь возможность в любое время позвонить консультанту, чтобы тот мог контролировать его эмоциональное состояние.
    6. При высокой вероятности самоубийства следует принять меры предосторожности - проинформировать близких клиента, обсудить вопрос о госпитализации.
    7. Консультант не должен позволять клиенту манипулировать собой посредством угрозы самоубийства.
    8. Консультант обязан не забывать, что он не Бог и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. Наибольшую ответственность за собственные действия несет сам клиент.
    Работа с клиентом, имеющим в анамнезе фактор риска самоубийства, является энергозатратной и сложной не только для эмоциональной и когнитивной сфер терапевта, но и для его физического состояния. Поэтому в процессе работы психолог всегда должен помнить о необходимости заботиться о себе.
  1. Комментарии
  2. Геннадий, этот вопрос действительно актуален, благодарю Вас.
    Реальное намерение совершить суицид и шантаж самоубийством сложно различить со 100% вероятностью, поэтому любая угроза суицида должна восприниматься серьезно.
    Тем не менее, имеется ряд признаков планирующегося самоубийства. О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков (из текста психотерапевта Юлии Локковой):
    1. Наличие суицидальных мыслей. Полная потеря аппетита и интересов. Ощущение безнадежного отчаяния, неспособность выразить свои мысли и чувства – все это прямые признаки тяжелой депрессии.
    2. Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
    3. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
    4. Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
    5. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
    6. Словесные указания или угрозы. Угроза самоубийства - даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Особенно это касается подросткового возраста - обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве.
    7. Социальная изоляция, отгороженность от окружающих.
    8. Появившаяся импульсивность и желание идти на неоправданный риск. Вспышки гнева у подростков.
    9. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
    10. Бессонница (особенно в утренние часы).
    11. Увеличение злоупотребления алкоголем или наркотиками.
    12. Послеродовая депрессия, развивающаяся в первые дни после родов, также может быть причиной импульсивных суицидальных попыток, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать развивающиеся опасные симптомы-предвестники: беспокойство, потерю аппетита, нарушение сна, причудливые навязчивые идеи и необоснованные страхи в отношении своего ребенка.
    13. Отказ от лечения и прекращение приема антидепрессантов.

    Если ни одного из данных признаков не наблюдается, угрозу суицида вряд ли можно назвать реальной (очень часто это шантаж с определенными целями). Однако, и здесь не стоит расслабляться, поскольку ситуация может перерасти в серьезное намерение покончить с собой.
    Психологической профилактикой суицидального поведения является психологическая поддержка, принятие, способствование личностному росту и, конечно, ранняя диагностика депрессии.

На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень употребления психоактивных веществ, время года и т.д. С определенной долей условности все известные факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, медицинские, природные, индивидуально-психологические.

7.1.1 Социально-демографические факторы

Возраст. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3–6 лет, хотя суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко (Клиническая психиатрия, 1994). Чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам личности, предъявляемым именно в этом возрасте.

Второй пик суицидальной активности приходится на возраст 40–60 лет. Помимо психологических проблем, для этого возраста характерно ухудшение соматического здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей, что часто сочетается с депрессией – самым частым психическим расстройством этого периода. Кроме того, именно в этот период взрослые дети покидают родительский дом, а родители болеют и умирают; также эта возрастная группа чаще сталкивается с проблемами в профессиональной карьере.

Третий пик суицидального риска приходится на старых людей, уровень суицидов среди которых в 4 раза выше, чем в популяции.

Пол. Женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; однако у мужчин суицид чаще носит завершенный характер. Так, соотношение суицидальных попыток у женщин и мужчин составляет приблизительно 2-3:1, но по количеству суицидальных попыток, самоубийств и актов самоповреждений, взятых вместе, мужчины опережают женщин.

Образование и профессия. Чаще всего суициды совершают безработные, а также лица с высшим образованием и высоким профессиональным статусом. Самый большой суицидальный риск у врачей, среди которых первое м£сто занимают психиатры, за ними следуют офтальмологи, анестезиологи и стоматологи. В группу риска входят также музыканты, юристы, низшие офицерские чины и страховые агенты (Каштан, Сэдок, 1994).

Уровень парасуицидов выше среди лиц со средним образованием и невысоким социальным статусом.

Место жительства. Количество самоубийств среди городских жителей заметно выше, чем в сельской местности. Выявлена прямо пропорциональная зависимость между плотностью населения и частотой самоубийств. Даже в пределах одного города частота завершенных самоубийств выше в центральной его части, а незавершенных – на окраинах. По последним данным, в нашей стране частота суицидальных случаев в городской и сельской местности примерно одинакова.

Семейное положение и особенности внутрисемейных отношений оказывают значительное влияние на суицидальный риск. Состоящие в браке реже совершают самоубийства, чем холостые, вдовы и разведенные. Выше суицидальный риск у бездетных, а также живущих отдельно от родственников. Предлагается также следующая градация риска: наибольшему риску суицида подвергаются люди, которые никогда не состояли в браке, вслед за ними – овдовевшие и разведенные; далее – состоящие в бездетном браке; и наконец, супружеские пары, имеющие детей.

