Социальный контроль кратко. Социальное поведение и социальный контроль. Формы и функции социального контроля. Основы теории социального поведения

Источник задания: Задание 1_20. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления _____(А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: _______(Б) и социальные санкции. Санкции – это _______(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, _______(Г). Форма социального контроля, по которой _______(Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность ________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Список терминов:

1) социальная норма

2) внешние формы

3) институт

4) реакция

5) индивид

6) негативные и позитивные

7) социальные статусы

8) горизонтальные и вертикальные

9) порядок

Решение.

Вставим пропущенные слова в текст.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка (А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы(Б) и социальные санкции. Санкции – это реакция (В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, позитивными и негативными (Г). Форма социального контроля, по которой индивид (Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов (Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Проверим правильность:

Одной из функций социального контроля действительно является укрепление порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя социальные нормы и санкции - реакция общества. Санкции бывают позитивные и негативные.

Система социального контроля является одним из элементов механизма социализации личности. Социализацию мы представляли как процесс освоения культурных норм и социальных ролей. Социализация касается прежде всего индивида и происходит под определенным контролем общества, окружающих (не только учат детей, но и контролируют правильность усвоения образцов поведения). Считается, что социальный контроль достигается сочетанием факторов предрасположенности к покорению, принуждения и пидданости социальным нормам, правилам поведения, ценностям. А также интерпретируется как целенаправленное воздействие общества на поведение индивида, и обеспечивает нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой, в результате чего и возникает "здоровый" социальный порядок, придерживается нормальный уклад общественной жизни (теории Э. Росса, P. парка). Проблема социального контроля по сути является составной проблемы взаимоотношений индивида и общества, гражданина и государства. Образно говоря, социальный контроль выполняет функцию милиционера, который следит за поведением людей и "штрафует" тех, кто не соблюдает соответствующие меры. Если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что они пожелают, и так, как они пожелают. Поэтому социальный контроль выступает фундаментом стабильности в обществе, его отсутствие или ослабление приводят к беспорядкам, социальной аномии (игнорирование норм и правил).

Социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченность взаимодействий между людьми благодаря нормативному регулированию. В его систему входят все способы реакции как крупных общественных образований, так и конкретного индивида на различные конкретные действия человека или групп, все средства общественного давления для того, чтобы поставить позанормовану поведение и деятельность в определенные социальные границы.

Рассматривая социальные институты, видим, что они выполняют контролирующую, влиятельную, регулирующую функции, сводятся к определенному "социального контроля" (можно привести примеры из повседневной жизни). Схематично можно объяснить так: каждый член общества осознает, как себя вести в различных ситуациях, чтобы быть понятным, чтобы знать, чего ожидать как от него, так и - какой будет реакция групп. То есть, "организованный ход" нашей общественной жизни может быть обеспечен благодаря тому, что взаемопередбаченою является поведение людей.

Каждая социальная группа вырабатывает систему средств, благодаря которым каждый человек ведет себя в соответствии с нормами, образцов поведения в различных ситуациях. В процессе социального контроля формируются отношения, которые, однако, намного сложнее, чем "подгонка" индивидуальных качеств под те или иные социальные стандарты. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания и социальной. Индивид и общество (социальная группа) представляют собой взаимодействующие составляющие элементы социального контроля. Это - процесс взаимодействия индивидов и обобществленных (группы, классы), в схему которого включаются два типа действий: индивидуальные действия и действия социальные (групповые, коллективные). Но и этого еще недостаточно. Принципиально важно принять во внимание своего рода дополнительные промежуточные элементы этой системы, переменные социально-психологического характера: самооценка субъекта действия (как индивида, так и социальной группы), восприятие и оценка социальной ситуации (социальная перцепция) как отдельным лицом, так и социальной группой.

Самооценка и оценка ситуации - важные социально-психологические показатели, проявление которых позволяет в значительной степени предсказать содержание и направление индивидуальных и социальных действий. В свою очередь, самооценка, оценка и восприятие социальной ситуации зависят от специфики социальной и индивидуальной шкалы оценок. Схематически механизм действия социального контроля показано на рис. 2.

