Стройбат в ч чем занимаются. Есть ли необходимость возрождать в армии стройбаты: мнения



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Слово «стройбат» у многих вызывает улыбку или легкую иронию, поскольку, официально, такого рода войск уже не существует. Последние части были расформированы в 90-х годах . Но до сих пор существует множество народных высказываний или просто анекдотов по поводу стройбата.

История создания

Стройбат – строительный батальон, хотя в официальных документах всё было иначе. Своё начало ВСО (военно-строительные отряды) берут с 1942 года , когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение создать Военно-восстановительное управление. Под его началом строились все объекты инфраструктуры, разрушенные немцами-оккупантами во время Великой Отечественной войны. Сам термин «стройбат» был придуман народом и вышел из обращения в 1970 году. Стоит обратить внимание, что сами солдаты называли себя весьма иронично – королевские войска.

Факты – в 1980 году количество личного состава ВСО составляло около 300–400 тысяч человек , что перекрывает общее количество таких подразделений, как: ВДВ, морская пехота и пограничные войска.

Солдат спит – служба идет. Условия службы

Говоря честно, далеко не все солдаты срочной службы хотели попасть в стройбат. И этому есть ряд причин:

  1. Солдаты имели к военной службе формальное отношение. Они могли больше времени провести не в окопе или стрельбах, а на стройке или рытье котлована.
  2. Национальная составляющая. Отряды формировались из многонациональных групп. Часто в стройбат брали детей из неблагополучных семей или подростков, состоящих на учете в милиции. Такое сочетание разных типов национальностей и людей, склонных к криминалу, пугало молодого бойца. Часто происходили случаи дезертирства из частей.
  3. ВСО могли направлять в потенциально опасные места, даже в мирное время. Их бросали на устранения техногенных катастроф или на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Такая работа была связана с риском получения опасного заболевания или различных по сложности травм.
  4. Само отношение общества к такому виду войск было снисходительное. В народе ходило много анекдотов про стройбат, поэтому служить в таком виде войск было несолидно.

Несмотря на все недостатки, были и отличительные плюсы среди остальных видов войск. Например, солдат получал зарплату за свою службу, причем её размер составлял порядка 120–180 рублей . Из этой суммы нужно вычесть 30 рублей за обслуживание бойца и его пропитание. Но даже в таком случае остается приличная сумма. Эти деньги откладывались на личный счет бойца, и лишь в случае острой необходимости солдат мог ими воспользоваться. Оклад мог доходить и до 250 рублей в месяц . Все зависело от специальности, которой обладал молодой боец. Ценились специалисты узкого профиля, связанного с машинами и техникой, такие как бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики и прочие. Иногда демобилизованный солдат привозил со службы домой сумму до 5 000 рублей .

Официальная критика

Часто стройбат подвергался критике со стороны официальных лиц государства. Так, в 1956 году начальник генштаба и министр обороны раскритиковали в своем докладе места прохождения службы бойцов. Содержание документа ссылалось на конституцию, согласно которой рядовой должен проходит службу в рядах вооруженных сил СССР, а не в строительных организациях страны.

Бывали и другие случаи. В 1955 году одну из строительных бригад направили в ещё недостроенное помещение для строительно-монтажных работ. Как позже выяснила комиссия, санитарно-гигиенические условия здесь не соответствовали нормам и местами были грубо нарушены. Многие солдаты были направлены в госпиталь с такими серьезными заболеваниями, как туберкулез. У некоторых рядовых находили вшей.

Несмотря на все нелестные высказывания относительно ВСО, нельзя отрицать их огромную роль в становлении и строительстве страны. Заводы и крупные предприятия, объекты инфраструктуры и пути сообщения – везде можно было видеть бойцов, работающих на благо родины. Силами строительных батальонов возводились школы, больницы, а иногда и целые поселения. Благодаря военной дисциплине и отлаженной логистике объекты сдавались в сроки, иногда перевыполняя планы строительства.

«Пойдешь служить в стройбат!» - этим словом пугали многих призывников в Советском Союзе. Так называли военно-строительные отряды (ВСО), которые занимались не боевой подготовкой, а строительством различных объектов на территории страны. Но почему же служить в строительных батальонах было так позорно?

Откуда взялось прозвище «королевские войска»?

«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.

Еще одно, неофициальное наименование стройбата - «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек. В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте - около 15 000, в погранвойсках - около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева . Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.