Среди суицидентов преобладают лица, имевшие в детстве приемных родителей, воспитывавшиеся в интернате или же имевшие только одного из родителей. Существенное влияние оказывает также социально-психологический тип семьи. Суи-цидоопасные состояния, в частности, легче возникают в семьях дезинтегрированных (отсутствие эмоциональной и духовной сплоченности), дисгармоничных (рассогласование целей, потребностей и мотиваций членов семьи), корпоративных (возложенные обязанности член семьи выполняет лишь при условии такого же отношения к обязанностям других членов семьи), консервативных (неспособность членов семьи сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением внешних авторитетов) и закрытых (ограниченное число социальных связей у членов семьи).

Родительские семьи суицидентов характеризуются аффективным беспорядком отношений и открытыми конфликтами между их членами. Матерям свойственны истероидные черты характера. У отцов преобладают шизоидные и эпилептоидные черты, часто сопровождающиеся чудаковатостью, жестокостью, безразличием. Все это порождает холодную атмосферу в семье, запущенность детей, их психологическую дистанцию от родителей. В связи с занятостью собственными, чаще личными, переживаниями в такой семье можно наблюдать отсутствие тепла, равнодушие и лишь формальную заинтересованность родителей делами детей. Иногда родители проявляют открытый негативизм. В отрочестве, в ситуации разрушенной семьи, нередки повышенно жесткие требования, предъявляемые ребенку одним из родителей. Для суицидентов характерно постоянное чувство отсутствия заботы окружающих.

Два обстоятельства в семье имеют наиболее тесное отношение к последующей аутоагрессии: (а) ранние утраты: де-привация, связанная со смертью, уходом из семьи или разводом родителей искажает психическое развитие детей; (б) дисгармоническое воспитание: хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье приводит к возникновению отрицательных образов родителей. Отвержение матерью, жестокое обращение отца, предпочтение, оказываемое другому ребенку, несомненно, усиливают суицидальные тенденции.

Социально-экономические факторы. В периоды войн и революций число самоубийств значительно уменьшается, а во время экономических кризисов увеличивается (Клиническая психиатрия, 1998). По данным ВОЗ 1960 года, частота самоубийств прямо пропорциональна степени экономического развития страны. Самоубийства случаются как среди бедных, так и среди богатых людей, при этом последние более остро реагируют на финансовые потери, связанные с кризисом.

При оценке суицидального риска предлагается также учитывать следующие биографические факторы (Ромек и др., 2004).

Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола и взрослые мужчины).

Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.

Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (религиозные лидеры, кумиры поп-культуры и т. д.).

Социально-демографическая подструктура включает такие признаки личности, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.

Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Свыше 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18 - 40 лет (до 70 - 75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25 - 29 лет. Затем следуют 18 - 24-летние, 14 - 17-летние, 30 - 40-летние.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто рекрутируются преступники.



Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Для социально-демографической характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.

19. Социально-ролевая и нравственно–психологическая характеристики личности преступника.

Нравственно-психологическая характеристика - выражение отношения преступника к обществу в целом, принятым в нем ценностям и нормативно-одобряемым социальным ролям. В данную характеристику входят интеллект, способности навыки, привычки, волевые и эмоциональные свойства, установки, интересы, ценностные ориентации, отношение к нормам морали и права, потребности, избираемые способы удовлетворения потребностей.

Социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной деятельности, определить, какие социальные позиции этот человек занимает. Для преступника по сравнению с законопослушным гражданином характерно менее ответственное отношение к своим социальным ролям в основных общественных институтах: в семье, школе, трудовом коллективе и т. д., большая степень отчужденности от законопослушных граждан, входящих в различные формальные и неформальные общества; тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности, к выполнению негативных социальных ролей.

Социально-демографические свойства личности не находятся в причинной связи с преступностью, но их анализ и обобщение позволяет составить обобщённый портрет преступника, определить, какие социальные группы наиболее нуждаются в профилактическом воздействии.

Социально-демографическая характеристика включает в себя:

  • 1. Пол;
  • 2. Возраст;
  • 3. Образование (не оконченное среднее, среднее, среднее специальное, не оконченное высшее, высшее);
  • 4. Род занятий (работает, не работает);
  • 5. Семейное положение (в браке, не состоит в браке);

Нами были исследованы социально-демографические характеристики 100 женщин, совершивших преступление в Кузнецком районе г. Новокузнецка.

