Социальные реформы как инструмент общественных изменений. Социальное изменение: понятие, формы, теории. Формы реализации и виды социальных изменений

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

40КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Социальные процессы тесным образом связаны с изменениями в обществе. Так, любой прогресс может рассматриваться как социальный процесс, состоящий из определенного количества социальных и культурных изменений.

Под социальным процессом будем понимать совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Процессы, протекающие в обществе, крайне многообразны.

Например, существуют глобальные процессы (гибели, зарождения и т.д.), процессы, касающиеся определенных видов человеческой деятельности, и многие другие.

Из всего многообразия социальных процессов целесообразно выделить те процессы, которые являются универсальными и постоянно присутствуют во всех или многих видах человеческой деятельности. К таким процессам можно отнести процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта и т.д.

Одними из наиболее важных процессов в человеческом обществе являются процессы кооперации и конкуренции .

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.

Социальные движения: способы их изучения
Особый вид социальных процессов составляют социальные движения. По определению американского социолога Р. Тернера, социальное движение представляет собой совокупность коллективных социальных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений, включая религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Таким образом, даже по своему определению социальные движения отличаются от социальных институтов или организаций.

При изучении социальных движений ученые исследуют:
условия развития и распространения социальных движений, которые включают культурные течения в обществе, степень социальной дезорганизации, социальную неудовлетворенность условиями жизни; структурные предпосылки возникновения социальных движений;
виды и особенности социальных движений в зависимости от специфики группы или общества, а также характера изменений, происходящих в обществе;
причины вовлечения личности в социальные движения, включая такие явления как мобильность, маргинальность личности, социальная изоляция личности, изменение личностного социального статуса, потеря семейных связей, личностная неудовлетворенность.

В современном обществе любые крупные социальные изменения сопровождаются созданием и последующей деятельностью социальных движений. Имени благодаря социальным движениям многие изменения были приняты в обществе и поддержаны значительной частью членов общества или социальных групп.

41 Социализация личности

1. Понятие «социализация» является одним из ключевых в работе организатора работы с молодежью. Он широко используется в философии, психологии, социологии и педагогике. Однако однозначного определения не выработано.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, навыки социального взаимодействия.

Можно говорить о социализированной и десоциализированной личности.

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя самого.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует его в собственные ценности, установки, позиции.

Социализация начинается по сути с момента рождения и продолжается всю жизнь, так как человек переходит из одной социальной группы в другую (безработные, беженцы, пенсионеры).

Социализация одновременно типична и единична:

Социализация в той или иной социальной группе протекает похоже,

На социализацию влияет индивидуальная специфика человека.

Понятие «социализация» не подменяет понятия «воспитание», «развитие личности» и т. п., хотя они стоят достаточно близко. По Мудрику Анатолию Викторовичу, социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Воспитание – процесс педагогически организованного, целенаправленного влияния на человека. По Андреевой Галине Михайловне, социализация ближе в развитию личности, чем к воспитанию. К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, овладения ролью в иной социальной ситуации. Это один из механизмов социализации.

2. Структура социализации:

Широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.

3. Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация:

Деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей),

Общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),

Самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

4. Главный критерий социализированности – не степень приспособленчества, конформизма, а степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации – в удовлетворении потребности в самоактуализации (Абрахам Маслоу), в развитии способностей, а не в нивелировке личности.

5. Стадии социализации

По Фрейду:

Первичная (оральная, анальная и фаллическая),

Маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по сути,

Устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением определенного статуса и набора ролей,

Последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.

Ранняя (до школы),
- стадия обучения,

Трудовая,

Послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия зрелости, когда человек может обрести мудрость.

По Лоренсу Кольбергу:

Доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,

Групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной группы,

Постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется общечеловеческий уровень идентичности.

6. Факторы социализации личности принято разделять на макро- (обусловленные проживанием в больших общностях – страна и т. п.), мезо- (нация, регион, село или город) и микрофакторы (малые группы), отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и ценностей, называют институтами социализации:

Школа (в широком смысле – вся система образования),

Для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),

Общественные объединения разного рода,

Иногда выделяют еще и систему досуга – учреждения культуры. (??)