Пугало для призывников

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория - призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства - в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина - плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно - им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

Советская легенда со знаком «минус»

Надо сказать, что от стройбата были не в восторге не только призывники, но и военное руководство, которое не раз высказывало мысль о «неэффективности» и даже «незаконности» таких подразделений. Еще в 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба… должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Не раз высказывались претензии по поводу плохой организации производственной деятельности и материально-бытового обеспечения в таких войсках. Например, солдат-строителей часто размещали в недостроенных зданиях, где отсутствовали отопление и элементарные санитарно-гигиенические условия.

Да и безопасной эта служба отнюдь не была. Так, в 1986 году армейские строительные подразделения были брошены на ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС и длительное время находились в зараженной зоне. Во время войны в Афганистане именно «королевские войска» строили жилье, объекты инфраструктуры, аэродромы, склады и фортификационные сооружения для советских воинских частей.

Сегодня советский стройбат стал легендой, к сожалению, носящей скорее негативный оттенок. Впрочем, он все равно остается неотъемлемой и даже колоритной частью нашего советского прошлого.

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

Фото пресс-службы МО РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу 142 тысяч молодых граждан страны. Одной из особенностей данной кампании, видимо, будет то, что призывников помимо боевых подразделений направят во вновь создаваемые в Вооруженных силах военно-строительные формирования. Их сформируют за счет увеличения штата военнослужащих с 1 января 2017 года на 13,6 тыс. человек. Об этом накануне президент подписал соответствующий указ, согласно которому общая штатная численность армии и флота (то есть военнослужащих и гражданского персонала) по сравнению с 2016 годом к 1 июля 2017 года должна увеличиться на 17,6 тыс. человек.

Увеличение штатной численности Вооруженных сил связано в том числе с передачей Минобороны функций Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), которое до 1 июля 2017 года должно быть упразднено. Вооруженным силам в этой связи передадут «штатную численность военнослужащих и гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований», которые входили в упраздняемый Спецстрой. В открытом доступе нет данных, сколько конкретно военнослужащих проходили военную службу в этих формированиях. И были ли среди них в последние годы военнослужащие по призыву, также не известно. Ранее, в августе 2011 года, тогдашний руководитель Спецстроя Григорий Нагинский говорил, что в результате реформы в его ведомстве не останется солдат по призыву, которых заменят рабочие из «дружественных нам республик». По данным Минобороны, в прошлом году общая численность сотрудников Спецстроя составляла около 44 тыс. человек.

Между тем лишь менее половины из них пополнят строительные структуры Минобороны, только небольшая часть - около 4 тыс. человек – составит гражданский персонал. При этом в штат управленцев Минобороны передается «численность федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата упраздняемого Федерального агентства специального строительства в количестве 200 единиц». Как сообщил недавно замминистра обороны Тимур Иванов, «в рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних 19». Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, «а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов Воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ». Пока нет официальных сообщений, что в состав создаваемых на базе Спецстроя подразделений войдут военно-инженерные и военно-строительные батальоны и отряды. Но источники в Минобороны сообщают, что их формирование уже идет полным ходом. И в отличие от стройбатов, которые существовали во времена СССР, в их составе сейчас будут служить военнослужащие по контракту и по призыву, имеющие военно-строительные и технические специальности, как правило, с высшим образованием.

Решение возродить советскую практику стройбатов объясняется просто. Реформа и «распогонивание» Спецстроя привело к раздутию его административных штатов. Появились многоступенчатые управленческие структуры, а основные строительные функции выполняли малоквалифицированные фирмы, набиравшие рабочих из жителей стран СНГ. Они плохо работали, особенно в условиях Арктики и в отдаленных местностях. В результате многие важные оборонные и государственные контракты не были выполнены в срок. Были выявлены многочисленные факты коррупции и взяточничества.

«Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем», – отмечает Тимур Иванов. О том, насколько эффективно в нынешних непростых для страны социально-экономических условиях применение военно-строительных подразделений, говорит опыт возведения силами Минобороны более 130 км железнодорожного пути в обход Украины на западе РФ на участке Журавка-Миллерово. Это строительство полностью осуществляют железнодорожные батальоны Вооруженных сил. И, как заявил недавно замминистра обороны Дмитрий Булгаков, дорога, которая строится, начнет функционировать более чем на год раньше запланированного срока. Ее откроют 15 августа 2017 года. Никаких коррупционных фактов при ее строительстве не выявлено.