В систему средств социального контроля относят:

■ система меры, норм, правил, запретов, санкций, законов, система подавления (включая физическое уничтожение);

■ система стимулов, наград, позитивных, доброжелательных мер поощрения и т.

Все это называется системой "социального контроля". Он представляет собой механизм поддержки общественного порядка и требует наличия двух основных групп элементов - нормы и санкции.

Нормы - это установки, наставления: как нужно вести себя в обществе. Это прежде всего обязанности человека или группы к другим, а также и ожидания (вожделенной поведения). Они формируют сеть социальных отношений, взаимодействий в группе, обществе. Социальные нормы - это и "стражи" порядка и ценностей.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирует людей соблюдать нормы.

Элементами системы социального контроля можно назвать:

■ привычку - как установленный способ поведения индивида в различных ситуациях, где он не имеет негативной реакции от группы;

■ обычай или традиции - как установленный способ поведения, где группа связывает свои моральные оценки и нарушение которого группа вызывает негативные санкции;

■ законы - как нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти;

■ санкции - как система мероприятий, действий, которые регулируют поведение людей (о них говорилось выше). Законом общество защищает драгоценное: человеческая жизнь, государственную тайну, собственность, права человека и достоинство.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно:

■ регулируют общий ход социализации;

■ интегрируют людей в группы, а группы - в общности;

■ контролируют отклонения от нормированной поведения и деятельности;

■ служат образцом, эталоном поведения.

Санкции - охранники норм, они "несут ответственность" за соблюдение норм людьми. Социальные санкции - достаточно разветвленная система, с одной стороны, вознаграждений, поощрений за выполнение норм, то есть за конформизм, согласие. С другой - наказаний за отклонение и несоблюдение их, то есть за девиантность. Конформизм, согласованность и правильность действий - цель социального контроля. Таким образом, санкции могут иметь положительный и отрицательный характер. Другим критерием разделения социальных санкций является наличие закрепления их действий в нормативно-законодательной базе. Поэтому они делятся на формальные и неформальные. То же самое касается и социальных норм. Следовательно, нормы и санкции объединены в единое целое. Исходя из этого, нормы и санкции можно условно отразить в виде логического квадрата (рис. 3).

Сами по себе нормы непосредственно ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе этих же норм и на основании санкционируя циркуляров.

Формальный контроль, как уже отмечалось, основанный на осуждении или одобрении со стороны официальных органов власти или администрации. Он глобальный, осуществляют его люди, наделенные полномочиями - агенты формального контроля: работники правоохранительных органов, административные и другие уполномоченные лица.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения. Для примера: традиционная местная община и до сегодняшнего дня контролирует все аспекты жизни своих членов. В единую систему социального контроля органично вплеталась и религия (строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с праздниками и ритуалами). Существует система контроля и неформальных отношений между членами преступной группировки или сообществ тюремного заключения.

Особая разновидность элементов социального контроля составляет общественное мнение и самоконтроль. Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок, предположений, суждений здравого смысла, которые разделяет большинство населения. Она существует и в производственном коллективе, и в небольшом поселении, социальному слою.

Самоконтроль называют еще и внутренним контролем, который проявляется через сознание и совесть, и формируется в процессе социализации. Ученые выяснили, что социальный контроль более чем на 2/3 осуществляется благодаря самоконтролю. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится применять внешний контроль. И наоборот. Чем меньше у человека развит самоконтроль, тем больше этому обществу приходится применять внешние факторы-рычаги.

Если разложить в системе координат все элементы правил и норм (X) в возрастающем порядке в зависимости от степени наказаний (Y), то их упорядоченность иметь следующий вид (рис. 4).

Соблюдение норм регулируется обществом с разной степенью строгости. Больше всего наказываются нарушения юридических законов и запретов (убийство человека, разглашение государственной тайны, надругательство над святыней и т.п.); и менее всего - привычки (элементы нечистоплотности, невоспитанности и др.).