Таблица 3. Характеристика женщин-преступниц по возрастному признаку, осужденных Кузнецким районным судом г. Новокузнецка

Как видно из Таблицы 3, наблюдается омоложение женской преступности. В 2010 г. количество преступлений совершенных женщинами в возрасте 14-24 лет выросло на 8 %, а в возрастной группе 25-29 лет - на 6 %. Наблюдается рост женской преступности и среди несовершеннолетних. Однако большую часть преступлений совершают женщины чей возраст 30-45 лет, что обусловлено спецификой условий, детерминирующих женскую преступность. Чаще всего эта специфика проявляется в сфере профессиональной деятельности женщин либо в их семейных и родственных отношениях. Профессия и семья в жизнь женщины вторгается после 20 лет, а к 30 - 35 годам женщины все больше ощущают проявление их некоторых негативных факторов, что иногда детерминирует их преступные проявления.

При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнем десятилетии в целом по стране отмечены в группах женщин в возрасте 25 - 29 лет (+ 82,8%) и 18 - 24 года (+ 80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%. Что же касается образования, то образовательный уровень женщин-преступниц был всегда выше образовательного уровня мужчин-преступников (см. таблицу 4).

Таблица 4. Уровень образования женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

Из приведенных в таблице данных видно, что образовательный уровень достаточно низок, 38% женщин не имеют даже среднего образования, и всего 2% имеют высшее образование.

Таблица 5. Показатели занятости женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

80 % женщин-преступниц не имеют постоянной работы и всего 20% имеют постоянную или временную работу.

Большую значимость для женской преступности имеют проблемы семейного положения женщин (см. таблица 6).

Таблица 6. Показатели семейного положения женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

88% женщин-преступниц в момент совершения преступления не состояли в официальном браке, и всего 6 женщин состояли в официальном браке, из них у 6% имелись дети.

Положению, которое человек занимает в обществе, присущи определённые социальные роли, имеющие конкретное содержание (сценарий роли), которому следует человек. Человек одновременно занимает множество позиций и исполняет множество ролей, что накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей и подавляются ненужные. Если основные исполняемые социальные роли не требуют формирования качеств, связанных с ответственностью за совершение поступков, конфликтуют между собой, не соответствуют социальной ориентации человека, возникает личностная деформация, которая может способствовать совершению преступлений.

При характеристике социальных ролей, присущих преступникам, указывается на их малую престижность, отсутствие прочных связей с трудовыми и учебными коллективами и, напротив, наличие тесных с неформальными группами, имеющими отрицательную социальную направленность, отсутствие каких-либо долгосрочных жизненных планов, социальные притязания, превышающие возможности конкретного человека.

Для преступников не характерно членство в общественных организациях, они крайне редко принимают участие в деятельности общественных, в том числе государственных институтов. Дефектным является и правосознание преступников, что проявляется в пренебрежительном отношении к возможности наказания, как временном (например, в результате употребления спиртных напитков или под воздействием других внешних факторов), так и стойком, иногда в незнании правовых запретов.

Преступники вообще меньше подвержены воздействию на них со стороны общества: при попытке внушить им правовые и нравственные нормы они зачастую не могут понять, чего от них хотят; ввиду этого оценка ситуации, определяющая их поведение, делается не на основе социальных требований, а на основе каких-то личных представлений. В других случаях преступники могут, ещё не утратив понимания сути общественных предписаний, не желать их выполнять ввиду отчуждённости от общества, слабости трудовых, семейных и дружеских связей.

Рассматривая социально-ролевую характеристику следует выделить следующие ситуации:

  • 1. человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства и вести в соответствии с требованиями закона и морали;
  • 2. человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми нормами поведения, то есть на лицо конфликт социальных ролей;
  • 3. человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют ему преступное поведение;
  • 4. человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

Выше приведенные модели ситуаций ведут к тому, что женщины преступницы менее ответственно относятся к своим обязанностям в семье, работе, наблюдается тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности и так далее.

Таким образом, среди основных социально-демографических детерминант женской преступности, действующих на общесоциальном уровне, можно выделить безработицу, опережающий рост расходов над доходами вследствие инфляции, невостребованность на рынке труда молодежи, характер выполняемой работы и условия труда, социальное и экономическое неравенство разных групп населения, гендерное неравенство, проявляющееся, в том числе, в сфере занятости, должностном положении и оплате труда, а также низкий уровень социальных гарантий в области семьи, материнства и детства.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками:

  • 1. Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
  • 2. Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.
  • 3. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, – все может в широких пределах отличаться.
  • 4. Вживаемость в социальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта.

Ролевые отношения обычно представлены следующими параметрами. Во-первых, ролевым эпизодом, который определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Во-вторых, ролевым набором, представляющим собой совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеет более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

В-третьих, важным параметром роли выступает ролевая дифференциация, которую можно определить как степень различия типов функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

  • 1) нормативными требованиями – "Я" в предлагаемой обстоятельствами роли;
  • 2) личными притязаниями – "Я" как таковой.

Первый план поведения – социальная форма ролевых действий, второй план – психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает та существенная проблема – трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле "настоящая" данная роль, как правило, приводят к внутриролевым и межролевым конфликтам.