Влияние исторического этапа на социализацию (Гумилев Лев Николаевич).

7. Особенности социализации в условиях общественного кризиса, при нарушении «идеологической целостности» (Эрик Эриксон).

42Место России в мировом сообществе

Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывалась на пороге пе­ремен, возобновлялись и разгорались интеллектуальные споры о ее будущем развитии.

Вопрос о месте России в мире традиционно был по существу вопросом ее геополитической и цивилизационной самоидентифи­кации. Проблемароли России в мире обсуждалась на основе характери­стик внутреннего состояния российского общества и отражалась в оппозиции пессимистических и оптимистических прогнозов отно­сительно ее статуса в мировом сообществе: мировая держава или региональное государство, иначе говоря, субъект или объект миро­вого развития.

Современный тур дискуссий, начавшийся вместе с «перестрой­кой» в середине 80-х годов прошлого века, пошел по традицион­ным российским линиям: в вопросе о месте России в современном мире обозначились западники, антизападники и евразийцы; в вопросе о статусе - сторонники мирового и регионального позицио­нирования.

Позиция антизападников исходит из представлений о культурной «самобытности» России и представляет собой видение ее дальней­шего развития с опорой на собственные силы - путь автаркии, т.е. существования системы только за счет внутренних ресурсов. Имен­но автаркия Советского Союза воспрепятствовала динамичному и инновационному развитию его экономики и способствовала его ос­лаблению, в противостоянии с Западом. В условиях глобализации закрытость почти невозможна, а с учетом нашего исторического опыта этот путь совершенно бесперспективен.

«Западники» или «восточники» мыслят развитие России в преде­лах региональных группировок - Европейского Союза или Азиат­ско-Тихоокеанского экономического сообщества. Сегодня поста­новка вопроса о месте России в мире только в линейно-плоскостной дихотомии «Запад-Восток» устарела. По сути Россия сохраняет объективную геополитиче­скую потенцию оси, то есть системообразующего начала для новой группировки множества стран и народов. К тому же, какими бы ни были сильными европейский или азиатский региональные союзы, они не смогут безболезненно для себя освоить российскую мас­штабность и разнородность.

Евразийцы исходят из особого цивилизационного начала России как синтеза европейских и азиатских факторов развития и мыслят ее будущее в обширном пространстве континентального блока стран Европы и Азии. Россия - уникальная евразийская цивилиза­ция, соединяющая в себе Восток и Запад, а посредством Востока и Запада - и весь мир. Объективно, геополитически и цивилизационно России уготовлена осевая, объединяющая, глобальная роль.

Объективные возможности глобализации создают среду, в кото­рой в полной мере может быть реализован геополитический, эко­номический, культурный и, что очень важно, субъектный потенциал России в современном мировом развитии. Но у России сейчас очень много проблем внутреннего развития.

С позиции мир-системного подхода Россия по различным пока­зателям присутствует сейчас во всех трех структурах мира-системы.Исходя из исторической традиции и законов политической инерции, учитывая территориальный масштаб страны (10 % терри­тории Земли), ее мощный ядерный потенциал, высокие интеллек­туальные возможности, Россию включают пока в круг великих дер­жав, то есть, в мировое «ядро». Есть и внешние атрибуты этой при­надлежности: Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, участник саммитов «Россия - ЕС», часть «Большой Вось­мерки», член Совета «Россия - НАТО», есть продвижение к вступ­лению в ВТО (Всемирную торговую организацию).По экономическому потенциалу, по качеству жизни, экономи­ческого и социального развития Россия занимает сейчас 64-е место в мире (СССР занимал 35-е место). Эти критерии позиционируют Россию ближе к нижней части полупериферии.По параметрам представительства в глобальном экономическом и информационном пространстве Россия находится пока в третьей, периферийной структуре мира-системы.Вместе с тем, эта реальная позиция очень сильно не совпадает с нереализованным потенциалом России. Россия - одна из богатейших держав мира. По расчетам Гос­комстата РФ и РАН, национальное богатство России составляет 340-380 трлн долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, 23 % угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли - на 80 % больше, чем в Финляндии, на 30 % больше, чем в США.У России богатый интеллектуальный потенциал. Треть всех ве­личайших научных открытий XX в. сделана учеными бывшего СССР и России. У России богатейшие культурные традиции. Из трех при­знанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

Решающим условием включения России в процессы глобализа­ции является успешное решение ее внутренних проблем. Чтобы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не догоняющее разви­тие.