Социальный контроль всегда имеет своим объектом нежелательное поведение, действие - девиации (отклонения от нормы). Во все времена общество стремилось преодолеть нежелательные нормы человеческого поведения. К нежелательной нормы можно отнести поведение: и воров, и гениев, и ленивых, и слишком трудолюбивых. Различные отклонения от средней нормы как в положительном, так и в отрицательном направлении угрожают стабильности общества, которая во все времена ценится больше всего. Социологи называют отвергнутую от нормы поведение - девиантным. Она представляет собой любые действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. Итак, любое поведение, не вызывает одобрения общественного мнения, называют - девиантным: "криминал", "пьянство", "суицид". Но это - в широком смысле. В узком смысле, девиантным поведением считают нарушение неформальных норм, закрепленных обычаями, традициями, этикетом, манерами и тому подобное. А все серьезные нарушения формальных норм, законов, соблюдение которых гарантируется государством, а значит, такие нарушения являются противоправными, - выступают как делинквентное поведение. Поэтому первый тип поведения является относительным (девиантным), а второй является абсолютным (делинквентные) нарушением. К делинквентности относят: воровство, грабежи, другого типа преступления.

Но, как указывалось выше, проявления девиантного поведения могут иметь не только отрицательный, но и положительный характер.

Если провести статистические подсчеты, то окажется, что в цивилизованных обществах в обычных условиях на каждую из этих групп приходится около 10-15% общей численности населения. Около 70% населения составляют так называемые "середняки" - люди с несущественными отклонениями в поведении и деятельности.

Чаще всего девиантное поведение наблюдается у подростков. Причиной является, в частности, психологические особенности возраста: желание острых ощущений, стремление удовлетворить любопытство, а также недостаточная способность прогнозировать свои действия, желание быть независимым. Подросток часто в своем поведении не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, и вместе с тем не готов к выполнению определенных социальных ролей при условии, что ожидают от него окружающие. В свою очередь, подросток считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Все эти противоречия и является основным источником девиации. Около 1/3 молодых людей так или иначе участвуют в каких-либо противоправных действиях. Наиболее распространенными формами девиации среди молодежи являются: алкоголизм, проституция, наркомания, хулиганство, самоубийство.

Таким образом, на одном полюсе - группа лиц, проявляющих максимально нелестную поведение (преступники, бунтари, террористы, предатели, бродяги, циники, вандалы и т.д.). На другом полюсе - группа лиц с максимально одобряемыми отклонениями (национальные герои, выдающиеся деятели науки, спорта, культуры, таланты, успешные цивилизованные предприниматели, миссионеры, меценаты и др.).

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее содержание и направленность зависят от исторически обусловленных, социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля составляет часть, аспект центрального вопроса — о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.

В процессе социального контроля складываются отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания социальная информация, ориентирующая действия людей в обществе, передается в виде целостных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, его образцов, то на уровне индивидуального сознания появляется возможность расчленения целостного блока социальной информации (образца поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах их достижения. Следовательно, появляется возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения.

В силу этого на уровне индивидуального сознания формируется возможность таких инноваций (новых позиций, ценностных ориентаций), которые, будучи включены в цикл функционирования социального контроля, могут изменить его характер. Это становится возможным в случае, если индивидуальная инновация получает общественное признание, завоевывает место в системе социальных ценностей. Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между индивидом и обществом, не есть отношение контролирующего субъекта к контролируемому объекту, социальный контроль не есть лишь воздействие общества на индивида, но всегда и неизменно — процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов.