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Социальные изменения. Формы социальных изменений

Общество – это не что-то фиксированное и устоявшееся. Здесь непрерывно происходят изменения. Общество – это живой социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Что же такое социальные изменения, чем они обусловлены, в какую сторону направлены?

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, т. е. процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, т. е. такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Проблема социальных изменений являлась основной для социологии еще в XIX в. Сам же интерес к социальным изменениям был следствием:

1) осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

2) понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами.

В качестве причин социальных изменений принято рассматривать:

1) технологическое развитие;

2) социальный конфликт (между расами, религиями, классами);

3) неинтегрированность частей социальной структуры или культуры общества;

4) потребность в адаптации в рамках социальных систем;

5) воздействие идей и систем верований на социальную деятельность (например, гипотеза М. Вебера о связи протестантской этики и капитализма).

Можно с уверенностью утверждать, что социальные изменения происходят в каждый данный момент в каждой точке социума. Академик Г. Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений.

Мотивационные социальные изменения – изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.

Структурные социальные изменения – изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная); изменения в структуре социальных институтов (образования, науки, религии) и социальных организаций (в системе власти и управления).

Функциональные социальные изменения – изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций.

Процессуальные социальные изменения – изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся: процессы социально-исторических изменений, процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений различных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.

Все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными – процессуальные и т. д.

Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным изменениям в обществе. Однако, как правило, значительные социальные изменения осуществляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.

Понятие «процесс» (от латинского processus – продвижение) означает последовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. К процессам можно отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рассматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность ,последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предопределяют последующий), непрерывность иидентичность (повторяемость).

а) какпоследовательное изменение элементов социальной системы и ее подсистем;

б) как любую, поддающуюся идентификации ,повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).

Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие качественно новое состояние).

Социальные процессы различают также по степени управления (стихийные, естественно-исторические, целенаправленные); по на-правленности (прогрессивные и регрессивные);по степени влияния на общество (эволюционные и революционные).

Рассмотрим подробнее эволюционные и революционные социальные изменения.

Под эволюцией понимается такое развитие явлений или процессов, которое осуществляется в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.

Эволюционные изменения в обществе, организуемые сознательно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от латинского reformo– преобразование)– такое преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожает основы существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на социальное развитие (пример: реформа 1861 г. в царской России и т. д.).

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений, поскольку знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и ничего не оставляют без изменений. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв потенциала его самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. И в этом смысле революции – это знак жизнеспособности общества, показатель его социального здоровья. В случае неспособности общества к сопротивлению порочному политическому курсу, осуществляемому властными структурами, оно может попросту распасться, что представляет собой гораздо более трагический исход, нежели революционные перемены.

Каковы отличительные признаки революций? Чем они отличаются от других форм социальных изменений?

По мнению П.Штомпки, таких отличий пять:

1.Революции представляют собой масштабные, всеохватывающие изменения, затрагивающие все уровни и сферы жизнедеятельности общества: экономику, политические институты, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

2.Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.

3.Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

4.По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно; оно оставляет глубокий след в национальной памяти, который может стать линией раскола между «победителями» и «побежденными».

5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего 13 .

Большинство революций связано с современной или новейшей историей. Великие революции прошлого – английская (1640), американская (1776), французская (1789) – открыли эпоху современности. Октябрьская революция в России (1917) и китайская революция (1949) – положили начало периоду коммунистического строительства. Антикоммунистические революции в Центральной и Восточной Европе (1989) завершили коммунистический эксперимент. Большинство социологов солидарны в том, что «веком революций» по праву следует считать XX век, хотя и XIX век с его бесконечным динамизмом – индустриализацией, урбанизацией, развитием капитализма – был также «золотым веком» для идеи революции, которая проникла в повседневное мышление, равно как в политические и социальные теории. «Считалось, что общество претерпевает необходимые прогрессивные изменения, что разум или история ведут его к лучшему, идеальному будущему порядку, – отмечает П.Штомпка. – Революции рассматривались как неизбежные, решающие процессы на этом пути, побуждающие и ускоряющие рациональные процессы. С работами Карла Маркса концепция революции вошла в сферу идеологии как мощный инструмент критики капитализма и как основание для альтернативного коммунистического проекта» 14 .