Индивид и общество (индивид и социальная группа) представляют собой исходные взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. Социальный контроль — это процесс взаимодействия этих элементов. Соответственно в схему механизма социального контроля включаются два вида действий, а именно контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность общества, его социальных институтов и групп. Государственный (правовой, формальный) контроль определенным образом соотносится с социальным контролем, но не сводится к нему. Социальный контроль представляет собой регулирование социального поведения индивидов с позиций не только политических, правовых, но и других социальных институтов (образования, культуры, морали) иных общностей и групп.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет внутреннюю противоречивость этого взаимодействия. Так. с одной стороны, человек не может обрести индивидуальность, приобрести, сформировать свои социальные качества и свойства вне или помимо общества, только усвоение социальных смыслов и значений позволяет сформироваться личности человека. Если индивид не является продуктом социальной и социокультурной среды, значит он — не человек. С другой стороны, индивидуальность — столь же неотъемлемое свойство человека как и его социальность, он не сможет сохранить и развить свою индивидуальность, если он всего лишь автоматически приспосабливается к образцам культуры. Если человек представляет собой лишь слепок социокультурной среды, значит он — не личность.

Элементы социального контроля

Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия, причем речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) контролирующего действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное (контролируемое) поведение, в свою очередь сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные (контролирующие) действия.

Если индивид (индивидуальное действие) и (социальное действие) служат исходными взаимодействующими элементами системы социального контроля, то особенности такого взаимодействия зависят от ряда важных промежуточных социально-психологических переменных, характеризующих как индивида, так и противостоящую ему социальную группу. В их числе: социальная перцепция, установка восприятия, сквозь призму которой воспринимают социальную реальность, с одной стороны, индивид (индивидуальная перцепция) и, с другой стороны — социальная группа (групповая перцепция). От характера восприятия и оценки ситуации зависит далее формирующаяся на этой основе самооценка индивида и самооценка соответствующей социальной группы.

Оценка ситуации и самооценка — важные социально-психологические показатели, во многом определяющие содержание и направленность актов как индивидуального, так и социального действия. В свою очередь, специфика восприятия социальной ситуации, формирование на этой основе самооценки зависят от характера тех критериев социальных оценок, которые применительно к индивиду образуют индивидуальную шкалу оценок, а к социальной группе — социальную шкалу оценок. Преломляясь через призму этих шкал, группа оценивает действия индивида, а индивид в свою очередь на основе своей шкалы оценивает адресованные ему действия группы (класса, общества).

Полный перечень элементов , образующих систему социального контроля (в его нормативно-психологическом аспекте), включает в себя:

  • индивидуальные действия , проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой, — акты познавательного и адаптивного характера; эти акты закрепляются или устраняются из поведения в связи с реакцией на них социальной среды (группы, класса, общества в целом). Изначально, взятые сами по себе индивидуальные акты не содержат социальных свойств, качеств. Такими социальными качествами наделяет эти акты социальное целое. Таков первоначальный этап социального контроля;
  • объективно существующая в обществе (в морали, нраве, идеологии, религии) социальная шкала оценок , на основе которой социальное целое оценивает индивидуальные действия. Названная шкала является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных устремлений, интересов социальной группы, класса, общества в целом. От этой шкалы оценок зависит реакция общества на индивидуальное действие;
  • социальная категоризация индивидуального акта. Она выступает результатом функционирования социальной шкалы оценок, следствием отнесения этого акта к определенной категории действий (социально одобряемого или социально порицаемого характера);
  • самооценка группы: социальная категоризация индивидуального акта произвол на от характера общественного самосознания, от того, как общество (социальная группа) оценивает себя. Эта самооценка производна от оценки группой социальной реальности, условий се существования, от социальной (групповой) перцепции;
  • результат оценки и категоризации индивидуального действия - социальное действие , т. е. реакция общества, социальной группы на оцененное и категоризированное индивидуальное действие. Такие социальные действия выполняют роль негативных или позитивных санкций;
  • индивидуальная шкала оценок. Она является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида, и от нее зависит реакция индивида на указанные социальные действия;
  • результат функционирования индивидуальной шкалы оценок - самокатегоризация индивида (принятие роли, отождествление себя с определенной категорией лиц);
  • индивидуальное самосознание, в том числе индивидуальная самооценка , оценка индивидом ситуации, в которой он действует (индивидуальная перцепция), определяемые сам о категоризацией. Самооценка, индивидуальная перцепция (восприятие ситуации) предопределяют последующий акт индивидуального действия, служащего теперь уже реакцией лиц определенных категорий на групповое социальное действие (см. рис. 1).