Однако во второй половине XX века миф о революции начинает рушиться: вместо прогресса лейтмотивом эпохи становится тема кризиса. Миф о революции подрывается трагическим опытом реальных революций. По иронии истории, они часто завершаются прямо противоположным результатом, выливаясь в еще большую несправедливость, неравенство, эксплуатацию и угнетение. Во многом это объясняется потребностью общества в упорядочении разбуженной стихийной энергии масс, в возвращении к нормам хоть какого–нибудь, даже предельно жесткого порядка. Вместе с тем опыт конца XX века продемонстрировал возможность сравнительно мирной смены власти, а затем и всего общественного строя: не случайно крушение коммунистических режимов в 1989 году в Центральной и Восточной Европе (за исключением Румынии) получили название «бархатных» и «нежных» революций 15 .

Можно утверждать, что социальные революции являются экстремальным способом разрешения глубоких социальных противоречий, политических кризисов. Другим, гораздо более приемлемым способом является реформа . В традиционном понимании реформы представляют собой лишь частичные изменения, призванные смягчить развертывание кризиса либо разрешить его в пользу господствующих классов, сохраняющих рычаги власти в своих руках. Реформа принципиально не затрагивает характера общественного строя, осуществляется постепенно, эволюционно (а не в форме скачка), сохраняя преемственность как институциональных структур, так и самого характера власти. Однако серия крупных реформ, осуществляемых радикал–реформаторами, нередко имеет результатом глубокие социально–экономические и политические преобразования цивилизационного порядка, что дает основания некоторым авторам называть их «революциями сверху». Правда, другие авторы, например, П.Штомпка, решительно возражают против этого термина: для революции, как уже говорилось, типично массовое протестное движение, которое далеко не всегда сопутствует реформам.

Главным достоинством процесса реформирования является то, что удается сохранить определенное равновесие (баланс) сил. Борьба интересов и идей осуществляется в рамках гражданского консенсуса, через взаимные уступки, предполагающие диалог и компромиссы. Для общественного развития это дает благоприятный, позитивный результат. Однако для достижения общегражданского согласия вокруг реформаторского курса требуется незаурядное политическое мастерство, гибкость правящей элиты, способной «поступаться принципами» и своевременно начинать реформирование общественной системы. Для того чтобы оно прошло успешно, необходимо помнить, что реформы, по словам известного российского социолога П.Сорокина, «не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам» 16 . Любой практической реализации реформирования социальных условий должно предшествовать их тщательное научное исследование. Каждый реформистски й эксперимент вначале должен тестироваться (т.е. проходить апробацию) на малом социальном масштабе. И лишь в том случае, если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Наконец, условие процесса успешного реформирования заключается в том, чтобы проводить реформы в жизнь правовыми и конституционными средствами 17 .

Попрание этих канонов делает каждую попытку социальной реконструкции тщетной, а общество расплачивается за нее не только стагнацией, но нередко и человеческими жизнями. Реформирование российского общества в 1990–е годы, к сожалению, подтверждает эти выводы. Разрыв столетиями складывавшихся хозяйственных связей привел к невиданному в истории цивилизованных государств спаду производства. Некомпетентность властных структур способствовала росту политической нестабильности и сепаратистских выступлений, угрожавших распадом государственности. Социальная напряженность подпитывалась нараставшим обнищанием населения, ростом социальных и межэтнических конфликтов. Крушение общепринятых ценностей, кризис духовности и расширение психологии авторитаризма создали реальную угрозу национальной катастрофы, т.е. дезинтеграции Российской Федерации, исчезновения ее как единого государства. К счастью, худшие прогнозы не оправдались, однако возникшие в ходе неудачного реформирования противоречия и конфликты полностью не разрешены; они лишь обрели латентные формы. Отсюда судьба России зависит от способности общества развиваться, постепенно реформируясь, на основе созидательного труда, сотрудничества, солидарности и взаимопомощи всех его членов и социальных групп.