Рис. 1. Механизмы социального контроля

Обратная связь в системе социального контроля

Основная функция социального контроля — поддержание социальной системы в состоянии равновесия путем приведения в норму постоянно возникающих в системе возмущений, отклонений от господствующих ценностей и норм. Если социальный контроль складывается в ходе взаимодействия общества и индивида, то само это взаимодействие принимает форму системы с прямой и обратной функциональными связями. По линии прямой связи осуществляется воздействие на человека социального целого; ответная реакция индивида (индивидов) воздействует на общество, социальное целое по линии обратной связи. Существенным в этом взаимодействии является характер прямой и обратной связей: нейтральный (система сохраняет свои основные характеристики); снижение уровня социальных отклонений; усиление социальных отклонений.

Социальный контроль не может функционировать, отказавшись от дихотомий «добро-зло», «почетно-позорно», «законно- преступно» и т. д. Таков неизбежный элемент общественного сознания, так как поляризуя названные категории, очерчивая и клеймя «зло», наказывая за него, прославляя «добро» и поощряя его, система социального контроля тем самым конкретизирует, подтверждает и укрепляет значимость доминирующих ценностей, охраняемых системой социальных (в том числе правовых) санкций. Ослабление эффекта поляризации, размывание границ между добром и злом, законным и преступным отрицательно сказывается на общественном сознании, может привести в конечном счете к распространению состояния без- нормативности («аномии»).

Вместе с тем действуя в условиях подобной поляризации, система социального контроля может стать контрпродуктивна в случае преобладания в ней завышенной, максимально ригористичной системы оценок социальных отклонений. Это связано с тем, что социальные оценки формируют самосознание, ведут к принятию социально приписываемой роли и к соответствующему такой роли поведению. Обратные связи в социальной системе могут быть отрицательными и положительными. Обратная отрицательная связь в системе социального контроля образуется в случае, когда регулирующее воздействие социальной группы (общества, государства) ведет к снижению уровня социальных отклонений. Положительная обратная связь налицо в случае, когда регулирующее воздействие не только не снижает, но, напротив, усиливает уровень социальных отклонений. Именно такая ситуация возникает в условиях жесткого максимального ригоризма, возникающего в системе социального контроля.

В таких условиях возникает следующая система социального контроля с положительной обратной связью:

  • все более строгая оценка поступков определенного рода ведет ко все более отрицательной самооценке человека;
  • это провоцирует его к совершению поступков, соответствующих его представлению о своей роли;
  • это, в свою очередь, ведет к выработке в сфере морали, права и т. д. еще более строгих определений для таких поступков и, соответственно, к более строгой оценке совершающих их лиц;
  • это вновь ведет к формированию у таких лиц все более негативной самооценки, и т. д.

Система замкнулась. Она функционирует, но, как это понятно, вовсе не в желательном направлении. С каждым новым ее циклом тяжесть и количество отклонений нарастают, что в конечном счете может привести к слому социальной системы данного вида. Система усиления социальных отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного (маргинального) характера противопоставляется догматическая или экстремистская мера социального реагирования (максимально отрицательная оценка, применение неоправданного насилия). Формула здесь: «применять насилие всегда, когда это только возможно».

Такого рода меры усиливают уровень социальных отклонений, активизируют догматические, экстремистские отклонения, что ведет к росту социальных возмущений, дестабилизации системы социального контроля. Система выравнивания социальных отклонений возникает тогда, когда на имеющиеся отклонения проявляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизация насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе социального контроля. Формула здесь: «применять насилие только тогда, когда невозможно не применить его».

Любое общество, стремящееся к процветанию, к тому, чтобы сделать максимально счастливыми максимально большое число своих граждан, обязано подавлять порок, карать за преступления и вознаграждать за добродетель, от чего, в конечном счете, зависит общее благополучие. Там же, где все внимание, вся энергия направлены на подавление пороков, а вознаграждение за добродетель незначительно или отсутствует, там порок неистребим, а общее благополучие недостижимо.