Контрольные вопросы

Формы социальных изменений

  • 1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).
  • 2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция - центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц. проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым - ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому - ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.
  • 3. Циклические соц. изменения - это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Выделяют четыре вида социальных изменений.

  • 1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности -малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностей и др. К этому виду изменений относят также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.
  • 2. Изменения, затрагивающие социальные процессы, или процессуальные социальные изменения. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.
  • 3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.
  • 4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных изменений с другими - культурными, экономическими - имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

2. По характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы: эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов. Они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционными по своему характеру могут быть все четыре описанных выше вида изменений: структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные. В случае сознательной организации эволюционные изменения приобретают, как правило, вид социальных реформ. Но они могут быть и сугубо стихийным процессом.

Эволюционные изменения отличаются специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого изменяется вся социальная система. Сам же процесс накопления, в свою очередь, может быть разделен на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор -осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и отбраковываются другие.

Инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и др.

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяют следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т. е. его создатели; в) распространители; г) оцениватели, восприемники.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому, что они в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому, что они не частные, а общие или даже всеобщие и, наконец, в-третьих, как правило, опираются на насилие.

Циклические социальные изменения представляют собой более сложную форму социальных изменений, включающую эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, имеются в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Известно, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме.

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так, в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - несколько десятков лет, в частности теории длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н. Д. Кондратьев (1892-1938). К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. В основе механизма длинных волн разные авторы полагают процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, поколений людей, долговременную динамику нормы прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и как социальный, исторический и социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) - это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно каждые 25-50 лет. Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран.

3. Источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К последним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, партий, наций, целых государств.

Особо следует выделить технологические и идеологические факторы в качестве источников социальных изменений.

Наиболее очевидным влияние технологических факторов на социальную жизнь стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. С одной стороны, научно-технические нововведения вели к консолидации и интеграции внутри различных общностей - социальных и профессиональных групп, классов, изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами. С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Новое качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, носят идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения).

Идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям: с их помощью социальные группы и классы требуют соответствующих изменений либо сопротивляются им.

Роль идеологии более заметна, когда осуществляются глубокие преобразования, и менее, когда происходят сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В XX в. наука стала напрямую влиять на выработку программ социальных изменений, путей и способов их реализации, принятие управленческих решений в передовых странах, у социальных наук появились новые социальные функции, связанные с определением конкретных социальных проблем, их анализом и выработкой рекомендаций по практическому решению. Эти функции выполняет так называемая социальная инженерия, осуществляющая практическое упорядочивание, рационализацию сфер хозяйства, бизнеса, социальных и других отношений. Особую значимость социальные науки приобрели в преобразовании сферы организации и управления (государственного, муниципального, внутрифирменного), системы принятия решений.

4. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, происхождение и отмирание - неотъемлемая часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Он предполагает такую направленность социального и вообще развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

В целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения.

Но социальный прогресс имеет неоднозначный характер. Чаще всего приходится сталкиваться с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Помимо понятия прогресса существует еще и понятие регресса. Это движение от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается прежде всего в том, что развитие многих социальных структур и процессов ведет одновременно к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу в других.

Одним из важных критериев социального прогресса является его гуманистический смысл. Недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом - ведут ли они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

5. Проблема стабильности имеет не только научное, но и актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальных изменений возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур. Но социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

Социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся, но сохраняющее свою устойчивость, общество с отлаженными процессом и механизмом социальных изменений, не нарушающими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев. Стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.

Социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т. е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Среди условий социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения.

Тревожным сигналом потенциальной нестабильности общества служит наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может оказаться самым дестабилизирующим фактором.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от устойчивости политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями ветвей власти. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и играет решающую роль.